Принудительный труд в российской армии




НазваниеПринудительный труд в российской армии
страница1/10
Дата публикации22.02.2013
Размер1.75 Mb.
ТипДоклад
skachate.ru > Право > Доклад
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Группа общественных организаций

«Лишний солдат»



л и ш н и й с о л д а т

ПРИНУДИТЕЛЬНЫЙ ТРУД В РОССИЙСКОЙ АРМИИ


Независимый доклад

Москва

2012

Независимый доклад «Лишний солдат. Принудительный труд в российской армии»

Автор-составитель – Людмила Вахнина (Правозащитный центр «Мемориал»)

Редактор – Андрей Калих (Центр развития демократии и прав человека)

Редакционный совет: Н.А. Пономарева (Волгоградская областная организация родителей военнослужащих «Материнское право»), Э.М. Полякова («Солдатские матери Санкт-Петербурга»), И.Д. Кизилова (Центр поддержки демократических молодежных инициатив (Пермь), Т.П. Михайлова (Орловский областной Комитет солдатских матерей, г. Ливны), В.В. Решёткина (Хабаровский краевой комитет солдатских матерей), Э.З. Фельдштейн (Дзержинский правозащитный центр Нижегородской области).


Доклад подготовлен Группой общественных организаций «Лишний солдат» в рамках правозащитного исследовательского проекта «Гражданские усилия по защите прав военнослужащих по призыву и по контракту» при поддержке Университета Амстердама (Нидерланды).
Ответственность за содержание настоящего доклада несёт исключительно Группа общественных организаций «Лишний солдат».
Издание доклада осуществлено Центром развития демократии и прав человека.

^ Группа общественных организаций «Лишний солдат»

Контактный электронный адрес: akalikh@yandex.ru, lvahnina@yandex.ru.

Электронный вариант доклада размещен на сайте: http://ags.demokratia.ru.

Подписано в печать 23.01.2012.
©2012, Группа общественных организаций "Лишний солдат"

©2012, Центр развития демократии и прав человека

При использовании материалов и выдержек из данного доклада ссылки на доклад и на Группу общественных организаций «Лишний солдат» обязательны.

Содержание

Список организаций, предоставивших материалы для доклада 3

Введение 4
Глава 1. Нормативная правовая база, регламентирующая применение труда военнослужащих ^ 5

Международные документы 5

Российское законодательство 5

Нормативные правовые акты 6
Глава 2. Изменения в практике незаконного использования труда военнослужащих ^ 8

Солдатский труд уводят в тен 9

Город Лесной - пример изменений 11

Гибель и травматизм на сторонних работах 14
Глава 3. Какие работы можно считать законными? 17

^ Работы, «узаконенные» нормативными правовыми актами. Спецстрой 18

Железнодорожные войска 20

Работы для нужд Минобороны по закрытым приказам и распоряжениям 21

^ Подсобные хозяйства 22

Уничтожение устаревших боеприпасов на полигонах 23

Ашулук – череда трагедий 26

Работы, никакими правовыми документами не регламентируемые, но считающиеся допустимыми для солдат 32

^ Работа в госпиталях 33

Работы на территории воинских частей 35

Работы, подлежащие оплате из местных бюджетов 36
Глава 4. Реагирование органов военной юстиции на факты принудительного труда солдат ^ 37

Калининградская область 37

Поволжье 39

Хабаровский край 40

Пермский край 42

Северная Осетия 44

Дагестан 46

Примеры судебных дел о солдатском труде 49
^ Глава 5. Принудительный труд как составная часть коррупционной ситуации

Вымогательство 52

Корыстные преступления в связи с зачислением военнослужащих по призыву на контрактную службу 54

^ Околоармейская коммерция 55

Связь принудительного труда с другими нарушениями на примере одной солдатской истории 55
Глава 6. Условия, способствующие корыстным преступлениям ^ 57

Непререкаемый приказ 57

Традиции казарменного насилия 59

Отсутствие средств правовой защиты 60

Изъятие паспортов у военнослужащих по призыву 61

^ Сторонние работы как спасение от издевательств и унижений 62
Выводы и предложения 64

Выводы 64

Предложения 65
Список сокращений 67

Приложения 68


Список организаций, предоставивших материалы для доклада
Материалы для доклада предоставили участники программы «Лишний солдат» и другие правозащитные организации.
[1] Астраханская область. Комитет солдатских матерей Астраханской области. Любовь Гарливанова, Анатолий Салин.

