Пояснительная записка к проекту технического регламента Таможенного союза «О безопасности зданий и сооружений, строительных материалов и изделий»




Скачать 117.65 Kb.
НазваниеПояснительная записка к проекту технического регламента Таможенного союза «О безопасности зданий и сооружений, строительных материалов и изделий»
Дата публикации29.10.2013
Размер117.65 Kb.
ТипПояснительная записка
skachate.ru > Право > Пояснительная записка
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к проекту технического регламента Таможенного союза

«О безопасности зданий и сооружений, строительных материалов и изделий»

Проект технического регламента Таможенного союза «О безопасности зданий и сооружений, строительных материалов и изделий» подготовлен и был представлен в установленном порядке в июне 2011 года в соответствии с Графиком разработки первоочередных технических регламентов Таможенного союза, утвержденным решением Комиссии Таможенного союза от 8 декабря 2010 г. № 492. За основу проекта был принят проект технического регламента ЕврАзЭС «О безопасности зданий и сооружений строительных материалов и изделий», прошедший публичное обсуждение в первой половине 2011 года и представленный Минрегионом России в Интеграционный комитет ЕврАзЭС.

Настоящий проект технического регламента Таможенного союза (далее - ТР ТС) «О безопасности зданий и сооружений, строительных материалов и изделий» подготовлен с учетом результатов последующих его обсуждений с участием заинтересованных организаций, в т.ч. в Евразийской экономической комиссии, на основе общих организационно-методических и правовых документов Таможенного союза. Учтены также требования национальных технических регламентов государств-членов Таможенного союза по вопросам безопасности зданий и сооружений, строительных материалов и изделий.

^ Исходя из принятых в документах Таможенного союза решений, область применения настоящего технического регламента охватывает продукцию строительстваздания и сооружения всех отраслей экономики (с учетом требований к процессам) и продукцию промышленности строительных материалов и стройиндустрии – строительные материалы и изделия.

Это соответствует целям Таможенного союза по углублению и ускорению интеграционных процессов и формированию единого экономического пространства государств-членов Таможенного союза, поскольку создает условия для развития единой для государств нормативной базы проектирования и строительства и ее гармонизации с европейскими нормами, расширяет возможности повторного применения прогрессивных проектов, разработанных в различных государствах, оказания услуг по проектированию и строительству, применения в проектах строительных материалов и изделий, отвечающих общим требованиям и обеспечения их беспрепятственного выпуска на рынок и обращения на таможенной территории государств-членов Таможенного союза.

Предполагается, что настоящий регламент будет служить в качестве основополагающего для иных технических регламентов Таможенного союза, разрабатываемых в области строительства. В частности, уже разработаны технические регламенты Таможенного союза в области строительства – на автомобильные дороги и сооружения инфраструктуры железнодорожного транспорта, для которых характерны как общие принципы, так и специфические требования к обеспечению безопасности.

Регламент предназначен для непосредственного применения в государствах-членах Таможенного союза, что потребует отмены национальных технических регламентов, устанавливающих требования к зданиям и сооружениям, строительным материалам и изделиям.

В настоящем техническом регламенте устанавливаются только общие требования к объектам технического регулирования. Конкретные требования к зданиям, сооружениям, строительным материалам и изделиям устанавливаются в нормативных документах, применением которых обеспечивается соблюдение его требований регламента. С учетом общепризнанных особенностей технического регулирования строительства и законодательства государств-членов Таможенного союза предусмотрено утверждение для этих целей Советом ЕЭК перечня обязательных межгосударственных строительных норм, и утверждение Коллегией ЕЭК для применения на добровольной основе перечней межгосударственных сводов правил по проектированию и строительству, а также межгосударственных стандартов, разработанных в рамках единой системы нормативных документов в строительстве государств-участников СНГ.

Национальные нормативные документы также могут включаться в перечни и применяться в государствах-членах Таможенного союза в случаях отсутствия соответствующих межгосударственных документов, если национальные документы обеспечивают достижение целей технического регламента Таможенного союза, не противоречат требованиям этого регламента и не нарушают их.

Предусматривается, что межгосударственные строительные нормы будут устанавливать требования к зданиям и сооружениям в форме конкретных задач по обеспечению безопасности в развитие общих требований регламента. Способы решения этих задач (проектные решения, методы расчета, материалы, технологии и т.д.) предусматривается устанавливать в сводах правил по проектированию и строительству, применяемых на добровольной основе. Применение сводов правил рассматривается только как один из возможных способов выполнения соответствующих обязательных требований технического регламента и соответствующих им обязательных требований межгосударственных строительных норм.

