Методические рекомендации по проведению «Уроков семьи и семейных ценностей»




НазваниеМетодические рекомендации по проведению «Уроков семьи и семейных ценностей»
страница1/4
Дата публикации08.04.2014
Размер0.68 Mb.
ТипМетодические рекомендации
skachate.ru > Психология > Методические рекомендации
  1   2   3   4
Методические рекомендации по проведению

«Уроков семьи и семейных ценностей»
Информация о семье
Семья является непреходящей ценностью для развития каждого человека, играет важную роль в жизни государства, в воспитании новых поколений, обеспечении общественной стабильности и прогресса.

Важнейшая социальная функция семьи – воспитание и развитие детей, социализация подрастающего поколения. Воспитательный потенциал семьи включает в себя не только ее возможности в сфере духовно-практической деятельности родителей, направленной на формирование у детей определенных качеств, но и те, которые закладывает семейная микросреда, образ жизни семь в целом.

Воспитательный потенциал семьи и эффективность его реализации обусловлены многими социальными (политическими, экономическими, демографическими, психологическими) факторами объективного и субъективного характера, к которым относятся:

- факторы макросреды и те изменения, которые в ней происходят;

- структура семьи (нуклеарная или многопоколенная, полная или неполная, многодетная или малодетная);

- материальные условия ее жизнедеятельности (уровень доходов, жилищные условия, благоустроенность быта и др.);

- личностные характеристики родителей (социальный статус, уровень образования, общая и психолого-педагогическая культура, ориентации и установки на воспитание и образование детей);

- психологический климат в семье, система и характер взаимоотношений между ее членами, их совместная деятельность;

- помощь семье со стороны общества и государства в образовании и воспитании детей, социализации подрастающего поколения.

В классической педагогике существует несколько относительно автономных психологических механизмов социализации, посредством которых родители влияют на своих детей.

1. Подкрепление: поощряя поведение, которое взрослые считают правильным, и наказывая за нарушение установленных правил, родители внедряют в его сознание определенную систему норм. Их соблюдение постепенно становится для ребенка привычкой и внутренней потребностью.

2. Идентификация: ребенок подражает родителям, ориентируется на их пример, старается стать такими же как они.

3. Понимание: зная внутренний мир ребенка и чутко откликаясь на его проблемы, родители тем самым формируют его самосознание и коммуникативные качества.

Потенциальные возможности семьи, ее жизнедеятельность, ценностные ориентации и социальные установки, отношение к образованию и воспитанию детей претерпевают серьезные трансформации, что во многом связано с ее адаптационными возможностями и приспосабливаемостью к новым условиям.

Семья – это первичное лоно человеческой культуры, так как в ней в человека закладывается все то, что станет потом его сущностью, его способом действовать в этом мире. Не случайно немецкий богослов Толук сказал: «Мир управляется из детской». Мир не только строится из детской, разрушается в ней, здесь прокладываются не только пути спасения, но пути гибели. Поэтому семью называют «лабораторией» человеческих судеб, не только личных, но и народных, общественных, государственных.

Семья – это мир, где царят любовь, преданность и самопожертвование.

Семья, - как говорил русский философ И.А. Ильин, - это форма человеческого духовного единения. И только через нее человек способен подняться к другим нормам духовного единения – Родине и государству.

Главная цель любой семьи – формирование нового, более лучшего и более свободного поколения.

Выполнять эту задачу семья сможет тогда, когда она основана на духовных ценностях, на духовном единении, которое нужно понимать не как одинаковость характеров и темпераментов, а как однородность духовных оценок, общность жизненных целей и принципов родителей и детей.

Такая семья учит ребенка правильному восприятию авторитета, высшего ранга другого лица, учит подчиняться, не унижаясь и не впадая в зависть или озлобление.

Такая семья учит ребенка правильному восприятию свободы, основанной на уважении свободы и права других.

Такая семья является школой здорового чувства частной собственности, самодеятельности и инициативы, социальной взаимопомощи и верности.

В такой семье нет проблем отцов и детей, так как непонимание отцов и детей возникает из-за быстрой смены вкусов, уклада, воззрений, а духовные основы жизни не поддаются влиянию моды и технических изобретений.

Семья является хранителем традиционной русской культуры быта; через нее осуществляется историческая связь поколений, разрушив которую общество превращается в «Иванов, не помнящих родства». Поэтому семья – это первооснова родины.

