Методические рекомендации по выполнению контрольных работ по дисциплине «Психология и педагогика»




Скачать 291.19 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по выполнению контрольных работ по дисциплине «Психология и педагогика»
страница1/3
Дата публикации09.04.2013
Размер291.19 Kb.
ТипМетодические рекомендации
skachate.ru > Психология > Методические рекомендации
  1   2   3
Министерство образования и науки Российской Федерации

Ростовский государственный университет

путей сообщения

Кафедра «Социальные технологии»

О.В. Задорожная, И.В. Леусенко

Методические рекомендации по выполнению контрольных работ

по дисциплине «Психология и педагогика»

для студентов всех специальностей

заочной формы обучения


Ростов-на-Дону

2008 г.

Задорожная О.В., Леусенко И.В.
Методические рекомендации по выполнению контрольных работ по дисциплине «Психология и педагогика» для студентов всех специальностей заочной формы обучения

Методические рекомендации разработаны в соответствии с Государственным образовательным стандартом и концепцией модернизации российского образования, где детально характеризуются цели и задачи самостоятельной работы студентов при изучении дисциплины «Психология и педагогика». Также в данном сборнике представлены требования к различным формам самостоятельной работы студентов и рекомендации по их выполнению. Приводятся примерные темы рефератов, задания к контрольным работам, список вопросов, вынесенных на зачет, а также образцы других видов самостоятельной работы студентов по психологии и педагогике.

Введение
Концепцией модернизации российского образования выделены основные цели и задачи профессионального образования в целом, и высшего в частности: «Подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности; удовлетворение потребностей личности в получении соответствующего образования».1

Новая концепция подготовки специалистов предполагает непрерывность самообразования, ориентацию на необходимость переквалификации в своей практической деятельности, привитие навыков самосовершенствования и формирования у выпускников вузов способности адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Такая расстановка акцентов требует новой оценки подготовки специалистов, где ведущая роль должна уделяться самостоятельной работе студентов.

Тенденции времени диктуют необходимость развития творческих способностей у современного молодого специалиста, что нацеливает образовательный процесс на постоянный рост значимости самостоятельной работы студентов, являющейся тем фундаментом, на котором формируется опыт творческой и исследовательской деятельности, способность оперативно реагировать на трансформации, происходящие в научной, научно-практической и общественной деятельности.

В профессиональной подготовке и становлении научного мировоззрения будущего специалиста, изучение дисциплины «Психология и педагогика» предусматривает актуализацию знаний студентов, побуждающих их к самостоятельному критическому осмыслению противоречивых проблем современного общественного бытия, актуальных вопросов жизнедеятельности и самоактуализации, а также профессиональных, общественных и индивидуальных потребностей человеческой личности, и тем, рассмотрение которых активизирует творческий потенциал личности. Дисциплина закладывает теоретико-методологические и методические основы для качественного усвоения дисциплин гуманитарного цикла. Содержание курса «Психология и педагогика» базируется на основных отечественных и зарубежных подходах к анализу развития психики, сознания, личности, закономерностей обучения, воспитания, психологической подготовки и др.

Вместе с тем, изучение дисциплины носит выраженную практическую направленность. Знания, полученные в ходе изучения психологии и педагогики, помогут формированию целостного представления студентов о личностных особенностях человека как факторе успешности овладения и осуществления ими учебной и профессиональной деятельности, будут способствовать развитию умения учиться, культуры умственного труда, самообразования; позволят более эффективно принимать решения с опорой на знание психолого-педагогической природы человека и общества.

Исходя из вышесказанного о целях и задачах современного профессионального образования, необходимо обозначить основные цели курса:

- повышение общей и психолого-педагогической культуры;

- формирование целостного представления о психологических особенностях человека как факторах успешности его деятельности;

- умение самостоятельно мыслить и предвидеть последствия собственных действий;

- самостоятельно учиться и адекватно оценивать свои возможности;

- самостоятельно находить оптимальные пути достижения цели и преодоления жизненных трудностей.

