28. krievu valodas un literatūras olimpiāde 10. 12. kl. 25. 03. 11




Скачать 50.24 Kb.
Название28. krievu valodas un literatūras olimpiāde 10. 12. kl. 25. 03. 11
Дата публикации05.09.2013
Размер50.24 Kb.
ТипДокументы
skachate.ru > Литература > Документы

28. krievu valodas un literatūras olimpiāde 10.-12.kl. 25.03.11


В календарь ЮНЕСКО включена важная юбилейная дата - 300-летие со дня рождения Михаила Ломоносова, а 2011 год объявлен Годом этого великого русского ученого-энциклопедиста.
ТЕКСТ ДЛЯ ДИСКУССИИ

I. Он сошел в могилу, не оцененный современниками, непонятый всем миром. Целое столетие прошло, прежде чем постигнуты были его вещие слова, усвоены были его смелые научные воззрения... Да и мы, нынешнее поколение, духовные дети Ломоносова, умеем ли мы по достоинству ценить своего величайшего ученого, понимаем ли мы, какой всеобъемлющий научный гений жил в этом страстном, многострадальном человеке? Нет, далеко нет!...


Со школьной скамьи мы выносим в жизнь поверхностное отношение к Ломоносову, как к чему-то среднему между историком и филологом. В нашем представлены это – стихослагатель на разные торжественные случаи, с неважным поэтическим талантом, и кропатель, пользующийся славой «первого русского ученого» только потому, что он был тогда единственным. О естественно-научных, не словесных занятиях Ломоносова упоминается в школе как-то вскользь, а иногда и совсем умалчивается. То, в чем он неизмеримо велик – в понимании духа, задач и целей точных знаний, в широких, творческих взглядах на будущие пути в науке, – отодвигается на второй план и остается в тени.

Кончалась школа, начиналась жизнь – и у нас составилось впечатление о Ломоносове не как о истинно-великом представителе науки и труда, а как о какой-то самодельщине, будто бы раздутой патриотизмом в сомнительную знаменитость. Надо ли говорить, насколько превратно и несправедливо такое мнение о величайшем русском ученом, на целое столетие опередившем свой век?

II. К каким наукам более всего лежало сердце Ломоносова, – нам, удаленным от расцвета его деятельности на полтораста лет, судить трудно. Более близкий к его времени, величайший поэт наш Пушкин, выдвигает на первый план его естественнонаучные изыскания. Вот как он характеризует деятельность Ломоносова:

«Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенною силою понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшею страстью сей души, исполненной страстей. Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он все испытал и все проник... Первый углубляется в историю отечества, утверждает правила общественного языка его, дает законы и образцы классического красноречия; с несчастным Рихманом предугадывает открытия Франклина, учреждает фабрику, сам сооружает машины, дарит художества мозаичными произведениями и, наконец, открывает нам истинные источники нашего поэтического языка.

«Поэзия бывает исключительно страстью немногих, родившихся поэтами: она объемлет и поглощает все наблюдения, все усилия, все впечатления их жизни; но если мы станем исследовать жизнь Ломоносова, то найдем, что науки точные были всегда главным и любимым его занятием, стихотворство же иногда забавою, но чаще должностных упражнением. Мы напрасно искали бы в первом нашем лирике пламенных порывов чувства и воображения. Слог его, ровный, цветущий и живописный, заемлет главное достоинство от глубокого знания книжного славянского языка и от счастливого слияния оного с языком простонародным». …

V. Будучи сам новатором, Ломоносов смело становился в ряды защитников всякой новой мысли, раз он был убежден в ее правильности. Так, в области учения о свете он явился ярым сторонником гипотезы Гюйгенса о волнообразном движении эфира; тогда эта теория еще витала в области догадок и далеко не была принята в ученом мире, который продолжал склоняться перед авторитетом Ньютона. Ломоносов, со свойственной ему решительностью, высказал свою точку зрения в «Слове о происхождении света», причем некоторые его аргументы являлись чрезвычайно оригинальными и новыми.


Так, невозможность распространения света от солнца «во все стороны течением эфира», Ломоносов доказывал законами механики:

«Если бы кто кинул песчинку из пращи, полетела ли бы она такою скоростью, и на только далекое расстояние, как соответствующий силам руки человеческой камень? Что ж можно представить тоне и легче единой частицы, эфир составляющая? И коль ужасно расстояние от нас до солнца? И кое течение скорее мечтать себе можно, как эфира по выше помянутому мнению? И кое сопротивление сильнее может быть тягости к солнцу, которая не токмо нашу землю, но и другие большие тела к нему понуждает, совращая с прямолинейного движения? В таковых ли неудобностях можем положить происхождение света текущим эфира движением?»

Интересен также прием сопоставления света со звуком, в целях сведения к абсурду теории истечения:

«Ежели кто скажет, что свет от солнца происходит течением эфира на подобие реки: для того, что есть между тем чувствительное расстояние времени, когда свет от солнца достигает до нашего зрения; тот должен заключить подобным следствием, что воздух от звенящих гуслей течет во все стороны такою же скоростью, какою приходит голос к уху. Однако, я представляю себе скорость сильного ветра, когда воздух в одну секунду 60 футов провевает, поднимая на водах великие волны и дерева с корнями вырывая; и рассуждаю, что если бы от струн так скоро двигался проходным течением воздух, как голос: то есть больше тысячи футов в секунду, то бы от такой музыки и горы с мест своих сринуты были».

…..Такова всеобъемлющая деятельность непонятого русского гения, сумевшего – не только в своих научных откровениях, но даже и в неизбежных ошибках – оставить неизгладимые следы великой, неустанной мысли и работы на пользу науки, о расцвете которой в родной стране он так горячо и так бескорыстно ратовал!

