Урок конференция по теме: «Имя в реке времени»




Скачать 95.13 Kb.
НазваниеУрок конференция по теме: «Имя в реке времени»
Дата публикации03.09.2013
Размер95.13 Kb.
ТипУрок
skachate.ru > Литература > Урок
План-конспект занятия по элективному курсу «Русская речь» ( 9 кл)
Урок – конференция по теме: «Имя в реке времени»

Цели: 1) познакомить учащихся с миром имён, их историей, значением и своеобразием;

2) развивать умения работать с научно – популярной литературой, отбирать материал по предложенной теме, излагать его перед классом;

3) способствовать формированию интереса к особым словам – именам.

Подготовительный этап

1. Разбиться на микрогруппы, подготовить сообщение по одной из предложенных тем:

  • происхождение слова ИМЯ, ближайшие родственники данного слова;

  • верования и обычаи древнего человека, связанные с именем;

  • своеобразие древних русских имён;

  • история имён Иван и Марья;

  • причуды имён в XX – м столетии;

  • имена – трансформеры.


Литература:

Бортник Г. В. По имени называют, по отчеству величают. Русская речь, 1994, № 4. – с. 125-126.

Бурау И. Я. Загадки мира слов. – Д.: Сталкер, 1997.

Волина В. В. Откуда пришли слова: Занимательный этимологический словарь. – М.: АСТ – Пресс, 1996.

Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка: Т. 2. – Рус. яз., 1989.

Суперанская А. В. Словарь русских личных имён. – М.: ООО «Фирма «Изд – во АСТ», 1998.
2. Собрать материал о своём имени.

План сбора материала:

а) выясни, что означает твоё имя, из какого языка оно пришло в русский язык;

б) спроси у родителей, почему они выбрали для тебя именно такое имя, чем они руководствовались;

в) собери сведения о людях, которые носят или носили такое же имя, как у тебя, и подумай, какие черты их характера тебе нравятся;

г) запиши строки из песен, стихотворений, в которых встречается такое же имя, как у тебя.
^ 3. Группе учащихся подготовиться к выполнению роли репортёров.
Ход урока
I.Сообщение темы урока и формы его проведения (урок проводится в форме конференции):
- уточняется значение слова конференция (собрание, совещание представителей каких – нибудь групп, государств);

- решаются орг. вопросы (избранный председатель объявляет тему конференции «Имя в реке времени» и зачитывает программу конференции);

- участникам конференции предлагается приготовить свои тетради и фиксировать в них основные материалы из выступлений докладчиков;

- группе репортёров приготовиться к сбору материала для репортажа.
^ II. Вступительное слово учителя. (Используется материал, данный в начале конспекта урока)
III. Выступления участников конференции.
1. Этимология слова ИМЯ и однокоренных с ним слов
Слово имя - очень древнее, и этимология его расплывчата. Это слово некоторые учёные сближают с древнерусским имъти – «иметь», «считать», «принимать за кого – либо или за что – либо»; другие считают, что слово восходит к древнеиндийскому июоти – «отделяет», т. е. имя даётся для того, чтобы отличать людей или животных друг от друга.

Слово имя имеет множество «родственников» в языке, расцветает в языковой системе пышным цветом, что свидетельствует о живучести и востребованности данного слова в языке. Наиболее часто встречающиеся однокоренные слова:

- именной – к имени относящийся (именной указ, именное повеление);

- именно – точно, подлинно, буквально;

- именовать- давать имя;

- наименовать – назвать;

- именованье – названье;

- именины – день ангела, соименного святого;

- именинный – относящийся к именинам;

- именинник – у христиан это человек, называемый так в день ангела соименного ему святого;

- именитый – знаменитый, сановитый;

- именительный падеж – нач. форма существительных, прилагательных.
2. Верования и обычаи древнего человека, связанные с именем
Имена, как и все на свете, имеют свою историю. Они рождаются, живут своей особой жизнью, умирают, а иногда воскресают вновь.

Ряд учёных считает, что первыми словами на земле были имена собственные. Во многих странах, в ряде племён Африки существовал обычай скрывать имена, особенно от чужестранцев. В Эфиопии мать не звала по имени своих детей. А в индийских семьях даже муж и жена обращались друг к другу иносказательно. Некоторые люди считали, что имя человека – синоним его души. Чем дольше оно сохраниться, тем бессмертнее будет человек.

По словам одного исследователя, в Египте стереть имя покойного с гробницы считалось величайшим преступлением. Чтобы этого никто не смог сделать, имена вырезались на свинцовых дощечках, которые бросались на дно залива.

Индейцы племени навахо верили, что имя человека служит источником его счастья и сил и старались без лишней надобности не произносить имя, т. к. оно, по их мнению, изнашивается. Исходя из этих соображений, настоящее имя они держали в секрете, а пользовались прозвищами.

