Лекции по истории государства и права украины ббк




НазваниеЛекции по истории государства и права украины ббк
страница1/20
Дата публикации22.02.2013
Размер3.39 Mb.
ТипЛекция
skachate.ru > Право > Лекция
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ УКРАИНЫ


В.А. ПАПАНОВА


ЛЕКЦИИ
ПО ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА УКРАИНЫ
ББК
Папанова В.А. Лекции по истории государства и права Украины. – Киев –Бердянск, 1999. – с.
Рецензенты:

Доктор юридических наук, профессор В.Н.Шаповал

(судья Конституционного суда Украины)

кандидат юридических наук, доцент А.А.Дудоров

(Азовский региональный институт управления при Запорожском государственном университете)

Лекции к.и.н. В.А. Папановой рассматривают круг историко-правовых фактов Украины, знакомят с юридической терминологией и правовыми традициями нашей страны; в них анализируются основные правовые институты, системы кодификации и важнейшие правовые акты отечественной истории, структуры власти и политическая деятельность.

Печатается по решению ученого совета Азовского регионального института управления при Запорожском государственном университете.

Протокол N1 от 30.08.1999 г.

ISBN

ПРЕДИСЛОВИЕ

Настоящий курс лекций по истории государства и права охватывает период с древнейших времен до середины ХІХ в. Эти хронологические рамки выбраны не случайно. Во-первых, не во всех учебниках по истории государства и права освящаются те темы которые рассматриваются в данном пособии. Во-вторых, именно в этот период на территории Украины процесс государственного строительства находился в постоянном развитии. Причем, он представлял собой не смену одного государства другим, а своеобразную эволюцию, имеющую ряд разрывов: от древнегреческих городов-полисов и Скифии до времен Киевской Руси и Галицко-Волынского княжества. Во временном отрезке античность - древнерусское государство традиции государственного строительства сохранялись в Крыму. В период средневековья украинская государственность была тесно связана с Великим княжеством Литовским и Польшей. Во времена Богдана Хмельницкого Украина восстанавливает свою государственность в форме республики. Признав протекторат России, Украина теряет свою независимость при Екатерине ІІ. Последние черты украинской автономии российское самодержавие окончательно похоронило в первой половине ХІХ в. С VI в. до н.э. и до середины XIX в. на территории нашей страны чередовались монархические и республиканские формы правления.

Автор сознательно написала данное пособие на русском языке, чтобы с ним познакомилось и люди, не владеющие украинским языком. Это вызвано прежде всего тем, что в учебных пособиях, изданных в России доминируют прежние представления об истории государства и права Украины ( см. “История отечественного государства и права” под ред. О.И.Чистякова, И.А.Исаев “История государства и права России: полный курс лекций”). Исключение в этом вопросе составляет учебник профессора В.А.Рогова “История государства и права России: IX- начала XX веков”.

ЛЕКЦИЯ 1

^ ПРЕДМЕТ ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА УКРАИНЫ

Предмет истории государства и права Украины. Задачи исторического изучения. Периодизация курса. Государственная символика.
Предмет истории и теории государства и права

История государства и права Украины - это историческая наука, составная часть истории человечества, тесно связанная с историей социально-экономического развития, культуры, науки и другими отраслями деятельности людей. В тоже время - это самостоятельная дисциплина, которая имеет свой предмет исследования. Поэтому данный предмет также является и юридической дисциплиной, одной из фундаментальных государственно-правовых дисциплин. Именно с этих позиций она охватывает развитие всех аспектов эволюции государства на территории Украины, форму государственного единства, право.

История государства и права Украины, как научная дисциплина, прежде всего, изучает эволюцию структур, институтов и механизмов госу­дарственной власти, развитие системы в целом и отдельные отрасли права.

История государственных и правовых феноменов изучается во временных и пространственных пределах. Временные пределы - от момента возникновения государственности на территории современной Украины (античные полисы Се­верного Причерноморья, Скифия) и до современного состояния государственной и правовой системы. Пространственные пределы - территории, зани­маемые нашими предками на протяжении всего исторического времени.

История государства и права Украины изучает не только отдельные факты, а и закономерности исторического развития. Изучая законо­мерности развития, она выявляет основные причины и следствие возник­новения, расцвета и упадка государственных и правовых институтов: органов власти, управления (центральных и местных), юстиции. Организация и деятельность этих органов рассматривается как в отдельности, так и в системе.

