Студентов по учебной дисциплине: психолого-педагогический практикум




Скачать 110.91 Kb.
НазваниеСтудентов по учебной дисциплине: психолого-педагогический практикум
Дата публикации03.08.2013
Размер110.91 Kb.
ТипВнеаудиторная самостоятельная работа
skachate.ru > Психология > Внеаудиторная самостоятельная работа


ОАОУ СПО Астраханский социально-педагогический колледж

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов

по учебной дисциплине:


ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ
Специальность 050704 «Дошкольное образование», 050709 «Преподавание в начальных классах»

Заочное отделение


Количество часов на самостоятельную работу по учебному плану:



Всего: 36 часов






ТЕМА 1: Аналитические умения педагога (4 час).

Задание: Составить библиографию современной литературы по вопросам прак­тики обучения и воспитания детей дошкольного возраста (10 источников в алфавитном порядке.).

Все источники указываются в алфавитном порядке. Если есть автор работы, указывают сначала фамилию, затем инициалы (Обратите внимание на то, что в тексте наоборот, сначала указываются инициалы, а затем фамилия). Такой порядок позволяет выстроить использованные источники по алфавиту. В противном случае, имя стало бы основой для определения места литературы в списке.

Далее, указывается название книги или работы, город, в котором издавалась книга, издательство, год издания и количество страниц. Например,

Поливанова К.Н.. Психология возрастных кризисов. - М.: Академия, 2000. – 184 с.

(Города Москва и Санкт - Петербург (в прежних изданиях Ленинград) указываются сокращенно: М. и СПб. (Л.); остальные города не сокращаются).

Для указания журнала (или публикации материалов конференций) придумана своя "фишка". В общем списке его легко узнать по такому знаку //. Но в списке указывается не только название журнала, но прежде всего название статьи, на которую вы ссылаетесь. Поэтому указание данного источника следует оформлять в такой последовательности: фамилия и инициалы автора статьи, название статьи. Далее идет указание, что это журнал (//), затем название журнала, год издания, номер, и, наконец, страницы, на которых располагается данная статья.

Например,

Исмагилова А.Г. Стиль педагогического общения воспитателя детского сада. // Вопросы психологии, 2000, №5. – 65-72с.

Если вы использовали какой-либо учебник, то в списке литературы указываются его авторы, название, город, издание, год и количество страниц. Вот так:

Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. СПб.: Питер, 1999. – 416с.

Но встречаются учебники, созданные рядом авторов, которые идут под чьей-либо редакцией. Тогда информацию нужно оформить так:

Психология человека от рождения до смерти. (Под ред. А.А.Реана) – СПб.:прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. - 656с.

При оформлении списка литературы смотрите выходные данные книги на обратной стороне обложки.

ЛИТЕРАТУРА

Учебники по педагогике и психологии

Методические пособия

Газеты:

          "Учительская газета",

          "Первое сентября" и приложения к этой газете.

Журналы:

  • "Дошкольное воспитание"

  • "Ребенок в детском саду"

  • "Педагогика",

          "Семья и школа" и др.

Энциклопедии:

          педагогическая;

          психологическая;

          Философская энциклопедия, М., 1964г.

Словари:

          педагогический,

          словарь педагогических терминов и понятий и др.
Форма контроля: библиографический список.
ТЕМА 2: Анализ и оценка уровня развития детей в раннем возрасте (4 час).

Задание:

  1. Оформить диагностическую карту для детей раннего возраста (возраст по выбору студента):

а) от 0 до 1 г.;

б) от 1 до3 лет.

При оформлении диагностической карты указать автора, источник публикации.


  1. Оформить анкету для родителей детей раннего возраста.

Анкета должна состоять из 10 вопросов с возможными тремя вариантами ответов.

Структура анкеты:

  1. Преамбула, включающая обращение к родителям и цель анкетирования.

  2. Вопросы к родителям с возможными вариантами ответов.

  3. Авторы анкеты. (Указать источник, если анкета авторская)


ЛИТЕРАТУРА

  1. Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста.// М., 1977.

  2. Богина Т.Л., Казакова Т.Г., Тимофеева Е.А. Воспитание и обучение детей младшего дошкольного возраста. М., 2001.

  3. Воспитание детей раннего возраста.// Под ред. Г.М.Ляминой. – М., 1981.

  4. Воспитание и обучение детей раннего возраста.// Под ред. Л.Н. Павловой. – М., 1986.

  5. Лямина Г.М. Воспитание детей раннего возраста. М., 1981.

  6. Педагогика раннего возраста.// Под ред. Т. И. Григорьевой, Н.Котовой, Д.В.Сергеевой.- М., 2006.

