Окружной методический центр зоуо департамента образования г. Москвы лаборатория профессиональной ориентации и социально-психологического сопровождения




Скачать 50.64 Kb.
НазваниеОкружной методический центр зоуо департамента образования г. Москвы лаборатория профессиональной ориентации и социально-психологического сопровождения
Дата публикации27.08.2013
Размер50.64 Kb.
ТипДокументы
skachate.ru > Психология > Документы

ОКРУЖНОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ЗОУО ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ г. МОСКВЫ

ЛАБОРАТОРИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ

И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ


Киреева Татьяна Николаевна,

учитель русского языка и литературы ГОУ СОШ № 1127

Курс профильной ориентации для учащихся «Твой выбор»



Профильное обучение, осуществляемое пока как экспериментальное направление в образовании, предусматривает организацию предпрофильной подготовки в девятых классах и профильного обучения на старшей ступени школьного образования.

Старший школьный возраст – период формирования жизненных планов и перспектив, представлений о будущей профессии, уровне образовательного роста. Этот возраст активного формирования ценностных ориентаций и установок, когда растущему человеку очень важна помощь в осознании жизненных перспектив, в том числе образовательных. В этом смысле профильная подготовка, предлагаемая концепцией профильного обучения, психологически вполне обоснованна. Один из важнейших аспектов профильного обучения заключается в ориентации на развитие способности к самостоятельному построению образовательного маршрута и качеств субъектности ученика. Важно, как сам ученик ответит на вопросы: чего хочу? Что могу? Чего от меня ждёт общество? Профильное обучение и выбор индивидуального маршрута образования предполагает акцент на развитии самостоятельности, правовой культуры, способности к сотрудничеству, толерантности.

В условиях введения в школе предпрофильной подготовки и профильного обучения (в форме дискуссионного клуба) большое значение имеют выработка новых и совершенствование имеющихся средств педагогической и психологической поддержки выбора учащимися направления продолжения образования.

Основная цель психолого-педагогического сопровождения предпрофильной подготовки – оказание поддержки учащимся в принятии решения о выборе профиля обучения. Важно, что не возникало сразу стремления сузить, ограничить эту деятельность до выбора определённой профессии. В этот промежуток времени необходимо определиться главным образом с образовательными предпочтениями учащегося и стандартами. Поле образовательно-профессионального выбора должно быть максимально широким, позднее, в 10-11-х классах, оно сужается до ориентации на конкретную профессию.

Дискуссионный клуб «Твой выбор» предназначен для оказания психолого-педагогической поддержки учащимся старших классов в выборе профиля обучения и продолжения образования. Он даёт школьникам представление об основах выбора профиля обучения, о возможностях получения образования по избранному профилю; стимулирует самопознание учащимися своих склонностей, способностей в соответствии с избираемым профилем; развивает навыки целеполагания, планирования профессионального образования и самопрезентации, а также приобретение практического опыта, соответствующего интересам, склонностям личности и профилю дальнейшего обучения.

Цикл занятий предполагает проработку шести основных тем:

  1. «Готовность к выбору профессионально-образовательного маршрута» ориентирует учащихся в основных целях, задачах курса, формах работы, помогает осмыслить своё отношение к теме и носит в основном мотивирующий характер.

  2. «Мир профессий. Слагаемые выбора».

  3. «Профессиональные интересы и склонности».

  4. «Способности и выбор профиля обучения». Эти занятия построены на сопоставлении основных факторов альтернативного выбора «хочу», «могу» и «надо» применительно к ситуации выбора профиля обучения. В содержание занятий входит информирование школьников о мире профессий, самодиагностика учащимися профессиональных интересов и склонностей, способностей, сопоставление ими своих возможностей с требованиями, предъявляемыми избираемым образовательным профилем.

  5. Завершаемые темы курса («Планирование профессионального маршрута», «Умения и навыки самопрезентации как фактор выбора образовательного профиля») предусматривает обсуждение вариантов профессионального образования, овладение учащимися способами и приёмами планирования профессиональной перспективы, развитие навыков самопрезентации.

Предлагаемый ориентационный курс рассчитан на 20 часов. Распределение часов на изучение отдельных тем может быть скорректировано с учётом специфики предпрофильной подготовки учащихся в школе.

Все занятия основаны на преимущественном использовании активных форм работы (самодиагностика, дискуссии, ролевое моделирование и т.д.) и предполагают наличие определённых умений у педагога. Так желательно привлечение к проведению курса социальных педагогов, психолога и классных руководителей. Психолог будет необходим на определённых этапах реализации курса, прежде всего, для выполнения определённых видов диагностической деятельности на занятии по теме «Способности и выбор профиля обучения». Практика показала, что групповую диагностику с использованием тестов и опросников может осуществить и педагог, однако интерпретировать её результаты должен психолог.

