Организация Объединенных Наций cerd/C/cub/14-18 Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации




НазваниеОрганизация Объединенных Наций cerd/C/cub/14-18 Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации
страница1/10
Дата публикации23.02.2013
Размер1.42 Mb.
ТипДоклад
skachate.ru > Право > Доклад
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10



Организация Объединенных Наций

CERD/C/CUB/14-18



Международная конвенция
о ликвидации всех форм
расовой дискриминации


Distr.: 

20 January 2010

Russian

Original: 

Комитет по ликвидации расовой дискриминации

Доклады, представляемые государствами-участниками в соответствии со статьей 9 Конвенции

Четырнадцатый, пятнадцатый, шестнадцатый, семнадцатый
и восемнадцатый периодические доклады, которые
государства-участники должны были представить в 2007 году*


^ Республика Куба**>

[30 января 2009 года]

Доклад Кубы Комитету по ликвидации расовой
дискриминации (январь 2009 года)


Содержание

Пункты Стр.

I. Введение 1-84 3

А. Территория и население 2−40 3

В. Общая политическая структура 41−75 10

С. Общие нормативные положения, регулирующие защиту прав
человека 76−77 15

D. Факторы, затрагивающие применение положений Конвенции 78−84 15

II. Информация, касающаяся статей 2−7 Конвенции 85−402 16

А. Статья 2 85−105 16

В. Статья 3 106−127 20

С. Статья 4 128−132 23

D. Статья 5 133−314 24

Е. Статья 6 315−331 51

F. Статья 7 332−402 55

III. Ответы на предложения и рекомендации Комитета 403−423 70

^ I. Введени

1. Правительство Республики Куба приветствует предоставленную ему возможность довести до сведения Комитета по ликвидации всех форм расовой дискриминации информацию о принятых им мерах в осуществление Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации в соответствии с положениями статьи 9 этой Конвенции. Собранная в настоящем документе информация является подборкой сведений, содержащихся в периодических докладах 14, 15, 16, 17 и 18 Кубы, которые должны были быть представлены соответственно в 1999, 2001, 2003, 2005 и 2007 годах. Доклад был подготовлен с соблюдением руководящих принципов в отношении формы и содержания докладов, представляемых государствами − участниками международных договоров по правам человека, принятых Комитетом в августе 2000 года (CERD/C/70/Rev.5) и руководящих принципов в отношении вступительной части докладов государств-участников ("Базовые документы") (HRI/GEN/2/Rev.3, глава I), принятых 8 мая 2006 года.

^ А. Территория и населени

2. Кубинский народ обладает ярко выраженной культурной самобытностью, сложившей в ходе интенсивных процессов слияния культур, в которых принимало участие более 98% жителей страны. Куба не имеет этнических меньшинств, если не считать различные этнические группы, проживающие в небольших общинах или семьях, составляющих каждая в отдельности менее 1%. Среди них можно назвать канарийцев, каталонцев, галисийцев, басков, китайцев, гаитянцев, ямайцев, японцев и многих других различных народностей, которые обладают теми же самыми правами, что и основная часть кубинского населения. Следует подчеркнуть одну особенность этого многоликого населения, − это его старение −процесс, вызванный отсутствием миграционных потоков, которые его бы постоянно питали, и мощным присутствием родовых связей, складывавшихся в результате межэтнических братских союзов, заключаемых представителями этих групп населения и кубинцев.

3. Население Кубы демонстрирует различные аспекты полиморфизма, возникающего под воздействием процессов слияния, взаимных и интенсивной гибридизации, происходящих между лицами, принадлежащими к различным расам: белыми, негроидами, монголоидами и индейцами. Уже на первых этапах этих процессов к белым, мулатам и неграм стали добавляться метисы в многочисленных комбинациях. С исчезновением коренных жителей, ставших жертвами геноцида, практикуемого испанскими колонизаторами, и ассимиляции оставшихся в живых представителей этой народности с основным составом формирующейся группы метисов, их основное ядро начало приобретать черты мулатов. Последующее прибытие в страну азиатских батраков, которые стали занимать места рабов на сахарных плантациях, добавило новых метисов в этот процесс скрещивания рас.

