Курсовая работа по дисциплине «Общая и профессиональная педагогика»




НазваниеКурсовая работа по дисциплине «Общая и профессиональная педагогика»
страница1/3
Дата публикации25.02.2013
Размер0.49 Mb.
ТипКурсовая
skachate.ru > Право > Курсовая
  1   2   3
Министерство образования и науки Российской федерации

Бузулукский гуманитарно-технологический институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Оренбургский государственный университет»

Факультет промышленности и транспорта
Кафедра психологии и педагогики

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Общая и профессиональная педагогика»
Развитие учебной мотивации учащихся начального профессионального образования на занятиях информатики

БГТИ (филиал) ОГУ 050501.65 5012.808 ОО


Руководитель:

___________ Омельяненко Л.А.

«___» ______________ 2012г.
Исполнитель:

студент группы 10 ПО

________________ Видяков В.А.

«___» ______________ 2012г.

Бузулук 2012

Министерство образования и науки Российской федерации

Бузулукский гуманитарно-технологический институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Оренбургский государственный университет»

Факультет промышленности и транспорта
Кафедра психологии и педагогики
^ Задание на курсовую работу
Развитие учебной мотивации учащихся начального профессионального образования на занятиях информатики
Перечень подлежащих разработке в работе вопросов:

  1. Раскрыть суть мотивации как средства активизации учебной деятельности.

  2. Раскрыть сущность и классификацию мотивов обучения.

  3. Определить пути совершенствования мотивации учебной деятельности учащихся НПО.

  4. Ознакомиться с работой учителя на уроке относительно формирования мотивации учебной деятельности учащихся НПО.

  5. Разработать методические рекомендации относительно совершенствования мотивации учебной деятельности учащихся НПО.


Перечень графического материала: таблицы, блок-схемы

Дата выдачи задания: «___» ___________2012г.

Руководитель: ______________ Омельяненко Л.А.

Исполнитель: _______________ Видяков В.А.

Срок защиты работы «___» ___________ 2012г.
Аннотация


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3

^ ГЛАВА І. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ МОТИВАЦИИ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НПО

1.1 Мотивация как средство активизации учебной деятельности…….…6

1.2 Сущность и классификация мотивов…………………………………12

1.3 Пути совершенствования мотивации учебной деятельности учащихся НПО……………………………………………………………...……20

Выводы к первой главе…………………………………………………23
Глава 2. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРАКТИКЕ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ

2.1. Анализ уроков……………...………………………………………….25


2.2. Методические рекомендации относительно совершенствования мотивации учебной деятельности учащихся НПО………………...………….28

Выводы по второй главе………………………………………………...33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...34

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………….36

ПРИЛОЖЕНИЯ……………..……………………………………………39

ВВЕДЕНИЕ

Воспитание всесторонне развитой, активной, творческой и гармоничной личности появляется перед педагогами и психологами как стратегическое задание, определенное в законодательстве Российской Федерации. Личностно ориентированная философия образования в условиях нынешнего времени должна быть направлена на создание надлежащих условий для развития психики ученика, максимальной реализации ее творческого потенциала, на удовлетворение ее потребности в самоутверждении, самореализации и самой актуализации в учебно-познавательной деятельности.

Учебная деятельность является ведущей деятельностью в течение периода становления и самоопределения личности. Она, как и любая другая, активируется, направляется и прекращается мотивацией, которая есть ее важнейшей составляющей. Именно от мотивации зависит подавляющая часть успехов в обучении, именно ее становление с началом обучения обусловливает дальнейшее развитие личности как части общества. В обучении происходит процесс превращения, даже направленное само превращение ребенка в общественно-полезного существа.

Мотивация обучения играет важную роль в становлении личности, ведь без нее невозможна эффективная учебная деятельность и развитие способности и потребности к самосовершенствованию, саморазвитию, самообразованию.

Актуальность данной темы заключается в том, что, поняв механизм формирования мотивационной сферы человека, мы сможем целеустремленно влиять с помощью воспитательных принципов на становление мотивации у учащихся НПО; руководители смогут эффективно управлять персоналом, повышая производительность предприятия с помощью мотивирования своих сотрудников, а получив представление о том, что же такое мотивация и которые наши настоящие мотивы, который собственно механизм мотивации, мы сможем эффективнее распоряжаться собственной жизнью, адекватно воспринимать не только людей, но и всю ситуацию взаимодействия, мы которых окружающих, наслаждаться этим, прислушиваясь к своим потребностям и желаниям, строить планы на будущее, опираясь на свои настоящие мотивы.

