Закономерности и механизм психического развития




Скачать 353.08 Kb.
НазваниеЗакономерности и механизм психического развития
страница1/3
Дата публикации23.02.2013
Размер353.08 Kb.
ТипЗакон
skachate.ru > Психология > Закон
  1   2   3
Лекции по дисциплине «Психология развития» (возрастная психология)

Автор-составитель: к. психол. н., доцент В.В. Люкин
Тема 1. Предмет и основные задачи психологии развития. Основные категории психологии развития.


  1. Предмет и объект психологии развития.

  2. Развитие, созревание, рост, становление.

  3. Формы, цели, факторы психического развития.

  4. Понятие возраста.

  5. Закономерности и механизм психического развития.

  6. Задачи и проблемы психологии развития.




    1. Предмет и объект психологии развития.

Это отрасль (раздел) психологии, в котором изучаются: а) закономерности; б) динамика возрастных изменений в психике человека в пределах его индивидуальной жизни.

Определение объекта исследования в психологии развития зависит от научного подхода, в рамках которого рассматривается возрастное развитие человека. Объект указывает на то, что развивается.

Предмет научного исследования — фрагмент некоторого аспекта объекта, его сторона. Для психологии развития предметом является развитие той реальности, которая была определена в качестве объекта исследования. Например, в качестве объекта может выступать психика человека, а предметом в этом случае будет служить развитие психики в онтогенезе. Вследствие того, что объект и предмет зависят от научного подхода (психоанализ, бихевиоризм, когнитивное направление, деятельностный подход и т. п.) можно заключить, что ни объект, ни предмет не даны изначально. Определение предмета и объекта зависит от области и среды развития (когнитивные процессы, интеллект, личность, поведение и др.) и позиции научной школы, к которой принадлежит исследование.

Для того, чтобы описать и объяснить процесс психического развития человека с различных сторон с учетом его факторов, используются четыре основные категории: а) развитие, б) созревание, в) рост и становление.


    1. ^ Развитие, созревание, рост, становление.

Под развитием понимается процесс необратимых направленных и закономерных изменений, приводящих к возникновению качественных и структурных преобразований в психике и поведении людей (Л.С. Выготский). Оно обычно выражается посредством следующих показателей.

Необратимость — есть свидетельство достигнутого уровня, выражаемое показателями качественных изменений.

Направленность – способность системы к проведению внутренне взаимосвязанной линии развития.

Закономерность — способность к воспроизведению однотонных изменений у разных людей.

Созревание — процесс, зависящий от индивидных (унаследованных) свойств человека и состоящий из последовательно возникающих, генетически запрограммированных изменений не только внешних, физических признаков вида организма, но и его функций.

Рост – процесс количественных изменений в ходе совершенствования той или иной функции. Если в ходе развития не обнаруживается качественных изменений, то это рост (Д.Б. Эльконин).

Соотношение понятий «развитие», «созревание», «рост» может быть различным в зависимости от методологических позиций. В некоторых теориях они отождествляются (например, в спиралевидной теории созревания А. Гезелла, созревание = развитие). В других теориях развитие противопоставляется созреванию (например, в теории социального научения А. Бандуры культурно исторической теории Л.С. Выготского и т. п.).

Если созревание и рост преимущественно обусловлены влиянием фактора наследственности и окружающей среды, то становление обуславливается фактором саморазвития! Оно является следствием собственной активности индивида как субъекта деятельности.
^ 3. Формы развития: онтогенез и филогенез.

Области или сферы развития указывают на то, что развивается. Обычно выделяют следующие сферы развития:

    • психофизическую (внешние и внутренние изменения тела человека);

    • психосоциальную, с которой обычно ассоциируются изменения эмоционально-личностного характера, связанные со становлением Я — концепции, самопознания и т. п.

    • когнитивную, которая указывает на изменения в умственных способностях, интеллектуально - познавательной сфере в целом.

