Пояснительная записка Цель и задачи изучения дисциплины. Поскольку один из видов профессиональной деятельности бакалавра по направлению подготовки 050400 психолого-педагогическое образование социально-педагогическая деятельность




Скачать 164.57 Kb.
НазваниеПояснительная записка Цель и задачи изучения дисциплины. Поскольку один из видов профессиональной деятельности бакалавра по направлению подготовки 050400 психолого-педагогическое образование социально-педагогическая деятельность
Дата публикации20.04.2013
Размер164.57 Kb.
ТипПояснительная записка
skachate.ru > Психология > Пояснительная записка





1. Пояснительная записка

1.1. Цель и задачи изучения дисциплины. Поскольку один из видов профессиональной деятельности бакалавра по направлению подготовки 050400 психолого-педагогическое образование - социально-педагогическая деятельность, то цель изучения дисциплины – введение в социально-педагогическую деятельность, знакомство со структурой, основными направлениями деятельности, с требованиями к специалисту в области социально-педагогической деятельности. Основные задачи изучения дисциплины:

  • обеспечить подготовку к будущей профессиональной деятельности бакалавра психолого-педагогического образования;

  • сформировать у студентов представления о структуре, направлениях, методах социально-педагогической деятельности;

  • выявить общее и особенное в педагогической и социально-педагогической деятельности

^ 1.2. Место дисциплины в структуре ООП.

Данная дисциплина относится к вариативной части профессионального цикла дисциплин (Б3), изучается в первом семестре, ее изучение предшествует изучению социальной педагогики, методик и технологий социального педагога, поэтому может рассматриваться как введение в социально-педагогическую деятельность

^ 1.2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы

Дисциплина «_Социально-педагогическая деятельность» ходит в _вариативную часть профессионального цикла дисциплин (Б3);

индекс по учебному плану 3.2.2.1.

объем дисциплины 2 зачетных единиц, 72 часа, из которых 36 часов аудиторной нагрузки, 36часов – самостоятельной работы студентов.

Таблица: Структура, объем и виды учебной работы по дисциплине

^ Вид учебной работы по семестрам

Зачетные единицы⃰

Часы

Общая трудоемкость







Семестр _1_ 2 72

Трудоемкость







^ Аудиторные занятия (всего)

1

36

В том числе:

Лекции

0,4

14

Лабораторные работы




Практические занятия / Семинары

0,4

14

КСР

0,2

8

^ Другие виды аудиторной работы







Самостоятельная работа (всего)

1

36

В том числе:

Работа с рабочими тетрадями







Подготовка к коллоквиуму







Подготовка к «круглым столам»







Работа над презентационными проектами по курсу







Вид итоговой аттестации - экзамен




+

___

^ 1.2.2. Междисциплинарные связи дисциплины с другими дисциплинами ООП

^ Наименование обеспечиваемых дисциплин

Индекс по учебному плану

Семестр

Раздел дисциплины (модуль/раздел/тема тематического плана)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Социальная педагогика

3.1.2.9.

5













*
















Методикии технологии

работы социального педагога

3.2.3.1.

5













*
















Профессиональная деятельность социального педагога в различных сферах жизнедеятельности общества

3.2.1.2.

3







*























^ 1.3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Уровни освоения компетенций.

Ступеней уровней освоения компетенции  три.

Первый уровень пороговый. Он формируется из компонента «Репродуктивный». Оценивается как удовлетворительная оценка.

Второй уровень, продвинутый, он формируется из требований к компоненту «Продуктивный». Оценивается как хорошая оценка.

Третий уровень – высокий. Он формируется из компонента «Творческий». Оценивается как отличная оценка.