Проблема мотивации исследуется в психологии достаточно широко (С. Рубинштейн, О. Леонтьев, Л. Божович, Г. Костюк, П. Якобсон, Х. Хекхаузен, Е. Ильин, А. Маркова, и др.). Значительный взнос в изучение проблемы мотивации обучения у учащихся НПО сделали отечественные ученые В.И. Ковалев, З.И. Васильева, Т.И. Шамова, Г.І. Щукина и др. В частности, раскрыты структурные, содержательные и динамические характеристики мотивов обучения, особенности и тенденции развития отношения к обучения у учащихся НПО с разной успешностью, условия целеустремленного формирования позитивной мотивации обучения.

Психологические исследования онтогенеза мотивации ( Л. Божович, Е. Ильин,) дали возможность выделить группы мотивов, которые лежат в основе осуществления учебной деятельности. Формирование мотивации обучения через организацию деятельности стало предметом изучения в русле исследований под руководством В.А. Якунина, Л. І. Божовича, В. І. Ковалева, В.І. Лозовой и др.

Невзирая на большое количество работ в этой отрасли, ее нельзя считать полностью решенной. Но работники образования и руководители нуждаются в практических рекомендациях для воплощения в жизнь многих идей связанных с мотивированием учебной деятельности.

Именно актуальность и недостаточное описание данной проблемы и повлек выбор темы курсовой работы: «Мотивация учебной деятельности учащихся НПО».

Объектом исследования является мотивация учебной деятельности учащихся НПО.

Предметом исследования является выявление закономерностей и формирование мотивации учебной деятельности у учащихся НПО.

Цель исследования – выявить педагогические условия эффективности формирования мотивации у учащихся НПО.
^ 1 Теоретические принципы мотивации обучения учащихся НПО

1.1 Мотивация как средство активизации учебной деятельности
В сжатой описательной форме обучения можно охарактеризовать как путь образования, как передачу человеку знаний, умений, навыков. Обучение –это педагогический процесс, в ходе которого ученики овладевают не только разнообразными знаниями, умениями и навыками, но и развивают свои умственные силы, проходят путь от незнания к знанию. Такое понимание процесса обучение сама по себе важна, но для глубокого и полного определения обучения как дидактичной категории нужны другие, более конструктивные подходы.

В учебниках и пособиях по педагогике приведены разные определения обучения. Однако не будем искать в каждом из них более или менее удачного, просто будем помнить, что разные авторы в центр внимания ставят разные аспекты обучения, разные его стороны, считая их определяющими. Например, Ю. Бабанский определил обучение как целеустремленное взаимодействие преподавателя и учащихся НПО, которое последовательно изменяется, в ходе которой развязываются задания образования, воспитания и общего развития учащихся НПО [1]. Следовательно, в центре внимания ученого мысль о том, что обучение – это целеустремленное взаимодействие учителя и учащихся НПО, которое последовательно изменяется.

Харламов в своем учебнике "Педагогика" под учебой понимает "целеустремленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся НПО из овладения научными знаниями, умениями и навыками, развития творческих способностей, мировоззрения и морально-этических взглядов и убеждений" [26, С. 35]. Автор акцентирует внимание на том, что обучение - это педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся НПО.

Г. Костюк, выдающийся украинский психолог охарактеризовал обучение как управление усвоением учениками общественных ценностей, выработанных предыдущими поколениями людей, как сложную систему способов осуществляемого в семье, детских садиках, школах и других учебных заведениях управления учебной деятельностью молодого поколения [11]. Таким образом, смысловая нагрузка в его определении обучения приходится на утверждение, что это управление учебной деятельностью учащихся НПО, управление усвоением учениками общественных ценностей.

Следовательно, разные авторы в центр внимания ставят разнообразные стороны обучения как процессу, однако все единодушные в том, что обучение - это совместная деятельность учителя и учащихся НПО. Деятельность учащихся НПО называют обучениям, а деятельность учителя - преподаванием. По моему мнению, обучение – это не простая сумма двух деятельностей, обучения и преподавание, это их органическое единство.

Сущность обучения заключается в исполнении основных функций (за Петровским А.В.)[17]:

– образовательная – обогащение учащихся НПО ЗУН, что обеспечивает способность к самоорганизации деятельности, которая выходит за пределы усвоенных ЗУН;

– развивающая – направленная на умственное и духовное развитие человека; способствует развитию мышления, формированию воли, эмоционально-чувственной сферы; учебных интересов, мотивов и способностей.;

– воспитательная – формирование у учащихся НПО системы ценностных отношений, соответствующих современной культуре; она реализуется тогда, когда учитель учитывает имеющиеся у учащихся НПО реальные мотивы и опирается на них при организации обучения, ведет специальную работу с развития позитивного отношения до предмета и познания вообще.