^ Цели психического развития указывают на направленность качественно-структурные возрастные изменения. В разных научных концепциях они выражаются по-своему. В концепции Л.С. Выготского — это движение от низших к высшим психическим функциям. В гуманистической психологии А. Маслоу и К. Роджерса — это внутренне, неосознаваемое стремление к самоактуализации.

^ Факторы психического развития указывают на причины, обусловливающие весь ход последовательных и закономерных возрастных изменений. Среди них обычно называют: а) наследственность; б) среду; в) активность самой личности.

Наследственность — фактор, указывающий на способность индивида повторять сходные типы обмена веществ, черты-темперамента. Наследственность включает генотип и фенотип. Генотип — совокупность всех генов, генетическая конституция организма. Фенотип — совокупность всех признаков и свойств особи, развивающихся в онтогенезе, в процессе взаимодействиях генотипа с окружающей средой.

Среда — окружение человека. Складывается из общественно-исторических, духовных, материальных ценностей, в которых находится развивающийся индивид. В исследованиях Л. Эрмана и П. Парсонса (1984) обнаружено устойчивое влияние генотипа человека на свойства собственного организма (вес, рост, невербальный интеллект) и ослабление его влияния по мере удаления исследуемого признака от индивидуальных особенностей субъекта (личность, вербальной интеллект и др.)

^ Активность личности - субъектность (Н.А. Бернштеин, С.Л. Рубинштейн, А.В. Брушлинский, К. Роджерс, А. Маслоу и др.). Человек в этой плоскости представляется и оценивается не только как естественно-искусственное (природно-социальное) существо, но прежде всего как сверхъестественное (В.И. Слободчиков).

Вследствие этого категория развития одновременно совмещает в себе три самостоятельных процесса:

    • созревание и рост - как единство, производящее причины закономерных изменений;

    • формирование — как оформление (обретение формы) и совершенствование (обретение совершенного образа, представленного в культуре), как единство социокультурной цели и общественно значимого результата;

    • преобразование — как саморазвитие (самосовершенствование) основного жизненного вектора, кардинальное преодоление сложившегося режима жизнедеятельности в соответствии с некоторой иерархией ценностей и смыслов существования.


4. ^ Понятие возраста.

Возраст — категория психологии развития, обозначающая изменчивые, хронологически и символически фиксируемые стадии онтогенетического развития индивида.

В соответствии с возрастными периодами выделяются следующие разделы психологии:

  1. психология внутриутробного развития,

  2. психология дошкольника,

  3. психология младшего школьника,

  4. психология подростка,

  5. психология юности,

  6. психология взрослости (акмеология),

  7. геронтопсихология (психология старости).

Помимо психологического возраста выделяют: биологический, социальный, физический возраст. Психологический возраст обусловлен культурно-исторически (Д.Б. Эльконин).
5. ^ Закономерности и механизмы психического развития.

Выготский Л.С. называет следующие закономерности возрастного психического развития:

  • Неравномерность — неодинаковость, непостоянство в развитии отдельных психических функций. В связи с этим различают периоды подъема, стабилизации и спада;

  • Гетерохронность — разновременность асинхронность, несовпадение во времени фаз развития отдельных органов и функций;

  • Неустойчивость развития - проявляется в возрастных кризисах развития;

  • Сензитивность развития - выражается в периодах повышенной восприимчивости психических функций к внешним воздействиям (обучению и воспитанию);

  • Кумулятивность развития - результат развития на каждой предшествующий стадии включается в последующую, претерпевая определенную трансформацию;

  • Дивергергентностьконвергентность хода (процесса) возрастного развития — означает дифференциацию и повышение разнообразия психологической функции, с одной стороны, и их интеграцию т. е. свертывание с другой.

^ Механизмы психического развития — научное понятие, которое используется для описания и объяснения конкретных процессов преобразования объекта развития (В.И. Слобочиков). Например:

    • интериоризация как присвоение норм социальных отношений и превращение интерпсихического в интрапсихическое (П.Жане, Л.С. Выготский);

    • подражание формам поведения другого (А. Бандура);

    • рефлексия как механизм «раздвоения» данной формы поведения как собственной (В.И. Слободчиков).

