Оглавление введение




НазваниеОглавление введение
страница1/5
Дата публикации18.07.2013
Размер0.69 Mb.
ТипДокументы
skachate.ru > Право > Документы
  1   2   3   4   5

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1 Взятка «прошлое и настоящее»

1.1 История ответственности за получения взятки в Российском Уголовном законодательстве

1.2 Характеристика современного состояния борьбы с коррупцией и взяточничеством в России в настоящее время

ГЛАВА 2. Уголовно-правовая характеристика состава получения взятки

2.1 Объективные признаки преступления

2.2 Субъективные признаки преступления

ГЛАВА 3. Особенности квалификации получения взятки

3.1 Квалифицирующие и особо квалифицирующие признаки получения взятки

3.2 Отграничение получения взятки от смежных составов

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

^ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Формирование Российского правового государства происходит в условиях, связанных с изменениями экономических, политических, социальных основ жизни общества. С одной стороны, неразвитость институтов гражданского общества очень затрудняет процесс построения новых отношений между государством и обществом, а с другой стороны, - возлагает ответственность на государственные органы помогать становлению новых отношений между государством и личностью. В данных условиях качество работы, профессионализм и законность деятельности чиновников становятся одним из условий эффективности проводимых в стране реформ.

Серьезным препятствием для нормализации обстановки в обществе, реальной угрозой национальной безопасности становится коррупция. Она ущемляет интересы граждан и конституционные права, изменяет демократические устои и правопорядок, извращает принципы законности, дискредитирует деятельность государственного аппарата, препятствует проведению экономических реформ. Коррумпированный аппарат уже не может исполнять качественно государственные функции, работая в собственных интересах и при этом, создавая вид, что выполняет их.

Одной из самых распространенных и опасных форм проявления коррупции, является взяточничество. Опасность проявляется в дерзости взяточника, применяющего, властные полномочия для достижения целей дающих тем самым создается, предмет торговли. Используя полномочия в обход интересам общества и государства, он «продает» их посторонним лицам. Взяточничество проникло практически во весь государственный механизм, вызывая у граждан недоверие к органам власти и управления, к правоохранительной функции государства. А с другой стороны - у граждан формируется нормальное отношение к взяточничеству. Так как с помощью оплаты решаются личные, бытовые, производственные и иные проблемы.

Взяточничество и коррупция всегда привлекали внимание научной общественности, являясь огромной проблемой российской государственности. Такие видные отечественные юристы, как: К.Д. Анциферова, Б.В. Волженкина, Б.В., Здравомыслова, А.К. Квициния, В.Н. Кудрявцева, Ю.П. Гармаева, Ш.Г. Палиашвили, А.Я. Светлова, А.Н. Трайнина, В.Е. Эминова, Н.С. Таганцева, А.А. Аслаханова, Л.Д. Гаухмана, О.Х. Качмазова, А.И. Кирпичникова, СВ. Максимова, П.С. Яни и другие посвятили свои исследования изучению и определению возможных мер профилактики для предотвращения роста взяточничества, а также выявлению проблем квалификации указанного преступления. В исследованиях содержится материал, положенный в основу законодательных решений о борьбе с взяточничеством и составляющий фундамент современного учения о нем. Вместе с тем, последовательное развитие социально-правовой ситуации, обновление российского служебного и уголовного законодательства, изменения в системе управления, усложнение криминальной ситуации в стране существенным образом изменяют взяточничество как социальное явление и требуют вновь обратиться к проблемам предупреждения взяточничества.

Объектом исследования выступает отношения обеспечивающие стабильность государственной власти и интересов государственной службы.

Предмет исследования являются уголовно-правовая характеристика получения взятки.

Основная цель работы состоит в том, чтобы дать уголовно - правовую характеристику получения взятки и разработать предложения по совершенствованию квалификации преступления.

