Расчет расхода топлива на работу строительных машин




Скачать 378.74 Kb.
НазваниеРасчет расхода топлива на работу строительных машин
страница1/3
Дата публикации12.05.2014
Размер378.74 Kb.
ТипДокументы
skachate.ru > Спорт > Документы
  1   2   3
СВОД ПРАВИЛ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ И СТРОИТЕЛЬСТВУ

МЕХАНИЗАЦИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА.

РАСЧЕТ РАСХОДА ТОПЛИВА НА РАБОТУ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАШИН
MECHANISATION OF CONSTRUCTION.

CALCULATION OF THE OUTLAY OF THE FUEL

FOR CONSTRUCTION AND ROAD MACHINES OPERATING
СП 12-102-2001
УДК 625.76.08(083.74)

ОКП 48 1000, 48 2000, 48 3000

Дата введения 2001-12-18

ПРЕДИСЛОВИЕ
1 РАЗРАБОТАН Центральным научно-исследовательским и проектно-экспериментальным институтом организации, механизации и технической помощи строительству (ЦНИИОМТП) и Управлением строительной индустрии, промышленности строительных материалов и механизации Госстроя России
ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 376 «Эксплуатация строительно-дорожных машин и оборудования»
2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ постановлением Госстроя России от 18.12.2001 № 124
3 ВЗАМЕН «Методических указаний по расчету норм расхода бензина и дизельного топлива на работу строительно-дорожных машин»

ВВЕДЕНИЕ
Затраты на топливо, расходуемые строительными и дорожными машинами, значительны и составляют 10—15 % всех затрат на эксплуатацию машин.

Экономное расходование топлива поэтому является одной из постоянных проблем эксплуатации строительных и дорожных машин.

Экономия может быть достигнута планированием потребности в топливе на основе применения технически обоснованных норм расхода.

Свод правил определяет состав, порядок и методы расчета норм расхода топлива по маркам (моделям) строительных и дорожных машин, а также порядок их проверки.

Настоящий документ подготовлен ЦНИИОМТП (Колосков В.Н., Гутарев Ю.А., Корытов Ю.А.) и Отделом механизации строительства и реформирования домостроения Управления строительной индустрии, промышленности строительных материалов и механизации Госстроя России (Молоткова Л. Н., Симонов С. Н.).
^ 1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
Настоящий Свод правил распространяется на топливо карбюраторных и дизельных двигателей (далее —топливо) строительных и дорожных машин.

Документ устанавливает правила нормирования расхода топлива на работу строительных и дорожных машин (далее — машин).

Свод правил предназначен для использования во всех организациях строительной отрасли.

Свод правил гармонизирован с государственными строительными нормами Украины ДБН В.2.8-12-2000 «Строительная техника, оснастка, инвентарь и инструмент. Типовые нормы расхода топлива и смазочных материалов для эксплуатации техники в строительстве» в части метода расчета норм топлива машин.
^ 2 НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ
В настоящем документе использованы ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 25646—95. Эксплуатация строительных машин. Общие требования

ГОСТ 27246—87. Машины землеройные. Указания по методике обучения операторов

Руководящий документ Р 3112194-0366-97. Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте (Минтранс России, НИИАТ).
^ 3 ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Норма расхода топлива — плановая мера потребления топлива строительно-дорожной машиной на выполнение единицы работы или на единицу рабочего времени (машино-час) при использовании машин в условиях прогрессивной технологии и рациональной организации труда.

^ Индивидуальная норма расхода топлива — норма расхода топлива машиной конкретной марки на производство единицы работы (продукции) или на единицу рабочего времени применительно к определенным условиям производства.

^ Базовая (типовая) норма расхода топлива — индивидуальная норма расхода топлива машины на средних режимах потребления мощности, рациональном использовании сменного времени и без учета местных условий эксплуатации.
Примечание — Базовые нормы, как правило, определяют на основе статистической обработки многолетних данных подконтрольной эксплуатации машин, в том числе о фактических расходах топлива при указанных выше условиях эксплуатации машин.
^ Базовая (линейная) норма расхода топлива автомобиля — индивидуальная норма расхода топлива автомобиля, на базе которого создана строительно-дорожная машина, регламентирующая расход топлива в литрах на 100 км пробега автомобиля по определенному заданному маршруту без учета местных условий эксплуатации.

