А. В. Шаповалов, Л. Э. Медников Оглавление Оглавление 1 Предисловие 1




НазваниеА. В. Шаповалов, Л. Э. Медников Оглавление Оглавление 1 Предисловие 1
страница1/9
Дата публикации07.12.2013
Размер0.64 Mb.
ТипДокументы
skachate.ru > Математика > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
XVII Турнир математических боёв им. А.П.Савина Демо-версия

А.В.Шаповалов, Л.Э.Медников

Оглавление


Оглавление 1

Предисловие 1

Турнир 2011 года 3

Основные задачи 5

Логические задачи 5

Комбинаторные задачи 6

Арифметика и алгебра 13

Геометрия 18

Решения основных задач 23

Математический квадрат 26

Условия задач 27

Ответы, указания, краткие решения 33

Рубрикатор 36

Варианты 2011 г. 36

Личная олимпиада 36

6 класс: 84, 139, 105, 7, 141, 108, 124, 45, 40 36

Командная олимпиада 36

6 класс: 118а, 145а, 66, 6, 111, 80, 107, 34а 37

Матбои 37

1 тур 37

Лига 6 классов: 20, 48а, 49, 53, 68а, 83, 109, 138б 37

2 тур 37

Лига 6 классов: 30, 31, 44, 57, 72, 81, 119, 132 37

3 тур 37

Лига 6 классов: 12а, 21, 23, 56, 86, 90а, 112, 153 37

Финал 37

Лига 6 классов. Финал 1: 24, 26, 27, 29б, 54, 60, 69б, 120а 37

Лига 6 классов. Финал 2: 24, 26, 27, 29а, 54, 60, 69а, 120а 37

Избранное 2008–10 гг. 38

Авторы 38

Правила личной устной олимпиады 39

Курьезы на турнирах 39



Предисловие


После того как турнир закончился, остаются списки победителей и воспоминания о приятных и забавных моментах. Но главное – это, конечно, задачи.

Здесь собраны все задачи математических боев и олимпиад турнира 2011 года, задачи «Математического квадрата», а также по 20 избранных задач трех предыдущих турниров – всего примерно 250 задач. Мы разделили их на игровые (задачи «Мат. квадрата») и основные (все остальные). Все игровые задачи – не новые, поэтому они выделены в отдельную главу и публикуются без указания автора. У основных задач автор, как правило, указан, а в тех редких случаях, когда он неизвестен, указан источник задачи или написано «Фольклор». Стоит отметить, что среди задач основных соревнований новые авторские задачи составляют свыше 80%. Для турниров математических боёв это беспрецедентно много. Традиция идет от самых первых турниров, где все 100% задач были новыми и авторскими – благодаря настойчивости их первого организатора С.И.Токарева. С ростом популярности турнира росло число лиг, задач требовалось больше, новизна всех задач стала нереальной. Впрочем, отступления от требования новизны допускаются почти исключительно в тех лигах, где школьники по разным причинам не обладают широким кругозором по части олимпиадных задач.

Основных задач набралось чуть менее двух сотен. Читателю непросто сориентироваться в таком массиве, разбиение по вариантам и по хронологии тут мало помогает. Для удобства поиска и работы мы предпочли тематический порядок: разбили задачи на темы, снабженные подзаголовками, а темы сгруппировали в четыре раздела: логика, комбинаторика, арифметика/алгебра и геометрия. Далее пронумеровали задачи от 1 до 189 и для каждой указали, каким классам она подходит. Как обычно, наиболее трудные задачи помечены одной или двумя звездочками.

Названия тем являются одновременно как бы статьями рубрикатора. За подзаголовком темы следуют номера задач темы через тире (например, 7 – 12), а далее, через запятую, номера дополнительных задач. Эти задачи находятся в других темах или среди игровых, но тематически подходят. Три последние темы раздела «Комбинаторика» вообще не имеют «своих» задач, только списки дополнительных.

