Проезд регулируемых перекрестков




Скачать 108.26 Kb.
НазваниеПроезд регулируемых перекрестков
Дата публикации14.05.2013
Размер108.26 Kb.
ТипУрок
skachate.ru > Спорт > Урок
Чибаков А.С., к.п.н., преподаватель КОГОАУ СПО «Яранский государственный технологический техникум»

Применение метода аналогии в профессиональном обучении

Метод аналогии известен и широко используется в научном и техническом творчестве [2]. Понятие аналогия происходит от древнегреческого ἀναλογἰα — соответствие, сходство и означает подобие, равенство отношений; сходство предметов (явлений, процессов) в каких-либо свойствах, а также познание путём сравнения [1]. При этом между сравниваемыми объектами (процессами, явлениями) должно иметься как различие, так и подобие, что и является основой для сравнения. С помощью аналогий можно отразить связь между исследуемым (изучаемым) понятием или процессом (явлением) и уже известными сведениями в виде закономерностей и образов. Профессор Эрик Лейтуэйт применительно к изобретательскому творчеству дает следующее понимание аналогии [3, с. 125 – 126]:

  1. Аналогия – это сказка, притча, попытка сделать невидимое видимым, неосязаемое осязаемым, в крайнем случае – создать у слабого человеческого ума иллюзию, будто он понимает то, что лежит за пределами нашего сознания.

  2. Аналогии ни когда не являются истинными. Они неизменно подводят нас при попытке применить их к новым обстоятельствам, …

  3. Аналогия, оказавшаяся полезной для одного человека, может служить помехой для другого. Преподавание (или проповедование?) метода аналогий должно всегда оставлять возможность выбора: принимать предлагаемую аналогию или отвергать ее.

  4. Несмотря на перечисленные подводные камни, изобретатель должен ежедневно упражняться в аналогиях.

С дидактической точки зрения, аналогия представляет интерес, как важнейшее средство познания через комбинирование, соотнесение имеющихся знаний с объяснением вновь открываемых явлений, свойств, признаков, количественных соотношений. Кроме того, отмечаем позитивную роль аналогии в организации урока. Благодаря этому этапы урока (занятия) приближаются к производственным (технологическим) процессам и более реально отражают их составные части и практические ситуаций. Покажем применение метода аналогии в различных вариациях на уроке по предмету «Основы законодательства в сфере дорожного движения» в группе кандидатов в водители автомобиля.

Тема урока

Проезд регулируемых перекрестков

Тип урока

Урок формирования умений и навыков

Цели урока

образовательные:

  • формировать умения по определению очередности проезда регулируемых перекрестков в соответствии с требованиями Правил дорожного движения;

  • закрепить знания по проезду нерегулируемых и регулируемых перекрестков, сигналам светофоров и регулировщика, специальным сигналам транспортных средств;

  • совершенствовать умения и навыки решения дорожных ситуаций;

развивающая:

  • способствовать развитию аналитических способностей, пространственных представлений, умений аргументации и принятия решений, познавательно-поисковой активности, устойчивой мотивации учения;

воспитательные:

  • содействовать становлению социально-значимых качеств личности – активности, ответственности, толерантности, готовности приходить на помощь, внимательности, аккуратности;

  • формировать навыки взаимодействия в паре и команде, аргументированно отстаивать свою позицию, признавать убедительные доводы товарища;

  • стимулировать качества честного соревнования, соблюдения правил игры, умения побеждать и признавать поражение

Время реализации урока

45 минут

Необходимое оборудование и материалы

Компьютерная сеть, интерактивная доска, программное обеспечение, указка, стенд «Схема населенного пункта»;

презентация «Приближение к регулируемому перекрестку» (PowerPoint 2010) [П], 17 слайдов;

блочный тест «Проезд регулируемых перекрестков» (PowerPoint 2010, с дополнительными макросами) [Т], 82 слайда;

интерактивная уровневая игра по ПДД [И], разработка компании «Новый Диск»;

вымпелы активным участникам (распечатка на цветном принтере, формат А5);

распечатки с перечислением альтернативных источников информации (тексты с иллюстрациями и комментариями, мультимедиа и видео), адреса контролирующих Интернет-систем для подготовки к контрольной работе дома (формат А5)

