Развитие идей всеобщего образования в России в XVIII начале XXI века




Скачать 104.77 Kb.
НазваниеРазвитие идей всеобщего образования в России в XVIII начале XXI века
Дата публикации30.11.2013
Размер104.77 Kb.
ТипДокументы
skachate.ru > Право > Документы
Развитие идей всеобщего образования в России в

XVIII – начале XXI века
Реформы образования начались в России с Петра I, который придавал образованию первостепенную государственную значимость.

Важнейшим компонентом своих реформ Петр считал развитие европейски ориентированного, светского по характеру образования. В связи с этим было принято решение открыть государственные школы для подготовки образованных людей дворянских, купеческих и верхушки посада.

Благодаря Петру в России возникла система профессионального образования. В 1701 году были созданы навигацкая, пушкарская, госпитальная, приказная и другие школы, находившиеся в ведении соответствующих государственных органов.

В 1714 году был издан указ о всеобщей учебной повинности для детей всех сословий (кроме крестьян). Было постановлено: без свидетельства об окончании обучения « жениться не допускать и венечных памятей не давать».

Петр мечтал о создании единой внесословной системы образования. На деле созданная им система оказалась и не единой (профессиональная школа - духовная школа), и не внесословной. Не ставилась и задача общего образования, оно давалось попутно, как часть и условие профессионального образования. Но эта система сыграла гигантскую роль в развитии российского образования, "вписав" его в европейскую систему образования.
^ Образование в эпоху Екатерины 2.

Развитие образования в России во второй половине XVIII века шло под влиянием просвещенного абсолютизма Екатерины II, определившего не только рост сети образовательных учреждений, но и приоритет сословного принципа в их комплектовании.  

Екатерина II внимательно изучала опыт организации образования в ведущих странах Западной Европы. В России XVIII века были хорошо известны труды Яна Амоса Коменского, Фенелона, "Мысли о воспитании" Локка. Отсюда, новая формулировка задач школы: не только учить, но и воспитывать. За основу брался гуманитарный идеал, зародившийся в эпоху Возрождения, а воспитательная концепция Екатерины требовала максимальной изоляции детей от семьи и передачи их в руки учителя.

Приглашенный в Россию Д. Дидро пытается внушить Екатерине мысль о необходимости просвещения народа, о коренном переустройстве управления и образования в России. Он набрасывает для нее план распространения образования в России, в частности предлагает ввести всеобщее бесплатное народное обучение. Дидро предлагает упразднить все сословные привилегии, превратить всех граждан в представителей третьего сословия,

уничтожить крепостное право, отстранить от управления государством духовенство, передавать корону тому из наследников, кого сочтут достойным народные представители, и т. п. Однако Дидро убеждается в том, что Екатерина не годится на роль просвещенной государыни, хотя и претендует на нее. "Русская императрица, несомненно, является деспотом". Критикуя управление Россией, Дидро говорит о том, что между "чистой" (то есть неограниченной) монархией и деспотизмом различие лишь формальное: деспот поступает так, как ему заблагорассудится, не соблюдая никаких условий, абсолютный монарх связан некоторыми формами, которыми он может пренебречь когда угодно, но даже если эти формы будут соблюдены, они могут лишь оттянуть исполнение воли монарха, но не изменить её. По мнению Дидро, чтобы изменить такое положение, следует передать политическую и гражданскую власть народу, представленному депутатами или собранием граждан, собрание может пересматривать, одобрять или не одобрять волю государя, власть которого таким образом будет ограничена. Однако Проспекты Дидро, никакого успеха у Екатерины не имели, она раздраженно назвала их "сущей болтовней".

В школах предполагалось учредить три типа общеобразовательных школ - малые, средние и главные. Была внедрена классно-урочная система Коменского, делались попытки использовать наглядность, в старших классах даже рекомендовалось вызывать у учащихся самостоятельную работу мысли. Отношения учителя с учениками строились в соответствии с взглядами Екатерины: например, были строго запрещены любые наказания.

Воспитание происходило по методу известного педагога И.И. Бецкого, стремившегося через закрытые воспитательные учреждения создать «новую породу людей» - образованных и трудолюбивых. 