4. Особая форма процесса вкрапления различных расовых компонентов в социальную структуру общества и в сферу господствующих отношений, несущих конкретное содержание и ярко выраженные физические атрибуты, а также цвет кожи жителей страны, закладывали основу предпосылок, которые в дальнейшем использовались для установления характеристик и для автоматической самоидентификации основных расовых групп, что способствовало формированию общественной панорамы Кубы, состоящей из белых, черных и метисов. Процессы скрещивания культур и культурной метизации параллельно приводили к появлению интеграционных тенденций, способствующих зарождению чувства принадлежности к этносу и к идентификации самостоятельной культуры Кубы. Вместе с тем моноэтнический характер населения Кубы не исключает возможности того, что один из его четко выраженных корней может определять его многорасовую особенность, воспринимаемую в качестве социально-культурной категории.

5. Естественный биологический аспект расы в дополнение к классифицированию населения по определенным составляющим, позволяющим выделить характерные особенности для тех или иных групп населения, исключает идеологические и функциональные характеристики путем разделения людей по категориям, помогающим создать социальный реестр. С одной стороны, все расовые классификации становятся в определенном смысле произвольными, колеблясь прежде всего в зависимости от таксономического принципа, на базе которого они строятся (определение детерминантного типа на основе морфологических особенностей, отбор биохимических, иммунологических, физиологических и генетических характеристик), позволяя формирование групп, начиная с трех и кончая 400. С другой стороны, процессы метизации способствуют демаркации различий между расовыми и другими группами населения. Точно также открытия в области генома человека показали существование гораздо большого числа генетических вариаций внутри каждой группы, чем между нами, и что все они обладают 99,9% генетического года. И наконец, не всегда классификации, в соответствии с которыми живут и действуют люди в конкретных ситуациях, полностью совпадают с теми, которые могут привести к применению какого-либо "научного" критерия. В этом смысле понятие расы начинает приобретать социальную структуру, как это происходит на Кубе, на что указывают последние исследования, проведенные Кубинским антропологическим институтом, которая формируется в ядре группы людей с определенным "цветом кожи".

6. Политика Кубы, направленная против любой возможной дискриминации и провозглашающая принципы всеобщего равенства, закреплена в Конституции, в частности в главе I "Политические, социальные и экономические основы государства", главе VI "Равенство" и главе VII "Основные права, обязанности и гарантии Конституции, одобренной в ходе общенародного референдума в 1976 году с изменениями, внесенными в нее Законом о конституционной реформе, который был утвержден Национальной ассамблеей в июле 1992 года.

7. В других статьях Конституции закреплены другие гарантии, права и свободы, включая право на личное имущество, его наследование, право требовать и получать возмещение в случае нанесения ущерба, право сохранять свое гражданство, пользоваться равными правами и обязанностями в супружестве, равные права детей, рожденных в браке и вне его, свободу художественного творчества и право голоса и т.п.

8. Конституционные права, равно как и механизм и средства их осуществления и вынесения наказаний за любые их нарушения, гарантируются широким сводом законов, среди которых следует отметить Уголовный кодекс (Закон № 62 от 1987 года), Закон об ассоциациях (Закон № 54 от 1985 года), Уголовно-процессуальный закон, Избирательный закон (Закон № 72 от 1992 года), Семейный кодекс (Закон № 1289 от 1975 года) и Трудовой кодекс.

9. Конституция и нормативные законы Кубы предусматривают осуществление как гражданских и политических, так и экономических, социальных и культурных прав в соответствии со Всеобщей декларацией прав человека и самой Международной конвенцией о ликвидации всех форм расовой дискриминации.

10. Начатая в 1959 году и проводимая до настоящего времени политика социального развития одной из своих главных целей провозглашает создание преференциального режима в отношении социальных групп без каких-либо различий, которые в дореволюционное время относились среди прочих категорий к числу наиболее нуждающихся и находились самом неблагоприятном положении: детей, женщин, престарелых, сельского населения, молодежи и инвалидов и лиц с низким уровнем доходов.

11. Общеполитическая деятельность и конкретные меры, осуществляемые государством, содействуют упрочению кубинского общества; этому же, в частности, призваны служить такие основополагающие факторы, как демократический характер общества, построенного на принципах доступа населения к разработке и применению политики и обеспечению его реального участия в политической жизни; тот факт, что целью и субъектом развития является человек, а равенство возможностей и широкий доступ к рынку труда, доходам и основным видам услуг, равно как и другие средства, позволяют реализовать все эти возможности.

12. Национализация систем здравоохранения и образования и введение бесплатного всеобщего обучения оказали особо благоприятное влияние на слои общества, подвергавшиеся наибольшей дискриминации, такие как чернокожие и мулаты, малоимущие люди, включая белое население, которые ранее имели ограниченный доступ к таким видам услуг.

