Учебное пособие по истории История России с древнейших времен




Скачать 92.69 Kb.
НазваниеУчебное пособие по истории История России с древнейших времен
Дата публикации28.06.2013
Размер92.69 Kb.
ТипУчебное пособие
skachate.ru > Право > Учебное пособие
КОМИТЕТ АДМИНИСТРАЦИИ АЛТАЙСКОГО КРАЯ

ПО ОБРАЗОВАНИЮ И ДЕЛАМ МОЛОДЕЖИ

КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ №41


Утверждаю

Зам. директора по ООД

______________Казанцева О.В.

«_______»____________2007г.


МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА «ВОЗНИКНОВЕНИЕ ГОСУДАРСТВА РОССИЙСКОГО».


Разработку выполнил

Преподаватель общественных дисциплин

Вельдяйкина Л.М.

г. Заринск 2007г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В соответствии с требованиями преподавания общеобразовательных дисциплин старших классов разработана модель урока по предмету «История России» для учащихся первого курса.

Настоящий урок разработан в рамках концентрического образования и преследует цель систематизации и усвоения знаний учащимися по истории России.

Задачей преподавателя в условиях современного развития является, на основе изучения предмета, воспитание чувства патриотизма и чувства гордости за силу нашего единого государства.

Тема «Возникновение государства Российского» изучается учащимися на первом курсе. Особенностью этого урока является раскрытие материала через совмещение различных методических приемов, которые основываются на представлениях, в конкретных образах и наглядности.

^ СХЕМА – ПЛАН УРОКА

Специальность: сварщик;

Предмет: история России;

Номер урока: 30;

Раздел программы: Объединение Руси. Возникновение государства Российского.

Тип урока: комбинированный;

Вид урока: эвристическая беседа с элементами самостоятельной работы учащихся;

Основные методы: словесный;

наглядный;

частично- поисковый;

Цели урока: дидактические - знакомство с очередным этапом

объединения русских земель в единое

государство;

знакомство с системой устройства

нового централизованного

государства;

структурировать знания о свержении

ордынского ига;

описать судебную реформу Ивана III;

развивающие - развивать практические навыки

работы с исторической картой;

развивать навыки самостоятельной

работы с учебником;

развивать навыки логического

мышления;

развивать навыки монологической

речи;

воспитательные - содействовать воспитанию чувства

гордости учащихся за свое Отечество;

побуждать учащихся к

самостоятельному выполнению

практических заданий;

воспитывать чувство патриотизма;


Комплексно-методическое

обеспечение - учебное пособие по истории

История России с древнейших времен

до конца XVII века: Учебник для 10

класса общеобразовательных

учреждений / Под ред. А.Н.Сахарова.

6-е изд.М.: Просвещение, 2000.

- историческая карта

Российское государство во вт.п. XV – н. XVIвв.
Оформление доски - эпиграф

«…Иоанн оставил государство

удивительное пространством, сильное

народами, еще сильнейшее духом

правления, то которое ныне с любовию,

гордостию именуем нашим любезным

Отечеством».

Н.М.Карамзин

- хронологический ряд

1462- 1505 гг.–время правления Ивана III;

1480 г. – «стояние» на реке Угре;

1497 г. – «Судебник» Ивана III;

- тезаурус

«Судебник» Ивана III – первый кодекс

законов единой России;

Боярская дума – совет при великом

князе. Состояло из бояр и окольничьих.

Юрьев день – день, разрешающий уход

крестьян от старого хозяина к новому.


^ ХОД УРОКА





п/п


Элементы урока

Время, отведенное на каждый элемент урока

1.

Организационный момент;

Приветствие;

Сообщение темы урока;

Повторение пройденного материала (фронтальный опрос, работа с картой);

10 мин.

2.

Изучение нового материала

25 мин.

3.

Подведение итогов урока, рефлексия

3 мин.

4.

Домашнее задание

2 мин.


СОДЕРЖАНИЕ УРОКА


Элемент урока
^

Деятельность учителя


Деятельность учащихся

1.Организационный момент Приветствие

Постановка цели урока

- Здравствуйте!