^ Технологическая (пооперационная) норма расхода топлива — индивидуальная норма расхода топлива на выполнение данного вида работы (операции), которая учитывает его расход на основные и вспомогательные технологические процессы производства работы (операции), расход на разогрев и пуск машин после технологических перерывов, а также технически и технологически неизбежные потери топлива при работе машин.

^ Групповая норма расхода топлива — норма расхода топлива на парк машин предприятия (организации), необходимая для выполнения запланированного объема работ.

^ Общепроизводственная норма расхода топлива — групповая норма расхода топлива, учитывающая расход топлива на основные и вспомогательные технологические процессы производства, а также на вспомогательные нужды, не связанные непосредственно с осуществлением технологического процесса.
^ 4 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
4.1 Нормирование расхода топлива производится для машин, эксплуатация которых организована согласно требованиям ГОСТ 25646 при использовании прогрессивной технологии строительных работ и рациональной организации труда.

При нормировании не учитываются возможные затраты топлива, вызванные отступлением от принятой технологии, нарушением рационального режима работы, применением топлива, не предусмотренного заводом — изготовителем двигателя.

4.2 Расход топлива, не связанный непосредственно с работой машины (например, на ремонтно-хозяйственные нужды), нормируется отдельно.

4.3 Нормирование расхода топлива на работу машин производится раздельно по бензину и дизельному топливу. Нормы должны периодически пересматриваться с учетом достигнутых показателей расходования топлива, повышения внутрисменного использования машин по времени и мощности.

4.4 Нормы расхода топлива разрабатываются по номенклатуре и маркам (моделям) машин в соответствии с существующей классификацией машин по Общероссийскому классификатору продукции ОК 003-93.

4.5 Организация (предприятие, фирма и т.п.) разрабатывает, как правило, сама нормы расхода топлива на машины, имеющиеся в эксплуатации, и производит опытную проверку норм (в соответствии с разделом 6).

Нормы утверждает руководитель (главный инженер) организации или вышестоящая организация.

4.6 Исходной информацией для нормирования расхода топлива и расчета потребности в нем служат:

- данные эксплуатационных документов на машины и их силовые установки;

- нормативные показатели, характеризующие наиболее рациональные и эффективные условия работы машин (время внутрисменного использования, коэффициент загрузки двигателя по мощности, удельный расход топлива при номинальной мощности двигателя, природно-климатические условия и др.);

- структура и численность (по маркам) парка строительных машин;

- объем и структура строительных работ (производства);

- показатели действующих стандартов на машины;

- результаты испытаний;

- отчетные данные о плановых и фактических расходах топлива за прошедшие годы (по маркам и видам машин, по видам работ и в целом по строительной организации);

- данные плана организационно-технических мероприятий по экономии топлива.

4.7 Нормы расхода топлива классифицируются:

- по степени укрупнения — на машину (индивидуальные) и на группу машин (групповые);

- по режиму работы — на работу оборудования и на транспортный режим (для осуществления транспортного процесса с учетом (или без учета) выполнения транспортной работы;
Примечание — Данная классификация зависит от вида машин: землеройные машины (скреперы, автогрейдеры и т.п.); машины на базе автомобилей или пневмоколесных шасси, выполняющих работы либо в период стоянки (автокраны, автогидроподъемники, бурильные машины, автоцементовозы и т.п.), либо в период передвижения (автобетоносмесители, снегоочистители и т.п.).
- по времени действия — на годовые, квартальные, на месяц, на декаду;

- по составу расходов — на технологические (пооперационные) и общепроизводственные;

- по уровням планирования — для строительных ведомств и первичных организаций (УМ, ПМК, СМУ, ДСК и т.д.).

4.8 Для определения норм расхода топлива применяют расчетно-аналитический, опытный и расчетно-статистический методы.

4.8.1 Расчетно-аналитический метод основан на поэтапном расчете норм по элементам расхода топлива с учетом конструктивных особенностей машин, технологии и организации выполнения строительных работ.

Расчетно-аналитический метод применяют для определения как индивидуальных, так и групповых норм расхода топлива.

4.8.2 Опытный метод заключается в экспериментальном определении в лабораторных или производственных условиях фактического удельного расхода топлива в режимах использования машин, предусмотренных технологическим процессом и инструкциями по эксплуатации.

