Взаимосвязь дополнительного и общего образования в условиях муниципального центра образования




Скачать 424.65 Kb.
НазваниеВзаимосвязь дополнительного и общего образования в условиях муниципального центра образования
страница1/3
Дата публикации22.09.2013
Размер424.65 Kb.
ТипАвтореферат
skachate.ru > Туризм > Автореферат
  1   2   3


На правах рукописи


КОЛЕСОВ Андрей Вячеславович

ВЗАИМОСВЯЗЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО

И ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ЦЕНТРА ОБРАЗОВАНИЯ

13.00.08 – теория и методика профессионального образования

АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук


Москва – 2009

Диссертация выполнена на кафедре педагогики и психологии

Российской международной академии туризма


Научный руководитель – доктор педагогических наук

Константинов Юрий Сергеевич.


^
Официальные оппоненты: доктор педагогических наук

Агапов Игорь Геннадьевич;

кандидат педагогических наук, доцент

Зорина Галина Ивановна.

Ведущая организация – Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов Московской области Педагогическая академия последипломного образования.

Защита состоится «29» января 2010 года в 12.00 часов на заседании диссертационного совета 311.006.01 при Российской международной академии туризма по адресу: Октябрьская улица , 10 , микрорайон Сходня, г. Химки Московской области, 141420, зал диссертационного совета.
С диссертацией можно ознакомиться в читальном зале библиотеки Российской международной академии туризма: улица Горького, 7 , микрорайон Сходня, г. Химки Московской области, 141420, читальный зал.

Автореферат разослан «28» декабря 2009 года и размещен на сайте www.rmat.ru.


Ученый секретарь

диссертационного совета В.Ю.Питюков

^ ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования. Многомерное и стремительное развитие современного общества вносит существенные коррективы во все сферы жизнедеятельности человека. В связи с расширением процессов глобализации главным критерием развития государства является конкурентоспособность. Общество предъявляет к образованию граждан все более высокие требования. Глобальные открытия в области науки и техники ломают сложившийся жизненный уклад, стимулируя человека к постоянному совершенствованию, непрерывному (в течение полного дня) и разнообразному по формам образованию, от этого зависит успешность человека в современном обществе, его социальная и профессиональная востребованность.

Возрастает значение раннего всестороннего развития детей и подростков. Становится важным не просто воспитать у подрастающего поколения любовь и уважение к образованию, а способствовать развитию таких качеств личности, как креативность, адаптивность, активность личности в социальной сфере. В стране реализация новых требований к взаимосвязи дополнительного и общего образования идет достаточно сложно. Взаимодействие должно быть основано на равном значении систем дополнительного и общего образования относительно друг друга и на многообразии горизонтальных, то есть неиерархических связей. По этим связям между системами происходит обмен ресурсами, информацией и перемещение обучающихся. Каждая из подсистем должна обладать доступом ко всем объединенным ресурсам и тем самым усиливать собственные возможности. При этом обучающиеся приобретают возможность получить более широкий спектр образовательных услуг и выстроить свои индивидуальные планы.

Становится важно организовать взаимодействие видов образования - дополнительного и общего - с использованием педагогических ресурсов социокультурного пространства, которое мы определяем как целостный многофункциональный комплекс возможностей окружающей природной и социальной среды, сформированный в результате деятельности человека созидательного и интегративного характера. Под взаимосвязью дополнительного и общего образовательного пространства мы понимаем совокупность научно-обоснованных действий субъектов образовательного процесса по обучению и воспитанию подрастающего поколения в интересах человека, общества и государства. Успешность взаимосвязи дополнительного и общего образовательного пространства мы определяем как результат, который достигнут в совместной научно-обоснованной деятельности субъектов образовательного процесса, соответствующий ожидаемому. Взаимосвязь дополнительного и общего образования мы рассматриваем как форму связи между видами образования, возникающую в результате совместной деятельности субъектов образовательного процесса по актуализации педагогических ресурсов социокультурного пространства в целях личностного развития ребенка.

Актуальность исследования на социально-педагогическом уровне обусловлена противоречиями между ростом требований личности в расширении многообразия педагогических ресурсов образовательного пространства и практикой решения проблемы в учебном процессе; необходимостью и возможностью взаимодействия дополнительного и общего образования с использованием педагогических ресурсов образовательного пространства, с одной стороны, и достигнутым уровнем его организации, с другой.