- Сегодня мы завершаем тему «Образование единого государства», а для этого нам нужно собрать все составляющие моменты данного исторического события.

Первая ступенька – это предпосылки образования единого государства.




Повторение пройденного материала



- Пожалуйста, назовите основные предпосылки.

Предполагаемые ответы:

Экономические, политические, внешне-политические, религиозные;


- Какие из указанных были наиболее значимыми предпосылками?


- Политические -наличие единовластия Московского князя.

- А кто в это время был Московским князем? Дайте краткую характеристику данной исторической личности.

Иван III, свою политическую деятельность начал еще не став князем Московским, в 1462 году, после смерти отца, присоединил ряд территорий к Московскому княжеству. В его правление Русь превратилась в Российское государство, гербом которого стал двуглавый орел. Был женат на последней Византийской принцессе Софье Палеолог.





- Говоря о присоединении территории, какие завоевания Ивана III вам известны? Назвать, показать на карте.

Показ на карте у доски: два похода на Новгород – 1471 г., 1478 г.; «Великую Пермь» - 1472 г.; Тверь - 1485 г.; Вятка – 1489 г.; походы на р. Оби – 1489 г.

2. Изучение нового материала

- Ребята, запишите число, тему урока и как ее внутренне отражение – эпиграф, слова великого русского историка Карамзина.

Слово учителя:

Создано единое централизованное государство требовало единой системы управления и она возникает и закрепляется законодательно.

В 1497 году создается и оформляется первый кодекс законов единой России под названием «Судебник» Ивана III.

Откройте словари, запишите: 1497 г.- «Судебник» Ивана III, первый кодекс законов единой России.

Учащиеся делают записи в тетрадях

Учащиеся делают запись в словарях

- По «Судебнику» высшим учреждением стало Боярская дума. Откройте учебник параграф 23, с. 186, найдите и выпишите функции данного органа, зачитайте.

Учащиеся работаю с учебником, выписывают, зачитывают: «Боярская дума – это совет при великом князе, члены думы управляли отдельными отраслями в государстве, являлись воеводами в полках, наместниками в городах».

- Правильно, кроме этого, что вы еще узнали из текста на с.186 о содержании «Судебника»?

По «Судебнику» вводились органы местного управления, утверждалась государственная власть, защищавшая интересы феодалов.




- Хорошо, приведу вам пример, подтверждающий это: ст. 57 данного законодательства гласила об ограничении выхода крестьян от своих владельцев. Только один раз в год можно было это сделать.

Запишите в тетрадях: установление правила ухода от хозяина за неделю до и неделю после Юрьева дня, 26 ноября, положило начало закрепощению крестьян.

Учащиеся записывают в тетрадях диктуемый текст.

- Наряду с объединением земель русских, правительство Ивана III решило и другую общенациональную задачу. Взгляните на дату правления Ивана III, какое великое историческое событие, вам известное, произошло в этот период?

Предполагаемый ответ: это могло быть свержение ордынского ига в 1480 году.

- Правильно. XV век стал временем заката для Золотой Орды. Она распадается на ряд ханств. В 1478 году Иван III прекращает выплату дани Большой Орде – приемнице Золотой Орды. Ее правитель Ахмат в 1480 году повел свое войско на Москву. Он подошел к Оке в районе впадения в нее реки Угры, около Калуги, (показ на карте), ожидая помощи от Великого литовского князя, но напрасно. После нескольких дней ожесточенных боев, желая форсировать реку, потеряв многих своих воинов, Ахмат бежит на юго-восток, по дороге он погибает, а его голову доставляют ко двору Ивана III. Так была поставлена последняя точка в освобождении русской земли от монголо-татарского ига.

Запишите ход событий:

1478 г. – отказ Москвы платить дань Большой Орде;

1480 г. – поход хана Ахмата на Москву;

Место битвы: на берегу реки Угры, близ Калуги;

Итог: «стояние» на реке Угре - победа русских войск, освобождение от ордынского ига.


Учащиеся ведут записи в тетрадях.

3. Подведение итогов урока.