[2] Волгоградская область. Волгоградская областная правозащитная общественная организация родителей военнослужащих «Материнское право». Нина Пономарева.

[3] Еврейская автономная область. Комитет солдатских матерей ЕАО. Валентина Бычкова.

[4] Калининградская область. Комитет солдатских матерей Калининградской области. Владимир Мареев, Мария Бонцлер.

[5] Костромская область. Комитет солдатских матерей Костромской области. Нина Терехова, Юрий Тихомиров.

[6] Краснодарский край. Крымская районная общественная организация солдатских матерей «За сыновей», г. Крымск. Валентина Бабынина.

[7] Москва и Московская область. Межрегиональное движение «Солдатские матери». Татьяна Кузнецова.

[8] Мурманская область. Мурманский «Мемориал». Ирина Пайкачёва.

[9] Нижегородская область. Региональная общественная организация «Дзержинский правозащитный центр Нижегородской области». Эмма Фельдштейн.

[10] Орловская область. Комитет солдатских матерей Орловской области, г. Ливны. Татьяна Михайлова.

[11] Орловская область. Совет солдатских матерей г. Орел. Валентина Старовойтова.

[12] Пермский край. Пермский «Мемориал». Ирина Кизилова, Александр Калих.

[13] Псковская область. Псковская региональная общественная организация «Совет солдатских матерей». Валентина Афанасьева.

[14] Санкт-Петербург. Общественная правозащитная организация «Солдатские матери Санкт-Петербурга» Элла Полякова, Виктор Андреев.

[15] Саратовская обл. Совет солдатских матерей Саратовской области, г. Балаково. Лидия Свиридова.

[16] Свердловская область. Комитет солдатских матерей г. Лесного. Нэлли Маркелова.

[17] Хабаровский край. Хабаровский краевой Комитет солдатских матерей. Валентина Решеткина.

[18] Хабаровский край. Хабаровский краевой Правозащитный центр. Павел Шмаков.

[19] Челябинская область. «Ассоциация солдатских матерей» Челябинской области. Людмила Зинченко.
^ ССЫЛКИ НА ИНФОРМАЦИЮ, ПОЛУЧЕННУЮ ОТ ЭТИХ ОРГАНИЗАЦИЙ, ДАНЫ В ТЕКСТЕ ДОКЛАДА ЦИФРАМИ В КВАДРАТНЫХ СКОБКАХ.
ССЫЛКИ НА ИНЫЕ ИСТОЧНИКИ ПРИВОДЯТСЯ В ВИДЕ СНОСОК В КОНЦЕ СТРАНИЦ, В ТОМ ЧИСЛЕ:
Материалы Уполномоченных по правам человека Волгоградской, Самарской и Челябинской областей.
Публикации в СМИ и Интернете по материалам организаций:

Вологодская область. «Комитет солдатских матерей».

Забайкальс кий край. Читинский Правозащитный центр.

Москва. Фонд «Право Матери».

Пермский край, Совет родителей военнослужащих Прикамья.

Томская область, Томский Комитет солдатских матерей.
Использовался мониторинг СМИ, выполняемый Центром миротворческих и правозащитных действий, Казань, Герман Алёткин.

Введение
Программа российских общественных организаций «Лишний солдат» начала осуществляться летом 2003 года и до 2006 года велась на добровольческих началах несколькими организациями, входящими во Всероссийскую коалицию общественных объединений «За демократическую альтернативную гражданскую службу (АГС)». В 2004-м году рабочий вариант доклада о незаконном использовании труда военнослужащих был представлен Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации Владимиру Лукину и председателю Совета при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека Элле Памфиловой. В. Лукин включил соответствующий раздел в свой специальный доклад 2005 года «О соблюдении прав граждан в связи с прохождением военной службы по призыву». Э. Памфилова также использовала материалы доклада в различных выступлениях и включила материалы о незаконном применении труда солдат в пакет, переданный президенту В.В. Путину.