  7. Печора К.Л., Пантюхина Г.В., Голубева Л.Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. – М., - 2006.

  8. Программа воспитания и обучения детей. // под ред. М.А.Васильевой, - М., 2005, 2006 г.

  9. Сестра – воспитательница яслей и младших групп детских садов.// Под ред. Ковригиной М.Д. – М., медицина. – 1977.

  10. Смирнова Е.О., Авдеева Н.И. и др. Воспитание детей раннего возраста. – М.,1996.


Форма контроля:

1. диагностическая карта для детей раннего возраста,

2. анкета для родителей детей раннего возраста.

При выставлении оценки учитывается эстетичность оформления, содержательность работы, грамотность.

ТЕМА 3: Анализ и оценка готовности дошкольника к обучению в школе (4 час).

Задание:

1.Изучить готовность старших дошкольников к школьному обучению (2-3 ребенка). Провести диагностику в подготовительной к школе группе базового ДОУ, используя 2-3 диагностические методики для воспитателя.

2. Сделать вывод о школьной зрелости воспитанников.
ЛИТЕРАТУРА

  1. Немов Р.С. Психология. Книга 3. - М.,1998.

  2. Педагогика/ под ред. В.А.Сластенина, М.: Издательский центр "Академия", 2002.

  3. Подласый И.П. Педагогика: новый курс в 2-х кн. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.

  4. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии / под ред. Смирнова С.А. - М., 2000.

  5. Педагогика. /Под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Педагогическое общество России, 2001.

  6. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. -М., 2000.

  7. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии. - М., 1998.

  8. Щербаков А.И. Практикум по общей психологии. - М., 1990.


Форма контроля: диагностические листы с выводом по каждому ребенку.
ТЕМА 4: Оценка познавательных процессов дошкольников (4 час).

Задание:

Провести исследование уровня познавательного развития ребенка:

  1. Подобрать методики по диагностике уровня познавательного развития детей старшего дошкольного возраста.

  2. Провести диагностику познавательного развития старших дошкольников в базовом ДОУ.

  3. Обработать результаты диагностики, сделать выводы и записать в психолого-педагогическую характеристику ребенка.


ЛИТЕРАТУРА

  1. Диагностика и коррекция психического развития дошкольника: учебное пособие / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько, А.Н. Белоус.- Минск: Университетская, 2007.- с.12.

  2. Немов Р.С. Психология. Книга 2. - М.,1995. – с.44.

  3. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. - М., 2000. –с.55.

  4. Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога.- Ростов н/Д: Феникс, 2003.- с.17.

  5. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии. - М., 1998.- с.112.

  6. Щербаков А.И. Практикум по общей психологии. - М., 1990.- с.53.


Форма контроля: диагностические листы с выводом в разделе «Познавательная деятельность» в психолого-педагогической характеристике ребенка.
ТЕМА 5: Анализ педагогических ситуаций (случаев) (4 час).

Задание:

Провести анализ вариативных (альтернативных) образовательных программ, учебных пособий:

  • Программа «Радуга». 

  • Программа «Развитие». 

  • Программа «Золотой ключик».

  • Программа «Детство». 

  • Программа «Детский сад – дом радости». 

  • Программа ТРИЗ.

  • Программа «Дружные ребята». 

  • Программа «Истоки». 



Схема аннотации:

  1. Автор, название, издательство, год издания (Название, отв. ред. (составитель), издательство, год издания).

  2. Краткое содержание (по оглавлению).

  3. Положительные и отрицательные стороны.

  4. Рекомендации по применению.


ЛИТЕРАТУРА


  1. Денисова Р. Приоритеты дошкольного образования, обогащающие личностное развитие.// Ж-л «Дошкольное воспитание»- №12. –2004г. с.81.

  2. Крулехт М. Инновационные программы дошкольного образования.// Ж-л «Дошкольное воспитание»- №5. –2003г. с.74.

  3. Михайленко Н. К вопросу о современных тенденциях развития дошкольного образования// Ж-л «Дошкольное воспитание» - №6- 2000г., с.48

  4. Новикова Г. О недостатках традиционной системы образования.// Ж-л «Дошкольное воспитание»- №12. –2004г. –с.74.

  5. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии / под ред. Смирнова С.А. - М., 2000 – с.444-450

  6. Стеркина Р. Развитие новых форм дошкольного образования.// Ж-л «Дошкольное воспитание»- №6. – 2001г. с.11.

  7. Современные образовательные программы ДОУ. /Под ред. Стеркиной Р.И. – М., 1996г.