13. Процесс национализации и обобществления основных средств производства вызвал стремительный прогресс во всем обществе. Представители народных масс, ранее отчужденных от общества, стали занимать ответственные должности в структурах страны, в органах управления и в сферах контроля за производством, что одновременно способствовало формированию социальной политики, обеспечивающей всеобщую и эффективную защиту прав трудящихся. То же самое можно сказать о формах собственности, которые позволили в целом положить конец дискриминации в вопросах доступа к жилью, культурным центрам и организациям досуга и отдыха. Явление отсталости как таковое исчезло с социальной панорамы Кубы. Подобного рода процессы оказали различное воздействие на формирование взаимоотношений между расовыми группами населения. Прежде всего, значительно сократились возможности для применения дискриминации во многих сферах частной собственности. У людей резко возросло чувство собственного достоинства, когда они осознали, что в их руках находится контроль и защита их достижений; вместе с тем, учитывая те новые задачи, которые встали перед людьми, открылись широкие возможности для сотрудничества между расовыми группами населения в области достижения общих целей, что способствовало существенному сокращению различий между ними.

14. Меры общеполитического характера, направленные на равное разделение общественных благ, на перераспределение доходов, справедливое распределение продуктов основной корзины, распространение на всю территорию страны системы социальных услуг и ее улучшение, а также предоставление других видов услуг, таких как строительство водопроводов, канализации и т.п., способствовали объединению общества.

15. В рамках государственной политики особое внимание уделялось и уделяется формированию руководящих кадров на всех уровнях страны с привлечением представителей чернокожего населения, женщин и молодежи во имя построения подлинной демократии, где все население участвует в управление государством и в распределение национальных богатств.

16. В современном кубинском обществе расовые предрассудки не занимают какого-либо значительного места и выражаются главным образом в сфере семейных отношений, прежде всего, в семье и быту. Значительный рост числа смешанных браков оказывает положительное и существенное влияние на борьбу с расовой дискриминацией в сферах частной жизни людей. Дискриминация отсутствует в общественной жизни в силу наличия законов, равно как и правил и норм, регулирующих отношения между людьми. Расовые предрассудки подвергаются особому осуждению в политических программах страны, где подчеркиваются принципы равенства, нетерпимости к расовым проявлениям и революционные традиции, которые восходят к началу истории Кубы.

17. Сохраняющиеся отдельные предрассудки в сфере личной жизни являются наследием исторических и социально-культурных факторов, поскольку 50 лет антидискриминационной политики не в силах полностью побороть стереотипы в обществе, которое на протяжении 500 лет воспитывалось на идеях расизма, особенно с учетом того, что структура и функциональные принципы семьи изменяются более медленно, чем правовая и политическая жизнь государства.

18. Среди населения страны существует уверенность в том, что расовые предрассудки относятся к числу негативных и неприемлемых явлений; что некоторые исторические и социально-культурные условия ставят отдельные группы населения в неблагоприятное положение по сравнению с другими слоями; что характерной особенностью кубинского народа является биологическое и культурное смешение различных рас и что в настоящее время особенно заметно постепенное укрепление межрасовых отношений в различных сферах жизни.

19. На общесоциальном уровне наблюдается активизация межличностных и трудовых отношений, а также более широкое участие масс в просветительской, культурной и рекреационной деятельности.

20. Значительное большинство кубинского населения признает принадлежность в той или иной степени к группе метисов, численность которой по мнению некоторых специалистов может превышать 80% населения. В последние десятилетия этот процесс значительно ускорился, что делает более видимым наличие смешанных браков, в отношении которых ни в обществе, ни среди людей не наблюдается никаких проявлений радикальных предубеждений. В целом такие браки рассматриваются как частное дело, которое никого не должно касаться.

21. Государство постоянно уделяет неослабное внимание вопросам расовых взаимоотношений и расовых предрассудков, сколь незначительными они бы ни были, в связи с чем многочисленные ученые, научно-исследовательские институты и специалисты изучают различные аспекты расовых проблем.

22. По данным переписи населения, проведенной в 2002 году, кубинское население насчитывает 11 177 743 человек, проживающих в 3 534 327 зданиях и поселениях. В ходе переписи учитывались различные аспекты и факторы, в том числе пол, возраст, образование и цвет кожи. Что касается этой последней категории, 65% населения были классифицированы в качестве белых, 10,1% − в качестве чернокожих и 24,9% − в качестве метисов1. Простое сравнение с данными переписи 1981 года показывает сокращение в процентном отношении состав чернокожего и белого населения, в то время как увеличилась численность метисов. В 1981 году были зарегистрированы следующие процентные соотношения населения по признаку цвета кожи: 66% белых, 12% чернокожих и 22% метисов.

