Контрольные вопросы по курсу Тематический план




НазваниеКонтрольные вопросы по курсу Тематический план
страница1/7
Дата публикации23.03.2014
Размер0.5 Mb.
ТипКонтрольные вопросы
skachate.ru > Право > Контрольные вопросы
  1   2   3   4   5   6   7


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА ИСТОРИИ НАУКИ
ЭКОЛОГИЯ
Учебно-методический комплекс
для гуманитарных специальностей:

020100 - философия; 022200 - религиоведение;

020200 - политология; 021400 – журналистика;

021000 - музеология; 052400 - дизайн;

022800 – востоковедение и африканистика

Москва 2007
ББК 20.1

Э40
ЭКОЛОГИЯ

Учебно-методический комплекс

Автор-составитель: доцент кафедры истории науки,

канд. филос. наук М.З. Воробьёва

Учебно-методический комплекс утвержден

на заседании кафедры истории науки

10. 10. 2006, протокол № 10

(с) Российский государственный

гуманитарный университет, 2007

СОДЕРЖАНИЕ


Предисловие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
Программа курса

Пояснительная записка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5

Содержание курса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8

Список источников и литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11

Контрольные вопросы по курсу . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14

Тематический план . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17

Методические указания к самостоятельной работе . . . . . . 18

Рекомендуемые темы рефератов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19

Система текущего и итогового контроля знаний . . . . . . . . . 20
План семинарских занятий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21
Рабочая тетрадь студента . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23
ПРЕДИСЛОВИЕ
Учебно-методический комплекс (УМК) «Экология» разработан для организации самостоятельной работы при изучении данного предмета студентами гуманитарных специальностей дневного и заочного отделений РГГУ. УМК состоит из двух основных частей: программы курса и рабочей тетради студента (РТС).

Программа курса отражает темы лекций и семинаров и соответствует требованиям государственного стандарта.

УМК включает в себя списки источников и литературы, рекомендуемых тем рефератов, а также методические указания для самостоятельного изучения материала.

РТС содержит восемь тем, охватывающих основное содержание лекционного курса и семинарских занятий. Ко всем темам даны краткие методические рекомендации по их изучению, списки литературы, контрольные вопросы и задания для проверки полученных знаний.
^ ПРОГРАММА КУРСА

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Курс “Экология” читается в РГГУ в рамках перечня математических и общих естественно-научных дисциплин для студентов следующих специальностей: Дизайн; Востоковедение; Журналистика; Музеология; Религиоведение; Политология; Философия. Курс является частью комплекса взаимосвязанных дисциплин «История науки» - «Концепции современного естествознания» - «Экология».

Реальность экологической катастрофы для человечества на всех уровнях от локального до глобального стала к концу ХХ в. очевидной. Однако кажущаяся сегодня осведомленность об экологических угрозах на деле повсеместно является мнимой. Несмотря на рост числа исследований и поток публикаций эколого-социологического плана, экологическое воспитание новых поколений сильно отстает от требований, необходимых для сохранения здоровой среды обитания человека.

Разрозненная экологическая информация обычно слабо влияет на поведение, производственную и бытовую практику людей как раз в тех направлениях, в которых можно было бы предупреждать, ослаблять, ликвидировать острые экологические ситуации не столько на основе данных естественных наук, сколько на историческом - социальном и экономическом - опыте.

Переход от мрачных экологических прогнозов, выдвигаемых сегодня экологами-естественниками, к “экологически чистой” практике социально-экономического развития в будущем во многом тормозится отсутствием экологической составляющей в системе воспитания и образования. До сих пор можно говорить о слабости или вообще об отсутствии экологического взгляда на свой предмет во многих гуманитарных исследованиях, идет ли речь об истории и археологии, экономике и социологии, политологии и т.д.

Экологическое образование на всех уровнях от школы до вузов становится необходимостью ради достижения насущной цели - снижения индивидуального и группового риска и обеспечения максимально долгого благополучия людей в меняющейся биосфере.

В «идеальной модели» образования отдельный курс «Экология» может не существовать. Экологическая составляющая должна быть «растворена» в различных «специальных» предметах, являясь их неотъемлемой частью: при изучении истории, при решении математических задач, во время изучения иностранного языка и т.д. Такой подход представляется наиболее эффективным с точки зрения достижения целей экологического образования. Но, к сожалению, время для осуществления такой «идеальной модели» в полной мере еще не пришло.