Государству нужны дети – будущие избиратели, воины, налогоплательщики. Именно поэтому, государство вынуждено поддерживать семью, брать на себя определенные обязательства по оказанию помощи семьям в содержании и воспитании детей в виде социальных гарантий, пособий, льгот.

Полтора десятка лет в России, в сущности, не проводилось никакой семейной политики. Концепции, программы принимались, но до конкретики не доводились.

Чтобы общество по-настоящему поверило, что семейная политика стала приоритетным направлением, нужны кардинальные сдвиги, смена ценностных ориентаций. Крайне необходимо, чтобы государство четко определило и сформировало своего рода госзаказ на семейные ценности. Необходимо понять раз и навсегда: семья, дети – это не только личное дело отдельных граждан. Семья – один из важнейших устоев государства. Взаимосвязь тут самая непосредственная: крепкая семья – живая и процветающая Россия.
^ Понятие семьи и брака
Семья́ — социальная группа, обладающая исторически определённой организацией, члены которой связаны брачными или родственными отношениями (а также отношениями по взятию детей на воспитание), общностью быта, взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.

Семья принадлежит к важнейшим общественным ценностям. Каждый член общества, помимо социального статуса, этнической принадлежности, имущественного и материального положения, с момента рождения и до конца жизни обладает такой характеристикой, как семейно-брачное состояние.
Для ребёнка семья — это среда, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития. Для взрослого человека семья является источником удовлетворения ряда его потребностей и малым коллективом, предъявляющим к нему разнообразные и достаточно сложные требования. На стадиях жизненного цикла человека последовательно меняются его функции и статус в семье.

Неотделимо от семьи понятие брака.

Брак – санкционированное обществом, социально и личностно целесообразная, устойчивая форма отношений между мужчиной и женщиной, определяющая их половые отношения, взаимные права и обязанности.

Семья – один из наиболее древних и значимых социальных институтов, она сохранилась, выступала и выступает социальной единицей общества с момента появления и до нашего времени. Социология семьи  зародилась в конце 17 в., когда исследователи Рилза и Ле Ви изучали зависимость урбанизации, религии и т. д. и семьи.  

^ I . Историческое развитие семьи

Семья в любом обществе имеет двойственный характер. С одной стороны это социальный институт, являющийся предметом государственной политики, с другой – малая группа, имеющая свои закономерности существования и развития. Для семьи характерна зависимость от общественного строя, существующих экономических, политических, религиозных отношений и в то же время относительная самостоятельность.

Существуют два направления в развитии социологии семьи. Первое направление связано с изучением истории семьи, ее происхождением и развитием по мере совершенствования производительных сил и перехода общества от одной формации к другой. Второе направление предполагает изучение состояния современной семьи как социального института, взаимодействие семьи и общества, изучение внутрисемейных отношений.

Рассмотрим первое направление социологии семьи. Существуют следующие исторические формы семьи:

1. Кровнородственная – это низшая форма группового брака, в которой брачные группы были разделены по поколениям. Кровнородственная семья – семья, где мужьями и женами считались все родственники данного поколения. Эта форма семьи соответствовала уровню развития производительных сил низшей ступени дикости, когда люди занимались в основном присвоением готовых продуктов питания, преимущественно растительной пищей.

2. Пуналуальная семья, которая развилась и пришла на смену кровнородственной семье. Это последняя форма семьи периода группового брака. Это семья, в которой запрещались половые связи между родителями и детьми, родными братьями и сестрами.

Однако двоюродные и троюродные сёстры были общими женами своих общих мужей. Эти мужья называли друг друга не братьями, а «пуналуа» – близкими товарищами. Пуналуальная семья соответствовала уровню развития производительных сил средней ступени дикости, когда люди располагали большим количеством неотшлифованных каменных орудий, широко пользовались огнем и употребляли в пищу рыбу. Это способствовало уменьшению зависимости людей от климата и местности. Люди стали расселяться по большей части земной суши. Из пуналуальной семьи на средней ступени дикости возник род. Род – это группа людей, которые связаны кровнородственными и хозяйственными узами. В родовом строе высшей формой организации, объединения людей является племя.

Единственным способом принуждения в этом доклассовом обществе было общественное мнение. Во главе рода на первом этапе развития родового строя находилась женщина. Весь этот период в истории первобытного строя известен как матриархат. Причины матриархата кроются в экономическом господстве женщины. Это господство было связано с тем, что женский труд (собирательство) в этот период был экономически более эффективным, чем мужской (охота). Используя свое экономическое и социальное господство, женщины осуществляли переход от группового брака к парному.