Актуальность исследования на научно-теоретическом уровне обусловлена несоответствием между потребностью в многообразии педагогических форм взаимосвязи дополнительного и общего образования и степенью их теоретической разработанности: слабо исследованы педагогические модели образовательного пространства взаимосвязи дополнительного и общего образовательного пространства, не нашла отражение в теоретических исследованиях идея значимости организации взаимосвязи дополнительного и общего образовательного пространства с использованием педагогических ресурсов муниципального округа.

Актуальность исследования на научно-методическом уровне обусловлена исторически сложившейся оторванностью системы дополнительного образования и общего образования детей и изменением государственных приоритетов в сфере образования от фрагментарного к целостному восприятию образовательного процесса, введением новых организационно-содержательных форм, использованием всех имеющихся ресурсов муниципального округа.

Все это потребовало от нас уточнения сущности и содержания взаимосвязи дополнительного и общего образования, обеспечивающего успешное развитие личности в современном муниципальном округе.

Теоретические аспекты взаимодействия в образовательной сфере рассматриваются в работах следующих ученых: А.Н. Джуринского, И.В. Зорина, В.А. Квартальнова, Ю.А. Конаржевского, П.И. Пидкасистого, И.П. Подласного, В.А. Сластенина, Е.Н. Шиянова и др.

Механизмы муниципального взаимодействий изучают отечественные (А.А. Бодалев, Ю.Н. Галагузова А.А. Леонтьев, Ю.С. Константинов, А.В. Мудрик, А.А. Остапец-Свешников, В.Р. Чинков и др.) и зарубежные (М. Вебер, К. Изард, К. Левин, Дж.Г. Мид, Т. Парсонс и др.) ученые.

Представляют интерес следующие направления исследований последних лет: взаимодействие, которое рассматривается как совершенствование учебно-воспитательного процесса (Ю.С. Константинов, Я.С. Турбовский); средства формирования и упрочения коллективизма по месту жительства (Ф.Г. Зиятдинова); моделирование в организации учебно-воспитательного процесса (Т.Н. Бреус, О.В. Карпичко, А.В. Томильцев), педагогика взаимодействий в образовательном процессе (Е.В. Коротаева); проектирование синергетической образовательной среды (А.В. Бочкарев, С.Н. Додока, Р.С. Рабаданова); развитие регионального образования (Е.И. Михайлова, В.В. Нестеров).

Изучение проблемы свидетельствует о том, что взаимосвязь - явление более глубокое, нежели просто совместная деятельность субъектов образования; оно включает взаимосвязи групп, явлений, процессов. Формируется потребность в специальных исследованиях, содержащих научно-теоретический анализ и оценку тенденций и перспектив развития современных подходов к проблеме обеспечения взаимосвязи дополнительного и общего образования в условиях муниципального Центра образования.

На основании вышеизложенного были сформулированы противоречия, суть которых состоит в том, что с одной стороны развитие новых образовательных учреждений, основанных на взаимодействии различных видов образования (дополнительного и общего) требует новых подходов и технологий взаимодействия, а с другой стороны наблюдается отсутствие в теории и методике профессионального образования специальных разделов раскрывающих структуру, содержание и методическое обеспечение такого взаимодействия.

Таким образом, эти противоречия позволили сформулировать проблему исследования: каковы условия создания эффективно действующей модели, системно представляющей содержание, управление и организацию взаимосвязи дополнительного и общего образования в условиях муниципального Центра образования.

Проблема определила цель исследования: выявить содержание, формы управления и организации взаимосвязи дополнительного и общего образования.

^ Объект исследования: взаимосвязь дополнительного и общего образования в условиях муниципального Центра образования.

Предмет исследования: содержание, формы и методы взаимосвязи дополнительного и общего образования в условиях муниципального Центра образования.

^ Гипотеза исследования: эффективность взаимосвязи дополнительного и общего образования в условиях муниципального округа повысится, если:

  • на основе выявления сущности содержания понятия «взаимосвязь дополнительного и общего образования» и системы принципов, при которой эта взаимосвязь осуществляется в условиях современной нормативно-правовой базы системы образования и требований автономизации учреждений образования будет разработана педагогическая модель муниципального Центра образования, как учреждения образования, объединившего общеобразовательную школу и центр детского творчества, искусства и спорта, которая действует как открытая социально-педагогическая система, тесно взаимодействуя с общеобразовательными учреждениями округа, муниципальными и государственными институтами, семьей.

