И полномочия




НазваниеИ полномочия
страница1/8
Дата публикации13.02.2014
Размер1.44 Mb.
ТипДокументы
skachate.ru > Право > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8
АКАДЕМИЯ ГЕНЕРАЛЬНОЙ ПРОКУРАТУРЫ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

научно-исследовательский Институт

Ю.В. Корулина

УЧАСТИЕ ПРОКУРОРА

В ГРАЖДАНСКОМ ПРОЦЕССЕ:

СОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ

И ПОЛНОМОЧИЯ
Научно-методическое пособие

Москва 2012

УДК 347.962

ББК 67.410.101

К69

Автор:

Ю.В. Корулина, старший научный сотрудник НИИ Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации.
Рецензенты:

В.П. Рябцев, главный научный сотрудник НИИ Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор;

^ А.А. Усачев, заведующий кафедрой Российской правовой Академии, кандидат юридических наук, доцент.
Корулина Ю.В.




Участие прокурора в гражданском процессе: социальное предназначение и полномочия: науч.-методич. пособие / Акад. Ген. прокуратуры Рос. Федерации. – М., 2012. – 95 с.


Научно-методическое пособие подготовлено в целях совершенствования деятельности прокуроров, участвующих в гражданском процессе.

В пособии в теоретическом и прикладном аспектах раскрывается широкий, взаимосвязанный круг вопросов, характеризующих участие прокурора в гражданском процессе: рассматривается совокупность ключевых дефиниций, анализируются опыт становления и развития данной деятельности прокуратуры в России и ряде зарубежных стран, правоприменительная практика, приводятся международные критерии допустимости прокурорского вмешательства.

Для прокурорских работников, а также аспирантов и соискателей юридических вузов.

УДК 347.962

ББК 67.410.101

© Академия Генеральной прокуратуры

Российской Федерации, 2012

Введение
Созданная 12 января 1722 г. императором Петром I прокуратура вот уже 290 лет является одним из ключевых звеньев правоохранительной системы России. Такое долголетие обусловлено особым предназначением прокуратуры, многофункциональным характером ее деятельности, адекватностью мер прокурорского реагирования потребностям государства и общества.

Современный период развития Российской Федерации отмечен многочисленными реформами, в том числе в правовой сфере.

Государственно-правовая реформа послужила основанием к широкой дискуссии о месте и роли прокуратуры в структуре государственных институтов. Одним из вопросов, придающих остроту данной дискуссии, является статус прокурора в гражданском процессе, что обусловлено развитием экономических отношений субъектов хозяйствования, многообразием форм собственности, реформой судебной системы, усилением действия принципов диспозитивности и состязательности в гражданском судопроизводстве.

Развитию полемики способствует несовершенство законодательства: ни действующий Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации», ни Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации не содержат положений о целевой направленности участия прокурора в гражданском процессе, что позволяет сторонникам ограничения компетенции прокуратуры говорить о нецелесообразности ее деятельности в названной
сфере.

Между тем гражданско-правовые средства прокурорского реагирования являются одними из самых действенных в совокупности правовых средств, используемых прокурором в целях устранения нарушений законности и восстановления нарушенных прав и свобод граждан, интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Наиболее отчетливо значимость работы прокуроров просматривается в общей динамике роста числа исков (заявлений) прокуроров в суды общей юрисдикции: 2006 г. – 836 385, 2007 г. – 887 334, 2008 г. – 936 318, 2009 г. – 1 137 159, 2010 г. – 988 156, в первом полугодии 2011 г. – 595 929 заявлений. Практически все заявления признаются судом обоснованными и удовлетворяются.

Более половины всех исков (заявлений) предъявляется прокурорами в интересах граждан и неопределенного круга лиц (2006 г. – 498 904 из 836 385, 2007 г. – 452 791 из 887 334, 2008 – 503 352 из 936 318, 2009 г. – 856 597 из 1 137 159, 2010 г. – 848 660 из 988 156, первое полугодие 2011 г. – 537 751), что обусловлено провозглашенным на национальном и международном уровнях приоритетом соблюдения прав и свобод человека и гражданина при осуществлении государственной политики, организации управления, принятии решений политического, экономического, социально-культурного значения, а также ростом числа нарушений закона в сфере соблюдения прав и свобод человека и гражданина (в 2006 г. прокурорами выявлено 1 207 673 таких нарушений, в 2007 г. – 1 301 860, 2008 г. – 1 461 170, 2009 г. – 2 577 706, 2010 г. – 2 531 769, в первом полугодии 2011 г. – 1 626 701).

