Экстремизм правовая суть явления




НазваниеЭкстремизм правовая суть явления
страница1/8
Дата публикации08.04.2013
Размер0.96 Mb.
ТипАнализ
skachate.ru > Право > Анализ
  1   2   3   4   5   6   7   8




ИНСТИТУТ ГОСУДАРСТВЕННО-КОНФЕССИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ И ПРАВА

Понкин И.В.


Экстремизм
правовая суть явления

Москва, 2008


Понкин И.В. Экстремизм: правовая суть явления. – М.: Институт государственно-конфессиональных отношений и права, 2008. – 57 с.
Сборник содержит материалы, подготовленные доктором юридических наук И.В. Понкиным, членом Общественного совета при Министерстве внутренних дел РФ, директором Института государственно-конфессиональных отношений и права, преподавателем кафедры государственного строительства и права и доцентом кафедры государственного управления, правового обеспечения государственной и муниципальной службы Российской академии государственной службы при Президенте РФ, членом Экспертного совета при Комитете по делам общественных организаций и религиозных объединений Государственной Думы ФС РФ, членом Общественной палаты по образованию в городе Москве.

^ Сборник представляет собой первую часть тематической серии материалов и посвящен одной из наиболее существенных угроз стабильному позитивному развитию Российской Федерации – экстремистским проявлениям, экстремистской деятельности, частично охватывает своим научным описанием несколько значимых аспектов этого явления, адресован экспертам, работникам правоохранительных органов, а также широкому кругу читателей.

© И.В. Понкин, 2006–2008

I. Наиболее часто встречающиеся в современной России виды материалов экстремистского характера, унижающих человеческое достоинство по признаку отношения к религии или национальности, оскорбляющих религиозные или национальные чувства людей
Анализ процессов в российском обществе свидетельствует о том, что в последние годы имеется тенденция к увеличению количества проявлений возбуждения религиозной вражды, фактов унижения человеческого достоинства граждан по признаку отношения к религии и национальности.1 Все это серьезно обостряет и без того весьма непростую обстановку в нашей стране. Формирование в обществе веротерпимости, миролюбия, противодействие и конструктивная профилактика различных видов экстремизма имеют для многонациональной России особую актуальность. Поэтому одной из важнейших задач и направлений отношений между государством и религиозными объединениями является обеспечение межрелигиозного согласия и мира. Что немыслимо без оперативного реагирования на все случаи проявления религиозной вражды, межрелигиозных столкновений. Эта задача тем более актуальна в наши тревожные дни, когда количество межрелигиозных конфликтов по всему миру растет. Возбуждение религиозной вражды может привести к возникновению массовых беспорядков, вооруженному мятежу и иным преступлениям.

В части 2 статьи 20 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16.12.1966 установлено: «Всякое выступление в пользу национальной, расовой или религиозной ненависти, представляющее собой подстрекательство к дискриминации, вражде или насилию, должно быть запрещено законом».

В соответствии с частью 2 статьи 19 Конституции Российской Федерации, государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Согласно части 5 статьи 13 Конституции Российской Федерации, запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни. Часть 2 статьи 29 Конституции устанавливает запрет пропаганды или агитации, возбуждающих социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, а равно пропаганды социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

Исходя из норм Уголовного кодекса Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (с послед. изменениями), Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» от 25.07.2002 № 114-ФЗ (с послед. изменениями), с учетом практики правоприменительной деятельности в Российской Федерации в сфере противодействия экстремистской деятельности, в том числе имеющейся судебной практики, можно выделить некоторые типовые, наиболее часто встречающиеся в современной России виды материалов экстремистского характера, унижающих человеческое достоинство по признаку отношения к религии или национальности, оскорбляющих религиозные или национальные чувства людей.2
Прямое использование бранных оскорбительных, в том числе матерных нецензурных, слов и выражений в отношении непосредственно определенного круга лиц по национальному или религиозному признаку.

