Тематика лекций. Коррекционно-педагогическая деятельность как психолого-педагогическая проблема. (2 часа) (Вводная лекция)




Скачать 86.17 Kb.
НазваниеТематика лекций. Коррекционно-педагогическая деятельность как психолого-педагогическая проблема. (2 часа) (Вводная лекция)
Дата публикации29.03.2013
Размер86.17 Kb.
ТипЛекция
skachate.ru > Психология > Лекция
Тематика лекций.
1. Коррекционно-педагогическая деятельность как психолого-педагогическая проблема. (2 часа) (Вводная лекция)

Цель: Знакомство с общими проблемами коррекционно-развивающей работы.. Выделение: предмета, задач и методов коррекционной работы. Показать основные подходы в трактовке термина «норма».

Основные термины темы: коррекция, развитие, коррекционно-развивающее обучение; патопсихология; клиническая психология, психотератия, методы исследования (наблюдение, эксперимент, изучение продуктов деятельности ребенка. анкетирование, проективные методики, тесты, обучающий эксперимент, условно-рефлекторные методики).

Коррекционно-развивающая работа как одна из наук о человеке. Предмет, задачи КРР. Прикладные и практические задачи. Основные направления в решении научных практических задач – реабилитационная педагогика, адаптация, компенсация, психология интегрированного обучения, возрастная психология и педагогка.

Понятие «норма» и «аномалия» в психическом и личностном развитии ребёнка.
Литература:

1 Основы специальной психологии. / под ред. Л.В. Кузнецовой.- М.: Издательский центр «Академия», 2003. С.7-44.

2. Специальная педагогика/ Под ред. Н.М. Назаровой. – 2-е стереотипное издание. _ М.: Издательский центр «Академия», 2003. С.5-114.

3. Сорокин В.М. Специальная психология. Учебное пособие/ Под научн. ред. Л.М. Шипициной. – СПб.: «Речь», 2004. С. 13-65.

4. Шаповал И.А. Специальная психология. Учебное пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2005.С. 6-48.

Вопросы для самопроверки:

  1. Перечислите условия нормального развития ребенка.

  2. Определите, что такое «среднестатистическая норма», «функциональная норма» и их значение для деятельности педагога-психолога.

  3. Дайте характеристику «первичным» и «вторичным» дефектам развития.

  4. Охарактеризуйте три основных направления дизонтогенеза: ретардация, асихрония, дефицитарность.

  5. Цели и задачи КРР.

  6. Современные отрасли КРР.




  1. Причины отклонений в психическом развитии и факторы, их определяющие. (2часа) (Проблемная лекция)

Цель: Показать основные подходы к понятию КРР. Показать подходы к трактовке терминов «проблемный ребенок», «дефективный ребенок», «ненормальный ребенок» и т.п.

^ Основные термины темы: пренатальный. натальный постнатальный период; фактор риска; экзогенные и эндогенные факторы;

Группы причин: экзогенные и эндогенные. Причины: пренатального, натального, постнатального характера. Основные факторы, опосредующие действие патогенных вредностей. Классификации причин по разным основаниям.
Литература:

1 Основы специальной психологии. / под ред. Л.В. Кузнецовой.- М.: Издательский центр «Академия», 2003. С.52-58, 93-103, 152-157, 189-191, 338-345, 377-384.

2. Специальная педагогика/ Под ред. Н.М. Назаровой. – 2-е стереотипное издание. _ М.: Издательский центр «Академия», 2003. С.228-229, 249-253,282-286,302-308.

3. Сорокин В.М. Специальная психология. Учебное пособие / Под научн. ред. Л.М. Шипициной. – СПб.: «Речь», 2004. С. 85-91.

4. Шаповал И.А. Специальная психология. Учебное пособие. М.: ТЦ Сфера, 2005.С. 48-82..
Вопросы для самопроверки:

  1. Назовите внутренние и внешние причины отклонений в развитии.

  2. Какие причины относятся к пренатальным?

  3. Какие причины относятся к натальным?

  4. Какие причины относятся к постнатальным?

  5. Роль биологического и социального факторов в возникновении и преодолении отклонений в развитии.