При изучении истории права главное внимание уделяется созданию правовых систем, кодификаций, а также отдельных правовых актов (универсалы, указы, грамоты, постановления). В курсе изучается и процесс возникновения различных отраслей права - уголовного, гражданского, административного, процессуального. Кроме того, анализируются содержание и структура наиболее значимых юридических норм.

Исследуются взаимодействие и взаимообусловленность государст­венных структур (типы власти, государственное устройство, органы и механизм управления) и правовых институтов (кодификация, отдельные нормы, отрасли права).

История государства и права Украины изучает правовую культуру и юридический быт народов, населявших ее территорию. Юридический быт - это обряды, ритуалы, действия, правила и органы, с помощью которых осуществляется правовая деятельность. Он может достигать разной степени развития - от примитивного, до сложного. Судебная практика один из его важных элементов, а также и источник права.

Источником права является и обычай. Когда его санкционирует государство, то обычай превращается в правовой источник и норму обычаевого права. На более высокой степени развития источником права становится закон.

Периодизация курса.

Периодизация курса истории государства и права Украины обусловлена рядом факторов. Главные из них - социально-экономическое состояние и фактор государственного развития. Курс можно разделить на несколько периодов: первый охватывает тысячелетие с VI в. до н.э. по IV в. н.э., когда на территории Украины существовали древнейшие государства (античные полисы, Боспорское царство, Скифия); второй - V - VIII вв., государственнообразовательный период у славян; третий - IX - XII вв. - время древнерусского государства - Киевской Руси; четвертый - XIII - XIV вв. - самостоятельные феодальные княжества, среди которых выделяется Галицко-Волынское. Пятый период - XIV - середина XVII вв. - литовско-польский. Его можно разделить на несколько этапов: а) литовско-русский этап с XIV в. до 1569г.; б) польский - с XIV в. до 1569 г. (западноукраинские земли); в) литовско-польский - 1569 г. - середина XVII в. Шестой - вторая половина XVII - конец XVIII вв. - казацкая эра. Время Украины – Гетманщины, также имеет несколько этапов: а) 1648 - 1657 гг. - создание независимого украинского государства Войска Запорожского Б. Хмельницким; б) 1657- 1687 гг. - продолжение борьбы за независимость, гражданская война (Руина); в) конец XVII - конец XVIII вв. - Гетманщина (Левобережная Украина) под про­текторатом России; г) конец XVII - конец XVIII вв. - Западная, Южная и Правобережная Украина в составе Австрии, Молдавии, Польши и Турции. Седьмой - V - конец XVIII вв. - время государств средневекового Крыма. Восьмой - конец XVIII - начало XX вв. - Украина под имперской властью России и Австро-Венгрии. Девятый период охватывает XX столетие: а) 1917 - 1921 гг. – государственностроительные поиски (УНР, ЗУНР, Украинская Держава); б) 1920 - 1940 гг. - западноукраинские земли в составе Польши, Румынии, Чехословакии; Закарпатская Украина; в) 1941-1944 - “Акт провозглашения восстановления Украинского государства”, оккупационные органы управления на территории Украины; г) 1917 - 1991 гг. - советский период, УССР в составе СССР. Десятый период начинается с 1991 г. и длится по сегодняшний день. Это время независимого украинского государства.

Как и любая данная периодизация, в значительной мере условна. Однако в ее рамках возможно рассмотрение основных государственно-правовых изменений и тенденций.

Государственная символика

Все государства мира имеют свою государственную и национальную символику: герб, флаг, гимн, песню, девиз и символическое изображение людей. Согласно ст.20 Конституции Украины Государственный Флаг Украины - стяг из двух равновеликих горизонтальных полос синего и желтого цветов.

