Состояние и тенденции развития следственных органов в россии




Скачать 301.96 Kb.
НазваниеСостояние и тенденции развития следственных органов в россии
страница1/2
Дата публикации15.06.2014
Размер301.96 Kb.
ТипАвтореферат
skachate.ru > Право > Автореферат
  1   2



На правах рукописи

Бозоян Артур Овсепович

СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

СЛЕДСТВЕННЫХ ОРГАНОВ В РОССИИ

Специальность 12.00.11 – Судебная деятельность, прокурорская деятельность, правозащитная и правоохранительная деятельность

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени
кандидата юридических наук


Москва – 2014

Работа выполнена в Федеральном государственном казенном

образовательном учреждении высшего профессионального образования

«Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации»


Научный руководитель

доктор юридических наук, профессор

^ Рябцев Валерий Петрович

Официальные оппоненты:

Смирнов Александр Федорович,

доктор юридических наук, профессор, ФГБОУ ВПО «Институт прокуратуры Московского государственного юридического университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА)», заведующий кафедрой организации правоохранительной деятельности
^ Капитонова Юлия Владимировна,

кандидат юридических наук, Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации, помощник депутата


Ведущая организация

ФГБОУ ВПО «Российская правовая академия Министерства юстиции Российской Федерации»


Защита состоится 16 сентября 2014 г. в 14 ч. 00 мин. на заседании диссертационного совета Д 170.001.01 при Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации: 123022, Москва, ул. 2-я Звенигородская, д. 15.

С диссертацией и авторефератом можно ознакомиться в библиотеке и на сайте Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации по адресу: 123022, Москва, ул. 2-я Звенигородская, д. 15, сайт http://www.agprf.org.

С электронной версией автореферата можно ознакомиться на сайте Высшей аттестационной комиссии при Министерстве образования и науки Российской Федерации: http://vak.ed.gov.ru.
Автореферат разослан 02 июня 2014 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета С.С. Харитонов


^ ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования

Проблемы предварительного расследования в силу их огромной практической значимости всегда находились в центре внимания российских юристов. Наличие и острота многочисленных сложных вопросов при осуществлении следственной деятельности вызывают острую дискуссию о том, каким же быть современному российскому предварительному следствию. Правильная, наиболее целесообразная организация следственного аппарата, без которой немыслима эффективная борьба с преступностью – вопрос государственной важности.

Успешность укрепления правопорядка и борьбы с преступностью зависит от совершенствования деятельности следственных органов, одним из условий которой является глубокая научная разработка теоретических и практических вопросов организации органов предварительного следствия. Рассмотрение современных актуальных проблем следствия позволит сделать выводы о его месте в государственной системе и путях дальнейшего совершенствования.

Вопросы реформирования органов предварительного следствия, в том числе выведение следствия из различных ведомств, создания в России единого следственного аппарата, его места и роли в системе государственных органов характеризуются в настоящее время повышенным вниманием со стороны государства, находятся в центре научных исследований, активно обсуждаются в среде практических работников правоохранительных органов.

Президент России Дмитрий Анатольевич Медведев на встрече с журналистами 28 сентября 2010 года сообщил, что пока окончательно не определил конфигурацию следственных органов России. «Допускаю, что в принципе Следственный комитет может впитать в себя следственные органы, имеющиеся у других ведомств», – отметил глава государства. – «Но допускаю и другой сценарий: мы можем сохранить несколько следственных органов», – добавил Д.А. Медведев. По его мнению, «опыт и практика покажут, но сейчас Следственный комитет должен функционировать».

При изменении правовых основ деятельности органов предварительного следствия, их организационной дифференциации необходимость оперативного установления лиц, подлежащих привлечению к уголовной ответственности за совершение преступлений, обеспечения конституционных прав граждан, потерпевших от преступления, на доступ к правосудию и защиту со стороны государства от преступных посягательств, вызывают потребность в научно обоснованной оптимизации построения отечественного следственного аппарата с учетом национального исторического опыта, характера правовой системы, анализа достижений и просчетов наших предшественников по её построению и развитию.