  6. Можно ли рассматривать отклонения в развитии как форму заболевания?




  1. Психолого-педагогическая и коррекционная работа с детьми олигофренами в дошкольном возрасте (2 часа) (Тематическая лекция).

Цель: знакомство с основными проблемами, задачами олигофренопсихологии

Основные термины темы: умственная отсталость; олигофренопсихология; интеллектуальная недостаточность; резидуальность; непрогредиентность; деменция; лобная недостаточность; тотальность дефекта;

Определение понятия. История психолого-педагогического изучения умственно отсталых детей. Классификация по степени тяжести и этнопатогеническому принципу. Социально-педагогические условия жизни умственно отсталых детей на современном этапе развития общества. Психологическая и педагогическая характеристика умственно отсталых детей. Основные направления коррекционной работы с детьми раннего и младшего дошкольного возраста с диагнозом УО.
Литература:

  1. Основы специальной психологии. / под ред. Л.В. Кузнецовой.- М.: Издательский центр «Академия», 2003. С.49-90.

2. Специальная педагогика/ Под ред. Н.М. Назаровой. – 2-е стереотипное издание. _ М.: Издательский центр «Академия», 2003. С.205-211.

Л.М. Шипициной. – СПб.: «Речь», 2004. С. 13-65.

3. Шаповал И.А. Специальная психология. Учебное пособие. _ М.: ТЦ Сфера, 2005.С. 152-202.
Вопросы для самопроверки:

  1. Какова роль Л.С. Выготского в становлении и развитии умственно отсталого ребенка?

  2. Охарактеризуйте различные степени умственной отсталости.

  3. Охарактеризуйте особенности познавательной сферы при умственной отсталости.

  4. Опишите особенные закономерности эмоционально-волевой сферы умственно отсталых детей.

  5. Опишите особенности деятельности умственно отсталых детей.

  6. Раскройте основные подходы коррекционно-развивающего обучения с детьми – олигофренами.




  1. ЗПР в раннем и младшем дошкольном возрасте (2 часа) (Тематическая лекция).

Цель: выявление специфических черт, присущих онтогенезу детей с задержкой психического развития, определение характерных для них недостатков, ресурсов развития, обуславливающих компенсаторные возможности ребенка.

Основные термины темы: задержка психического развития; конституциональное ЗПР; соматогенное ЗПР; психогенное ЗПР; церебрально-органическое ЗПР; инфантилизм; дисфункции головного мозга.

Определение. История изучения детей с ЗПР Классификация по степени тяжести и этнопатогеническому принципу. Задержка психического развития в дошкольном возрасте. Особенности развития познавательной сферы. Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы. Особенности деятельности. Задержка психического развития в младшем дошкольном возрасте. Психологическая характеристика детей. Диагностика детей по типу ретардации. Коррекционная работа.
Литература:

  1. Основы специальной психологии. / под ред. Л.В. Кузнецовой.- М.: Издательский центр «Академия», 2003. С.90-144.

  2. Специальная педагогика/ Под ред. Н.М. Назаровой. – 2-е стереотипное издание. М.: Издательский центр «Академия», 2003. С.211-227.


Вопросы для самопроверки:

  1. Назовите общие и специфические для разных форм ЗПР факторы запаздывания в формировании признаков «школьная зрелость».

  2. Дайте характеристику уровня когнитивного развития для дошкольников с ЗПР.

  3. Дайте характеристику игровой деятельности дошкольников с ЗПР.

  4. Охарактеризуйте специфику социального развития для детей с ЗПР.

  5. Опишите известные вам методы диагностики детей с ЗПР.

  6. Назовите основные формы и методы коррекционной работа с детьми данной группы нарушения.




  1. Педагогическое сопровождение дошкольников с нарушениями слуха (2 часа) (Тематическая лекция).

Цель: показать закономерности психического развития людей с нарушенным слухом; дать обоснование наиболее эффективных путей и способов педагогического воздействия на детей с нарушенным слухом.

^ Основные термины темы: Сурдопсихология; глухие дети; позднооглохшие дети; слабослышащие дети; наследственная глухота; слухоречевая система; жестовая речь, дактильная речь; первичное нарушение; вторичное нарушение; компенсация.