Первые древнерусские знамена, как и флаги других народов этого периода, - простые, длинные жерди с прикрепленными к ним головами животных, чучелами птиц или конскими хвостами, называемыми в летописях “чолкой стяговой”. “ И бить сеча зла, и потяша стяговника нашего, и чолку стяговую соторгаша со стяга...” - читаем мы в “Слове о полку Игоревом”. На смену тотемам приходят разноцветные отрезки материи клинообразного вида. Н. Карамзин, известный российский историк XIX в., отмечал, что славяне обожествляли свои знамена. Главными символами княжеской власти в период Киевской Руси становятся знамения и стяги. Знамения фиксировали земельную собственность князя, за нарушения которой грозило наказание: «…а ожо кто борг раззнаменует, то 12 гривен продажи» гласит ст. Пространной Правды. Знамениями определяли и земли, сплачивающие дань. «В лето в 455 иде Ольга Новугороду, - читаем в «Повести Временных лет», - и устави по мстя погосты и дани, и по Лузе оброки и дани; и ловищя ея суть по всеи земли и знамения и места и погости».

Стяги вначале были только военными атрибутами – знаками сбора дружин и сигналами боевых действий. Исторические источники донесли до нас скупые сведения о цветах флагов Киевской Руси. Например, в “Слове о полку Игоревом” упоминаются “чрвлен стяг”,”белу хоругов”, “чрвлену чолку”. Историк украинской диаспоры В. Климкевич считает, что стяг Киевской Руси - это красное полотнище с золотым тризубом. Красный флаг малинового оттенка имел гетман Б. Хмельницкий. Этот же цвет имеет и флаг вооруженных сил Украины. Однако, в течении всего исторического периода на флагах запорожских казаков доминировали цвета желтый и синий. Ф. Корш в своем описании картины И. Репина “Запорожцы пишут письмо турецкому султану” для Александра II отмечал: “... знамена казацкие, изображенные художником Репиным на его картине, не содержат по своему набору никаких иностранных веяний, а отражают в себе извечную преемственность цветов золотых и небесных, постоянно присущих для всех знаков отличий в Южной Руси (Малороссии) еще со времен Великих князей Киевских, вплоть до роспуска запорожской вольницы...” В XIX в. на гербах украинских городов, входящих в состав Российской империи, доминировали эти же цвета. На западноукраинских землях, входивших в состав Австро-Венгерской монархии, с 1848 г. распространяется сине-желтый флаг, который в начале XX столетия признают как национальный по всей Украине. В период УНР государственным флагом являлся желто-синий. УССР с 1917 г. имела красный флаг, а с 1949 и до 1991 - красно-лазоревый.

Как видим, выбор цветовой гаммы украинского флага не случаен. Цвета государственного флага независимой Украины отражают исторические и национальные традиции украинского народа.

Конституция Украины утвердила Знак Княжеского Государства Владимира Великого (щит с изображением “тризуба”) как малый Государственный Герб Украины. На Большом Гербе Украины он должен сохраниться как главный элемент, к которому необходимо добавить герб Войска Запорожского “Казак с мушкетом”. Тризубец известен как княжеский герб династии Рюриковичей. В период феодальной раздробленности гербом киевских князей становится святой архистратиг Михаил, Черниговского - черный византийский орел, а Галицко-Волынского - лев, стоящий в геральдической позе. Относительно символики тризубца между историками нет единого мнения. В.И. Сергийчук считает, что это стилизованное изображение пикирующего сокола, символизировавшего храбрость, мужество, красоту и чистоту. По мнению О. Братко, О. Пастернака и Б. Якимовича тризуб (триденс, тридент) имеет связь с дохристианскими верованиями славян и символизирует трехмерность Вселенной и одновременно триединство главных жизненных ценностей Мудрости, Знания, Любви. Но по всей видимости, более близки к истине историки, считающие, что это изображение скандинавской руны, которая могла быть родовым знаком первых Рюриковичей. Интересно, что тризубец напоминает руну Олгиз, символизирующую силу притяжения, связывающую индивидуальный дух с человеческой общностью, оберегающую тело, разум, душу и Дух.

По мнению Г. Грабянки, герб “Казак с мушкетом” имеет связь с перстнем-печаткой запорожского гетмана, подаренного ему польским королем Стефаном Баторием в 1576 году. Не отрицая этот факт, необходимо помнить, что герб Запорожской Сечи в целом сформировался на собственном этническом и социальном грунте.

