Тематика лекций Коррекционно-педагогическая деятельность как психолого-педагогическая проблема. (2 часа) (Вводная лекция)




Скачать 421.47 Kb.
НазваниеТематика лекций Коррекционно-педагогическая деятельность как психолого-педагогическая проблема. (2 часа) (Вводная лекция)
страница1/5
Дата публикации29.03.2013
Размер421.47 Kb.
ТипЛекция
skachate.ru > Психология > Лекция
  1   2   3   4   5
Тематика лекций
1. Коррекционно-педагогическая деятельность как психолого-педагогическая проблема. (2 часа) (Вводная лекция)

Цель: Знакомство с общими проблемами специальной психологии. Выделение: предмета, задач и методов специальной психологии. Показать основные подходы в трактовке термина «норма».

Основные термины темы: специальная психология; патопсихология; клиническая психология, психотератия. Консультативная психология; методы исследования в специальной психологии (наблюдение, эксперимент, изучение продуктов деятельности ребенка. анкетирование, проективные методики, тесты, обучающий эксперимент, условно-рефлекторные методики).

  1. Разделы специальной психологии:

  1. Тифлопсихология – наука, изучающая психологические особенности слепых и слабовидящих детей.

  2. Сурдопсихология – наука, изучающая психологические особенности глухих и слабослышащих детей.

  3. Тифлосурдопсихология – наука, изучающая психологические особенности слепоглухих детей.

  4. Олигофренопсихология - наука, изучающая психологические особенности умственно отсталых детей.

  5. Логопсихология - наука, изучающая психологические особенности детей с проблемами в речевом развитии

  6. ЗПР – наука, изучающая психологические особенности детей с задержкой психического развития.



  1. Группы детей:

  1. Слепые и слабовидящие

  2. Глухие и слабослышащие

  3. Слепоглухие

  4. Умственно отсталые, ЗПР

  5. Дети с нарушениями речи.

  6. Дети с нарушениями ОДА.

  7. Психопаты, аутичные дети, дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы.



  1. Основные задачи:

  1. Выявление детей с проблемами развития.

  2. Разработка методов ранней диагностики аномалий развития

  3. Определение целей, задач психологической помощи аномальному ребенку.

  4. Разработка системы профилактической и коррекционной помощи по предупреждению аномалий.

  5. Помощь родителям в развитии и коррекции аномального ребенка



  1. Основные методы:

Наблюдение

Беседа

Эксперимент

Анализ результатов деятельности

Социологические и психологические методы обследования детей.

  1. ^ Характеристика основных категорий нарушений развития у детей.

Нарушения интеллекта (умственно отсталые)

Понятие «умственная отсталость» в отечественной специальной психологии понимается как стойкое нарушение познавательной деятельности, возникшее в результате органического поражения головного мозга

По международной классификации болезней, травм и причин смерти 10-го пересмотра (МКБ -10) на основе психометрических исследований умственную отсталость подразделяют на четыре формы: легкая (IQ в пределах 40-69), умеренная (IQ в пределах 35 -49), тяжелая (IQ в пределах 20 – 34), глубокая (IQ ниже 20) умственная отсталость

По предыдущему пересмотру выделяли следующие группы (МКБ-9):

А) умственная отсталость в степени дебильности (дети с относительно легкой, неглубокой умственной отсталостью).

Б) умственная отсталость в степени имбецильности (дети с глубокой умственной отсталостью).

В) умственная отсталость в степени идиотии (дети с наиболее тяжелой, глубокой умственной отсталостью).

^ Задержка психического развития (ЗПР)

ЗПР чаще всего относится к «пограничной» форме дизонтогенеза

И выражается в замедленном темпе созревания различных психических функций. В целом для данного состояния характерны гетерохронность (разновременность)проявления отклонений и существенные различия как в степени их выраженности, так и в прогнозе последствий. Данное отклонение у ребенка может быть обусловлено как биологическими, так и социальными факторами, а также разными вариантами их сочетания.

По этиопатогенетической классификации различают следующие варианты:

А) ЗПР конституционального генеза;

Б) ЗПР соматогенного генеза;

В) ЗПР психогенного генеза;

Г) ЗПР церебрально-органического генеза.

^ Нарушения зрения

А) слепота (слепые дети со светоощущениями и с остаточным зрением – острота зрения на лучше видящем глазу от 0, 01 до 0, 04)

Б) слабовидящие (дети с остротой зрения на лучше видящем глазу при очковой коррекции от0, 05 до ).2, а также пределах0,30, при значительных нарушениях других зрительных функций или при прогрессирующих или рецидивирующих заболеваниях);

В) косоглазие и амблиопия (дети с остротой зрения выше 0,4).

