Пояснительная записка Цель и задачи изучения дисциплины




Скачать 152.13 Kb.
НазваниеПояснительная записка Цель и задачи изучения дисциплины
Дата публикации21.04.2013
Размер152.13 Kb.
ТипПояснительная записка
skachate.ru > Психология > Пояснительная записка



1.Пояснительная записка


    1. Цель и задачи изучения дисциплины

Дисциплина «Формы и направления работы с родителями» связана с такими дисциплинами, как педагогика, теория и методика воспитания. Поскольку изучается после общего курса педагогики, то может рассматриваться как дополняющая, уточняющая содержание курса общей педагогики

Целью освоения дисциплины является формирование профессиональных компетенций для решения задач в соответствии с профильной направленностью в области педагогического образования, на основе применения в процессе обучения научных знаний, методов и средств работы с родителями в профессиональной деятельности классного руководителя.

^ Основные задачи в изучении дисциплины:

  • обеспечить теоретическую готовность студентов бакалавров к осуществлению консультативной деятельности субъектов образовательного процесса;

  • сформировать практические навыки психолога-консультанта в сфере образования;

  • развивать у студентов-бакалавров личностные качества, необходимые в профессиональной деятельности классного руководителя;

  • способствовать овладению студентами бакалаврами новыми приемами, методами и формами социально-педагогической работы с родителями


^ 1.2 Объем дисциплины и виды учебной работы



Вид учебной работы по семестрам

^ Зачетные единицы

Часы

Общая трудоемкость

1




Семестр 3

Трудоемкость

1

36

Аудиторные занятия (всего)

0,5

18

В том числе:

Лекции

0,1

4

Практические занятия / Семинары

0,3

10

КСР

0,1

4

^ Самостоятельная работа (всего)

0,5

18

В том числе:










Подготовка «Индивидуальной тематической консультации родителей»







Подготовка к работе в малых группах







Вид промежуточной аттестации - экзамен









^ 1.3.Требования к уровню усвоения содержания дисциплины

В процессе обучения студент приобретает ряд профессиональных компетенций (ПК).

Способность:

  • учитывать общие, специфические (при общих типах нарушений) закономерности и индивидуальные особенности развития учащихся, особенности регуляции поведения и деятельности человека на разных возрастных этапах (ОПК – 1, 2).

^ Способность и готовность:

  • к пониманию высокой социальной значимости профессии, ответственному и качественному выполнению профессиональной задачи, соблюдая принципы профессиональной этики (ОПК -8);

  • к применению знаний в работе с субъектами образовательного процесса (ОПК – 8, 9);

  • к пониманию и постановке профессиональных задач в области научно-исследовательской и практической деятельности (ОПК – 9).

После изучения курса студент должен

знать:

  • теоретические основы форм и методов работы классного руководителя с родителями

  • процессуальные и содержательные проблемы взаимодействия с семьями учащихся;

  • особенности организации тематического индивидуального консультирования в практике классного руководителя;

  • критерии эффективности работы классного руководителя;

  • этические аспекты профессиональной деятельности классного руководителя.

уметь:

  • организовать классное пространство и взаимодействие;

  • организовывать мероприятия в работе классного коллектива;

  • строить эффективную обратную связь в системе отношений «классный руководитель – родитель»;

  • применять различные формы и приёмы работы;

  • взаимодействовать и сотрудничать со специалистами смежных помогающих профессий: врачами, социальными работниками, милицией и др.

владеть:

  • основными знаниями в области педагогики и других наук, необходимыми для деятельности классного руководителя в выстраивании отношений с родителями;

  • основными механизмами построения процесса педагогического взаимодействия с родителями;

  • основными представлениями о методологии и технологии различных видов педагогического вмешательства в систему отношений «ребёнок – родитель».



^ Уровни освоения компетенций.

Ступеней уровней освоения компетенции  три.

Первый уровень пороговый. Он формируется из компонента «Репродуктивный». Оценивается как удовлетворительная оценка.

Второй уровень, продвинутый, он формируется из требований к компоненту «Продуктивный». Оценивается как хорошая оценка.

