Предмет, метод и задачи курса истории государства и права




Скачать 442.45 Kb.
НазваниеПредмет, метод и задачи курса истории государства и права
страница1/5
Дата публикации14.10.2013
Размер442.45 Kb.
ТипДокументы
skachate.ru > Право > Документы
  1   2   3   4   5

  1. Предмет, метод и задачи курса истории государства и права


Как и любая другая наука, историко-правовые учения имеют свой предмет, объект и метод исследования, которые тесно соотносятся друг с другом.

Предмет – это то, что изучает наука. Методы – это как изучает наука свой предмет.

Государство и право изучает возникновения развития и функционирования государства и права отдельных зарубежных стран, рассматриваемые в хронологической последовательности и в конкретной исторической обстановке.

^ История государства и права является дисциплиной:

- Исторической, поскольку рассматривает историческое возникновение и эволюцию государственных организаций.

- Правовой, ибо изучает специфическое социальное явление.

- Общественная, т.к. государственно правовая форма в тот или иной исторический период, это есть отражение цивилизации, культуры, уровня социального развития и др. особенностей общества.

Классификация:

  1. общенаучные методы (анализ, синтез, индукция.)

  2. специально-научные (исторический, логический, сравнительный, системноструктурный, прогностический, толкование).

Что должны знать:

  1. основные памятники права и историческую практику и применение.

  2. процессы возникновения развития институтов и правовую систему народов зарубежных стран.

Должны уметь:

  1. государственно и правовые явления в их историческом развитии, важнейшие правовые памятники и практику их применения.

  2. исторически осмысливать государственно правовые явления.

  3. составлять научно обоснованные прогнозы о будущих состояниях государственно правовых явлений.

  4. необходимо сформировать: - научно-юридическое мировоззрение; - общеправовую культуру; - способность принимать правильное решение, в ходе профессиональной деятельности.

^ Периодизация истории государства и права зарубежных стран.

1 период. История государства и права древних веков (4 тыс. до н.э.- 5 в. н.э.)

История государства и права древнего Востока ( Египет, Вавилон, Китай, Инья)

История государства и права античного мира (Др. Рим, Др. Греция)

2 период. История государства и права средних веков. 5 в.н.э.- 17-18в. (Франкское гос-во, Франция, Германия, Англия, Византия).

3 период. История государства и права нового времени. ( Англия, США, Франция, Япония).

4 период. История государства и права новейшего времени, начало 20 в. и по сегоднейший день ( США, Англия, Франция, Германия, Япония).
^ 2. Государство и право Древнего Египта
Древне Египетское государство – это рабовладельческое государство, соответственно делится на рабов и рабовладельцев.

^ История подразделяется на 3 периода:

  1. Древнее царство 28в. до н.э. по 26 в. до н.э.

Особенности государственного строя древнего царства заключается в централизации управления. Законодательная, исполнительная и судебная ветви власти сосредоточились в руках фараона. Все важные дела государства ( суд, назначения и пожалования, государственное строительство) проводились под его общим руководством.

  1. Среднее царство 25 в. до н.э. по 16 в. до н.э.

Начало эпохи среднего царства характеризуется почти неограниченной властью монархов, но вскоре происходит ограничение фараонами власти монархов и замена независимых правителей новыми подчинёнными царской власти. В этих реформах опорой царя были придворные, служивая знать, а также воинство, охранявшее царя.

  1. Новое царство 16 в. до н.э. по 12 в. до н.э.

В новом царстве идёт расширение границ государства за счёт соседских территорий и в связи с активизацией военной политики, создаётся постоянная армия из земледельцев-египтян, находящихся в полном содержании фараона.

Право в Египте возникло в следствие необходимости регулирования юридическими нормами строительства оросительных сооружений, разделения труда и зарождения социальных отношений.

^ Существовали следующие права:

  1. Гражданское право.

Главным предметом является землевладение, которое являлось собственностью государства. А право распоряжаться было у фараона. Постепенно общинные земли переходят в частные руки. Орудие труда, скот, являлись предметом разнообразных сделок (такие как купля-продажи, мены, дарения, залоги, договор займа).

  1. Семейное право.

Древне Египетская семья была патриорхальной, т.е. главой семьи являются муж, отец. Женщина имела некоторое имущество, т.е. которое она принесла по брачному контракту. Развод легко осуществлялся, как для мужа, так и для жены.

