Пояснительная записка 1




Скачать 158.09 Kb.
НазваниеПояснительная записка 1
Дата публикации23.02.2013
Размер158.09 Kb.
ТипПояснительная записка
skachate.ru > Психология > Пояснительная записка



1. Пояснительная записка

1.1. Цель освоения дисциплины – сформировать теоретические знания, практические умения и навыки в области коммуникации в сфере образования, способность эффективно управлять педагогическим взаимодействием участников образовательного процесса, развивать коммуникативную компетентность как профессиональное качество, способность эффективно взаимодействовать с учащимися, их родителями, педагогами. формирование у студентов системы базовых знаний о теоретических основах психолого-педагогического взаимодействия участников образовательного процесса, а также возможностей их практического применения .

^ Задачи дисциплины:

  1. Сформировать представление об особенностях психолого-педагогического взаимодействия с субъектами образования, факторах, их определяющих;

  2. Получить представление о психолого-педагогическом взаимодействии с субъектами образования в школе как в семантическом пространстве;

  3. Получить сведения о способах оптимизации психолого-педагогического взаимодействия субъектов образования.

  4. Выработать навыки эффективного общения, преодоления конфликтов в педагогической деятельности

^ 1.2. Место дисциплины в структуре ООП.

Дисциплина «Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса» входит в базовую (общепрофессиональную) часть модуля «Методология и методы психолого-педагогической деятельности» профессионального цикла подготовки (Б3, модуль 3).

Изучению курса предшествует изучение общих основ педагогики, успешное освоение курса позволит перейти к изучению дисциплин: «Теории обучения и воспитания», «Педагогическая психология», «Психология образовательной среды»

^ 1.2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы

Дисциплина «Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса» входит в базовую часть профессионального цикла дисциплин (Б3); индекс по учебному плану 3.1.4.3.

объем дисциплины __2_ зачетных единиц, 72 часов, из которых 36 часов аудиторной нагрузки, 36 часов – самостоятельной работы студентов.

Таблица: Структура, объем и виды учебной работы по дисциплине

^ Вид учебной работы по семестрам

Зачетные единицы⃰

Часы

Общая трудоемкость

2

72

Семестр ___2

Трудоемкость







^ Аудиторные занятия (всего)

1

36

В том числе:

Лекции

0,4

14

Лабораторные работы




Практические занятия / Семинары

0,4

14

КСР

0,2

8

Другие виды аудиторной работы







^ Самостоятельная работа (всего)

1

36

В том числе:

Работа с рабочими тетрадями







Подготовка к коллоквиуму







Подготовка к «круглым столам»







Работа над презентационными проектами по курсу







^ Вид итоговой аттестации - зачет




+


































































































































^ 1.2.2. Междисциплинарные связи дисциплины с другими дисциплинами ООП

^ Наименование обеспечиваемых дисциплин

Индекс по учебному плану

Семестр

Раздел дисциплины (модуль/раздел/тема тематического плана)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Теория обучения и воспитания

3.1.2.2.

1

*




























Социальная психология

3.1.2.5.

6
















*













^ 1.3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Компетенции выпускника в дисциплине, требования к уровню их освоения.

Индекс компетенции по ФГОСТ

Содержание компетенции

Требования к уровням освоения ⃰


Знает

(З-1, З-2, З-3)

Умеет

(У-1, У-2, У-3)

Владеет

(В-1, В-2, В-3)

ОПК-1

Способен учитывать общие, специфические закономерности и индивидуальные особенности психического и психофизиологического развития, особенности регуляции поведения и деятельности человека на различных возрастных ступенях

  • основы организации и особенности педагогического взаимодействия субъектов образовательного процесса (ОП);

  • виды и стратегии общения в ОП;

  • основы организации деятельности педагога в гуманистической технологии педагогического взаимодействия;

  • виды межличностных отношений педагога и учащихся;

  • условия развития эффективной совместной деятельности педагога и учащихся;

  • принципы, формы и методы педагогического взаимодействия педагога с родителями по проблемам обучения, воспитания и развития детей;

  • основные направления и инструментарий диагностики проблем взаимодействия участников ОП;

  • технологии эффективного педагогического взаимодействия педагога с воспитанниками, их семьями и педагогами в ОУ.