Третий уровень – высокий. Он формируется из компонента «Творческий». Оценивается как отличная оценка.
Таблица. Дескриптор уровней квалификационной подготовки специалиста

^ Знания (должен знать)

Репродуктивный З-1

Продуктивный З-2

Творческий З-3

Может осуществлять самостоятельные репродуктивные действия над знаниями путем самостоятельного воспроизведения и применения информации

Может воспроизводить и понимать полученные знания, самостоятельно систематизировать их, т.е представлять знания в виде элементов системы и устанавливать взаимосвязь между ними, продуктивно применять в отдельных случаях

Может самостоятельно извлекать новые знания из окружающего мира. Творчески их использовать для принятия решений в новых нестандартных ситуациях




^ Умения(должен уметь)

Репродуктивный У-1

Продуктивный У-2

Творческий У-3

Умеет самостоятельно выполнять действия по решению типовых задач, требующих выбора из числа известных методов, в предсказуемых ситуациях

Умеет самостоятельно выполнять действия по решению нестандартных задач, требующих выбора на основе комбинации известных методов, в предсказуемых ситуациях

Умеет самостоятельно выполнять действия, связанные с решением исследовательских задач, творческое использование технологий




^ Владения(должен владеть)

Репродуктивный В-1

Продуктивный В-2

^ Творческий В-3

Владеет понятийным и категориальным аппаратом дисциплины, навыками работы с Учебно- методической и научной литературой.

Владеет технологиями выполнения практических и научно-исследовательских заданий

Владеет навыками самостоятельного поиска, обработки и использования различных типов информации



^ 2. Cодержание дисциплины по разделам


Раздел 1. Содержание, формы и методы работы классного руководителя с родителями

Функции и задачи современной семьи. Функции и задачи взаимодействия семьи и школы. Дифференцированный подход в работе с родителями.


Содержание работы классного руководителя с родителями: повышение педагогической культуры родителей, вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс, участие родителей в управлении школой.


Разработка проектов по формированию позитивных отношений родителей с детьми.

Практикум «Интеграция воспитательных усилий семьи и школы»


^ Раздел 2. Формы активного обучения и методы консультационной деятельности в работе с родителями

Ролевая игра как форма деятельности по изучению сформированности педагогических умений родителей.

Индивидуальные тематические консультации с родителями в практике классного руководителя


^ 3. Методические рекомендации для преподавателя

Тематическое, методологическое и методическое наполнение занятий необходимо осуществлять с учётом трёх составляющих планирования подачи учебного материала во время аудиторной и неаудиторной работы: актуальность учебной информации, систематизация знаний, разъяснение учебного материала, стимулирование познавательной активности.


Актуальность учебной информации

Систематизация знаний

Разъяснение учебного материала

Стимулирование к познавательной активности

Предлагается учебный материал, который отсутствует в имеющихся учебных пособиях, но является необходимым, актуальным при чтении курсов по дисциплинам, по которым издано недостаточно учебных пособий. Даются ссылки на интернет ресурсы.

Предполагается последовательное и структурированное изложение учебного материала. Даётся общий обзор изучаемого предмета, сообщается: на какие темы, разделы, фрагменты, понятия следует обратить особое внимание при чтении учебника, какие дополнительные источники целесообразно использовать.


Отдельные разделы учебника могут быть изложены языком, трудным для понимания, со сложным стилем изложения и синтаксисом, в них могут отсутствовать поясняющие примеры. Целью является разъяснение наиболее трудных вопросов, понятий, разделов учебного курса. Для этого необходимо изложить отдельные фрагменты учебника в другой, более ясной и доступной форме.


Подача учебного материала должна быть нацелена не только на запоминание, но и мыслительную деятельность воспринимающих слушателей. Этому способствуют проблемные вопросы, поисковый и дискуссионный характер изложения учебных знаний. Применение методов дискуссии, игры и др. А, также, гибкая система оценивания знаний.


