Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2014 года




Скачать 222.49 Kb.
НазваниеДемонстрационный вариант контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2014 года
Дата публикации11.01.2014
Размер222.49 Kb.
ТипИнструкция
skachate.ru > Право > Инструкция

Примерный демонстрационный вариант

контрольных измерительных материалов единого

государственного экзамена 2014 года по обществознанию
Пояснения к демонстрационному варианту

При ознакомлении с демонстрационным вариантом контрольных измерительных материалов ЕГЭ 2014 г. следует иметь в виду, что задания, в него включённые, не отражают всех вопросов содержания, которые будут проверяться с помощью вариантов КИМ в 2014 г. Полный перечень вопросов, которые могут контролироваться на едином государственном экзамене 2014 г., приведён в кодификаторе элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для единого государственного экзамена 2014 г. по обществознанию.

Назначение демонстрационного варианта заключается в том, чтобы дать возможность любому участнику ЕГЭ и широкой общественности составить представление о структуре будущих КИМ, количестве заданий, их форме, уровне сложности. Приведённые критерии оценки выполнения заданий с развёрнутым ответом, включённые в этот вариант, дают представление о требованиях к полноте и правильности записи развёрнутого ответа. Эти сведения позволят выпускникам выработать стратегию подготовки к ЕГЭ.
^ Инструкция по выполнению работы

На выполнение экзаменационной работы по обществознанию даётся 3,5 часа (210 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих в себя 37 заданий.

Часть 1 содержит 20 заданий (А1-А20). К каждому заданию даётся четыре варианта ответа, из которых только один правильный.

Часть 2 состоит из 8 заданий (В1-В8), на которые надо дать краткий ответ в виде слова (словосочетания), цифры или последовательности цифр.

Часть 3 содержит 9 заданий с развёрнутым ответом (С1-С9). Эти задания требуют полного ответа (дать объяснение, описание или обоснование; высказать и аргументировать собственное мнение). Выполняя последнее задание работы, Вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для Вас более привлекательно.

Все бланки ЕГЭ заполняются яркими чёрными чернилами. Допускается использование гелевой, капиллярной или перьевой ручек.

При выполнении заданий Вы можете пользоваться черновиком. Обращаем Ваше внимание на то, что записи в черновике не будут учитываться при оценивании работы.

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям.

Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
^ Изменения в КИМ 2014 года по сравнению с КИМ 2013 годом

  1. Усложнено задание В5. Общее количество приведенных в условии задания суждений увеличивается с четырех до пяти. Экзаменующиеся должны распределить их по трем, вместо прежних двух, группам: суждения-факты, суждения-оценки, суждения - теоретические утверждения. Данное изменение позволит выявлять умение различать в текстах социальной направленности важный и широко представленный в них компонент - положения теории, на которых базируется современное научное обществознание.

  2. Темы, предлагаемые для написания эссе, сгруппированы в пять блоков вместо прежних шести. Темы, раскрываемые с учетом положений социологии и социальной психологии, теперь включаются в одно общее направление. Такое объединение оправдано с точки зрения тематической близости этих областей науки. Экзаменуемый получает возможность использовать положения и понятийный аппарат каждой из этих общественных наук при написании эссе.

  3. Скорректированы требования задания С9.

  4. Усовершенствованы критерии оценивания заданий С5, С8, С9.


Желаем успеха!

Часть1

При выполнении заданий этой части в бланке ответов № 1 под номером выполняемого вами задания (A1–A20) поставьте знак «×» в клеточке, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.




А1

Быстрый скачкообразный переход от одного общественно-политического строя к другому называется

1) прогрессом 3) контрреформой

2) революцией 4) эволюцией


А2

Совокупность всего, созданного человечеством, охватывается понятием

1) техника 3) экономика

2) общество 4) культура


А3

Василий учится в 11 классе. Особое внимание он уделяет предметам естественно-математического цикла. После школы он собирается продолжить обучение в техническом вузе. Что является объектом(-ами) учебной деятельности?


1) поступление в институт

2) предметы естественно-математического цикла

3) технический вуз

4) инженерные специальности





А4

Верны ли следующие суждения о личности?

А. Основные качества личности проявляются в человеке с момента рождения.

Б. Большое влияние на становление личности оказывает её ближайшее социальное окружение.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны


А5

В стране Z производятся различные товары и услуги. Какая дополнительная информация подтверждает наличие в стране Z командной экономики?

1) основные вопросы экономики решаются с опорой на опыт предков

2) в сельском хозяйстве преобладает растениеводство

3) города являются центрами экономической жизни

4) собственником земли и предприятий является государство


А6

Какой показатель даёт владельцу коммерческого предприятия представление об эффективности его работы?

