Лекция 1: Семья как социальный институт. Психологическое здоровье современной семьи




НазваниеЛекция 1: Семья как социальный институт. Психологическое здоровье современной семьи
страница1/10
Дата публикации19.04.2013
Размер1.06 Mb.
ТипЛекция
skachate.ru > Психология > Лекция
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
Лекции по дисциплине «Методика диагностики психологического здоровья семьи учащегося»

Автор-составитель: к. психол. н., доцент кафедры психологии Губина С.Т.
МОДУЛЬ 1. (Разделы 1,2)
Лекция 1: Семья как социальный институт. Психологическое здоровье современной семьи.

  1. Семья как социальный институт.

  2. Функции семьи.

  3. Признаки психологического здоровья семьи.

  4. Типы семей: особенности функционирования.


1. Семья как социальный институт.

Семья образует первичную окружающую среду в развитии индивида. Она формирует у ребенка представление о социальных связях и с момента рождения включает его в них. Семья в значительной мере приобщает ребенка к основным общечеловеческим ценностям, моральным и культурным стандартам поведения. Система ценностей усваивается ребенком, прежде всего, благодаря его общению с родителями в первые семь лет его жизни. В семье дети учатся социально-одобряемому поведению, приспособлению к окружающим, построению взаимоотношений, проявлению эмоций и чувств. Семья определяет возможности и ограничения личных отношений ребенка, а затем и взрослого с другими людьми. Способность членов семьи принять ребенка в качестве существа с уникальными характеристиками в большой мере влияет на его представление о себе самом.

Семья обладает серьезными преимуществами в социализации личности благодаря особой психологической атмосфере любви и нежности, заботы и уважения, понимания и поддержки. Огромное значение имеют частота и непосредственность физических, эмоциональных и социально-психологических контактов детей и родителей. Индивидуальный подход к развитию личности ребенка именно в семье становится реальностью. Чуткое и внимательное отношение взрослых к ребенку позволяет своевременно выявить его способности, поддержать интересы и склонности.

Семья удовлетворяет индивидуальные потребности членов и в то же время регулирует их поведение в ответ на требования социума. Институт семьи — важнейший посредник во взаимосвязи личности и общества. Именно институт семьи может противостоять как тоталитаризму, так и индивидуализму. Поэтому и общество, и личность обоюдно заинтересованы в укреплении семьи.

Одновременно семья стремится к поддержанию своей автономии, борется за свое существование в социуме. Для этого она должна обладать средствами сопротивления внешним угрозам, например, усилению контроля над семьей со стороны государства. Чрезмерное вмешательство внешних сил в семейную систему нарушает баланс отношений семьи и общества. Институт семьи может оказаться в подчиненном положении по сравнению с другими социальными институтами.

Институциональный характер семьи проявляется и в том, что каждая отдельная семья может быть понята только в связи с другими семьями. В частности, можно прогнозировать будущее конкретной семьи, опираясь на знания логики развития многих тысяч других семей.

Противоречивые процессы в области брачно-семейных отношений — рост числа разводов, неполных семей и повторных браков, снижение рождаемости и воспитательного потенциала семьи и т. д. — вынуждают специалистов рассуждать об институциональном кризисе семьи. Это проявляется в том, что изначально сплоченное единство семьи как социального института, объединявшего в себе родительство, супружество, родство, начинает распадаться на отдельные, независимые от семьи части (например, родители могут не быть супругами, а отец не связан с детьми кровным родством и т. п.). Однако на протяжении многих веков институт семьи демонстрировал свою устойчивость и даже ригидность. По всей видимости, точнее будет говорить о смене типов семьи как малой группы внутри социального института семьи, о возникновении новых стилей семейных отношений, о существенных изменениях в ценностно-мотивационной регуляции брачного поведения.
^ 2. Функции семьи.

В науке о семье пристальное внимание уделяется анализу функций семьи.

  • Порождение и воспитание детей.

  • Сохранение, развитие и передача последующим поколениям ценностей и традиций общества, аккумулирование и реализация социально-воспитательного потенциала.

