Моей научно-исследовательской практики «Социально-психологические условия успешной адаптации детей младшего школьного возраста к обучению в школе»




НазваниеМоей научно-исследовательской практики «Социально-психологические условия успешной адаптации детей младшего школьного возраста к обучению в школе»
страница1/4
Дата публикации13.10.2013
Размер0.5 Mb.
ТипРешение
skachate.ru > Психология > Решение
  1   2   3   4


Содержание

Введение……………………………………………………………….....…....3

Основная часть………………………………………………………………..4

Глава 1 Теоретические подходы к проблеме успешной адаптации детей младшего школьного возраста к обучению в школе ………...….………..5

Глава 2 Экспериментальное исследование адаптации детей младшего школьного возраста к обучению в школе …………………..……..…….....7

Заключение……………………………………….……………….…..……….15

Приложение А…………………………………………………….……..…….17

Приложение Б………………………………………………………………....21

Приложение В…………………………………………………..…………….25

Введение

Практика проходила в МОУ СОШ № 14 г. Арзамас, Нижегородской области.

Практика проходила 2 недели, что составила 80 часов. Срок прохождения практики .

^ Целями научно-исследовательской практики являются:

- формирование навыков самостоятельной научно-исследовательской работы;

- углубление профессиональных знаний;

- подготовка к написанию выпускной квалификационной работы.

Задачами научно-исследовательской практики являются:

- ознакомление с различными этапами научно-исследовательской работы (постановка задачи исследования, литературная проработка проблемы с использованием современных информационных технологий, накопление и анализ теоретического материала, формулировка выводов по итогам исследований, оформление результатов работы в виде отчета);

- ознакомление с различными методами научного поиска, выбор оптимальных методов исследования, соответствующих задачам исследования.

^ Основная часть

Тема моей научно-исследовательской практики «Социально-психологические условия успешной адаптации детей младшего школьного возраста к обучению в школе».

^ Описание работы в процессе практики:

К настоящему времени сложилось противоречие между необходимостью изучения социально-психологических условий успешной адаптации детей младшего школьного возраста к обучению в школе и недостаточной методической проработанностью данного вопроса в профессиональной деятельности психолога.

Выявленное противоречие позволило сформулировать проблему: каковы возможности и социально-психологические условия успешной адаптации детей младшего школьного возраста к обучению в школе.

Решение сформулированной проблемы представляет собой цель исследования: изучить социально-психологические условия успешной адаптации детей младшего школьного возраста к обучению в школе.

^ Объектом исследования являются дети младшего школьного возраста.

Предмет исследования - социально-психологические условия успешной адаптации детей младшего школьного возраста к обучению в школе.

^ Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что обеспечение адаптации младших школьников к обучению в школе становится эффективным, если: будет проведена своевременная и адекватная диагностика уровня адаптации младших школьников к обучению в школе; будет проведена программа работы психолога по обеспечению успешной адаптации детей младшего школьного возраста к обучению в школе, направленная на развитие у детей коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений со сверстниками и соответствующих ролевых отношений с педагогом.
^ Описание практических задач, решаемых за время прохождения практики

На основе цели, объекта, предмета и гипотезы сформулированы следующие задачи исследования:

  1. рассмотреть сущность проблемы адаптации детей младшего школьного возраста к обучению в школе в психолого-педагогической литературе;

  2. раскрыть условия успешной адаптации детей младшего школьного возраста к обучению в школе;

  3. изучить особенности адаптации младших школьников к обучению в школе;

  4. разработать и апробировать программу работы психолога по обеспечению успешной адаптации детей младшего школьного возраста к обучению в школе и проследить динамику её результативности.

В работе использовались следующие методы исследования:

- теоретические (теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме адаптации детей младшего школьного возраста к обучению в школе).

- эмпирические: тестирование (тест Дж. Бука «Дом. Дерево. Человек»; методика «Капитан корабля» Е.О.Смирновой; методика Э.М.Александровской на изучение уровня адаптации – дезадаптации).

- методы количественной и качественной обработки экспериментальных данных с их последующей интерпретацией.
^ Глава 1 Теоретические подходы к проблеме успешной адаптации детей младшего школьного возраста к обучению в школе

В ходе теоретического изучения проблемы успешной адаптации детей младшего школьного возраста к обучению в школе, мы пришли к следующим вводам.

Согласно первой задаче, рассмотрена сущность проблемы адаптации детей младшего школьного возраста к обучению в школе в психолого-педагогической литературе. Сформулированы следующие выводы. Адаптация - это процесс и результат становления индивида социальной личностью. Наряду с широким толкованием адаптации как приспособление живого организма к условиям существования, данная категория употребляется в более узком смысле, когда проводится различие между понятиями социально-педагогическая, профессиональная адаптация и простое приспособлении организма к условиям внешней среды. Приспособление (адаптация) ребёнка к школе происходит не сразу. Это довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма. Адаптированный ребенок – это ребенок, приспособленный к полноценному развитию своего личностного, физического, интеллектуального и других потенциалов в данной ему новой педагогической среде. Основными показателями психологической адаптации ребенка к школе являются формирование адекватного поведения, установление контактов с учащимися, учителями, овладение навыками учебной деятельности.