(О.И. Павлов «Непонятый гений» По поводу двухсотлетия со дня рождения М.В. Ломоносова (фрагменты)
^ ВОПРОСЫ ДЛЯ ДИСКУССИИ


  1. Можно ли нынешнее поколение русских людей считать «духовными детьми» Ломоносова? Аргументируйте свою точку зрения.

  2. Эссе О.И. Павлова написано 100 лет назад. Прокомментируйте, как в течение последнего столетия изменилось отношение к гению Ломоносова?

  3. Характерно ли для современной жизни поверхностное отношение к явлениям культуры, духа? Считаете ли Вы, что поверхностное отношение к истории, к именам великих людей – это естественное следствие современного темпа жизни? Какие последствия могут возникать в жизни человека и человечества из-за поверхностного отношения в духовной стороне бытия?

  4. Как Вы понимаете выражение «самодельщина, раздутая патриотизмом в сомнительную знаменитость»? Есть ли основания отнести эти слова к Ломоносову и его наследию? Может ли, должен ли патриотизм проявляться в гордости славой своих великих предков?

  5. Согласны ли Вы с пушкинской мыслью о том, что «поэзия бывает исключительно страстью немногих, родившихся поэтами…»? Можно ли с точки зрения читателя XXI века считать Ломоносова настоящим поэтом? В чём проявляется поэтический талант великого энциклопедиста? Если можете, процитируйте наизусть известные Вам поэтические строки М.В. Ломоносова.

  6. Автор статьи называет М.В. Ломоносова новатором. Объясните значение этого слова. Нужны ли новаторы в современной жизни? В чём их значение? Назовите известных Вам современников, которых можно назвать новаторами. Какой жизненный сценарий – новаторский или консервативный - более предпочтителен для Вас лично и для общества в целом?

  7. В последнее время во всём мире возрос интерес к естественным и точным наукам. Можем ли мы ожидать всплеска новых научных открытий в физике, математике, биологии и т.п.? Не усилится ли вследствие этих процессов дегуманизация общества или другие негативные процессы? Аргументируйте свой ответ.

  8. Возможно ли появление Ломоносова XXI века? Какими качествами должен обладать «современный Ломоносов»?

  9. Нужно ли в Латвии сохранять память о М.В. Ломоносове? Какую пользу это может принести современному молодому латвийцу?

Похожие:

28. krievu valodas un literatūras olimpiāde 10. 12. kl. 25. 03. 11 icon29. krievu valodas un literatūras olimpiāde kl. 22. 03. 13
Его горячая вера в будущность народного искусства, его действенная и постоянная поддержка укрепляли художников в сознании необходимости...
28. krievu valodas un literatūras olimpiāde 10. 12. kl. 25. 03. 11 icon28. krievu valodas un literatūras olimpiāde kl. 25. 03. 11
В календарь юнеско включена важная юбилейная дата 300-летие со дня рождения Михаила Ломоносова, а 2011 год объявлен Годом этого великого...
28. krievu valodas un literatūras olimpiāde 10. 12. kl. 25. 03. 11 icon2 valsts krievu valodas un literatūras olimpiāde kl
Я отмечал уже, как сильно воздействует русская равнина на характер русского человека. Мы часто забываем в последнее время о географическом...
28. krievu valodas un literatūras olimpiāde 10. 12. kl. 25. 03. 11 icon27. Valsts krievu valodas un literatūras olimpiāde. Tekts diskusijai 10. 12. kl. Рижский Пушкин
Уже который год обсуждается вопрос установки памятника Пушкину в Риге. И проект есть, и скульптор, и бронза, и деньги, и желание...
28. krievu valodas un literatūras olimpiāde 10. 12. kl. 25. 03. 11 icon27. Valsts krievu valodas un literatūras olimpiāde. Tekts diskusijai kl. Пушкин и Гоголь
Одним из первых дел по приезде в Петербург было представиться Пушкину. Гоголь пришел сам, без приятелей или рекомендаций и постучал...
28. krievu valodas un literatūras olimpiāde 10. 12. kl. 25. 03. 11 icon29. krievu valodas un literatūras olimpiāde 22. 03. 13
«Кстати, о моих средствах: слово громадные весьма растяжимо, — писал он о себе, — не говоря о Фон-Мекках и Дервизах, в Москве многие...
28. krievu valodas un literatūras olimpiāde 10. 12. kl. 25. 03. 11 iconKrievu valodas un literatūras olimpiāde. Tekts diskusijai kl un 10....
Определить роль творчества Пушкина в моей жизни мне очень трудно. Это почти так же, как определить в чьей-либо жизни роль того или...
28. krievu valodas un literatūras olimpiāde 10. 12. kl. 25. 03. 11 iconLatvijas krievu valodas un literatūras pasniedzēju asociācija
Всего на конкурс было прислано 45 работ. Из них в финальную часть конкурса (защита работы) выдвинуто 19 работ
28. krievu valodas un literatūras olimpiāde 10. 12. kl. 25. 03. 11 iconValsts krievu valodas (svešvalodas) 19. olimpiāde. 17. 03. 2012
Сам же Херманис сделает осенью в Новом рижском театре еще одну попытку посягнуть на классическое наследие русского театра он поставит...
28. krievu valodas un literatūras olimpiāde 10. 12. kl. 25. 03. 11 iconLatvijas krievu valodas un literatūras pasniedzēju asociācija Латвийская...
Международная олимпиада по русскому языку для учащихся школ с русским языком обучения в Латвии. Рига, 7 – 8 декабря 2012 года. Протокол...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
skachate.ru
Главная страница