  • Удовлетворение потребностей людей в психологическом комфорте и эмоциональной поддержке, чувстве безопасности, ощущении ценности и значимости своего Я, эмоциональном тепле и любви.

  • Создание условий для развития личности всех членов семьи.

  • Удовлетворение сексуально-эротических потребностей.

  • Удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга.

  • Организация совместного ведения домашнего хозяйства, разделение труда в семье, взаимопомощь.

  • Удовлетворение потребности человека в общении с близкими людьми, в установлении прочных коммуникаций с ними.

  • Удовлетворение индивидуальной потребности в отцовстве или материнстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях.

  • Социальный контроль за поведением отдельных членов семьи.

  • Организация деятельности по финансовому обеспечению семьи.

  • Рекреативная функция — охрана здоровья членов семьи, организация их отдыха, снятие с людей стрессовых состояний.

Семейный психотерапевт Д. Фримен излагает свою точку зрения. Он считает, что основными функциями, делегируемыми членам семьи ее социальным окружением, являются:

  • обеспечение выживания;

  • защита семьи от внешних повреждающих факторов;

  • забота членов семьи друг о друге;

  • воспитание детей;

  • создание физических, эмоциональных, социальных и экономических предпосылок для индивидуального развития членов семьи;

  • поддержание их тесных эмоциональных связей друг с другом;

  • социальный контроль над поведением друг друга.

Позиции специалистов по этому вопросу хорошо согласуются, имеющиеся различия касаются степени детализации сфер жизнедеятельности семьи. Например, сексуально-эротическая функция отделяется от репродуктивной ввиду самостоятельной ценности человеческой сексуальности, ведущей роли семьи в психосексуальном развитии индивида, а также автономизации сексуального и прокреативного поведения.

Отдельно остановимся на функции безопасности, фелицитологической и гедонистической функциях семьи.

^ Функция безопасности подразумевает охрану биологического и социального бытия членов семьи, защиту от физических и психологических опасностей, исходящих от окружающего мира. В ней выражается заинтересованность людей в долговременном выживании, стабильности и уверенности в будущем. Семейная жизнь подчинена определенному распорядку, регулируется нормами и правилами, что позволяет застраховать ее от неприятных событий.

^ Фелицитологическая функция воплощает в себе мечты и надежды каждого человека на обретение семейного счастья. В понятие «счастливая семья» люди вкладывают разное содержание: для одних это общность взглядов и взаимопонимание, для других — материальный достаток, для третьих — таланты и школьные успехи детей.

В идеале семья выполняет и гедонистическую функцию. Находясь в родном доме, среди дорогих сердцу людей, человек достигает спокойного и радостного состояния души. Всем хорошо знакомо чувство наслаждения вкусной едой, беззаботным отдыхом, непринужденной обстановкой во время семейных праздников, да и просто совместных обедов. Семейное общение изобилует приятными ощущениями, фантазиями, размышлениями. Взрослые получают удовольствие оттого, что проводят время вместе с детьми.

В психологии семьи понятие «функция» используется практически во всех своих значениях:

  • это роль, которую семья как социальный институт и малая группа выполняет по отношению к индивиду и обществу;

  • это внешнее проявление свойств семьи в системе ее взаимосвязей с обществом;

  • функция есть зависимость между процессами, происходящими в самой семье;

  • чаще всего функция семьи понимается как деятельность членов семьи, направленная на удовлетворение их потребностей. Фактически каждая функция соответствует некой потребности или группе потребностей, например, потребности в любви, защите, общении, отцовстве и материнстве, духовной, физической близости и др.


^ 3. Признаки психологического здоровья семьи.

К основным критериям психологическою здоровья семьи В. С. Торохтий относит сходство семейных ценностей, функцио­нально-ролевую согласованность, социально-ролевую адекват­ность в семье, эмоциональную удовлетворенность, адаптивность в микросоциальных отношениях, устремленность на семейное долголетие.