Примеры:

• называние В.Л. Гинзбургом православных верующих оскорбительным словосочетанием «мягко говоря, сволочи церковные»3, оскорбительным словом «троглодиты»4;

• называние евреев-иудаистов «дебилами» в мультфильме «Рождественские песенки от мистера Говняшки» из анимационного сериала «Южный парк» (третий сезон, пятнадцатый выпуск), транслировавшемся телеканалом «2х2»;

• называние афганцев-мусульман оскорбительным словосочетанием «пескотрахи» в мультсериале «Южный парк»;

• называние посетителем блога телеканала «2х2» верующих протестантов оскорбительными словами «суки» и «ублюдки»5, массовое количество случаев использования посетителями форумов и блогов телеканала «2х2» матерной нецензурной и иной грубой бранной лексики в отношении верующих протестантов, мусульман и православных;

• называние неким лицом под ником «Чару» в его блоге православных верующих оскорбительными выражениями «сволочи церковные», «церковная сволочь», «пакость» и др.6;

• называние православных священнослужителей в материалах оккультно-религиозных сект последователей Рерихов оскорбительным словом «изуверы»7;

• называние в печатных материалах религиозной секты «Фалуньгун» всех людей вне этой секты оскорбительными словами и словосочетаниями – «отребьем с неясным интеллектом»8, «вырождающимися старыми жизнями»9, «злыми подонками»10, «самыми отъявленными и самыми злыми подонками»11, «принадлежащими к дьявольскому полю»12, «злобной средой, в среде, которая наполнена дьявольскими факторами»13, «злыми жизнями»14, «дьяволами»15, «силами зла»16, «дьявольское и порочное» 17, «подлое отребье мира людей»18 и пр.
^ Использование бранных оскорбительных слов и выражений в отношении традиций и обычаев определенного круга лиц по национальному или религиозному признаку.

Примеры:

• называние религиозных обычаев верующих евреев-иудаистов «отстоем» и с использованием оскорбительного слова «блевлекательно» (производное от глагола «блевать») в мультфильме «Рождественские песенки от мистера Говняшки» из анимационного сериала «Южный парк» (третий сезон, пятнадцатый выпуск).
Использование бранных оскорбительных слов и выражений, оскорбительных средств графического и иного художественного выражения в отношении священных, почитаемых или иным образом значимых предметов, изображений и текстов определенного круга лиц по национальному или религиозному признаку.

Примеры:

• выставка «Осторожно, религия!» в Сахаровском центре 14–18 января 2003 г.;

• выставка «Запретное искусство – 2006» в Сахаровском центре в марте 2007 г.;

• унижающие человеческое достоинство русских и православных по признакам отношения, соответственно, к национальности и религии картины художницы Лены Хейдиз «Welcome to Russia» и «Химера загадочной русской души»;

• выставка «Будущее зависит от тебя. Новые правила» (Екатеринбург, сентябрь 2008 г.).
Оскорбительное, дисфорическое19 высмеивание определенного круга лиц по национальному или религиозному признаку посредством помещения собирательных образов их представителей в абсурдные, заведомо оскорбительные ситуации, ложного приписывания им явно негативных и осуждаемых обществом характеристик, культурно пониженной лексики.

Примеры:

• весь сюжет мультфильма «Мультипликационные войны, часть II» анимационного сериала «Южный парк» (десятый сезон, выпуск четвертый);

• полностью сюжеты мультфильмов «Двойник», «Поездка», «Государственный визит», «Большой бой», «Семейное дело» и мн. др. из анимационного сериала «Папский городок».
Порочение определенного круга лиц по национальному или религиозному признаку посредством необоснованного приписывания собирательным образам их представителей или реальным их представителям качеств психически неполноценных лиц:

Примеры:

• книга Романа Силантьева «Новейшая история исламского сообщества России» 2005 года издания20 – в части клеветнического приписывания в косвенной форме психических заболеваний Верховному муфтию Талгату Таджуддину;