Члены коалиции «За демократическую АГС» обратили внимание на проблему рабского труда солдат Комиссара Совета Европы по правам человека Альваро Хиль-Роблеса. Его общение с КСМ Хабаровского края и Казанским Центром миротворческих и правозащитных действий в ходе поездки в Россию в 2005 году, без сомнения, способствовали отражению реальности в докладе Комиссара СЕ. Необычно эмоционально написанный раздел о солдатском рабстве в докладе А. Хиль-Роблеса привлек внимание докладчиков Парламентской Ассамблеи Совета Европы, и они тоже не обошли стороной эту тему.

Не вызывает сомнений, что именно действия общественности стали основным фактором, приведшим к изданию Приказа министра обороны № 428 от 8 октября 2005 г. «О запрещении привлечения военнослужащих к выполнению работ, не обусловленных исполнением обязанностей военной службы». Следует отдать должное и журналистам, и Главной военной прокуратуре.

В 2006 году работа велась в рамках проекта: «Гражданское сетевое взаимодействие по вопросам АГС и прав молодых людей призывного возраста», реализованного Коалицией «За демократическую АГС», который администрировался Центром развития демократии и прав человека при участии Общественной инициативы «Гражданин и Армия». По результатам этой работы в ноябре 2006 года был составлен доклад «Лишний солдат. Незаконное использование труда военнослужащих по призыву в целях, не обусловленных исполнением обязанностей военной службы»1, обобщивший сведения о состоянии проблемы до издания приказа № 428 и в первый год после его издания. Доклад был разослан в Администрацию Президента, в Правительство, в Генеральную и Главную военную прокуратуру РФ, в профильные комитеты палат Федерального собрания, в Министерство обороны и другие силовые ведомства, ряду независимых экспертов. В 2007 году программа продолжалась в рамках проекта «Гражданин и армия». В Прокуратуру и Федеральное собрание были направлены письма с конкретными предложениями. Законодательные предложения сохраняют актуальность и сегодня. (Приложение 1). На доклад и письма получены многочисленные отклики из федеральных структур, в основном с положительной оценкой. (Приложения 2 и 3). С 2008 по 2011 год Центром развития демократии и прав человека выполнялся проект «Усиление использования международных стандартов прав человека в российской армии. Гражданские усилия по защите прав военнослужащих по призыву и по контракту». Проект был поддержан Университетом Амстердама.

Всего с 2003 года проанализированы данные по 400 с лишним эпизодам незаконного труда военнослужащих из 50 регионов: Амурская, Астраханская, Белгородская, Владимирская, Волгоградская, Вологодская, Воронежская, Ивановская, Иркутская, Калининградская, Камчатская, Кемеровская, Костромская, Ленинградская, Московская, Мурманская, Нижегородская, Новгородская, Новосибирская, Омская, Оренбургская, Орловская, Пензенская, Псковская, Ростовская, Рязанская, Самарская, Саратовская, Сахалинская, Свердловская, Тверская, Тульская, Челябинская области; Забайкальский, Краснодарский, Красноярский, Пермский, Приморский, Ставропольский, Хабаровский края; Еврейская автономная область, города Москва, Санкт-Петербург, Республики Адыгея, Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Северная Осетия - Алания, Татарстан, Хакасия.

Большинство эпизодов описаны по сообщениям организаций-участниц программы, других некоммерческих организаций (ссылки в квадратных скобках). В меньшей степени использовались СМИ и Интернет (сноски внизу страниц). Очевидно, что представленные примеры составляют лишь ничтожно малую часть от реально имевших место правонарушений. В докладе упомянуты только те фамилии солдат, которые уже были названы в прессе или Интернете, либо дали согласие на публикацию, что соответствует обычной практике написания правозащитных докладов, включая доклады Уполномоченного по правам человека в РФ. Номера воинских частей указываются только в связи с повторяемостью в них правонарушений.

