Динамическое моделирование системы дополнительного образования туристско-краеведческого профиля в интегрированном центре образования




Скачать 382.98 Kb.
НазваниеДинамическое моделирование системы дополнительного образования туристско-краеведческого профиля в интегрированном центре образования
страница1/3
Дата публикации04.08.2013
Размер382.98 Kb.
ТипАвтореферат
skachate.ru > Туризм > Автореферат
  1   2   3


На правах рукописи

КАРПИЧКО Ольга Владимировна

ДИНАМИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ

СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ

В ИНТЕГРИРОВАННОМ ЦЕНТРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

13.00.08 - теория и методика профессионального образования


АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук

Москва – 2009

Диссертация выполнена на кафедре педагогики и психологии

в Российской международной академии туризма.

Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор

Шишов Сергей Евгеньевич.

^
Официальные оппоненты: доктор педагогических наук

Константинов Юрий Сергеевич;
кандидат педагогических наук

Чинков Валерий Ростиславович.
^ Ведущая организация:
Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов Московской области Педагогическая академия последипломного образования.
Защита состоится «27» ноября 2009 года в 15 часов на заседании диссертационного совета Д 311.006.01 при Российской международной академии туризма по адресу: 141420 , Московская область, г. Химки, микрорайон Сходня, ул. Октябрьская 10 , зал заседаний диссертационного совета.
С диссертацией можно ознакомиться в читальном зале библиотеки Российской международной академии туризма (141420, Московская область, г. Химки, микрорайон Сходня, ул. Горького, 7, читальный зал).
Автореферат разослан 26 октября 2009 года и размещен на сайте www.rmat.ru.




Ученый секретарь

диссертационного совета В.Ю.Питюков
^ ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Сегодня задачи, решаемые учреждениям дополнительного образования, с каждым годом становятся все многообразнее и сложнее. Постоянно появляется необходимость многократных проверок новых эффективных методов и приемов обучения, вариантов учебных пособий и материалов и т.п. Жизнь требует, чтобы они разрешались оперативно и имели решение, которое эффективно оптимизирует учебный процесс. Поэтому в системе дополнительного образования все большее значение приобретают вопросы научного осмысления взаимодействия общего и дополнительного образования. В нашей диссертации решается проблема научного обоснования организации учебного процесса, включающего учебную и внеучебную деятельность.

В последние годы педагогическая наука и практика ведет активный поиск новых форм организации образовательного процесса, направленного на решение задач модернизации образования. Одним из таких инновационных образовательных учреждений является интегрированный Центр образования, под которым в данном исследовании понимается образовательное учреждение, основанное на взаимодействии общего и дополнительного образования и обеспечивающее развитие личности обучающихся в учебной и внеучебной деятельности.

С учетом того обстоятельства, что система образования имеет дело с детьми, проведение работы по повышению эффективности образовательного процесса связано со значительными трудностями и часто не может быть осуществлено экспериментированием только с реальными процессами. Зачастую бывает целесообразным предварительно построить и проанализировать во времени некоторые модели процесса, выбрать (или разработать) наиболее рациональную модель и лишь потом проверять ее работоспособность на практике.

Метод динамического моделирования широко использовался и используется исследователями как метод научного познания. Под “динамической системой в широком смысле” понимается объект, функционирующий во времени, непрерывно наблюдаемый и изменяющий свое состояние под воздействием внешних и внутренних причин. Особенно плодотворно применение этого метода в тех случаях, когда непосредственное изучение явлений затруднительно или совсем невозможно ввиду их сложности или нежелательности отрицательного воздействия экспериментатора на процесс. Модель имитирует явление и его развитие во времени, позволяет исследовать его опосредованно. Под моделью в данном исследовании понимается такая система (мысленно представляемая или материально реализованная), которая адекватно отображает объект исследования, способна замещать его так, что изучение модели позволяет получить новую информацию об этом объекте. Динамическая модель рассматривается нами как специальная форма педагогической модели, в которой: декомпозиция системы на компоненты производится с учетом структуры проектируемого или изучаемого объекта; в качестве законов поведения, могут использоваться экспериментальные данные, полученные в результате натурных экспериментов; а поведение системы во времени иллюстрируется заданными динамическими образами.