Опытный метод применяют в тех случаях, когда отсутствуют необходимые данные для расчета индивидуальных норм расхода топлива.

4.8.3 Расчетно-статистический метод основан на анализе статистических данных о фактическом удельном расходе топлива за ряд предшествующих лет с учетом факторов, влияющих на его изменение.

Метод применяют как исключение в тех случаях, когда невозможно использовать расчетно-аналитический и опытный методы.
^ 5 МЕТОДИКА РАСЧЕТА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ НОРМ

РАСХОДА ТОПЛИВА
5.1 Основными составляющими нормирования расхода топлива являются расход топлива в единицу времени при номинальной мощности двигателя, нормативный интегральный коэффициент (К), учитывающий особенности загрузки двигателя машин в период эксплуатации.

5.2 Индивидуальную норму расхода топлива на единицу рабочего времени машины ^ Нт, кг/маш.-ч, определяют по формуле
Нт = gеNеК10-3, (1)


где gе



удельный расход топлива при номинальной мощности двигателя машины, г/кВтч (принимают согласно данным эксплуатационных документов на двигатель);

Nе



номинальная мощность двигателя машины, кВт (принимают согласно данным эксплуатационных документов машины);

К



интегральный нормативный коэффициент изменения расхода топлива в зависимости от режимов загрузки двигателя машины (далее — интегральный коэффициент);

10-3



переводной коэффициент граммов в килограммы.


5.2.1 Значение интегрального коэффициента определяют по формуле
К = Кт.зКвКмКт.мКи (2)


где Кт.з



коэффициент, учитывающий расход топлива на запуск и прогревание двигателя, а также ежесменное техническое обслуживание машин, Кт.з = 1,03 для всех машин;

Кв



коэффициент использования двигателя по времени (при отсутствии фактических значений, определенных в реальных условиях эксплуатации, принимается по таблице А.1 приложения А);

Км



коэффициент использования мощности двигателя (при отсутствии фактических значений, определенных в реальных условиях эксплуатации, принимается по таблице А.1 приложения А);

Кт.м



коэффициент, учитывающий изменение расхода топлива в зависимости от степени использования мощности двигателя (выраженной коэффициентом Км), определяется по таблице А.2 приложения А;

Ки



коэффициент, учитывающий износ двигателя, определяется по таблице А.3 приложения А.


Примечания

1 Коэффициенты разработаны на основе данных о фактических расходах топлива при выполнении машинами определенных объемов работ.

2 Пересчет индивидуальных норм расхода топлива из кг/маш.-ч в л/маш.-ч осуществляется по формуле
Нт (л/маш.-ч) = Нт (кг/маш.-ч)  К,
где К = 1,21 для дизельного топлива, К = 1,35 для бензина.

3 Для перевода мощности, выраженной в киловаттах, в лошадиные силы пользуются коэффициентом 1,36, а лошадиной силы в киловатты — 0,735.

4 При необходимости пересчета расхода в условном топливе используется калорийный эквивалент Е, равный 1,45 для дизельного топлива и 1,49 для бензина.
5.2.2 Результаты расчета индивидуальных норм расхода топлива машин рекомендуется свести в форму, приведенную в таблице 1.
Таблица 1


Наименование машины

Марка машины

Характеристика двигателя

Коэффициент использования двигателя по

Коэффициент использования мощности

Коэффициент, учитывающий изменение расхода топлива в

Коэффициент, учитывающий износ

Индивидуальная норма расхода топлива Нт







Дизельный или карбюраторный

Мощность Nе, кВт

Удельный расход топлива gе, г/кВтч

времени Кв

двигателя Км

зависимости от степени использования мощности двигателя Кт.м

двигателя Ки

кг/маш.-ч

л/маш.-ч

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11






































































































































































5.2.3 Если количество машин одной марки (модели) в парке строительной организации более десяти, то рекомендуется организовывать проверку расчетной нормы (расхода топлива на 1 маш.-ч работы машин) путем определения фактического расхода топлива. По результатам такой проверки может быть выполнена корректировка расчетной нормы.

