Теоретические основы исследования особенностей диалогической речи у детей младшего школьного возраста с ффнр из неблагополучных семей




Скачать 70.43 Kb.
НазваниеТеоретические основы исследования особенностей диалогической речи у детей младшего школьного возраста с ффнр из неблагополучных семей
Дата публикации24.07.2013
Размер70.43 Kb.
ТипРеферат
skachate.ru > Психология > Реферат
Содержание.

Введение

Глава 1. Теоретические основы исследования особенностей диалогической речи у детей младшего школьного возраста с ФФНР из неблагополучных семей.

    1. Диалогическая речь, ее характеристика и становление в онтогенезе.

    2. Особенности развития ребенка в социопатической семье и семье социального риска.

1.3. Выводы

Глава 2. Сравнительное исследование особенностей диалогической речи у детей младшего школьного возраста из условно нормальных и неблагополучных семей

2.1. Цель, задачи, организация и методика исследования

2.2. Анализ результатов исследования и выводы

2.3. Рекомендации логопедам по формированию навыков диалогической речи у детей младшего школьного возраста из неблагополучных семей

Заключение

Список использованных источников

Приложение

Введение

Проблема развития диалогической речи детей остается одной из актуальных в теории и практике логопедии, поскольку речь, являясь средством общения и орудием мышления, возникает и развивается только в процессе общения.

Согласно взглядам отечественных психологов (Л.С. Выготский [6], А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев [25], М.И. Лисина [27], С.Я. Рубинштейн [38], А.Г. Рузская [39], Д.Б. Эльконин [54] и др.) общение выступает в качестве одного из основных условий развития ребенка, важного формирования его личности, наконец, ведущего вида человеческой деятельности, направленного на познание и оценку самого себя.

По мнению А.В. Запорожца, М.И. Лисиной, общение возникает ранее других психических процессов и присутствует во всех видах деятельности. Оно оказывает влияние на речевое и психическое развитие ребенка, формирует личность в целом [27]. Исходной, генетически самой ранней формой коммуникативной речи является диалог. Он традиционно рассматривался как обмен партнеров высказываниями-репликами. Внимание исследователей было сосредоточено, главным образом, на анализе диалога с точки зрения становления языковой компетенции ребенка. Исследования О.М. Вершиной [4], В.П. Глуховa [9], О.Я. Гойхман [10] и др. показывают, что диалогическая форма общения способствует активизации познавательно-мыслительных процессов. При недостаточном общении темп развития речи и других психических процессов замедляется. Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова [13], и др. отмечают, что существует и обратная зависимость – недоразвитие речевых средств снижает уровень общения.

По результатам психолингвистических исследований в области диалогического общения сделаны выводы, что для полноценного речевого общения между группой людей необходимо, чтобы у них были сформированы определенные умения и навыки, которые соотносятся со структурой речевого действия. Как известно, сначала у человека появляется потребность, которая, как правило, лежит за пределами собственно общения (например, ребенку нужно нарисовать что-то, а карандаш находится у рядом сидящего сверстника). Возникает речевая ситуация: необходимость с помощью речевых средств решить проблему. Далее следуют быстрые по времени протекания этапы ориентировки в условиях коммуникативной задачи и планирования: учитывая, с кем, при каких обстоятельствах происходит общение, каковы его цели, человек планирует, что и как он скажет. После выбора конкретных средств, начинается само речевое общение, протекающее под постоянным контролем со стороны говорящего над его эффективностью (способствуют ли выбранные содержание и способы достижению поставленной цели).

Среди школьников, нуждающихся в помощи логопеда, в последние годы стали выделять еще одну группу - так называемых безнадзорных детей, тех, кто в силу различных причин испытывают дефицит речевого общения с близкими им взрослыми. Специально проведенные исследования (8, 9) показали, что при достаточно сформированной у них произносительной стороне речи, лексико-грамматический строй и связная речь находятся на том же уровне, что и у школьников с ОНР. А наиболее серьезные нарушения связаны со становлением диалогической стороны речи.

