Рабочая программа дисциплины: “ математика и архитектура” для специальности




Скачать 99.65 Kb.
НазваниеРабочая программа дисциплины: “ математика и архитектура” для специальности
Дата публикации23.02.2013
Размер99.65 Kb.
ТипРабочая программа
skachate.ru > Математика > Рабочая программа
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРОЗОВАНИЯ

Кемеровский профессионально-технический колледж

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ:

МАТЕМАТИКА И АРХИТЕКТУРА”

ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ:

2902 “Строительство и эксплуатация зданий и сооружений”

Одобрена Рассмотрена и рекомендована

предметно-цикловой комиссией методическим Советом колледжа

протокол №4 протокол №13

от 24 февраля 2004 года от 25 марта 2004 года

председатель ПЦК председатель СК

Малыгина Г.С Моисеева Е.Н

Автор: Малыгина Г.С.

Рецензенты: к.ф-м. н. Ким В.Б., к.п.н. Галаганова Л.Е.

3

^ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В настоящее время имеют место разнообразные приложения предмета математики для формирования профессиональных навыков у студентов средних специальных учебных заведений. Одной их сторон развития этих предложений является связь математики с архитектурой, отраслью человеческой деятельности, стоящей на стыке науки и искусства.

Огромная важность связи этих двух наук заключается в том, что ставится задача преподавателям познакомить заинтересованного студента с тем, как решаются задачи проектирования архитектурных сооружений с помощью стереометрической геометрии; как используется в архитектуре число и связанно с ним понятие пропорции; как геометрическая форма перетекает из математики непосредственно в архитектурные сооружения, как взаимосвязаны а архитектуре числа и форма.

Цель разработанной рабочей программы по дисциплине “Математика и архитектура” – проявление заинтересованности к профессии строителя.

Программа рассчитана на студентов строительных специальностей II ступени колледжа, но может полезной и для учащихся I ступени инженерно-строительных профессий. Для обеспечения

данного спецкурса используются различные наглядные средства, таблицы. Программа спецкурса “ математики и архитектура” составлена на основе материалов научно – профориентационного общества учащихся “Поиск” Омского Государственного Университета.

Основное внимание уделяется исследовательской, практической и самостоятельной работе, как например практическая работа по вычислению коэффициента комфортности жилища.

Оценить успешность прохождения данного курса учителю и студенту помогут практическое применение пространственного воображения в архитектурном строительстве.

Динамика интереса к данному курсу зависит от элементов исследовательской работы.

Курс рассчитан на 15 часов, из них теоритических 7 часа, практических 8 часов.

4

^ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ “МАТЕМАТИКА И АРХИТЕКТУРA»

Греческий алфавит



п/п

Наименование разделов и тем

Максимальная

учебная нагрузка

Кол- во аудиторных часов




Самостоятельная работа студента




Всего

Лабор. работы

Практ. занятия

1.

3.

4.

5.

Ведение

Понятие числа и пропорции. Модульная система пропорций.

Взаимосвязь понятий числа и формы. Анализ архитектурных сооружений.

Геометрическая форма и архит. сооружения. Поверхности второго порядка и архит.

Коэффициент комфортности жилища.

“Золотое сечение”

Зачет

1

4

3,5

4,5

3,5

4

1

2

2

3

2

3

2




1

2

2

2

2

2

1,5

1,5

1

1





Итого:

20

15




8

7

5

Введение.

Тема 1. Понятие числа и пропорции. Модульная система пропорций.

Пропорции в архитектуре являются одним из важнейших средств создания художественного образа. С их помощью могут быть выражены монументальность, торжественность или, наоборот, скромность, простота, естественность. С применением того или иного пропорционального строя – соразмерности целого и его частей – можно создать зрительную легкость или тяжеловатость.

^ Требования к занятиям:

  • Знать определение пропорции, определение Натуральных, целых рациональных и иррациональных чисел и действий над ними.

Требования к умениям:

  • Вычислять выражения, содержащие корни, использовать свойства корней для упрощения выражений.

  • Сочетать при вычислении устные и письменные примеры.

  • Упорядочивать наборы чисел.