• целый ряд сцен мультфильмов «Двойник», «Поездка», «Государственный визит», «Большой бой», «Семейное дело» и мн. др. из анимационного сериала «Папский городок», клеветнически и оскорбительно выставляющих психически ненормальным в очень тяжелой степени заболевания Папу Римского, а также приписывающих качества психически ненормальных лиц широкому, неопределенному кругу католических священнослужителей, в частности сцена игры явно психически больного католического священнослужителя в компьютерную игру в серии «Государственный визит» или сцена присутствия на трибунах нескольких психически ненормальных католических священнослужителей в серии «Большой бой».
^ Использование оскорбительных обсценных сравнений в отношении определенного круга лиц по национальному или религиозному признаку.

Пример:

• сравнение христианского праздника Рождества Христова с фекалиями и сравнение вкушения рождественской пищи с поеданием испражнений в мультфильме «Рождественские песенки от мистера Говняшки» из сериала «Южный парк» (третий сезон, пятнадцатый выпуск).
Использование обсценных аудиовизуальных сцен, показывающих и заявляющих, что будто бы поедание испражнений является обычным и непредосудительным занятием верующих определенной религии.

Примеры:

• сцена поедания детьми из христианских семей, празднующими Рождество Христово, испражнений в мультфильме «Рождественские песенки от мистера Говняшки» из сериала «Южный парк» (третий сезон, пятнадцатый выпуск);

• близкая к финалу мультфильма «Мультипликационные войны, часть II» анимационного сериала «Южный парк» (десятый сезон, выпуск четвертый), в которой персонаж «Иисус» вместе с другими персонажами сцены заявляет о кусках испражнений, что это – «вкусные каки», то есть заявляет о том, что уже попробовал их;

• сцена мультфильма «Государственный визит» из анимационного сериала «Папский городок», в которой персонаж «Папа Римский» поедает собственные испражнения, об этом свидетельствует, в частности, соответствующая испачканность его лица.
Использование иных обсценных видеорядов или тестов анально-экскрементального вида или содержания в целях дисфорического высмеивания и максимально болезненного оскорбления религиозных чувств верующих и унижения их человеческого достоинства.

Примеры:

• близкая к финалу мультфильма «Мультипликационные войны, часть II» анимационного сериала «Южный парк» (десятый сезон, выпуск четвертый), в которой некто, именуемый в мультфильме и именующий себя как «Иисус», бросается фекалиями в других лиц;

• сцена мультфильма «Государственный визит» из анимационного сериала «Папский городок», в которой персонаж «Папа Римский» испражняется под себя, рисует собственными испражнениями «картины» – как типичное его поведение;

• материал некоего лица под ником «Чару» «^ О русском «боге-X» без мыла лезущем в жопу»21.
Необоснованное приписывание священнослужителям определенной религии гомосексуальных наклонностей, либо наклеивание ярлыка гомосексуалистов собирательным образам священнослужителей, представителей или верующих определенной религии, формирование ложных представлений о широкой распространенности гомосексуализма среди священнослужителей или иных верующих определенной религии, притом что в этой религии гомосексуализм осуждается.

Примеры:

• множество публикаций журналиста газеты «Московский комсомолец» С.С. Бычкова22, совершенно безосновательно и бездоказательно систематически использующего в своих статьях прием наклеивания ярлыка гомосексуалистов на членов Священного Синода и иных священнослужителей Русской Православной Церкви, чтобы оскорбить указанных лиц, поставить их в унизительное положение, подорвать их авторитет, нанести ущерб их чести и достоинству, возбудить в российском обществе недоверие и негативное, неприязненное и враждебное отношение к этим священнослужителям, тем самым, дискредитировать Священный Синод Русской Православной Церкви, нанести ущерб его репутации и Русской Православной Церкви в целом. Такие голословные обвинения являются в целом ряде из представленных публикаций С. Бычкова одной из идейных (тематических) доминант осуществляемой им, по сути, пропагандистской работы по систематической дискредитации Русской Православной Церкви и ее священнослужителей. При этом такие свои обвинения С. Бычков не подкрепляет никакими доказательствами, подменяя их логическими и смысловыми манипуляциями или откровенными домыслами23;