В постсоветский период, несмотря на противоречивую по обоснованию установку на создание единого Следственного органа в концепции судебной реформы, одобренной Верховным Советом РСФСР (октябрь 1992), процесс преобразования организационных структур в этой сфере осуществлялся неоднозначно и непоследовательно.

Дальнейшее развитие следственного аппарата привело к новому этапу создания в системе органов уголовной юстиции самостоятельного государственного органа, имеющего значительные организационные особенности – Следственного Комитета Российской Федерации. Вместе с тем, нерешенными остаются вопросы сохраняющихся ведомственных следственных аппаратов и перспективы осуществления функции предварительного следствия в различных государственных органах.

«Компетенция определена законом о Следственном комитете и основана на уголовно-процессуальном законодательстве, но опыт – очень важная категория», – подчеркнул Президент Российской Федерации 24 января 2011 года на встрече с руководителем Следственного комитета Российской Федерации А.И. Бастрыкиным. «Еще предстоит оценить, как пойдут в области следствия дела с созданием независимого комитета. Это конструкция, которая должна еще доказать себя на практике», – убежден Президент России. Именно поэтому, в рамках дальнейшего совершенствования организации и деятельности правоохранительных органов, необходимо четко определить место и роль следственного аппарата в системе правоохранительных органов государства. Правильно организованное предварительное следствие – гарантия укрепления законности, усиления борьбы с преступностью, в том числе быстрого и полного раскрытия и расследования преступлений, как важнейшего условия постановления судом законного, обоснованного и справедливого приговора.

^ Степень научной разработанности темы

История создания и функционирования государственных структур России, наделяемых функциями предварительного расследования преступлений, определение их оптимального состава и подследственности в дореволюционный, советский и в современный периоды постоянно является предметом исследования в отечественной юридической науке. При этом отсутствует определенность и непротиворечивость многих подходов к решению проблемы. Между тем, для решения актуальной проблемы формирования общей концепции построения современного следственного аппарата, как специфичной и весьма динамичной системы, требуются и современные теоретические системные обоснования, основанные на установлении и изучении тенденций и закономерностей развития органов предварительного расследования в системе государственных органов правоохраны, детерминант их предшествующего реформирования, с учетом взаимосвязи всех обстоятельств и особенностей того или иного исторического этапа, а также аналогичного опыта зарубежных стран.

^ Объектом исследования являются динамичные общественные отношения, связанные с организацией и функционированием следственного аппарата в структуре государственных органов правоохраны Российской Федерации.

^ Предметом исследования являются теоретические и прикладные проблемы, связанные с формированием законодательства страны, регламентирующего организационную структуру следственных органов, совокупность объективных процессов, обусловливающих тенденции развития организации и функционирования следственного аппарата, перспективы его формирования и деятельности на современном этапе, его место и роль в правоохранительном механизме Российского государства.

^ Цель исследования выяснение, формулирование и обоснование основных положений, характеризующих закономерности и тенденции развития органов предварительного следствия в составе правоохранительной системы Российского государства, факторы, обусловливающие эти процессы, подготовка рекомендаций по совершенствованию их организационного построения и деятельности.

Достижение указанной цели осуществляется решением следующих задач исследования:

определение условий возникновения и формирования отечественной концепции предварительного следствия;

изучение причин и сущности реформирования института предварительного следствия на рубеже XIX – XX веков;

исследование процессов становления и направлений развития органов предварительного следствия на его различных этапах в советский период;

установление характеристик, тенденций структурирования органов предварительного следствия;

анализ тенденций и факторов, детерминирующих реформирование и современное состояние органов предварительного следствия;

определение перспектив и направлений дальнейшего развития органов предварительного следствия;

разработка предложений по совершенствованию правового регулирования организации следственного аппарата в механизме Российского государства.

^ Методологическую и методическую базу исследования составляют диалектический метод научного познания и другие общенаучные методы: анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование, абстрагирование, системно-структурный подход, и специальные методы получения эмпирического материала, а именно: исторический, логический, сравнительно-правовой, статистический, конкретно-социологический и другие частные методы исследования правовых явлений в рассматриваемой сфере правовых отношений.