Виды самостоятельной работы студента:

  • Работа с учебным пособием;

  • Анализирование пропорций в архитектурных сооружениях;

  • Работа с дополнительной и справочной литературой;

  • Определение модульной системы пропорций;

  • Реферирование;

  • Сбор коллекций открыток, репродукций архитектурных сооружений, расположенных в различных городах;

  • Анализ художественных репродукций;

  • Создание эскизов архитектурных сооружений;

  • Анализирование “перетекания” геометрического тела в архитектурное сооружение.

Практическое задание №1 “Определение соразмерности частей здания. Определение пропорций конкретного задания”

6

Тема 2. Взаимосвязь понятий числа и формы. Анализ архитектурных сооружений.

Развитие математики и развитие архитектуры тесно связаны между собой.

Если до 20 века в мире господствовала “плоская” архитектура, то архитектуру 20 века отличают несколько революционных идей. Так, например, в отличие от предыдущих материалов, одним из основных стал железобетон. Конструкциям из железобетона можно придать самую различную форму. Возможности для творчества архитектора безгранично расширились. Идеальные формы куба, шара, цилиндра, конуса в явном виде обнаруживаются в современных зданиях.

Требования к знаниям:

  • Иметь понятие о “плоской” архитектуре.

  • Знать основные понятия аналитической геометрии.

  • Иметь понятие о линейчатых поверхностях.

А) цилиндрические поверхности;

Б) конические поверхности;

Знать методы координат (в Декартовой системе координат)

Требования к умениям:

  • Уметь изобразить линейчатые поверхности.

  • Уметь построить кривые второго порядка.

  • Уметь вычислять расстояние между двумя точками в пространстве.

  • Уметь определить поверхность по формуле.

  • Уметь составить уравнения поверхности по характеристическим свойствам.

Виды самостоятельной работы студента:

  • Работы с учебным пособием;

  • Анализирование пропорций в архитектурных сооружениях;

  • Работа с дополнительной и справочной литературой;

  • Определение модульной системы пропорций;

  • Реферирование;

  • Сбор коллекций открыток, репродукций архитектурных сооружений, расположенных в разных городах;

  • Анализ художественных репродукций;

  • Создание эскизов архитектурных сооружений;

  • Анализирование“ перетекания” геометрического тела в архитектурное сооружение;

Практическое занятие №2 “Выявление связи между впечатлением от архитектурных сооружений и геометрическими фигурами на примере конкретного сооружения.

7

Тема 3. Геометрическая форма и архитектурные сооружения. Поверхности второго порядка и архитектура.

Сочетание математических и архитектурных рассуждений могут иногда привести к довольно неожиданному симбиозу. Даже красота, архитектурная оригинальность, художественная выразительность здания могут быть оценены в числах.

При изучении поверхностей второго порядка (эллипсоиды, гиперболоиды, параболоиды)

в сочетаниях, параллельным координатным плоскостям, получаются кривые второго порядка: эллипсы, гиперболы, параболы. На основе этих поверхностей создаются шедевры архитектуры.

^ Требования к знаниям:

  • Знать уравнения кривых второго порядка.

  • Знать поверхности, которые при вращении кривых второго порядка (эллипсоиды, гиперболоиды, параболоиды вращения).

Требования к умениям:

  • Уметь строить кривые второго порядка.

  • Уметь изображать поверхности, которые получаются с помощью вращения кривых второго порядка.

Виды самостоятельной работы студента:

  • Работы с учебным пособием;

  • Анализирование пропорций в архитектурных сооружениях;

  • Работа с дополнительной и справочной литературой;

  • Определение модульной системы пропорций;

  • Реферирование;

  • Сбор коллекций открыток, репродукций архитектурных сооружений, расположенных в разных городах;

  • Анализ художественных репродукций;

  • Создание эскизов архитектурных сооружений;

  • Анализирование перетекания” геометрического тела в архитектурное сооружение;

Практическое занятие №3 “Выделение главного модуля конкретного архитектурного сооружения”.

8

Тема 4. Коэффициент комфортности жилища.