Самой большой святыней любого народа, кроме флага и герба, является гимн. В Киевской Руси эту роль, в современном понимании, выполняли боевые песни, а после принятия христианства - песни религиозного содержания. По мнению М. Трембицкого и В. Сергийчука, национально-государственным гимном Киевской Руси в XI-XII вв. могла быть похвальная церковная песня “Архангельский глас”. По свидетельству летописи, перед битвой на реке Калке в 1223 г. русские дружинники пели “С нами Бог, разумийте, языцы”. А во время Грюнвальдской битвы в 1410 г. славянские полки шли в бой с песней “Богородица Дзевица”. В период казацкой истории самыми популярными песнями-гимнами были “Нумо, хлопцi, до зброї”, “Ой на горi вогонь горить”, ”Ой на горi там женцi жнуть”, “Засвiт встали козаченьки”. В 1848 г. во Львове Русская Рада утверждает национальным гимном песню на стихи И. Гушалевича “Мир вам, браття”, а в Закарпатье им становится песня А. Духновича “Я русин eсмь i буду”. В 1862 г. в Киеве публикуется стихотворение известного историка и этнографа профессора П. Чубинского “Ще не вмерла Україна”, музыку к которому написал М. Вербицкий. Эта песня и стала национальным гимном украинцев. Конституция Украины определила, что Государственный Гимн Украины - национальный гимн на музыку М. Вербицкого (известный под названием “Ще не вмерла Україна”). С целью уточнения текста гимна было решено, что слова гимна утвердят отдельным законом.

Национальными песнями-гимнами в современной Украине стали: “Боже великий, єдиний, нам Україну храни” (муз. Н. Лысенко, слова А. Кониского) и “Ой у лузi червона калина”. При исполнении первой, как и при гимне, встают. Символическое изображение нации - это знаменитый казак Мамай. Официальный девиз, помещаемый на гербе, пока не определен, но есть национальный - “Козацькому роду нема переводу”.
***

Литература:

Конституцiя України. - К.,1996.; Братко О. Тридент, його зміст та іпостасі // Національна символіка. – К., 1991, - Вип. 1; Iсторiя держави i права України / За ред. А.Й. Рогожина. - К.,1996. - Ч.1.; Исаев И.А. История государства и права России. - М.,1994; Сергiйчук В.I. Нацiональна символика України. - К.,1992.; Лакиер А.Б. Русская геральдика. – СПб., 1855. – Кн.1-2; Пастернак О. Пояснення тризуба, герба великого князя Володимира Святого. – К.,1991; Якимович Б. До питання про українську національну символіку // Національна символіка. – К., 1991. – Вип.1.

ЛЕКЦИЯ 2

^ ПЕРВЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ УКРАИНЫ

(VII в. до н.э. - IV в. н.э.)
Великая Скифия: социальный состав, органы власти, право. Греческие города—полисы Северного Причерноморья (Ольвия, Херсонес). Боспорское царство.
Великая Скифия.

Основу скифских общественно-политических отношений составляла патриархальная семья, имевшая индивидуальное хозяйство. Процесс усиленной социальной дифференциации приходится на VII в. до н.э. Этому процессу способствовали и походы скифов в Малую Азию.

Причины возникновения скифского государства: 1) результат завоеваний (начиная с походов в Малую Азию); 2) подчинение оседлых племен Лесостепи; 3) разгром Дария I Гистаспа в 521 г. до н.э.

В истории Скифии выделяется два периода: Великая Скифия (V -IV вв. до н.э.) и Малая Скифия (III в. до н.э. -III в. н.э.). Великая Скифия занимала территорию, доходившую на западе до Карпат, на востоке - до Дона, на юге до Азовского и Черного морей, и на севере до южной окраины зоны лесов. Собственно скифские ираноязычные племена занимали огромнейшую полосу северопричерноморских степей. Лесостепное междуречье Днепра и Днестра населяли многочисленные праславянские племена. Развитие скифской государственности было прерывистым и охватывало только отдельные этапы истории скифов: VII - начало VI в. до н.э. и V – IV в. до н.э. Эти образования были далеки от государств развитого типа и своей незавершенностью соответствовали уровню развития скифского кочевого общества.

Великая Скифия погибла на рубеже IV - III вв. до н.э. вследствие ухудшения климатических условий (жаркое летои суровые зимы), усыхание степей (засухи, джуты), дигресия (травяной покров не успевал восстанавливаться после выпаса скота), упадка экономических ресурсов Лесостепи, социальный кризис и усиления савромато-сарматских племен. Но скифы не исчезли с исторической арены. Их племена долгое время кон­тролировали Нижнее Поднепровье, Крым и Добруджу, несмотря на утрату политической гегемонии в Северном Причерноморье.