Подготовку и изложение учебного материала лекции (семинара) определяют ряд методических аспектов:

  • формулировка названия темы лекций определяются в соответствии с рабочей программой и тематическим планом занятий. Необходима четкость прослеживания связи между темами отдельных лекций. Поэтому в начале каждой лекции преподаватель связывает ее тему с темой предыдущей лекции, а также с содержанием всего курса. Завершение лекции должно содержать «мостик» к последующей лекции. При этом важно, чтобы у студентов сформировалось системное представление об изучаемой предметной области;

  • структурирование материала лекции — важнейшая часть ее подготовки. План лекции должен соответствовать содержанию соответствующего раздела рабочей программы и раскрывать его. Детальность и глубина в раскрытии каждого пункта может быть разной. Содержание лекции должно быть согласовано с временными рамками учебного времени. Каждый из основных пунктов плана целесообразно разделить на подпункты, связав их в логическую последовательность. Это совершенствует структуру лекции и способствует системному восприятию, осмыслению и запоминанию материала. При структурировании материала необходимо учитывать психологические закономерности памяти и мышления;

  • написание конспекта  — это составление расширенного плана, построенного иерархически, с указанием основных пунктов, тем, фактического материала, закономерностей, понятий. План расширяется за счет определений, схем, диаграмм, графиков и фраз, которые резюмируют основные идеи лекции. Количество деталей, которые включаются в конспект, зависит от самого материала и от того, насколько он знаком преподавателю. Конспект должен фокусироваться на содержании лекции; средства выражения этого содержания должны рождаться на самой лекции. Особенно важны примеры, которые будут приводиться на лекции. Конкретные примеры абстрактных понятий должны быть тщательно продуманы. Использование двух или трех примеров поможет студентам успешнее выделить и обобщить существенные признаки понятия. Преподаватель также должен подготовить иллюстративный, демонстрационный и раздаточный материал, который он собирается использовать;

  • организация материала — основная задача лектора. Преподаватель может помочь студентам увидеть общую картину содержания курса, постоянно связывая изучаемую тему с общим взглядом на учебную дисциплину. Схемы и диаграммы являются средством демонстрации взаимосвязей между понятиями. Нумерованный список пунктов, раскрывающих определенный тезис, помогает запомнить материал. Визуальная демонстрация с очевидным разделением рассматриваемых категорий должна сопровождать вербальную презентацию материала, когда обсуждаются, например, преимущества и ограничения, сходства и различия, аргументы за и против определенного утверждения, теории, процедуры. Роль играет композиционное расположение материала на доске (слева — справа, сверху — снизу и т. п.).

  • проверка понимания материала студентами осуществляется путем зрительного контакта преподавателя со студентами. По поведению студентов на лекции, по их позам, по выражению глаз лектор может увидеть, понимают ли студенты преподносимый материал. Преподавателю следует после завершения рассмотрения очередного пункта плана предложить студентам задать свои вопросы. Необходимо учитывать, что периодически (каждые 20-30 минут) у студентов возникают колебания (кризисы) внимания, которые проявляются в снижении его уровня. Поэтому преподаватель должен строить план занятия таким образом, чтобы давать студентам возможность переключения внимания (на интересный пример, новый вопрос и т. п.).


^ 4. Общие методические рекомендации для студентов
Формой обучения, призванной непосредственно формировать, воспитывать мыслить самостоятельно, творчески является семинар.

При подготовке к семинару студенту необходимо осуществлять:

1. Определение системы «ключевых» слов данной темы в целом и каждого вопроса в отдельности.

2. Мысленно-схематическое моделирование взаимосвязи «ключевых слов».

3. Внимательно проработать конспекты лекций по теме и учебные тексты по вопросам.

4. Представить материал семинара в виде опорного конспекта, тезисов или другой формы письменного изложения.

5. Прочитать дополнительную литературу по теме семинара.

6. Выявить неясные вопросы и уточнить дополнительную литературу, по тих раскрытию.

7. Внести необходимые дополнения в тексты подготовки к семинару.

8. Продумать вопросы, которые вы хотели бы уяснить на семинаре.

9. Систематизируйте весь подготовленный материал.
Важное место в профессиональной подготовке занимает самостоятельная работа студентов.

^ Задания для самостоятельной работы


  1. В процессе самостоятельной работы студент должен собрать портфолио по данной дисциплине «Формы и направления работы классного руководителя с родителями».

