1 теоретические основы клинической психологии (2 часа) (Лекция монолог) Основные психологические термины темы: клиническая психология; нейропсихология; патопсихология; психотерапия; психосоматика; психология здоровья; психологическая служба в здравоохранении; специальная психология; психогигиена




Скачать 279.08 Kb.
Название1 теоретические основы клинической психологии (2 часа) (Лекция монолог) Основные психологические термины темы: клиническая психология; нейропсихология; патопсихология; психотерапия; психосоматика; психология здоровья; психологическая служба в здравоохранении; специальная психология; психогигиена
страница1/3
Дата публикации24.02.2013
Размер279.08 Kb.
ТипЛекция
skachate.ru > Психология > Лекция
  1   2   3
Тематика лекций
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ (2 часа) (Лекция монолог)

Основные психологические термины темы: клиническая психология; нейропсихология; патопсихология; психотерапия; психосоматика; психология здоровья; психологическая служба в здравоохранении; специальная психология; психогигиена.

  1. Предмет клинической психологии

Клиническая психология – отрасль психологии, предметом изучения которой являются:

  1. расстройства(нарушения) психики и поведения;

  2. личностные и поведенческие особенности людей, страдающих различными заболевания;

  3. воздействие психологических факторов на возникновение, развитие и лечение болезней;

  4. особенности взаимоотношений больных людей и социальной микросреды, в которой они находятся.

В широком смысле слова клиническая психология может понимать как приложение всего объема психологических знаний к решению самых различных вопросов и проблем.

В узком значении – это особая методология психологического исследования.

Клиническая психология – это междисциплинарная область научного знания и практической деятельности, в которой пересекаются интересы медиков и психологов.

Если исходить из проблем, которые решает эта дисциплина и практических задач, которые перед ней ставятся, то она является отраслью медицины. Если же исходить из теоретических предпосылок и методов исследования – это наука психологическая.

  1. ^ История возникновения клинической психологии

Термин «клиническая психология» появился в 1896 г, когда американский психолог Л Уитмер основал первую в мире психологическую клинику при университете штата Пенсильвания в США. (Пример, направления, формы диагностики)

Клиническая психология, созданная Уитмером, по сути стала прикладной отраслью психологии, основной задачей которой было тестирование различных групп населения.

После второй мировой войны это направление стало называться «консультативной (прикладной)психологией», а клиническими психологами в США стали считать только тех, кто работал в области охраны психического здоровья.

На европейском континенте, в том числе и России – термин «клиническая психология» не имел хождения вплоть до середины 20вв. Впервые термин появился в 1946г.

Наряду с психопатологией в рамках общей психологии возникает прикладная область – патологическая психология. В 70-х годах 20вв клиническая психология приобретает черты самостоятельной психологической дисциплины прикладного характера.

Т.о., изначально клиническая психология развивалась как составная часть психиатрии и неврологии, необходимая для исследовательско-диагностической деятельности врача.

Долгое время клиническая психология и общая психология представляли собой конкурирующие дисциплины. (Подход Б.В. Зейгарник, Г.Селье, И.Павлова и др). медицины и психология опять становятся взаимозависимыми, что в итоге приводит к необходимости возникновения междисциплинарной сферы психологической науки, интегрировавшей все предшествующие линии развития клинической психологии.

  1. ^ Задачи и разделы современной клинической психологии.

В качестве самостоятельной отрасли психологической науки применительно к педагогической практике современная клиническая психология решает следующие задачи:

- изучение влияния психологических и психосоциальных факторов на развитие поведенческих и личностных нарушений у ребенка, их профилактику и коррекцию;

- изучение влияния отклонений и нарушений в психическом и соматическом развитии на личность и поведение ребенка;

- изучение специфики и характера нарушений развития психики ребенка;

- изучение характера отношений аномального ребенка с ближайшим окружением;

- разработка принципов и методов клинико - психологического исследования в педагогических целях;

- создание и изучение психологических методов воздействия на психику ребенка в коррекционных и профилактических целях.