  8. Шадриков В. О реализации права ДОУ на выбор программ и педагогических технологий.// Ж-л «Дошкольное воспитание»- №12. –1998г. –с.2


Форма контроля: аннотация программ (на выбор).

ТЕМА 6: Анализ социально-педагогических явлений позитивного и негативного характера (4 час).

Задание: проанализировать педагогическую ситуацию, составленную товарищами по группе на уроке.

Вопросы для анализа:

1. В чем проявляются воспитательные задачи данной ситуации.

2. Определить степень позитивности педагогического мышления педагога.

3. Показать возможные пути разрешения ситуации.
ЛИТЕРАТУРА

  1. Алексеева А. О православном дошкольном воспитании.// Ж-л «Дошкольное воспитание»- №1. –2004г. –с.4

  2. Баряева Л. и др. «Родник» Программа социокультурного развития детей дошкольного и младшего школьного возраста.// Ж-л «Дошкольное воспитание»- №5. –2002г. с.22

  3. Буре Р.С., Островская Л.Ф. Воспитатель и дети. – М.,1985.

  4. Ежкова Н. Дошкольный возраст: Образование с учетом эмоционального компонента.// Ж-л «Дошкольное воспитание»- №8. –2004г. с.65.

  5. Ильченко Л. Педагогика поликультурности и толерантности.// Ж-л «Дошкольное воспитание»- №8. –2004г. –с.20.

  6. Князева О. Новое направление в дошкольном образовании – развитие социальной компетентности дошкольников.// Ж-л «Дошкольное воспитание»- №9. –1998г. –с.2

  7. Орлова М. Формирование толерантности у дошкольников.// Ж-л «Дошкольное воспитание»- №11. –2003г. –с.51

  8. Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста. – М,1986.

  9. Петровский В. Воспитывает не труд, а деятельностно-опосредованное общение.// Ж-л «Дошкольное воспитание»- №7. –2000г. –с.98.

  10. Программа социального развития «Я-человек».// Ж-л «Дошкольное воспитание» - №1- 2005г.- с.9.

  11. Степанова Г. Эмоциональные состояния дошкольника и их педагогическая оценка в условиях д/с.// Ж-л «Дошкольное воспитание»- №5. –1998г. –с.39

  12. Султанова Н. Духовно-нравственное воспитание дошкольников.// Ж-л «Дошкольное воспитание»- №6. –2004г. –с.6, №5. –2004г. –с.7.

  13. Якобсон С., Чернавина С. Программа морального воспитания детей 2-4 лет.// Ж-л «Дошкольное воспитание»- №9.- 2000г. – с.49.


Форма контроля: письменный анализ.
ТЕМА 7: Анализ педагогического процесса (4 час).

Задание: Проанализировать карту педагогического процесса, составленную товарищами по группе на уроке.

Вопросы для анализа:

1. Соблюдение основных компонентов педагогического процесса.

2. Правильность целеполагания.

3. Содержательность.

4.Соблюдение стиля оформления, грамматическая и орфографическая грамотность.

5. Рекомендации.
ЛИТЕРАТУРА

  1. Болотина Л.Р. и др. Дошкольная педагогика.- М., 1997.

  2. Бондаренко А. Заведующий д/у. М., 1984. с. 61-144.

  3. Васильева А. и др. Старший воспитатель д/с. – М., 1990.

  4. Васильева А. и др. Старший воспитатель д/с. М., 1990г. с. 5-13, 122-133.

  5. Волошина Л., Кокунько Л. Современная воспитательная система детского сада.// Ж-л «Дошкольное воспитание»- №3- 2004г. –с.17.

  6. Зинкевич Е., Зенченко С. Старший воспитатель: система работы по повышению квалификации педагогов.// Ж-л «Дошкольное воспитание»- №5. –2003г. – с.50

  7. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М., Академия, 1998, 1999, 2000, 2002.

  8. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии / под ред. Смирнова

  9. Поздняк Л. Заведующая в системе управления д/у.// «Д/в» №1 1993г. с.55

  10. Стеркина Р., Князева О. Организация функционирования д/у.// Ж-л «Дошкольное воспитание». – 1992. - №2 с.38-45.


Форма контроля: письменный отчет с замечаниями и примерной оценкой.
ТЕМА 8: Планирование воспитательно-образовательной деятельности (6 часа).

Задание: Проанализировать в базовом ДОУ планы воспитательно - образовательной работы и оценить их соответствие тре­бованиям к планированию.

Ответить на вопросы:

  1. Срок составления плана.

  2. Ответственный за составление.

  3. Документы и методическая литература, используемая для планирования.

  4. Структура плана.

  5. Виды деятельности воспитателя.