В 1764 году издается указ об основании Воспитательного общества благородных девиц на 200 человек при Смольном женском монастыре в Петербурге – Институт благородных девиц.  

Для системы общеобразовательных школ нужно было подготовить учителей: в 1783 году в Петербурге было открыто Главное народное училище, от которого через три года отделилась учительская семинария - прообраз педагогического института.

Школьная реформа 1780 – годов была первой попыткой создать государственную систему народного образования. В основу новой школы были положены принципы всесословности и бесплатности обучения. Но для создания системы образования не хватило необходимых средств и, что самое главное, не было еще потребности в образовании у широких слоев населения. Решение всех этих задач было делом следующего столетия.

Образовательная политика Екатерины, как и Петра I, базировалась на российской интерпретации общественного развития, согласно которому воля самодержца диктует законы бытия.

Сфера  образования  была приватизирована государством, властью, объявлена сферой государственных интересов, поэтому какие-либо общественные инициативы в ней допустимы только с ведома, разрешения и под контролем власти.
^ Российское образование в Александровскую эпоху

В начале царствования Александра I была проведена коренная перестройка системы образования. Впервые была создана школьная система, распределенная по так называемым учебным округам и замкнутая на университетах. Эта система была подчинена Министерству народного просвещения, созданному в 1802 году. Территория России подразделялась на шесть учебных округов, во главе которых стояли попечители.

Все учебные заведения подразделялись на четыре разряда (уровня):

1.    Приходские одноклассные училища;

2.    Уездные двухклассные училища;

3.    Губернские четырехклассные училища или гимназии;

4.    Университеты.

Новая образовательная система сохраняла принципы бессословности и бесплатности обучения, но устанавливала преемственность между школами разных уровней. Эти три типа школ соответствовали трем последовательным ступеням общего образования (учебный план каждого следующего типа школы не повторял, а продолжал учебный план предыдущего). В приходских школах был установлен один год обучения, в уездных училищах — два года, в гимназиях — четыре года, а затем — университет.

С целью повышения престижа образования в 1809 году был издан указ о введении экзаменов на чин, по которому успех служебной карьеры был поставлен в прямую зависимость от уровня образования.

      В 1810 г. Александр I подписал «Постановление о лицее», что дало начало знаменитому Царскосельскому лицею – учреждению для детей высшего дворянства, совмещавшему среднюю и высшую ступень образования.

Четко выстроенная и взаимосвязанная образовательная система Александра I на практике не отвечала условиям российской жизни. Для большинства населения лишними были высшие классы уездных училищ и почти никому не нужными оказались гимназии, программы которых включали многие университетские предметы. Гимназии не отвечали и главному своему назначению – подготовке к дальнейшей учебе, т.к. давали слабые знания латинского языка, на котором читались лекции в университете.

С 1819 года в приходских училищах стала взиматься плата 5 рублей ассигнациями в год. В результате был нарушен один из основополагающих принципов государственной политики в области народного образования: обучение стало платным.

Низшее звено народного образования – начальная школа - при Александре I практически не получила развития.

Начиная с 1817 года, заметен откат этой системы на консервативные позиции. Были разгромлены либеральные университеты, их лишили многих академических свобод. Были исключены философские и общественные науки, всеобщая грамматика, экономика.

      Таким образом, в первой четверти XIX в. в результате реформ в России была создана государственная система образования, основу которой составляли отношения преемственности между учебными заведениями всех уровней.

Со временем правления Николая I (годы правления – 1825–1855) система образования и школьная политика претерпели важные изменения. Новый император стремился выработать «единообразную» школьную политику, которая была бы направлена на укрепление общественной стабильности. В новом «Уставе о начальных и средних школах» (1828) подтверждалась существовавшая четырехуровневая система образования и провозглашался принцип – «каждому сословию свой уровень образования». В соответствии с этим приходские училища предназначались для низших сословий, уездные – для детей купцов, ремесленников и прочих «городских обывателей», гимназии – для детей дворян и чиновников. Школьная жизнь проходила под строгим надзором начальства и полиции. За проступки полагались всяческие меры взыскания, в том числе розга, исключение из школы, а для преподавателей – увольнение со службы.
      С начала 1830-х гг. в селениях, где жили государственные и удельные крестьяне, ведомством государственных имуществ и удельным ведомством создавались начальные школы. Их задачей стало обучение крестьянских детей грамоте и подготовка писарей и счетных работников для учреждений, которые управляли крестьянами..
      Количество школ, предназначенных для народа, до 1861 г. было так незначительно, что крестьянское население и горожане низких сословий оставались почти поголовно безграмотными. Наиболее распространенными на селе были школы грамоты со сроком обучения один-два года. Их создавали сами крестьяне на свои средства.