Понятие «механизмы развития» имплицитно входит в понятие «движущие силы развития».
6. Задачи и проблемы психологии развития.

Задачи психологии развития:

  • описание и научный показ онтологической картины процесса психического развития в онтогенезе;

  • обоснование категории «возраст» и построение научного обоснования периодизации возрастно-психического развития в онтогенезе;

  • выделение и оценка факторов психического развития и их систематизация;

  • выявление закономерностей возрастного психологического развития на основе изучения механизмов, движущих сил, противоречий, новообразований и условий развития;

  • разработка норм психического развития на основных этапах онтогенеза;

  • решение проблемных задач, связанных с научной оценкой готовности ребенка к школьному обучению.

Научные проблемы психологии развития:

  • проблема объекта и предмета психологии развития - вытекает из понимания её связи с общей психологией. При этом базисные понятия общей психологии в психологии развития находятся в неустойчивом состоянии непрерывных трансформаций и смысловых изменений;

  • проблема выбора и использования бесспорных (интегративных) оснований для построения целостной и непротиворечивой возрастной периодизации;

  • проблема соотношения обучения и развития ребенка - обеспечение и создание благоприятных условий для максимального комфортного развития ребенка в процессе обучения.

Тема 2. Методы исследования в психологии развития.


  1. Принцип объективности в научном исследовании.

  2. Экспериментальный план исследования.

  3. Методы сбора эмпирических данных и проблема их интерпретации в психологии развития.

  4. Диагностика психического развития.

  5. Этика научного исследования.




    1. Принцип объективности в научном исследовании.

Он состоит в том, что выводы, получаемые в результате проведенного исследования:

  • не должны зависеть от личных пристрастий исследователя и призваны отражать объективные закономерности онтогенетического развития человека;

  • научно значимы,содержательно — полно выражают процесс психического развития индивида;

  • получены в результате использования информативных и валидных научных методов исследования;

  • основаны на использовании методик и методов, адекватных предмету, цели и задачам исследования;

  • являются результатом корректной интерпретации эмпирических фактов;

  • направлены на решение конкретных исследовательских и прикладных задач.

Использование научного метода включает четыре этапа:

1-й этап - постановка проблемы исследования;

2-й этап - формулировка гипотез, предположений, основанных на предварительном осмыслении темы исследования;

3-й этап - проверка гипотезы включающая: сбор данных; статическую обработку; содержательную интерпретацию полученных данных;

4-й этап - формулировка выводов, посредством которых фиксируются наиболее значимые результаты, полученные в ходе проведенного исследования.


    1. ^ Экспериментальный этап исследования.

Он определяет исследовательскую стратегию и тактику его проведения.

В психологии развития выделяются следующие виды условий проведения исследования:

  • лабораторные условия (эксперимент) - предполагается обозначение независимой и зависимой переменных;

  • естественные условия (эксперимент) - осуществляется выбор независимых переменных (условий развития индивида), а не манипуляция ими.

Эффективность исследования определяется:

  • надежностью, свидетельством которой служит согласованность эмпирических данных при многократных и повторных измерениях;

  • валидностью, т. е. точностью и адекватностью метода измерения, исследования.

Типы экспериментальных планов исследования:

  • лонгитюдный (продольный) план - организация исследования, при котором одни и те же испытуемые наблюдаются на протяжении длительного временного отрезка;

  • метод поперечных срезов - при его использовании выборка лиц одного возраста сравнивается с одной или нескольким выборками других возрастных групп. Поперечные срезы позволяют устанавливать динамику возрастных изменений в онтогенезе;

  • комбинированный (когортно-последовательный) план - в этом случае объединяются два предыдущих плана в одном исследовании. При его использовании люди, принадлежащие к нескольким возрастным когортам, наблюдаются периодически, на протяжении длительного временного периода.




    1. ^ Методы сбора данных.