^ Нарушения слуха

А) глухота (дети, у которых средняя потеря слуха на лучше слышащее ухо более 85дБ);

Б) тугоухость (дети, у которых средняя потеря слуха на лучшее слышащее ухо менее 85дБ);

В) поздняя потеря слуха (отмечающаяся у детей, потерявших слух в возрасте до 3-4 лет и позже, сохранившие речь в относительно поздним возникновением глухоты).

^ Нарушения опорно-двигательного аппарата

Данные нарушения имеют причиной:

А) заболевания нервной системы:

- ДЦП

- полиомиелит.

Б) врожденную патологию ОДА:

- врожденный вывих бедра;

- кривошея;

- косолапость и другие деформации стоп;

- аномалии развития позвоночника и дефекты конечностей;

- аномалии развития пальцев кисти;

- артогриппоз (врожденное уродство).

В) приобретенные заболевания и повреждения ОДА:

- травматические повреждения спинного мозга, головного мозга и конечностей;

- полиартрит;

- заболевания скелета (туберкулез, опухоли костей, остеомиелит);

- системные заболевания скелета.

При всем многообразии врожденных и рано приобретенных заболеваний и повреждений ОДА у большинства детей наблюдаются сходные проблемы. Ведущим в клинической картине является двигательный дефект (задержка формирования, недоразвитие, нарушение или утрата двигательных функций).

^ Нарушения речи

А ) системные нарушения речи (алалия, афазия);

Б) нарушения строения и функций речевого аппарата (ринолалия, дизартрия, сложная дислалия);

В) нарушения чтения и письма (дислексия, дисграфия);

Г) нарушения темпо-ритмической стороны речи (заикание);

Д) нарушение мотивообразующей стороны речи (мутизм).

^ Эмоциональные расстройства

А) РДА;

Б) эмоциональное расстройство, связанное с ранней разлукой с матерью;

В) эмоциональное расстройство, обусловленное сиблинговым соперничеством;

Г) смешанные расстройства поведения и эмоций.

^ Тяжелые множественные нарушения

Эта категория нарушений характеризуется сочетанием двух и ли более выраженных психофизических нарушений: зрения, слуха, речи, двигательной и познавательного развития у одного ребенка.

В современной специальной психологии в категории множественных нарушений наиболее подробно описаны слепоглухие дети.

Литература:

Основы специальной психологии. / под ред. Л.В. Кузнецовой.- М.: Издательский центр «Академия», 2003. С.7-44.

Специальная педагогика/ Под ред. Н.М. Назаровой. – 2-е стереотипное издание. _ М.: Издательский центр «Академия», 2003. С.5-114.

Сорокин В.М. Специальная психология. Учебное пособие/ Под научн. ред. Л.М. Шипициной. – СПб.: «Речь», 2004. С. 13-65.

Шаповал И.А. Специальная психология. Учебное пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2005.С. 6-48.

Вопросы для самопроверки:

  1. Перечислите условия нормального психического развития ребенка.

  2. Определите, что такое «среднестатистическая норма», «функциональная норма» и их значение для деятельности педагога-психолога.

  3. Дайте характеристику «первичным» и «вторичным» дефектам развития.

  4. Охарактеризуйте три основных направления дизонтогенеза: ретардация, асихрония, дефицитарность.

  5. Цели и задачи специальной педагогики и психологии.

  6. Современные отрасли в специальной психологии.



  1. Причины отклонений в психическом развитии и факторы, их определяющие. (2часа) (Проблемная лекция)


Цель: показать причины возникновения отклонений в развитии ребенка.
Основные термины темы: пренатальный. натальный постнатальный период; фактор риска; экзогенные и эндогенные факторы;
1. Классифицируя нарушения по причинам можно выделить несколько групп:

^ По источнику происхождения нарушений:

  1. Эндогенные (внутренние)– возникающие по причинам, лежащим во внутренней среде организма (Пример).

  2. Эндогенные (внешние) – возникающие по причинам, лежащим вне организма

По структуре дефекта:

  1. Органические – поражение коры головного мозга, правого или левого полушария, ЦНС.

  2. Функциональные – расстройство различных функций различных систем в организме, нарушения процессов возбуждения и торможения в ЦНС.

По времени возникновения отклонения:

  1. Врожденные – вследствие заболеваний матери в перинатальный период, а также наследственных генетических поражений.