^ Основными разделами: клинической психологии являются: патопсихология, нейропсихология и психосоматическая медицина (краткая характеристика)

Часто включают такие специальные разделы, как психотерапия, реабилитология, психогигиена, психопрофилактика, психология девиантного поведения, психология пограничных психических расстройств(неврозология)

Сегодня в клинической психологии можно встретить такие частные области клинической психологии, как психология посттравмвтического стресса, психология инвалидности, психовенерология, психоонкология, социальная психология здоровья и др.

Клиническая психология тесно связана с такими дисциплинами :

- психиатрия (сферой пересечения является диагностика; совпадающим предметом являются психические расстройства) однако клиническая психология, кроме того, занимается такими расстройствами, которые болезнями не являются («пограничные психические расстройства».)

В настоящее время и психиатрия и клиническая психология различаются не предметом, а точкой зрения на один и тот же предмет.

-психопатология (связь в особой области медицинской науки – психопатологии. Патопсихология и психопатология имеют дело с одним и тем же объектом: нарушения психической деятельности. Дисциплины совпадают одна с другой и различаются только углом зрения, под которым рассматриваются больные люди. Различия по-существу только в использовании категорий. Патопсихология использует преимущественно психологические термины, а психопатология- пользуется медицинскими категориями: этиология, патогенез, симптом, синдром и др )

- неврология ( связь проявляется в концепции психоневрального параллелизма: каждому событию в психической сфере обязательно соответствует отдельное событие на уровне нервной системы). Существует междисциплинарная область медицины – психоневрология.

-психофармакология (связь – изучение психологических эффектов лекарственных средств. Плацебо.)

- физиология высшей нервной деятельности и психофизиологией (поиск корреляции между патопсихологическими процессами и их физиологическими коррелятами)

- валеопсихология и психогигиена (совместное определение факторов, противостоящих возникновению психических и соматических расстройств, и уточнение критериев психического здоровья)

- специальная психология и педагогика (поиск путей коррекции проблемного поведения детей и подростков, вызванного нарушениями психического функционирования или аномального развития)
Вопросы для самопроверки:

1. Что является предметом клинической психологии?

2. Кто первым ввел в оборот термин «клиническая психология»?

3. Каков вклад в развитие клинической психологии: Э.Крейчмера, К. Ясперса, Б.В. Зейгарник и других?

4. В какой научной области зародилась клиническая психология?

5. Какова взаимосвязь клинической психологии с основными отраслями медицинской науки?

6. Какие задачи решает клиническая психология в педагогике?
ЛИТЕРАТУРА

Зейгарник Б.В. Исторический обзор // Патопсихология: Хрестоматия / Сост. Н.Л. Белопольский. – М.: Когнито-Центр, 2000. С.19-26.

Клиническая психология / Под ред. М.Перре, У.Баумана. – СПб.: Питер, 2002. С.30-46.

Клиническая психология / Под ред. Б.В. Карвасарского.- СПб: Питер, 2010. С. 271-297.

Орлова М.М. Клиническая психология: конспект лекций/ М.М. Орлова. – М.: Высшее образование, 2008. С. 5-23

Репина Н.В., Воронцов Д.В. и др. Основы клинической психологии / Серия «Учебники, учебные пособия». – Ростов н/Д.: Феникс, 2003. С. 4-18

^ 2. РАБОТА КЛИНИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА

В ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ (2 часа) (Тематическая лекция)
Основные психологические термины: ПМПК; психотерапия и психкоррекция; клинико-психологической интервенция; профилактика; правовые гарантии.
1. ^ Основные аспекты деятельности клинического психолога в воспитательных и образовательных учреждениях –

Диагностический.