Обусловлена постановка и решение следующих задач:

– исследовать развитие отечественного уголовного законодательства в части борьбы с взяточничеством;

– определить юридическое содержание основных понятий, содержащихся в диспозиции ст. 290 УК РФ;

– определить систему специальных субъектов - служащих, которые понесут ответственность за преступления против интересов службы;

– рассмотреть объективные и субъективные признаки получения взятки;

– выявить основные проблемы, возникающие в правоприменительной деятельности при квалификации получения взятки;

– определить детерминанты и возможные меры профилактики взяточничества.

Методологическая и теоретическая основа исследования. Методологическую основу выпускного квалификационного исследования составляет комплексное применение общенаучных и частнонаучных методов познания - диалектического, логико-юридического, сравнительно-правового, конкретно-социологического, анализа и синтеза, статистического, исторического.

Нормативной основой исследования послужили Конституция Российской Федерации, современное и ранее действовавшее уголовное законодательство России, нормы гражданского права, постановления пленумов Верховного Суда СССР, РСФСР и Российской Федерации.

Эмпирическую базу исследования составили материалы судебной практики Российской Федерации и Новосибирской области.

Структура выпускной квалификационной работы обусловлена целью и задачами исследования, содержанием и взаимосвязью исследуемых в работе проблем, логикой их рассмотрения.
ГЛАВА 1. Взятка «прошлое и настоящее»
1.1 История ответственности за получения взятки в Российском Уголовном законодательстве
Для того чтобы понять суть взяточничества необходимо рассмотреть историю его развития. Во-первых, это связано с тем, что право постоянно изменяется, появляются новые социальные отношения, отмирают старые. Государство реагирует на такие изменения в обществе и вносит корректировки в старые нормы или принимая новые. Исторический опыт, как положительный, так и отрицательный, не должен игнорироваться последующими поколениями. Забвение принципа историзма, справедливо отмечает О.Ф. Шишов, «не способствует анализу действующих уголовно - правовых норм и долговременных тенденций их развития. Обращение к истории уголовного законодательства, к использованию законотворческого опыта прошлых лет имеет особое значение при решении вопросов кодификации и совершенствования уголовного законодательства».

История борьбы с взяточничеством уходит далеко в прошлое нашего государства. В уголовном законодательстве России получение взятки было впервые запрещено в конце 14 века Псковской судной грамотой (1397-1467г.г.). Об этом деянии упоминала и Новгородская судная грамота (1471г.) В указанных исторических нормативно - правовых актах взятка называлась «посулом». В Судебниках 1497 и 1550 г.г., в Соборном Уложении 1649 года взятку начали разделять на «поминки» (взятку - вознаграждение) и «посул» (взятка-подкуп). Указанные прототипы взятки не имели обобщенной формулировки - уголовный закон в то время давал описания конкретных случаев из жизни применительно к действиям каждого представителя власти. Поэтому эти памятники русского права не раскрывали состав получения взятки.

Реформы Петра I сильно изменили систему управления государством, но не создали условий для искоренения коррупции. Взяточничество процветало тогда во всех органах государственного управления, начиная от двора императора, и кончая губерниями и уездными учреждениями. Петр I счел недостаточными меры ответственности за взяточничество принятые другими царями. В 1716 г. издан указ о запрещении должностным лицам заниматься коммерческой деятельностью - в подрядных организациях, а в 1723 г. введена смертную казнь за мздоимство, в легчайших случаях – отнималось имение и преступник ссылался в вечную ссылку с вырезанием ноздрей

Первая петровская систематизация уголовно - правовых норм была произведена в 1715 г. при создании «Воинских артикулов», которые состояли из 24 глав и 209 статей. Воинский устав взяточничество рассматривал с трех сторон:

– простое получение взятки;

– нарушение служебного долга вследствие получения взятки;

– совершение преступления за взятку (причем за последнее - было установлено наказание в виде смертной казни). В артикулы входили должностные преступления, такие как взяточничество, наказываемое смертной казнью, конфискацией имущества и телесными наказаниями [12, c. 216].

