Необходимости принятия конституционного закона приднестровской молдавской республики «о внесении изменений и дополнений в конституцию приднестровской молдавской республики»




Скачать 127.23 Kb.
НазваниеНеобходимости принятия конституционного закона приднестровской молдавской республики «о внесении изменений и дополнений в конституцию приднестровской молдавской республики»
Дата публикации11.08.2013
Размер127.23 Kb.
ТипЗакон
skachate.ru > Право > Закон
ОБОСНОВАНИЕ

НЕОБХОДИМОСТИ ПРИНЯТИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО ЗАКОНА ПРИДНЕСТРОВСКОЙ МОЛДАВСКОЙ РЕСПУБЛИКИ «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В КОНСТИТУЦИЮ ПРИДНЕСТРОВСКОЙ МОЛДАВСКОЙ РЕСПУБЛИКИ»
Данный законопроект разработан в целях гармонизации Конституции Приднестровской Молдавской Республики с Основным законом Российской Федерации с учетом необходимости упорядочения и оптимизации системы органов государственной власти Приднестровской Молдавской Республики в целях максимально эффективной реализации функций государства.

В основу настоящего проекта конституционного закона ПМР «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Приднестровской Молдавской Республики» положены результаты деятельности Комиссии по выработке взаимосогласованного проекта Конституции Приднестровской Молдавской Республики либо проекта конституционного закона Приднестровской Молдавской Республики «О внесении изменений и (или) дополнений в раздел III «Основы государственного управления» (далее по тексту - Комиссия), созданной на основании распоряжения Президента Приднестровской Молдавской Республики от 1 декабря 2009 года № 1212рп.

Комиссия функционировала на протяжении 2010 года, и за это время были выработаны согласованные решения, которые легли в основу представляемого законопроекта.

Так, законопроектом предлагается внести изменения и изложить в новой редакции главы 2, 3, внести изменения в отдельные статьи глав 1, 4, 5, 8 раздела III, а также дополнить раздел III Конституции главой 3-1, а именно:

  1. Учитывая основополагающую роль Президента в системе органов государственной власти, представляется необходимым изменить порядок размещения глав, регламентирующих деятельность Президента и Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики.

Законопроект определяет Президента как главу государства, обладающего необходимыми полномочиями по обеспечению суверенитета и согласованного функционирования государственных органов, а Правительство - как коллегиальный орган, возглавляющий единую систему исполнительной власти в республике.

Предлагаемому варианту конституционного регулирования отношений между Президентом и Правительством аналогична российская модель, в которой существует разграничение функций между двумя должностными лицами – главой государства и главой правительства.

Прямым следствием данного конституционного установления является упразднение в системе органов власти должности Вице-Президента с целью исключения дублирования его полномочий с полномочиями председателя Правительства.

В главе «Президент» предлагается закрепить следующие основные функции, реализуемые им как главой государства:

- функция гаранта Конституции, в соответствии с которой Президент вправе налагать вето на принятые законы, за исключением конституционных, а также отменять либо приостанавливать не соответствующие Конституции и законам акты Правительства. Полноценная и максимально отвечающая конституционно-правовому смыслу поста главы государства реализация данного положения возможна только путем отделения полномочий главы государства, выполняющего функции гаранта Конституции, от полномочий главы исполнительной власти;

- функция гаранта прав и свобод человека и гражданина;

- функция охраны суверенитета республики, ее независимости и государственной целостности, осуществляемая посредством принятия мер, направленных на укрепление безопасности и обороноспособности страны;

- функция обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти, для осуществления которой предлагается наделить Президента конкретными средствами для разрешения конфликтов и разногласий, возникающих как внутри системы органов исполнительной власти, так и между исполнительной и законодательной ветвями власти;

- функция представительства государства внутри страны и в международных отношениях, которая включает в себя, в том числе, определение основных направлений внутренней и внешней политики и утверждение военной доктрины.