  6. Формы организации детей.

  7. Соблюдение основных требований к планированию:

    • Общее оформление.

    • Учет возрастных возможностей.

    • Учет индивидуальных особенностей (привести конкретные примеры).

    • Учет регионального компонента.

    • Разнообразие форм и методов работы с детьми.

  8. Общий вывод, рекомендации.


ЛИТЕРАТУРА

  1. Болотина Л.Р. и др. Дошкольная педагогика.- М., 1997.

  2. Бондаренко А. Заведующий д/у. М., 1984. с. 61-144.

  3. Васильева А. и др. Старший воспитатель д/с. – М., 1990.

  4. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М., Академия, 1998, 1999, 2000, 2002.

  5. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии / под ред. Смирнова

  6. Поздняк Л. Заведующая в системе управления д/у.// «Д/в» №1 1993г. с.55

Форма контроля: письменный анализ.
ТЕМА 9: Анализ педагогического взаимодействия (2 час).

Задание: Понаблюдать и проанализировать педагогическую деятельность воспитателя в базовом ДОУ.

План-схема наблюдений за педагогическим процессом

1. Правильность планирования.

2. Организация предметной среды.

3. Соответствие выполняемой работы календарному плану.

4. Эффективность выбора приемов и методов воспитания и обучения.

5. Уровень практических навыков детей.

6. Приемы и методы развития речевой и творческой активно­сти детей, оценка речи воспитателя.

7. Уровень речевых навыков детей.

8. Приемы индивидуальной работы с детьми.

9. Уровень развития самостоятельности и творческой активно­сти детей.

10. Длительность наблюдаемого процесса в целом и его частей.

11. Рациональность проведения данного вида деятельности в течение дня.

12. Приемы и методы нравственного воспитания.

13. Уровень сформированности нравственных качеств детей.

14. Формы и методы работы воспитателя с другими специали­стами (музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию и др.).

15. Выполнение программы по разделу за определенный пери­од времени.
ЛИТЕРАТУРА

1. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей. – М., 1999.

2. Белобрыкина О.А. Речь и общение. – Ярославль., 1998.

3. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до семи лет. – М., 1992.

4.Доронова Т.Н. Методическая работа воспитателя. - М., 2002г. с. 47-50

5. Концепция дошкольного воспитания / 1989г.

6. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. – М., 1986.

7. Урунтаева Г.А. Психология дошкольника. – М., 2000.
Форма контроля: оформленный буклет правил педагогического общения педагога с детьми конкретного возраста.


Похожие:

Студентов по учебной дисциплине: психолого-педагогический практикум iconКонтрольная работа по учебной дисциплине «Психолого-педагогический практикум»
Объясните, почему личностно-ориентированная модель педагогического взаимодействия является позитивной?
Студентов по учебной дисциплине: психолого-педагогический практикум iconПсихолого-педагогический практикум
Особенное значение в педагогической практике, успешной жизнедеятельности образовательного учреждения имеет установление контактов...
Студентов по учебной дисциплине: психолого-педагогический практикум iconТемы дкр для студентов 3 курса по учебной дисциплине Практикум по...
В конце указываются источники основная и дополнительная методическая литература (не менее 3-6 источников). Оформление литературы...
Студентов по учебной дисциплине: психолого-педагогический практикум iconПсихолого-педагогический факультет
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение «Российский государственный педагогический университет им. А. И....
Студентов по учебной дисциплине: психолого-педагогический практикум iconУправление подготовки и аттестации научных кадров высшей квалификации...
Фгбоу впо «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена»
Студентов по учебной дисциплине: психолого-педагогический практикум iconУправление подготовки и аттестации научных кадров высшей квалификации...
Фгбоу впо «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена»
Студентов по учебной дисциплине: психолого-педагогический практикум iconПрограмма городского семинара «Интеграция мигрантов в образовательной...
Место проведения: Московский городской психолого-педагогический университет (ул. Сретенка, д. 29, аудитория 506)
Студентов по учебной дисциплине: психолого-педагогический практикум iconСамостоятельная работа по курсу «Практикум по психодиагностике»
...
Студентов по учебной дисциплине: психолого-педагогический практикум iconКонтрольные задания к курсу «практикум по менеджменту»
Выполнение контрольной работы является одним из основных видов учебных занятий и формой контроля самостоятельной работы студентов....
Студентов по учебной дисциплине: психолого-педагогический практикум iconИнформационное письмо
Московский городской психолого-педагогический университет (мгппу) приглашают молодых ученых, аспирантов, студентов и всех тех, кто...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
skachate.ru
Главная страница