3. Парная семья пришла на смену пуналуальной семье. Она вытеснила присущий дикости групповой брак. При парной семье мужчина живет с одной женой. Однако брачные узы здесь легко расторжимы, а дети, как и при групповых формах семьи, принадлежат матери. Вместе с парным браком и на основе его внутри рода возникает отдельная малоустойчивая семья. Однако основной ячейкой общества остаётся род. Хозяйство и воспитание детей носит общеродовый характер. Парная семья возникла между дикостью и варварством,на высшей стадии дикости и была в эпоху варварства.

4. Моногамная семья возникла с развитием производительных сил, скотоводства, появлением частной собственности. Окончательно сложилась моногамная семья в эпоху цивилизации, с отделением ремесла от земледелия, появлением купечества. Моногамная семья отличается от парной тем, что главной ее целью являлось не взаимопомощь мужчины и женщины, а рождение и воспитание наследника имущества отца.

^ II . Классификация браков, типы семьи.

По характеру распределения семейных общностей, по тому, как решается в семье вопрос о лидерстве, в социологии отмечают три основные типа семьи:
1. Традиционная (или патриархальная) семья предполагает существование под одной крышей минимум трех поколений, и роль лидера отводится старшему мужчине. Для традиционной семьи характерны: а) экономическая зависимость женщины от супруга; б) функционально-четкое распределение сфер семейной жизни и закрепление мужских и женских обязанностей (муж – кормилец, жена – хозяйка); в) признание безусловного авторитета мужчины в вопросах семейного главенства.

2. Нетрадиционная семья, где сохраняются традиционные установки на мужское лидерство и разграничение мужских и женских семейных обязанностей, но в отличие от семей традиционных без достаточных на то объективных экономических оснований. Такой тип семьи социологи называют эксплуататорским, потому что наряду с правом на равное с мужчиной участие в общественном труде женщина получает исключительное право на домашний труд.

3. Эгалитарная семья (семья равных), для которой характерны: а) справедливое пропорциональное разделение домашних обязанностей между членами семьи, взаимозаменяемость супругов в решении бытовых проблем и совместное принятие важнейших для семьи решений: в) эмоциональная насыщенность отношений.

Существуют и переходные типы семей, в которых ролевые установки мужчин носят более традиционный характер, чем их фактическое поведение, или, наоборот, при демократических ролевых установках мужчины мало участвуют в ведении домашнего хозяйства.

В любом обществе семья формируется, как правило, через брак, санкционированный обществом сексуальный союз определенной продолжительности между двумя индивидами. Брак – это ворота в семейную жизнь. По определению Э. Богардуса, брак является институтом, допускающим мужчин и женщин к семейной жизни. Если брак распространяется на отношения супругов, то семья охватывает супружеские и родительские отношения. Брак представляет собой только отношения, а семья является кроме того и социальной организацией. Брак – это институт, регулирующий отношения между супругами, а семья – институт, регулирующий, кроме того, еще и отношения между родителями и детьми.

  Брачные отношения регулируются типовыми нормами – юридическими и культурными. Юридическими нормами обычно регулируются такие вопросы, как владение имуществом, материальные обязательства супругов по отношению к детям и друг к другу, минимальный возраст вступления в брак и некоторые другие. В обществе предусмотрен комплекс норм, регулирующих расторжение брака: характер бракоразводной процедуры, права и обязанности бывших супругов, связанных с материальным содержанием и воспитанием детей, владением имуществом после развода.

В отличие от писанных юридических законов культурные нормы являются неписанными. Они регулируют брак на основе морали, традиций и обычаев. К их числу относятся нормы ухаживания, брачного выбора, добрачного поведения, распределение власти и обязанностей между супругами, послеразводного поведения. Культурные нормы формируются, прежде всего, обществом. А вот то, как они используются и используются ли вообще, зависит главным образом от образования индивида.

^ Типы браков

  Классификацию форм брака можно провести по самым разным критериям: брак по сговору, брак по любви, брак по расчету, брак по рекомендации посредников.