^ 1. Сходство семейных ценностей отражает совпадение, ориентационное единство взглядов, отношений членов семьи к об­щечеловеческим нормам, правилам, принципам формирования, развития и функционирования семьи как малой социальной группы. В настоящее время в динамике этого показателя наблюдаются две тенденции. Первая — поляризация ценностных ориентации среди членов семьи, как правило, родителей и детей. Вторая — деформа­ция семейных ценностей и появление отличных от традиционно сложившихся целей, идеалов, интересов и убеждений членов се­мьи. Каждая из этих тенденций оказывает дестабилизирующее воз­действие на психологическое здоровье семьи.

^ 2. Функционально-ролевая согласованность представляет со­бой динамический показатель психологического здоровья семьи и отражает уровень развития таких социально-психологических механизмов внутрисемейного взаимодействия, как взаимопони­мание, взаимопомощь, взаимодоверие, взаимотерпение между членами семьи. Этот показатель предполагает высокую степень синхронности действий членов семьи, самостоятельно включа­ющихся в реализацию той или иной функции в силу ее целесообразности и необходимости для всей семьи. Тесная взаимосвязь и взаимовлияние друг на друга придают семейной системе ста­бильность и устойчивость.

^ 3. Социально-ролевая адекватность обусловливается роле­вой структурой семьи, которая в процессе ее жизнедеятельности складывается более жесткой но сравнению с большинством ма­лых групп. Она отражает уровень реализации межличностных, внутрисемейных ожиданий. От каждого члена семьи ожидают ис­полнения определенной роли:

  • отец — мужчина, лидер, добыт­чик, опора в трудной ситуации и т. п.;

  • жена — заботливая мать, хозяйка, хранительница домашнего очага и т. п.;

  • дочь, сын — помощники родителей, опора в будущем, наследник — наслед­ница.

При усвоении социального опыта каждым членом семьи как личностью сегодня все больше обнаруживается противоречие между ее внутренней позицией по отношению к приписанной роли и нормативно одобряемым образцом поведе­ния в пей. Под воздействием различных факторов современной жизни все чаще возникают конфликты между ролью и личнос­тью, что характеризует наедине уровня развития семьи. Как след­ствие — ослабевает способность семьи к коррекции индивиду­альных действий и подавлению дезорганизационных проявле­ний ее членов.

^ 4. Эмоциональная удовлетворенность показывает характер эмоционального принятия друг друга и уважение в семье. Имен­но высочайшая степень эмоциональной близости — «пристраст­ное отношение» друг к другу – составляет особое качество здо­ровой семьи. Понятно, что эмоциональные связи между члена­ми семьи опосредуются их совместной деятельностью, задача­ми, которые стоят перед всем семейным коллективом. В то же время эмоциональная удовлетворенность в семье является важ­нейшим источником психологической разрядки и поддержки всех ее членов. Рейтинг этого показателя в психологическом здоровье семьи определяется многими факторами: уровнем образования родителей, мотивами заключения брака, характером супружес­ких отношений, целями воспитания детей, методами достиже­ния результата.

^ 5. Адаптивность в семейных отношениях характеризуется способностью прежде всего взрослых членов семьи приспосабливаться к социально-психологической атмосфере семьи после трудового дня. Семья может успешно решать одну из главных своих пси­хологических задач — эмоциональную разрядку лишь в том слу­чае, когда каждый член семьи будет стремиться сохранить в ней традиционный характер межличностного общения близких лю­дей, комфортность эмоционального фона отношений.

На адаптивность супругов в микросоциальных отношениях существенное влияние оказывают проблемы, связанные с «син­дромом сгорания». Всякое превышение нормы профессиональ­ных контактов, что чаше наблюдается у представителей профес­сии типа «человек-человек» (врачи, педагоги, менеджеры, ми­лиционеры, священники, общественные деятели, психологи, социальные работники и т. д.), приводит к коммуникативному перенасыщению, сопровождающемуся со временем нарастани­ем раздражительности, усталости, переходом на «силовые мето­ды» воздействия на окружающих (чаще детей или супруга, суп­ругу). Способность члена семьи оставить все эти состояния «при входе в семью» и принять ее законы жизнедеятельности состав­ляет важный показатель психологического здоровья семьи.