Таблица. Дескриптор уровней квалификационной подготовки специалиста

^ Знания (должен знать)

Репродуктивный З-1

Продуктивный З-2

Творческий З-3

Может осуществлять самостоятельные репродуктивные действия над знаниями путем самостоятельного воспроизведения и применения информации

Может воспроизводить и понимать полученные знания, самостоятельно систематизировать их, т.е представлять знания в виде элементов системы и устанавливать взаимосвязь между ними, продуктивно применять в отдельных случаях

Может самостоятельно извлекать новые знания из окружающего мира. Творчески их использовать для принятия решений в новых нестандартных ситуациях



^ Умения(должен уметь)

Репродуктивный У-1

Продуктивный У-2

Творческий У-3

Умеет самостоятельно выполнять действия по решению типовых задач, требующих выбора из числа известных методов, в предсказуемых ситуациях

Умеет самостоятельно выполнять действия по решению нестандартных задач, требующих выбора на основе комбинации известных методов, в предсказуемых ситуациях

Умеет самостоятельно выполнять действия, связанные с решением исследовательских задач, творческое использование технологий



^ Владения(должен владеть)

Репродуктивный В-1

Продуктивный В-2

^ Творческий В-3

Владеет понятийным и категориальным аппаратом дисциплины, навыками работы с Учебно- методической и научной литературой.

Владеет технологиями выполнения практических и научно-исследовательских заданий

Владеет навыками самостоятельного поиска, обработки и использования различных типов информации

^ Компетенции выпускника в дисциплине, требования к уровню их освоения.

Индекс компетенции по ФГОСТ

Содержание компетенции

Требования к уровням освоения ⃰


Знает

(З-1, З-2, З-3)

Умеет

(У-1, У-2, У-3)

Владеет

(В-1, В-2, В-3)

ОК 1

способен использовать в профессиональной деятель-ности основные законы развития современной соци-альной и культурной среды

* специфику социально-педагогичес-кой деятель-ности и ее гуманистический характер;

* основные методы и формы социально-педагогической деятельности с различными категориями детей

* определе-ния основных понятий и категорий курса: социализация;социальное воспитание; социально-педагогическая деятельность; социальное обучение;дезадаптация;социальная адаптация, социальная реабилитация и др.


ориентироваться в учебной информации;

проводить необходимые исследования для эффективной организации деятельности социального педагога;

характеризовать основные направления социально- педагогической деятельности;

использовать информацию для решения социально-педагогических ситуаций, поиска способов разрешения проблем в социально-педагогической деятельности




навыками:

- анализа научной и специальной литературы;

- применения знаний и умений в ходе семинаров, осуществления рефлексивной деятельности, корректировки цели и хода своего профессионального образования;


ОК-3

владеет моральными нормами и основами нравственного поведения

ОПК-6

способен организовать сов-местную деятельность и меж-личностное взаимодействие субъектов образовательной среды

ОПК-8

способен понимать высокую социальную значимость профессии, ответственно и качественно выполнять профессиональные задачи, соблюдая принципы профессиональной этики

ПКСП-1

готов к организации мероприятий по развитию и социальной защите учащегося



^ 2. Содержание дисциплины по разделам (модулям1)

Данный пункт представляет собой содержание дисциплины в соответствии с рекомендованными Министерством образования Российской Федерации примерными программами. Содержание должно быть представлено по модулям и разделам. Предлагаемый вариант оформления:


Модуль 1. _Содержание и специфика социально- педагогической деятельности_____________

Раздел 1._Из истории становления социально-педагогической деятельности в России

Содержание раздела: Подготовка социальных педагогов. Социально-педагогическая работа. Этапы формирования института подготовки социальных педагогов. Федеральные государственные образовательные стандарты по социальной педагогике

Раздел 2. _Структура социально-педагогической деятельности, основные направления.

Содержание раздела: Специфика социально-педагогической деятельности, объект СПД, цель деятельности, функции, средства деятельности. Социальный педагог в учреждениях образования, социальных службах, учреждениях комитета по делам молодежи.