Посредники – друзья и знакомые, которые рекомендуют будущего жениха или невесту. В некоторых странах Востока, в частности в Китае и Японии перед заключением брака устраивают смотрины. После 2-3 встреч стороны должны или согласиться на брак, или отказаться. На долю браков по сговору родственников приходится 37,5%, по знакомству друзей – 24,1%. По личному знакомству – 12,7%, прочих браков – 1,6%.

^ Гостевой брак. Этот термин пришел из Франции. Супруги имеют две квартиры и живут раздельно, навещая друг друга 2-3 раза в неделю.

Эндогамный брак. Эндогамия – это обычай, по которому разрешены браки только между лицами одной и той же группы (род, племя, сословие, касты, класс, нация). Например, в государствах Средней Азии до сих пор сильны традиционные эндогамные браки. Азербайджанцы, казахи, киргизы, туркмены, узбеки относятся к тюркско- язычной общности. Брак внутри этой общности считается допустимым, а за её пределами – нежелательным. Ещё сильнее влияет на выбор брачного партнёра религиозный фактор – брак с мусульманином поощряется, а с не мусульманином – осуждается. 

Неравный брак подразумевает, что супруги различаются по какому-либо значительному признаку – общественному положению, возрасту, доходу. Самой ранней формой такого брака надо считать так называемый статусный брак. Положение индивида в первобытной орде полностью предопределяло его брачный статус. Занимающий высшие ступеньки в иерархии мог выбрать любую понравившуюся ему женщину, следующий по рангу выбирал лучшую из оставшихся и так далее до самого низа. Занимающие низшие статусные позиции оказывались в самом неравном положении. Позже возникли другие разновидности неравного брака.

Неравным браком мы называем брак старика и молодой женщины, богатого мужчины и бедной девушки, аристократа и плебея. Количество неравных браков растет. Но это никак не связано с "мельчанием" мужчин, или, например, с возрастающей социальной ролью женщины. Потому что неравный брак (в браке по расчету) – это не столько психологический, сколько экономический феномен. Люди вступают в брачные отношения потому, что им это выгодно. Как две фирмы, которые заключают контракт.
Другим критерием классификации выступает плата за брак. Институт покупного брака имеет давние традиции. Он возник на заре истории, одновременно с групповым браком и внутри него. Уже тогда женщина была вовлечена в обменный процесс в качестве товара. Раннюю форму покупного брака можно назвать дарообменной. Обряд бракосочетания осуществляется в виде эквивалентного дарообмена, поэтому говорить о плате здесь можно условно. Особой формой платного брака следует считать священный брак. Обычай священного брака являлся распространенным. Цель священного брака – откупиться от богов, вызвать плодородие земли, спасти страну от беды.

Типы семьи: моногамное супружество – это брак одного мужчины с одной женщиной: полигиния – брак одного мужчины с несколькими женщинами; полиандрия брак одной женщины с несколькими мужчинами; патриархальные семьи, где отец является главой семьи; матриархальные семьи, где наивысшим авторитетом и влиянием пользуется мать; партнерская семья с совместным обсуждением семейных решений; автономные семьи, где решения принимаются одним из супругов; гетерогенные семьи, где супруги происходят из разных социальных групп, каст, классов; гомогенные семьи, где супруги примерно из одной социальной группы.

Выделяются патрилинеальные и матрилинеальные семьи, где наследование фамилии, имущества, социального положения ведется по отцу или матери: матрилокальные семьи, где молодожены живут у родителей жены и патрилокальные, где молодожены переходят жить в дом мужа; унилокальные, когда молодожены горожане вынуждены селиться у тех родителей, у которых есть для этого соответствующее жилище; неолокальные семьи, имеющие возможность жить отдельно от родителей в своем доме; нуклеарные семьи, состоящие из родителей и детей; повторные семьи, основанные на повторном браке; репродуктивная семья, состоящая из родителей и несовершеннолетних детей; ориентационная семья – родительская семья, из которой вышли взрослые дети, имеющие свои репродуктивные семьи; однодетные, двухдетные, многодетные.

В современных условиях семью характеризуют, во-первых, социально-классовый признак – семья рабочего, работника сельскохозяйственного производства фермера, арендатора, кооператора, представителя интеллектуального труда ит.д.; во-вторых, городская, сельская (по типу поселения); в-третьих, однонациональная, межнациональная (по национальному признаку); в-четвертых, по времени существования (семья молодоженов; молодая семья; семья, ждущая ребенка; семья среднего супружеского возраста; пожилые супружески семьи и т.д.). По особым условиям семейной жизни выделяют ряд типов семьи: студенческая семья, дистантная семья (семья моряков, полярников, артистов, геологов, крупных спортсменов, космонавтов и др.)