Наиболее полно эти вопросы стали регулироваться в 19 веке. Получение взятки тогда именовалось «мздоимством» и «лихоимством» (последнее считалось наиболее тяжким видом взяточничества).

Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г считалось основным законом, в котором, две статьи описывали составы взяточничества.

Статья 401 говорила об ответственности чиновника или иного лица, состоящего на службе государственной или общественной, который «по делу или действию, касающемуся до обязанностей его по службе, примет, хотя и без всякого в чем - либо нарушения сих обязанностей, подарок, состоящий в деньгах, вещах или в чем бы то ни было ином». Такое поведение принято было называть мздоимством.

Статья 402 предусматривала ответственность за принятие в дар денег, вещей или чего иного «для учинения или допущения чего - либо противного обязанностям службы». Это считалось лихоимством.

Вымогательство признавалось высшей степенью лихоимства. Под которым понималось:

– всякая прибыль или иная выгода, приобретенная по делам службы притеснением или же угрозами и вообще страхом притеснения;

– всякое требование подарков или не установленной законом платы, или ссуды, или же каких-либо услуг, прибылей или иных выгод по касающемуся до службы или должности виновного в том лица делу или бездействию, под каким бы то ни было видом или предлогом;

– всякие не установленные законом или в излишнем против определенного количества поборы деньгами, вещами или чем - либо иным;

– всякие незаконные наряды обывателей на свою или же чью либо работу.

Таким образом, различались виды взяточничества в зависимости:

– от способа получения взятки (по желанию взяткодателя и по вымогательству берущего);

– от свойств деяния должностного лица, за которое дана или обещана взятка (правомерное при мздоимстве и, наоборот, с нарушением обязанностей при лихоимстве);

– от времени получения мзды (до или после соответствующего поведения должностного лица).

Единодушно юристы считали, что взяточничество является корыстным преступлением, хотя его предмет определялся в законе по-разному. «Предметом подарка, дара или взятки, прибыли, выгоды могут быть деньги, вещи или что - либо иное, но имеющее очевидно материальную ценность, так как взяточничество деяние корыстное, учиняемое по побуждениям корыстным» [21, c. 57].

Закон не определял стоимость предмета взятки, которая могла влиять на тяжесть ответственности, а указывал на наступление ответственности за любую сумму или цену вещи, полученную лихоимцем.

Уложение о наказаниях описывало возможность получения взятки через других лиц, включая в список жену, детей, родственников, знакомых.

В 1903г. принято Уголовное уложение, явившееся последующим шагом к развитию законодательства относительно к взяточничеству.

Статья 656 предусматривала три ситуации принятия служащим взятки:

– часть 1 простое мздоимство, когда взятка принимается за уже учиненное служащим действие, входящее в круг его обязанностей по службе;

– часть 2 квалификационное мздоимство - принятие взятки, заведомо данной для побуждения служащего к учинению такого действия по службе;

– часть 3 лихоимство - принятие взятки, заведомо данной служащему для побуждению его к учинению в круге его обязанностей преступного деяния или служебного проступка или за учиненные им такие деяния или проступок [12, c.327].

В Советском государстве состав взяточничества стал иным. Проведем анализ всех трех Уголовных кодексов РСФСР и для большей наглядности, составим сравнительную таблицу (см. приложение А).

Итак, теперь четко видно, что УК РСФСР 1922 года не знал понятия должностного лица, и говорит о «лице, состоящим на государственной, союзной или общественной службе». Искоренить взяточничество было задачей не из простых и законодатель того времени установил суровые наказания вплоть до высшей меры наказания, этот говорит о том, что данное преступление было отнесено к особо опасным преступлениям.

В УК РСФСР 1926 года, а в частности в статье 117 законодатель употребляет понятие должностного лица, в остальном диспозиция практически не меняется. А вот санкции уменьшились. Также законодатель конкретизирует высшую меру наказания - расстрел.