Младший школьный возраст – начало школьной жизни. Вступая в него, ребенок приобретает внутреннюю позицию школьника, учебную мотивацию. Учебная деятельность становится для него ведущей. На протяжении этого периода у ребенка развивается теоретическое мышление; он получает новые знания, умения, навыки – создает необходимую базу для всего своего последующего обучения. Игра способствует активизации учебной деятельности младших школьников. Успешная учеба, осознание своих способностей и умений качественно выполнять различные задания приводят к становлению чувства компетентности – нового аспекта самосознания, который, наряду с теоретическим рефлексивным мышлением, можно считать центральным новообразованием младшего школьного возраста.

Вторая задача заключалась в изучении условий успешной адаптации детей младшего школьного возраста к обучению в школе. Сделаны выводы, о том, что проблема социально-психологического обеспечения успешной адаптации ребёнка к обучению в школе в настоящее время занимает значительное место в работе психолога. Задача психолога по обеспечению успешной адаптации младших школьников к обучению в школе состоит в том, что бы создать педагогическое пространство, где ребёнок имел бы возможность для разностороннего проявления своей личности, обогащения своего внутреннего мира. Диагностическая работа должна быть направлена на выявление уровня развития важнейших показателей психолого-педагогического статуса ребенка и их соотнесение с системой школьных требований, предъявляемых к ученику первого класса. Важное значение в коррекционной работе, имеет развитие познавательной сферы и познавательного интереса у младших школьников, а также совершенствование коммуникативных умений и навыков, формирование нового уровня отношений со сверстниками. Организация работы по обеспечению успешной адаптации детей младшего школьного возраста к обучению в школе невозможна без высокой педагогической культуры коллектива в целом, создания атмосферы позитивной поддержки ребёнка.
^ Глава 2. Экспериментальное исследование адаптации детей младшего школьного возраста к обучению в школе

В качестве третьей, практической задачи мы изучили особенности адаптации младших школьников к обучению в школе. Проведенный нами теоретический анализ литературы по проблеме адаптации детей младшего школьного возраста к обучению в школе стал основанием экспериментального исследования. Оно проводилось на базе Муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 14 г.Арзамаса, Нижегородской области. В исследовании принимали участие ученики 1А класса в количестве 20 человек, в возрасте 6-7 лет.

Список группы детей, принимающих участие в исследовании, представлен в таблице 1.

Таблица 1

^ Список детей исследуемой группы



Исследуемая группа

Пол

Возраст

1

Света Т.

Жен.

7

2

Алёша А.

Муж.

6

3

Борис Д.

Муж.

6

4

Саша К.

Муж.

6

5

Маша К.

Жен.

7

6

Коля Р.

Муж.

6

7

Аня Т.

Жен.

7

8

Катя Н.

Жен.

6

9

Ваня С.

Муж.

7

10

Витя К.

Муж.

6

11

Даша В.

Жен

6

12

Юра Д.

Муж.

6

13

Наташа К.

Жен.

6

14

Ира В.

Жен.

7

15

Вика И.

Жен.

7

16

Коля Е.

Муж.

6

17

Александра Т.

Жен.

6

18

Андрей Д.

Муж.

6

19

Дима Я.

Муж.

7

20

Денис Л.

Муж.

7


Для изучения адаптации первоклассников к обучению в школе в работе были использованы следующие психодиагностические методики: тест Дж. Бука «Дом. Дерево. Человек»; методика «Капитан корабля» Е.О.Смирновой; методика Э.М.Александровской на изучение уровня адаптации – дезадаптации.

С помощью теста ДДЧ в исследуемой группе выявлено нарушение процесса адаптации к обучению в школе у большей части первоклассников исследуемой группы. У детей наиболее очевидной особенностью эмоциональной сферы является чувство неполноценности и трудности общения.

Более наглядно разница показателей по симптомокомплексам в исследуемой группе представлена на рисунке 1.



Условные обозначения:

1. Незащищенность

2. Тревожность

3. Недоверие к себе

4. Чувство неполноценности

5. Враждебность

6. Конфликтность (фрустрация)

7. Трудности общения

8. Депрессивность

Рис.1. Результаты исследования по методике «Дом-Дерево-Человек» в исследуемой группе.
Обследование при помощи методики «Капитан корабля» показало, что в исследуемой группе из 20 первоклассников 4 ребенка (20%) входят в категорию «звезд», 9 детей (45%) относятся к числу «предпочитаемых», они получили как положительные, так и отрицательные выборы, и 7 детей (35%) входят в группу «пренебрегаемых», они остаются как бы незамеченными своими сверстниками.

Более наглядно распределение социометрического статуса в коллективе сверстников в исследуемой группе представлено на рисунке 2.

Рис. 2. Особенности социометрического статуса детей исследуемой группы
По результатам применения методики Э.М.Александровской в исследуемой группе 4 детей (20%) полностью адаптировались к школе. У 10 детей (50%) отмечены те или иные симптомы нарушения адаптационного процесса, у 6 детей (30%) наблюдается отсутствие адаптации.