Важное место в компетенции Президента занимают кадровые полномочия, обеспечивающие реализацию его основных функций двумя способами:

- единолично (принятие решений об отставке Правительства, назначении и освобождении высшего командного состава Вооруженных сил, формировании Аппарата Президента);

- совместно с Верховным Советом (принятие решений о назначении председателя Правительства, председателя центрального банка, судей высших судебных органов, Прокурора ПМР, дипломатических представителей в иностранных государствах).

Новеллой является установление возможности Президента распускать Верховный Совет Приднестровской Молдавской Республики в определенных Конституцией Приднестровской Молдавской Республики случаях.

Представляется, что это позволит расширить имеющийся инструментарий главы государства в системе сдержек и противовесов, обеспечивающей баланс ветвей государственной власти.

  1. Предлагается сохранить однопалатную структуру Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики с одновременным сокращением численности депутатов до 35, а также переходом парламентариев на постоянную профессиональную основу. Указанные изменения, согласно переходным положениям к законопроекту, предлагается ввести в действие с началом работы депутатов VI созыва.

В настоящее время численный состав Верховного Совета определен в количестве 43 депутатов, причем существует возможность осуществления своих полномочий как на постоянной основе, так и на освобожденной, проектом же вменяется в обязанность всем 35 депутатам осуществлять свои полномочия на постоянной профессиональной основе.

Представляется, что уменьшение количества депутатов Верховного Совета позволит повысить оперативность и эффективность деятельности парламента, а также уменьшит расходы республиканского бюджета на содержание Верховного Совета в целом.

Такой принцип организации депутатской деятельности, как профессионализм, означает, что депутатские обязанности осуществляются в качестве основной работы и несовместимы ни с какой иной постоянной деятельностью, что, в свою очередь, представляет собой наиболее полноценное выражение парламентаризма.

Прежде всего это обусловлено тем, что законодательная деятельность, предполагающая основательное изучение социальных проблем, скрупулезную работу над формулировками текстов законопроектов, участие в обсуждении их в комитетах, комиссиях и на пленарных заседаниях Верховного Совета, осуществляемую парламентом контрольную деятельность, обсуждение проблем текущей политики, которые тоже требуют подготовки, контакты с избирателями, с государственными органами и учреждениями, с общественностью, неизбежно поглощает рабочее время депутата и почти не оставляет ему возможности для занятия какой-либо иной деятельностью.

Таким образом, законопроект закрепляет в Конституции ПМР основы постоянно действующего профессионального парламента.

Настоящим проектом конституционного закона определены полномочия Верховного Совета, которые, в том числе, обеспечивают осуществление функций парламентского контроля.

Часть полномочий не относится к законодательной компетенции парламента, а связана с реализацией принципа разделения властей, что обеспечивается системой сдержек и противовесов во взаимоотношениях властей.

 Так, к исключительной компетенции Верховного Совета отнесено решение вопроса о выражении недоверия Правительству, что является юридической формой ответственности Правительства перед парламентом.   Также Верховный Совет обладает полномочиями по выражению согласия на назначение кандидатуры, представленной Президентом Приднестровской Молдавской Республики на должность Председателя Правительства.

К компетенции Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики предлагается отнести возможность заслушивания ежегодных отчетов Правительства Приднестровской Молдавской Республики о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Верховным Советом (идентичная норма сравнительно недавно появилась в Конституции РФ – с 31 декабря 2008 года).

Также в Конституции предлагается сохранить норму о возможности отрешения от должности отдельных членов Правительства Верховным Советом в порядке, предусмотренном Конституцией Приднестровской Молдавской Республики и законом.

Новеллой законопроекта является закрепление в Конституции института роспуска Верховного Совета Президентом Приднестровской Молдавской Республики в случае трехкратного отклонения представленной Президентом Приднестровской Молдавской Республики кандидатуры для назначения Председателя Правительства, а также в случае двукратного выражения недоверия Правительству Приднестровской Молдавской Республики. Одновременно настоящим законопроектом предусматриваются случаи, когда Верховный Совет Приднестровской Молдавской Республики не может быть распущен по указанным выше основаниям (введение чрезвычайного или военного положения, начатая процедура импичмента Президента).