В последующем нормы о взяточничестве получают закрепление в Уголовном кодексе РСФСР 1960 года. В новом законе квалификационные виды преступления описаны уже с изменениями. Хотя до этого данные изменения не были внесены в описание признаков состава получения взятки. Такими признавались:

1) ответственное положение должностного лица, получившего взятку;

2) судимость за взяточничество;

3) неоднократность получения взятки;

4) вымогательство взятки.

Санкции же заметно увеличились - до 5 лет лишения свободы с конфискацией имущества, при отягчающих обстоятельствах - от 5 до 10 лет лишения свободы. В санкции отсутствует наказание в виде смертной казни.

Огромную роль в понятие содержания уголовного закона сыграло постановление Пленума Верховного Суда СССР от 30.03.1990 №4 «О судебной практике по делам о злоупотреблении властью или служебным положением, превышении власти или служебных полномочий, халатности и должностном подлоге». В данном документе впервые дано официальное толкование организационно - распорядительных и административно - хозяйственных функции, входящих в полномочия должностного лица, а также существенного вреда, корыстной или другой личная заинтересованности и другое. Многие из указанных разъяснений не утратили значимости в положениях УК РФ 1996 года.

Итак, можно сделать вывод, что коррупция и взяточничество существуют ровно столько, сколько и государство. При этом во все времена взяточничество считалось преступлением, но нельзя не отметить, что в России отношение к взяточничеству со стороны государства исторически было более терпимым, чем в Европе (где уровень коррупции резко пошел на спад лишь в XX веке). До начала XVIII века российские чиновники не получали зарплат и жили «кормлениями», практика «кормления от дел» была частью государственной системы содержания чиновничества. С 1715 года все российские чиновники стали получать жалование, и взятка в любой форме превратилась в преступление.
1.2 Характеристика современного состояния борьбы с коррупцией и взяточничеством в России в настоящее время
«Лихоимство - мздоимство - взяточничество - коммерческий подкуп» - эти понятия буквально пронизывают историю Российской Федерации и является тем клеймом, тем преступлением, от которого страна не может избавиться многие сотни лет.

Взяточничество причиняет огромный ущерб и общемировому престижу страны. Отсюда, нежелание зарубежных инвесторов работать на российском рынке, отток инвестиций. Взяточничество является одним из самых существенных препятствий для развития малого и среднего предпринимательства в нашей стране. Как следствие экономическая стагнация, финансовые потери всех участников рынка. По данным Регионального общественного фонда «ИНДЕМ» в 2007 году в России представители малого и среднего российского бизнеса, заключили 35 миллионов коррупционных сделок с госчиновниками. Коррупция почти задушила мелких предпринимателей - на взятки у них уходит более 7% оборота компании.

Главный вред этого негативного социального явления заключается в том, что она как бы «разъедает» государственную власть изнутри, делая ее слабой и не эффективной. Теряя ресурс доверия населения, власть не может проводить полноценную государственную политику в любых сферах жизнедеятельности общества, тем самым, предопределяя стагнацию его политического, экономического и культурного развития. В конечном счете, коррупция, препятствует реализации: государственных и общественных интересов, прав и свобод личности, социальной и инвестиционной политики, причиняет ущерб отношениям в области экономического и политического сотрудничества с другими государствами и так далее.

Следует констатировать тот факт, что предпринимаемые государством меры, в основном, направлены на нейтрализацию и пресечение коррупционных проявлений в органах государственной власти, а не на устранение причин и условий, способствующих совершению коррупционных преступлений. Смещение акцентов на борьбу с конкретными фактами коррупции предопределяет их низкую эффективность.

Современный взгляд на вечную проблему взяточничества весьма противоречив. Большинство граждан нашей страны ассоциируют взяточничество с коррупцией, не понимая, что взяточничество это всего лишь элемент коррупции.

В сознании населения, взяточничество - это обыденное явление повседневной жизни, ее необходимый элемент, как говорят «не подмажешь не поедешь», а значит бороться с этим злом бесполезно. Взяточничество становится все более изощренным, приобретает все большие масштабы, принося огромный ущерб обществу и государству. Большинство отечественных правоведов относит взяточничество к разряду ключевых уголовно - правовых проблем [13, c. 37].