Остатки скифского населения перешли от кочевого скотоводства к земледелию и поселились по обеим берегам нижнего течения Днепра, в степном и предгорном Крыму и в низовьях Дуная, где создали объеденение, известное пословам Страбона как Малая Скифия.Столицей поздне­скифского государства в Крыму стал Неаполь Скифский.

Малая Скифия в Добрудже представляла собой монархию, установившую основанный на экономической основе протекторат над местными полисами. В начале I в. до н.э. добруджанская Малая Скифия попала под протекторат Понтийского царства Митридата VI Евпатора и вскоре потеряла свою самостоятельность. В I в. н.э. поздние скифы появились в Подунавье и со временем смешались с поздними гетами.

Малая Скифия Нижнего Днепра возникает во II в. до н.э. В начала II в. н.э. о часть население покинуло городища. По мнению ученых, это способствовала очередная миграция сарматов. В середине III в. н.э. поздние скифы Нижнего Днепра вошли в состав государства Эрманариха. Гуннское нашествие во второй половине IV в. н.є. прекращает историю нижнеднепровской Малой Скифии.

Крымская Малая Скифия как государственное объединение сформировалась на протяжении III в. до н.э. Наивысшего своего могущества скифское царство достигло при царе Скилуре в конце II в. до н.э. При нем заключается дружеское соглашение с Боспорским царством, устанавливается протекторат над Ольвией. В 114-112 гг. до н.э. Скилур воевал с Херсонесом, который в союзе с Понтийским царством разгромил скифов. Усиление скифского царства в I в. н.э. связано с появлением в Крыму сарматов. Скифы вновь начинают войну с Херсонесом на помощь которому приходят римские войска. Во II в. н.э. векселяция XI – го Клавдиевого легиона уже размещалась в скифском городе (Усть-Альминское городище). С этого времени скифское объединение начинает приходить в упадок. Скифы терпят ряд поражений от боспорских царей, а в первой половине III в. н.э.они оказываются на пути готтов. Последний удар по ним нанесли в середине IV в. н.э. гунны.

Социальный состав населения. Свободным населением в Скифии были скифская аристократия (цари, военная знать) и общинники (простые скифы). Псевдо-Гиппокарт писал, что в Скифии наряду с людьми “самого низкого происхождения” имеются “самые благородные и пользующиеся наибольшим могуществом”, а Геродот отмечал, что при заключении клятвенного договора, важную роль играют “знатнейшие из присутствующих” (Hdt., IV. 70). К аристократии относились и местные цари, вожди подчиненных племен, номархи, старейшины семейств. В эту привилегированную категорию входили и жрецы - гадальщики (андрогины, энареи, пилофоры), которые вербовались из представителей аристократических родов. Цари, пилофоры (жрецы из царского рода), племенные вожди, номархи и старейшины родов имели свои вооруженные отряды.

“Простые скифы” делились на зажиточных, небогатых и бедных. По свидетельству древнегреческого писателя Лукиана, основную массу выходцев из “толпы простых скифов” составляли “восьминогие” , т.е. небогатые скифы имевшие пару волов, тянувших воз с кибиткой.

Зажиточные общинники (кочевники и оседлые) служили в коннице (гиппотоксоты); небогатые (“восьминогие”) - в пехоте или коннице (Hdt., IV, 134); бедняки (“бесповозочные”) - в легковооруженной пехоте. Кроме того, последние, не имели гражданских и имущественных прав. “Не имеющий там повозки считается у них бесчестным”, - писал Аристофан. Положение “бесповозочных” описал поэт Пиндар: “Среди кочевников-скифов блуждает Стратон, у которого нет жилища, которое перевозится на возу… Некоторые скифы, притворяясь, открыто на словах гнушаются убитой лошадью, а тайком обдирают кривыми зубами ноги и головы». Ремесленники и торговцы находились под охраной го­сударства (Hdt.; IV, 21 - 27).

По свидетельству Геродота (IV, 64) рабами в Скифии становились военнопленные и проданные за долги (Клеарха Солийского). Несмотря на то, что с ними очень жестоко обращались, они имели право выкупится, и после этого, могли или покинуть пределы Скифии или остаться.