1) выручка от реализации 3) рост числа работников

2) размер инвестиций в производство 4) чистая прибыль


А7

Центральный банк, в отличие от коммерческих банков,

1) осуществляет финансовые операции

2) производит эмиссию денег

3) участвует в торгах на валютной бирже

4) работает с вкладами граждан и фирм

А8

Избирательная система в Приднестровской Молдавской Республики, при которой избранными считаются кандидаты, получившие большинство голосов избирателей по избирательному округу, называется:



  1. мажоритарная

  2. унифицированная

  3. пропорциональная

  4. смешанная



А9

Верны ли следующие суждения о налогах?

А. Налоги являются добровольными выплатами граждан и фирм в пользу государства.

Б. Большинство налогов имеют невозвратный характер.
1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны


А10

К критериям социальной стратификации относится(-ятся)

1) размер дохода 3) черты характера

2) форма проведения досуга 4) политические убеждения


А11

В ходе социологического опроса 2006 г. респондентам, проживающим в населённых пунктах различного типа, предлагалось ответить на вопрос: «Что важнее всего в молодости?»

Полученные результаты представлены в виде гистограммы.


Какой вывод можно сделать на основании гистограммы?

Среди тех, кто считает, что в молодости важнее всего
1) пожить в своё удовольствие, преобладают респонденты из пунктов с населением менее 10 тыс. человек

2) получить хорошую работу, преобладают респонденты из пунктов с населением 100–500 тыс. человек

3) создать семью, преобладают респонденты из пунктов с населением более 500 тыс. человек

4) создать семью, в равной мере представлены респонденты из пунктов с населением 10–100 тыс. и 100–500 тыс. человек

А12

Верны ли следующие суждения об особенностях социальной мобильности?

А. Войны и революции усиливают социальную мобильность индивидов и групп.

Б. Образование, личные качества помогают индивиду продвигаться вверх по социальной лестнице.
1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны


А13

Республика – это форма


  1. государственного устройства, при которой разделены полномочия между центром и регионами

2) правления, характеризующаяся выборностью главы государства и высших законодательных органов

3) многопартийной политической системы

4) правления, при которой существует наследственный порядок передачи верховной власти


А14

Какая из приведённых ситуаций характеризует демократическую процедуру выборов?

.

1) Кандидатов в депутаты выдвигают государственные органы.

2) Неработающие пенсионеры ограничены в избирательных правах.

3) Граждане, находящиеся под следствием, имеют право участвовать в выборах.

4) Выборы проводятся на безальтернативной основе.


А15

В стране Z главой государства является наследственный монарх. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод, что страна Z – парламентарная монархия?
1) Монарх утверждает в качестве главы правительства лидера партии, победившей на выборах в представительный орган власти.

2) Закон о престолонаследии предусматривает передачу престола только по мужской линии.

3) В государстве сложилась двухпартийная политическая система.

4) Монарх принимает верительные грамоты послов иностранных держав.



А16

Верны ли следующие суждения о государственной власти?
А. Государственная власть является разновидностью политической власти.

Б. Любое проявление властных отношений в обществе связано с деятельностью государства.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны



А17

Конституцию ПМР от всех других республиканских законов отличает

1) высшая юридическая сила 3) государственная обеспеченность

2) обязательность для всех граждан 4) нормативно-правовой характер



А18

Согласно ст. 20 Трудового кодекса ПМР заключение трудового договора (по общему правилу) допускается с лицами, достигшими возраста
1) 16 лет 2) 18 лет 3) 21 года 4) 14 лет


А19

Предприятие Z, специализирующееся на оказании мелких бытовых услуг, объединяет 10 человек, каждый из которых лично трудится на этом предприятии и независимо от размера внесённого пая имеет один голос при решении вопросов, связанных с экономической деятельностью предприятия.

Какова организационно-правовая форма этого предприятия?
1) унитарное предприятие 3) хозяйственное товарищество

2) производственный кооператив 4) хозяйственное общество



А20

Верны ли следующие суждения о возникновении гражданских правоотношений?
А. Гражданские правоотношения – это исключительно имущественные правоотношения.

Б. Закон допускает свободу выбора при определении собственного поведения участниками гражданских правоотношений.
1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны


Часть2

Ответом к заданиям этой части (В1–В8) является слово (словосочетание), цифра или последовательность цифр. Впишите ответы сначала в текст работы, а затем перенесите их в бланк ответов № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру или букву пишите в отдельной клеточке.



В1

Запишите слово, пропущенное в таблице.

Судопроизводство

ПРОЦЕСС

^ ПОДСУДНЫЕ ДЕЛА

Уголовный

Изобличение преступников, предание их суду, назначение наказания



Исковые дела по спорам, возникающим из семейных правоотношений


Ответ: ___________________________.