  1. Наследственное право.

По закону и по завещанию, принципы майората(единонаследие). Движимое имущество наследует старший сын. По завещанию: Воля озвучивалась перед 3 свидетелями, если устно, если письменно, то свидетели не нужны. Дети разного пола имели равные права.

  1. Уголовное право.

Главным принципом, которой используется – устрашение (битьё палками, отрезание ушей носа и т.д.).

  1. Процессуальное право (судопроизводство).

Носит письменный характер, в следствии широко применяется пытка. Возбуждается уголовное преследование по жалобе. Исключает гос-ые преступления.
^ 3. Древние государства Месопотамии
Первые города-государства Месопотамии начали складываться в Южной части Двуречья, между реками Тигр и Евфрат. Они возникли в 3 тыс. до н.э. Это были небольшие города-государства (Ур, Урук, Лагаш, Киш, Умма, Ниппур.) Древнейшим населением страны, заложившим основы цивилизации в Междуречье, были Шумеры. Огромную роль в жизни Шумера играло жречество. Храмы были центрами управления сельским хозяйством. Сначала они не имели собственной земли, и каждая деревня выделяла участок земли, который обрабатывался крестьянами-общинниками, а собранный урожай отдавли храму. Постепенно храмы присвоили эти земли и стали вести на них самостоятельное хозяйство. К северу от шумеров жили аккадцы, которые постепенно захватывали всю территорию Шумера и создали Шумеро-Аккадское царство, просуществовавшее почти 100 лет. Около 2000г. до н.э. Междуречье было захвачено кочевниками – амореями. Одним из опорных пунктов стал Вавилон, бывший крупным поселением в последние века существования Шумера. Вавилон становится столицей небольшого царства. При 6 царе Хаммурапи, Вавилон стал столицей огромного государства Вавилония. После смерти Хаммурапи Вавилония потерпела ряд тяжёлых поражений от своих соседей. В 1595. до н.э. Старо-Вавилонское царство было уничтожено. Новый подъём Вавилон переживает в 7-6 в.в.до.н.э., период с 626 по 539 г. до н.э. , определяется как время существования Ново-Вавилонского царства. Это время было ростом крупного землевладения, расцвета землевладельческих отношений. Большое развитие получили ремесло и торговля.
^ 4. Законы Хаммурапи
Общая характеристика, правовое положение населения, имущественные отношения, преступления и наказания, судебный процесс.

Правление царя Хаммурапи ( 1792-1750 гг.дон.э.) ознаменовано созданием сборников законов. Хаммурапи придавал большое значение законодательной деятельности. Эти законы были выбиты на большом чёрном базальтовом столбе. Всего памятник насчитывает 282 статьи.

^ Особенность законов:

- их казуистичность;

- не упоминаются многие виды (государственные, религиозные);

- не расположены по отраслям права, но автор стремится логически их сгруппировать;

- не содержат религиозного и морализующего элемента.

Во времена правления Хаммурапи частная собственность достигла высокого уровня развития. Царская земля раздавалась в пользование издольщикам. Развитие частной собственности на землю вело к сокращению общинных земель,

упадку общины.

Обязательства права, известны такие договоры как:

- продажа земли и строений;

- аренда поля и сада;

- наём быков для работы в поле;

- заклад имущества;

- договор займа.

Все сделки при свидетелях.

^ Брачно-семейные отношения. Брак заключался на основании письменного договора между будущим мужем и отцом невесты. Замужняя женщина могла иметь своё имущество. Её права ограничены. За неверность жестоко наказывали(выгоняли из дома, могли сделать из неё рабыню, ) если жена была бесплодна, то муж мог иметь побочную жену – наложницу. У мужа была свобода развода, у жены ограниченно.

^ Уголовное право. Следующие виды преступлений: 1) преступление против личности( убийство, побои); 2) имущественные(кража скота, рабов); 3) против семьи (неверность жены, кровосмешение). Наказания: Основной принцип Талеона (око за око). Высшей мерой наказания – смертная казнь (сожжение, сажание на кол). Членовредительские наказания – отрубание руки, пальцев, языка. Штрафы, изгнания. Судебный процесс по уголовным и гражданским делам одинаков. Дело начиналось по жалобе потерпевшего. Судоговорение осуществлялось публично. В качестве средств доказывания служили: свидетельские показания, клятвы перед статуями богов ордалии ( упоминают испытание водой).
^ 5. Демократизация общественно-политического строя Афин в 6-4 вв. до н.э.
Реформы Солона, Клисфена, Эфиальта, Перикла.