Характеристики процесса обучения (по Немову Р. С.)[16]:

– мотивируемая: личная заинтересованность преподавателя в том, чтобы ученики как можно лучше усваивали учебный материал; глубина мотивации оценивается за привлечение в учебный процесс наиболее значимых жизненных мотивов преподавателя, которые представляют основу его личности;

– развитость структуры обучения: наличие в арсенале преподавателя разнообразных действий, с помощью которых он может осуществлять свои функции, передавая ученикам ЗУН, развивая их умственно и морально;

– гибкость обучения: умение сочетать и использовать разные методы и приемы обучения, легко и быстро переходя от одного к другому.

Процесс обучения формируют тесно связанные между собой компоненты:

– целевой (постановка конкретной цели изучения учебного материала на уроке, изучение учебной дисциплины и образовательной цели учебно-воспитательного заведения определенного типа);

– стимулирующий мотивационный (создания условий, которые побуждают учащихся НПО к активной учебно-познавательной деятельности, формируют у них позитивную мотивацию этой деятельности);

– содержательный (оптимальный подбор предметов учебного плана, содержательность учебных программ и учебников, а также продуманность содержания каждого учебного занятия);

– операционно-действенный (удачный подбор приемов, методов и организационных форм обучения, оптимальное сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной работы относительно усвоения учениками содержания учебного материала, выработки в них соответствующих умений и навыков); контрольно-регулирующий (контроль за усвоением учениками знаний, приобретением умений и навыков, внесения необходимых корректив к содержанию и методике обучения с целью повышения эффективности процесса обучения);

– оценочно-результативный (выявление уровня знаний, умений и навыков каждого ученика, определения причин неуспеваемости в каждом конкретном случае и соответствующая работа относительно их устранения).

Из истории развития мировой педагогической мысли известно, что педагогов и психологов в процессе обучения в первую очередь интересовала деятельность ученика - обучения, его структура, природа, механизмы осуществления. Поэтому психологическая и педагогическая науки имеют большое количество взглядов на обучения.

Я. Коменский рассматривал обучения как приобретение знаний из разных наук и умений решать разнообразные задания и производить действия с использованием знаний [10]. Знания рассматривались частично как чувственные представления, а особенно как понятия и их системы. Главными компонентами обучения, за Я. Коменским, является понимание, заучивание наизусть, языковое и внешнее манипулятивное действие. Понимание он представлял как познание, в котором выделялись две степени: чувственный и рациональный. На чувственной степени используются ощущение, восприятие, представление. Рациональная степень основывается на мышлении. Структура понимания включает такие компоненты как восприятия предметов, представления их, мышления, которое осуществляет сравнение, анализ, обобщение и оценку. Запоминание в большей степени зависит от понимания и упражнений.

Видный отечественный педагог К. Ушинский различал два вида обучения: обучения с получением знания от учителя и обучения путем решения проблемы [24].

А. Дистервег различал процессы обучения и процессы развития, которые происходят в обучении. Обучения дает материальный эффект обучения – знание, умение и навыки. Развитие – за ним, это тренировка и совершенствование мышления, языка, произвольного внимания, способностей. «Усваивать и исследовать предмет с помощью ума» – это и есть, собственно развитие, по мнению А. Дистервега. Развитие дает формальный эффект обучения. На то время представление А. Дистервега об обучения как о процессе, который зависит от метода обучения, были чрезвычайно переду. Они и сегодня имеют исключительно важное значение. Он выделял два метода обучения: сообщающий метод (научный) и элементарный (развивающий) метод. Во время обучения с помощью первого метода учитель выкладывает материал, ученики его воспринимают рецептивно, включаясь, придерживаясь мнений учителя. Как видим элемент пассивности в деятельности учащихся НПО очень большой.

Второй метод выглядел так. Ученики выходят из определенных положений, исследуя их, или то, которое выплывает из них, и получают истину путем собственных размышлений, исследования, изучения. Построение новообразования является активным процессом, самодеятельностью и она проходит путем объединения ранее усвоенных элементов прошлого опыта в новые связки, которые отвечают новым знанием и умением.

Следовательно, можно сказать, что деятельность ученика (обучения) - это организована учителем активная познавательная деятельность ученика, направленная на овладение содержанием образования и обеспечивает самоуправление процессом обучения.

Но что необходимо, чтобы познавательная деятельность ученика была активной? Ответ на этот вопрос можно найти обратив внимание на компоненты обучения, а именно на второй компонент - стимулирующе-мотивационный. Недаром он стоит одним с первым, этим подчеркивается его важность, потому что именно благодаря нему можно активизировать учебную деятельность учащихся НПО.

Под активизацией учебно-познавательной деятельности понимают целеустремленную деятельность преподавателя, направленную на разработка и использование таких форм, содержания, методов, приемов и средств обучения, которые способствуют повышению интереса, самостоятельности, творческой активности учащихся НПО в усвоении знаний, приобретении умений и навыков, их практическом приложении, а также в формировании способностей прогнозировать производственную ситуацию и принимать самостоятельные решения.

