Верховный Суд Российской Федерации 121260, г. Москва, ул. Поварская, д. 15 Заявитель : Назарова Дарья Николаевна




Скачать 156.08 Kb.
НазваниеВерховный Суд Российской Федерации 121260, г. Москва, ул. Поварская, д. 15 Заявитель : Назарова Дарья Николаевна
Дата публикации08.04.2013
Размер156.08 Kb.
ТипДокументы
skachate.ru > Право > Документы
В Верховный Суд Российской Федерации

121260, г. Москва, ул. Поварская, д. 15
Заявитель: Назарова Дарья Николаевна
адрес для почтовой корреспонденции:

196105, г. Санкт-Петербург, а/я 354 (с пометкой «для Павлова И.Ю.»)
Заинтересованное лицо: Министерство юстиции Российской Федерации

119991, ГСП-1, г. Москва, ул. Житная, д. 14
Государственная пошлина: 200 руб. 00 коп.

ЗАЯВЛЕНИЕ

о признании недействующим в части Приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 20 декабря 2005 года № 244 «Об утверждении Порядка предоставления сведений, содержащихся в федеральном регистре нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации»


В настоящем заявлении оспаривается пункт 8 «Порядка предоставления сведений, содержащихся в федеральном регистре нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации», утвержденного Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 20 декабря 2005 года № 244.

Оспариваемая норма нарушает гарантированное действующим законодательством право заявителя на доступ к информации и не соответствует ч. 4, 5 ст. 8 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», п. 3 ст. 8 Федерального закона от 09 февраля 2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».
20 декабря 2005 года Министерством юстиции Российской Федерации (далее —
Минюст РФ
) был принят Приказ № 244 «Об утверждении Порядка предоставления сведений, содержащихся в федеральном регистре нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации» (далее – Приказ № 244). Данный Приказ был опубликован в «Российской газете», № 16, 30 января 2004 г., и вступил в силу 10.02.2004 г.

В настоящее время Приказ № 244 действует в редакции Приказов Минюста РФ от 05.03.2008 г. № 51, от 16.09.2008 г. № 208, от 26.08.2009 г. № 267 (далее по тексту Приказ № 244 понимается как действующий с учетом всех перечисленных редакций).
Данным Приказом Минюста РФ № 244 был утвержден «Порядок предоставления сведений, содержащихся в федеральном регистре нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации» (далее — Порядок, Порядок предоставления сведений из регистра).
Согласно п. 3 Порядка, «сведения, содержащиеся в федеральном регистре, предоставляются в документальном и электронном виде, а также через официальный интернет-сайт Министерства юстиции Российской Федерации».
В соответствии с п. 6 Порядка, «из федерального регистра предоставляются следующие сведения:

- о включении правового акта в федеральный регистр;

- номер и дата государственной регистрации правового акта;

- реквизиты правовых актов (вид акта и наименование принявшего его органа, дата принятия (подписания) акта, его номер и заголовок);

- сведения об изменении (дополнении), отмене (признании утратившим силу) правового акта;

- копия текста или фрагмента текста правового акта;

- источник официального опубликования правового акта;

- дополнительные сведения (согласно пункту 12 приказа Минюста России от 12.01.2004 № 5 «Об утверждении и введении в действие Разъяснений по применению положения о порядке ведения федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации»)».
На основании п. 12 «Разъяснений по применению Положения о порядке ведения федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации», утвержденного приказом Минюста РФ от 12.01.2004 № 5 (далее — Разъяснения), «дополнительными сведениями являются:

- экспертные заключения Минюста России и территориальных органов Минюста России;

- постановления и определения Конституционного Суда Российской Федерации по делам о проверке конституционности правовых актов;

- решения судов общей юрисдикции по делам об оспаривании правовых актов, рассмотренным ими в качестве суда первой инстанции, а также судебные постановления, вынесенные по кассационным и надзорным жалобам на эти решения независимо от результата рассмотрения жалоб;

- решения и постановления арбитражных судов;

- решения и постановления конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации по делам о проверке соответствия правовых актов конституциям (уставам) субъектов Российской Федерации, а также о толковании конституций (уставов) субъектов Российской Федерации;

- информация о мерах прокурорского реагирования, принятых в отношении правовых актов (протесты и представления, заявления в суд);