  2. Приобретенные – вследствие природовых (натальных) и послеродовых (постнатальных) поражений организма ребенка.

По способу возникновения:

  1. Социальные – неблагоприятное влияние окружающей среды, внешних условий.

  2. Стихийные – несчастные случаи.

  3. Наследственные

^ 2.Причины эндогенных нарушений.

1) Инфекционные болезни НС: (менингит, энцефалит) = ЗПР, задержка моторного развития, двигательной активности

2) Инфекционные заболевания (корь, свинка, скарлатина, пневмония, отит) = нарушения слуха, физиологические патологии, отсутствие органов, изменение строения отдельных органов.

^ 3. Причины экзогенных нарушений:

Черепно-мозговые травмы = патологии движений, психики, интеллекта.

  1. Нарушения вследствие органических расстройств:

Умственная отсталость, глухота, ДЦП, логоневроз, расстройство голоса, брадилалия, дислалия, алалия, афазия, дисграфия, дислексия, аутизм.

  1. ^ Причины врожденных нарушений

Вследствие заболеваний матери:

-токсоплазмоз =поражения НС, органов слуха, зрения, физическое и психическое недоразвитие – олигофрения, гидро-, микроцефалия. заболеваний матери:

- врожденная краснуха – поражения зрения, двигательные нарушения

- внутриутробные инфекции НС = гидро-, микроцефалия, параличи, парезы.

- несовместимость по резус фактору и группе крови = мозговые поражения, нарушения слуха.

- химические вещества и радиоактивное излучение

^ 6. Нарушения вследствие функциональных расстройств:

ЗПР, логоневроз, ринолалия, близорукость, дальнозоркость, неврозы, невротические реакции,ММД

  1. Причины приобретенных нарушений:

  1. Природовые нарушения:

- асфиксия =общее недоразвитие.

- внутричерепная родовая травма = ДЦП, нарушения моторного развития.

2) Послеродовые нарушения:

- инфекционные болезни НС: менингит = гидроцефалия, глухота, ЗПР; знцефалит += задержка моторного развития; полиомиелит = ограничение движений, параличи, парезы; грипп, корь = поражения НС.

- черепно-мозговые травмы = патология движений и психики, параличи, глухота, слепота, нарушения памяти, речи, интеллекта.

^ 7. Нарушения социального характера.

ЗПР, неврозы, социальная запущенность, невропатия, недостатки характера.

Используя другую классификацию можно выделить четыре большие группы причин:

  1. Пренатальные причины:

  1. Хромосомные заболевания (Даун)

  2. Генные заболевания (наследственные заболевания ЦНС)

  3. Вирусные заболевания матери (краснуха, эпидемический паротит, грипп)= пороки мозга, дефекты слуха, зрения, сердечнососудистой системы, УО.

  4. Хронические заболевания матери (токсоплазмоз, цитомегалия, сифилис) = УО, нарушения зрения, ОДА, эпилептические припадки и др.

  5. Внутриутробные интоксикации:

А) лекарственные средства

Б) гормональные препараты

В) препараты кальция

Г) алкоголь

Д) наркотики

6) Токсикозы беременных

7) Заболевания матери: сахарный диабет, гормональная недостаточность

8) Конфликт по группе крови и резус фактору.

^ 2. Натальные причины:

1) все виды родовых травм

2) все средства родовспожения

3) асфиксия

4) недоношенность/переношенность

5) быстрые/ затяжные роды.

^ 3. Постнатальные причины:

1) Нейроинфекции

2) детские инфекционные заболевания (корь, скарлатина, оспа)

3) Черепно-мозговые травмы.

4) Длительные соматические заболевания

5) Социально-педагогическая запущенность.

^ 4. Общие факторы:

1) Экология

2) Ионизирующее излучение

3) Химические препараты

4) Токи высокой частоты

5) Плохое питание

6) Некачественная вода

7) Токсичные металлы.
Литература:

Основы специальной психологии. / под ред. Л.В. Кузнецовой.- М.: Издательский центр «Академия», 2003. С.52-58, 93-103, 152-157, 189-191, 338-345, 377-384..

Специальная педагогика/ Под ред. Н.М. Назаровой. – 2-е стереотипное издание. _ М.: Издательский центр «Академия», 2003. С.228-229, 249-253,282-286,302-308,.

Сорокин В.М. Специальная психология. Учебное пособие / Под научн. ред. Л.М. Шипициной. – СПб.: «Речь», 2004. С. 85-91.