Задачами курса являются:

- ознакомление с основными направлениями развития психологической и педагогической науки;

- овладение понятийным аппаратом, описывающим познавательную, эмоционально-волевую, мотивационную и регуляторную сферы психического, проблемы личности, мышления, общения и деятельности, образования и саморазвития;

- приобретение опыта анализа профессиональных и учебных проблемных ситуаций, организации профессионального общения и взаимодействия, принятия индивидуальных и совместных решений, рефлексии и развития деятельности;

- приобретение опыта учета индивидуально-психологических и личностных особенностей людей, стилей их познавательной и профессиональной деятельности;

- усвоение теоретических основ проектирования, организации и осуществления современного образовательного процесса, диагностики его хода и результатов;

- усвоение методов воспитательной работы с обучающимися и производственным персоналом;

- формирование навыков подготовки и проведения основных видов учебных занятий;

- ознакомление с методами развития профессионального мышления, технического творчества.

В результате изучения содержания дисциплины "Психология и педагогика", а также в ходе самостоятельной работы, студент должен:

^ Иметь представление:

- о предмете, объекте и методах психологии и педагогики, о месте психологии и педагогики в системе наук и их основных отраслях;

- о сущности сознания, его взаимосвязи с бессознательным, о роли сознания и бессознательного в регуляции поведения;

- о мотивации и психической регуляции поведения и деятельности;

- о роли сознания и самосознания в поведении, общении и деятельности людей, формировании личности;

- о развитии психики в процессе онто- и филогенеза;

- об особенностях современного этапа развития общества, природе возникновения социальных общностей и групп.

Знать:

- основные категории и понятия психологической и педагогической наук;

- природу психики, основные функции психики и их физиологические механизмы, ориентироваться в современных проблемах психологической науки;

- соотношение природных и социальных факторов в становлении психики;

- роль и значение психических процессов, состояний, образований, а также бессознательных механизмов в поведении человека;

- соотношение наследственности и социальной среды, роли и значения национальных и культурно-исторических факторов в образовании и воспитании;

- основы социальной психологии, психологии межличностных отношений, психологии больших и малых групп;

- динамику протекания основных социально-психологических процессов в коллективе;

- основные закономерности, принципы, формы, средства и методы педагогической деятельности;

- объективные связи обучения, воспитания и развития личности в образовательных процессах и социуме.

Владеть:

- понятийно-категориальным аппаратом психологической и педагогической наук, инструментарием психолого-педагогического анализа и проектирования;

- системой знаний о сфере образования, сущности, образовательных процессов;

- современными образовательными технологиями, способами организации учебно-познавательной деятельности, формами и методами контроля качества образования.

Уметь:

- применять формы и методы психолого-педагогического воздействия для повышения эффективности профессионального взаимодействия и совместной деятельности;

- с учетом психологических закономерностей и педагогических принципов проводить различные воспитательные мероприятия;

- владеть элементарными навыками анализа учебно-воспитательных ситуаций, определения и решения педагогических задач;

- проводить индивидуально-воспитательную работу;

- давать психологическую характеристику личности (ее темперамента, способностей);

- интерпретировать собственное психическое состояние;

- владеть простейшими приемами психической саморегуляции;

- применять полученные знания для проведения социологических исследований в коллективах и использовать их для анализа результатов своей практической деятельности.

Как было отмечено выше, одной из важнейших задач в подготовке специалистов с высшим образованием является выработка и развитие у студентов навыка самообразования, способности самостоятельно овладеть знаниями для успешного применения их в последующей профессиональной деятельности. Основной формой самообразования является самостоятельная работа, которую можно рассматривать с двух сторон: во-первых, как процесс творческого мышления студента при решении учебных задач для освоения нового материала; во-вторых, как результат определенной интеллектуальной деятельности в виде написания реферата, курсовой, контрольной работы, решении индивидуального домашнего задания и др.

Усвоение содержания курса "Психология и педагогика" организуется с преобладанием форм и методов тренингового, интерактивного обучения, моделирующего предметно-технологическое и социальное содержание профессиональных, учебных и жизненных ситуаций, а также в ходе активной внеаудиторной самостоятельной работы студентов.

Достижение обучаемыми требуемого уровня знаний и умений обеспечивается путем проведения различных видов занятий. Теоретическая часть дисциплины изучается в лекциях и самостоятельной работе студентов.
^ Содержание лекционных занятий дисциплины

«Психология и педагогика»
Введение. Многообразие форм человеческого знания. Мировоззренческие картины мира. Составные части мировоззрения и различные формы мировоззрений. Уровни научного познания объективной и субъективной реальности. Проблемы соотношения гуманитарного и естественнонаучного подходов к изучению человека.