  • с учетом определения этапов предметной интеграции, предусматривающих обеспечение личностного развития обучающихся, основанного на содержательном компоненте образовательного учреждения будут выделены управленческие уровни взаимосвязи педагогических коллективов дополнительного и общего образования, обеспечивающие последовательную оптимизацию педагогической модели муниципального Центра образования.

Цель и проблема исследования определила постановку задач исследования:

1. Выявить совокупность принципов, определяющих взаимосвязь дополнительного и общего образования в условиях муниципального Центра образования, как образовательного учреждения нового типа.

2. Выявить этапы предметной интеграции дополнительного и общего образования, направленные на личностное развитие обучающихся.

3. Выявить уровни взаимосвязи педагогических коллективов дополнительного и общего образования.

4. Разработать и экспериментально проверить педагогическую модель муниципального Центра образования как интеграционного образовательного учреждения нового типа, объединившего общеобразовательную школу и центр детского творчества, искусства и спорта.

^ Теоретико-методологическая основа исследования строится на основе философских концепций (И. Кант, Г.В.Ф. Гегель, Ф. Энгельс, К. Маркс, Л.Г. Чусовитин, В.А. Герт); на принципах системного (В.П. Беспалько, В.С. Леднев, А.М. Новиков), аксиологического (И.В. Зорин), культурологического (М.М. Бахтин, В.С. Библер, Б.С. Ерасов, А.И. Кравченко), акмеологического (С.Е. Шишов), личностно-ориентированного (В.А. Сухомлин-ский, Е.В. Бондаревская, Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, В.В. Давыдов, В.А. Кальней) подходов.

^ Теоретическую основу исследования составили: исследования по проблемам интеграции в образовательном процессе (Э.Н. Гусинский, М. Новицкая, В.С. Безрукова, А.В. Петров, А.И. Гурьев, Г.В. Сдасюк); работы, посвященные проблемам развития системы дополнительного образования (А.К. Бруднов, М.Б. Коваль, Ю.С. Константинов, И.И. Зарецкая, А.Я. Журкина, А.А. Остапец-Свешников, С.Ю. Михин, М.О. Чеков); работы, посвященные проблемам воспитания и организации воспитательного процесса (А.В. Гаврилин, Н.Л. Селиванова, Л.И. Новикова, В.А. Караковский, О.С. Газман, М.Н. Дудина); теория управления образовательными системами (В.П.Беспалько, В.А. Кальней, С.Е. Шишов); проектирование образовательной среды (В.Ю. Питюков); исследования по психологии подросткового возраста (И.С. Кон, В.П. Зинченко, Г.Б. Моргунов, И.А. Зимняя); методология и теория социально-педагогических исследований (В.И. Загвязинский, В.В. Краевский, А.М. Новиков).

Для успешного решения поставленных задач были комплексно использованы следующие методы исследования: анализ философской, психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования, систематизация, сравнение, синтез, классификация, обобщение, теоретическое моделирование; опытно-поисковая работа, изучение результатов деятельности муниципальных образовательных учреждений, наблюдение, беседа, опросные методы, анкетирование, тестирование, качественная и количественная обработка результатов опытно-поисковой работы.

На разных этапах экспериментальной деятельности были использованы стандартизированные методики, направленные на диагностику педагогических умений (компетенций) Дж. Хессарда, оценку уровня педагогического мастерства Я.Г. Плинера, В.А. Бухвалова, изучение мотивации к учению А.К. Марковой и др.

^ База исследования: государственное образовательное учреждение «Центр образования № 118» г. Москвы, объединяющее общеобразовательное учреждение и учреждение дополнительного образования детей, кафедра педагогики и психологии Российской международной академии туризма, государственное образовательное учреждение «Центр воспитательной работы «Аргус»» г. Москвы, государственное образовательное учреждение «Центр детского и юношеского туризма и экскурсий «Черемушки»» г. Москвы, государственное образовательное учреждение «Центр воспитательной работы» г. Москвы, государственное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №121» г. Москвы, государственное образовательное учреждение«Средняя общеобразовательная школа №533» г. Москвы, государственное образовательное учреждение«Средняя общеобразовательная школа №584» г. Москвы, государственное образовательное учреждение«Средняя общеобразовательная школа №1264» .