- предписания Федеральной антимонопольной службы и ее территориальных органов, адресованные органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, об отмене или изменении принятых ими актов, противоречащих федеральному законодательству;

- заключения (письма) Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и Правового управления аппарата Центральной избирательной комиссии Российской Федерации о соответствии законов субъектов Российской Федерации Федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»;

- указы Президента Российской Федерации о приостановлении действия правового акта;

- указы Президента Российской Федерации о предупреждении законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, высшего должностного лица субъекта Российской Федерации;

- распоряжения Минюста России о регистрации соглашений об осуществлении международных и внешнеэкономических связей, заключенных органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в случае принятия решения о регистрации соглашений;

- заключения Минюста России в случае принятия решения об отказе в регистрации соглашений или возврате их без регистрации;

- документы о приостановлении или прекращении действия соглашений;

- письма, ответы, иная информация прокуратуры, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и иных государственных органов».
Согласно п. 8 Порядка, «дополнительные сведения федерального регистра через официальный интернет-сайт Министерства юстиции Российской Федерации предоставляются заявителям на основании мотивированного письменного запроса о предоставлении дополнительных сведений, содержащихся в федеральном регистре».
^ Считаю, что пункт 8 Порядка предоставления сведений из регистра, утвержденного Приказом Минюста РФ № 244, нарушает право на доступ к информации, предоставленное мне Конституцией РФ, Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», Федеральным законом от 09 февраля 2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», и не соответствует действующему законодательству по следующим основаниям:


      1. ^ Право граждан на доступ к информации гарантировано Конституцией РФ и федеральными законами.


Согласно ч. 4 ст. 29 Конституции РФ, каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

В соответствии с ч. 1, 3 ст. 3 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - ФЗ «Об информации...»), одними из основополагающих принципов правового регулирования отношений в сфере информации являются свобода поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом; открытость информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и свободный доступ к такой информации, кроме случаев, установленных федеральными законами.

Согласно ч. 1 ст. 8 ФЗ «Об информации...», граждане (физические лица) и организации (юридические лица) (далее - организации) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим федеральным законом и другими федеральными законами.

Кроме того, в Федеральном законе от 09 февраля 2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (далее — Закон о доступе к информации) содержатся нормы, гарантирующие право граждан на доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.

В соответствии с п. 1 ст. 4 Закона о доступе к информации, устанавливается принцип открытости и доступности информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

При этом одним из способов обеспечения доступа граждан к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления согласно п. 2 ст. 6 Закона о доступе к информации является размещение государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в сети Интернет.
Таким образом, указанными нормами закреплено право на свободный поиск и получение информации (в том числе информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления), за исключением информации, доступ к которой ограничен федеральным законом.
2. Информация, содержащаяся в федеральном регистре нормативных правовых актов субъектов РФ, относится по своей правовой природе к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.
Определение понятия «информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» содержится в Федеральном законе от 09 февраля 2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (Закон о доступе к информации).
Согласно п. 1 ст. 1 Закона о доступе к информации, под информацией о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления понимается информация (в том числе документированная), созданная в пределах своих полномочий государственными органами, их территориальными органами, органами местного самоуправления или организациями, подведомственными государственным органам, органам местного самоуправления, либо поступившая в указанные органы и организации.

С учетом изложенного определения, информация, содержащаяся федеральном регистре нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, относится к категории «информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», поскольку данная информация поступает в Министерство юстиции РФ в пределах его компетенции, а именно в рамках реализации закрепленного за ним нормативными правовыми актами полномочия по ведению федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Таким образом, на отношения, связанные с получением информации из федерального регистра нормативных правовых актов субъектов РФ, распространяют свое действие нормы законодательства, регулирующие доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.
3. Оспариваемая норма не соответствует требованиям ч. 5 ст. 8 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», а также п. 3 ст. 8 Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», поскольку закрепляет обязанность обосновывать необходимость получения информации.
Согласно ч. 5 ст. 8 ФЗ «Об информации...», государственные органы и органы местного самоуправления обязаны обеспечивать доступ к информации о своей деятельности на русском языке и государственном языке соответствующей республики в составе Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Лицо, желающее получить доступ к такой информации, не обязано обосновывать необходимость ее получения.