В условиях мирового финансового кризиса особую актуальность приобретает работа органов прокуратуры по защите в судебном порядке социальных прав, свобод и законных интересов граждан. Расширение в 2009 г. полномочий прокурора по обращению в суды общей юрисдикции в защиту таких прав повысило эффективность деятельности прокуроров, позволило оперативно реагировать на любые факты нарушения трудовых и жилищных прав граждан, права на социальное обеспечение и охрану здоровья. Особое внимание прокурорами уделяется защите прав, свобод и законных интересов инвалидов, престарелых и несовершеннолетних.

Вместе с тем имеются объективные основания для дальнейшего расширения в целях укрепления законности в сфере правосудия полномочий прокурора в гражданском процессе, одним из подтверждений чему является страсбургская статистика. Российская Федерация – один из лидеров по числу жалоб, поступающих и рассматриваемых в Европейском Суде по правам человека: в 2010 г. по жалобам против России вынесено 217 из 1499 постановлений. К концу 2010 г. в Европейском Суде по правам человека ожидали своего рассмотрения 139 650 жалоб, из которых 40 300, т.е. 28,9% направлены против России1. Среди самых распространенных нарушений – нарушение права на справедливое судебное разбирательство (ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод), которое чаще всего выражается в длительном рассмотрении судами дел, несоблюдении принципа правовой определенности, неисполнении вступивших в законную силу судебных решений.

Социологические исследования, регулярно проводящиеся Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ), свидетельствуют о неудовлетворительной оценке российскими гражданами деятельности судебной системы: свое одобрение ей высказывают менее 30% из числа опрошенных (как правило, опрашивается 1600 человек по всей России, с соблюдением требований о репрезентативности выборки)1.

Актуальность настоящей работы и проведенного в ходе ее подготовки исследования предопределена необходимостью объективного, научно обоснованного осмысления роли прокурора в гражданском процессе, особенно с учетом подготовки новой редакции Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», работа над которой ведется уже много лет.

Достоверность и обоснованность выводов автора обеспечены результатами изучения подготовленных в Генеральной прокуратуре Российской Федерации и прокуратурах субъектов Российской Федерации справок, обобщений, докладных записок об итогах работы за год, а также материалами судебной практики за период с 2003 по 2011 г. В качестве эмпирического материала были также использованы результаты опросов прокуроров, участвующих в гражданском процессе, данные прокурорской и судебной статистической отчетности, касающиеся вопросов участия прокурора в гражданском процессе и разрешения судами общей юрисдикции гражданских дел, рассматриваемых с участием прокурора.
^ Глава I. Теоретические основы участия прокурора

в гражданском процессе
§ 1. Понятие и содержание деятельности прокурора

по участию в гражданском процессе
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 17.11.1995 № 168-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями) прокуратура Российской Федерации представляет собой единую федеральную централизованную систему органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, а также выполняющую иные функции, установленные федеральными законами.

Одной из функций прокуратуры согласно названной статье является участие прокуроров в рассмотрении дел судами.

«Функция» (от латинского слова «functio» исполнение, деятельность) – универсальная правовая категория и широко используется в правовой теории. Под функцией понимается обязанность, круг деятельности, содержание самой деятельности, назначение чего-нибудь1.

Функции любого государственного органа производны от функций государства, которые традиционно определяют как основные направления деятельности государства, обусловленные его сущностью, а также стоящими перед ним целями, задачами и социальным назначением2. Так, функции прокуратуры производны от государственной функции охраны прав и свобод человека и гражданина, обеспечения правопорядка, реализующейся в том числе в форме правоохранительной деятельности, т.е. государственной деятельности, осуществляемой с целью охраны права специально уполномоченными органами (прокуратурой, Министерством внутренних дел РФ, Министерством юстиции РФ, Федеральной службой безопасности РФ и другими правоохранительными органами) с соблюдением установленного порядка путем применения юридических мер воздействия1.

Прокуратура занимает особое место в правовой системе Российской Федерации. Характер задач и полномочий прокуратуры исключает возможность отнесения ее к какой-либо ветви государственной власти. В то же время она способствует осуществлению судебной, законодательной и исполнительной власти. Специфика ее правового статуса непосредственно соотносится с особенностями статуса Президента Российской Федерации, который в соответствии со ст. 80 Конституции РФ является главой государства, гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. Он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. В связи с этим следует согласиться с доводами тех ученых, которые считают, что прокуратуру необходимо рассматривать в качестве «одного из механизмов эффективной реализации единой государственной власти, которую в России олицетворяет Президент»2.