Заключается в уточнении роли психологических и психосоциальных факторов в возникновении проблемного поведения ребенка в самых разнообразных отношениях. Клинико-психологическое обследование помогаеь определить причины проблем, скрытые признаки нарушений и их взаимосвязь, определить структуру этих нарушений и их взаимосвязь. Клинико – психологическое обследование по содержанию шире, чем патопсихологическое. Знание основ клинической психологии также позволяет педагогу и школьному психологу в первом приближении дифференцировать отклонения в развитии и поведении ребенка, возникших под влиянием социальной ситуации развития, от внешних проявлений болезненных нарушений психической деятельности и выбрать адекватную стратегию взаимодействия и взаимопомощи ребенку (Пример)

Диагностический аспект наиболее востребован в экспертной деятельности клинического психолога в составе ^ ПМПК, судах, рассматривающих дела с участием несовершеннолетних правонарушителей, в призывных комиссиях. (Пример)

Коррекционный. Психотерапия.

Рассматриваются как разновидности клинико-психологической интервенции в случаях проблемного поведения и основываются на применении одних и тех же методов и техник (Пример). Психокоррекция и психотерапияэто целенаправленное психологическое воздействие на отдельные психические функции или компоненты личностной структуры в процессе взаимодействия как минимум двух человек: психолога и клиента.

«Термин» терапия исторически закрепилось за медициной.

Основным назначением термина «коррекция» является исправление, устранение или нейтрализация тог, что представляется нежелательным или вредным для человека. Нежелательный компонент не всегда может приносить его обладателю страдание. Это могут несоответствия личности некой «идеальной модели» человека. В этом смысле «коррекция» оказывается связанной с понятием «воспитание». Психокоррекция выступает как часть воспитательного процесса.

(История развития психотерапии: нравственная терапия. Ф. Пинель – система лечебного воспитания и перевоспитания душевнобольных. Психиатрия – С. Тьюка)

Т.о. психотерапия и психокоррекция различаются только целями и объектом психологического воздействия. Коррекционный аспект деятельности клинического психолога может быть и психотерапевтическим, если понимать под ним не только и не столько исправление или компенсацию психических недостатков, но и содействие полноценному развитию и функционированию личности ребенка, имеющего психические нарушения или проблемное поведение.

Определение причин и знание психологических механизмов нарушений позволяют клиническому психологу осуществлять индивидуальную и групповую психокоррекцию (Пример)

Наиболее востребован этот аспект деятельности в специальных(коррекционных школах и классах; в детских исправительных учреждениях; комнатах ИДН. (Пример)

В рамках психологических служб системы образования может иметь место психотерапевтическая и психокоррекционная деятельность, направленная на оказание клинико-психологической помощи детям, ставшим жертвами различных психотравмирующих ситуаций (Пример)

Психотерапевтическая деятельность психолога образования по-прежнему остается дискуссионной.

^ Профилактический аспект связан с предотвращением возникновения у здоровых детей и подростков нарушений в психической деятельности личности и поведения. (Пример)

Профилактика разделяется на первичную, вторичную и третичную

Первичная профилактика – информирование о причинах психических расстройств, дезадаптивных состояний, нарушений поведения (Пример)

^ Вторичная профилактика – направлена на работу с детьми, уже имеющими психические расстройства и нарушения поведения (Пример)

Третичная профилактика – реабилитация и интеграция проблемных детей. (Пример)

^ 2. Правовые и организационные аспекты клинико-психологической работы в образовательных учреждениях (Анализ документов)

1. Конвенция о правах ребенка.

2. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

3. Приказ Министерства образования Российской Федерации «Об утверждении положения о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации»

4. Пакет документов по клинико-психологической работе с детьми:

«О психиатрической и психотерапевтической помощи»

«О штатных нормативах учреждений, оказывающих психиатрическую помощь»

«О наркологических реабилитационных центрах»

«О специализированной помощи лицам с кризисными состояниями и суицидальным поведением»

«О совершенствовании медицинской помощи детям подросткового возраста»

5. Специализированные кабинеты при детских поликлиниках

Вопросы для самопроверки.

1. Какие задачи решает клиническая психология в педагогической деятельности?