Условия, в которых находятся социально-незащищенные дети, накладывают свой отпечаток на развитие их речи. И чем раньше ребенок оказывается в таких условиях, тем в большей степени выражены данные отклонения.

В соответствии с вышесказанным нами была выдвинута гипотеза о том, что у детей из неблагополучных семей в связи с депривацией, в которой они, как правило, находятся с самого рождения, с одной стороны, и значимостью общения с близкими взрослыми, а затем и сверстниками, для становления диалогической речи, с другой, последняя будет развиваться у них с задержкой и иметь существенное недоразвитие.

^ Цель исследования: выявить уровнь сформированности диалогической речи у детей младшего школьного возраста из неблагополучных семей и сформулировать рекомендации для логопедов по их коррекции и профилактике.

^ Объект исследования: диалогическая речь детей младшего школьного возраста.

Предмет исследования: особенности диалогической речи детей младшего школьного возраста из неблагополучных семей.

Исходя из цели, объекта, предмета исследования и выдвинутой нами гипотезы, были поставлены следующие задачи:

  1. провести теоретический анализ литературы по изучаемой проблеме;

  2. выявить особенности диалогической речи у детей младшего школьного возраста из неблагополучных семей ;

  3. разработать рекомендаций для логопедов по формированию навыков диалогической речи у детей младшего школьного возраста из неблагополучных семей.

^ Методы исследования:

Теоретические методы - аналитический обзор научно-методической, психолого-педагогической и специальной литературы по проблеме исследования; эмпирические методы - анализ педагогической документации, наблюдения, психолого-педагогический эксперимент; методы обработки полученных результатов – качественный и количественный анализ результатов исследования.

^ Теоретическая значимость – получены новые сведения, касающиеся особенностей становления диалогической речи у детей из неблагополучных семей.

Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные в работе результаты могут быть использованы школьными логопедами, учителями начальных классов при построении профилактической и коррекционной работы с младшими школьниками по формированию у них диалогической речи.

^ База исследования: Государственное бюджетное образовательное учреждение – Центр образования № 1883.

Личный вклад автора - проведенный анализ научной литературы по проблеме позволил изучить особенности формирования диалогической речи у ребенка, воспитывающегося в неблагополучной семье, подобрать и подготовить диагностические методики для обследования диалогической речи детей младшего школьного возраста из таких семей. Проведено диагностическое исследование, предложены, на основе полученных результатов, рекомендации для логопедов по развитию диалогической речи у детей младшего школьного возраста из неблагополучных семей.

Структура, объем и содержание работы определены целью и задачами исследования. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложений.

    1. Выводы


В своем исследовании под диалогической речью мы будем понимать обмен высказываниями, порождаемыми одно другим, в процессе разговора между собеседниками. Каждое отдельное высказывание называется репликой. Ее границей является смена говорящего, и она, как правило, связана с предшествующим и последующим высказываниями и без них не может быть понятна. Две и более смежные реплики, взаимосвязанные между собою по смыслу, а также с помощью лексико-грамматических и ритмико-интонационных средств, называются диалогическими единствами. Они могут быть двух-, трех-, четырехчленными. Однако чаще всего состоят из двух реплик. Первая из них (реплика-стимул) самостоятельна по содержанию и форме, вторая (реплика-реакция) - зависит от первой

Диалог как вид речи обладает определенными, только ему присущими характеристиками: непосредственность, отсутствие специальной, заранее продуманной организации; ряд особенностей, вытекающих из того, что собеседники непосредственно контактируют друг с другом в процессе разговора (многое подсказывается ситуацией, мимикой, жестами); относительная свобода в выборе средств логического оформления речи; эмоциональность и экспрессивность, лаконичность.

Ребенок, овладевая диалогической речью в общении со взрослыми, переносит усвоенное в самостоятельную деятельность. Анализ исследований генезиса диалогической речи детей раннего возраста показал, что диалоги малышей со взрослыми проходят путь от неосознанных невербальных контактов с окружающими (крик) до сознательного вербального участия в общении.