В качестве целей деятельности прокуратуры ст. 1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее – Закон о прокуратуре) указывает на обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства. При этом, как верно отметил Ашурбеков Т.А., верховенство закона, единство и укрепление законности не являются самоцелью для прокуратуры, а служат гарантией соблюдения прав граждан и публичных интересов3.

Общие задачи, стоящие перед прокуратурой заключаются в укреплении законности и охране от любых посягательств: основ конституционного строя; прав и охраняемых законом интересов граждан; охраняемых законом интересов предприятий и организаций, независимо от форм собственности.

Законность – это «постоянно функционирующее и развивающееся состояние общественных отношений, характеризуемое уровнем регламентации и соблюдения требований государства, выраженных в законодательных и иных нормативных правовых актах, в соотнесении со степенью удовлетворения представлений и ожиданий правоприменителей и общества в целом, характеризуемое состоянием и динамикой правонарушаемости, ее структурой и тенденциями»1.

На наш взгляд, прокуратура в первую очередь должна способствовать укреплению конституционной законности, под которой понимается строгое и точное соблюдение норм Конституции всеми органами государства, должностными лицами, общественными объединениями и гражданами, поскольку Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории России (ст. 15 Конституции РФ). Ее положения детализируются в законах и иных правовых актах, которые не могут ей противоречить. Прокурору «следует отказаться от взгляда на непогрешимость закона» и прежде чем реагировать на внешнее несоответствие какого-либо акта или действия субъекта права закону, вникнуть в содержание этого закона в плане его конституционности. «Концептуально надзор за законностью должен учитывать общественную ценность закона не только в аспекте его буквы, но и его духа, социального смысла, заложенного в нормах Конституции» .

Прокуроры призваны выявлять нарушения закона и принимать меры реагирования, направленные на восстановление нарушенной законности, устранение последствий совершенных и предотвращение новых правонарушений, защиту прав, свобод и законных интересов граждан, публичных интересов; привлечение правонарушителей к ответственности (дисциплинарной, административной, гражданской или уголовной). При этом данные задачи выполняются не столько за счет собственных полномочий прокурора, сколько за счет полномочий законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти.

В теории прокурорского надзора нет единого мнения относительно понятия функции прокуратуры. Так, с точки зрения профессора Клочкова В.В., функциями прокуратуры следует считать «взаимосвязанные с функциями государства и права основные направления деятельности прокуратуры, которые предопределяются ее целями и задачами, выражают сущность и социальное назначение прокуратуры данного типа и осуществляются в пределах компетенции прокуратуры в определенных законом сферах правовых отношений через соответствующие им типы деятельности с использованием специфических для каждого вида деятельности установленных законодательством средств»1. Профессор Ястребов В.Б. рассматривает функцию прокуратуры как «социально обусловленную и установленную законом обязанность исполнения органами системы прокуратуры Российской Федерации определенного вида действий, выражающих государственно-правовое предназначение прокуратуры как одного из основных институтов правовой охраны государства и направленных на обеспечение верховенства Конституции РФ и действующих на территории Российской Федерации законов, единства и укрепления законности, защиту прав и свобод человека и гражданина, интересов общества и государства»2. Доктор юридических наук Шалумов М.С. полагает, что функции прокуратуры – это «определяемые правовым статусом прокуратуры, ее местом и назначением в государственном механизме общие обязанности по решению поставленных перед нею законом задач обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав граждан, общественных и государственных интересов, выполняемые путем решения круга более частных задач и осуществления для этого соответствующих конкретных обязанностей с использованием специфических властных полномочий»3. Мы разделяем позицию профессора Рябцева В.П., согласно которой функция прокуратуры – это такой вид ее деятельности, который предопределяется социальным предназначением прокуратуры, выраженным в ее задачах; характеризуется определенным предметом ведения; направлен на решение этих задач и требует использования присущих этому виду деятельности полномочий и правовых средств1.