В процессе активизации учебно-познавательной деятельности учащихся НПО и развития личных способностей и наклонов большую роль играет мотивация деятельности и создание соответствующей ценностно-мотивационной сферы.

Существует два взаимоувязанных понятия: мотив и мотивация.

Мотивация – это так называемые психические явления, которые стали побуждением к выполнению того или другого действия, поступка, что определяют активность личности и ее направленность на достижение запланированного результата.

Мотив – осознанная потребность, которая вызывает активность человека и определяет направленность этой активности.

Мотивация обучения определяется как отдельный вид мотивации, которая включена к деятельности обучения, учебной деятельности.

Как и любой другой вид, она определяется целым рядом специфических для этой деятельности факторов.

Во-первых, она определяется самой образовательной системой, образовательным заведением, где осуществляется учебная деятельность;

во-вторых, - организацией образовательного процесса;

в-третьих, - субъектными особенностями того, кто учится (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, самооценка, его взаимодействие с другими учениками или студентами и так далее);

в-четвертых, - субъектными особенностями педагога и прежде всего его отношений к ученику, к делу;

в-пятых, - спецификой учебного предмета.

Мотивация играет очень важную роль в активизации учебной деятельности учащихся НПО. Ее сутью является формирование у ученика внутренних мотивов и желаний, на основе которых у него повысится любопытство к обучении, познавательной деятельности и творческой работе. Ученик будет пытаться выполнить задание не ради награды или хорошей оценки, а потому, что ему это интересно, его это захватывает.

Следовательно, мотивация является отправным пунктом деятельности как учителя, так и самого ученика на то, чтобы повысить уровень познавательной активности, образования позитивное отношение к обучении и развивать ученика как социально-активную и творческую личность.

1.2 Сущность и классификация мотивов

Формирование мотивации учебных действий – это ответственный этап деятельности педагога. Глубокие, крепкие, эмоционально окрашенные и содержательные мотивы обеспечивают эффективность учебно-познавательных действий учащихся НПО и предоставляют им конкретную направленность. Через то некоторые авторы, например Ю.К. Бабанский, В. Оконь, рассматривают мотивацию обучения как отдельный компонент учебного процесса и формулируют соответствующий принцип обучения : «К нему можно было внести принцип мотивации, поскольку мотивация присутствует во всех процессах образования» [1, С. 57].

О. М. Леонтьев различает понятие мотив и цель [19]. Цель - это предсказуемый результат, представленный и осознаваемый человеком. Мотив - побуждение к достижению цели. Различают мотивы понимающие и реально действующие. Ученик понимает, почему надо учиться, но это еще может не побуждать его заниматься учебной деятельностью. При конкретных условиях понимающие мотивы становятся реально действующими. Например, первоклассник всячески пытается оттянуть приготовление домашних заданий. Он знает, что ему нужно готовить уроки, иначе огорчит родителей, получит неудовлетворительную оценку, что учиться - это его обязанность и так далее. Но всего этого может быть недостаточно, чтобы заставить ребенка готовить уроки. Допустимо теперь, что ему говорят: до тех пор, пока не сделаешь уроков, ты не пойдешь решетки. Такое замечание может подействовать, и он выполнит домашнее задание. В сознании ребенка, бесспорно, существуют и другие мотивы (получить хорошую оценку, исполнить свою обязанность), но это только понимающие мотивы. Они для него психологически недейственные, а действительно действенным является мотив получить возможность поиграть. В конечном результате, в результате удовлетворения этого мотива (ребенку пришлось хорошо выучить уроки) он получил хорошую оценку. Проходит некоторое время, и ребенок сам садится за уроки по собственной инициативе. Появляется новый действующий мотив: Он делает уроки, чтобы получить хорошую оценку, теперь в этом смысл приготовления заданий.

Изучение мотивов предусматривает проникновение в их иерархию, где одни из них выполняют функцию побудительную – это ведущие содержательные мотивы. Любая деятельность поли мотивирована. В каждой конкретной деятельности складывается определенная иерархическая структура.

Сами по себе знания могут быть для него лишь средством для достижения других целей (получить аттестат, избежать наказания, заслужить похвалу и так далее). В этом случае ребенка побуждает не любопытство, любознательность, стремление завладеть конкретными умениями, увлеченность процессом усвоения знаний, а то, которое будет получено в результате обучения. Выделяют несколько типов мотивации, связанной с результатами обучения:

– мотивация, которая условно может быть названа негативной. Под негативной мотивацией понимают побуждения учащихся НПО, вызванные осознанием определенных неудобств и неприятностей, которые могут возникнуть, если он не будет учиться. Такая мотивация не приводит к успешным результатам;

– мотивация, которая имеет позитивный характер, но также связанная с мотивами, заложенными вне самой учебной деятельности. Эта мотивация выступает в двух формах.