- Давайте подведем итог урока.

По какому пути развития шло Московское княжество?

Какие факты это подтверждают?

Что по нему закреплялось?

Какая общенациональная задача была успешно решена?

Предполагаемые ответы:

- по пути централизации русских земель;

- объединение удельных княжеств;

- издание первого кодекса законов единой России – это «Судебник» 1497 г.

- единое устройство и управление в государстве;

- окончательное избавление от ордынского ига




Сделаем вывод:

Все происходящие в этот исторический период события способствовали объединению государства и складыванию великорусской народности.

Запись вывода в тетрадях;

4. Домашнее задание.

- Запишите задание на дом.

Учебник параграф 23, конспект, записи в словаре.

Записывают домашнее задание.




Слово учителя:

Закончить урок хочу словами К. Маркса об изученной сегодня теме: «…Изумленная Европа в начале царствования Ивана даже не подозревала о Московии, затиснутой между Литвой и татарами, была ошеломлена внезапным появлением на ее восточных границах огромной империи, и сам султан Баязет, перед которым она трепетала, услышал впервые от московитов надменные речи».

- Спасибо за урок, до свидания!





БИБЛИОГРАФИЯ



  1. Гальских Е.В. История отечества с древнейших времен до ХХ века. Барнаул: БГПУ, 2000, 210с.

  2. История России: с древнейших времен до второй половины XIX в. Курс лекций. – Екатеринбург: Наука, 1995, 301с.

  3. Сахаров А.Н.. Буганов В.И. История России с древнейших времен до к. XVIIвека., М. 2001.

  4. Серов Б.Н., Лагно А.Р. Поурочные разработки по истории России с древнейших времен до к. XIX в.: 10 класс. – М.:ВАКО, 2007. – 352с.


Похожие:

Учебное пособие по истории История России с древнейших времен iconА, урока
«Всемирная история. История России и мира с древнейших времен до конца XIX в.» Загладина Н. В., Козленко С. И., Загладиной Х. Т....
Учебное пособие по истории История России с древнейших времен icon-
С. М. Соловьева явилось создание «Истории России с древнейших времён». В 1851-79 гг вышло 28 томов, а последний, 29-й, доведённый...
Учебное пособие по истории История России с древнейших времен iconУчебное пособие Электронное издание; Эксмо, 2009, 305 стр. Пособие...
Пособие предназначено для подготовки к экзаменам по предмету «история экономики». В числе тем: история мировой экономики, история...
Учебное пособие по истории История России с древнейших времен iconЛитература История Азербайджана (с древнейших времён до 70-х гг....
История Азербайджана (с древнейших времён до начала 20 века). Редактор Играр Алиев. Баку, 1995 г и др издания
Учебное пособие по истории История России с древнейших времен iconЛитература *История Азербайджана (с древнейших времён до 70-х гг....
История Азербайджана (с древнейших времён до начала 20 века). Редактор Играр Алиев. Баку, 1995 г и др издания
Учебное пособие по истории История России с древнейших времен iconНагаев А. С., Огнев В. Н. Практикум по истории СССР с древнейших времен до начала XVII в
Модуль 1 – См. История России. Период феодализма (VI xi вв.): Методические рекомендации к семинарским и практическим занятиям. –...
Учебное пособие по истории История России с древнейших времен iconРеферат-рецензия на тему: Царствование Алексея Михайловича в “Истории...
Царствование Алексея Михайловича в “Истории России с древнейших времён” Сергея Михайловича Соловьёва
Учебное пособие по истории История России с древнейших времен iconПрограмма по истории азербайджана
История Азербайджана (с древнейших времён до 70-х гг. 19 в.). Редактор Сулейман Алиярлы. Баку, 2008 г
Учебное пособие по истории История России с древнейших времен iconАннотация к рабочей программе
Борисов Н. С., Левандовский А. А. История России с древнейших времён до конца XIX в., 10 класс. Базовый уровень
Учебное пособие по истории История России с древнейших времен iconКонтрольная работа №1 «История России с древнейших времен до конца...


Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
skachate.ru
Главная страница