Сурдопсихология в системе специальной психологии Предмет и задачи сурдопсихологии. Методы сурдопсихологии История изучения детей с нарушениями слуха. Причины нарушений слуха. Психолого-педагогическая классификация нарушений слуховой функции у детей. Особенности развития познавательной сферы. Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы. Особенности деятельности. Психологические особенности умственно отсталых детей при нарушениях слуха.
Литература:

Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха: Учеб.пособие для студ.высш.учеб. заведений.- М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.

Основы специальной психологии. / под ред. Л.В. Кузнецовой.- М.: Издательский центр «Академия», 2003. С.151-187.

Специальная педагогика/ Под ред. Н.М. Назаровой. – 2-е стереотипное издание. _ М.: Издательский центр «Академия», 2003. С.247-279
Вопросы для самопроверки:

1. Каковы задачи сурдопсихологии.

2. Назовите причины нарушений слуха.

3. Охарактеризуйте закономерности психического развития детей, имеющих нарушения слуха.

4. Как развиваются разные виды ощущений и восприятия у детей с нарушенным слухом.

5. Охарактеризуйте когнитивную сферу детей с нарушенным слухом.

6. Охарактеризуйте особенности развития речи у глухих детей.

  1. Охарактеризуйте особенности поведенческой сферы глухих детей.




  1. Психология лиц с нарушениями зрения.(2 часа) (Тематическая лекция)

Цель: показать общие и специфические закономерности развития слепого ребенка, зависимость психического развития от степени, характера и времени возникновения дефекта.

^ Основные термины темы: тифлопсихология; слепые дети; тотально слепые дети; частично или парциально слепые дети; слабовидящие дети; слепорожденные дети, ослепшие дети; первичное нарушение; вторичное нарушение; компенсация..

Тифлопсихология как раздел специальной психологии. Причины нарушений зрения. Психолого-педагогическая классификация нарушений зрительной функции у детей. Возрастные особенности психического развития детей с нарушениям зрения от младенчества до школьного возраста. Особенности развития познавательной сферы. Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы. Особенности деятельности.

Литература:

Основы специальной психологии. / под ред. Л.В. Кузнецовой.- М.: Издательский центр «Академия», 2003. С.187-227

Специальная педагогика/ Под ред. Н.М. Назаровой. – 2-е стереотипное издание. _ М.: Издательский центр «Академия», 2003. С.279-316
Вопросы для самопроверки:

  1. Что является предметом и объектом тифлопсихологии?

  2. Какое влияние оказывает слепота на формирование личности?

  3. Охарактеризуйте когнитивную сферу слепого ребенка.

  4. Какова роль речи в компенсации слепоты и слабовидения.

  5. Какое влияние оказывает слепота на формирование эмоционально-волевой сферы?




  1. Психология детей с нарушениями опорно- двигательного аппарата.(2часа) (Тематическая лекция).

Цель: показать основные закономерности развития детей с нарушениями ОДА, раскрыть компенсаторные возможности, позволяющие преодолеть воздействия нарушений ОДА, показать эффективные методы коррекционного воздействия.

^ Основные термины темы; опорно-двигательный аппарат; ДЦП; гиперкинезы; паралич; парез; нейроонтогенез; кондуктивная педагогика.

Определение, Этиология.. Специфика двигательного развития при детском церебральном параличе. Структура нарушения. Формы детского церебрального паралича. Особенности развития познавательной сферы. Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы. Особенности деятельности. Нейроонтогенетический подход к диагностике и коррекция двигательных и речевых нарушений у детей с ДЦП. и
Литература:

Основы специальной психологии. / под ред. Л.В. Кузнецовой.- М.: Издательский центр «Академия», 2003. С.267-335

Специальная педагогика/ Под ред. Н.М. Назаровой. – 2-е стереотипное издание. _ М.: Издательский центр «Академия», 2003. С.316-332.
Вопросы для самопроверки:

  1. Дайте определение понятию «детский церебральный паралич».

  2. Каковы особенности развития познавательных процессов при ДЦП.