По качеству отношений в семье выделяют множество типов.  В зависимости от распространения в семье демократических традиций:

а) авторитарная семья – основана на жестком подчинении одного супруга другому.
б) демократическая семья – роли распределены по взаимному согласованию, с учетом личности и способности члена семьи.

Но четкого различия между ними не установлено. В частности выделяют семьи; во-первых, благополучные, счастливые; во-вторых, проблемные (нет взаимоотношения сотрудничества между членами семьи, и оттого нередко царит холодная психологическая атмосфера, вспыхивают ссоры и конфликты); в-третьих, конфликтные, где члены семьи не удовлетворены своей семейной жизнью, и оттого такие семьи не стабильны; в-четвертых, социально неблагополучные семьи, в которых обычно культурный уровень супругов достаточно низкий, распространено пьянство, выходящие из таких семей дети часто составляют основной контингент трудновоспитуемых, педагогически запущенных подростков.

^ III . Тенденции развития современной семьи. Демографическая политика.
Для современной семьи характерны тенденции роста разводов и сокращение прироста населения, превышение смертности над рождаемостью. Это присуще практически всем развитым странам мира.

^ Рост разводов объясняется влиянием урбанизации и вызванной ею интенсивной миграцией населения, эмансипацией женщин; научно-технической революцией; причинами социально-экономического, культурного, этнического, религиозного характера. В настоящее время институт семьи претерпевает трудные времена. Отпали многие факторы, стабилизирующие семью извне: экономическая зависимость от супруга, юридический, религиозный, моральный запрет или осуждение разводов. В этих условиях определяющее значение для стабилизации брака приобретают внутренние факторы, присущие семье. Социологические исследования показывают, что в основе развода в подавляющем большинстве случаев, лежит конфликт между супругами. Выделяются несколько уровней супружеских взаимоотношений, на которых могут происходить конфликты: а) психофизиологический – дисгармония проявляется в нарушении сексуальной жизни; б) психологический – в семье постоянные ссоры, взаимные придирки, раздражительность; в) социально-ролевой – неправильное, неравномерное распределение семейно – бытовой нагрузки, хаотичность семейного уклада; г) социокультурный (духовный) – конфликты приобретают форму непонимания супругами друг друга, неуважение; отсутствие интереса или неудовлетворенность общения с партнером, неприятие его жизненных ценностей и идеалов.
Группу причин, объективно существовавших до момента создания семьи, называют факторами риска. Факторы риска связаны как с личностью человека, его происхождением, воспитанием, так и с условиями заключения брака. К ним относятся: а) большая разница в образовании и в возрасте между супругами (особенно если старше женщина); б) склонность к алкоголизму одного из супругов; в) легкомысленное отношение к браку, к семье вообще; г) слишком ранний возраст вступления в брак; д) вероятность скорого рождения ребенка; е) слишком малый срок знакомства; е) резкое несогласие родителей на заключение брака; ж) брак по принуждению, без взаимного согласия.

Эти факторы дают о себе знать в первые годы совместной жизни и во многом обусловливают то обстоятельство, что более трети разводов приходится на семьи, имеющие стаж совместной жизни от одного до трех лет. Наибольшее число расторгнутых браков приходится на возраст 25-30 лет. Максимальная доля разводов падает на первые пять лет супружеской жизни. Наличие детей в семье прямым образом влияет на прочность брака. При разводе ведущими группами причин являются: а) межличностные конфликты (утрата чувства любви, грубость, ревность и т.д.; б) бытовые (жилищные условия, материальная необеспеченность и т.д.); внешние факторы (измена, появление новой семьи, вмешательство родителей и других лиц). Необходимо отметить три основные «горячие точки» в современных брачно-семейных отношениях: а) проблема стабильности семьи; б) проблема рождаемости; в) проблема напряженности в сфере быта.

Однако даже высокий уровень разводов не означает распада брака как социального института и кризиса семьи вообще. По-прежнему, семья признаётся безусловной ценностью всеми возрастными категориями. Речь идёт только о качестве семейных отношений, к которым люди предъявляют всё более высокие требования. Государство же совершенствует демографическую политику.