В математике существует формула, позволяющая по данным размерам строений и вычисленным на их основе объемов тел и площадей поверхностей, вычислить коэффициент комфортности жилища:

, где v– объем тела , S– площадь полной поверхности

На простых и наглядных примерах учащимися усваивается руководящая идея взаимосвязи числа и формы в архитектуре.

Требования к знаниям:

  • Знать формулу коэффициента комфортности жилища.

  • Знать формулы для вычисления объемов и полных площадей поверхности призм, цилиндров, конусов, шара и пирамиды.

Требования к умениям:

  • Уметь вычислять объем призмы, цилиндра, конуса, шара, пирамиды.

  • Уметь вычислить коэффициент комфортности жилища с помощью объемов и площадей поверхности тел.

Виды самостоятельной работы студента:

  • Работы с учебным пособием;

  • Анализирование пропорций в архитектурных сооружениях;

  • Работа с дополнительной и справочной литературой;

  • Определение модульной системы пропорций;

  • Реферирование;

  • Сбор коллекций открыток, репродукций архитектурных сооружений, расположенных в разных городах;

  • Анализ художественных репродукций;

  • Создание эскизов архитектурных сооружений;

  • Анализирование “перетекания” геометрического тела в архитектурное сооружение;

Практическое занятие №4 “Определение коэффициента комфортности жилища”.

9

Тема 5. “Золотое сечение”

Эталоном красоты, получившим название ”золотое сечение”, “божественная пропорция” является такое членение отрезка на части, что меньшая из них относится к большей так же, как большая ко всему отрезку. Золотое сечение легло в основу современных архитектурных пропорций.

Требования к знаниям:

  • Знать соразмерность частей здания.

  • Знать пропорции в архитектуре.

  • Знать модульную систему пропорций.

Требования к умениям:

  • Уметь дать характеристику сооружению с помощью кратности всех размеров одной и той же величине, называемой модулем.

  • Уметь выделить главные модули архитектурных сооружений.

  • Уметь использовать подобие фигур в архитектуре.

  • Уметь обнаружить “божественную пропорцию” в природе, искусстве, архитектуре.

Виды самостоятельной работы студента:

  • Работы с учебным пособием;

  • Анализирование пропорций в архитектурных сооружениях;

  • Работа с дополнительной и справочной литературой;

  • Определение модульной системы пропорций;

  • Реферирование;

  • Сбор коллекций открыток, репродукций архитектурных сооружений, расположенных в разных городах;

  • Анализ художественных репродукций;

  • Создание эскизов архитектурных сооружений;

  • Анализирование “перетекания” геометрического тела в архитектурное сооружение;

Практическое занятие №5 “Нахождение примеров использования “золотого сечения”

Задания для самостоятельной домашней работы

  1. Выбрать несколько архитектурных сооружений в г. Кемерово, сделать эскизы и промеры и выделить главные модули, использованных в этих зданиях.

  2. По эскизам архитектурных сооружений г. Кемерово выделить использование подобия отрезков архитекторами.

  3. Выявить использование подобия фигур в архитектуре Грановитой платы Московского Кремля.

  4. Проверить с помощью циркуля и линейки простой способ построения отрезков, находящихся в отношении “золотого сечения”

  5. Найти промеры использования “золотого сечения” в архитектуре, воспользовавшись коллекцией репродукций.

  6. Определение коэффициента комфортности жилища.

10

^ Краткий словарь архитектурных терминов

Антаблемент – завершающая верхняя часть ордер; горизонтальные перекрытия, лежащие на колоннах. Состоит из трех частей (снизу вверх): архитрава, фриза, карниза.

^ Акра – криволинейное перекрытие между двумя опорами.

Аркада – протяженный ряд арок, опирающихся на столбы или колонны.

Архитрав – горизонтальная балка, лежащая на колонах, нижняя часть антаблемента.

^ Аттик – стенка над карнизом, украшенная рельефом или надписью.

База – основные колонны, пилястры.

Барельеф – скульптурное украшение на плоскости, когда изображение вступает из стены, чем половину.

Интерьер - архитектурно и художественно оформленное помещение.

Капитель – верхняя часть колонны, пилястры, на которую опирается горизонтальное покрытие.