Кроме того, в соответствии с п. 1 ст. 4 Закона о доступе к информации, устанавливается принцип открытости и доступности информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. Согласно п. 3 ст. 8 Закона о доступе к информации, пользователь информацией имеет право не обосновывать необходимость получения запрашиваемой информации, доступ к которой не ограничен.
Таким образом, указанными нормами закреплено право гражданина на свободный доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также важная гарантия реализации этого права, выражающаяся в том, что пользователь информацией не обязан обосновывать необходимость получения запрашиваемой информации.

Между тем, оспариваемым пунктом Порядка предоставления сведений из регистра закреплено, что для получения через интернет-сайт Министерства юстиции РФ дополнительных сведений из федерального регистра нормативных правовых актов субъектов РФ заявитель должен подать мотивированный письменный запрос о предоставлении таких сведений.
Таким образом, оспариваемая норма устанавливает обязанность пользователя информацией мотивировать необходимость предоставления ему дополнительных сведений, содержащихся в федеральном регистре нормативных правовых актов субъектов РФ, что не соответствует требованиям ч. 5 ст. 8 ФЗ «Об информации...» и п. 3 ст. 8 Закона о доступе к информации.
Как было отмечено ранее, согласно п. 3 ст. 8 Закона о доступе к информации, пользователь информацией имеет право не обосновывать необходимость получения запрашиваемой информации, доступ к которой не ограничен.

При этом законодатель в ст. 5 Закона о доступе к информации определил, какая информация относится к категории «информации, доступ к которой ограничен».

Согласно ч. 1 ст. 5 Закона о доступе к информации, доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления ограничивается в случаях, если указанная информация отнесена в установленном федеральным законом порядке к сведениям, составляющим государственную или иную охраняемую законом тайну. В соответствии с ч. 2 ст. 5 Закона о доступе к информации, перечень сведений, относящихся к информации ограниченного доступа, а также порядок отнесения указанных сведений к информации ограниченного доступа устанавливается федеральным законом.
Как следует из п. 12 «Разъяснений по применению Положения о порядке ведения федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации», утвержденного приказом Минюста РФ от 12.01.2004 № 5, дополнительными сведениями федерального регистра нормативных правовых актов субъектов РФ являются такие сведения, как экспертные заключения Минюста РФ и его территориальных органов, решения различных судов по делам об оспаривании правовых актов, акты прокурорского реагирования, принятые в связи с проверкой правовых актов и др.

Перечисленные в п. 12 Разъяснений дополнительные сведения в соответствии с действующими федеральными законами не относятся к государственной или иной охраняемой законом тайне.

Таким образом, дополнительные сведения из федерального регистра нормативных правовых актов субъектов РФ являются информацией, доступ к которой не ограничен. Следовательно, для ее предоставления пользователь информацией не обязан обосновывать необходимость получения такой информации.
С учетом изложенного, пункт 8 Порядка предоставления сведений из федерального регистра нормативных правовых актов субъектов РФ не соответствует требованиям ч. 5 ст. 8 ФЗ «Об информации...» и п. 3 ст. 8 Закона о доступе к информации.
4. Оспариваемая норма не соответствует ч. 4 ст. 8 ФЗ «Об информации...», поскольку устанавливает ограничение доступа граждан к информации (путем введения требования о необходимости направления мотивированного запроса о предоставлении информации).
В соответствии с ч. 4 ст. 8 ФЗ «Об информации...», не может быть ограничен доступ к информации, накапливаемой в государственных, муниципальных и иных информационных системах, созданных или предназначенных для обеспечения граждан (физических лиц) и организаций такой информацией.

Действие указанной нормы распространяется на федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов РФ, поскольку данный регистр является информационной системой, предназначенной для обеспечения граждан и организаций соответствующей информацией, что выражается в следующем:
Согласно п. 3 ст. 2 ФЗ «Об информации...», информационная система — это совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств.