^ Демографическая политика

– это система социальных мероприятий, направленных на формирование желательного для общества осознанного демографического поведения. Демографическая политика предполагает и систему мероприятий по регулированию рождаемости, заботу обо всех половозрастных категориях (детях, женщинах, мужчинах, престарелых и т.д.). Демографическая политика направлена на укрепление семьи. Семья, как и вся окружающая действительность, развивается через преодоление ряда противоречий объективного и субъективного характера. Среди противоречий можно назвать:

– сокращение рождаемости и падение прироста населения;

– увеличение численности женщин по сравнению с численностью мужчин;

– уменьшение среднего размера семей и увеличение смертности;

– падение производительности труда в домашнем хозяйстве;

– возрастающие потребности семьи и ограничение возможностей их удовлетворения;
– легкомысленное отношение к браку и семье;

– отсутствие самодисциплины и половая распущенность;

– высокий процент числа разводов (распадается каждый третий брачный союз).
Государственная поддержка семей многообразна. Она предполагает комплекс социальных, экономических и правовых гарантий: денежные выплаты семьям на детей в связи с их рождением, содержанием и воспитанием (пособия, пенсии). Законодательные новации последних лет, в значительной мере изменившие отношение государства к осуществлению защиты прав и интересов семьи, задачи, поставленные Президентом России по реализации приоритетных национальных проектов в сфере здравоохранения, образования, жилья и сельского хозяйства, потребовали и новых подходов к разработке концепции семейной политики в России. В первую очередь были изменены и дополнены основные документы, регулирующие семейные отношения. Один из них - Семейный кодекс РФ. «Постатейный комментарий к Семейному кодексу», вышедший в московском издательстве «ГроссМедиа» в 2009 году, издан с учетом всех последних изменений. 

Государство взяло на себя серьезные обязательства по созданию надлежащих условий и стимулов для укрепления института семьи, роста рождаемости в России, приняв эффективные программы поддержки материнства и детства. Значительное увеличение размера денежных выплат и компенсаций за рождение и воспитание детей, сохранение за женщиной места на производстве, прибавки к пенсии, возможность дальше продолжать карьеру или воспитывать детей - все эти меры, озвученные Президентом РФ, являются замечательным подарком семье и женщине. 

Значительное внимание государство уделяет многодетным семьям. Согласно действующему законодательству многодетной является семья, в которой на иждивении и воспитании находится трое и более детей.

На численность семьи влияет нравственно-психологический фактор как определенный стереотип – распространенная определенная модель семьи, идеи об ее численности и составе. Корни стереотипа однодетной семьи в нашей стране заложены в реальной жизни: а) бурный рост урбанизации; б) высокая миграция населения; в) трудности экономики; г) большая женская занятость. А вот что такое однодетная и двухдетная семья для демографии? Однодетная семья в движении и развитии означает вот что: через 25-30 лет в этой семье появятся два пенсионера и только один работник. Одна семья вырастит будущего жениха, другая – невесту. Они в будущем вступят в брак. На смену двум семьям придет одна. Это отрицательно влияет на демографическую ситуацию. Недостаточно в семье иметь и двоих детей. Не каждый мальчик дорастет до возраста жениха, не каждый, достигший этого возраста женится, не каждый мужчина станет отцом. Так же и с женщинами. Рассчитано, что из тысячи человек населения, которые состоят из двухдетных семей, через 30 лет останется 621 человек, через 60 лет – 386, через 90 лет – 240, а через 300 лет – всего 8 человек взамен тысячи. В семье, как считают демографы, должно быть минимум 3-4 ребёнка.