3. В главе 3-1 «Правительство» определяется конституционно-правовой статус этого органа государственной власти.

Предлагается закрепить, что Правительство выступает в качестве коллегиального органа, осуществляющего исполнительную власть в республике.

В этом состоит его главное отличие от действующего Кабинета министров, который, являясь совещательным органом, не обладает правом самостоятельного нормотворчества и руководства входящими в его состав органами исполнительной власти.

Формирование правительства предполагает два этапа:

а) назначение председателя правительства (парламент выражает согласие на назначение кандидатуры, представленной президентом);

б) назначение членов правительства (президентом по представлению председателя правительства).

К числу основных задач, возложенных на Правительство, законопроект предлагает отнести:

1) разработку и представление Верховному Совету ПМР проекта республиканского бюджета, а также представление отчета о его исполнении;

2) представление Верховному Совету ежегодных отчетов о результатах своей деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Верховным Советом;

3) обеспечение проведения в ПМР единой финансовой, экономической, кредитной и денежной политики;

4) обеспечение проведения в ПМР единой государственной политики в области культуры, науки, образования, физической культуры и спорта, здравоохранения, социального обеспечения и экологии;

5) управление государственной собственностью;

6) осуществление мер по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики;

7) осуществление мер по обеспечению таможенного регулирования;

8) осуществление мер по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью.

Приведенный перечень не является исчерпывающим, так как проектом допускается возложение Конституцией, законами, а также указами Президента на Правительство иных полномочий.

В качестве новеллы конституционно-правого статуса Правительства по сравнению с действующим Кабинетом министров следует рассматривать закрепление возможности отставки Правительства как меры юридической ответственности за проводимую им политику. Возможность указанной отставки связана с выражением парламентом двукратного недоверия Правительству (по инициативе Верховного Совета).

По аналогии со ст. 104 Конституции РФ Правительству ПМР предоставляется право законодательной инициативы.

В целом представляется, что главы законопроекта «Президент», «Правительство» обладают достаточной полнотой правового регулирования для установления основ взаимоотношений между Президентом как главой государства и Правительством как коллегиальным органом, осуществляющим исполнительную власть.

4. Учитывая предлагаемое законопроектом введение института правительства, возглавляемого Председателем Правительства, представляется необходимым внести коррективы в порядок назначения на должность и освобождения от должности глав государственных администраций городов (районов).

Поскольку государственные администрации городов (районов) определены в качестве исполнительных органов, входящих в единую систему исполнительных органов государственной власти, очевидно, что в их формировании должны принимать участие Председатель правительства как глава исполнительной ветви власти и местные Советы народных депутатов городов (районов) как представительные органы государственной власти соответствующей территории, вследствие чего предлагается следующая процедура утверждения в должности и освобождения от должности главы государственной администрации городов (районов).

Глава государственной администрации города (района) назначается на должность Президентом Приднестровской Молдавской Республики по предложению Председателя Правительства Приднестровской Молдавской Республики, предварительно согласованному с соответствующим городским (районным) Советом народных депутатов в порядке, установленном законом.

Глава государственной администрации города (района) освобождается от должности Президентом Приднестровской Молдавской Республики по предложению Председателя Правительства Приднестровской Молдавской Республики либо соответствующего городского (районного) Совета народных депутатов в случаях и в порядке, установленных законом.

Представляется, что вышеизложенный порядок назначения и освобождения от должности глав государственных администраций городов (районов) позволит эффективно и слаженно взаимодействовать органам исполнительной власти всех уровней.

5. Положения Конституции ПМР, регулирующие судебную систему, подверглись некоторой коррекции в части отдельных формулировок.

Новеллой настоящего законопроекта явилось увеличение предельного возраста пребывания в должности судьи с 65 до 70 лет в целях недопущения возникновения определенного кадрового дефицита в рядах судейского корпуса в обозримом будущем, а также с учетом того, что лица, перешагнувшие определенный возрастной рубеж, обладают бесценным профессиональным опытом, который позволяет максимально эффективно отправлять правосудие.