О моделировании как методе исследования говорится во многих научных источниках. Общие проблемы взаимодействии общего и дополнительного образования социальными системами (организациями и учреждениями в том числе) постоянно находились и находятся в сфере внимания отечественных и зарубежных ученых и практиков.

Однако превращение динамического подхода во влиятельную теоретическую позицию началось лишь в конце 1950-х, в немалой степени благодаря результатам эмпирических исследований Джоан Вудворд. Именно тогда был осуществлен синтез существовавших ранее концепций на основании теории систем.

В 1970-х гг. за счет привлечения основных положений теории открытых систем, результатов ориентированных на практику исследований и применения многовариантной статистики были сделаны новые шаги. В целом теория динамического моделирования подробно изучает зависимость эффективности методов взаимодействия от того, в каком положении находится применяющая их организация. Утверждается, что не может быть единственного универсального набора принципов менеджмента, одинаково эффективных всегда и везде, потому что в разных условиях лучшие результаты приносит использование разных стратегий.

Обоснование правомерности применения метода динамического моделирования при проведении дидактических исследований дается в работах В.А.Кальней, С.Е.Шишова, Квартальнова В.А. и других ученых. Эффективность моделирования в учреждениях дополнительного образования туристско-краеведческого профиля отмечалась в работах Ю.С.Константинова, А.А.Остапца-Свешникова, С.Ю.Михина и др. В названных выше работах ставится вопрос об использовании моделирования как метода исследования в дидактике, на ряде примеров показывается преимущество этого метода. Выяснение же специфики моделирования системы дополнительного образования туристско-краеведческого профиля, общие приемы построения и анализа моделей в интегрированном центре образования с целью изучения процессов и явлений остались в стороне.

Стоит отдельно оговорить, что получение новой информации с помощью динамического моделирования не является самоцелью, а должно быть средством совершенствования изучаемого процесса. Моделирование выступает как этап деятельности, направленной на изменение состояния системы или объекта в сторону повышения эффективности его функционирования.

Реформа системы образования 90-х годов (в частности изменение статуса внешкольных учреждений на учреждения дополнительного образования); появление Национальной инициативы Президента России «Наша новая школа», в которой сформулированы подходы, требующие повышения качества дополнительного образования, поиска новых форм и методов организации учебного процесса в центре образования, интегрирующем общее и дополнительное образование; выявление особенностей взаимодействия общего и дополнительного образования определили тему нашего исследования: “Динамическое моделирование системы дополнительного образования туристско-краеведческого профиля в интегрированном центре образования”.

^ Проблема исследования обусловлена противоречием между потребностями образовательных учреждений нового интегрированного типа в повышении эффективности взаимосвязи общего и дополнительного образования и недостаточной разработанностью этой проблемы в педагогике дополнительного образования. В современной дидактике недостаточно выделены формы и методы взаимодействия общего и дополнительного образования, в соответствии с которыми можно было бы разработать эффективную технологию организации целостного интегрированного учебно-воспитательного процесса. В связи с тем, что проблема совершенствования взаимодействия общего и дополнительного образования в учебном процессе с каждым годом приобретает все большее значение из-за развития вариативности, возникает необходимость разработки средств оптимизации достижения целей учебного процесса.

^ Цель исследования: разработать технологию динамического моделирования системы дополнительного образования туристско-краеведческого профиля в интегрированном центре образования.

^ Объект исследования: процесс дополнительного образования туристско-краеведческого профиля в интегрированном центре образования.

Предмет исследования: динамическое моделирование системы дополнительного образования туристско-краеведческого профиля в интегрированном центре образования.

^ Гипотеза исследования: динамическое моделирование системы дополнительного образования обеспечит эффективность учебно-воспитательного процесса в интегрированном центре образования если:

-будут выявлены особенности динамического моделирования системы дополнительного образования, учитывающие специфику туристско-краеведческого профиля в интегрированном центре образования;

-будет разработана модель системы дополнительного образования туристско-краеведческого профиля в интегрированном центре образования, оптимизирующая достижение целей учебно-воспитательного процесса.