Человек в древности верил, что слово, имя – неотъемлемая часть предмета, личности. Без этой веры невозможна магия, немыслимы многие действия. Люди меняли имя больного ребёнка, чтобы обмануть злых духов, которые могут причинить ему зло, а также это делалось для того, чтобы обмануть смерь. Один из исследователей быта североамериканских индейцев, долго живший среди них, писал: «В первое время моего пребывания у могавков мне сделал любезность один из старых Сахемов, дав мне своё имя… Он был известный воин, - и сказал мне, что теперь я имею право присвоить себе все подвиги, им совершённые, и что теперь моё имя будет раздаваться во всех пяти народах». Древний человек верил, что человеку можно причинить вред, прокляв его или околдовав его имя. Связь имени и человека не подлежала сомнению. Североамериканский индеец «… относится к своему имени не как обычному ярлыку, но как к самостоятельной части тела, и уверен, что от дурного обращения с именем проистекает не меньший вред, чем от раны, нанесённой телесному органу.
3. Своеобразие древних русских имён
Древние русские имена были своеобразными характеристиками людей. Имя давалось человеку как примета, отличие, по которому можно было бы выделить его из семьи.

Имя представляло собой своеобразную характеристику: Мал, Бел, Косой, Рябой, Кудряш, Черныш, Некраса, Любава, Забава (по внешним признакам); Добрыня, Храбр, Молчан, Умник, Несмеяна (по черте характера); Ждан, Неждан, Блажен, Любим ( по отношению к нему близких людей); Первак, Вторак, Третьяк, Вторуша, Девятуша, Меньшой, Малыш (по времени появления в семье); Кожемяка, Селянин ( по профессии) и т. д. Все эти имена впоследствии перешли в состав современных русских фамилий.

В конце десятого века киевский князь Владимир искал сильного союзника против степных кочевников, совершавших набеги на Русь. Такого союзника он увидел в лице Византийского императора. Чтобы скрепить союз, князь Владимир согласился на крещение Руси. В ходе крещения необходимо было заменить языческие имена на имена христианские. С этого времени на Руси появились Иваны, Марьи, Петры, Анны, Глебы, Зои.

Любопытно, что в Московской Руси имя и отчество использовались по-разному в зависимости от общественного положения человека. Холопы назывались уничижительно: Фильками, Петрушками, Ивашками. Естественно, что ни о каком отчестве для этой категории людей и речи быть не могло.

Имена «умалительные» были в большом ходу и использовались в различных значениях: они выражали растроганность и нежность, ласку (Мишатка, Сенюшка); любовное отношение к князьям (Владимирко, Василько); служили показателями преданности и покорности, понимания своего места на общественной лестнице (Федька, Митька); особый умалительный суффикс добавлялся к именам незаконнорождённых детей (Мстиславец, Ярославец).

Поповские имена писались на -чище (Иванище, Степанище). Знатные люди имели право добавить к полному имени « полуотчество»: Иван Степанов Городец. А аристократическая верхушка имела имя, отчество и фамилию. Причём отчество было равноценно современному: оно оканчивалось на – ич . С тех пор вошла в русский язык пословица: « Наши вичи едят одни калачи».
4. История имён героев русских сказок – Ивана да Марьи.
Иван да Марья… Эти два имени воспринимаются как своеобразный символ «русскости». Мало кто знает, что имена эти имеют совершенно другое происхождение.

Л. Успенский рассказывает об этом так: «Тысячелетия назад среди малоазиатских иудеев было распространено имя Йехоханан. На их языке оно означало примерно: «милость божия», «дар бога». Когда широкое распространение получило учение христианства, то вместе с ним пришли к другим народам имена «святых людей», «пророков». Но вот что интересно, хотя имя возникло в древнееврейском языке, оно и в нём претерпело определённые изменения (вспомните Иоанна крестителя). Заимствованное в другие языки, это имя сегодня звучит на всех континентах в различных вариациях: по- итальянски - Джованни, по-немецки – Иоганн и Ганс, по-эстонски - Юхан, по-латышски- Янис, по- польски – Ян, по-английски – Джон, по-французски- Жан, по-грузински- Иванэ, по-испански-Хуан, по-русски – Иван.

Что касается Марьи, то здесь тоже не всё просто. Наиболее часто в словарях имя Мария объясняется как «горькая», древнееврейского происхождения. Но возможно и другое объяснение: оно возводится к др.-евр. мрйм – «любимая, желанная». Встречается и третье значение имени- «упрямая». Имя Мария имеет множество производных: Маремьяна, Мариамна, Мариам, Марьяна, Марианна, Мариэтта, Мари, Мэри, Мери. В русском языке Марию ласково зовут Маша, Маня, Мара, Маруся.

А вот происхождение и значение некоторых имён, воспринимаемых людьми как безусловно русские:

Александр – «защитник людей» (греч.)

Алексей – «защитник» (греч.)

Василий – «царский» (греч.)

Данил – «бог - мой судья» (евр.)

Анастасия – «воскресшая» (греч.)

Варвара – «чужеземная» (греч.)

Екатерина – «чистая, святая, непорочная» ( греч.)

Елена – «светлая» (греч.)

Наталья – «родная» (лат.)