В целях гармонизации законодательства Приднестровской Молдавской Республики с законодательством Российской Федерации предлагается:

а) изменить существующий порядок назначения на должность судей Конституционного, Верховного и Арбитражного судов, а именно: по представлению Президента ПМР предоставить право Верховному Совету назначать всех судей вышеназванных судов в отличие от ныне действующей процедуры утверждения парламентом исключительно Председателей Конституционного, Верховного и Арбитражного судов, а также двух судей Конституционного суда;

б) исключить из положений Конституции ПМР не реализованные пока положения, касающиеся мировых судей, при этом не предполагается исключение данного института из перспектив развития судебной системы Приднестровской Молдавской Республики. По примеру Российской Федерации предлагается исключить данный вопрос из сферы конституционного регулирования;

в) исключить из Конституции нормы, которые отражены в рамках соответствующих конституционных законов, определяющих порядок деятельности судебных органов власти.

  1. Настоящим законопроектом предлагается вывести Прокуратуру из главы «Судебная власть» в связи с тем, что, поскольку прокуратура определена как единая централизованная система органов, осуществляющих надзор за точным и единообразным исполнением Конституции и законов, ее нахождение в главе «Судебная власть» представляется не вполне корректным, таким образом, предлагается ее выделить в отдельную главу, обозначенную как «Надзор за точным и единообразным исполнением Конституции Приднестровской Молдавской Республики и законов».

  2. Внесение отдельных изменений в главы 1- 8 Конституции Приднестровской Молдавской Республики, не детализированных в настоящем обосновании, обусловлено предусматриваемым законопроектом введением института правительства с одновременным упразднением должности Вице-Президента Приднестровской Молдавской Республики, а также выявлением определенных неточностей в формулировках действующей редакции конституционных норм либо излишней их конкретизацией в Конституции, при том, что такие нормы входят в предмет регулирования законодательных актов, регламентирующих соответствующий круг общественных отношений.


Настоящий законопроект определяет поэтапный переход к предлагаемой модели государственного устройства, закрепляя положения о том, что действующие в настоящее время органы государственной власти сохраняют свои полномочия до истечения установленного в настоящее время законодательными актами срока их полномочий. Таким образом, в соответствии с порядком и требованиями, определяемыми настоящим законопроектом, предлагается формировать органы государственной власти после проведения очередных выборов в соответствующие органы государственной власти, в установленные действующим законодательством сроки. Соответствующие изменения предлагается отразить в статье 2 законопроекта «Переходные нормы и положения».
Принятие настоящего законопроекта потребует, во-первых, разработку и принятие Конституционного закона о правительстве Приднестровской Молдавской Республики, в котором будут детально урегулированы вопросы деятельности указанного органа, круг его полномочий и т.д., во-вторых, системного пересмотра подавляющего большинства законодательных актов Приднестровской Молдавской Республики в связи с реорганизацией системы органов государственной власти, что обусловит определенные временные затраты, в связи с чем в переходных положениях к законопроекту предлагается закрепить норму о том, что законы и другие правовые акты, действовавшие на территории Приднестровской Молдавской Республики, до их приведения в соответствие с настоящим Конституционным законом применяются в части, не противоречащей настоящему Конституционному закону. Кроме того, устанавливается, что Конституционный закон о правительстве Приднестровской Молдавской Республики должен быть принят в течение 6 (шести) месяцев со дня вступления в силу настоящего Конституционного закона, все иные законы и другие правовые акты должны быть приведены в соответствие с Конституцией Приднестровской Молдавской Республики в редакции настоящего Конституционного закона в течение 2 (двух) лет со дня вступления в силу настоящего Конституционного закона.
Принятие данного законопроекта не потребует издания отдельного закона о порядке вступления его в силу.
Принятие настоящего проекта конституционного закона не потребует дополнительных материальных затрат из республиканского бюджета Приднестровской Молдавской Республики исходя из нижеследующего.