Прокуратура – многофункциональный орган и одной из ее функций является участие прокуроров в рассмотрении дел судами (ст. 1 Закона о прокуратуре). Участие прокуроров в гражданском процессе – подфункция, входящая в состав названной функции и обладающая всеми элементами самостоятельной функции. Участие прокурора в гражданском процессе обусловлено общественными (государственными) потребностями в таком виде прокурорской деятельности; особенностями правовой природы прокурорской деятельности, заключающейся во взаимодействии, взаимообусловленности, взаимодополнении и преемственности составляющих ее основных направлений. Для этого законодателем созданы формально-юридические основания в виде системы норм федерального законодательства, предусматривающих право прокуроров на участие в рассмотрении гражданских дел судами общей юрисдикции, форм такого участия и полномочий прокуроров в этой сфере.

Данная деятельность осуществляется в сфере гражданского судопроизводства по делам, подлежащим рассмотрению с обязательным участием прокурора.

Предметом названной деятельности выступает предупреждение и устранение в рамках гражданского судопроизводства в судах общей юрисдикции нарушений прав и законных интересов граждан, публичных интересов в сфере гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений, а также законность гражданского судопроизводства, их защита.

^ Социальное предназначение деятельности прокурора, участвующего в гражданском процессе, выражается в следующих задачах:

1) своевременное и адекватное реагирование на нарушения прав граждан и публичных интересов путем предъявления в суд общей юрисдикции иска (заявления);

2) квалифицированное поддержание в суде заявленных требований;

3) содействие правильному и своевременному разрешению судом гражданского дела, подлежащего рассмотрению с участием прокурора;

4) ориентация суда на вынесение законного и обоснованного судебного постановления;

5) квалифицированная подготовка и поддержание представлений о пересмотре незаконных и необоснованных судебных постановлений;

6) принятие мер прокурорского реагирования к выявлению, предотвращению, пресечению и устранению правонарушений в сфере правосудия по гражданским делам.

Таким образом, участие прокурора в гражданском процессе имеет несколько назначений: превентивное (от латинского «praeventio» – «предупреждение»), государственной правовой защиты и правового принуждения.

Превентивное назначение реализуется в деятельности прокурора, участвующего в гражданском процессе, по предотвращению, с использованием предоставленных ему законом полномочий, нарушений закона, а также нарушений прав участников гражданского процесса.

К примеру, в заключении по результатам судебного разбирательства прокурор излагает свою позицию по делу, дает правовую оценку юридически значимым для его рассмотрения обстоятельствам, ориентирует суд на вынесение законного и обоснованного решения (определения). Содействуя осуществлению правосудия, прокурор принимает меры не только к восстановлению нарушенного права, но и к предупреждению нарушения прав одной из сторон, иных лиц, участвующих в деле (например, при необоснованных требованиях истца).

Обращаясь к председателю суда с заявлением об ускорении рассмотрения гражданского дела, производство по которому затягивается без объективных причин, прокурор не только защищает права участников гражданского процесса, но и предотвращает выплату из средств бюджета компенсации в связи с нарушением разумных сроков судопроизводства.

Предназначение прокуратуры по осуществлению государственной правовой защиты реализуется в деятельности прокурора по выявлению нарушений прав и законных интересов граждан, публичных интересов и принятию мер к их устранению в рамках гражданского судопроизводства, а также в выявлении нарушений прав участников гражданского процесса и принятии мер к их устранению. Основной формой реализации данного предназначения является обращение прокурора в суд в интересах граждан и публичных интересов. Кроме того, оно находит выражение в действиях прокурора, вступившего в процесс для дачи заключения и заявляющего ходатайства о вызове свидетелей, истребовании доказательств, т.е. принимающего меры к правильному разрешению спора и, как следствие, к предотвращению или защите прав стороны по делу (третьего лица).

Правовое принуждение заключается в деятельности прокурора, участвующего в гражданском процессе, направленной на привлечение правонарушителей к гражданско-правовой ответственности.

Так, в соответствии со ст. 1253 ГК РФ «если юридическое лицо неоднократно или грубо нарушает исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности и на средства индивидуализации, суд может в соответствии с пунктом 2 статьи 61 настоящего Кодекса принять решение о ликвидации такого юридического лица по требованию прокурора. Если такие нарушения совершает гражданин, его деятельность в качестве индивидуального предпринимателя может быть прекращена по решению или приговору суда в установленном законом порядке».

Прокурор также может требовать ликвидации организаций, осуществляющих террористическую и экстремистскую деятельность.