  • определять цели и задачи, содержание педагогического общения с участниками ОП;

  • организовывать взаимодействие участников педагогического процесса в различных формах на основе личностного подхода;

  • осуществлять взаимодействие с субъектами ОП на основе технологий субъект-субъектных отношений;

  • планировать, реализовывать и оценивать деятельность по поддержке и психолого-педагогическому сопровождению детей в ОП;

  • определять содержание и формы психолого-педагогического взаимодействия с родителями по проблемам обучения, воспитания и развития детей в ОП;

  • диагностировать психолого-педагогические проблемы взаимодействия участников ОП;

  • создавать условия развития творческого сотрудничества участников ОП.

  • навыками эффективного общения и рационального поведения в педагогическом, социальном взаимодействии;

  • навыками организации и осуществления педагогической поддержки и психолого-педагогического сопровождения детей в ОП;

  • коммуникативными умениями педагога;

  • навыками психолого-педагогической диагностики личностных особенностей и межличностных взаимоотношений педагогов и учащихся;

  • методикой психолого-педагогической диагностики проблем взаимодействия участников ОП;

  • навыками конструктивного разрешения конфликтов в социально-педагогическом взаимодействии;

  • навыками самодиагностики, рефлексии и коррекции поведения в профессиональном взаимодействии.

ОПК-6

Способен организовать совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательной среды

ОПК-12

Способен использовать здоровьесберегающие технологии в профессиональной деятельности, учитывать риски и опасности социальной среды и образовательного пространства

ПКПП-4

Способен к рефлексии способов и результатов своих профессиональных действий









^ 2. Содержание дисциплины по разделам (модулям1)



Модуль 1. Сущность и специфика психолого-педагогического взаимодействия

Раздел 1._Социально-психологические закономерности межличностного взаимодействия

^ Содержание раздела: Социально-психологические закономерности межличностного взаимодействия Общение как взаимодействие (интерактивная сторона общения). Интеракции и коммуникации. Анализ акта взаимодействия в социальной психологии. Структура взаимодействия в деятельностной парадигме. . Взаимодействие как организация совместной деятельности.Типы взаимодействия

^ Раздел 2. Психолого-педагогическое взаимодействие в условиях массовой школы

Содержание раздела: Особенности психолого-педагогического взаимодействия в системе «Педагог-учащийся». Социально-психологические особенности организации групповой деятельности учащихся. Развитие групповой сплоченности у учащихся. Социально-психологическая специфика психолого-педагогической работы с неформальными группами школьников. Ролевое и личностное влияние учителя на процесс группообразования и личностного развития в ученическом сообществе.

Модуль 2._Технологии взаимодействия

^ Раздел 1. Особенности психолого-педагогического взаимодействия в системе «Педагог-учащийся»

Содержание раздела: Стадии педагогического общения. Речевые способности и их роль в педагогическом общении. Средства, повышающие эффективность коммуникативного взаимодействия. Технология информативного речевого воздействия учителя. Коммуникативная компетентность учителя: критерии, уровни сформированности

^ Раздел 2. Методы исследования и повышения эффективности психолого- педагогического взаимодействия в образовательном процессе

Содержание раздела: Традиционные методы исследования взаимодействия участников образовательного процесса .

Характеристика активных методов повышения эффективности взаимодействия участников образовательного процесса. Классификация методов активного обучения, основные подходы к ее построению

^ Групповая дискуссия как метод принятия решения в процессе взаимодействия в группе.

Характеристика игровых методов как естественных методов оптимизации межличностного взаимодействия участников образовательного процесса. Ролевая игра как активная форма оптимизации взаимодействия.

Возможности решения задач психолого-педагогического взаимодействия в процессе деловой игры. Организационно-деятельностная игра как метод оптимизации взаимодействия в процессе образования.

^ Психологический тренинг как форма специально организованного взаимодействия участников, его роль в повышении эффективности психолого-педагогического взаимодействия.