Примерная схема портфолио:

1.Перечень групповых форм работы с родителями

2.Перечень индивидуальных форм работы с родителями

3.Материалы к родительским собраниям (Примерная тематика «Умеете ли вы любить своего ребенка», «Влияние семейной атмосферы на успеваемость ребенка», «Воспитание трудолюбия в семье», «Как воспитать успешность», «Особенности взаимодействия с подростками» и т.д.)

4. Комплекс методов психолого-педагогической диагностики семьи: анкеты, тесты, деловые игры и т.д.

5. Сценарии совместных с родителями воспитательных мероприятий

Время, отведенное на контроль за самостоятельной работой (КСР) используется для индивидуальной презентации (защиты) портфолио
^ Требования к проведению самостоятельной деятельности: оформлению «Индивидуальной тематической консультации с родителем»
В качестве зачетной работы по результатам семинарской работы для студентов предполагается проведение самостоятельной деятельности. Содержание и анализ деятельности оформляются письменно.

Консультация должна содержать в себе следующие блоки: стенограмма консультации и ее анализ.
Требования к оформлению:

  1. ДК печатается 14 шрифтом, формат А4.

  2. Титульный лист стандартный для оформления рефератов.

  3. На титульном листе: группа, предмет и т.д.

  4. Первый лист: Цель. Задачи

  5. Далее в виде таблицы.

  6. Последний лист – использованные источники (литература, материал, взятый из сертифицированных тренингов).

  7. Листы скрепляются.

  8. После таблицы – чистый лист для вопросов по составлению.


Таблица:

1. Сбор информации.



Информация со слов родителя.

Интерпретации, анализ невербальных проявлений, речи.






2. Формулировка и уточнение проблемы.


Со слов родителя.

Взгляд классного руководителя.









Применяемые методики и др.

Результаты исследования.








3. Проводимые мероприятия.

4. Анализ проведенной работы.


Применяемые методы.


Результаты исследования.









^ 6. Материально-техническое обеспечение дисциплины
Для обеспечения дисциплины необходимы:

  • специально оборудованные аудитории и компьютерный класс с локальной сетью и выходом в Интернет;

  • персональные компьютеры;

  • различные технические и аудиовизуальные средства обучения.




  • Программные средства:

  • Пакеты прикладных программ (Microsoft Office, Open Office).

  • Пакеты прикладных тестовых методик.

  • Инструментальные программные средства (ToolBook, УРОК, АРМ «Деканат», InfoPath).

  • Операционная система (Windows 98/XP и выше, Linux).

  • Браузеры: Internet Explorer, Opera, Firefox.

  • Электронные презентации по теме курса в формате приложения MS PowerPoint.



^ 7.Рекомендуемая основная и дополнительная литература

Основная литература
1.Губина С.Т. Психологическое консультирование семьи в ситуации ненормативного кризиса: учебно-методическое пособие. – Глазов: Глазов. Гос. пед. ин-т, 2011.– 112с.

2.Суслова Е.А. Социальная диагностика. Методы и способы ее осуществления. –М.: Педагогика, 1993. –220 с.

  1. Торохтий В.С. Методика оценки психологического здоровья семьи. –М.: ЦСП РАО, 1996. – 71 с.

  2. Торохтий В.С. Семейная инфраструктура: состояние и перспективы развития / /Семья в России 1999. -№1-2. -С.54-61.

  3. Торохтий В.С. Технологии психолого-педагогического обеспечения социальной работы с семьей. -М.: МГСУ «Союз», 2000. –228с.

  4. Эльконин Д. Б. Психология игры. – М.: Педагогика, 1978.

7.Сергеева В.П. Классный руководитель в современной школе. М.: Московское городское педагогическое общество, 2000.- 192с.

Дополнительная литература


  1. Байярд Р. Т., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток. Практическое руководство для отчаявшихся родителей/ Пер. с англ. А. Б. Орлова. – М.: Просвещение, 1991. – 224 с.

  2. Беннис У., Шепард Г. Теория группового развития// Современная зарубежная социальная психология. Тексты/ Под ред. Г.М. Андреевой, Н.Н. Богомоловой, Л.А. Петровской. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. - С.142-161.