2. Перечислите основные аспекты деятельности клинического психолога в воспитательных и образовательных учреждениях.

3. Чем психотерапия отличается от психокоррекции?

4. Какие виды психопрофилактики вы знаете?

5. Каковы основные документы регламентирующие работу клинического психолога?
ЛИТЕРАТУРА

Зейгарник Б.В. Исторический обзор // Патопсихология: Хрестоматия / Сост. Н.Л. Белопольский. – М.: Когнито-Центр, 2000. С.19-26.

Клиническая психология / Под ред. М.Перре, У.Баумана. – СПб.: Питер, 2002. С.30-46.

Клиническая психология / Под ред. Б.В. Карвасарского.- СПб: Питер, 2010. С. 271-297.

Орлова М.М. Клиническая психология: конспект лекций/ М.М. Орлова. – М.: Высшее образование, 2008. С. 5-23

Репина Н.В., Воронцов Д.В. и др. Основы клинической психологии / Серия «Учебники, учебные пособия». – Ростов н/Д.: Феникс, 2003. С. 18-28.

^ 3. НОРМА И ПАТОЛОГИЯ, ЗДОРОВЬЕ И БОЛЕЗНЬ В КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ (2 часа) (Проблемная лекция)
Основные психологические термины: норма; патология; психические расстройства; критерии психических расстройств; ВОЗ; модель болезни; ВПФ; психическое здоровье; конструкт болезни
^ 1. Понятие нормы в клинической психологии

Категория нормы и патологии, здоровья и болезни выступают основными векторами, задающими систему восприятия и критерии оценки состояния человека в клинической психологии.

Категория нормы используется в качестве базового критерия сравнения текущего (актуального) и постоянного (обычного) состояния людей.

С понятием нормы в нашем сознании тесно связано состояние здоровья. Отклонение от нормы рассматривается как патология и болезнь.

Содержательное определение клинической нормы как теоретического конструкта – это большая методологическая проблема.

Норма – это термин, в который может вкладывается два основных содержания.

Первое – статистическое содержание нормы: это уровень или диапазон уровней функционирования организма или личности, которой свойственен большинству людей и является типичным, наиболее часто встречающимся. В этом аспекте норма представляется некоторым объективно существующим явлением. Статистическая норма определяется посредством вычисления среднеарифметических значений некоторых эмпирических данных. (Например)

Второе – оценочное содержание нормы: нормой считается некоторый идеальный образец состояния человека. У такого образца всегда есть философское и мировоззренческое обоснование как состояния «совершенства», к которому должны в той иной мере стремятся все люди. В этом аспекте норма выступает в качестве идеальной нормы –субъективного, произвольно установленного норматива, который принимается за совершенный образец по соглашению каких-либо лиц, обладающих правом установления таких образцов и имеющих власть над другими людьми: например специалистов, лидеров группы или общество. В качестве норматива идеальная норма выступает средством упрощения и унификации многообразия форм жизнедеятельности организма и проявлений личности, в результате чего одни из них признаются удовлетворительными, тогда как другие оказываются за гранью допустимого, приемлемого уровня функционирования. Т.о., в понятии может быть включен оценочный, предписывающий компонент: человек должен быть таким, а не иным. Все, что не соответствует идеалу, объявляется ненормальным.

Проблема нормы-норматива связана с проблемой выбора нормативной группы - людей, чья жизнедеятельность выступает в качестве стандарта, по которому измеряется эффективность уровня функционирования организма и личности. В зависимости от тог, кого наделенные властью специалисты (например, врачи-психиатры, психологи) включают в нормативную группу, устанавливаются различные границы нормы. (Например)
  1   2   3

Похожие:

1 теоретические основы клинической психологии (2 часа) (Лекция монолог) Основные психологические термины темы: клиническая психология; нейропсихология; патопсихология; психотерапия; психосоматика; психология здоровья; психологическая служба в здравоохранении; специальная психология; психогигиена iconВопросы к экзамену
Связь клинической психологии с медицинскими науками: психиатрия, психопатология, неврология, психофармакология, психофизиология,...
1 теоретические основы клинической психологии (2 часа) (Лекция монолог) Основные психологические термины темы: клиническая психология; нейропсихология; патопсихология; психотерапия; психосоматика; психология здоровья; психологическая служба в здравоохранении; специальная психология; психогигиена iconКонтрольная работа по дисциплине: Юридическая психология на тему: Психология очной ставки
Но вместе с тем юридическая психология, это прикладная отрасль психологии. Она образуется на общей психологии. Без знаний общих закономерностей...
1 теоретические основы клинической психологии (2 часа) (Лекция монолог) Основные психологические термины темы: клиническая психология; нейропсихология; патопсихология; психотерапия; психосоматика; психология здоровья; психологическая служба в здравоохранении; специальная психология; психогигиена iconФгбоу впо «Кубанский государственный университет» Факультет управления и психологии
Экономическая психология, психология управления, психология труда и современных технологий
1 теоретические основы клинической психологии (2 часа) (Лекция монолог) Основные психологические термины темы: клиническая психология; нейропсихология; патопсихология; психотерапия; психосоматика; психология здоровья; психологическая служба в здравоохранении; специальная психология; психогигиена iconВопросы для подготовки к экзамену
Соотношение понятий «возрастная психология» и «психология развития». Теоретические и практические задачи психологии развития
1 теоретические основы клинической психологии (2 часа) (Лекция монолог) Основные психологические термины темы: клиническая психология; нейропсихология; патопсихология; психотерапия; психосоматика; психология здоровья; психологическая служба в здравоохранении; специальная психология; психогигиена icon«Клиническая психология»
Ожидается, что выполняя контрольную работу, студент не только ознакомится с литературой по курсу "Клиническая психология", но и осмыслит...
1 теоретические основы клинической психологии (2 часа) (Лекция монолог) Основные психологические термины темы: клиническая психология; нейропсихология; патопсихология; психотерапия; психосоматика; психология здоровья; психологическая служба в здравоохранении; специальная психология; психогигиена iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Специальная психология и педагогика»
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Специальная психология и педагогика» для студентов специальностей «Педагогика и психология»,...
1 теоретические основы клинической психологии (2 часа) (Лекция монолог) Основные психологические термины темы: клиническая психология; нейропсихология; патопсихология; психотерапия; психосоматика; психология здоровья; психологическая служба в здравоохранении; специальная психология; психогигиена iconМетодологические основы юридической психологии
Предмет юридической психологии юридическая психология исследует и систематизирует психологические основы правотворческой, правовоспитательной,...
1 теоретические основы клинической психологии (2 часа) (Лекция монолог) Основные психологические термины темы: клиническая психология; нейропсихология; патопсихология; психотерапия; психосоматика; психология здоровья; психологическая служба в здравоохранении; специальная психология; психогигиена iconПозитивные Психология Анкеты является выписка из книги Аутентичные...
Теги: Позитивные Психология вопросники, позитивное мышление, позитивные психология, психология положительные, мощность позитивное...
1 теоретические основы клинической психологии (2 часа) (Лекция монолог) Основные психологические термины темы: клиническая психология; нейропсихология; патопсихология; психотерапия; психосоматика; психология здоровья; психологическая служба в здравоохранении; специальная психология; психогигиена iconТема: «психологически здоровый человек»
Ведущий: в 1990 году возникла отрасль психологии психология здоровья, как наука, изучающая психологические причины здоровья, методы...
1 теоретические основы клинической психологии (2 часа) (Лекция монолог) Основные психологические термины темы: клиническая психология; нейропсихология; патопсихология; психотерапия; психосоматика; психология здоровья; психологическая служба в здравоохранении; специальная психология; психогигиена iconИндивидные особенности человека как предпосылки совладающего поведения
Специальность 19. 00. 01 – общая психология, психология личности, история психологии

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
skachate.ru
Главная страница