Заключение
Семья - базовый элемент общества. Она - хранительница человеческих ценностей, культуры и исторической преемственности поколений. А значит - фактор стабильности и развития. Благодаря семье крепнет и развивается государство, растет благосостояние народа. С семьи начинается жизнь человека, здесь происходит формирование его как гражданина. Семья - источник любви, уважения, солидарности и привязанности. Во все времена о развитии страны судили по положению семьи в обществе и по отношению к ней государства.
Семья, как важнейший институт общества, отвечающий за социализацию новых поколений, в процессе приоритетного экономического развития страны в конце прошлого века несколько утратила свою значимость как основа и опора государства. Сегодня в шкале приоритетов для многих молодых людей на первом месте не традиционные духовно-нравственные ценности, не семья, не супружеская верность, не рождение и воспитание детей, а свобода, вседозволенность и жажда наживы. Процессы, происходящие в настоящее время в этом важнейшем институте, по мнению многих специалистов, катастрофичны и разрушительны. Сегодня семейных проблем в стране накопилось настолько много, что их решение приобрело государственный статус. По инициативе Президента России В.В. Путина 2008 год был объявлен в нашей стране Годом семьи. В своем Послании Федеральному Собранию Президент заявил: "Рассчитываю, что проведение Года семьи позволит объединить усилия государства, общества, бизнеса вокруг важнейших вопросов укрепления авторитета и поддержки институтов семьи, базовых семейных ценностей". Основная цель проведения Года семьи - возрождение авторитета российской семьи, укреплению базовых семейных ценностей и традиций. Достичь это возможно путем совершенствования семейной политики, духовно-нравственного воспитания населения, совершенствования социальных отношений, приобщения детей и молодежи к семейным ценностям, через сохранение культурных традиций и изучение родословия. Поэтому именно сейчас приобретает особую значимость понимание человеком своего места в связке «я — семья — род — народ».

В заключение необходимо отметить, что изучение семьи предполагает не регламентацию жизни отдельных семей, а рассмотрение факторов, от которых зависит состояние и прогресс в целом брачно-семейных отношений во всем обществе, а также разработку практических путей совершенствования и стимулирования социальных процессов. Это может быть связано с достижением равенства мужчины и женщины в обществе, с улучшением экономической и политической ситуации, с совершенствованием быта, форм досуга и отдыха, улучшением законодательства, регулирующего отношения в браке и семье.
Семья — это общество в миниатюре, от целостности которого зависит безопасность всего большого человеческого общества. Без крепких и сильных семей никогда не будет сильного и крепкого государства. Духовное возрождение в нашей стране не наступит, если не будут восстановлены семьи.  В условиях нестабильности нашей жизни семья - такая же хрупкая, как наша жизнь, ячейка общества. В ней люди, как в шалаше, прячутся от непогоды.

Примерные мероприятия Дня семьи в образовательном учреждении
1-4 класс

  • Конкурс рисунков «Дружная семейка»

  • Спортивные соревнования «Мама, папа и я – спортивная семья»

  • Праздник «Родники семейных традиций»

  • Праздничный концерт «Её величество – Семья»

  • Литературная композиция «Как появилась семья»

  • Экологическое занятие-игра «Забота о потомстве»

  • Путешествие «Семейная кругосветка» (на воображаемом корабле по маршрутному листу с таинственными картами участники отправятся в «Семейную кругосветку». Им предстоит обойти почти всю территорию школы, побороться с океаном загадок, попадая в необычные приключения)

  • Утренник «О любимой семье моей»


5-6 класс

  • Классный час «История моей семьи»

  • Фотовыставка «Родительская слава»

  • Семейная гостиная «Под крышей дома моего»

  • Семейная программа «Национальные традиции»

  • Конкурс творческих работ «Мастерим всей семьёй»

  • Конкурс открыток «Подарок своими руками»     

  • Выставка детского рисунка «Мама, папа, я - дружная семья»

  • Занятие «Создай герб своей семьи» (рассказ, по каким законам в старину составлялись гербы городов и дворянских фамилий, после предлагается придумать и нарисовать герб своей семьи)

  • Путешествие «Семейная кругосветка» (на воображаемом корабле по

маршрутному листу с таинственными картами участники отправятся в «Семейную кругосветку». Им предстоит обойти почти всю территорию школы, побороться с океаном загадок, попадая в необычные приключения).
7-8 класс

  • Беседа «Тепло семейного очага»

  • Конкурс стенгазет и плакатов «Дети и взрослые»

  • Фестиваль «Моя родословная»

  • Праздничный концерт «Счастья вашему дому!»