Структура и распределение времени урока

  1. Организация начала урока

  2. Сообщение темы урока. Обоснование актуальности

  3. Актуализация знаний

  4. Инструктаж: разбор типичных ситуаций

  5. Самостоятельная работа учащихся: соревнование «Оживленный перекресток» (решение блочных тестовых заданий по проезду регулируемых перекрестков, интерактивная уровневая игра по ПДД)

  6. Подведение итогов урока

  7. Рефлексия

  8. Сообщение домашнего задания

  9. Организация окончания урока

0,5 '

1,5 '

4 '

4 '

28 '

3 '

2 '

1,5 '

0,5 '

Ход урока


^ Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Средства обучения

Время




блок-схема: альтернативный процесс 4


блок-схема: альтернативный процесс 12





Вариация метода: стартер

Преподаватель просит повернуть авторучку или карандаш в плоскости стола на 180°, имитируя движение ключом в замке зажигания (образ – стартер)

Предъявляет требования по готовности и отношению к уроку

Принимают требования. Настраиваются на урок

-




блок-схема: альтернативный процесс 691


блок-схема: альтернативный процесс 13





Вариация метода: навигатор

Преподаватель с помощью указки обращается к стенду «Схема населенного пункта» и заостряет внимание на регулируемых перекрестках. Заранее подготовленный учащийся приводит данные статистики ДТП на перекрестках (образ – навигатор)

Называет тему урока. Обосновывает ее актуальность данными статистики

Включаются в активную познавательную деятельность

П: 1-3




блок-схема: альтернативный процесс 692


блок-схема: альтернативный процесс 14





Вариация метода: зеркало заднего вида

Преподаватель предлагает обратиться к прошлому опыту (образ – зеркало заднего вида)

Совместно повторяют основные изученные теоретические сведения по теме урока:

      • сигналы светофоров (для транспортных средств, для трамваев и маршрутных транспортных средств);

      • сигналы регулировщика;

      • специальные сигналы транспортных средств;

      • правила проезда нерегулируемых (равнозначных и неравнозначных) перекрестков;

      • особенности правил проезда регулируемых перекрестков

П: 4-12




блок-схема: альтернативный процесс 693


блок-схема: альтернативный процесс 15





Вариация метода: поле зрения

Преподаватель предлагает оценить ситуацию вокруг изучаемой темы (образ – поле зрения водителя)

Выделяет и разбирает наиболее типичные ситуации:

  1. движение по сигналам светофоров и регулировщика;

  2. преимущество пешеходов и велосипедистов;

  3. учет требований дорожных знаков и разметки;

  4. правило: первым едет тот, кто справа, и отступление от него

Устанавливают приоритеты. Выявляют особые случаи движения на регулируемых перекрестках.

Осознают взаимосвязи между актуализированными теоретическими сведениями и типичными ситуациями.

Обращаются с вопросами, просьбами о пояснениях

П: 13-16




блок-схема: альтернативный процесс 694


блок-схема: альтернативный процесс 16





Вариация метода: скростной участок

Преподаватель требует за максимально короткое время и при минимальном количестве ошибок выполнить задания блочного теста и интерактивной уровневой (образ – скоростной участок – автомагистарль)

Организует соревнование «Оживленный перекресток» между учащимися, сгруппированными в пары. Составляет команды из пар: три пары - команда. Чередует их размещение в кабинете: А, В, С, А, … Руководит самостоятельной работой учащихся. Работает индивидуально и фронтально при однотипных затруднениях

Составляют пары по желаниям. Присваивают названия командам. Участвуют в соревновании «Оживленный перекресток». Решают блочные тестовые задания (Т) в парах и командах. Набирают баллы. Пары, успешно справляющиеся с заданиями теста, переходят к интерактивной игре по ПДД (И)

Т: 1-82;

И




блок-схема: альтернативный процесс 695


блок-схема: альтернативный процесс 17





Вариация метода: пост контроля

Преподаватель предлагает занести результаты блочного теста и интерактивной игры в таблицу и определить победителей (образ – пост ДПС)

Констатирует достижения целей урока по результатам тестирования. Называет и поздравляет победителей. Отмечает лучшие результаты. Разбирает задания, вызывающие наибольшее затруднение. Выделяет учащихся, достойно проявивших себя в ходе урока. Оценивает и вручает вымпелы

Помогают определить сумму баллов команд.