Этот доклад выходит под новым названием. В нем мы стремились показать, что проблема не сводится к использованию труда солдат для работ, не обусловленных исполнением обязанностей военной службы. Чёткого определения таких работ в законодательстве нет, и военное командование трактует его весьма расширительно. Кроме того, в соответствии с Конвенцией 105 Международной организации труда, даже многие работы, которые могли бы быть причислены к исполнению воинской службы, должны рассматриваться как принудительный труд, поскольку проводятся с грубейшими нарушениями трудовых и иных прав, не обеспечиваются мерами безопасности, не оплачиваются в соответствии с принципом «равная оплата за равный труд», но при этом военнослужащий не может отказаться от работы на таких совершенно невыгодных для себя условиях.

Эта практика способствует широкому распространению коррупционных проявлений и должна рассматриваться в комплексе с такими видами преступлений, как получение другими лицами бюджетных денег за работы, выполненные солдатами, вымогательство, разного рода махинации посторонних лиц, имеющих доступ в воинские части и т.п..

Изложенные в докладе факты нуждаются в серьёзном обсуждении, в частности, в связи с заявлениями высшего руководства страны о проводимой «гуманизации» военной службы.
^ Глава 1 Нормативная правовая база, регламентирующая применение труда военнослужащих

Краткая справка.2

Международные документы
Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод: (Ратифицирована Российской Федерацией в марте 1998 года). «Никто не должен привлекаться к принудительному или обязательному труду». 3 Однако документ исключает из этого понятия «любую военную службу, а в тех странах, в которых в качестве законного признается отказ от военной службы на основании убеждений, службу, назначенную вместо обязательной военной службы; любую службу, обязательную в случае чрезвычайного положения или бедствия, угрожающего жизни или благополучию населения». Подобные исключения содержатся и в ряде других международных документов.

Конвенция об упразднении принудительного труда (Конвенция 105) Международной организации труда (от 25 июня 1957 года). (Ратифицирована Российской Федерацией в марте 1998 года). В ней таких исключений нет: конвенция обязывает «упразднить принудительный или обязательный труд и не прибегать к какой-либо его форме», в том числе «в качестве метода мобилизации и использования рабочей силы для нужд экономического развития». То есть, в соответствии с этим международным документом даже работа на военных объектах должна выполняться вольнонаемными гражданами.

^ Российское законодательство
Конституция РФ, статья 37, часть 2: «Принудительный труд запрещен».

Конституция РФ, статья 55, часть 3: «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства».

Это относится и к запрету принудительного труда. Ограничение этого запрета может вводиться только федеральным законом.

Конституция РФ, статья 15, часть 3: «Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения».

Нарушение этой конституционной нормы характерно для России, особенно для силовых ведомств.

Федеральные законы во многом противоречивы. В Федеральном законе N 76-ФЗ 27 мая 1998 года «О статусе военнослужащих», пункт 7 статьи 10 чётко определяет: «Военнослужащие не вправе: ... заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, ... а также оказывать содействие физическим и юридическим лицам в осуществлении предпринимательской деятельности, используя свое служебное положение».

Однако пункт 8 той же статьи 10 оставляет лазейку: «Привлечение военнослужащих к выполнению работ, не обусловленных исполнением обязанностей военной службы, допускается в случаях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом на военнослужащих распространяются правовые нормы, предусмотренные для других граждан, выполняющих указанные работы».

Подчёркнутое положение нарушает цитированную выше ч. 3 статьи 55 Конституции РФ и создаёт почву для якобы законного использования солдатского труда в соответствии с разными нормативными документами, крайне сомнительными с точки зрения законности, иногда – не опубликованными. (См. ниже).

Предложения по изменению этой статьи и некоторых других законодательных положений в начале 2007 года были направлены в Государственную Думу и Совет Федерации за подписями ряда неправительственных организаций (см. Приложение 1).

Противоречия в законодательстве имеются и в связи с таким понятием, как «преступный приказ». С одной стороны, в соответствии со ст. 37 п. 3 Федерального закона N 53-ФЗ 28 марта 1998 года «О воинской обязанности и военной службе», «Командирам (начальникам) запрещается отдавать приказы (приказания) и распоряжения, не имеющие отношения к исполнению обязанностей военной службы или направленные на нарушение законодательства Российской Федерации. Командиры (начальники), отдавшие указанные приказы (приказания) и распоряжения, привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации». Разумеется, это распространяется и на приказы выполнять незаконные работы.