^ Разработка и экспериментальная апробация взаимодействия дополнительного и общего образования осуществлялась на протяжении всего периода исследования, в практике экспериментального обучения в государственном образовательном учреждении «Центр образования № 118» г. Москвы; в работе со студентами Российской международной академии туризма; при чтении лекций на городских курсах повышения квалификации учителей, а также педагогических советах, методических объединениях общеобразовательных школ, учреждений дополнительного образования города; в публикациях.

Педагогическое исследование по теме диссертации проводилось нами с 2001 по 2009 год и включало несколько этапов.

^ Первый этап носил поисково-теоретический характер. На основе теоретического анализа психолого-педагогической, социологической, философской литературы осуществлялось изучение различных аспектов проблемы исследования, определялись исходные параметры исследования, его предмет, структура, границы, гипотеза, методология и методы, понятийный аппарат. На данном этапе (2001-2005 г.г.) проводилось изучение проблем педагогической практики в контексте исследуемой проблемы. Изучение теоретических источников, практический анализ показали недостаточную разработанность данной проблемы. На этом основании была уточнена тема нашего исследования, его научный аппарат, выдвинутая гипотеза, которую необходимо проверить опытно-экспериментальным путем.

^ Второй этап - опытно-экспериментальный, в ходе которого была обоснована методика деятельности интегрированных курсов на различных ступенях обучения. На основании анализа результатов констатирующего эксперимента были подготовлены методические рекомендации по деятельности в инновационном режиме, разработаны программы интегрированных курсов, которых придерживались учителя экспериментальных классов. Исходя из задач исследования, в методические рекомендации и практико-ориентированные программы деятельности вносились определенные коррективы. На втором этапе (2006-2007 г.г.) была разработана методика и проведен педагогический эксперимент.

На третьем, обучающем этапе осуществлялся анализ и систематизация результатов исследования, проведено уточнение теоретических и экспериментальных данных, сформулированы основные выводы и рекомендации, были подведены итоги экспериментальной работы, позволяющие судить о подтверждении гипотезы диссертационного исследования и объективности его результатов. Третий этап продолжался с 2007 по 2009 год.
  1   2   3

Похожие:

Взаимосвязь дополнительного и общего образования в условиях муниципального центра образования iconТихвинский муниципальный район ленинградской области
«Предоставление информации об организации общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего...
Взаимосвязь дополнительного и общего образования в условиях муниципального центра образования iconПредмет регулирования Административного регламента
«Предоставление информации об организации предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего...
Взаимосвязь дополнительного и общего образования в условиях муниципального центра образования iconДополнительного образования детей «красноселькупский центр дополнительного...
Настоящая программа является трёхгодичной программой дополнительного образования детей. Программа реализуется в рамках образовательной...
Взаимосвязь дополнительного и общего образования в условиях муниципального центра образования iconСоблюдение требований к уровню подготовки выпускников (обучающихся)...
Доступность, безопасность и эффективность начального общего, основного общего образования
Взаимосвязь дополнительного и общего образования в условиях муниципального центра образования iconУчебный план дополнительного образования муниципального бюджетного...
Устава школы, лицензии школы серия к №0001680, регистрационный №13327, 05 декабря 2008г. Министерство общего и профессионального...
Взаимосвязь дополнительного и общего образования в условиях муниципального центра образования iconАдминистрция города яровое алтайского края постановление
«Предоставление общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, дополнительного образования...
Взаимосвязь дополнительного и общего образования в условиях муниципального центра образования iconДоклад муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного...
Ежегодный публичный доклад муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей
Взаимосвязь дополнительного и общего образования в условиях муниципального центра образования iconАдминистративный регламент предоставления муниципальной услуги
Предоставление информации об организации общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего...
Взаимосвязь дополнительного и общего образования в условиях муниципального центра образования icon«Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся...
Тие профессиональной компетентности педагогических работников учреждений дополнительного образования по вопросам формирования культуры...
Взаимосвязь дополнительного и общего образования в условиях муниципального центра образования iconГород яровое алтайского края
«Предоставление информации об организации общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
skachate.ru
Главная страница