^ Объект и предмет психологии. Психологические факты и психические явления. Предмет и объект психологии как науки. Основные формы психики. Способы приобретения психологических знаний. Источники психологических знаний. Житейские психологические знания о себе и других людях. Классификация методов психологического исследования. Неэкспериментальные, диагностические и экспериментальные методы психологии. Формирующие методы. Проблема достоверности получаемой психологической информации. Понятие валидности теста.

^ Структура психики. Мотивационно-потребностная сфера человека. Структурные компоненты психики человека. Потребности и мотивы. Параметры мотивационной сферы человека. Иерархи потребностей.

^ Общее и индивидуальное в психике Личность как социокультурная реальность. Соотношение понятий "индивид", "индивидуальность", "личность". Человек как субъект, его психическая организация. Структура личности.

^ Конституциональный уровень психики. Нервная система человека. Общее строение нервной системы человека. Психика и мозг человека: принципы и общие механизмы связи. Условно-рефлекторная деятельность организма.

Темперамент и его психологические особенности. Психологическая характеристика типов темперамента. Обусловленность темперамента свойствами нервной системы. Темперамент и личность.

Волевая регуляция поведения человека. Основные признаки воли как психологического явления. Значение воли в организации деятельности и общения человека.

^ Межличностные отношения в системе общественных отношений. Личность в системе объективных отношений. Структура общественных отношений. Социальная роль.

Структура межличностного взаимодействия. Различные подходы к пониманию структуры межличностного взаимодействия. Стиль поведения и действий. Основные механизмы взаимопонимания. Межличностное восприятие и понимание человека.

^ Структура деятельности специалиста: функции, основные задачи. Психология трудовой деятельности. Функции труда и его составляющие. Психологическое содержание труда. Психологические закономерности становления профессионала, общие для разных профессий.

^ Ценности и цели образования

Смысл человеческого бытия и ценности образования. Представления о ценности образования и базовых ценностях общества. Образование - всеобщая форма развития личности и общества. Тенденции развития современного образования. Ценности образования в российской педагогической школе. Образование как единство обучения, воспитания и развития. Образование как процесс и как результат.

Педагогический идеал и его конкретно-историческое воплощение. Философские и психологические концепции образования. Основные типы обучения. Проблема таксономии образовательных целей. Цели обучения и цели образования. Содержание и принципы непрерывного образования.

^ Современные стратегии и модели образования. Педагогическая наука и ее структура. Предметная область и основные категории педагогики. Методы педагогики. Отрасли педагогики. Взаимосвязь педагогики с другими науками.

Научно-методологические основы педагогических технологий (систем). Понятие педагогической системы, ее источники и составные элементы. Философские основания различных педагогических систем и технологий. Типы педагогических технологий и основания их классификации. Основные личностно-ориентированные технологии и их характеристика.

Понятия "педагогическая технология", "методика", "методы", "средства", "форма".

^ Системы обучения. Проблема типологии педагогических технологий. Методологические принципы построения обучения, обусловленные современными технологическими моделями. Проблемно-поисковые и коммуникативные технологии. Основные формы проблемного обучения. Сущность коммуникативных технологий обучения.

^ Педагогический контроль и оценка качества образования. Понятие качества образования. Проблема качества образования как проблема контроля и оценки образовательной деятельности.

Особенности педагогического контроля усвоения содержания образования и оценка результатов образовательного процесса. Содержание, формы, методы и виды контроля качества образования (текущего, рубежного, итогового). Этапы проверки успеваемости. Функции и виды контроля знаний в педагогическом процессе. Методы контроля знаний учащихся.

Педагогическое тестирование, преимущества и недостатки тестового контроля знаний. Тестирование как одна из форм контроля знаний. Виды тестового контроля знаний.

^ Управление образовательными системами. Образовательная система России. Федеральная программа развития образования. Закон РФ "Об образовании", о структуре управления образовательными системами.


^ Темы для обсуждения на семинарских занятиях
Психические познавательные процессы. Эмоциональные процессы. Сенсорно-перцептивные процессы. Коммуникативные процессы.

Сознание и бессознательное. Состояния сознания. Сон и его основные стадии. Искусственно вызванные измененные состояния сознания.