Шаповал И.А. Специальная психология. Учебное пособие. _ М.: ТЦ Сфера, 2005.С. 48-82..
Вопросы для самопроверки:

  1. Назовите внутренние и внешние причины отклонений в развитии.

  2. Какие причины относятся к пренатальным?

  3. Какие причины относятся к натальным?

  4. Какие причины относятся к постнатальным?

  5. Роль биологического и социального факторов в возникновении и преодолении отклонений в развитии.

  6. Можно ли рассматривать отклонения в развитии как форму заболевания?



  1. Психическое развитие при дезонтогениях по типу ретардации (2 часа) (Тематическая лекция).


Цель: знакомство с основными проблемами, задачами олигофренопсихологии
Основные термины темы: умственная отсталость; олигофренопсихология; интеллектуальная недостаточность; резидуальность; непрогредиентность; деменция; лобная недостаточность; тотальность дефекта;
1. Интеллект – мыслительная способность или совокупность способностей человека, обеспечивающая правильное понимание требований жизни и адекватное приспособление к ним.

Выделяют: собственно интеллектуальную деятельность и предпосылки интеллекта: память, запас знаний, активное внимание, речевое развитие, психическая активность, работоспособность.

^ Нарушения интеллекта проявляются: в синдроме слабоумия; психоорганических синдромах; псевдослабоумии; нарушения памяти.

Психический дизонтогенез – нарушение психического развития в детском и подростковом возрасте в результате расстройства созревания структур и функций головного мозга.
  1   2   3   4   5

Похожие:

Тематика лекций Коррекционно-педагогическая деятельность как психолого-педагогическая проблема. (2 часа) (Вводная лекция) iconТематика лекций. Коррекционно-педагогическая деятельность как психолого-педагогическая...
Цель: Знакомство с общими проблемами коррекционно-развивающей работы Выделение: предмета, задач и методов коррекционной работы. Показать...
Тематика лекций Коррекционно-педагогическая деятельность как психолого-педагогическая проблема. (2 часа) (Вводная лекция) iconТематика лекций
Понятие коррекция и социально-педагогическая коррекция. (2 часа) (Вводная лекция)
Тематика лекций Коррекционно-педагогическая деятельность как психолого-педагогическая проблема. (2 часа) (Вводная лекция) icon«Психолого-педагогическая коррекция»
Психолого-педагогическая коррекция как вид психологической помощи детям, особенности психолого-педагогической коррекции в учебных...
Тематика лекций Коррекционно-педагогическая деятельность как психолого-педагогическая проблема. (2 часа) (Вводная лекция) iconЛекция введение в педагогическую деятельность презентации: «Педагогическая деятельность»
Лекция введение в педагогическую деятельность (Презентации: «Педагогическая деятельность»; «Профессионально-педагогическая компетентность»;...
Тематика лекций Коррекционно-педагогическая деятельность как психолого-педагогическая проблема. (2 часа) (Вводная лекция) iconЦентральная психолого-медико-педагогическая комиссия Санкт-Петербурга
Государственное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, центр диагностики...
Тематика лекций Коррекционно-педагогическая деятельность как психолого-педагогическая проблема. (2 часа) (Вводная лекция) iconРазработка ? модели психолого-педагогического сопровождения в образовательном...
Психолого-педагогическая помощь детям раннего возраста с нарушениями развития как научная проблема
Тематика лекций Коррекционно-педагогическая деятельность как психолого-педагогическая проблема. (2 часа) (Вводная лекция) iconI. духовно нравственное воспитание младших школьников как психолого-педагогическая проблема

Тематика лекций Коррекционно-педагогическая деятельность как психолого-педагогическая проблема. (2 часа) (Вводная лекция) iconВведение 3 глава
I. духовно нравственное воспитание младших школьников как психолого-педагогическая проблема
Тематика лекций Коррекционно-педагогическая деятельность как психолого-педагогическая проблема. (2 часа) (Вводная лекция) iconПрограмма государственной аттестации по «Педагогике и психологии»
Педагогика как наука, ее объект. Категориальный аппарат педагогики: образование, воспитание, обучение, самовоспитание, социализация,...
Тематика лекций Коррекционно-педагогическая деятельность как психолого-педагогическая проблема. (2 часа) (Вводная лекция) iconТематика лекций. Основные новообразования в дошкольном возрасте для...
Цель: выделить основные новообразования каждого периода дошкольного периода (ранний, младший, средний и старший дошкольный возраст)...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
skachate.ru
Главная страница