В одном случае такая позитивная мотивация определяется весомыми для личности социальными стремлениями (чувство гражданского долга перед страной, перед близкими). Обучение рассматривается как дорога к освоению больших ценностей культуры, как путь к осуществлению своего назначения в жизни. Такая установка в обучении, если она достаточно стойка и занимает существенное место в личности ученика, дает ему силы для преодоления известных трудностей, для проявления терпения и усидчивости. Это - наиболее ценная мотивация. Однако если в процессе обучения данная установка не будет подкреплена другими мотивирующими факторами, то она не обеспечит максимального эффекта, поскольку владеет привлекательностью не деятельность как таковая, а лишь то, что с ней связано.

Другая форма мотивации определяется узко личностными мотивами: одобрение окружающих, путь к личному благополучию и тому подобное. Кроме этого, может быть выделенная мотивация, которая лежит в самой учебной деятельности, например мотивация, связанная непосредственно с целями обучения. Мотивы этой категории: удовлетворение любознательности, приобретения определенных знаний, расширения кругозора. Мотивация может быть заложена в самом процессе учебной деятельности (преодоление препятствий, интеллектуальная активность, реализация своих способностей и др.).

Принято различать две больших группы учебных мотивов: познавательные (связанные с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения) и социальные (связанные с разными социальными взаимодействиями учащихся НПО с другими людьми).

 Познавательные мотивы включают:

– широкие познавательные мотивы, которые базируются на ориентации учащихся НПО на овладение новыми знаниями. Проявление этих мотивов в учебном процессе: реально успешное выполнение учебных заданий; позитивная реакция на повышение учителем трудности задания; обращение к учителю по дополнительным сведениям, готовность до их принятия; позитивное отношение к необязательным заданиям; обращение к учебным заданиям в свободной необязательной обстановке, например на перерыве. Широкие познавательные мотивы различаются за уровнями. Это может быть интерес к новым интересным фактам, явлениям, или интерес к существенным свойствам явлений, к первым дедуктивным выводам, или интерес к закономерностям в учебном материале, к теоретическим принципам, к ключевым идеям и так далее;

– учебно-познавательные мотивы, которые складываются в ориентации учащихся НПО на усвоение способов добычи знаний. Их проявления на уроке: самостоятельное обращение учащихся НПО к поиску способов работы, решения, к их сопоставлению; возвращение к анализу способа решения задания по получении правильного результата; характер вопросов к учителю и вопросы, связанные с поиском способов и теоретического содержания курса; интерес при переходе к новому действию, к введению нового понятия; интерес к анализу собственных ошибок; самоконтроль в ходе работы как условие внимания и сосредоточенности;

– мотивы самообразования, которые складываются в направленности учащихся НПО на самостоятельное совершенствование способов добычи знаний. Их проявления на уроке: обращение к учителю и другим взрослым с вопросами о способах рациональной организации учебного труда и приемах самообразования, участие в обсуждении этих способов; все реальные действия учащихся НПО по осуществлению самообразования (чтение дополнительной литературы, посещения кружков, складывания плана самообразования и так далее).

Социальные мотивы включают:

– широкие социальные мотивы, которые складываются в стремлении получать знание на основе осознания социальной необходимости, повинности, ответственности, чтобы быть полезным обществу, семье, подготовиться к взрослой жизни. Проявления этих мотивов в учебном процессе: поступки, которые свидетельствуют о понимании учащимися НПО общей значимости обучения, о готовности уступить личные интересы ради общественных;

– узкие социальные, так называемые позиционные мотивы, которые складываются в стремлении занять определенную позицию, место в отношениях с окружающими, получить их одобрение, заслужить у них авторитет. Проявления: стремление к взаимодействию и контактам с однолетками, обращение к товарищу в ходе обучения; намерение выяснить отношение товарища к своей работе; инициатива и бескорыстие при помощи товарищу; количество и характер попыток передать товарищу новые знания и способы работы; отзыв по просьбе товарища о помощи; принятие и внесение предложений об участии в коллективной работе; реальное включение к ней, готовность участвовать во взаимоконтроле.

Разновидностью таких мотивов считается мотивация благополучия, которое оказывается в стремлении получать только одобрение со стороны учителей, родителей и товарищей;

– социальные мотивы, называемые мотивами социального сотрудничества, которые складываются в желании общаться и взаимодействовать с другими людьми, стремления осознавать, анализировать способы, формы своего сотрудничества и взаимоотношений с учителем и товарищами по классу, совершенствовать их. Проявление: стремление осознать способы коллективной работы и усовершенствовать их, интерес к обсуждению разных способов фронтальной и групповой работы в классе; стремление к поиску наиболее оптимальных их вариантов, интерес к переключению из индивидуальной работы на коллективную и назад.