Историческое исследование направлено на выявление обстоятельств возникновения, закономерностей, тенденций и противоречий развития отечественной концепции организации предварительного следствия, практики её реализации в различных социально-политических условиях и прогнозирования на этой основе возможных перспектив её развития.

Аксиоматический, гипотетико-дедуктивный, семантический методы использованы для уяснения подходов и взглядов ученых, ранее обращавшихся к исследованию проблем организации следственного аппарата в механизме государства.

В ходе исследования изучены нормативные акты, определяющие концепцию предварительного следствия и характеризующие организационно-структурное построение и направление деятельности следственных органов в Российской империи, СССР и Российской Федерации, пояснительные записки разработчиков этих нормативных актов, статистические данные о преступности в стране и о результатах работы всех действующих органов предварительного следствия в различные периоды их реформирования, концепции, монографии, учебные пособия, научные статьи дореволюционных, советских и современных авторов, стенограммы и прочие материалы различных совещаний, съездов и других собраний ученых, политиков и специалистов, на которых рассматривались исследуемые проблемы. Использован опыт зарубежных стран, характеризующий теорию и практику строительства следственных органов.

^ Теоретическую основу исследования составили научные труды таких ученых, как Азаренко В.Т., Азаров В.А., Баршев Я.И., Бойков А.Д., Бедняков Д.И., Божьев В.П., Басков В.И., Бастрыкин А.И., Вахитов Ш.К., Веремеенко И.И., Воронин Э.И., Гуляев А.П., Густов А.П., Даневский В.П., Дербенев А.П., Донцов A.M., Жарский В.Е., Жулев В.И., Капитонова Ю.В., Квачевский А.А., Ковалев М.А., Кожевников И.Н., Коротких М.Г., Корюкаев В.П., Крылов И.Я., Кулагин Н.И., Куцова Э.Ф., Ларин A.M., Мамонтов А.Г., Найденов В.В., Петрухин И.Л., Пушкин Е.А., Робозеров А.Ф., Рябцев В.П., Савицкий В.М., Сидоров В.Е., Смирнов А.Ф., Соколовский Л.М., Трусов А.И., Фаткулин Ф.Н., Халиулин А.Г., Чистяков B.C., Шадрин B.C. и других.

Активные диспуты о направлениях реформирования следствия в советское время вели: Александров Г.Н., Алексеев Н.С., Альшевский Т.В., Белозеров Ю.Н., Бородин С.В., Васютин А.П., Галкин Б.А., Готлиб P.M., Гусев Л.Н., Гуткин И.М., Дубинский А.Я., Дьяченко М.С., Жогин Н.В., Малькевич Т.В., Павлов Н.Е., Перлов И.Д., Петренко В.М., Полянский Н.Н., Рагинский М.Ю., Ратинов А.Р., Стремовский В.А., Строгович М.С., Чельцов М.А., Якубович Н.А. и многие другие. Иностранный опыт организации следственного дела изучался Апаровой Т.В., Боботовым С.В., Головко Л.В., Гуценко К.Ф., Николайчиком В.М., Лубенским А.И., Филимоновым Б.А. и другими учеными, труды которых изучались в процессе данного исследования.

^ Нормативно-правовую базу исследования составляют Конституция Российской Федерации, Федеральные законы «О прокуратуре Российской Федерации», «О Следственном комитете Российской Федерации», «О полиции», «О судебных приставах», указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, определяющие статус различных правоохранительных органов, уголовно-процессуальное, уголовно-исполнительное законодательство, организационно-распорядительные документы Генерального прокурора Российской Федерации, а также МВД России, ФСБ России и других правоохранительных органов.

^ Эмпирическую базу исследования составляют материалы ведомственной переписки органов прокуратуры с органами МВД России и другими правоохранительными органами по вопросам определения подследственности преступлений по отдельным делам и материалам, доклады прокуроров субъектов Российской Федерации в части, касающейся исследуемой проблематики, данные уголовной статистики. Использованы результаты проведенного диссертантом анкетирования следователей, состоящих в различных правоохранительных органах, и прокурорских работников, а также личный многолетний опыт работы в следственных органах и прокуратуре по надзору за исполнением законов органами предварительного следствия.