В соответствии с п. 4 «Положения о порядке ведения федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29 ноября 2000 г. № 904 (далее — Положение о ведении регистра), федеральный регистр ведется с использованием автоматизированной подсистемы единой системы информационно-телекоммуникационного обеспечения Министерства юстиции Российской Федерации.
Из указанных норм следует, что федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов РФ относится к информационной системе, поскольку данный регистр представляет собой совокупность информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств.
Согласно п. 2 Положения о ведении регистра, федеральный регистр ведется в целях обеспечения контроля за соответствием нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации Конституции Российской Федерации и федеральным законам, конституционного права граждан на получение достоверной информации, создания условий для получения информации о нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами и организациями.
Таким образом, из приведенных норм права следует, что федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов РФ является информационной системой, созданной для обеспечения граждан и организаций правовой информацией (информацией о нормативных правовых актах субъектов РФ и другой информацией, содержащейся в реестре).

Следовательно, доступ к информации, накапливаемой в данном регистре, не может быть ограничен, о чем говорится в ч. 4 ст. 8 ФЗ «Об информации...»
Между тем, оспариваемый пункт 8 Порядка предоставления сведений из регистра вводит ограничение на доступ к дополнительным сведениям, содержащимся в регистре нормативных правовых актов субъектов РФ: в качестве одного из условий доступа к таким сведениям оспариваемая норма закрепляет необходимость направления мотивированного письменного запроса о предоставлении таких сведений. Данное условие является ограничением, поскольку в связи с его наличием граждане могут получить доступ к размещенным на официальном интернет-сайте Минюста РФ дополнительным сведениям из регистра только на основании мотивированного письменного запроса. Стоит отметить, что при этом другие сведения из регистра (тексты нормативных правовых актов, их реквизиты и др.) доступны на официальном интернет-сайте Минюста РФ без направления мотивированного запроса, что следует из п. 3, 7 Порядка предоставления сведений из регистра.
С учетом изложенного, считаю, что пункт 8 Порядка предоставления сведений из регистра не соответствует ч. 4 ст. 8 ФЗ «Об информации...», поскольку вводит ограничение доступа к дополнительным сведениям из федерального регистра нормативных правовых актов субъектов РФ в виде необходимости направления мотивированного запроса о предоставлении информации.

Таким образом, пункт 8 Порядка предоставления сведений из регистра, утвержденного Приказом Минюста РФ № 244, не соответствует ч. 4, 5 ст. 8 ФЗ «Об информации...», п. 3 ст. 8 Закона о доступе к информации, что является основанием для признания оспариваемого пункта Приказа Минюста РФ № 244 недействующим.

Оспариваемая норма Приказа Минюста РФ № 244 нарушает мое право на доступ к информации. Мне, как и любому гражданину, важно иметь доступ к правовой информации. При этом помимо владения информацией о действующих на территории Российской Федерации правовых актах, регулирующих различные сферы жизни, важно знать также практику применения этих правовых актов и иметь доступ к такого рода сведениям. Та информация, которая содержится в дополнительных сведениях из федерального регистра нормативных правовых актов субъектов РФ, как раз может дать представление о практике применения правовых актов и об их толковании судебными, правоохранительными и иными органами власти. Однако несмотря на то, что федеральными законами не установлен запрет на предоставление информации, относящейся к дополнительным сведениям из регистра, оспариваемая норма вводит ограничение на доступ к такой информации, что нарушает мое право на свободный поиск и получение информации. Также стоит отметить, что информация из федерального регистра нормативных правовых актов субъектов РФ, в том числе и дополнительные сведения из регистра, размещены в настоящее время на официальном интернет-сайте Минюста РФ, но при этом доступ к дополнительным сведениям, в отличие от остальных сведений из регистра, через интернет-сайт Минюста РФ возможен только после направления мотивированного письменного запроса. Полагаю, что такое ограничение ничем не обосновано, поскольку дополнительные сведения, так же, как и тексты нормативных правовых актов и иная доступная через интернет-сайт Минюста РФ информация из регистра, не являются информацией ограниченного доступа в соответствии с действующим законодательством, и право на доступ к такой информации не может быть ограничено обязанностью мотивировать необходимость получения данной информации.
Поскольку оспариваемая норма Порядка предоставления сведений из регистра не соответствует, в первую очередь, нормам Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационный технологиях и о защите информации», считаю, что оспариваемый пункт 8 Приказа Минюста РФ № 244 от 20 декабря 2005 г. должен быть признан недействующим с момента вступления в силу указанного Федерального закона, а именно с 09 августа 2006 года (Федеральный закон «Об информации...» был опубликован в «Российской газете» № 165, 29.07.2006 г. и вступил в силу по истечении 10 дней с момента официального опубликования, т.е. 09.08.2006 г.)
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 251-253 ГПК РФ,
ПРОШУ:


  1. Признать пункт 8 «Порядка предоставления сведений, содержащихся в федеральном регистре нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации», утвержденного Приказом Министерства юстиции РФ от 20 декабря 2005 г. № 244 (с учетом последующих редакций), недействующим с 09 августа 2006 года.