Курс «Экология» читается на многих факультетах для различных гуманитарных специальностей, не являясь профильным ни для одной из них. Таким образом, содержание курса, имеющее в основе обязательное ядро, варьируется, соответствуя специфике конкретных специальностей. Экологическое образование сталкивается с явлениями, разномасштабными в пространстве и времени: нередко требуется одновременно охватывать разноуровневые события от микроскопических до глобальных, при этом на протяжении десятилетий и веков.

Современная экология давно воспринимается шире, чем одна из естественно-научных дисциплин. Это проблемно ориентированная система научных знаний о среде обитания живых организмов, в том числе и в первую очередь человека, что отражено в самом названии науки: экология - “наука о доме”.

Экологическая проблематика требует философского осмысления. Один из ведущих современных экологов В.И. Данилов-Данильян высказал мысль, что “в экологии должен быть осуществлен беспрецедентный синтез научных дисциплин - биологии и геологии, физики и химии, географии и экономики, социологии и политологии, истории и математического моделирования, правоведения, культурологии и многих других”1.
^ Предмет курса

Экология как наука (ее предмет и задачи); биосфера и человек: структура биосферы, экосистемы; взаимоотношения организма и среды; экология и здоровье человека; глобальные проблемы окружающей среды; экологические принципы рационального использования природных ресурсов и охраны природы; основы экономики природопользования; экозащитные технологии и техника; основы экологического права; профессиональная ответственность; международное сотрудничество в области охраны окружающей среды; экологическое сознание человека и общества; проблемы экологического просвещения и образования; роль средств массовой информации и коммуникационных технологий в процессах экологического просвещения и реализации концепции устойчивого развития.
^ Цель курса – формирование у студентов (на примере реальных современных острых ситуаций в системе «общество-природа») комплексного представления об экологии как науке, способной воплотить принцип взаимообогащения гуманитарной и естественнонаучной культуры для сохранения окружающей среды в интересах человечества. Данный курс готовит студента – будущего специалиста – к усвоению и принятию основных положений концепции устойчивого развития, с которой связаны надежды на бескризисное взаимодействие человечества с биосферой.
^ Задачи курса

Для реализации поставленной цели важно познакомить студентов с картиной современного состояния системы “природа-общество”, оказывающей непосредственное влияние на социальное и экономическое развитие; дать представление о новых теориях и подходах к изучению взаимодействия человечества с биосферой. Задачами курса являются: формирование у студентов системных представлений о месте человека в биосфере, обучение определять опасность «отсроченного риска» разрушения экосистем, выработка осознанных навыков личной и коллективной ответственности за сохранение жизнеобеспечивающих экосистем биосферы; понимания необходимости адаптации человечества к биосферным процессам в их сопряженной эволюции. Решение указанных задач обеспечивается усвоением всего материала курса.
Изучив курс, студент должен знать:

- историю возникновения экологии в ХIХ в. как науки о равновесии живого в природе, о понятии окружающей среды;

- принципы взаимодействия живых существ между собой и с окружающей средой;

- основные положения биологической экологии, принципы функционирования экологических систем и всей биосферы в целом;

- основные положения социальной экологии, взаимоотношения в системе “общество-техника-природа” в историческом аспекте;

- причины возникновения локальных и глобальных экологических кризисов;

- современные экологические принципы рационального использования природных ресурсов и охраны природы;

- современные основы экономики природопользования, достижения в разработке экозащитной техники и технологий;

- проблемы воспитания в обществе экологического мировоззрения и понимания основ экологического права и экологической безопасности;

- возможные пути выхода из экологического кризиса человечества;

уметь:

- пользоваться разнородными источниками информации (литературой, СМИ и Internet) для получения и использования данных мониторингов окружающей среды;

- давать оценку получаемой информации о состоянии окружающей среды во всем мире и в России;

- использовать в повседневной жизни полученные знания о видах загрязнений и их источниках для сохранения собственного здоровья;

- воспринимать экологию как одну из основополагающих научно-мировоззренческих дисциплин современного и будущего общества;

понимать:

- необходимость формирования экологической составляющей в современных научных дисциплинах и направлениях;