К 6 в. до н.э. в Афинах складывается крайне сложная обстановка. Развитие товарно-денежных отношений привело к дальнейшему социальному расслоению свободного населения. Растёт число бедняков-фетов. Противоречия кристаллизовались как противоречия между богатой родовой аристократией и народом, возглавляемым богачами. Для смягчения этих противоречий требовались глубокие социальные и политические преобразования. Начало им положил Солон. Реформы Солона в начале 6 в. до н.э.: - отмена долгового рабства (сисахфия), - изменение политической структуры общества (отменил прежнее сословное деление и заменил делением на 4 категории по имущественному положению граждан), - реформа государственного управления (значение старых органов сменилось, потому что возникли новые: экклесия – народное собрание, булэ – совет четырёхсот, пятисот; гелиэи – судебный орган). Эти реформы подорвали господство родовой аристократии.

^ В конце 6 в. до н.э. другой архонт Клисфен, проводит ряд реформ, которые окончательно истребляет остатки родового строя: 1. введено деление на 10 фил (округов), 2. военное дело и финансы перешли к новому органу – коллегия стратегов, 3. был введён остракизм – суд в результате которого изгоняли граждан опасных для демократии. Эти реформы окончательно сформировали древне Афинское государство.

В 5 в. до н.э. возникли реформы Эфиальта и Перикла. 1. ареопаг потерял остатки своей власти, 2. вводилась плата за исполнение должности. Малообеспечиным гражданам давалась возможность занимать государственные должности, 3. уничтожение Цензовой системы. В финнах было рабовладельческое государство по форме демократической республики.

Государственный аппарат афинской демократии состоял из следующих органов власти: народного собрания, гелиэи, Совета пятисот, коллегии стратегов, коллегии архонтов.
^ 6. Государственный строй Афин в 5-4 вв. до н.э. «Царский» период в Риме. Реформы Сервия Туллия
Афины представляли собой иной тип рабовладельческого города-государства. Система афинской демократии 5 в. до н.э. представляла собой хорошо организованную политическую систему, основанную на взаимодействии важнейших демократических институтов афинского полиса – народного собрания, Совета 500, гелиэи. Замещение государственных должностей строились на принципах выборности. Сложившаяся система предоставляла афинским гражданам право не только участвовать в управлении государством, но и контролировать афинскую конституцию. Для своего времени афинская демократическая республика имела самое передовое государственное устройство, в условиях которого все полноправные граждане привлекались к управлению страной. Государство в свою очередь брало на себя обязанности по заботе об их материальном благосостоянии и развитии культуры.

«^ Царский» период 753 г. до н.э. – 509 г. до н.э.. Древнее население Рима первобытно общественного строя. Оно делилось на 300 родов. Каждые 10 родов составляли курию. 10 курий составляли племя трибу. Это население – римский народ – члены рода патриции. Только они полноправные граждане Рима. Только они управляли делами общины. Другая часть плебеи, они не имели прав политических. Занимались земледелием, ремеслом, торговлей. Сенат: Членов 300. Совет старейшин готовил законопроекты. Также избирался вождь – рекс. Он был военоночальником, верховным судьёй, жрецом.

^ В 6 в. до н.э. один из рексов Сервий Туллий провёл реформу, которая была первым шагом в борьбе между плебеями и патрициями. 1. По реформам патриции и плебеи были разделены на 5 разрядов по имущественному признаку ( всех неимущих и голодных не входящих в разряды пролетарии.); 2. Римское военное ополчение вне их происхождения, строится теперь тоже по разряду (всего войско составляло 193 центурии); 3. Народное собрание происходило не по патрицианским куриям, а по центуриям. Эти реформы разрушили родоплеменной род патрициев, включили плебеев в состояние римского народа и укрепили ополчение. Территория Рима была разделена на 4 округа (трибы).