  3. Бретт Д. «Жила была девочка, похожая на тебя…» Психотерапевтические истории для детей/ Пер. с англ. Г. А. Павлова. – М.: Независимая фирма «Класс», 1996. – 224 с.

  4. Гришина Н.В. Психология конфликта. – СПб.: Питер, 2001. – 464 с.

  5. Дробинская А.О. Школьные трудности «нестандартных» детей. – 2-е издание. – М.: Школа-Пресс, 2001. – 144 с.

  6. Крушельницкая О. И., Третьякова А. Н. Отвергаемые дети. Как им помочь?: (Советы психолога)// Биология в школе. Журнал. – 1997. - №5. – С. 27 – 30.

  7. Леви В. Л. Нестандартный ребенок. – 3-е изд. – М.: Знание, 1989. – 256 с.

  8. Самоукина Н. В. Практический психолог в школе: Лекции, консультирование, тренинги. – М.: Интор, 1997а. – 192 с.

  9. Тингей-Михаэлис К. Дети с недостатками развития: Книга в помощь родителям: Пер. с англ. / Под ред. Д.В. Колесова. – М.: Педагогика, 1988. – 240 с.

  10. Юн Г. Дети с отклонениями: Родители о своих детях / Под ред. и с послесловием В. М. Михлина. – Кишинев: Штиинца, 1987. – 175 с.

  11. Справочник заместителя директора школы по воспитательной работе. М.: Центр «Педагогический поиск», 1999 – 160с.

  12. Фалькович Т.А., Толстоухова Н.С. Обухова Л.А. Нетрадиционные формы работы с родителями.- М., 2005 – 240с.

  13. Дереклеева Н.И. Организация родительских собраний в 1-11-х классах. М., 2000

  14. Калейдоскоп родительских собраний. Выпуск 1 /Под ред. Е.Н. Степанова. М., 2003

  15. Калейдоскоп родительских собраний. Выпуск 2 /Под ред. Н.А. Алексеевой. М., 2003

  16. 4. Корчак Я. Воспитание личности. М., 1992

  17. Стапанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. – М., 2002

  18. Щуркова Н.Е. Практикум по педагогической технологии. М., 1998




  1. Щуркова Н.Е. Вы стали классным руководителем.- М., 1986

Похожие:

Пояснительная записка Цель и задачи изучения дисциплины iconПояснительная записка Цель и задачи изучения дисциплины. Цель изучения...

Пояснительная записка Цель и задачи изучения дисциплины iconПояснительная записка Цель и задачи изучения дисциплины, соотнесенные...
Цель и задачи изучения дисциплины, соотнесенные с общими целями основной образовательной программы. Основные задачи изучения дисциплины...
Пояснительная записка Цель и задачи изучения дисциплины iconПояснительная записка Цель и задачи изучения дисциплины, соотнесенные...
Цель и задачи изучения дисциплины, соотнесенные с общими целями основной образовательной программы. Основные задачи изучения дисциплины...
Пояснительная записка Цель и задачи изучения дисциплины iconПояснительная записка Актуальность социальной защиты детей, семьи...
Цель и задачи изучения дисциплины Цель изучения дисциплины: ознакомление с законодательными, нормативно
Пояснительная записка Цель и задачи изучения дисциплины iconПояснительная записка Цель и задачи изучения дисциплины. Необходимость...

Пояснительная записка Цель и задачи изучения дисциплины iconПояснительная записка Цель и задачи изучения дисциплины, соотнесенные...
«обеспечить подготовку будущей профессиональной деятельности бакалавра педагогического образования»; «сформировать у студентов представления...
Пояснительная записка Цель и задачи изучения дисциплины iconПояснительная записка Цель и задачи изучения дисциплины Дисциплина «Математика»

Пояснительная записка Цель и задачи изучения дисциплины iconПояснительная записка Цель и задачи изучения дисциплины: Целями освоения...

Пояснительная записка Цель и задачи изучения дисциплины iconПояснительная записка Цель и задачи изучения дисциплины Программа...

Пояснительная записка Цель и задачи изучения дисциплины iconПояснительная записка 1
Цель и задачи изучения дисциплины, соотнесенные с общими целями основной образовательной программы

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
skachate.ru
Главная страница