  3. Каковы особенности формирования деятельности у детей с ДЦП.

  4. Каковы особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы у детей с ДЦП.


^ 8. Дети со сложными нарушениями (2 часа). (Обзорно-тематическая)

Цель: показать психические особенности развития слепоглухих детей; психологические особенности развития детей со множественными дефектами.

^ Основные термины темы: слепоглухой ребенок; множественный дефект,

Слепоглухие дети. Причины. Группы слепоглухих детей Психологические особенности умственно отсталых детей с нарушениями зрения. Олигофрения у детей с ДЦП. Умственно отсталые дети со сложным дефектом. Развитие и образование лиц со сложными нарушениями.
Литература:

Специальная педагогика/Под ред. Н.М. Назаровой. – 2-е стереотипное издание. _ М.: Издательский центр «Академия», 2003. С.122-205,345-371..
Вопросы для самопроверки:

1. Охарактеризуйте понятие «сложные нарушения».

2. Дайте характеристику детей с умственной отсталостью и слепотой.

3. Назовите психологические характеристики детей с умственной отсталостью и ДЦП.

4. Опишите особенности олигофрении при сложном дефекте.

Похожие:

Тематика лекций. Коррекционно-педагогическая деятельность как психолого-педагогическая проблема. (2 часа) (Вводная лекция) iconТематика лекций Коррекционно-педагогическая деятельность как психолого-педагогическая...
Цель: Знакомство с общими проблемами специальной психологии. Выделение: предмета, задач и методов специальной психологии. Показать...
Тематика лекций. Коррекционно-педагогическая деятельность как психолого-педагогическая проблема. (2 часа) (Вводная лекция) iconТематика лекций
Понятие коррекция и социально-педагогическая коррекция. (2 часа) (Вводная лекция)
Тематика лекций. Коррекционно-педагогическая деятельность как психолого-педагогическая проблема. (2 часа) (Вводная лекция) icon«Психолого-педагогическая коррекция»
Психолого-педагогическая коррекция как вид психологической помощи детям, особенности психолого-педагогической коррекции в учебных...
Тематика лекций. Коррекционно-педагогическая деятельность как психолого-педагогическая проблема. (2 часа) (Вводная лекция) iconЛекция введение в педагогическую деятельность презентации: «Педагогическая деятельность»
Лекция введение в педагогическую деятельность (Презентации: «Педагогическая деятельность»; «Профессионально-педагогическая компетентность»;...
Тематика лекций. Коррекционно-педагогическая деятельность как психолого-педагогическая проблема. (2 часа) (Вводная лекция) iconЦентральная психолого-медико-педагогическая комиссия Санкт-Петербурга
Государственное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, центр диагностики...
Тематика лекций. Коррекционно-педагогическая деятельность как психолого-педагогическая проблема. (2 часа) (Вводная лекция) iconРазработка ? модели психолого-педагогического сопровождения в образовательном...
Психолого-педагогическая помощь детям раннего возраста с нарушениями развития как научная проблема
Тематика лекций. Коррекционно-педагогическая деятельность как психолого-педагогическая проблема. (2 часа) (Вводная лекция) iconI. духовно нравственное воспитание младших школьников как психолого-педагогическая проблема

Тематика лекций. Коррекционно-педагогическая деятельность как психолого-педагогическая проблема. (2 часа) (Вводная лекция) iconВведение 3 глава
I. духовно нравственное воспитание младших школьников как психолого-педагогическая проблема
Тематика лекций. Коррекционно-педагогическая деятельность как психолого-педагогическая проблема. (2 часа) (Вводная лекция) iconПрограмма государственной аттестации по «Педагогике и психологии»
Педагогика как наука, ее объект. Категориальный аппарат педагогики: образование, воспитание, обучение, самовоспитание, социализация,...
Тематика лекций. Коррекционно-педагогическая деятельность как психолого-педагогическая проблема. (2 часа) (Вводная лекция) iconТематика лекций. Основные новообразования в дошкольном возрасте для...
Цель: выделить основные новообразования каждого периода дошкольного периода (ранний, младший, средний и старший дошкольный возраст)...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
skachate.ru
Главная страница