А.К. Маркова описывает две группы психологических характеристик познавательных и социальных мотивов [14].

Первая группа мотивационных характеристик - их называют содержательными – прямо связанная с содержанием осуществляемой учащимися НПО учебной деятельности. Вторая группа характеристик - их условно называют динамическими - характеризует форму, динамику выражения этих мотивов.

Содержательными характеристиками мотивов следующие:

– наличие личностного смысла обучения для ученика;

– наличие действенности мотива, то есть. его реального влияния на ход учебной деятельности и всего поведения ребенка;

– место мотива в общей структуре мотивации;

– самостоятельность возникновения и проявления мотива;

– уровень осознания мотива;

– степень распространения мотива на разные типы деятельности, виды учебных предметов, формы учебных заданий.

Динамические характеристики мотивов:

– Стойкость мотивов. Оказывается в том, что ученик учится с желанием даже вопреки неблагоприятным внешним стимулам, препятствиям, и в том, что ученик не может не учиться.

– Модальность мотивов – их эмоциональная расцветка. Психологи говорят о негативной и позитивной мотивациях обучения.

– Другие формы проявления мотивов выражаются также в силе мотиву, его выразительности, скорости возникновения и так далее. Они оказываются в том, например, как долго может сидеть учащихся НПО над работой, сколько заданий он может выполнить и так далее

В своих исследованиях Е.Н. Ильин, А.К. Маркова, Т.А. Иметься, М.Е. Мильман, А.Б. Орлов и другие авторы обосновали внутреннюю и внешнюю мотивации учебной деятельности и условия их формирования. «Ведь именно позитивная мотивация к обучении и личностному продвижению, которую создает и поддерживает в первую очередь учитель, является краеугольным условием конструктивной социализации учащихся НПО. Отсутствие или же ошибочность такой мотивации приводят к угрозе общественной изоляции и возникновению девиаций социального поведения молодежи» [15, С. 43].

Мотивация учебно-познавательной деятельности состоит из совокупности определенных мотивов. Мотив учебно-познавательной деятельности - это попытка ученика достичь определенного уровня развития в обучении и профессиональной деятельности, в основе которой лежат глубокие, крепкие и разнообразные общенаучные и профессиональные знания, навыки и умения. В свою очередь, эта потребность вызывает определенное переживание, интерес, побуждение. Таким образом, для активного участия ученика в учебно-познавательной деятельности необходимо, чтобы цель и содержание обучения и профессиональной деятельности не только были внутренне приняты им, но и приобрели для него личностный смысл, вызывали позитивные переживания, попытки и стремления эффективных действий.

Бесспорно, учебно-познавательная деятельность учащихся НПО всегда является поли мотивированной, то есть в учебных мотивах сочетают внешние и внутренние. К внешним мотивам принадлежат стремления получить определенное развитие в обучении, приобрести новые знания, навыки, умения, взаимодействовать с товарищами. Осознание и восприятие учебно-познавательных действий, роли знаний, навыков и умений как в жизни, так и в конкретной профессиональной деятельности, попытки получить определенные поощрения за успехи в обучении являются примерами таких мотивов. Хотя также могут иметь место и нейтральные, а иногда и негативные внешние мотивы. Например, обучение как вынужденное поведение, обучение как попытка быть лидером или получить престиж, стремление быть в центре внимания. Поэтому педагог должен научиться распознавать истинные мотивы учебно-познавательных действий учащихся НПО, что будет способствовать целеустремленной и содержательной работе с каждым из них.

Внутренние мотивы можно классифицировать в две группы:

– первая – познавательные мотивы это мотивы, которые заложены в самой учебно-познавательной деятельности, на интересе учащихся НПО к содержанию профессиональной деятельности (попытка познать что-то новое, полезное и необходимое, завладеть профессиональными навыками и умениями, понять сущность разных профессиональных явлений и тому подобное) и процесса познавательных действий (попытка выявлять умственную активность, обдумывать и обосновывать определенные проблемы и тому подобное);

– вторая - мотивы достижения, в основе которых, за Д. Аткинсоном, лежит стремление к успеху и избеганию неудач [15]. Это могут быть широкие социальные мотивы, мотивы самоопределения, совершенствования; узко полезные мотивы (попытка получить поощрение, высокие оценки, стремления быть наилучшим среди товарищей); негативные мотивы (попытка избежать неприятных отношений с педагогами, товарищами).

«Люди погружаются в деятельность ради нее самой, а не для достижения каких-либо внешних наград. Такая деятельность является самоцелью, а не средством для достижения другой цели«. (Рубинштейн С.Л.) [22, С. 25].