С учетом изложенного, к зданиям и сооружениям настоящим техническим регламентом предъявляются общие базовые требования безопасности для жизни и здоровья людей, имущества и окружающей среды, в том числе:

1) механической безопасности;

2) пожарной безопасности;

3) гигиены, защиты здоровья человека и охраны окружающей среды;

4) безопасности от нечастных случаев и доступности пользования;

5) экономии энергии и сокращения расхода тепла;

6) рационального использования природных ресурсов.

^ Требования к строительным материалам и изделиям устанавливаются на основе базовых требований регламента к зданиям и сооружениям. Строительные материалы и изделия не являются продукцией, предназначенной для непосредственного использования потребителем, а проявляют свои свойства в конечной продукции строительства – зданиях и сооружениях. Поэтому главное требование регламента к материалам и изделиям состоит в том, чтобы они были пригодны для применения в строительстве и обеспечивали при их применении возможность выполнения требований безопасности к зданиям и сооружениям.
^ Таким образом, в части технических требований проектом технического регламента предусматривается реализовать современные принципы строительного нормирования, способствующие развитию творческой инициативы проектировщиков и строителей, и применению наиболее эффективных решений по обеспечению безопасности. Такой подход корреспондируется с требованиями Регламента № 305/2011 Европейского парламента и Совета от 9 марта 2011 г. об установлении гармонизированных условий для обращения на рынке применяемой в строительстве продукции. Имеется в виду при этом, что по мере разработки межгосударственных нормативных документов их требования все в большей мере будут учитывать зарубежный опыт и сближаться с требованиями соответствующих европейских стандартов, строительных норм и правил зарубежных государств.
^ Оценку соответствия зданий и сооружений, строительных материалов и изделий предусматривается осуществлять путем сопоставления действительных характеристик объекта регулирования с требованиями нормативных документов, принятых в качестве доказательной базы регламента (нормами, правилами, стандартами) и включенных в соответствующие перечни, а на определенных этапах – с проектными значениями этих характеристик.

^ Для зданий и сооружений, поскольку они не являются продукцией, которая может перемещаться по территориям государств-членов Таможенного союза, в проекте регламента установлены только единые общепринятые формы оценки соответствия (экспертиза, контроль, надзор, приемка и др.). Конкретные правила и процедуры соответствия зданий и сооружений устанавливают на национальном уровне.

^ Для строительных материалов и изделий должна быть обеспечена возможность их свободного перемещения и применения на территории государств-членов Таможенного союза. В связи с этим Соглашение Таможенного союза от 18 ноября 2010 г. устанавливает необходимость единства требований к этим материалам и изделиям и единства процедур оценки соответствия.

Кроме государственного надзора, который в каждом государстве-члене Таможенного союза предусматривается осуществлять в соответствии с национальным законодательством, в проекте технического регламента, как и в европейском регламенте № 305/2011, оценку соответствия строительных материалов и изделий намечено осуществлять в форме декларирования. Декларирование предусматривается осуществлять по утвержденным в Таможенном союзе единым схемам декларирования с использованием по выбору заявителя собственных доказательств (схемы 1д и 2д) и (или) доказательств, полученных с участием аккредитованных организаций (3д, 4д и 6д).

Для новых материалов и изделий, на которые отсутствуют нормативные документы вследствие их новизны и применение которых оказывает влияние на безопасность, предусмотрена уже существующая в странах Таможенного союза, Западной Европы и СНГ форма оценки и подтверждения пригодности их для применения их в строительстве. Такая оценка позволяет не только предотвращать поступление на рынок и применение непригодной продукции, но и помогает преодолевать естественное недоверие к новой продукции со стороны потребителей, экспертизы и органов надзора, снимая излишние административные барьеры.

Единые процедуры декларирования и подтверждения пригодности приведены в приложениях к проекту технического регламента. Единые формы декларации утверждены Комиссией Таможенного союза. Единая форма технического свидетельства о пригодности материалов и изделий для применения в строительстве приведена в соответствующем приложении к проекту ТР ТС.

Строительные материалы и изделия, прошедшие установленные настоящим техническим регламентом процедуры оценки (подтверждения) соответствия по единым для всех государств требованиям к ним маркируются единым знаком обращения продукции на рынке Таможенного союза и могут беспрепятственно обращаться на единой Таможенной территории государств-членов Таможенного союза.
^ В процессе обсуждения проекта технического регламента по нему поступило свыше тысячи замечаний и предложений от органов власти, предприятий и организаций, в том числе из Республики Беларусь, Республики Казахстан, Республики Таджикистан и Киргизии. При этом замечания и предложения государств, а также ряда российских общественных организаций, объединений, ассоциаций и союзов были обобщающими, представляя интересы целого ряда организаций строительного комплекса. Большинство замечаний и предложений носило конструктивный характер. Они рассмотрены, проанализированы и в возможной форме учтены в проекте.