^

Образовательная реформа Александра II


Экономический процесс и дальнейшее развитие общественной жизни России серьезно сдерживались низким образовательным уровнем населения и отсутствием системы массовой подготовки специалистов. В 1864 г. вводилось новое положение о начальных народных училищах, согласно которому образованием народа совместно должны были заниматься государство, церковь и общество (земства и города). В том же году был утвержден устав гимназий, провозглашавший доступность среднего образования для всех сословий и вероисповеданий. Годом раньше был принят университетский устав, возвращавший университетам автономию: вводилась выборность ректора, деканов, профессоров; университетский совет получил право самостоятельно решать все научные, учебные и административно-финансовые вопросы.

Значительно выросла роль общественности в системе образования (попечительские и педагогические советы). Однако даже в эти годы все учебники для школ утверждались централизованно - в ученом совете Министерства народного просвещения. С начала 70-х гг. централизация еще больше усилилась: это касалось и учебных планов, и программ (они были унифицированы), и выбора учебников.
Образовательная политика Николая II стремилась к созданию образования, доступного всем слоям общества во всех частях Империи, развитию технического образования (и, соответственно, промышленности) и на привлечении общества (в первую очередь родителей учащихся) к активному участию в образовании детей.

Развитие технического образования (и среднего, и высшего звена) было одной из основных задач. Царь создал множество институтов, открыл новые факультеты в старых университетах и создал новые.

Начальное обучение было бесплатным по закону, а с 1908 г. оно сделалось обязательным. В 1913 г. число их превысило 130.000. По количеству женщин, обучавшихся в высших учебных заведениях, Россия занимала в начале XX века первое место в Европе, если не во всем мире.

Уже в 1908 году в Российской Империи получила силу закона программа введения всеобщего обучения, которая должна была завершиться между 1919 и 1924 годом.

Одним из первых пунктов реформы было привлечение общества в целом, семьи и родителей к полноценному участию в образовании детей. Так, родители получили реальный механизим влияния на образование детей в школе через родительские комитеты. Также интеллигенция, в первую очередь непосредственно учителя, земства (органы реального самоуправления граждан) имели тот же практический механизм влияния на школу.

Проблема в том, что реформа Николая II, похоже, сильно опередила время.
 ^ Реформа  Ленина: «ликвидация неграмотности». Цель: добиться всеобщей грамотности для обеспечения максимального эффекта в идеологической обработке населения.

Сразу после Октябрьской революции начинается осуществление грандиозной программы культурного и общеобразовательного развития народа, планомерная работа по созданию подлинно народной системы образования. Уже в ноябре 1917 года СНК создаёт «Государственную комиссию по просвещению». Образование и воспитание передаётся в ведение Народного комиссариата по просвещению.

Начавшиеся индустриализация и коллективизация требовали повышения уровня общеобразовательной и технической подготовки прежде всего молодёжи. 25 июля 1930 г. ЦК ВКП(б) принимает постановление «О всеобщем обязательном начальном обучении», которое немедленно вводится с 1930/31 учебного года.

Благодаря этим решениям дополнительно сели за парты 10 млн. детей. В школы было направлено около 60 тыс. новых учителей. Изыскивались здания для школ, средства для ремонта, организовывались фонды для помощи учащимся, организовывалось горячее питание, подвоз детей, велась разъяснительная работа среди родителей.
^ Реформа Сталина (1930-е гг.): создание развитой сети профессионального образования. Цель: создание кадров для индустриализации страны.