В этих целях используются следующие методы:

  • наблюдение - эффективность его применения зависит от способности специалиста к наблюдению, его умения соотносить эмпирические данные наблюдения с теоретическими конструктами, объясняющими психическое развитие ребенка;

  • беседа - реализуется в формах интервью, анализа индивидуальных случаев и т. п. Метод отличается своей направленностью на уточнение и прояснение причины наблюдаемого факта;

  • эксперимент – этот метод позволяет целенаправленно и системно «вызывать к жизни» интересующие исследователя причинно-следственные отношения, которыми связаны зависимая и независимая переменные; Разновидности эксперимента:

  • констатирующий — направлен на установление научного факта, характер его выраженности и развитости;

  • формирующий – изучаемое свойство развивается в ходе проведения эксперимента.

  • особой формой экспериментального метода является тестирование. Тесты представляют собой стандартизированные задания, предназначенные для выявления тех или иных характеристик интеллекта, личности, характера, темперамента, способностей и т.п.

Тесты открывают:

  • возможность одномоментного сбора большого объема материала и обследования значительного количества испытуемых;

  • возможность для соотнесения индивидуальных показателей со среднестатистическими характеристиками развития;

  • возможность проведения повторных сравнительных испытаний.

Различают тесты достижений, креативности, способностей, диагностики личностных качеств и свойств. Они используются в разных вариантах и модификациях.


    1. ^ Диагностика психического развития.

Это система исследовательских методов, направленных на определение реального уровня психического развития, достигнутого ребенком. В результате проведения возрастной диагностики с помощью соответствующих тестов выявляются различные показатели психического развития. При этом обычно выделяют:

  • развитие познавательной сферы, которое свидетельствует о состоянии памяти, мышления и т. п.;

  • показатели личностных характеристик, свидетельствующие о целостных ориентациях, доминирующих потребностях, мотивах, установках, направленности и т. п.;

  • показатели овладения системой практических и умственных действий.




    1. Этика научного исследования.

Состоит в соблюдении следующих требований:

  • «не навреди» - исследование не должно приносить вред психическому и физическому здоровью испытуемого;

  • «конфиденциальность» - психолог не имеет права разглашать диагностические результаты исследования о психических характеристиках обследуемого без его согласия;

  • «принцип осведомленности» - свидетельствует о праве испытуемого знать об интересующих его результатах проведенного обследования.



  1   2   3

Похожие:

Закономерности и механизм психического развития iconРефераты по теме*
Факторы, условия, движущие силы и закономерности психического развития (5 кредитных единиц)
Закономерности и механизм психического развития icon1. Возрастная периодизация. Закономерности психического развития ребенка
Социализация и индивидуализация как основной путь развития личности в онтогенезе. Полоролевая социализация
Закономерности и механизм психического развития iconСтимуляция психического развития детей раннего возраста с задержкой психического развития
Теоретические аспекты стимулирования психического развития детей раннего возраста 4
Закономерности и механизм психического развития iconОсобенности речевого развития у детей с задержкой психического развития
Изучение детей с задержкой психического развития (зпр) — важнейшее направление в исследовании этой проблемы
Закономерности и механизм психического развития icon1. Особенности детей с задержкой психического развития
Требования к качеству обучения школьников с задержкой психического развития
Закономерности и механизм психического развития iconЗакономерности динамического развития Г. М. Стерник
Рынок недвижимости в транзитивной экономике: закономерности динамического развития
Закономерности и механизм психического развития iconНазвание: Опросник «психического выгорания» для учителей
Цель: оценка уровня и содержания развития «психического выгорания в педагогической деятельности»
Закономерности и механизм психического развития iconГ. В. Фадина Диагностика и коррекция задержки психического развития детей
Ф15 Диагностика и коррекция задержки психического развития детей старшего дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие
Закономерности и механизм психического развития iconЗырянов Илья Николаевич Музыкальная терапия как средство коррекции...
В настоящее время всё большую популярность приобретают интегративные методы восстановления, укрепления и сохранения физического и...
Закономерности и механизм психического развития iconМеханизм и закономерности
Цель работы: изучить формирование наблюдаемых α-спектров; определить энергетическое разрешение α-спектрометра; определить энергию...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
skachate.ru
Главная страница