В соответствии со ст. 24 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) организация признается террористической и подлежит ликвидации (ее деятельность – запрещению) по решению суда на основании заявления Генерального прокурора РФ или подчиненного ему прокурора в случае, если от имени или в интересах организации осуществляются организация, подготовка и совершение преступлений, предусмотренных статьями 205–206, 208, 211, 220, 221, 277–280, 282, 28212 и 360 Уголовного кодекса Российской Федерации, а также в случае, если указанные действия осуществляет лицо, которое контролирует реализацию организацией ее прав и обязанностей.

Согласно ст. 9 Федерального закона от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (с последующими изменениями и дополнениями) в случае осуществления общественным или религиозным объединением либо иной организацией, либо их региональным или другим структурным подразделением экстремистской деятельности, повлекшей за собой нарушение прав и свобод человека и гражданина, причинение вреда личности, здоровью граждан, окружающей среде, общественному порядку, общественной безопасности, собственности, законным экономическим интересам физических и (или) юридических лиц, обществу и государству или создающей реальную угрозу причинения такого вреда, соответствующие общественное или религиозное объединение либо иная организация могут быть ликвидированы, а деятельность соответствующего общественного или религиозного объединения, не являющегося юридическим лицом, может быть запрещена по решению суда на основании заявления Генерального прокурора РФ или подчиненного ему прокурора.

Участвуя в гражданском процессе, прокурор осуществляет охрану:

1) публичного порядка, т.е. «фундаментальных принципов права, основополагающих представлений о справедливости и морали, а также основных законоположений, имеющих общеобязательный характер в силу их исключительной значимости для общества и государства»1;

2) прав, свобод и законных интересов граждан;

3) публичных интересов, т.е. «официально признанных государством и обеспеченных правом интересов социальной общности, удовлетворение которых служит приоритетным условием и гарантией ее существования и развития». При этом «публичность» не сводится к «государственному», она обеспечивает целостное правопонимание, правотворчество и правоприменение»2. «Прокурор – блюститель закона, естественно, служит в то же время и представителем публичных интересов»3. Сферы действия публичных интересов разнообразны: экономика, политика, национальная безопасность, экология, здравоохранение, социальное обеспечение, образование, трудовые отношения. Данный перечень не является исчерпывающим.

Носители публичных интересов – неопределенный круг лиц и институты публичной власти: Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования.

Под неопределенным кругом лиц в данном случае подразумевается настолько большой круг лиц, каждое из которых не может быть индивидуализировано, а общее количество не поддается точному исчислению. Верховный Суд РФ, давая разъяснения о полномочиях прокурора в гражданском судопроизводстве, указал, что под неопределенным кругом лиц следует понимать такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела1.

В частности, в качестве неопределенного круга лиц может выступить одна из основных социальных групп. Под основными социальными группами имеются в виду совокупности людей, существующие в масштабах общества (страны). В зависимости от критериев их деления (социальный и правовой статус, этническое происхождение, род занятий, возраст) можно выделить лиц, работающих по найму, безработных, пенсионеров, инвалидов, несовершеннолетних, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, мигрантов, лиц, находящихся в местах лишения свободы, и т.д.

Стоит отметить, что неопределенный круг лиц могут составлять не только физические, но и юридические лица. Так, нормативный правовой акт, распространяющий свое действие на непределенный круг лиц, может быть оспорен в суде не только гражданином, но и организацией, права которой нарушены данным актом (ст. 251 ГПК РФ).

Законность – один из фундаментальных принципов гражданского судопроизводства, необходимое условие правосудия по гражданским делам, обусловленный положением ч. 2 ст. 15 Конституции РФ о том, что «органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы». Он включает в себя «во-первых, требование к судам правильно применять нормы материального (регулятивного) права и совершать процессуальные действия, руководствуясь законодательством; во-вторых, требование к иным участникам процесса соблюдать процессуальное и материальное законодательство при рассмотрении гражданского дела в суде»1.

Законность при осуществлении правосудия по гражданским делам предполагает реализацию основных задач гражданского судопроизводства: правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых и иных правоотношений (ст. 2 ГПК РФ);

Условиями, необходимыми для обеспечения законности в гражданском процессе являются:

1) независимость судей и подчинение их только закону (ч. 1 ст. 120 Конституции РФ, ст. 8 ГПК РФ);

2) реализация права граждан и организаций на доступ к правосудию (ст. 46, 52 Конституции РФ, 3 ГПК РФ);

3) соответствие процедуры судебного разбирательства требованиям процессуального законодательства (в том числе соблюдение процессуальных сроков);

4) гарантии процессуальных прав участников гражданского судопроизводства;

5) разрешение судом гражданских дел на основании Конституции РФ, международных договоров РФ, федеральных конституционных законов, нормативных правовых актов Президента РФ, нормативных правовых актов Правительства РФ, нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, конституций (уставов), законов, иных нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами, исходя из обычаев делового оборота (ст. 11 ГПК РФ);

6) своевременное исполнение вступивших в законную силу судебных актов.