Модуль 2. _Личностная и профессиональная характеристика социального педагога

Раздел 1. Требования к личности специалиста в области социально-педагогической деятельности

^ Содержание раздела: Гуманистическая направленность личности, особенности характера, личностные качества. Педагогические способности. Педагогическое мастерство, овладение педагогическим мастерством. Индивидуальный стиль деятельности. Имидж социального педагога

Раздел 2. Профессиональная компетентность специалиста

^ Содержание раздела: Сущность компетентностного подхода в педагогике. Характеристика компетентностей социального педагога

Модуль 3. Технологии и методы социально-педагогической деятельности

Раздел 1. Характеристика основных технологий социально-педагогической деятельности

Содержание раздела: Общая классификация и назначение технологий в социально-педагогической работе с детьми, подростками, молодежью. Технологии социально-педагогической профилактики отклонений в поведении детей и подростков.

Раздел 2. Характеристика методов социально-педагогической работы

Содержание раздела: Методы социальной работы, психологические и педагогические методы в социально-педагогической деятельности. Специфика методов. Методы организации социально-педагогического взаимодействия.



^ 3. Методические рекомендации для преподавателя
Рекомендуется применение традиционных фор организации занятий: лекции и семинары, по таким темам, как Из истории становления социально-педагогической деятельности в России; специфика и структура социально-педагогической деятельности; Требования к личности специалиста в области социально-педагогической деятельности; Компетентностный подход в подготовке специалиста по социально-педагогической деятельности. В то же время многие темы дисциплины позволяют использовать интерактивные методы обучения, например, Деловая игра «Имидж социального педагога», «круглый стол» - социально-педагогические проблемы в современной России, аукцион знаний – методы социально-педагогической деятельности, дебаты – деформация личности в процессе профессиональной деятельности и др.

В рамках самостоятельной работы рекомендуется подготовка студентами презентаций по темам, изученным самостоятельно.
^ 4. Общие методические рекомендации для студентов
Итоговая оценка студента складывается из участия его в лекционных и семинарских занятиях, выступлений и дополнений на семинарских занятий, выполнении заданий по самостоятельной работе, выполнении контрольных работ
Типы контроля:

  • ^ Текущая аттестация

Основные формы: устный опрос, письменные задания, контрольные работы.

  • Итоговая аттестация по дисциплине – экзамен

^ Текущий контроль за результатами процесса обучения:

- тесты по темам;

- срезовая контрольная работа по темам;

-терминологический диктант;

- защита рефератов;

- выполнение творческих заданий;

- конспектирование.

^ Самостоятельная работа студентов: составление конспектов, схем, таблиц; подготовка и защита презентаций по основным темам курса.

Вопросы для самостоятельной работы


  1. Перечислите функции социального педагога.

  2. Какими нормативно – правовыми документами представлен Международный уровень социально – педагогической деятельности.

  3. Что входит в понятие социальная инфраструктура.

  4. В какое время появляется понятие «социально – педагогическая технология».

  5. Кем и когда был введен термин «педагогическая техника».

  6. Перечислите социально – педагогические технологии частного типа.

  7. Приведите пример типового алгоритма деятельности социального педагога.

  8. Назовите основные принципы социально – педагогической деятельности.

  9. На каких двух уровнях может формулироваться цель.

  10. Перечислите социально – педагогические технологии.

  11. Какие методы социальной работы используются социальным педагогом.

  12. Дайте определения понятию «технология» в различных интерпритациях.

  13. Назовите основания для классификации социально – педагогических классификаций.

  14. Какие этапы включает в себя социально – педагогическая технология общего типа.

  15. Назовите признаки социальной технологии.

  16. Перечислите основные признаки педагогической технологии.

  17. Представьте схематично технологически организованную социально – педагогическую деятельность.

  18. Назовите составляющие профессионализма социального педагога.

  19. Перечислите обязанности и права социального педагога.

  20. Назовите основные положения о социальном педагоге школы.

  21. Перечислите основные направления деятельности социального педагога.