Технологии командообразования в образовательном процессе

Публичное выступление как метод воздействия в образовательном процессе ________________________________________________________


^ 3. Методические рекомендации для преподавателя

Данная дисциплина в большой степени является практико-ориентированной, поэтому наряду с традиционные формами проведения занятий (лекции, семинары) необходимо использовать нетрадиционные, активные методы обучения. Лекции с элементами дискуссии уместны при изучении таких тем,

как «Виды взаимодействия в образовательном процессе, «Барьеры в общении и их причины». По таким темам, как конфликтогенное поведение учащихся и учителей уместно организовать занятие в виде «круглого стола», оправдает себя дискуссия на тему «Что значит понимать и принимать ученика». На каждом практическом занятии необходимо выделять время на решение педагогических задач


  1. ^ Общие методические рекомендации для студентов

Итоговая оценка студента складывается из участия его в лекционных и семинарских занятиях, выступлений и дополнений на семинарских занятий, выполнения заданий по самостоятельной работе, выполнения контрольных работ

Типы контроля:

  • ^ Текущая аттестация

Основные формы: устный опрос, письменные задания, контрольные работы.

  • Итоговая аттестация по дисциплине – зачет


Задания для самостоятельной работы студентов

  1. Раскройте компоненты понятия «педагогическое мастерство»

  2. Аргументируйте факт высокой конфликтности педагогического общения

  3. Охарактеризуйте типы профессионально-педагогических ошибок

  4. Дайте характеристику конфликтным личностям и разновидностям конфликтов.

  5. Составьте схему «Педагогическое мастерство» (определение понятия) из источников различных авторов

  6. Составьте своеобразное руководство для учителя по оптимизации общения с детьми.

  7. На собственном опыте – школьном, студенческом – проанализируйте, как влияет изменение стиля общения на весь педагогический процесс (урок, ситуацию)

Темы рефератов по дисциплине

  1. Структура продуктивного учебного взаимодействия.

  2. Психолого-педагогическое взаимодействие в образовательном пространстве.

  3. Психологическая безопасность образовательной среды.

  4. Учитель в системе психологической службы в школе.

  5. Представления педагогов о психологической службе в школе.

  6. Основы профессионально-педагогического общения.

  7. Технология работы психолога с учителем.

  8. Коммуникативная компетенции школьного учителя.

  9. Взаимодействие психолога и педагогического коллектива.

  10. Психологическая служба в структуре педагогического процесса.

  11. Ситуация учения-обучения как конфликт.

  12. Формирование профессионального имиджа педагога в условиях образовательного учреждения.



Контрольные работы для проверки усвоения учебного материала
Контрольная работа 1.

Задание: Правила педагогического общения

«1) Уделяйте внимание всем учащимся, равномерно распределяя между ними свое внимание и время;

2) найдите возможность для личного контакта с каждым учащимся – демонстрируя, что принимаете его, проявляете к нему интерес;

3) хвалите учащихся справедливо;

4) учитывайте индивидуальные особенности учащихся» (Р.Бернс Я-концепция и воспитание)

Вопросы:

Какие из приведенных рекомендаций, на ваш взгляд, соблюдаются, а какие нарушаются в школьной практике?

Каковы причины этих нарушений?

Как сказываются они на развитии воспитательных взаимоотношений?

Задание: Из нижеперечисленных профессиональных умений учителя выберите 6, играющих решающую роль в установлении эмоциональных контактов со школьниками. Дате психолого-педагогическое обоснование вашему выбору.

  1. Вербальные 8. Прогностические

  2. Самопрезентационные 9. Гностические

  3. Организаторские 10. Экспрессивные

  4. Конструктивные 11. Информационные

  5. Аналитические 12. Перцептивные

  6. Рефлексивные 13. Импровизационные

  7. Невербальные 14. Дидактические



Контрольная работа 2.


  1. Объясните значение понятий: экспектация учителя, социальная перцепция, педагогическая эмпатия.

  2. Назовите основные статусы учеников в структуре класса

  3. Перечислите перцептивные ошибки учителя

  4. Предложите правила реализации принципа «Принимать ребенка таким, каков он есть»


5Лабораторные работы
Не предусмотрены учебным планом
^ 6.Материально-техническое обеспечение дисциплины
Наличие лаборатории социально-педагогических исследований с телевизором и видеоаппаратурой;

Наличие на кафедре ноутбука и проектора.

^ 7.Рекомендуемая основная литература


  1. Громкова М.Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности: Учебное пособие для вузов. – М: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 415с.

  2. Лобанов А.А. Основы профессионально-педагогического общения: Учеб. Пособие для студентов высш. пед. учеб. Заведений. – М.: «Академия», 2002. – 192с.

  3. Андреева Г.М. Социальная психология : учебник для высш. учеб. заведений. – М., 2007.