Развитие диалогической речи в онтогенезе — это сложный многоступенчатый процесс. Последовательное и правильное формирование этого процесса обеспечивается в ходе общения и коммуникативной деятельности на основе биологических и социальных предпосылок. Нарушения или искажения основных этапов этого процесса могут привести к недоразвитию диалогической речи у детей.

Овладение диалогической речью будет протекать у ребенка успешно при наличии следующих основных условий:

- при тесном эмоциональном контакте с близкими родственниками, в частности с матерью,

- по мере роста малыш будет нуждаться в стимуле к речевому контакту, и он должен быть полноценным;

- при поступлении в детское учреждение важно не только внимание в семье, но и внимание со стороны работников дошкольного учреждения, а в дальнейшем педагогов школы и сверстников.

В неблагополучных семьях такое внимание просто не возможно, т. к. развитие ребенка в них характеризуется в лучшем случае недостатком внимания, общения. Ребенок зачастую предоставлен сам себе, а отсюда и дефицит общения и соответственно несформированность и диалогической речи и речи в целом.

На основании этих данных можно предположить, что у детей из неблагополучных семей в связи с депривацией, в которой они, как правило, находятся с самого рождения, с одной стороны, и значимостью общения с близкими взрослыми, а затем и сверстниками, для становления диалогической речи, с другой, последняя будет развиваться у них с задержкой и иметь существенное недоразвитие.

Похожие:

Теоретические основы исследования особенностей диалогической речи у детей младшего школьного возраста с ффнр из неблагополучных семей iconЗависимость развития речи у детей младшего дошкольного возраста от страхов
Эмпирические исследования влияния страха на развитие речи у детей младшего дошкольного возраста 32
Теоретические основы исследования особенностей диалогической речи у детей младшего школьного возраста с ффнр из неблагополучных семей iconДети младшего школьного возраста
По отношению к педагогам: мотивация специалистов начального школьного и дополнительного образования на организацию экологического...
Теоретические основы исследования особенностей диалогической речи у детей младшего школьного возраста с ффнр из неблагополучных семей iconМоей научно-исследовательской практики «Социально-психологические...
Теоретические подходы к проблеме успешной адаптации детей младшего школьного возраста к обучению в школе
Теоретические основы исследования особенностей диалогической речи у детей младшего школьного возраста с ффнр из неблагополучных семей iconРоссийской Федерации Государственное образовательное учреждение высшего...
Результаты и обсуждение результатов эмпирического исследования особенностей представления об окружающем мире у детей-сирот младшего...
Теоретические основы исследования особенностей диалогической речи у детей младшего школьного возраста с ффнр из неблагополучных семей iconКомплексное социально-гигиеническое исследование детей младшего школьного...
Комплексное социально–гигиеническое исследование детей младшего школьного возраста
Теоретические основы исследования особенностей диалогической речи у детей младшего школьного возраста с ффнр из неблагополучных семей iconЗаменить на Научно-теоритические основы речевого развития у детей младшего возраста
  Научно-теоретические принципы проблемы диагностики и коррекции речевого развития детей раннего возраста. Заменить на Научно-теоритические...
Теоретические основы исследования особенностей диалогической речи у детей младшего школьного возраста с ффнр из неблагополучных семей iconОтчет о результатах самообследования муниципального автономного образовательного...
Устав муниципального автономного образовательного учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста Северодвинская прогимназия...
Теоретические основы исследования особенностей диалогической речи у детей младшего школьного возраста с ффнр из неблагополучных семей iconПубличный отчет муниципального автономного образовательного учреждения...
Муниципальное автономное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Северодвинская прогимназия...
Теоретические основы исследования особенностей диалогической речи у детей младшего школьного возраста с ффнр из неблагополучных семей iconГкоу со «Каменск-Уральская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №23»
...
Теоретические основы исследования особенностей диалогической речи у детей младшего школьного возраста с ффнр из неблагополучных семей iconЭкспериментальное исследование формирования предикатного словаря...
Теоретические аспекты формирования речевых особенностей ? у детей старшего дошкольного возраста с системными нарушениями речи

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
skachate.ru
Главная страница