Игровые задачи упорядочены и расположены в соответствии с особенностями «Математического» квадрата. Они нумеровались кодами: например, код 8Ал4 означает
^ 8 класс, линейка «Алгебра», 4-я задача.

Все основные задачи снабжены полными решениями, вынесенными в отдельную главу. К некоторым задачам приведены два решения. Иногда после решения под заголовком «Идеология» приведены соображения, как такое решение можно придумать. Под заголовком «Ложный след» приводятся неправильные или неполные решения, которые школьники или неискушенные взрослые склонны считать правильными. Такие решения напечатаны другим шрифтом, после чего обычным шрифтом поясняются недостатки этих решений.

Все игровые задачи снабжены ответами, а также указаниями или краткими решениями.

Мы старались выбирать короткие и содержательные решения и излагать их так, чтобы они были доступны ученикам соответствующего класса – и по материалу, и по идеям. Иногда ради этого приходилось жертвовать краткостью. В других случаях мы приводили два решения: скажем, более длинное – для семиклассников, затем более короткое – для восьмиклассников.

Для желающих узнать состав вариантов, подборки задач по годам и по авторам созданы соответствующие списки номеров в рубрикаторе. При этом в списках для олимпиад порядок в списке соответствует порядку на олимпиаде, а в остальных списках номера идут в порядке возрастания.

Тексты условий задач в данной брошюре могут несколько отличаться от тех вариантов, которые давались во время турнира. Исправления делались для единообразия формулировок и устранения двусмысленностей и языковых шероховатостей. Подавляющее большинство решений брошюры написано на основе решений методической комиссии и авторов задач, за что мы им очень благодарны. Мы, однако, несем ответственность за все ошибки и опечатки этой книги.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Похожие:

А. В. Шаповалов, Л. Э. Медников Оглавление Оглавление 1 Предисловие 1 iconОглавление оглавление 2
Особенности ответственности в гражданском праве, её основные принципы и функции. 6
А. В. Шаповалов, Л. Э. Медников Оглавление Оглавление 1 Предисловие 1 iconОглавление оглавление 1
Историко-правовое развитие уголовного законодательства об ответственности за терроризм в России 7
А. В. Шаповалов, Л. Э. Медников Оглавление Оглавление 1 Предисловие 1 iconОглавление оглавление 2
Предмет, содержание, задачи ревизии и организации контрольно-ревизионной работы 9
А. В. Шаповалов, Л. Э. Медников Оглавление Оглавление 1 Предисловие 1 iconОглавление оглавление 1
Структурный анализ в статистическом изучении затрат на рубль товарной продукции 31
А. В. Шаповалов, Л. Э. Медников Оглавление Оглавление 1 Предисловие 1 iconОглавление оглавление 2 введение 3
Имущественные отношения как составляющая предмета гражданско-правового регулирования 6
А. В. Шаповалов, Л. Э. Медников Оглавление Оглавление 1 Предисловие 1 iconОглавление оглавление 2
«Проект мероприятий по разработке нового турпродукта в Сысертском районе Свердловской области»
А. В. Шаповалов, Л. Э. Медников Оглавление Оглавление 1 Предисловие 1 iconОглавление оглавление 2
«Проект мероприятий по разработке нового турпродукта в Сысертском районе Свердловской области»
А. В. Шаповалов, Л. Э. Медников Оглавление Оглавление 1 Предисловие 1 iconОглавление оглавление
Дифференциация заработной платы в Республике Корея в зависимости от личностных характеристик работников
А. В. Шаповалов, Л. Э. Медников Оглавление Оглавление 1 Предисловие 1 iconОглавление оглавление 2 введение 3
Преступления в сфере компьютерной информации в системе преступлений против общественной безопасности и общественного порядка 7
А. В. Шаповалов, Л. Э. Медников Оглавление Оглавление 1 Предисловие 1 iconОглавление оглавление 2 введение 3
Диплом Правовое регулирование детского спорта в России (Детские спортивные школы как участники правоотношений)

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
skachate.ru
Главная страница