Методом прокурорского воздействия на нарушения законности в сфере правосудия по гражданским делам является использование им совокупности предусмотренных гражданским процессуальным законодательством полномочий, определяющих правовой статус прокурора в гражданском процессе.

^ Цели деятельности прокурора по участию в гражданском процессе производны от общих целей деятельности прокуратуры и заключаются в содействии правосудию по гражданским делам, защите в соответствии с имеющейся компетенцией прав и свобод человека и гражданина, публичных интересов, укреплении законности в сфере гражданского судопроизводства.

Полномочия прокурора в гражданском процессе заключаются в совокупности прав и обязанностей, предусмотренных ГПК РФ. С учетом установленных законом ограничений прокурор вправе обратиться в суд с исками (заявлениями) в интересах граждан и публичных интересов, вступить в процесс для дачи заключения по делу, инициировать пересмотр судебных постановлений в апелляционном, кассационном, надзорном порядке и по вновь открывшимся обстоятельствам.

Для реализации предоставленных ему полномочий в гражданском процессе прокурор наделен соответствующими правовыми средствами.

Юриспруденцией не выработано единого определения правового средства. Данный термин употребляется в самых разных значениях: и применительно к праву в целом, и в отношении к многообразным режимам правового регулирования, элементам его механизма1. Мы не ставим перед собой задачу анализировать различные точки зрения по этому поводу. В настоящей работе под правовыми средствами понимается комплекс юридических инструментов и деяний, которые, сочетаясь определенным образом, способствуют удовлетворению интересов субъектов права, достижению социально полезных целей2.

Правовые средства, используемые прокурором в гражданском процессе, представляют собой предусмотренные федеральным законодательством формы реализации полномочий прокурора по участию в рассмотрении дел судами общей юрисдикции. Их главная особенность – строгая регламентация оснований и порядка их применения нормами ГПК РФ. Таким образом, названные правовые средства относятся к категории гражданско-процессуальных правовых средств. Это означает, что они:
«1) предусмотрены нормами гражданского процессуального права; 2) характеризуют процессуальные правомочия и обязанности в их динамике, в реализации при достижении цели защиты права; 3) предполагают их использование и применение в случаях и в порядке, установленном в законе, т.е. предполагают строгое соблюдение законности; 4) являются звеньями одной целостности, между ними существует глубокая связь»1.

Эта связь проявляется не только в том, что правовые средства, используемые прокурором в гражданском процессе, взаимно обусловливают и дополняют друг друга, но и в их многоцелевой направленности.

Так, оспаривание прокурором в судебном порядке нормативного правового акта, содержащего коррупциогенные факторы, преследует несколько целей: защиту прав неопределенного круга лиц, устранение нарушений закона, предупреждение новых нарушений закона (в том числе уголовного характера).

К правовым средствам, используемым прокурором в гражданском процессе относятся: исковое заявление (заявление), заявление прокурора в адрес председателя суда об ускорении рассмотрения гражданского дела ввиду нарушения разумных сроков судопроизводства, заявление об отводе судьи (секретаря судебного заседания, эксперта, специалиста, переводчика), ходатайство, заключение по результатам рассмотрения гражданского дела и по различным вопросам, возникающим в ходе судебного разбирательства, представление о пересмотре судебного постановления. Данные правовые средства являются неотъемлемым элементом единого государственного механизма обеспечения законности и защиты прав граждан и публичных интересов.

Давая заключение по делу в целом или по отдельным вопросам, возникающим в ходе его рассмотрения, принося представления о пересмотре судебных постановлений, прокурор ни в коей мере не осуществляет надзор за судом. Он не наделен властными полномочиями, не вправе давать указания суду или лицам, участвующим в деле. Заключения прокурора не обязательны для суда, рассматривающего дело, а представления не обладают заранее установленной силой и по своему юридическому значению равнозначны жалобам лиц, участвующих в деле. «Взаимодействие прокуратуры и суда в наше время – это проблема сотрудничества и взаимного профессионального контроля с целью повышения уровня законности и эффективности правоохранительной деятельности»1.