Исследователи считают, что кроме уголовной ответственности за взяточничество, крайне необходимо внести поправки в банковское, финансовое, таможенное и налоговое законодательство. Например, принятие федерального закона «О государственном контроле за соответствием крупных расходов полученным доходам граждан» сделает затруднительным получение взятки не самим взяткополучателем, а иными лицами, посредниками [14, c. 92].

Действующее уголовное законодательство Российской Федерации традиционно выделяет главу, включающую в себя составы преступлений против интересов государственной службы, власти государственной и службы в органах местного самоуправления (глава 30 УК РФ). Наиболее серьезным и опасным преступлением, предусмотренным главой 30 УК РФ является получение взятки за преступления против государственной службы, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления. Опасность этого преступления заключается в том, что взяточничество дискредитирует государственную власть и ее представителей, повышает уровень коррупции в органах власти, способствует криминализации общества и усиливает пренебрежение к закону.

Нередки случаи, когда взяточничество связано с другими преступлениями, в том числе с теми, которые относятся к тяжким или особо тяжким. К ним могут относиться иные преступления против государственной власти, такие которые затрагивают интересы государственной службы, а также против службы в органах местного самоуправления (например, служебный подлог), преступления экономического характера (незаконное предпринимательство, нарушение таможенных правил, уклонение от уплаты налогов), преступления против собственности (хищение имущества, мошенничество), преступления против правосудия (незаконное содержание под стражей, вынесение заведомо неправосудного приговора).

Как показывает история института наказаний за взяточничество, даже самое серьезное наказание (вплоть до смертной казни) не может остановить субъектов от совершения данного преступления. Даже самые эффективные уголовные нормы будут абсолютно бесполезны в государстве с низким уровнем социального обеспечения, заработной платой. У государства нет шансов эффективно бороться с коррупцией при помощи повышения зарплаты, так как на деньги от взяток их получатель может обеспечить себе «безбедное существование» на долгое время, поэтому субъект идет на риск, стать преступником.

Зачастую борьба с коррупцией в Российской Федерации селективно используется против отдельных чиновников, проводятся лишь показательные процессы, тогда как многие виновные избегают ответственности.

Таким образом, уголовно - правовые способы борьбы со взяточничеством должны сочетаться с социальной, экономической и иной политикой государства.
  1   2   3   4   5

Похожие:

Оглавление введение iconОглавление оглавление 2 введение 3
Имущественные отношения как составляющая предмета гражданско-правового регулирования 6
Оглавление введение iconОглавление оглавление 2 введение 3
Преступления в сфере компьютерной информации в системе преступлений против общественной безопасности и общественного порядка 7
Оглавление введение iconОглавление оглавление 2 введение 3
Диплом Правовое регулирование детского спорта в России (Детские спортивные школы как участники правоотношений)
Оглавление введение iconОглавление оглавление 2 введение 3
Она представляет собой абстрактную модель, используемую для анализа формирования и экономических границ. Несовершенная конкуренция...
Оглавление введение iconОглавление оглавление 2 введение 3
В настоящее время успех любой компании в первую очередь зависит от возможности оперативно и своевременно получать необходимую и актуальную...
Оглавление введение iconКурсовая работа 2005 Оглавление Введение Понятия «Crisis management»

Оглавление введение iconОглавление введение
I. Эволюция подходов к исследованию конкуренции и монополий в экономической науке
Оглавление введение iconОглавление введение
Особенности договоров перевозки грузов и пассажиров железнодорожным транспортом
Оглавление введение iconОглавление введение 3
Предпринимательская деятельность как составная часть экономической деятельности 7
Оглавление введение iconОглавление введение 3
Общие начала назначения наказания по действующему уголовному законодательству 26

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
skachate.ru
Главная страница