^ 6. Устремленность на семейное долголетие представляет со­бой постоянное влечение к новым семейным целям, разумное их планирование и поддержание активности всех членов семьи в их достижении. Неотъемлемым атрибутом любой здоровой семьи являются ближайшие и перспективные семейные цели. В форми­ровании, выборе способов их достижения и предполагаемом ре­зультате отражаются потребности, намерения, интересы, жела­ния и установки, как правило, каждого члена семьи. Удовлет­воренность их реализацией — важнейшее условие поддержания активности семьи в определении новых рубежей жизнедеятель­ности. В этом и состоит смысл основных механизмов устремлен­ности на семейное долголетие. В свою очередь психологически здоровая семья позитивно влияет на внесемейную деятельность ее членов (профессиональную, учебу и т. п.), тем самым обеспе­чивая «семейную подзарядку», привносимую членами семьи из­вне.

^ 7. Идентичность и стабильность семьи. Один из основателей семейной терапии Н. Аккерман ввел два понятия — «идентич­ность» и «стабильность семьи». Семейную идентичность он определял как содержание ценностей, устремлений, тре­вог и проблем адаптации, разделяемых членами семьи или взаи­модополняемых ими в процессе выполнения семейных ролей.
^ 4. Типы отношений в семье: особенности функционирования.

Классификации отношений в семье:

  1. Партнер, ориентированный на равноправие, ожидает равных прав и обязанностей.

  2. Романтический партнер ожидает душевного согласия, хочет создать крепкие узы любви, большое значение для него имеют сентиментальные символы. Чувствует себя обманутым, когда партнер отказывается играть с ним в эти романтические игры.

  3. ^ Родительский партнер с удовольствием заботится о другом, воспитывает его.

  4. Детский партнер привносит в супружество некоторую спонтанность, непосредственность и радость, но, вместе с тем, приобретает власть над другим путем проявления слабости и беспомощности.

  5. ^ Рациональный партнер следит за проявлением эмоций, точно соблюдает права и обязанности. Ответственный человек, трезв в оценках. Хорошо приспосабливается к жизни, несмотря на то, что партнер не ведет себя таким же образом. Может ошибаться относительно чувств своего партнера.

  6. ^ Товарищеский партнер хочет быть сотоварищем и ищет для себя такого же спутника, с которым мог бы разделить повседневные заботы, прожить жизнь. Не претендует на романтическую любовь и принимает как неизбежное обычные тяготы семейной жизни.

  7. ^ Независимый партнер сохраняет в браке определенную дистанцию по отношению к своему партнеру. Стремится избежать излишней интимности в отношениях и хочет, чтобы партнер с уважением относился к этим его требованиям.

К комбинациям, которые могут повлечь за собой возникновение проблем, относятся следующие:

  • оба партнера принадлежат к родительскому типу;

  • оба партнера принадлежат к детскому типу;

  • один партнер родительского или детского типа, другой — независимого типа;

  • один партнер романтического типа, другой равно нравного, рационального, независимого или детского типа.

Брак партнеров романтического типа представляет собой напряженный и недостаточно стабильный союз, поскольку романтические отношения с течением времени постепенно тускнеют, и оба партнера могут начать искать их в других связях вне брака. Если попытаться провести какие-либо параллели с воззрениями других авторов, то можно сказать, что это брак партнеров, не достигших стадии зрелой любви.

Ученые психодинамического направления описывают следующие неконструктивные типы взаимоотношений, связанные с личностными особенностями партнеров:

  • жена имеет романтическо-истерический тип, страдает от недостатка внимания и ласки, а муж холоден, имеет психастенический склад характера;

  • муж ищет в жене мать, которая постоянно заботилась бы о нем;

  • оба партнера зависимого типа;

  • оба партнера (или один из них) с паранойяльной психикой.