Для проведения данного курса был создан дискуссионный клуб, состоящий из 15-ти человек. Среди этой группы выделился актив, который проходил специальное обучение. На мой взгляд, форма дискуссионного клуба «Твой выбор» является удачной. На занятиях дети выступают как в роли ведущего, так и в роли собеседника. Участники этого клуба учатся отстаивать свои интересы, доказывая это примерами из жизни. Работа этого клуба выполняет ряд задач:

  1. обеспечение самоисследования ученика, являющегося субъектом выбора образовательного профиля. Изучения им оснований для этого выбора;

  2. фиксирование и отслеживание в объектном режиме значимых параметров формирования готовности к выбору, как отдельного ученика, так и на уровне класса, школы в целом.

При проведении ряда занятий можно отметить сложные аспекты: а) создание доверительной атмосферы в клубе;

б) несоответствие потребностей с возможностями и требованиями;

в) поиск актуальных востребованных профессий и т.д.

Для организации ситуации самоисследования, которая важна для выполнения задач курса. Педагог должен создать соответствующую безопасную атмосферу на занятиях, предполагает соблюдение следующих принципов диалогического общения:

1. Интерес к другому, его опыту (настрой на актуальное состояние как самого себя, так и партнёра). Готовность выслушать, даже если у вас другая позиция и противоположная точка зрения. Понять аргументы. Не спешить с высказыванием своей позиции. Способность войти в эмоциональное состояние другого.

2. Проблемный, дискуссионный характер высказываний. Разговор на уровне точек зрения, позиций, а не на уровне вечных истин и аксиом. Допускается расхождение мнений. Все имеют право на свою позицию.

3. Безоценочное восприятие, безусловная ценность другого, доверие. Можно с чем-то не соглашаться, но признавать значимость другого. Восприятие партнёра как равного.

4. Персонифицированный характер сообщений. Готовность к Я-высказываниям взамен ссылок на авторитеты или обезличенные суждения. Умение сказать о своей позиции и своём отношении.

5. Понимание, готовность помочь.






Похожие:

Окружной методический центр зоуо департамента образования г. Москвы лаборатория профессиональной ориентации и социально-психологического сопровождения iconОкружной методический центр зоуо департамента образования г. Москвы...
Технология профессионального самоопределения учащихся традиционно связана с понятием «профессиональная ориентация»
Окружной методический центр зоуо департамента образования г. Москвы лаборатория профессиональной ориентации и социально-психологического сопровождения iconОкружной методический центр зоуо департамента образования г. Москвы...
Портфолио – способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения
Окружной методический центр зоуо департамента образования г. Москвы лаборатория профессиональной ориентации и социально-психологического сопровождения iconОкружной методический центр зоуо департамента образования г. Москвы...
Профориентационная работа в образовательном учреждении направлена на оказание помощи учащимся в профессиональном определении и решение...
Окружной методический центр зоуо департамента образования г. Москвы лаборатория профессиональной ориентации и социально-психологического сопровождения iconОкружной методический центр зоуо департамента образования г. Москвы...
В связи с актуализацией вопросов развития профильного образования в общеобразовательной школе необходимо определить роль и место...
Окружной методический центр зоуо департамента образования г. Москвы лаборатория профессиональной ориентации и социально-психологического сопровождения iconОкружной методический центр зоуо департамента образования г. Москвы...
Внедрение профильного обучения в старшей школе проходит на основе творческого сотрудничества педагогического коллектива школы №1016...
Окружной методический центр зоуо департамента образования г. Москвы лаборатория профессиональной ориентации и социально-психологического сопровождения iconОкружной методический центр зоуо департамента образования г. Москвы...
В концепции развития школы, а также в рамках работы экспериментальной площадки, перед нашим образовательным учебным заведением поставлена...
Окружной методический центр зоуо департамента образования г. Москвы лаборатория профессиональной ориентации и социально-психологического сопровождения iconОкружной методический центр зоуо департамента образования г. Москвы...
Говоря о целях и задачах деятельности среднего общеобразовательного учреждения, непременно нужно помнить о том, что сверхзадача школы...
Окружной методический центр зоуо департамента образования г. Москвы лаборатория профессиональной ориентации и социально-психологического сопровождения iconОкружной методический центр зоуо департамента образования г. Москвы...
Гоу сош №1127 в 5-7 классах было проведено изучение профессионального выбора учащихся среднего звена. Целью исследования являлось...
Окружной методический центр зоуо департамента образования г. Москвы лаборатория профессиональной ориентации и социально-психологического сопровождения iconОкружной методический центр
Лаборатория профессиональной ориентации и социально-психологического сопровождения
Окружной методический центр зоуо департамента образования г. Москвы лаборатория профессиональной ориентации и социально-психологического сопровождения iconЛаборатория профессиональной ориентации и социально-психологического сопровождения


Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
skachate.ru
Главная страница