Более наглядно особенности школьной адаптации первоклассников по результатам применения методики Э.М.Александровской в исследуемой группе представлены на рисунке 3.
Рис. 3. Особенности школьной адаптации первоклассников по результатам применения методики Э.М.Александровской.
Таким образом, по результатам методик выявлено нарушение процесса адаптации к обучению в школе у большей части первоклассников исследуемой группы. У детей исследуемой группы ярко выражено чувство неполноценности и трудности общения, средний и низкий социометрический статус в коллективе сверстников и неполная адаптация. Данный факт можно объяснить влиянием новой ситуации, необходимостью приспособления к новым условиям обучения в школе.

Следовательно, результаты опытно-экспериментальной работы позволили нам разработать и апробировать программу работы психолога по обеспечению успешной адаптации детей младшего школьного возраста к обучению в школе, проследить динамику её результативности, что являлось четвёртой задачей нашего исследования.

Основной целью программы является развитие коммуникативных навыков у детей, улучшение социально-психологического климата и сплочение коллектива.

В основе данной программы лежат разработки и опыт И.А. Баевой, М.Р. Битяновой, Л.М. Костиной, Н.Ф. Талызиной и др. В программу включены упражнения из книги Н.В. Самоукиной «Игры в школе и дома». Программа рассчитана на младших школьников, имеющих трудности адаптации.

Задачи программы:

  1. Развивать у детей коммуникативные умения, необходимые для установления межличностных отношений со сверстниками и соответствующих ролевых отношений с педагогом.

  2. Обучать приемам регулирования своего эмоционального состояния;

  3. Формировать позитивные эмоции;

  4. Работать над сплочением в группе детей, улучшением взаимопонимания.

После реализации программы работы психолога по обеспечению успешной адаптации детей младшего школьного возраста к обучению в школе, нами проведено повторное исследование детей исследуемой группы с помощью вышеперечисленных методик и сравнили результаты.

Сравнительные результаты снижения показателей высокого уровня по всем симптомокомплексам в исследуемой группе по методике «Дом-Дерево-Человек» представлены на рисунке 4.


  1   2   3   4

Похожие:

Моей научно-исследовательской практики «Социально-психологические условия успешной адаптации детей младшего школьного возраста к обучению в школе» iconДети младшего школьного возраста
По отношению к педагогам: мотивация специалистов начального школьного и дополнительного образования на организацию экологического...
Моей научно-исследовательской практики «Социально-психологические условия успешной адаптации детей младшего школьного возраста к обучению в школе» iconКомплексное социально-гигиеническое исследование детей младшего школьного...
Комплексное социально–гигиеническое исследование детей младшего школьного возраста
Моей научно-исследовательской практики «Социально-психологические условия успешной адаптации детей младшего школьного возраста к обучению в школе» iconМбоу политехническая гимназия Центр дополнительного образования «Кристалл»
Деятельность студии "Муравейник" направлена на развитие познавательных и творческих способностей детей дошкольного возраста, развитие...
Моей научно-исследовательской практики «Социально-психологические условия успешной адаптации детей младшего школьного возраста к обучению в школе» iconПриглашение в «Цветной мир»: арт-терапия с детьми дошкольного и младшего школьного возраста
Опыт многолетней работы с детьми дошкольного возраста позволяет сформулировать условия, соблюдение которых делает арт-терапию более...
Моей научно-исследовательской практики «Социально-психологические условия успешной адаптации детей младшего школьного возраста к обучению в школе» iconI-я Всероссийская научно-практическая конференция с международным...
Цель конференции – распространение передового педагогического опыта по использованию развивающих игр и пособий В. В. Воскобовича...
Моей научно-исследовательской практики «Социально-психологические условия успешной адаптации детей младшего школьного возраста к обучению в школе» iconТеоретические основы исследования особенностей диалогической речи...
Сравнительное исследование особенностей диалогической речи у детей младшего школьного возраста из условно нормальных и неблагополучных...
Моей научно-исследовательской практики «Социально-психологические условия успешной адаптации детей младшего школьного возраста к обучению в школе» iconКритериально-диагностическаий аппарат для оценки результативности...

Моей научно-исследовательской практики «Социально-психологические условия успешной адаптации детей младшего школьного возраста к обучению в школе» iconОтчет о результатах самообследования муниципального автономного образовательного...
Устав муниципального автономного образовательного учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста Северодвинская прогимназия...
Моей научно-исследовательской практики «Социально-психологические условия успешной адаптации детей младшего школьного возраста к обучению в школе» iconПубличный отчет муниципального автономного образовательного учреждения...
Муниципальное автономное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Северодвинская прогимназия...
Моей научно-исследовательской практики «Социально-психологические условия успешной адаптации детей младшего школьного возраста к обучению в школе» iconПроект научно-практическая конференция
«Игра и ребенок: психолого-педагогическая ценность игры в воспитании и обучении детей дошкольного и младшего школьного возраста»

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
skachate.ru
Главная страница