^ Научная новизна диссертационного исследования состоит в предпринятой попытке исследования на научном и практическом материале тенденций и закономерностей развития следственного аппарата на основе обобщения и анализа исторических, национальных и идеологических факторов, повлиявших на процесс формирования отечественной концепции предварительного следствия и противоречий её практической реализации.

Комплексное изучение теоретических, правовых и организационных основ структуризации органов предварительного следствия позволяет сформулировать и обосновать возможные направления его дальнейшего совершенствования с учетом создания и развития нового органа – Следственного Комитета Российской Федерации, изменений в иных правоохранительных органах, осуществляющих борьбу с преступностью.

^ Положения, выносимые на защиту:

1. Организация и развитие следственных органов современного государства должны осуществляться с учетом и использованием закономерностей, которые проявляются на базе и в контексте развития его правовой, социально-экономической и правоохранительной систем. Политические, экономические и криминогенные условия их формирования на различных этапах развития Российского государства обусловливают необходимость динамического развития его правоохранительной системы, включая организационную структуру следственного аппарата государства. Усложнение государственно-правовых отношений непосредственно влияет на структурированность следственного аппарата.

2. Следственный аппарат без иных звеньев всей технологической цепочки раскрытия и расследования преступлений в принципе не может быть самодостаточным для эффективного выполнения возложенных задач. Наличие следственного аппарата в составе правоохранительного органа является одним из эффективнейших инструментов обеспечения исполнения возложенных на соответствующие органы задач и функций по борьбе с преступностью в целом. Детерминантой решения о наделении того или иного государственного органа функцией предварительного расследования должна быть констатация специфичности предмета и технологии его основной «производственной» деятельности, правового регулирования сферы правовых отношений, в которой этот орган действует.

3. Национальный исторический и мировой опыт показывают, что полицентризм следственного аппарата, наделение функцией предварительного следствия различных государственных структур являются наиболее эффективной современной формой организации следственного дела, предполагающей адекватное распределение между ними подследственности. Такая подследственность должна предопределяться основным предназначением соответствующего государственного органа. Установление подследственности каждого государственного органа, наделенного функцией предварительного следствия, должно предопределяться содержанием совокупности других и, прежде всего, правоохранительных функций, для выполнения которых и сформирован данный орган (прокуратура – уголовное преследование и надзор за исполнением законодательства, МВД – охрана общественного порядка, ФСБ – обеспечение государственной безопасности, и т.п.).

4. Создание единого следственного органа неизбежно приводит к необходимости установления специализации внутри него. Это обстоятельство становится очевидным уже на стадии принятия решения о создании единого следственного аппарата. В последующем необходимость в такой специализации проявляется как закономерность со всеми присущими ей организационно-структурными, методическими, правовыми, кадровыми и иными характеристиками. Специализация следственной деятельности обеспечивается не только и не столько выполнением расследований отдельных видов преступлений одними и теми же следователями, как наличием, поддержанием и обеспечением формирования соответствующих условий, среды, наличием постоянно развивающейся нормативно-правовой регламентации соответствующих общественных отношений, созданием в его структуре различных обеспечивающих подразделений, которые выполняют повседневные взаимосвязанные действия и процедуры по мониторингу условий совершения отдельных видов преступлений (дежурные части, обеспечение охраны, проведение ОРД и других мер).

5. В методологическом отношении ошибочность механистического подхода к реформированию следственного аппарата состоит в том, что следственный аппарат рассматривается в отрыве от специфики той деятельности, в сфере которой совершаются и расследуются преступления. При выработке и принятии решения о реформировании следственного аппарата должны быть учтены научно установленные факторы, объективно обуславливающие разграничение подследственности между различными правоохранительными структурами, специализирующимися в установленных для них сферах деятельности по борьбе с преступностью. Прежде всего, при этом имеются в виду детерминанты создания и поддержания современных методик расследования преступлений. Выработка и освоение этих методик, динамичное поддержание их в адекватном виде является главным условием успешного раскрытия и расследования преступлений. В основе адекватных методик расследования, обеспечивающих его высокую результативность, лежат факторы, определяющие её конкретное содержание и постоянное развитие в конкретной сфере правовых отношений (налоговых, таможенных, миграционных и др.). Формирование таких методик – длительный и повседневный процесс с участием различных специалистов, функционирующих в соответствующей сфере правовых отношений, причем требующих мониторингового подхода для их поддержания в адекватном состоянии в связи с динамичными изменениями в содержании основных детерминантов, обусловливающих совершение преступлений и их успешное расследование.