В2

Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, характеризуют социальную динамику.

^ 1) прогресс, 2) структура, 3) эволюция, 4) реформа, 5) спад, 6) стратификация.
Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Ответ:







В3

Установите соответствие между функциями и государственными институтами или должностным лицом в ПМР, которые их исполняют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

^ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ИНСТИТУТЫ

И ДОЛЖНОСТНОЕ ЛИЦО

А) назначает выборы Президента ПМР 1) Президент ПМР

Б) издаёт указы и распоряжения 2) Правительство

В) решает вопрос о доверии Правительству 3) Верховный Совет

Г) возглавляет государство

Д) разрабатывает меры по реализации внутренней и внешней политике государства

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:

А

Б

В

Г

Д


















В4

Найдите в приведённом ниже списке характеристики патриархальной (традиционной) семьи. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) совместное проживание нескольких поколений

2) принятие решений всеми членами семьи

3) экономическая самостоятельность женщины

4) организация быта как основная экономическая функция

5) жёсткое распределение мужских и женских обязанностей

6) совместная производственная деятельность

Ответ: ___________________________.


В5

Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.

(А) Две крупнейшие в стране энергетические компании заявили о своём слиянии. (Б) Это вызвало значительный рост курса акций большинства из этих компаний. (В) Однако вряд ли в условиях нестабильности цен на углеводородное топливо на мировом рынке рост курса акций будет иметь устойчивый характер. (Г) Акции нефтяных компаний становятся «локомотивами» фондового рынка. (Д) Акции как ценные бумаги являются представителями реального капитала и в определённой мере отражают его величину.

Определите, какие положения текста имеют

    1. фактический характер

    2. характер оценочных суждений

    3. характер теоретических утверждений

Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.

1Ответ:

А

Б

В

Г

Д



















В6

Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Человек живет в ________(А), и его поступки обусловлены становлением, развитием в человеческом коллективе. Нельзя жить среди людей, не вступая в определённые ________(Б) с окружающими. В условиях современной России и складывающихся в ней новых общественных отношений, рыночной ________(В) и конкурентной борьбы значительно возрастает роль осмысленной ориентировки человека в окружающей среде. Без понимания творящегося вокруг невозможно правильно сориентироваться в жизни, наладить нормальные взаимоотношения с другими людьми и общественными ________(Г). И в этом неоценимую помощь оказывает социальная психология. Социальная психология изучает ________(Д) психологических явлений, возникающих при социальном взаимодействии людей. Роль ________(Е), которыми располагает социальная психология, сейчас значительно возросла».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

1) знание

2) общество

3) группа

4) позиция

5) отношение

6) норма

7) закономерность

8) поведение

9) экономика

В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.

Ответ:

А

Б

В

Г

Д

Е






















В7

Что означает выражение: «Конституция обладает высшей юридической силой?»

1) ни один закон республики не должен противоречить Конституции ПМР

2) все законы принимаются без опоры на Конституцию

3) часть законов принимается в соответствии с Конституцией ПМР, а остальные-нет

В8

Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

1) объекты деятельности, 2) результаты деятельности, 3) мотивы деятельности, 4) субъекты деятельности, 5) структура деятельности.

Ответ: ___________________________.


Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1.


Часть3

Для записи ответов на задания этой части (С1–С9) используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания (С1, С2 и т.д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.




Прочитайте текст и выполните задания C1–C4.


Любой человек, занимающий высокую социальную позицию в обществе, стремится соответствовать своему статусу и вести себя должным образом. От человека, обладающего статусом банкира, окружающие ждут вполне конкретных поступков и не ждут других, которые не соответствуют их представлениям об этом статусе. Следовательно, статус и социальную роль связывают ожидания людей. Если ожидания формально выражены и зафиксированы в каких-либо актах (законах) или в обычаях, традициях, ритуалах, они носят характер социальных норм.

Хотя ожидания могут и не фиксироваться, однако от этого они не перестают быть ожиданиями. Несмотря на это, от обладателя конкретного статуса люди ожидают, что он будет играть вполне определённую роль в соответствии с теми требованиями, которые к этой роли они предъявляют. Требования и нормы поведения общество предписывает статусу заранее. За правильное исполнение роли индивид вознаграждается, за неправильное - наказывается.

Модель поведения, ориентированная на определённый статус, включает в себя совокупность статусных прав и обязанностей. Права означают возможность совершать определённые действия, обусловленные статусом. Чем выше статус, тем бóльшими правами наделяется его обладатель и тем бóльший круг обязанностей на него возлагается.