^ Одним из основных вопросов, которые поднимались и еще поднимаются рядом организаций, является вопрос о применении межгосударственных строительных норм и межгосударственных сводов правил для обеспечения соблюдения требований технических регламентов в строительстве, что не соответствует общим правовым документам Таможенного союза.

Действительно, разработанные ранее общие правовые документы Таможенного союза, как вполне очевидно, были ориентированы на промышленную продукцию, которая является предметом товарооборота между странами, и не учитывают объективно существующих различий между промышленной продукцией и продукцией строительства - зданиями и сооружениями. Обязательные строительные нормы в различной форме и своды правил добровольного применения реально существуют в государствах-членах Таможенного союза в соответствии с национальным законодательством, а также в странах Западной Европы и в других зарубежных государствах, так как их наличие вызывается объективной необходимостью.

В связи с этим был разработан проект Протокола о внесении изменений в Соглашение о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации от 18 ноября 2010 г.( далее- Соглашение), учитывающий особенности технического регулирования строительства, который был предварительно согласован и своевременно внесен в Комиссию в установленном порядке в начале 2011 года. Обсуждение отдельных положений проекта Протокола продолжалось вплоть до середины 2013г. Окончательно сформированная позиция российской стороны по внесению изменений в Соглашение, а также связанных с этим изменений в регламент работы ЕЭК направлена Минэкономразвития в ЕЭК письмом от 11 июля 2013г. № 14224-ОД/Д10и. Подписание Протокола снимет указанные выше несоответствия.
Высказывались и высказываются замечания, относящиеся к области применения данного технического регламента Таможенного союза.

Во-первых, отдельными ведомствами РФ предлагалось не распространять требования регламента на транспортные сооружения, трубопроводы, гидротехнические и некоторые другие сооружения различного назначения. ФГУ «ВНИИПО» МЧС России предложило не распространять требования регламента на требования пожарной безопасности зданий и сооружений, а установить эти требования в отдельном техническом регламенте о требованиях пожарной безопасности и сводах правил по пожарной безопасности, как это имеет место в настоящее время в Российской Федерации. Такого рода предложения противоречат общей направленности проекта настоящего технического регламента, которая состоит в том, чтобы все вопросы безопасности зданий и сооружений решались не по ведомственному принципу, а в общей системе нормативных документов в области строительства по единым принципам и без противоречий в документах различных ведомств.

Во-вторых, организации Министерства архитектуры и строительстве Республики Беларусь вносят предложения о включении в область применения данного технического регламента продукции различных отраслей промышлености, не относящейся до сих пор в государствах Таможенного союза к строительным материалам и изделиям. Это арматурная сталь, относящаяся к продукции металлургической промышленности, это продукция машино- и приборостроения - средства противопожарной защиты и оборудование систем пожарной автоматики, это электротехнические изделия и относящиеся к продукции химической промышленности лакокрасочные материалы.

По этой логике к объектам технического регулирования технического регламента на строительные материалы нужно бы отнести весь применяемый в строительстве стальной прокат – листы, трубы, швеллеры, двутавры и т.д., электрические кабели, трансформаторы, вентиляторы, кондиционеры и т.д. Между тем, уже сегодня разрабатываются проекты технических регламентов Таможенного союза, распространяющиеся на многие виды этой продукции, в том числе технические регламенты «О требованиях к средствам обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения», «О безопасности лакокрасочных материалов», «О требованиях к системам и приборам учета воды, газа, тепловой энергетики, электрической энергии» и т.д.

^ Предложения о расширении области распространения технического регламента о безопасности строительных материалов и изделий на продукцию других отраслей промышленности не согласовывались с органами управления, предприятиями и организациями этих отраслей, и не могут быть приняты.

^ В области оценки соответствия некоторые организации РФ предлагали исключить такую форму, как подтверждение пригодности новой продукции для применения в строительстве, в частности, на том основании, что техническое свидетельство не является нормативным документом. Техническое свидетельство о пригодности новой продукции действительно не является нормативным документом, но это не может являться основанием для исключения из проекта регламента этой формы оценки соответствия, давно и успешно применяемой в странах Таможенного союза, СНГ и Европейского Союза.

^ В части подтверждения соответствия организации Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь вносят также предложения, сокращающие возможности применения декларирования соответствия строительных материалов и изделий на основе собственных доказательств (типовые схемы декларирования 1д и 2д). В конце февраля 2013 года Министерством в очередной раз предоставлен еще один вариант приложения 3 к проекту технического регламента, которым запрещается применение схем декларирования на основе собственных доказательств для всех без исключения отделочных, изоляционных и кровельных материалов, для всех без исключения окон, дверей, ворот и люков, для всех вяжущих и стеновых материалов, для всех железобетонных и бетонных изделий, изделий из древесины и металла, а также выделенных по какой-то причине в отдельную позицию всех видов панелей стен, покрытий, перекрытий и перегородок.