Социальная структура скифского общества была довольно рыхлой, но по своим функциям - поддержки отношений зависимости и господства, укрепления верховной власти, накопления в руках верхушки огром­нейших богатств - она уже была политической организацией. В скифском обществе социальный статус зависел не только от размера имущества, но и от его места в родоплеменной структуре, т.е. от происхождения. Так например, Геродот сообщает о царских скифах, считающих всех остальных скифов своими рабами. По мнению ученых скифское общество было сословно-классовым.

Скифское общество долгое время сохраняло патриархально-родовые черты: общественная собственность на землю, ежегодный передел земли, личная и семейная собственность, коллективная ответственность семьи (за исключением женщин), многоженство (из-за проблемы наследования имущества).

Государственное устройство. Великая Скифия – это монархия во главе с царем (басилеем). В VI - V вв. до н.э. у власти находился триумвират, одновременно правили три царя. Трехчленное деление, законность и устойчивость обосновывалась действиями легендарного предка скифов Таргитая, разделившего свою землю между тремя сыновьями – Липоксаем, Арпоксаем и Колоксаем. В скифском обществе трехчленное деление охватывало все сферы жизни и прежде всего – военно-административную, т.к. скифское войско делилось на три части. Три царя Иданфирс, Таксасис и Скопасис возглавил войска скифов в войне против Дария I. При чем главным был один из трех скифских царей. В данном случае Иданфирс, происходивший из знатнейшей династии. Геродот сообщает о нем следующее – Иданфирс “сын Гнура, внук Лика и правнук Спаргафира” (IV, 76). Власть царя ограничивалась Советом царей и Народным собранием. Характерные черты организации власти скифского объединения в VII – начале V вв. до н.э. – это иерархичность, основанная на представлении о старшинстве генеалогических линий и поддерживаемая соответствующей военной организацией; власть царя, передающаяся в наследство не в рамках семьи, а одного царского рода. Эти черты позволили ученым предположить, что в это время у скифов существовала система вождизма, т.е. потестарная структура, главной функцией которой была административно-экономическая. Данная структура характерна для периода перехода от догосударственных к раннеполитическим образованиям.

С конца V в. до н.э. устанавливается единовластие в форме деспотии. Это происходит при царе Атее узурпировавшего власть. Причинами, подтолкнувшими его на этот шаг, явились междоусобицы и восстания покоренных племен. При нем исчезает совет царей, и еще больше сокращаются функции Народного собрания. Власть начинает передаваться в форме минората, то есть млад­шему сыну. Царь одновременно являлся военно-начальником, верховным судьей с правом помилования и смертной казни, верховным жрецом.

Народное собрание теряет свое прежнее значение, продолжая собираться ежегодно только для отчета о воинских подвигах. Оно созывалось досрочно в случае нарушения царем скифских норм права и могло лишить его власти, вплоть до вынесения ему смертного приговора, как это было в случае с царем Скилом.

Войско. Его основу составляла легковооруженная конница. Главной же ударной силой были отряды тяжеловооруженных конников. У скифов имелась и пехота.

Административно-территориальное деление и должностные лица. До конца V в. до н.э. Скифия делилась на три части, каждую из которых возглавлял один из царей. Кроме того, вся территория делилась на номы главным из которых был Геррос, на территории которого находились святилище богов и царские курганы. Номы возглавляли номархи из числа аристократов представителей царского клана. Номархи на своей территории были военноначальниками, организаторами ежегодных празднеств, исполняли жреческие функции. Это административно-территориальное деление сохранялось до конца существования Скифии. Скептухи (скипетроносцы) назначались из числа родовых старейшин. Эта должность упоминается в ольвийском декрете в III в. до н.э. в честь Протогена. Они входили в свиту царя и являлись его упол­номоченными. Во главе царств и номов, в основном, стояли выходцы из одной царской семьи, что способствовало укреплению скифского общества. Аппарат государственного управления состоял из родственников и слуг.

Формирование государственного аппарата не ликвидировало прежнюю родовую организацию скифов. В местном самоуправлении долгое время значительную роль играло народное собрание, племенные старейшины и вожди.

Отношения с соседями. Подвластные племена платили царским скифам дань, но при этом пользовались относительной свободой, налоги и дань не платили царские скифы, даже самые бедные. Размер дани был очень велик, кроме того, скифы контролировали торговые пути в причерноморских степях. Это и привело к экономическому упадку оседлых племен. Античные города-полисы оставались незави­си­мыми, платя замаскированную дань в виде “даров”. О таких дарах идет речь в декрете в честь Протогона.