  22. Функции профессиональной деятельности социального педагога.

  23. Правовые нормы в профессиональной деятельности социального педагога.

  24. Профессионально значимые качества личности социального педагога.

25. Ознакомьтесь с законами РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» и «О системе профилактики беспризорности и правонарушений несовершеннолетних», как в этих документах определен объект социально-педагогической деятельности?

^ Контрольная работа 1.

  1. Педагогический диктант: деятельность, социальный педагог, интуиция, коммуникативные умения, направленность личности. Педагогический такт. Профессионально значимые качества, педагогическая компетентность, профессиональная готовность, профессиональная пригодность, профессиональное призвание, смысл профессиональной деятельности, установка.

  2. Продумайте три главных вопроса, которые вы зададите себе, освоив профессию социального педагога.

Контрольная работа 2.

  1. Как вы думаете, является ли отсутствие педагогического таланта стойким препятствием к занятию педагогической деятельностью?

  2. Можно ли настойчивым обучением, интенсивной работой над собой компенсировать нехватку нехватку педагогических способностей?

  3. Какой педагог на ваш взгляд лучше – имеющий от природы задатки и призвание к педагогическому труду, но малоактивный, или же человек средних способностей, но много, активно и постоянно над своим профессиональным совершенствованием?

  4. Как вы думаете, почему часто намерения студентов по самовоспитанию не дают должного эффекта в их реализации?

  5. Что является барьером в самовоспитании будущих социальных педагогов, педагогов-психологов?

  6. Как вы думаете, имеются ли противопоказания к педагогической профессии? Ответ обоснуйте.

  7. Докажите, что продуктивность, качество труда и личность педагога во многом зависят от отношения к нему общества.



^ 5. Лабораторные работы

Учебным планом не предусмотрены
6. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Наличие лаборатории социально-педагогических исследований с телевизором и видеоаппаратурой;

Наличие на кафедре ноутбука и проектора.
^ 7. Рекомендуемая основная литература


  1. Социальная педагогика/ Под ред. М.А. Галагузовой. – М.: Владос, 2007

  2. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога -М.: Академия, 2004

  1. Рекомендуемая дополнительная литература




  1. Борисова Е.М. Индивидуальность и профессия. – М., 2001

  2. Гоноболин Ф.Н. Книга об учителе. – М., 1998

  3. Елканов С.Б. Профессиональное самовоспитание учителя. – М., 1986

  4. Маркова А.К. Психология труда учителя. – М., 1983

  5. Митина Л.М. Формироавние профессионального самосознания учителя. – М., 1990

  6. Мышление учителя / Под ред. Ю.Н. Кулюткина, А.Г. Сухобской. – М., 1990

  7. О путях повышения эффективности труда учителя / Под ред. А.К. Марковой. – М., 1987

  8. Основы педагогического мастерства / Под ред. И.А. Зазюна. – М., 1990

  9. Рогов Е.И. Учитель как объект психологического исследования. – М., 1998

  10. Страхов Психология педагогического такта. – Саратов, 1986

  11. Абрамова Г.С. К проблеме диагностики педагогической позиции // Психология труда учителя. – М., 1998

  12. Ерошенко А.А. Особенности установок учителя на разных этапах овладения мастерством. – М., 1998

  13. Клюева Н.Ф. Технология работы психолога с учителем. – М., 2000

  14. Кузьмина Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. – М., 1970

16. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. – М.,1997

17. Нагавкина Л.С. и др. Социальный педагог: Введение в должность: Сб. материалов. – СПб., 2000

18. Мардахаев Л.В. Методика и технологии работы социального педагога. – М., 2002

19. Социальная педагогика: учеб. Пособие/ Под ред. В.А. Никитина. – М., 2000

20. Бочарова В.Г. Социальная педагогика. – М., 1994

21. Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога. – М., 2001

22. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога



1 Модуль – совокупность частей учебной дисциплины (курса) или учебных дисциплин (курсов), имеющая определенную логическую завершенность по отношению к установленным целям и результатам воспитания, обучения.