Приложения:

  1. Квитанция об уплате государственной пошлины.

  2. Экземпляры заявления по количеству лиц, участвующих в деле.

  3. Копия Приказа Минюста РФ от 20 декабря 2005 г. № 244 «Об утверждении Порядка предоставления сведений, содержащихся в федеральном регистре нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации».


«___» _________ 2010 г. Назарова Д.Н.


Похожие:

Верховный Суд Российской Федерации 121260, г. Москва, ул. Поварская, д. 15 Заявитель : Назарова Дарья Николаевна iconВерховный Суд Российской Федерации 121260, г. Москва, ул. Поварская,...
Российской Федерации (далее — Порядок, Порядок предоставления сведений из регистра), утвержденного Приказом Министерства юстиции...
Верховный Суд Российской Федерации 121260, г. Москва, ул. Поварская, д. 15 Заявитель : Назарова Дарья Николаевна iconВерховный Суд Российской Федерации 121260, г. Москва, ул. Поварская,...
«Правил ведения Единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений», которые подлежали...
Верховный Суд Российской Федерации 121260, г. Москва, ул. Поварская, д. 15 Заявитель : Назарова Дарья Николаевна iconВерховный Суд Российской Федерации 121260, г. Москва, ул. Поварская,...
«Порядка предоставления сведений, содержащихся в федеральном регистре нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации»...
Верховный Суд Российской Федерации 121260, г. Москва, ул. Поварская, д. 15 Заявитель : Назарова Дарья Николаевна iconВерховный Суд Российской Федерации 121260, г. Москва, ул. Поварская,...
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 октября 2003 года №630, которыми установлена плата за доступ к сведениям,...
Верховный Суд Российской Федерации 121260, г. Москва, ул. Поварская, д. 15 Заявитель : Назарова Дарья Николаевна iconПредседателю Верховного Суда Российской Федерации 121260, г. Москва,...
Правила ведения егрюл), и пунктов 31, 32 «Правил ведения Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей и предоставления...
Верховный Суд Российской Федерации 121260, г. Москва, ул. Поварская, д. 15 Заявитель : Назарова Дарья Николаевна iconПрезидиум Верховного Суда Российской Федерации 121260, г. Москва,...
Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2010 года № гкпи10-459, определение Кассационной коллегии Верховного Суда Российской...
Верховный Суд Российской Федерации 121260, г. Москва, ул. Поварская, д. 15 Заявитель : Назарова Дарья Николаевна iconВерховный Суд Российской Федерации 121260, г. Москва, ул. Поварская,...
Правительства Российской Федерации от 15 августа 2003 года №500 «О федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов...
Верховный Суд Российской Федерации 121260, г. Москва, ул. Поварская, д. 15 Заявитель : Назарова Дарья Николаевна iconВерховный Суд Российской Федерации 121260, г. Москва, ул. Поварская,...
Постановления Правительства Российской Федерации от 15 августа 2003 года №500 «О федеральном информационном фонде технических регламентов...
Верховный Суд Российской Федерации 121260, г. Москва, ул. Поварская, д. 15 Заявитель : Назарова Дарья Николаевна iconВерховный Суд Российской Федерации 121260, г. Москва, ул. Поварская,...
Постановления Правительства Российской Федерации от 03 ноября 1994 года №1233 «Об утверждении Положения о порядке обращения со служебной...
Верховный Суд Российской Федерации 121260, г. Москва, ул. Поварская, д. 15 Заявитель : Назарова Дарья Николаевна iconВерховный Суд Российской Федерации 121260, г. Москва, ул. Поварская,...
«Положения о федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов и единой информационной системе по техническому...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
skachate.ru
Главная страница