- будут выявлены критерии оценки эффективности взаимодействия общего и дополнительного образования в учебно-воспитательном процессе в интегрированном центре образования;

^ Задачи исследования: в соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования были поставлены следующие задачи:

1) определить особенности динамического моделирования системы дополнительного образования туристско-краеведческого профиля в интегрированном центре образования;

2) разработать динамическую модель взаимодействия общего и дополнительного образования в интегрированном центре образования;

3) выявить критерии оценки эффективности взаимодействия общего и дополнительного образования в учебно-воспитательном процессе в интегрированном центре образования;

4) разработать рекомендации по совершенствованию учебно-воспитательного процесса системы дополнительного образования туристско-краеведческого профиля.

Общую методологию исследования составляют важнейшие философские положения о взаимосвязи теории и практики, объективных и субъективных факторах развития личности. Теоретическая основа исследования сложилась из концепций отечественных и зарубежных философов, педагогов, психологов по вопросам взаимодействия общего и дополнительного образования. Разрабатывая теоретические основы динамического моделирования взаимодействия общего и дополнительного образования в интегрированном центре образования, мы опирались на работы по методологии, логике и методике исследований в науках (Ю.К. Бабанский, В.С.Леднев, А.М.Новиков и др.) на труды в области организации учебно-воспитательного процесса (Т.М.Давыденко, В.А.Кальней, С.Е.Шишов и др.). Важные для нашего исследования теоретические положения разработаны в трудах В.А.Квартальнова, И.В.Зорина и других ученых, работающих в Российской международной академии туризма.

Для решения проставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ философской, педагогической, психологической, социологической литературы; опрос (анкетирование, беседа); моделирование; наблюдение; методы изучения и обобщения педагогического опыта; методы статистической обработки результатов.

^ Опытно-экспериментальная база исследования: обучающиеся Государственного образовательного учреждения Центра образования № 118 г. Москвы, студенты I и V курсов кафедры педагогики Московского государственного университета технологий и управления, студенты Российской международной академии туризма, обучающиеся Педагогической академии последипломного образования Московской области.

^ Основные этапы исследования: I этап исследования (2002 –2004 гг) включал в себя поиск вариантов решения проблем дополнительного образования, осмысление педагогических резервов повышения эффективности учебного процесса, включающего учебную и внеучебную деятельность. 2 этап (2004-2007гг.) был посвящен разработке рамок эксперимента, определению целей и задач исследования. 3 этап (2007- 2009гг.) состоял в обобщении, анализе итогов экспериментальной работы, оценке результатов, уточнению выводов по итогам внедрения результатов исследования в практику системы дополнительного образования туристско-краеведческого профиля в интегрированном центре образования, систематизации текстов диссертации.

^ Научная новизна исследования.

1. Определены особенности и специфика динамического моделирования системы дополнительного образования туристско-краеведческого профиля в интегрированном центре образования (проведение занятий на природе; развитие индивидуальных форм обучения; обеспечение круглогодичности занятий дополнительного образования; непрерывность туристско-краеведческой деятельности.), учитывающие изменение моделируемых процессов во времени.

2. Разработана динамическая модель системы дополнительного образования туристско-краеведческого профиля в интегрированном центре образования, которая представляет собой иерархическую динамическую нелинейную систему, включающую семейство моделей разного уровня описания и детализации. Все модели семейства взаимно согласованы и относительно замкнуты, что позволяет пользоваться ими как отдельно, так и совместно. Информационное обеспечение моделей позволяет осуществлять формирование полных жизненных циклов образовательных услуг на основе использования различных по степени детализации и агрегации исходных данных. Используемая при построении модели программная среда позволяет достаточно быстро проводить разнообразные сценарные расчеты и сравнивать их результаты.

3. Выявлены критерии оценки эффективности взаимодействия общего и дополнительного образования на основе динамического моделирования учебного процесса в интегрированном центре образования (развитие массовости туристско-краеведческих мероприятий; соответствие ожиданиям и потребностям социальной среды, родителей, детей; профессионально ориентированная мотивация обучающихся). При этом важно, что в русле представлений об открытых образовательных системах внешняя среда интегрированного центра образования видится как одна из главных детерминант учреждения образования, а также как источник неопределенности.