• сцена мультфильма «Поездка» из анимационного сериала «Папский городок», в которой показан католический священник-зоофил, гоняющийся за собакой;

• сцена мультфильма «Государственный визит» из анимационного сериала «Папский городок», в которой показан католический священник-зоофил, проявляющий «нездоровый интерес» к экзотическим животным.
^ Использование манипулятивного приёма наклеивания ряду священнослужителей определенной религии ярлыков безнравственных и порочных людей.

Пример:

• множество публикаций журналиста газеты «Московский комсомолец» С.С. Бычкова24.
^ Использование для характеристики священнослужителей определенной религии или их собирательного образа негативных, оскорбительных зоосемантических метафор.

Пример:

• множество публикаций журналиста газеты «Московский комсомолец» С.С. Бычкова25, в частности злобно оскорбительное сравнивание указанным журналистом Священного Синода Русской Православной Церкви со скотным двором (через сравнение с персонажами произведения Дж. Оруэлла «Скотный двор») и, одновременно, с сообществом «скотов» (сравнение со «скотским хутором»), либо с местом проживания или пребывания людей, находящимся в «скотском» состоянии, либо с местом, находящимся в «скотском» состоянии, а митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла – с «хряком»26.
Использование для характеристики священнослужителей определенной религии или их собирательного образа специфической ненормативной, непосредственно относящейся к криминальному жаргону лексики.

Пример:

• множество публикаций журналиста газеты «Московский комсомолец» С.С. Бычкова27.
  1   2   3   4   5   6   7   8

Похожие:

Экстремизм правовая суть явления iconГоду. Согласно этому определению, экстремизм это такая форма политической...
Понятию «экстремизм» пасе дала определение в 2003 году. Согласно этому определению, «экстремизм — это такая форма политической деятельности,...
Экстремизм правовая суть явления iconБерия
Настоящий реферат составлен на основании документов, статей и воспоминаний, которые характеризуют суть такого явления как бериевщина,...
Экстремизм правовая суть явления iconБерия
Настоящий реферат составлен на основании документов, статей и воспоминаний которые характеризуют суть такого явления, как бериевщина,...
Экстремизм правовая суть явления iconСодержание
Правовая система – это взятые в единстве правовые явления, которые характеризуют правовую жизнь данного общества и государства
Экстремизм правовая суть явления iconО-конфессиональных отношений и права гражданско-правовая, конституционно-правовая...
Гражданско-правовая, конституционно-правовая и уголовно-правовая охрана нравственности: Сборник / Отв ред и сост д ю н., проф. М....
Экстремизм правовая суть явления iconРазнообразные медиумические явления в общем, по рассказам и наблюдениям разных ученых
Все умственные и физические явления, заставляющие признать в человеческом организме способность производить какие-либо действия на...
Экстремизм правовая суть явления iconПрежде чем начать данную статью выпишем такое уточняющее предисловие....
В статье, которая будет излагаться ниже, мы будем описывать суть того или иного физического явления в деталях и поэтому мы должны...
Экстремизм правовая суть явления icon1 Обработка лесоводственной информации
Эти явления нередко представляются сложными, с первого взгляда беспорядочными, вследствие разнообразия (варьирования) в размерах,...
Экстремизм правовая суть явления iconПроблемы противодействия экстремизму в молодежной среде Республики Дагестан
«века терроризма». Серьезной причиной порождающей экстремизм и терроризм, стали криминализация общества; стремление к рычагам власти...
Экстремизм правовая суть явления iconВопросы профилактики проявлений экстремизма и терроризма
Вышеперечисленные факторы в определенной степени стимулируют напряженность в межнациональных отношениях, сопровождающуюся межэтническими...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
skachate.ru
Главная страница