Существенными являются такие характеристики мотивации обучения, как ее стойкость, связь с уровнем интеллектуального развития и характером учебной деятельности. Проблема формирования мотивации одно из важнейших условий успешности в достижении результатов. Мотивационный компонент скрывает в себе большие возможности. Как свидетельствуют исследования психологов, мотивационная сфера более динамическая, чем познавательная и интеллектуальная. Но относительная динамическая имеет позитивные и негативные стороны. И если ею не управлять, то может быть регресс мотивации, снижения ее уровня и вообще может быть потерянная действенность. Формирование мотивации часто идет стихийно и очень редко является предметом целеустремленной систематической работы .На сегодняшний день мотивационная сторона школьника, учащихся НПО, студента, по мнению отечественных психологов, наименее податливая к управлению ею.

Бесспорно, любой педагог должен стремиться формировать у учащихся НПО, в первую очередь, мотивацию учебно-познавательных действий, потому что их в этом случае интересует само содержание, смысл и процесс учебно-познавательных действий, а в случае мотивации достижений - только прагматичный результат. Познавательная мотивация повышает активность учащихся НПО, способствует перестройке психических процессов и, соответственно, имеет влияние на их развитие. То есть, основная проблема для ученика в дидактичном процессе - не получение высоких оценок (мотивация достижения), а система глубоких, крепких общенаучных и профессиональных знаний, навыков и умений, всестороннее и гармоничное развитие личности.

1.3 Пути совершенствования мотивации учебной деятельности учащихся НПО.

Как уже отмечалось, внутренняя мотивация является важным условием успешной обучения. Исследование В. Чиркова остро ставят проблему изучения внутренней мотивации и всестороннего анализа факторов, которые как способствуют, так и препятствуют ее выявлению [28].

Результаты его исследований удостоверяют:

– Обучение, которая основывается на внутренней заинтересованности, будет значительно успешнее, потому что при наличии такой заинтересованности ребенок способен работать дольше без любых внешних подкреплений. В то же время преобладание внешней мотивации способствует снижению познавательной активности. Поэтому достаточно часто при исчезновении внешних стимулов ребенок теряет интерес к обучении.

– Учащиеся НПО, которых привлекает в первую очередь интерес к самому процессу обучения, склонные избирать более сложные задания, что положительно влияет на развитие их познавательных процессов. Ученики с внешней мотивацией, как правило, не получают удовольствия от преодоления трудностей во время решения учебных заданий. Поэтому такие дети избирают более простые задания и выполняют лишь то, что необходимо для получения подкрепления. Таким подкреплениям чаще всего есть оценка учителя, дома - вознаграждение, подарок, похвала.

– Отсутствие внутреннего стимула способствует росту напряжения, уменьшению спонтанности, которая производит подавляя действие на креативность ребенка, тогда как наличие внутренних мотиваций способствует выявлению непосредственности, оригинальности, роста креативности и творчества.

Кроме того, преимуществом внутренних учебных мотивов является:

– позитивное влияние на решение творческих заданий, которые не имеют четкого алгоритма решения (эвристический метод);

– эмоциональное удовольствие от выполнения задания, преодоления трудностей во время решения учебных заданий, которые вызывают позитивные эмоции и основываются в первую очередь на внутреннем интересе;

– повышение самоуважения ребенка, его самооценки.

Существует целый ряд научно разработанных способов повышения внутренней мотивации в учебном процессе, используя которые, можно избежать многих затруднений. Для этого как учителям, так и родителям необходимо придерживаться таких требований:

– За возможности упразднить награды и призы за правильно выполнении задания, ограничиваясь лишь оцениванием и похвалой.

– Как можно меньше использовать на уроках ситуацию соревнования. Лучше приучать ребенка к анализу и сравнению своих личных результатов и достижениям. Ситуацию соревнования можно переключить на игровые виды деятельности.

– Пытаться быть ненавязывающим учебную цель «сверху». Совместная работа с ребенком относительно выработки цели и заданий может оказаться значительно эффективнее.

– Необходимо помнить и прет то, что наказание за неправильное решение учебных заданий является самым последним и наименее эффективным мероприятием, которое всегда вызывает негативные эмоции и негативно влияет на отношение ребенка к обучении.

– Пытаться избегать установления часовых ограничений там, где это возможно, потому что это не только подавляет развитие творчества, но и препятствует развитию внутренней мотивации.

– Следить за тем, чтобы учебные задания не только отвечали вековым ограничением, но и имели уровень оптимальной сложности, способствовали выявлению мастерства и компетентности ребенка. Регулировать уровень сложности заданий, каждый раз повышая ее.

– Предоставлять ребенку право выбора учебного задания, не ограничивая при этом ее свободу.

– Желательно подбирать учебные задания с элементом новизны и непредсказуемости, которая способствует формированию внутреннего интереса во время его выполнения.

И в завершение хотелось бы напомнить, что повышение познавательной активности, успешное усвоение учебной программы, высший уровень освоения теоретического материала становится невозможным в ситуации, когда любые стимулы, что не касаются обучения, становятся основными.