5.3 Индивидуальные нормы расхода топлива могут повышаться или понижаться в зависимости от конкретных условий эксплуатации, учет которых производится с помощью поправочных коэффициентов (Дi), повышающих или снижающих исходное значение нормы.

5.3.1 Индивидуальные нормы расхода топлива повышаются при влиянии факторов, приведенных в таблице 2.

5.3.2 Индивидуальные нормы расхода топлива снижаются при:

— повременном режиме использования машин с перерывами, превышающими установленные технологией производства работ;

— замене двигателя на двигатель с меньшим контрольным расходом топлива или меньшей мощностью.

5.3.3 При наличии нескольких повышающих (понижающих) факторов индивидуальная норма расхода топлива устанавливается с учетом суммы или разности надбавок, выраженных обобщенным поправочным коэффициентом (Д), равным:
. (3)
Таблица 2


Факторы, увеличивающие индивидуальную

норму расхода топлива

Значение поправочного коэффициента (Дi), не более

Обкатка новой машины

Д1

0,05

Эксплуатация после капитального ремонта

Д2

0,05

Внутригаражные расходы, перегоны, техническое обслуживание и ремонт (кроме капитального), хранение машин

Д3

0,05-0,08

Практическое обучение и стажировка персонала

Д4

0,10

Стесненные условия работы

Д5

0,10

Перевозка грузов, требующих пониженных скоростей движения

Д6

0,10

Работа в тяжелых дорожных условиях в период сезонной распутицы и повышенных снежных заносов

Д7

0,10

Работа в горных местностях на высоте над уровнем моря, м:

Д8




от 500 до 1500




0,05

от 1501 до 2001




0,10

от 2001 до 3000




0,20

св. 3000




0,30

Работа в зимнее время (при среднесуточной температуре воздуха ниже 0 °С):

Д9




в южных районах страны*




0,05

в северных районах страны*




0,15

в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним*




0,20

в остальных районах страны*




0,10

________________

* Предельные значения зимних надбавок к нормам расхода топлива в республиках, краях и областях России приведены в приложении Б.
  1   2   3

Похожие:

Расчет расхода топлива на работу строительных машин iconРасчет расхода топлива на работу строительных машин
Разработан центральным научно-исследовательским и проектно-экспериментальным институтом организации, механизации и технической помощи...
Расчет расхода топлива на работу строительных машин iconТема: Теплоснабжение промышленного предприятия
Тэц, определение расхода топлива, расчет и выбор сетевых подогревателей, гидравлический расчет тепловой сети, расчет дроссельных...
Расчет расхода топлива на работу строительных машин iconДепартамент автомобильного транспорта государственный научно исследовательский...
В справочнике приведены значения базовых норм расхода топлива для автомобильного подвижного состава, норм расхода топлива на работу...
Расчет расхода топлива на работу строительных машин iconДепартамент автомобильного транспорта государственный научно-исследовательский...
В документе приведены значения базовых норм расхода топлива для автомобильного подвижного состава, норм расхода топлива на работу...
Расчет расхода топлива на работу строительных машин iconО переходе автотранспорта отдела образования и образовательных учреждений...
С 01. 12. 11 по 01. 03. 12 гг и согласно руководящему нормативно-методическому документу норм расхода топлива на транспорте Нормы...
Расчет расхода топлива на работу строительных машин iconРеспублики беларусь
О внесении дополнений и изменения в инструкцию о порядке применения норм расхода топлива для механических транспортных средств, машин,...
Расчет расхода топлива на работу строительных машин iconПостановление министерства транспорта и коммуникаций республики беларусь
О внесении изменений и дополнений в инструкцию о порядке применения норм расхода топлива для механических транспортных средств, машин,...
Расчет расхода топлива на работу строительных машин icon1 Техническая эксплуатация путевых и строительных машин для специальности...
ПМ. 02. Техническое обслуживание и ремонт подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования в стационарных мастерских...
Расчет расхода топлива на работу строительных машин icon1 Техническая эксплуатация путевых и строительных машин Для специальности...
ПМ. 02. Техническое обслуживание и ремонт подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования в стационарных мастерских...
Расчет расхода топлива на работу строительных машин icon1 Техническая эксплуатация путевых и строительных машин Для специальности...
ПМ. 02. Техническое обслуживание и ремонт подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования в стационарных мастерских...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
skachate.ru
Главная страница