^ Чувственное познание. Ощущение и восприятие как основа чувственного познания. Отличие восприятия от ощущений.

Внимание, его свойства и виды.

Психологические закономерности памяти. Психологические закономерности памяти.

Эмоции чувства как результат чувственного познания.

^ Рациональное познание Мышление как психологический феномен. Формы и виды мышления. Индивидуально-психологические особенности мышления.

Мышление как процесс решения задач. Типы мыслительных действий и их содержание. Операции мышления.

Понятие интеллекта. Креативность как характеристика мышления человека. Воображение, его формы и механизмы. Виды, формы и механизмы воображения.

Общее понятие о языке и речи. Функции, формы, виды, типы и свойства речи. Этапы построения развернутой речи. Единицы анализа речи.

^ Педагогика межличностных отношений. Общение как средство педагогического сотрудничества. Невербальные средства общения. Виды и стили педагогического общения. Требования к личности современного преподавателя. Сущность и структура педагогического профессионализма. Творчество и инновации в педагогической деятельности. Профессионально-педагогическая культура и культура речи преподавателя. Педагогическая этика.

Конфликт. Кооперация и конкуренция как виды взаимодействия. Структура конфликтной ситуации. Виды конфликтов.

^ Организация образовательной деятельности

Процесс обучения: сущность и организация. Сущность процесса обучения как формы общения субъектов образовательного процесса. Формы обучения, их особенности, признаки и функции. Основы работы с текстом. Строение текста и его анализ. Влияние умственных нагрузок на активность учащихся. Особенности организации умственного труда с использованием компьютера.
  1   2   3

Похожие:

Методические рекомендации по выполнению контрольных работ по дисциплине «Психология и педагогика» iconМетодические указания к выполнению контрольных работ по дисциплине «общая психология»
Задания и методические указания к выполнению контрольных работ по дисциплине «Общая психология». Екатеринбург, фгаоу впо «Российский...
Методические рекомендации по выполнению контрольных работ по дисциплине «Психология и педагогика» iconМетодические рекомендации по выполнению контрольных работ по учебной...
Методические рекомендации по выполнению контрольных работ по учебной дисциплине «Философия конфликта» предназначены для студентов...
Методические рекомендации по выполнению контрольных работ по дисциплине «Психология и педагогика» iconМетодические рекомендации по выполнению контрольных работ Владивосток
Методические рекомендации предназначены для студентов-заочников специальности «Прикладная информатика (в экономике)» испециальности...
Методические рекомендации по выполнению контрольных работ по дисциплине «Психология и педагогика» iconЛитература 31 Тематика докладов и рефератов 35 Вопросы для самопроверки...
«Психология», часть II – «Педагогика»), планы семинарских занятий (I и II части), тематику контрольных работ (I и II части) для студентов...
Методические рекомендации по выполнению контрольных работ по дисциплине «Психология и педагогика» iconМетодические рекомендации По выполнению контрольных и курсовых работ...
Методические рекомендации по выполнению контрольной работы по дисциплине «Бухгалтерский учет»
Методические рекомендации по выполнению контрольных работ по дисциплине «Психология и педагогика» iconЗадания для контрольных работ по дисциплине
Методические рекомендации и требования, предъявляемые к выполнению контрольных работ
Методические рекомендации по выполнению контрольных работ по дисциплине «Психология и педагогика» iconМетодические рекомендации по выполнению контрольных работ для студентов...
Методические рекомендации по выполнению контрольных работ по курсу «маркетинг» для студентов заочной формы обучения
Методические рекомендации по выполнению контрольных работ по дисциплине «Психология и педагогика» iconМетодические рекомендации по выполнению контрольных работ для студентов...
Методические рекомендации по выполнению контрольных работ по курсу «маркетинг» для студентов заочной формы обучения
Методические рекомендации по выполнению контрольных работ по дисциплине «Психология и педагогика» iconМетодические рекомендации по выполнению контрольных работ по учебной дисциплине экология
Методические рекомендации по выполнению контрольных работ по учебной дисциплине
Методические рекомендации по выполнению контрольных работ по дисциплине «Психология и педагогика» iconМетодические рекомендации по выполнению контрольных работ для студентов...
Прежде чем приступить к выполнению контрольных заданий, внимательно прочитайте методические рекомендации

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
skachate.ru
Главная страница