Следовательно, можно сказать, что главным заданием учителя является формирование у ученика внутренней мотивации учебной деятельности. Для этого необходимо использовать такие способы: не пытаться поощрить ребенка вознаграждением, меньше использовать ситуации соревнования, уделять большее значение совместной работе с ребенком, не применять наказания, пытаться не устанавливать часовых ограничений в творческой работе, вносить элемент новизны, предоставлять детям право выбора заданий, учитывать индивидуальные особенности учащихся НПО и не применять стимулов, которые не имеют отношения к обучении. Выполнение этих требований обязательно принесет свои результаты.

^ Выводы к первой главе

     Проведенный теоретический анализ проблемы мотивации учебной деятельности учащихся НПО позволяет сделать такие выводы:

Обучение – это педагогический процесс, в ходе которого ученики овладевают не только разнообразными знаниями, умениями и навыками, но и развивают свои умственные силы, проходят путь от незнания к знанию.

Мотивация учебно-познавательной деятельности состоит из совокупности определенных мотивов. Мотив учебно-познавательной деятельности – это попытка ученика достичь определенного уровня развития в обучении и профессиональной деятельности, в основе которой лежат глубокие, крепкие и разнообразные общенаучные и профессиональные знания, навыки и умения.

За мнением многих авторов, можно сделать вывод, что под мотивом учебной деятельности понимаются все факторы, которые обусловливают выявление учебной активности: мотивы, цель, установки, чувства долга, интересы.

На основе теоретических исследований можно определить такие категории (факторы) мотивации обучения:

– Обучение ради обучения, без удовольствия от деятельности или без интереса к предмету преподавания.

– Обучение без личных интересов и пользы.

– Обучение для социальной идентификации.

– Обучение ради успеха или страха неудач.

– Обучение по принуждению или под давлением.

– Обучение, которая основывается на понятиях и моральных обязательствах или на общепринятых нормах.

– Обучение для достижения цели в повседневной жизни.

– Обучение, которая основывается на социальной цели, требованиях и ценностях.

Много проблем современного начального профессионального образования являются актуальными не только для учителей, родителей и педагогов-психологов. В первую очередь они отражаются на развитии самого учащегося, его поведении, обучении.
2 Мотивация учебной деятельности в практике работы учителя
  1   2   3

Похожие:

Курсовая работа по дисциплине «Общая и профессиональная педагогика» iconКонтрольная работа №2 По дисциплине : «Общая и профессиональная педагогика»
Появляется у него и саморегуляция осознанная постановка целей и задач, связанных с предстоящими видами деятельности и подчинение...
Курсовая работа по дисциплине «Общая и профессиональная педагогика» iconКонтрольная работа по дисциплине «Общая и профессиональная педагогика»...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Курсовая работа по дисциплине «Общая и профессиональная педагогика» iconКурсовая работа по дисциплине «Уголовное право (общая часть)»
Общая характеристика неоконченного преступления 4
Курсовая работа по дисциплине «Общая и профессиональная педагогика» iconУказания по выполнению курсовой работы по дисциплине
Курсовая работа представляет собой самостоятельную форму аттестации, свидетельствующую о степени освоения нормативного курса «Практическая...
Курсовая работа по дисциплине «Общая и профессиональная педагогика» iconУказания по выполнению курсовой работы по дисциплине
Курсовая работа представляет собой самостоятельную форму аттестации, свидетельствующую о степени освоения нормативного курса «Практическая...
Курсовая работа по дисциплине «Общая и профессиональная педагогика» iconКурсовая работа по дисциплине: «Общая теория права» на тему: «Правосознание и правовая культура»
Бабаева В. К. Общая теория права: Курс лекций. 1995; Вишневский А. Ф., Горбаток Н. А., Кучинский В. А. Общая теория государства и...
Курсовая работа по дисциплине «Общая и профессиональная педагогика» iconПояснительная записка Контрольные работы по дисциплине «Педагогика высшей школы»
Контрольные работы по дисциплине «Педагогика высшей школы» запланированы в рамках подготовки студентов факультета культуры спбгуп,...
Курсовая работа по дисциплине «Общая и профессиональная педагогика» iconКурсовая работа по дисциплине «Общая социология»
Теоретические аспекты исследования трудовой деятельности студента
Курсовая работа по дисциплине «Общая и профессиональная педагогика» iconКурсовая работа по дисциплине «Общая социология»
Исследование профессиональной направленности студента на его трудовую деятельность
Курсовая работа по дисциплине «Общая и профессиональная педагогика» iconКурсовая работа По дисциплине «Коммуникационный менеджмент»
Общая характеристика деятельности и система внутренних коммуникаций ООО «пн-лизинг»

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
skachate.ru
Главная страница