  • Жена, страстно мечтающая о любви, и эмоционально холодный муж.

  • Муж со склонностью к депрессии, жена со склонностью к паранойяльному поведению. По типу распределения власти в семье можно выделить следующие браки:

  • симметричный;

  • комплиментарный;

  • метакомплиментарный.

В симметричном браке оба супруга имеют равные права, никто из них не подчинен другому. Проблемы решаются путем соглашения, обмена или путем компромисса. В комплиментарном браке один из партнеров подчиняется другому: один дает распоряжения, другой ожидает совета или инструкции. В метакомплиментарном браке ведущее положение достигается одним из партнеров за счет манипулирования другим: он реализует собственные цели путем подчеркивания своей слабости, неопытности, неумелости или бессилия.

Существуют и другие типологии взаимоотношений в браке, построенные по различным основаниям в зависимости от того, на чем сконцентрирован интерес исследователя. Работая с конкретной семьей, имеющей проблемы во взаимоотношениях, можно опираться на любую, наиболее подходящую в данной ситуации классификацию. Использование психоаналитических классификаций в большей степени предполагает работу с внутриличностными конфликтами одного из супругов (в более редких случаях — обоих супругов). Использование других классификаций, в которых выделяются адаптивные и неадаптивные типы, скорее ориентирует на замену менее адаптивных вариантов взаимодействия более адаптивными.

Таким образом, типы браков представляют собой, по сути, различные варианты внутрисемейных коммуникаций.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Похожие:

Лекция 1: Семья как социальный институт. Психологическое здоровье современной семьи iconПлан введение 2 Семья как социальный институт 3 3
Поэтому социологическое изучение семьи как малой группы сводится к социально-психологическому исследованию семьи
Лекция 1: Семья как социальный институт. Психологическое здоровье современной семьи iconМодуль психологическое здоровье и проблемы современной семьи
...
Лекция 1: Семья как социальный институт. Психологическое здоровье современной семьи iconПонятие семьи и ее функции Семья
Семья как социальный институт, характеризующийся определенными социальными нормами, санкциями, образцами поведения, правами и обязанностями,...
Лекция 1: Семья как социальный институт. Психологическое здоровье современной семьи iconЗдоровье и семья: психологический аспект
На основе полученных данных каждый из нас сможет в определенной мере скорректировать свой образ жизни, улучшить физическое и психическое...
Лекция 1: Семья как социальный институт. Психологическое здоровье современной семьи iconПлан : 1 глава 1 Современная молодая семья в России, ее проблемы...
Дать хар-ку современной семьи, и раскрыть понятие кризис молодой семьи (показатели кризиса)
Лекция 1: Семья как социальный институт. Психологическое здоровье современной семьи iconСоциальных коммуникаций и филологии (факультет) Утверждена на заседании Совета факультета скиФ
Где, психологическое здоровье семьи рассматривается как многоуровневый показатель качества ее жизнедеятельности и характеризуется...
Лекция 1: Семья как социальный институт. Психологическое здоровье современной семьи iconМетодическая разработка тематического классного часа «Семья и семейные ценности»
Оборудование: таблички с надписями «Семья», «Дружная семья», признаками дружной семьи, карточки с названиями членов семьи, магнитофон...
Лекция 1: Семья как социальный институт. Психологическое здоровье современной семьи icon«Семья как важнейший социальный институт»
Стили организационного поведения: понятие, сравнительный анализ приростного и предпринимательского стилей поведения
Лекция 1: Семья как социальный институт. Психологическое здоровье современной семьи iconЗдоровье, дети, семья (парки, жилье)
Хочу начать с самого главного. С приоритета № Это дети, это семья, это здоровье
Лекция 1: Семья как социальный институт. Психологическое здоровье современной семьи iconЛекция-пресс-конференция лекция беседа лекция дискуссия лекция с...
«Северо-Осетинский государственный педагогический институт Министерства образования и науки республики Северная Осетия Алания»

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
skachate.ru
Главная страница