Несмотря на тяжелейшее экономическое и внешнеполитическое положение страны, в 1941–1945 гг. правительством был принят ряд постановлений, касающихся школьного образования: об обучении детей с 7-летнего возраста (1943), об учреждении общеобразовательной школы рабочей молодежи (1943), об открытии вечерних школ в сельской местности (1944), о введении пятибалльной системы оценок успеваемости и поведения учащихся (1944), об установлении выпускных экзаменов по окончании начальной и средней школы (1944), о награждении золотыми и серебряными медалями за успешное окончание школы (1944) и др.
      В 1940-1950-х гг. государство взяло курс на обеспечение всеобщего начального семилетнего обучения. В 1958 г. был осуществлен переход на всеобщее восьмилетнее обучение. Реформа происходила путем трансформации 7-летних школ в 8-летние. С середины 1960-х гг. переход ко всеобщему среднему образованию был поставлен в центр государственной политики.

В  шестидесятых годах в Советском Союзе благодаря достигнутому высокому уровню образования людей происходят глубокие качественные изменения в технике и технологии общественного производства. Бурно развивается научно-техническая революция. Создаются комплексно-механизированные и автоматизированные цеха и предприятия, оснащённые станками с ЧПУ и высокопроизводительным технологическим оборудованием. Новое производство в свою очередь требует увеличения подготовки квалифицированных рабочих и специалистов со средне-специальным и высшим образованием.
Образование в 1960 –85гг.

Следующим этапом развития системы образования в СССР было введение в 1970-е гг. всеобщего среднего образования, что означало возможность получения бесплатного полного среднего образования в рамках десятилетней школы для всех граждан государства. Всеобщее среднее образование гарантировалось Конституцией (1977).

В связи с изменениями в системе образования в середине 1970-х гг. был осуществлен переход на новое содержание образования. Было изменено соотношение гуманитарных и естественно-научных дисциплин с увеличением доли последних, значительно повысился теоретический уровень изучаемого школьниками материала. К началу 1980-х гг. созидательный потенциал сложившейся школьной системы был в основном исчерпан.

В целом реформы образования шли «рука об руку» с модернизацией общества, с его подъемом на более высокую стадию развития, прежде всего экономического.

Похожие:

Развитие идей всеобщего образования в России в XVIII начале XXI века iconДипломные работы Развитие научных исследований в России в XVIII в
Естественно, всё это создавало предпосылки для развития отечественной науки, которая была просто необходима для поднятия военной...
Развитие идей всеобщего образования в России в XVIII начале XXI века iconЭкономическое развитие России в начале века
Конец XX века… Время раздумий… Каким был для России XX век? Почему мы пришли к такому финишу? Как пошло бы развитие России, если...
Развитие идей всеобщего образования в России в XVIII начале XXI века icon1. Экономическое развитие России в начале XX века. Социальная структура...
Экономическое развитие России в начале XX века. Социальная структура российского общества начала 20 века
Развитие идей всеобщего образования в России в XVIII начале XXI века iconПлан Введение. Развитие России в начале ХХ века и основные предпосылки...
Земного шара, включая и Россию. Ибо там, где недовольство народа существующим строем достигает некой критической отметки, а у правящих...
Развитие идей всеобщего образования в России в XVIII начале XXI века iconПлан Введение Положение крестьян в России в начале 19 века > Проблема...
Цель контрольной работы – рассмотреть особенности развития крестьянского вопроса в начале 19 века
Развитие идей всеобщего образования в России в XVIII начале XXI века iconЭкономическое развитие России в начале XX века. Социальная структура...

Развитие идей всеобщего образования в России в XVIII начале XXI века iconЭкономическое развитие России в начале XX века. Социальная структура...

Развитие идей всеобщего образования в России в XVIII начале XXI века iconКурсовая работа Реформирование "социального государства" в Германии...
Реформирование "социального государства" в Германии в начале XXI века (Шредер, Меркель)
Развитие идей всеобщего образования в России в XVIII начале XXI века iconТеоретические особенности развития экономической мысли в России на рубеже 20-90-гг. ХХ века
В россии всегда были представлены самые разнообразные течения экономической мысли от меркантилистов в XVIII веке до неонституционалистов...
Развитие идей всеобщего образования в России в XVIII начале XXI века iconКурсовая работа по экономической теории «Основные факторы экономического...
«Основные факторы экономического роста Российской экономики в начале XXI века их структура, механизм и назначение»

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
skachate.ru
Главная страница