^ Карниз – выступающая часть перекрытия; верхняя часть артаблемента.

Купол – покрытие здания частью сферы, эллипса, многогранника и т.д.

Колонна – обработанный круглый в сечении столб, частями которого являются: ствол, капитель, база.

Палаццо – дворец.

Пантеон – “Храм всех богов» (с древнегреческого), сооружение зодчим Аполлодором

(125 г.н.э.)

Парфенон – храм богини Афины; сооружен известными архитекторами Иктином и Калликратом.

Эрехтейон – храм, сооруженный в 421 – 402 г. до н. э.

11

^ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Васютинский Н.А. Золотая пропорция.-

М.: Молодая гвардия, 1990.

2. Борисовский Г.Б Парфенон и конвейер.-

М.: Молодая гвардия, 1971.

3. Борисовский Г.Б Красота и стандарт.-

М.: Изд. Комитета стандартов, мер и изм. приборов, 1968

4. Петрович Д. Теоретики пропорций.- М.: Строй. изд., 1979.

5. Госунов М.И Архитектурное проектирование.-

М.: Высшая школа, 1978.

6. Курбатов В.В. Советская архитектура.- М.: Просвещение, 1988.

7. Гутнова А., Глазычев В. Мир архитектуры.-

М.: Молодая гвардия, 1990.

8. Журналы:

“Вокруг света”

“Знание-сила”

“Наука и жизнь”

“На море и на суше”

Похожие:

Рабочая программа дисциплины: “ математика и архитектура” для специальности iconПрограмма дисциплины «вычислительная математика» для студентов заочного...
Рабочая программа дисциплины «Вычислительная математика» для студентов заочного отделения специальности 230105 «Программное обеспечение...
Рабочая программа дисциплины: “ математика и архитектура” для специальности iconРабочая программа «Математика» для обучающихся 3 класса общеобразовательных...
М. И. Моро, Ю. М. Колягина, М. А. Бантовой, Г. В. Бельтюковой, С. И. Волковой, С. В. Степановой «Математика. 1-4 классы» (учебно-методический...
Рабочая программа дисциплины: “ математика и архитектура” для специальности iconРабочая программа учебной дисциплины для специальности 080110 Экономика...
Рабочая программа «Практика по профилю специальности «Бухгалтерский учет» составлена в соответствии с Государственным образовательным...
Рабочая программа дисциплины: “ математика и архитектура” для специальности iconРабочая программа учебной дисциплины «Математика» предназначена для...
Учебная дисциплина «Математика» является естественнонаучной формирующей базовые знания для освоения общепрофессиональных и специальных...
Рабочая программа дисциплины: “ математика и архитектура” для специальности iconРабочая программа Учебный курс: математика Предмет: математика Класс:...
Государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение Ленинградской области для обучающихся, воспитанников...
Рабочая программа дисциплины: “ математика и архитектура” для специальности iconРабочая программа дисциплины методы научного исследования для студентов...
Рабочая программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом для специальности «Политология», утвержденным...
Рабочая программа дисциплины: “ математика и архитектура” для специальности iconПрограмма дисциплины «вычислительная математика» для студентов заочной формы обучения
Рабочая программа дисциплины «Вычислительная математика» для студентов заочной формы обучения/ Сост. Хмара В. Н.; ЮсиэпиИ. Юж. Сах.,...
Рабочая программа дисциплины: “ математика и архитектура” для специальности iconРабочая программа учебной дисциплины название «общеобразовательного цикла»
Рабочая программа учебной дисциплины название для специальности среднего профессионального образования естественнонаучного профиля:...
Рабочая программа дисциплины: “ математика и архитектура” для специальности iconРабочая программа дисциплины рабочая программа дисциплины
Рабочая программа дисциплины является центральным методическим документом учебно-методического комплекса. Обязательными разделами...
Рабочая программа дисциплины: “ математика и архитектура” для специальности iconРабочая программа по дисциплине «Вычислительная математика» подготовлена...
Вычислительная математика: Рабочая программа, метод указ и контр задания для студентов спец. 230101 «Вычислительные машины, системы,...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
skachate.ru
Главная страница