Вся эта продукция в соответствии с уже утвержденными руководящими органами Таможенного союза и действующими в Таможенном союзе Перечнями и др. документами по вопросам подтверждения соответствия не подлежит обязательному подтверждению соответствия с участием аккредитованных организаций.

Реализация предложений, изложенных в указанных письмах, привела бы к необоснованному увеличению административного и финансового давления на бизнес не только по сравнению с действующим в РФ законодательством, но и по сравнению с уже принятыми и действующими документами Таможенного союза в области подтверждения соответствия.

Также в настоящей редакции ТР ТС не учтены предложения российских объединений и предприятий цементной промышленности о введении обязательной сертификации цемента.

Принятие указанных предложений противоречило бы официальной позиции руководства Российской Федерации о сокращении давления на бизнес и авторы проекта ТР ТС не могут с ним согласиться. Учитывая сказанное Российская Сторона официально предложила исключить таблицу Приложения 3 из проекта ТР ТС, что сняло бы все необоснованные ограничения.

Таким образом, все имевшиеся вопросы и разногласия по тексту проекта регламента дополнительно рассмотрены, и доработанный проект вносится в ЕЭК в сроки, установленные Планом разработки технических регламентов Таможенного союза на 2012-2013 годы, который утвержден Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 2 ноября 2012 года № 103.

Принятие представляемого проекта технического регламента Таможенного союза, основанного на изложенных выше принципиальных подходах, позволит обеспечить соответствие законодательства о техническом регулировании в области строительства реальным задачам повышения безопасности и эффективности строительства и сделать практический шаг на пути создания единого экономического пространства государств-членов Таможенного союза.

Похожие:

Пояснительная записка к проекту технического регламента Таможенного союза «О безопасности зданий и сооружений, строительных материалов и изделий» iconСводка отзывов по проекту технического регламента Таможенного союза...
При проведении внутригосударственного согласования проекта представленного Евразийской экономической Комиссией (еэк)
Пояснительная записка к проекту технического регламента Таможенного союза «О безопасности зданий и сооружений, строительных материалов и изделий» iconГруппы объектов технического регулирования и требования Технического регламента (ТР) ЕврАзЭС
ЕврАзэс «О безопасности зданий и сооружений, строительных материалов и изделий»
Пояснительная записка к проекту технического регламента Таможенного союза «О безопасности зданий и сооружений, строительных материалов и изделий» iconРешение Комиссии Таможенного союза от 09. 12. 2011 n 877 (ред от...
О принятии технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств"
Пояснительная записка к проекту технического регламента Таможенного союза «О безопасности зданий и сооружений, строительных материалов и изделий» icon«О безопасности зданий и сооружений, строительных материалов и изделий»
Ванкб), приложения 1 к письму от 28-ц от 28. 02. 2011 (письмо отсутствует), сопроводительное письмо Росстандарта от 21. 03. 2011...
Пояснительная записка к проекту технического регламента Таможенного союза «О безопасности зданий и сооружений, строительных материалов и изделий» iconРешение Комиссии Таможенного союза n 826 "О принятии технического регламента Таможенного союза "
О принятии технического регламента Таможенного союза "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому...
Пояснительная записка к проекту технического регламента Таможенного союза «О безопасности зданий и сооружений, строительных материалов и изделий» iconТехнический регламент еврАзэс «О безопасности зданий и сооружений,...
Статья Требования гигиены, защиты здоровья человека и охраны окружающей среды, предъявляемые к зданиям и сооружениям
Пояснительная записка к проекту технического регламента Таможенного союза «О безопасности зданий и сооружений, строительных материалов и изделий» iconРешение Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. N 880 "О...
Решение Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. N 880 "О принятии технического регламента Таможенного союза "О безопасности...
Пояснительная записка к проекту технического регламента Таможенного союза «О безопасности зданий и сооружений, строительных материалов и изделий» iconПроект для публичного обсуждения технический регламент еврАзэс «О...
Структура Системы межгосударственных нормативных документов в строительстве
Пояснительная записка к проекту технического регламента Таможенного союза «О безопасности зданий и сооружений, строительных материалов и изделий» iconТехнический регламент Таможенного союза "Технический регламент на...
В соответствии с пунктом 3 статьи 5 Соглашения от 18. 11. 2010 со дня вступления в силу технического регламента Таможенного союза...
Пояснительная записка к проекту технического регламента Таможенного союза «О безопасности зданий и сооружений, строительных материалов и изделий» iconАннотация к рабочей программе учебной дисциплины
Строительство (профили: «Производство дорожных и строительных материалов, изделий и конструкций», «Теория и проектирование зданий...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
skachate.ru
Главная страница