- неизбежность профессиональной и нравственной ответственности за сохранение стабильности системы «общество-природа» в любом виде деятельности;

- остроту проблемы воспитания в обществе экологического мировоззрения;

- основы экологического права и экологической безопасности;

- значение современной экологической политики как отдельных государств и их объединений, так и мирового сообщества в целом;

- проблемы экономического и социального характера в международном сотрудничестве в области охраны окружающей среды.
^ Объем курса – 24 часа лекций и 10 часов семинаров для дневного и 12 часов лекций для заочного отделений.
Формами контроля степени усвоения студентами учебного материала являются выступления на семинарах, контрольные работы в течение семестра по пройденным темам, заполнение «Рабочих тетрадей студента», написание рефератов, а также итоговая аттестация по всему курсу в конце семестра.

^ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Раздел I

Общие вопросы экологии. Введение
Тема 1 Основные этапы истории

взаимоотношений человека и природы
Экологическая составляющая в истории человечества (от первобытного общества до современности). Примеры отрицательных последствий отношения человека к природе как к “враждебной среде”, а затем как «неисчерпаемой кладовой ресурсов». Очаги цивилизаций - очаги экологических кризисов. Сравнительный анализ экологических последствий освоения территорий на разных континентах. Значение гуманитарной составляющей в экологии. Перспективы формирования нового типа отношения человека к природе. Экологическое сознание человека и общества. Роль СМИ и коммуникационных технологий в экологическом просвещении. Проблемы взаимовлияния экологической информации и экологического воспитания.
Тема 2 Формирование экологического знания
Идеи развития и взаимосвязанности природных явлений. ХIХ век в истории развития науки. Значение междисциплинарного подхода в науке. Предмет и задачи экологии как науки. Общее определение экологии и понятие экологических проблем. Многозначность современного понимания экологии. Разделение понятий «ecology» и «environmental sciences» в англоязычной научной традиции.

Различие подходов к рассмотрению экологических проблем на глобальном, региональном и локальном уровнях. Особенности экологических проблем в России: своеобразие географического положения страны; экологические последствия идеологизации экономической и социальной политики в СССР; взаимосвязь и неразделимость экологических, экономических и социальных проблем.


  1   2   3   4   5   6   7

Похожие:

Контрольные вопросы по курсу Тематический план iconУчебная программа курса
России высшего профессионального образования второго поколения по специальности 080301 «Коммерция (торговое дело)». Содержит организационно-методические...
Контрольные вопросы по курсу Тематический план iconТематический план по дисциплине 8 содержание дисциплины 9
Методические указания и контрольные задания для выполнения домашних контрольных работ 16
Контрольные вопросы по курсу Тематический план iconТематический план по дисциплине 6 Содержание дисциплины 8
Методические указания и контрольные задания для выполнения домашней контрольной работы 15
Контрольные вопросы по курсу Тематический план iconТематический план для очной формы обучения Тематический план для заочной
Негосударственное образовательное учреждение сибирский институт бизнеса, управления и психологии
Контрольные вопросы по курсу Тематический план iconТематический план по дисциплине 6 Содержание учебной дисциплины. 8
Методические указания и контрольные задания для студентов-заочников по специальности 150001 «Технология машиностроения»
Контрольные вопросы по курсу Тематический план iconТематический план для студентов очной формы обучения 4 2 Тематический...
Учебно – методические материалы для студентов дневной и заочной формы обучения специальности 080105 «Финансы и кредит»
Контрольные вопросы по курсу Тематический план iconТематический план по дисциплине «Культурология»
Тематический план по дисциплине «Психология и этика профессиональной деятельности»
Контрольные вопросы по курсу Тематический план iconТематический план учебного курса первоначальной подготовки
Кадровая политика в таможенных органах, вопросы борьбы с преступностью и коррупцией
Контрольные вопросы по курсу Тематический план iconКонтрольные вопросы по курсу «Информатика»
Автоматические, автоматизированные и информационные системы. Достоинства и недостатки
Контрольные вопросы по курсу Тематический план iconКонтрольные задания для студентов 4-х и 6-ти летнего срока обучения
Прежде, чем спешить с ответами на доставшиеся Вам вопросы, внимательно вчитайтесь в их формулировки. Сопоставьте каждый тематический...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
skachate.ru
Главная страница