Похожие:

Пояснительная записка Цель и задачи изучения дисциплины. Поскольку один из видов профессиональной деятельности бакалавра по направлению подготовки 050400 психолого-педагогическое образование социально-педагогическая деятельность iconПрограмма вступительного экзамена в магистратуру по направлению 050400...
«Психолого-педагогическое образование» квалификация (степень) – магистр по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование»,...
Пояснительная записка Цель и задачи изучения дисциплины. Поскольку один из видов профессиональной деятельности бакалавра по направлению подготовки 050400 психолого-педагогическое образование социально-педагогическая деятельность iconПояснительная записка Цель и задачи изучения дисциплины. Необходимость...

Пояснительная записка Цель и задачи изучения дисциплины. Поскольку один из видов профессиональной деятельности бакалавра по направлению подготовки 050400 психолого-педагогическое образование социально-педагогическая деятельность iconПояснительная записка Цель и задачи изучения дисциплины, соотнесенные...
«обеспечить подготовку будущей профессиональной деятельности бакалавра педагогического образования»; «сформировать у студентов представления...
Пояснительная записка Цель и задачи изучения дисциплины. Поскольку один из видов профессиональной деятельности бакалавра по направлению подготовки 050400 психолого-педагогическое образование социально-педагогическая деятельность iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования...
Выпускник по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» с квалификацией (степенью) «магистр» должен обладать следующими...
Пояснительная записка Цель и задачи изучения дисциплины. Поскольку один из видов профессиональной деятельности бакалавра по направлению подготовки 050400 психолого-педагогическое образование социально-педагогическая деятельность iconПояснительная записка Необходимость изучения в педагогическом вузе...
Цель дисциплины: формирование систематизированных знаний в области спортивного ориентирования
Пояснительная записка Цель и задачи изучения дисциплины. Поскольку один из видов профессиональной деятельности бакалавра по направлению подготовки 050400 психолого-педагогическое образование социально-педагогическая деятельность iconПояснительная записка Цель и задачи изучения дисциплины. Целью курса «История средних веков»
«История средних веков» является изучение развития мирового исторического процесса с V века н э до середины XVII века н э и его закономерностей,...
Пояснительная записка Цель и задачи изучения дисциплины. Поскольку один из видов профессиональной деятельности бакалавра по направлению подготовки 050400 психолого-педагогическое образование социально-педагогическая деятельность iconОбразовательный стандарт высшего профессионального образования по...
Психолого-педагогическое образование образовательными учреждениями высшего профессионального образования (высшими учебными заведениями,...
Пояснительная записка Цель и задачи изучения дисциплины. Поскольку один из видов профессиональной деятельности бакалавра по направлению подготовки 050400 психолого-педагогическое образование социально-педагогическая деятельность iconОбразовательный стандарт высшего профессионального образования по...
Психолого-педагогическое образование всеми образовательными учреждениями высшего профессионального образования (высшими учебными...
Пояснительная записка Цель и задачи изучения дисциплины. Поскольку один из видов профессиональной деятельности бакалавра по направлению подготовки 050400 психолого-педагогическое образование социально-педагогическая деятельность iconОбразовательный стандарт высшего профессионального образования по...
Психолого-педагогическое образование всеми образовательными учреждениями высшего профессионального образования (высшими учебными...
Пояснительная записка Цель и задачи изучения дисциплины. Поскольку один из видов профессиональной деятельности бакалавра по направлению подготовки 050400 психолого-педагогическое образование социально-педагогическая деятельность iconПояснительная записка Цель изучения дисциплины : обеспечить подготовку...
Цель изучения дисциплины: обеспечить подготовку будущей профессиональной деятельности бакалавра педагогического образования в соответствие...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
skachate.ru
Главная страница