Прокурор имеет исключительно процессуальный интерес в исходе дела, рассматриваемого с его участием, который обусловлен спецификой его государственных функций. Деятельность прокурора в суде носит ярко выраженный публичный, официальный характер. Именно поэтому прокурору может быть заявлен отвод, по тем же основаниям, что и судье, за исключением одного: участие в предыдущем рассмотрении данного дела также в качестве прокурора (ст. 16, 18 ГПК РФ). Такое предназначение прокурора позволяет согласиться с определением статуса прокурора в качестве «государственного поверенного в делах законности»2.

Деятельность прокуратуры многогранна, требует больших затрат времени и сил, и как следствие – значительных человеческих ресурсов, поэтому возникает необходимость определения ее приоритетов.

Так, ч. 3 ст. 45 ГПК РФ предусматривает участие прокурора в рассмотрении всех без исключения дел о выселении, о восстановлении на работе и возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью. Однако приказом Генерального прокурора РФ от 02.12.2003 № 51 (п. 4) прокурорам предписано участвовать «в первую очередь в рассмотрении дел: о выселении без предоставления другого жилого помещения; о восстановлении на работе в связи с прекращением трудового договора; о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина при исполнении трудовых и служебных обязанностей, а также в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В иных случаях вступать в процесс и давать заключения по делам о выселении, о восстановлении на работе, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, если истец или ответчик по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может лично отстаивать в суде свои права и свободы либо спор приобрел особое общественное значение в субъекте Российской Федерации или муниципальном образовании».

Приоритеты организации и деятельности прокуратуры, в том числе в гражданском судопроизводстве определяются конституционными приоритетами («человек, его права и свободы являются высшей ценностью» – ст. 2 Конституции РФ), потребностями социального и экономического государственного развития и представляют собой «актуализирующиеся сферы правовых отношений, которые под воздействием комплексов политических, экономических, социальных, правовых и иных условий определяющим образом влияют на общее состояние законности и правопорядка в стране, национальной безопасности, выполнение различных первоочередных задач государственного, социального и хозяйственного строительства и в связи с этим требуют первоочередных мер воздействия как самой прокуратуры, так и координируемой ею деятельности правоохранительных органов»1.

В связи с этим представляется, что основополагающими принципами российской правовой политики в современных условиях должны быть: социальная обусловленность; гуманность и нравственные начала; справедливость; сочетание интересов личности и государства; приоритет прав человека; соответствие международным стандартам2. Поэтому защита прав и свобод граждан, прежде всего социальных, является главным приоритетом деятельности прокуратуры в современный период, в том числе в сфере гражданского судопроизводства.

  1   2   3   4   5   6   7   8

Похожие:

И полномочия iconЮрисдикционные полномочия государственных служащих 8 § Полномочия гражданских служащих 8
Юридические полномочия, применяемые сотрудниками уголовно-исполнительной системы 28
И полномочия iconРегламентировать полномочия сотрудников
Полномочия сотрудников цпк зао «Инвестэлектросвязь» по предоставлению компенсаций, скидок и льгот
И полномочия iconПолномочия управления образования
Управление образования осуществляет полномочия органов местного самоуправления Усть-Абаканского района по решению вопросов местного...
И полномочия iconРешение сложных вопросов приобретения и прекращения гражданства может...
Полномочия федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами внутренних дел, и его территориальных органов
И полномочия iconСтатья 17. Полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения
Полномочия органов местного самоуправления муниципального образования Грачёвский район осуществляются в соответствии с Федеральным...
И полномочия iconПолномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения
В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления района осуществляют следующие полномочия
И полномочия iconПлан Введение Эволюция разделения власти Понятие и признаки государственного...
Исполнительная власть: структура и порядок формирования, принципы деятельности, полномочия
И полномочия iconКурсовая работа по курсу «Государственное право» Тема: «Проблемы...
Франция, Швеция, Финляндия, центральные органы государственной власти определяют полномочия органов власти на местах. В федеративных...
И полномочия iconКонтрольная работа предполагает описание реализации полномочия Правительства...
Осуществляет в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными...
И полномочия icon«Полномочия органов местного самоуправления по обеспечению экологической...
Аемая информационная подборка материалов к «круглому столу» на тему «Полномочия органов местного самоуправления по обеспечению экологической...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
skachate.ru
Главная страница