23. Хотя в исследованиях подтверждается присутствие цветных групп населения на всей территории страны, различные исследования и изыскания выявили отдельные зоны значительной концентрации населения различного цвета кожи. Так, например, согласно данным переписи 2002 года негритянское население главным образом сконцентрировано в городских районах (85,1%) и в некоторых регионах страны: на западе (50,5%) и на востоке (31,3%). Области высоких концентраций чернокожего населения это главным образом Гавана, в которой проживают 30% чернокожего населения Кубы, Сантьяго-де-Куба − 15,7%, Пинар-дель-Рио − 7,2%, Матансас − 6,6% и Гуантанамо − 6,5%.

24. Эти цифры распространения чернокожего населения по районам страны отличаются от данных переписи 1981 года, что указывает на тенденцию постепенного роста чернокожего населения в столице страны. В 1981 году в Гаване было зарегистрировано 27% чернокожего населения, в Сантьяго-де-Куба − 17%, а в Пинар-дель-Рио − 7,8%; в то время как в Гуантанамо и Камагуэйе концентрация в 1981 году чернокожего населения была более высокой, чем 2002 году, составляя соответственно 7,4% и 6,3%.

25. Хотя последняя перепись населения была проведена в 2002 году, в стране ежегодно ведется учет национального и территориального прироста населения на основе демографических статистических данных и записей актов гражданского состояния, которые на Кубе отличаются весьма высоким качеством. С точки зрения демографии в стране в 2006 году сложилась необычная ситуация, которая повторилась в 2007 году. Последнее десятилетие характеризовалось стремительным ростом населения, который в контексте нашей стране может рассматриваться как средний или низкий, где темпы роста в целом колеблются от 3,3 до 0,2 на тысячу человек. Вместе с тем в 2007 году второй раз в истории страны темпы роста оказались негативными, что привело к сокращению численности населения. К концу 2007 года число жителей Кубы составляло 11 236 790 человек, что в абсолютных цифрах означает сокращение населения по сравнению с 2006 годом на 2 253 человека.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Похожие:

Организация Объединенных Наций cerd/C/cub/14-18 Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации iconОрганизация Объединенных Наций cerd/C/cub/Q/14-18 Международная конвенция...
Осуществление Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации
Организация Объединенных Наций cerd/C/cub/14-18 Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации iconОрганизация Объединенных Наций cerd/C/80/D/46/2009 Международная...
Проект мнения Комитета по ликвидации расовой дискриминации в соответствии со статьей 14 Международной конвенции о ликвидации всех...
Организация Объединенных Наций cerd/C/cub/14-18 Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации iconОрганизация Объединенных Наций cerd/C/cub/CO/14-18 Международная...
Рассмотрение докладов, представленных государствами-участниками в соответствии со статьей 9 Конвенции
Организация Объединенных Наций cerd/C/cub/14-18 Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации iconОрганизация Объединенных Наций cerd/C/ltu/Q/4-5 Международная конвенция...
Осуществление Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации
Организация Объединенных Наций cerd/C/cub/14-18 Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации iconОрганизация Объединенных Наций cerd/C/arm/Q/5-6 Международная конвенция...
Осуществление Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации
Организация Объединенных Наций cerd/C/cub/14-18 Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации iconОрганизация Объединенных Наций cerd/C/ury/Q/16-20 Международная конвенция...
Осуществление Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации
Организация Объединенных Наций cerd/C/cub/14-18 Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации iconОрганизация Объединенных Наций cerd/SP/76/Add. 1 Международная конвенция...
...
Организация Объединенных Наций cerd/C/cub/14-18 Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации iconОрганизация Объединенных Наций cerd/C/83/1 Международная конвенция...
Восемьдесят третья сессия Комитета по ликвидации расовой дискриминации состоится в Отделении Организации Объединенных Наций в Женеве...
Организация Объединенных Наций cerd/C/cub/14-18 Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации iconОрганизация Объединенных Наций cerd/C/81/1 Международная конвенция...
Восемьдесят первая сессия Комитета по ликвидации расовой дискриминации состоится в Отделении Организации Объединенных Наций в Женеве...
Организация Объединенных Наций cerd/C/cub/14-18 Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации iconОрганизация Объединенных Наций cerd/C/77/1 Международная конвенция...
Семьдесят седьмая сессия Комитета по ликвидации расовой дискриминации состоится в Отделении Организации Объединенных Наций в Женеве...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
skachate.ru
Главная страница