4. Разработаны рекомендации по совершенствованию учебно-воспитательного процесса в интегрированном центре; разработана программа повышения квалификации для администрации интегрированного центра образования «Повышение эффективности образовательного процесса на основе динамического моделирования системы дополнительного образования туристско-краеведческого профиля в интегрированном центре образования»; разработаны методические рекомендации для педагогических работников интегрированного центра образования «Динамические модели образовательного процесса интегрированного центра образования»; разработаны программы дополнительного образования: «Программа развития Центра образования №118 на 2007-2011 г.г.», «Программа деятельности и развития детского туризма и экскурсий», «Программа развития туристско-краеведческой деятельности с учащимися Юго-западного округа г. Москвы на 2008-2010 г.г.», «Программа поддержки и развития основных направлений туристского краеведческой деятельности».

^ Теоретическая значимость результатов исследования заключается в дальнейшем развитии методологии непрерывного совершенствования моделирования в образовании в части формирования механизма взаимодействия общего и дополнительного образования, ориентированного на оптимизацию удовлетворения образовательных потребностей обучающихся, и организации систем информационной поддержки принятия решений по совершенствованию учебного процесса в интегрированном центре. Предпринятая попытка симбиоза методологии и приемов, изучающих различные аспекты функционирования образовательного учреждения интегрированного типа, и дисциплин, рассматривающих построение моделей сложных динамических систем, привела к формированию оригинальной методики построения динамических моделей в рамках системы дополнительного образования туристско-краеведческого профиля.
  1   2   3

Похожие:

Динамическое моделирование системы дополнительного образования туристско-краеведческого профиля в интегрированном центре образования iconРазвитие физической культуры обучающихся в процессе туристско-краеведческой...

Динамическое моделирование системы дополнительного образования туристско-краеведческого профиля в интегрированном центре образования iconЦентра инновационных технологий дополнительного образования
Положение) определяет основные цели, правила построения, порядок повышения квалификации слушателей по накопительной системе в Центре...
Динамическое моделирование системы дополнительного образования туристско-краеведческого профиля в интегрированном центре образования iconУправление образования приказ
...
Динамическое моделирование системы дополнительного образования туристско-краеведческого профиля в интегрированном центре образования iconАннотация к программам туристско краеведческого направления
Дополнительная образовательная программа «Юный краевед» имеет туристско краеведческую направленность, предназначена для среднего...
Динамическое моделирование системы дополнительного образования туристско-краеведческого профиля в интегрированном центре образования iconДополнительного образования детей «красноселькупский центр дополнительного...
Настоящая программа является трёхгодичной программой дополнительного образования детей. Программа реализуется в рамках образовательной...
Динамическое моделирование системы дополнительного образования туристско-краеведческого профиля в интегрированном центре образования iconВзаимосвязь дополнительного и общего образования в условиях муниципального центра образования
Ведущая организация – Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации)...
Динамическое моделирование системы дополнительного образования туристско-краеведческого профиля в интегрированном центре образования iconО проведении грантового конкурса в системе дополнительного образования детей
«Развитие образования Курской области на 2011-2014 годы» (п 6), в целях повышения качества образования в учреждениях дополнительного...
Динамическое моделирование системы дополнительного образования туристско-краеведческого профиля в интегрированном центре образования iconПоложение о Центре дополнительного образования детей моу политехническая...
Центр дополнительного образования детей является струк­турным подразделением образовательного учреждения моу политехническая гимназия...
Динамическое моделирование системы дополнительного образования туристско-краеведческого профиля в интегрированном центре образования iconДоска Почета работников учреждений образования
Педагог дополнительного образования моу дод «Центр дополнительного образования детей «Память» Пост №1»
Динамическое моделирование системы дополнительного образования туристско-краеведческого профиля в интегрированном центре образования iconСтруктура Федеральной целевой программы «Развитие дополнительного...
Обоснование необходимости рассмотрения системы дополнительного образования детей как института инфраструктуры детства

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
skachate.ru
Главная страница