^ 7. Общественно политический строй Рима в период республики
В конце 6 в. до н.э. в Риме царскую власть сменил консулат. Вместо царя стали выбирать 2 консулов. С этого момента начинается история Римской республики. , просуществовавший около 500 лет. Главным органом власти Римской республики был сенат, развивавшийся из совета старейшин римского союза племени. Сенаторов назначали особо уполномоченные лица, избранные Народным собранием, - цензоры. Для большинства сенаторов назначение было практически пожизненным. В ведении Сената находились многие дела по управлению: распоряжение казной и наблюдение за государственным имуществом, бюджет, военное дело, сенат мог назначить судебные коллегии и давать указания о производстве расследования. Аристократическая по своей сути республика, сохраняла многие важные институты народования. Со временим к ним прибавился народный трибунат, служивший ограждением прав граждан от злоупотребления власти. Существовало 2 вида народных собраний: - центуриатные, - трибутные. Центуриатные – утверждали законы и избирали всех основных начальников ( магистратов) республики: консулов, преторов, цензоров. и др. На трибутных собраниях избирали плебейских трибунов, обсуждали некоторые законопроекты, местные дела. В Римской республике правительственная власть складывалась из некоторого числа коллегий. Все они избирались народным собранием, сроком на 1 год. Важнейшее значение имели коллегия консулов и коллегия преторов. В их руках находились дела текущего управления. Они следили за исполнением законов. Особое значение занимали плебейские (народные) трибуны. Трибунат был строго плебейским учреждением. В полномочия трибун входило право арестовывать любое лицо и подвергать его публичному вопросу.

^ 8. Римская империя: принципат и доминат
История делится на 2 этапа:

- 1в. – 3 в. принципат;

- 3 в. – 5 в. доминат.

Во времена принципата продолжают существовать республиканские органы власти. «Принципс» - это первый гражданин Римского государства. Он соединяет в своих руках полномочия всех главных магистратур. Он начал осуществлять законодательную деятельность через сенат. Принципс избирается сенатом. Первые Римские императоры ещё считаются с сенатом, а затем сенат превращается в совещательный орган при императоре. Роль сената падает, но усиливается роль императорской канцелярии. Опорой принципса является армия.

Доминат – от слова dominus – господин. Характеризуется неограниченной властью императора. Такую неограниченную власть поддерживают крупные землевладельцы. Центральное управление было сосредоточено в нескольких ведомствах: - госсовет, - финансовое ведомство, - военное ведомство и др.. Преобразование принципата в доминат происходит в период правления императора Диоклетиана ( 284г.- 305г.).
  1   2   3   4   5

Похожие:

Предмет, метод и задачи курса истории государства и права icon2. Понятие гражданского права как отрасли российского права. Предмет,...
Теория государства и права в системе юридических наук. Предмет теории государства и права
Предмет, метод и задачи курса истории государства и права icon1: Предмет, методы, периодизация истории государства и права зарубежных...
Сравнительно-исторический метод основан на том, что выявленные исторические факты полнее раскрывают свое значение при сравнении,...
Предмет, метод и задачи курса истории государства и права iconПредмет и метод теории государства и права
Значение методологии в познании права и государства. Связь предмета и метода науки 20
Предмет, метод и задачи курса истории государства и права icon1. Предмет и метод теории государства и права 7
Механизм государства. Структура механизма государства. Государственный орган: понятие, признаки, виды 47
Предмет, метод и задачи курса истории государства и права iconКурс лекций Воронеж 2010 Тема Понятие, предмет, задачи, система и...
Тема Понятие, предмет, задачи, система и принципы уголовного права. Наука уголовного права
Предмет, метод и задачи курса истории государства и права iconПредмет науки истории государства и права зарубежных стран
Она ставит своей целью выявление исторических закономерностей развития государства и права
Предмет, метод и задачи курса истории государства и права iconПлан 1 предмет и метод теории государства и права 4 2 функции тгп 5
Закономерности происхождения государства. Восточный, западный, синтезный пути развития 10
Предмет, метод и задачи курса истории государства и права icon1. Предмет, метод и задачи курса. Варианты периодизации экономической...
Рынок сам по себе не ведет к развитию это лишь шанс к улучшению жизни. Иэ находится на стыке нескольких направлений исследования...
Предмет, метод и задачи курса истории государства и права iconКурсовая работа по дисциплине «История государства и права Украины»
Предметом изучения в курсовой работе служит предмет истории государства и права Украины
Предмет, метод и задачи курса истории государства и права iconПредмет, методология, периодизация истории государства и права зарубежных стран
Деспотия как форма древневосточного государства. Основные источники права стран Древнего Востока

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
skachate.ru
Главная страница