Однако пункт 1 статьи 7 Федерального закона N 76-ФЗ 27 мая 1998 года «О статусе военнослужащих», определяет, что «Военнослужащие, реализуя право на свободу слова, выражение своих мнений и убеждений, доступ к получению и распространению информации, не вправе разглашать государственную и военную тайну, обсуждать и критиковать приказы командира». Очевидно, что это крайне затрудняет, скорее, делает невозможным практическое осуществление приведенной выше нормы. Тем более, что существует уголовная ответственность за неисполнение приказа – ст. 332 Уголовного кодекса РФ. (Подробнее см. главу 6).

Из относительно новых законодательных положений, касающихся проблем принудительного труда, следует отметить появление в новой редакции УК РФ статей 1271 «Торговля людьми» и 1272 «Использование рабского труда». Многие формулировки этих статей позволяют относить к этим видам преступлений «сдачу солдат в аренду». Однако пока попытки ряда правозащитных организаций применить эти статьи не приносили успеха. Впрочем, при добросовестном отношении правоприменителей для борьбы с этой практикой было бы достаточно и статей УК 285 (Злоупотребление должностными полномочиями) и 286 (Превышение должностных полномочий).

^ Нормативные правовые акты
Существовали нормативные правовые акты, якобы узаконивавшие работу солдат на гражданских объектах, применявшиеся ещё в 2005 году.

Постановление Совета Министров СССР от 31 августа 1982 г. N 806-216, регулирующее деятельность военно-строительных частей. На него ссылались при составлении договоров о работе солдат в гражданских, в том числе коммерческих, структурах. Постановление не опубликовано, и ознакомиться с его текстом не удалось.

Положение о военно-строительных отрядах Министерства обороны СССР (приказ Министра обороны СССР 1977 года №175 (с последующими изменениями), содержание его также неизвестно.

Само существование закрытых нормативных документов, узаконивающих принудительный труд, есть вопиющее нарушение Конституции (ст. 15, ч.3).

Впрочем, возможно, что в связи с расформированием строительных войск эти документы утратили силу.

Однако до сих пор не отменён открытый документ, регулирующий труд военных строителей: Постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 19 апреля 1993 г. № 355 «Об изменении порядка материального обеспечения Военных строителей» (в редакции Постановления Правительства РФ от 15.11.1997 № 1418).

Указом президента Российской Федерации от 16 августа 2004 года №1084 "Вопросы Федерального Агентства специального строительства" (в ред. Указов Президента РФ от 31.08.2005г. N 1019, от 11.05.2006г. N 474, от 23.10.2008 N 1517) в п. 4. утверждено «Положение об инженерно-технических воинских формированиях и дорожно-строительных воинских формированиях при Федеральном агентстве специального строительства».

Оно содержит пункты 18 и 19, регулирующие комплектование этих формирований военнослужащими по призыву, и их труд продолжает применяться на гражданских объектах.

Кроме того, «в составе инженерно-технических воинских формирований и дорожно-строительных воинских формирований при Федеральном агентстве специального строительства разрешается иметь федеральные государственные унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, и федеральные государственные учреждения.»

А согласно Положению о Федеральном Агентстве специального строительства (в ред. Указа Президента РФ от 23.10.2008 N 1517) «Федеральное агентство специального строительства (Спецстрой России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в интересах обороны и безопасности государства организацию работ в области специального строительства, дорожного строительства и связи силами инженерно-технических воинских формирований и дорожно-строительных воинских формирований при Федеральном агентстве специального строительства (далее - воинские формирования)».

При проверке, проведенной Счётной Палатой РФ в 2001 году, было отмечено несоответствие основных целей федерального органа власти и статуса подведомственных ему ГУПов. «Цели воинских формирований Спецстроя России по обеспечению интересов обороноспособности и безопасности государства, закрепленные соответствующими указами Президента Российской Федерации, не соответствуют целям государственных унитарных предприятий как коммерческих организаций по получению максимальной прибыли от результатов своей многоплановой уставной деятельности». 4

Это несоответствие сохраняется и сегодня.