6. Тенденции дифференциации и специализации следственного аппарата по актуальным сферам правовых отношений формируются под влиянием объективных реалий конкретного времени: состояния адекватности политики, права, экономики, общественного сознания, культурных и правовых традиций, состояния и динамики преступности, возможностей государства в сфере обеспечения личной, общественной и государственной безопасности, которые формируют специфику условий предварительного следствия, его дифференциации в организационно-структурном отношении. Специализация следователей – это объективно обусловленный, крайне востребованный и обязательный принцип организации следственной работы, предопределяющий естественно сложившуюся специализацию следователей по отдельным правоохранительным органам. Оптимизация развития этой специализации возможны не только и не столько в составе единого следственного органа, сколько путем наделения функцией предварительного расследования и создания аппаратов следователей и дознавателей в составе других государственных структур. Дифференциация следственного аппарата – это не есть результат стремления ведомств к обладанию следственным аппаратом, а объективная, обусловленная внешними факторами необходимость. Полицентризм следственного аппарата, выраженный в наличии относительно независимых подсистем, усиливает надежность системы органов правоохраны Российской Федерации.

7. Окончательная нерешенность вопросов реформирования современного российского следственного аппарата, противоречивость принимаемых решений с учетом значительности проблемы требует разработки и широкого обсуждения научно обоснованной Концепции развития органов предварительного следствия в Российской Федерации с обоснованием детерминант формирования структуры следственного аппарата и характеристики его отдельных элементов. Учитывая политико-правовой характер, Концепция должна иметь четкий нормативный статус, быть утверждена Указом Президента Российской Федерации и реализована системой законодательных, организационных и структурных решений.
  1   2

Похожие:

Состояние и тенденции развития следственных органов в россии iconКурсовая работа по теме: «Состояние криминальной виктимизации в стране...
«Состояние криминальной виктимизации в стране и тенденции ее развития на перспективу»
Состояние и тенденции развития следственных органов в россии iconГлущенко В. В. Введение в кризисологию. Финансовая кризисология. Антикризисное управление
Современное состояние экономики России и тенденции и перспективы ее развития во время мирового финансового кризиса
Состояние и тенденции развития следственных органов в россии iconРабочая учебная программа «страхование»
России; страховая услуга; продавцы и покупатели страховых услуг; страховые посредники; современное состояние страхового рынка России;...
Состояние и тенденции развития следственных органов в россии icon1. Общие положения о производстве следственных действий § Понятие и
Основные тенденции развития процессуальных норм о порядке проведения допроса и очной ставки
Состояние и тенденции развития следственных органов в россии iconДипломная работа
Состояние, тенденции и проблемы развития народного образования в Новом Уренгое
Состояние и тенденции развития следственных органов в россии iconСовременное состояние и тенденции развития нотариата в греции обеспечение...

Состояние и тенденции развития следственных органов в россии iconКонвенция о биологическом разнообразии
Биологическое разнообразие лесов: современное состояние, тенденции развития и возможные пути сохранения
Состояние и тенденции развития следственных органов в россии iconФролова Елена Владимировна, аспирантка Института экономики ран
Мировой рынок корпоративных облигаций: современное состояние, тенденции и перспективы развития
Состояние и тенденции развития следственных органов в россии iconРазработки, финансирования
Остаточно полную сводку современного развития регионального программирования в России и включает рекомендации по совершенствованию...
Состояние и тенденции развития следственных органов в россии iconОбращаем Ваше внимание на то, что конференция будет носить исключительно...
Приглашаем Вас принять участие в работе Международной научно-практической конференции «Украинистика в России: история, состояние,...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
skachate.ru
Главная страница