  • Фотовыставка «Семейные радости»

  • Конкурс «Музыкальная семья»

  • Создание клипа «Снимается семейство»

  • Занятие «Древо моей семьи» (знакомство с родословным древом великих людей, а затем участники составляют родословное древо своей семьи


9-11 класс

  • Конкурс сочинений «Я и моя семья - вместе в будущее»

  • Круглый стол «В семейном кругу мы жизнь создаем»

  • Интерактивная выставка «Семь Я»

  • Фотовыставка ««Искусство быть семьей»

  • Конференция «Укрепление семейных традиций»

  • Уроки нравственности «Дом моей мечты»

  • Конкурс «Музыкальная семья»

  • Создание клипа «Снимается семейство»

  • Создание презентации «История моей семьи»

  • Творческий проект «Бюджет моей будущей семьи»

^ ОБЩЕШКОЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

    • Конкурс фотографий «Мы счастливы, потому что вместе»

    • Конкурсная программа «В кругу семьи»

    • Конкурс «Семья года»

    • Конкурс «Самая читающая семья»

    • Конкурс молодых семей «Семья – счастливая планета»

    • Конкурсы рисунков, фотографий, сочинений «Такими семьями горда Россия»

    • Ассамблея победителей (по итогам различных конкурсов)

    • Книжно- иллюстрированная выставка «Крепка семья – крепка Россия»

    • Книжная выставка «Родителям о детях»

    • Семейный праздник « Дружная семейка»

    • Спортивная эстафета «Веселая семейка»

    • Торжественный «Парад семей» (для этого необходимо любому старшему члену семьи с ребенком прийти в костюмах, объединяющих их в единое целое по интересу к профессии, животному, исторической эпохе, семейному хобби или сказке)

    • Мастер-классы (например, на мастер-классе по фитодизайну вы сможете украсить домашние растения в горшках., в рамках мастер-класса «Тайны куклы Домоделки» мастера научат собственными руками из лоскутков и ниток создать очаровательных кукол, а на «Семейном коллаже» - сделать яркое панно из разноцветной крупы)

    • Тренинги для родителей и их детей

    • Посадка аллеи «Семейное древо»

    • Акция милосердия по оказанию помощи многодетным семьям (выставка поделок, ярмарка, лотерея, аукцион).

 


^ ИНФОРМАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Семейный праздник  «Родительский дом, начало начал»

 1-й ведущий. Добрый день, дорогие ребята!
  1   2   3   4

Похожие:

Методические рекомендации по проведению «Уроков семьи и семейных ценностей» iconМетодические рекомендации по проведению «Уроков семьи и семейных ценностей»
Методические рекомендации предназначены для заместителей директоров образовательных учреждений по воспитательной работе, классных...
Методические рекомендации по проведению «Уроков семьи и семейных ценностей» iconСохранности нации и семейных ценностей выступила Дмитриева Тамара...
Ульяновской области «Возрождение семейных ценностей, как фактор увеличения рождаемости в регионе» с участием депутата Государственной...
Методические рекомендации по проведению «Уроков семьи и семейных ценностей» iconУрок семьи и семейных ценностей
Раскрыть значение понятий «семья», «члены семьи», «домочадцы», «старшее поколение», «младшее поколение», обратить внимание на характерные...
Методические рекомендации по проведению «Уроков семьи и семейных ценностей» iconЕдиный урок семьи и семейных ценностей День солидарности в борьбе с терроризмом
Об итогах акции «1-е сентября – каждому школьнику» и летней оздоровительной кампании
Методические рекомендации по проведению «Уроков семьи и семейных ценностей» iconМетодические рекомендации по проведению практики для студентов экономического...
Государственного образовательного стандарта о высшем профессиональном образовании: методические рекомендации по проведению производственной...
Методические рекомендации по проведению «Уроков семьи и семейных ценностей» icon«Этнические традиции моей семьи»
Конкурс проводится в рамках второго Международного десятилетия коренных народов мира и направлен на пропаганду семейных ценностей...
Методические рекомендации по проведению «Уроков семьи и семейных ценностей» iconМетодические рекомендации по выполнению контрольных работ по учебной...
Методические рекомендации по выполнению контрольной работы по учебной дисциплине «Психотерапия семьи» разработаны для студентов факультета...
Методические рекомендации по проведению «Уроков семьи и семейных ценностей» iconМетодические рекомендации по проведению социально гигиенического мониторинга n 2001/83
Методические рекомендации предназначены для специалистов госсанэпидслужбы Российской Федерации
Методические рекомендации по проведению «Уроков семьи и семейных ценностей» iconМетодические рекомендации по организации и проведению родительского собрания по чтению
Как стать родителями читающего ребёнка : методические рекомендации по организации и проведению родительского собрания по чтению /...
Методические рекомендации по проведению «Уроков семьи и семейных ценностей» iconФормирование ценностей семьи и детства посредством социальной рекламы содержание
Роль социальной рекламы в формировании ценностей семьи и детства

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
skachate.ru
Главная страница