Открытыми документами регулировалась еще сравнительно недавно работа Железнодорожных войск. Их командующий каждый год издавал приказы, публиковавшиеся в «Российской газете». Последний вышел 27 января 2004 г. под номером 33 «О порядке расходования средств, полученных воинскими частями от выполнения работ (оказания услуг) на договорной основе в 2004 году». В указе черным по белому было написано, что заключать эти договоры можно «с организациями всех форм собственности».

Приказ прекратил действие 1 января 2005 года, после того как Федеральным законом № 58-ФЗ от 29 июня 2004 г. ЖДВ были введены в состав Вооруженных сил РФ.

Ниже будет показано, что договоры между воинскими частями и гражданскими организациями об использовании солдатского труда не исчезли из практики. На основании каких документов (или вовсе без них) составляются они – этот вопрос в рамках данного доклада нельзя считать решенным, он требует дальнейшего рассмотрения.

Наиболее известный документ, касающийся рассматриваемой проблемы - Приказ Министра обороны № 428 от 8 октября 2005 г. "О запрещении привлечения военнослужащих к выполнению работ, не обусловленных исполнением обязанностей военной службы":

Приказано «Проанализировать все случаи привлечения военнослужащих к выполнению работ. При выявлении фактов привлечения военнослужащих к выполнению работ, не обусловленных исполнением обязанностей военной службы, организовать проведение разбирательств с установлением виновных должностных лиц».

Строго говоря, это запрещение того, что и так запрещено законом. К тому же начальная, констатирующая часть приказа не делает запрещение эффективным: «Военнослужащие помимо выполнения ремонтных, строительных, хозяйственных работ или работ с учебной целью привлекаются к выполнению работ, не обусловленных исполнением обязанностей военной службы». То есть, подчёркнутые виды работ исключаются из числа «не обусловленных», то есть незаконных. Приводимые ниже факты показывают, что на практике эти «лазейки» охотно используются. Отметим также, что в последнее время представители высшего руководства страны и военного командования заявляли, что хозяйственные работы даже на территории воинских частей будут выполняться гражданским персоналом, однако практическое осуществление этих обещаний вызывает немало вопросов (см. главу 3).
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Похожие:

Принудительный труд в российской армии icon5 Понятие принудительного труда Принудительный труд
К п т также относится работа, которую работник вынужден выпол­нять под угрозой применения какого-либо наказания (насильственно­го...
Принудительный труд в российской армии iconПонятие принудительного труда Принудительный труд
К п т также относится работа, которую работник вынужден выпол­нять под угрозой применения какого-либо наказания (насильственно­го...
Принудительный труд в российской армии iconСтатья 2 Для целей настоящей Конвенции термин «принудительный или обязательный труд»
Конвенцию, которая может именоваться Конвенцией 1930 года о принудительном труде и которая подлежит ратификации Членами Международной...
Принудительный труд в российской армии iconРеферат Иркутская область в годы Великой Отечественной войны
Самоотверженный труд советских людей в тылу вошел в историю наряду с героической борьбой Красной Армии как беспримерный подвиг в...
Принудительный труд в российской армии iconГенеральная конференция Международной организации труда, созванная...
Одимые меры для того, чтобы обязательный или принудительный труд не привел к условиям, аналогичным рабству, и что Дополнительная...
Принудительный труд в российской армии iconСогласовано Утверждаю Представитель работников Директор гбоу спо
Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд...
Принудительный труд в российской армии iconРеферат "Жизнь, труд, быт и верования древнейшего населения"
Труд стал решающим условием формирования человека. "Сначала труд, а затем и вместе с ним членораздельная речь, писал Ф. Энгельс,...
Принудительный труд в российской армии iconТруд, как считает современная экономическая наука, является важнейшей...
По определению специалистов – социологов труд является категорией не только экономической, но и политической, так как занятость населения...
Принудительный труд в российской армии iconИз известных на данный момент факторов производства одним из главных,...
Решающим фактором в развитии производства всегда и везде выступает труд человека. Труд, как всеобщее условие обмена веществ между...
Принудительный труд в российской армии icon1. Какое определение понятия "труд" является неверным
Труд- целесообразная, сознательная деятельность человека, направленная на удовлетворение потребностей индивида и общества

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
skachate.ru
Главная страница