Право. Основным источником права у скифов являлся обычай и правила, установленные царями. Обычаевое право охраняло частную собственность (скот, жилище, оружие, украшения). Частная собственность у скифов делилась на личную: (оружие, одежда, украшения) и семейную (скот, жилище). “А сколько у тебя, Арсаком, стад или телег? Ведь в этом заключается ваше богатство”. Земля и пастбища являлись собственностью царя, которую он перераспределял между родами и устанавливал порядок пользования. Полной правоспособностью и дееспособностью обладали только взрослые мужчины-собственники - этот вопрос, по свидетельству Лукиана, задал боспорский царь скифу.

Обязательственное право регулировало отношения обмена, купли-продажи, дарения, уплаты дани и т.д. Все договоры скреплялись клятвой. Отказ от уплаты дани или несвоевременная уплата являлись осно­ванием для начала военных действий.

Брачно-семейные отношения строились на принципах патриархата. Родство признавалось по линии отца. Существовало многоженство, в этом случае, главная роль принадлежала старшей жене (Hdt. IV, 78). Вдова после смерти мужа переходила вместе с имуществом к старшему брату умершего. Старшие сыновья получали свою часть имущества еще при жизни отца, а младший только после его смерти.

Преступления и наказания. Наиболее опасными считались преступ­ления против царя (покушение на его жизнь, колдовство, неисполнение приказа, неправдивая клятва у царского костра), преступления против обычаев и веры. Все эти преступления карались смертью. Известны преступления против собственности (кража, грабеж) и личности (убийство, прелюбодеяние, оскорбление). Кроме смертной казни, преступнику могли отрубить, в виде наказания, правую руку или изгнать. Долгое время у скифов сохранялась кровная месть.

Судопроизводство. Верховным судьей являлся царь. Этой же функцией обладали номархи и старейшины родов. По всей видимости, судебный процесс носил состязательный характер. Это относилось к преступ­лениям, которые не затрагивали основ царской власти и интересов государства. По наиболее опасным преступлениям применялся следст­венный процесс.

Греческие города-полисы Северного Причерноморья.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20

Похожие:

Лекции по истории государства и права украины ббк iconКурсовая работа по дисциплине «История государства и права Украины»
Предметом изучения в курсовой работе служит предмет истории государства и права Украины
Лекции по истории государства и права украины ббк iconКонтрольная работа По предмету «История государства и права Украины»...
Предметом изучения в контрольной работе является предмет истории государства и права Украины
Лекции по истории государства и права украины ббк iconПлан Вступление Раздел История государства и права зарубежных стран...
Политико-правовая мысль об эволюции государства и права в Новейшее время. Модели современной интерпретации истории государства и...
Лекции по истории государства и права украины ббк iconКонтрольная работа по истории отечественного государства и права...
Самостоятельного изучения, анализа и обобщения знаний по различным проблемам истории отечественного государства и права
Лекции по истории государства и права украины ббк iconРеферат по истории государства и права зарубежных стран Шихова Наталья ю-512
Повысилось внимание, наряду с вопросами взаимодействия государства и права, государства и политики, к отдельным звеньям государственного...
Лекции по истории государства и права украины ббк iconПлан Введение Движение за создание Народного фронта Пакт о единстве...
Тема этой контрольной работы —«Законодательство народного фронта во Франции». Для написания этой работы были использованы учебники...
Лекции по истории государства и права украины ббк iconПонятие государства и права, их характерные особенности и признаки
Теории государства и права, связанные с материалистическим пониманием истории
Лекции по истории государства и права украины ббк iconПредмет науки истории государства и права зарубежных стран
Она ставит своей целью выявление исторических закономерностей развития государства и права
Лекции по истории государства и права украины ббк iconМетодические рекомендации по выполнению контрольной работы по дисциплине...
Составитель Андрусенко О. В., к ю н., доцент, зав кафедрой теории и истории государства и права
Лекции по истории государства и права украины ббк iconКонтрольная работа №1 по Истории Государства и Права России на тему:...
Изучение процесса происхождения права имеет не только чисто познавательный, академический, но и политико-практический характер. Оно...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
skachate.ru
Главная страница