  1. Рекомендуемая дополнительная литература




  1. Как-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1987.- 190с.

  2. Лещинский В.И., Кульневич С.В. Учимся управлять собой и детьми: Пед практикум. – М.: Просвещение: Владос, 1995. – 240с.

  3. Сновы педагогического мастерства: Учеб. пособие для пед. спец. высш. учеб заведений /И.А. Зязюн, И.Ф. Кривонос и др. – М.: Просвещение, 1989. – 302с.

  4. Педагогическая технология /педагогическое воздействие в процессе воспитания школьника/- М., 1992

  5. Рамендик Д.М., Солонкина О.В., Слаква С.П. Психологический практикум: Учеб псобие для студ. Высших учеб заведений. – М.: Академия, 2005.- 160с.

  6. Рыбакова М.Н. Кондликт и взаимодействие в педагогическом процессе: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1991. – 128с.

  7. Рыданова И.И. Основы педагогики общения. –Мн.:Беларусская наука, 1998. – 319с.

  8. Старшенбаум Г.В. Тренинг навыков практического психолога: Интерактивный учебник: Игры, тесты, упраженния. – М.: Психотерапия, 2008. – 416с.

  9. Щуркова Н.Е., Питюков В.Ю. и др. Новые технологии воспитательного процесса. – М., 1993.

  10. Лютова Е.К. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми : Комплексная программа. – СПб., 2001.

  11. Социальная психология: практикум : учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по направлению и спец. «Психология» / Под ред. Т.В. Фоломеевой. – М., 2006.

  12. Вачков И.В. Психологический тренинг. Методология и методика проведения. – М., 2010.

13.Методы практической социальной психологии. Учебное пособие для вузов / Под ред. Ю.М. Жукова. – М., 2004

14.Андреева Г.М., Богомолова Н.Н. Теоретические и методологические проблемы социальной психологии. – М., 1977.

15.Вачков И.В. Технологии проведения группового тренинга // Школьные технологии. – 2001. – № 1.

16.Вачков И.В. Психологические игры и упражнения (для ведущего тренингов) // Школьные технологии. – 2001. – № 6.

17.Вачков И.В. Основные идеи программы «Психологическая азбука» // Психологическая наука и образование. – 2001. – № 4.

18.Вачков И.В. Психологические игры и упражнения для ведущих тренингов // Школьные технологии. – 2002. – № 2.

19.Вачков И.В. Психологические сказки о лидерстве для младших школьников. – М., 2009.

20.Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К. Коммуникативный тренинг. Педагоги, психологи, родители. – СПб., 2010.

21.Введение в практическую социальную психологию / Под ред. Ю.М. Жукова, Л.А. Петровской, О.В. Соловьевой. – М., 1996.


1

Похожие:

Пояснительная записка 1 iconПояснительная записка оформляется в ms word и предоставляется в печатном...
Составители: доцент, к техн н., В. А. Гришин, ассистент А. Г. Вискарева, ассистент О. Н. Косырева
Пояснительная записка 1 iconПояснительная записка в соответствии с Приказом фсфр россии от 15....
Адмирал под управлением Общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Гранд-Капитал» Правила доверительного управления...
Пояснительная записка 1 iconПояснительная записка к бюджету муниципального образования «Вороновологского...
Пояснительная записка содержит аналитические материалы и комментарии по проектировкам бюджета муниципального образования «Вороновологского...
Пояснительная записка 1 iconПояснительная записка к учебному плану муниципального бюджетного...
Пояснительная записка к учебному плану муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
Пояснительная записка 1 iconПояснительная записка к основной образовательной программе начального...
Пояснительная записка к основной образовательной программе начального общего образования
Пояснительная записка 1 iconПояснительная записка к курсовой работе по дисциплине «Менеджмент продаж»
Кафедра «Международный менеджмент» пояснительная записка к курсовой работе по дисциплине «Менеджмент продаж»
Пояснительная записка 1 iconВысшегопрофессионального образования
Пояснительная записка
Пояснительная записка 1 iconДипломный проект пояснительная записка

Пояснительная записка 1 iconВысшегопрофессионального образования
Пояснительная записка
Пояснительная записка 1 iconПояснительная записка к выпускной квалификационной нир


Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
skachate.ru
Главная страница