Модель поведения, ориентированная на определённый статус, имеет и внешние знаки отличия. Одежда является социальным символом, который выполняет три основные функции: обеспечение комфорта, соблюдение приличий и демонстративное выражение.

Функцию статусных символов выполняют также жильё, язык, манеры поведения, досуг.

(Р.Т. Мухаев)

С1

Что, на взгляд автора, связывает социальный статус и социальную роль?

В чём выражается эта связь?


С2

Какие два условия необходимы для закрепления ролевого поведения в качестве социальной нормы? Как общество поддерживает правильность выполнения социальных норм?

С3

Какие три основные функции одежды как социального символа выделяет автор? Используя обществоведческие и исторические знания, проиллюстрируйте любые две из них примерами.

С4

Приведите положение текста, отражающее соотношение статуса личности, с одной стороны, и круга и объёма прав и обязанностей, которыми она обладает, – с другой. Опираясь на обществоведческие знания, приведите два аргумента, обосновывающих это положение.


С5

Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «политический режим»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о политическом режиме.

С6

Назовите и проиллюстрируйте примерами любые три основания приобретения права собственности, предусмотренные Гражданским кодексом ПМР.

С7

По данным ООН, в мире около 113 млн детей по тем или иным причинам не посещают школу. 97% (около 110 млн человек) из них проживают в странах «третьего мира»: 48,5 млн человек – в странах Южной и Юго-Восточной Азии; 42,3 млн человек – в странах Африки. Сделайте два вывода на основе анализа приведённых данных. Опираясь на обществоведческие данные, материалы СМИ, укажите одну из возможных причин того, что именно страны этих регионов лидируют по численности детей, не посещающих школу.


С8

Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Налоги и их воздействие на экономику страны». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Выполняя задание С9, вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для вас более привлекательно. С этой целью выберите только ОДНО из предложенных ниже высказываний (C9.1– C9.5).

С9

Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы). При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт.


С9.1

Философия

«Все наши теории - это не что иное, как обобщение опыта, наблюдаемых фактов». (В.А. Амбарцумян)










С9.2

Экономика

«Спрос и предложение - это процесс взаимного приспособления и координации». (П.Т. Хейне)










С9.3

Социология,

социальная

психология


«Начало личности наступает намного позже, чем начало индивида». (Б.Г. Ананьев)»










С9.4

Политология

"Разделяй и властвуй" - мудрое правило, но "объединяй и направляй" ещё лучше». (И.В. Гёте)










С9.5

Правоведение

«Закон не знает сословных преступлений, не знает различий по кругу лиц, в среде коих совершается его нарушение. Он ко всем равно строг и равно милостив». (А.Ф. Кони)

В бланке ответов № 2 запишите полный номер задания (например, С9.5), выбранное высказывание, а затем развёрнутый ответ.

Похожие:

Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2014 года iconДемонстрационный вариант контрольных измерительных материалов единого...
Ким в 2014 г. Полный перечень вопросов, которые могут контролироваться на едином государственном экзамене 2014 г., приведён в кодификаторе...
Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2014 года iconДемонстрационный вариант контрольных измерительных материалов единого...
Ким в 2014 г. Полный перечень вопросов, которые могут контролироваться на едином государственном экзамене 2014 года, приведён в кодификаторе...
Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2014 года iconДемонстрационный вариант контрольных измерительных материалов единого...
Ким в 2013 г. Полный перечень вопросов, которые могут контролироваться на едином государственном экзамене 2013 г., приведён в кодификаторе...
Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2014 года iconДемонстрационный вариант контрольных измерительных материалов для...
...
Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2014 года iconЗадача Ответ пользователя
Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2010 года по литературе
Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2014 года iconДемонстрационный вариант контрольных измерительных материалов единого...
При ознакомлении с демонстрационным вариантом контрольных измерительных материалов егэ 2013 г следует иметь в виду, что задания,...
Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2014 года iconДемонстрационный вариант контрольных измерительных материалов единого...
Ким, количестве заданий, их форме, уровне сложности. Приведённые критерии оценки выполнения заданий с развёрнутым ответом, включённые...
Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2014 года iconДемонстрационный вариант контрольных измерительных материалов единого...
Ким в 2013 г. Полный перечень вопросов, которые могут контролироваться на едином государственном экзамене 2013 г., приведен в кодификаторе...
Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2014 года iconДемонстрационный вариант контрольных измерительных материалов единого...
М в 2013 г. Полный перечень вопросов, которые могут контролироваться на едином государственном экзамене 2013 г., приведён в кодификаторе...
Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2014 года iconДемонстрационный вариант контрольных измерительных материалов единого...
Ким егэ в 2013 г. Полный перечень контролируемых элементов содержания приведён в кодификаторе элементов содержания и требований к...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
skachate.ru
Главная страница