Сравнивают результаты соревнования пар и команд. Соотносят успешность своей деятельности с результатами товарищей. Делают выводы. Закрепляют трудные ситуации. Обращаются за пояснениями и уточнениями. Высказывают суждения и оценки

Результаты тестирования:

Т: 82;
Результаты игры:

И




блок-схема: альтернативный процесс 697


блок-схема: альтернативный процесс 18





Вариация метода: сервис – телефон

Преподаватель призывает к высказыванию своего мнения (образ – сервис-центр)

Предлагает и помогает высказать выявленные закономерности, впечатления, отношение, предложения

Участвуют в организованном общении, высказываются, дополняют друг друга

-




блок-схема: альтернативный процесс 698


блок-схема: альтернативный процесс 19





Вариация метода: сервис – АЗС

Преподаватель призывает к высказыванию своего мнения (образ – сервис-центр)

Дает задание для самостоятельного выполнения дома (вопросы 13 – 15 экзаменационных билетов) с учетом результатов классной работы. Называет и раздает распечатки с альтернативными источниками в сети Internet

Получают и осознают задание на дом. Принимают во внимание адреса альтернативных информационных ресурсов и контролирующих Internet систем. Уточняют особенности работы в таких системах

И:17




блок-схема: альтернативный процесс 700


блок-схема: альтернативный процесс 685





Вариация метода: место стоянки

Преподаватель благодарит за работу на уроке (образ – место стоянки)




Сообщает о завершении урока


Организуют рабочее место после себя

-
Метод аналогии может применяться в профессиональном обучении по различным профессиям и специальностям с соответствующим набором аналогий (образов). Данный метод организации процесса обучения сродни играм-путешествиям и деловым играм. При этом он более доступен, не требует большой подготовительной работы и не вызывает у обучающихся неприятия.

Библиографические источники

  1. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F

  2. Михелькевич В.Н., Радомский В.М. Основы научно-технического творчества / Серия «Высшее профессиональное образование» - Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 320 с.; ил.

  3. Тринг М., Лейтуэйт Э. Как изобретать? Пер. с англ. А.С. Доброславского / Под ред. и с предисл. В.В. Патрикеева. – М.: Мир, М., 1980. – 272 с.

Похожие:

Проезд регулируемых перекрестков iconИнформация об основных потребительских характеристиках регулируемых...

Проезд регулируемых перекрестков iconГород Москва, проезд Шокальского,д. 7, кор. 2
Проезд: м. Отрадное, первый вагон из центра, далее автобус №605 до остановки "Проезд Шокальского", перейти на противоположную сторону,пройти...
Проезд регулируемых перекрестков iconФорма №6-в Информация об условиях, на которых осуществляется поставка...
Сведения об условиях публичных договоров поставок регулируемых товаров, оказания регулируемых услуг
Проезд регулируемых перекрестков iconФорма №6-во Информация об условиях, на которых осуществляется поставка...
Сведения об условиях публичных договоров поставок регулируемых товаров, оказания регулируемых услуг
Проезд регулируемых перекрестков iconРеспублики абхазия
Республике Абхазия, сферу применения регулируемых цен, полномочия органов, осуществляющих государственное регулирование цен и контроль...
Проезд регулируемых перекрестков iconАдминистративный регламент Комитета государственного регулирования...
«Государственный контроль за применением регулируемых цен и тарифов» (далее – государственная контрольная функция)
Проезд регулируемых перекрестков iconКонкурсная документация по проведению открытого конкурса на право...
«Реконструкция и ремонт помещений и благоустройство территории по адресу: Спортивный проезд, д. 5»
Проезд регулируемых перекрестков iconПятое правило волшебника, или дух огня терри гудкайнд
Будь осторожен, когда день встречается с ночью. Опасайся перекрестков, где прячутся они. Они таятся в тресте костра и легко перемещаются...
Проезд регулируемых перекрестков iconТехническое задание Реконструкция помещений по адресу: Спортивный проезд, д. 5
«Реконструкция и ремонт помещений и благоустройство территории по адресу: Спортивный проезд, д. 5»
Проезд регулируемых перекрестков iconГ. Тирасполь, проезд Монтажников, 2 «а» о возмещении убытков
Закрытому акционерному обществу «су-28» (г. Тирасполь, проезд Монтажников, 2 «а») о возмещении убытков, третьи лица, не заявляющие...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
skachate.ru
Главная страница