Согласно настоящим изменениям предлагается уменьшить количество депутатов Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики до 35. Уменьшение числа парламентариев повлечет сокращение штатной численности работников Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики (к примеру, сократится количество помощников депутатов), а соответственно, и затраты на содержание Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики уменьшатся.

Согласно предлагаемым изменениям с момента, определенного в настоящем законопроекте, предусматривается введение должности Председателя Правительства ПМР, которая, безусловно, будет дополнительно включена в законодательные акты ПМР, регулирующие оплату труда, включая и закон о республиканском бюджете на соответствующий год. Вместе с тем, законопроектом предлагается упразднить должность Вице-Президента ПМР, в связи с чем на сумму, пропорциональную размеру оплаты труда председателя Правительства ПМР, бюджетное финансирование органов исполнительной власти будет уменьшено.

Похожие:

Необходимости принятия конституционного закона приднестровской молдавской республики «о внесении изменений и дополнений в конституцию приднестровской молдавской республики» iconПроект Конституционного закона Приднестровской Молдавской Республики...
Приднестровской Молдавской Республики "О внесении изменений и дополнений в Конституцию Приднестровской Молдавской Республики"
Необходимости принятия конституционного закона приднестровской молдавской республики «о внесении изменений и дополнений в конституцию приднестровской молдавской республики» iconПрограмма
Слушаний по обсуждению проекта конституционного закона Приднестровской Молдавской Республики «О внесении изменений и дополнений в...
Необходимости принятия конституционного закона приднестровской молдавской республики «о внесении изменений и дополнений в конституцию приднестровской молдавской республики» iconМолдавской Республики "О проекте Закона Приднестровской
Екте Закона Приднестровской Молдавской Республики "О внесении изменений и дополнений в Закон Приднестровской Молдавской Республики...
Необходимости принятия конституционного закона приднестровской молдавской республики «о внесении изменений и дополнений в конституцию приднестровской молдавской республики» iconПрезидент приднестровской молдавской республики распоряжение
Приднестровской Молдавской Республики на проект Закона Приднестровской Молдавской Республики «О внесении изменений и дополнений в...
Необходимости принятия конституционного закона приднестровской молдавской республики «о внесении изменений и дополнений в конституцию приднестровской молдавской республики» iconЗакона Приднестровской Молдавской Республики «О внесении изменений...
Действующая редакция статьи Таможенного кодекса Приднестровской Молдавской Республики
Необходимости принятия конституционного закона приднестровской молдавской республики «о внесении изменений и дополнений в конституцию приднестровской молдавской республики» iconОбоснование необходимости принятия проекта Закона Приднестровской...
Закона Приднестровской Молдавской Республики «О внесении изменений в Закон Приднестровской Молдавской Республики «О статусе народных...
Необходимости принятия конституционного закона приднестровской молдавской республики «о внесении изменений и дополнений в конституцию приднестровской молдавской республики» iconПриднестровской Молдавской Республики «О внесении изменений и дополнений...
Сравнительная таблица к проекту закона Приднестровской Молдавской Республики «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы...
Необходимости принятия конституционного закона приднестровской молдавской республики «о внесении изменений и дополнений в конституцию приднестровской молдавской республики» iconПроект Закона Приднестровской Молдавской Республики "О внесении изменений...
Об Официальном заключении Президента Приднестровской Молдавской Республики на проект Закона Приднестровской Молдавской Республики...
Необходимости принятия конституционного закона приднестровской молдавской республики «о внесении изменений и дополнений в конституцию приднестровской молдавской республики» iconПридн1стр0всбкий республ1кансбкий банк
Президента Приднестровской Молдавской Республики «О проекте Закона Приднестровской Молдавской Республики «О внесении изменения в...
Необходимости принятия конституционного закона приднестровской молдавской республики «о внесении изменений и дополнений в конституцию приднестровской молдавской республики» iconПрезидент приднестровской молдавской республики распоряжение
Закона Приднестровской Молдавской Республики «О внесении дополнения в Закон Приднестровской Молдавской Республики «О плате за землю»,...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
skachate.ru
Главная страница