Татьяна – «успокоительница» ( греч.)
5. Причуды имён в XX столетии
В 20- нач. 30 – х годов, когда революционные изменения затронули практически все сферы жизни общества, были попытки создать что-то типа святцев на советский манер. В новых, вновь возникающих именах находили отражения все события и явления новой эпохи. Появились в России маленькие Электрификации, Индустрии, Энергии, Химизации, Тракторины, а среди мальчиков – Днепрогэс, Магнитострой, Донбасс. Вот лишь некоторые наиболее экзотичные имена, которыми любящие родители «награждали» своих чад:

Ампер, Атом, Босфор, Вилена (от Владимир Ильич Ленин), Гертруда (от герой труда), Евразия, Желдора (железная дорога), Рево и Люция ( от «революция»), Рэм («мировая революция»).
6. Имена – трансформеры
Игрушки-трансформеры всем хорошо известны. А знаете ли вы, что есть имена – трансформеры? Дело в том, что порой в языке происходят удивительные вещи, имя собственное начинает обозначать предмет, понятие или явление и становится именем нарицательным.

Вы, вероятно, помните древнюю легенду о красавце Нарциссе, который был так влюблён в самого себя, что ничего вокруг себя не замечал. Целыми днями разглядывал своё отражение в водах ручья, любуясь своим прекрасным лицом. Боги рассердились на юношу и превратили его в удивительный нежный цветок. Головка белого нарцисса всегда наклонена к земле, как будто он пытается рассмотреть внизу своё отражение. Помимо этого, нарциссом называют самовлюблённого человека.

В библейской легенде рассказывается о том, как один из учеников Иисуса предал своего Учителя за тридцать серебряников. Звали его Иуда. Он привёл солдат в то место, где находился Иисус со своими учениками, подошёл к Христу и поцеловал его. Этим он указал солдатам, кого именно они должны арестовать. С тех пор имя этого человека сделалось бранным словом и используется для характеристики человека с продажной душой, предателя.

Несколько легенд существует по поводу слова «галиматья». Вот одна из них. Во Франции жил врач. Звали его Галли Матье. Он стал известен тем, что, оказывая своим пациентам медицинскую помощь, он неизменно сопровождал советы и рецепты остроумными шутками, анекдотами, каламбурами или остротами, которые пациенты окрестили галиматьей.

Но не только легенды «помогают» именам собственным стать нарицательными. Имена реальных людей часто начинают обозначать те или иные предметы. По имени физиков и математиков (Вольт, Ампер, Ом, Кулон, Генри, Фарада) созданы научные термины – единицы: вольт, ампер, ом, кулон, генри, фарада. Персонаж итальянской народной комедии Панталоне, наряженный в широкие штаны, как бы передал своё имя этой принадлежности туалета. Во Франции клоуны-фокусники носили имя Жиль и носили своеобразную одежду (курточки-безрукавки). Слово жилет было образовано для называния этого вида одежды как раз от имени Жиль. В XVIII веке в Англии проживал человек, некто Хулигэн, известный своим необузданным характером и диким нравом. Его имя также стало нарицательным. Хулиганами англичане стали называть тех, кто нарушал общепринятые нормы поведения. Именно в таком значении это слово используется в русском языке.
^ IV. Выступления участников конференции – рассказы о своём имени.
V. Подведение итогов урока. Слово репортёров (отбор материала). Обмен впечатлениями.
VI. Организация домашнего задания:

- написать сочинение – миниатюру о своём имени, используя собранный материал и сведения, полученные в ходе урока;

- «репортёрам» выпустить спец. номер газеты о проведённой конференции, взять интервью у её участников, написать репортаж, а также поместить в номер лучшие сочинения участников конференции.

Российская Федерация

Ханты – Мансийский автономный округ – Югра

(Тюменская область)

Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 2»

Элективный курс «Русская речь» (8 кл.)
План – конспект урока – конференции по теме «Имя в реке времени»


Выполнила: Сумина С. Ю., учитель

русского языка и литературы


Мегион

2008

Похожие:

Урок конференция по теме: «Имя в реке времени» iconУрок способствовал повышению уровня мотивации учащихся в изучении...
Этот день в нашей школе отмечается ежегодно через проведение необычных уроков – урок-рисунок, урок-семинар, урок-конференция. Но...
Урок конференция по теме: «Имя в реке времени» icon«Непостоянство» рассматривается в контексте четырех тем, так называемых...
Учению, выполняете базовые практики, наверное, вы догадываетесь, о чём я говорю. Непостоянство – это тема, которая говорит, что мы...
Урок конференция по теме: «Имя в реке времени» iconУрок русского языка по теме: «Имя прилагательное»
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы продолжим наше путешествие вместе с Мудрейкиным и Глазастиком по островам русского языка
Урок конференция по теме: «Имя в реке времени» iconДипломные работы реферат по курсу «Военная история» по теме: «Развитие...
Александр в 1239 г создал линию укреплений по реке Шелонь. На побережье Финского залива и реке Неве была усилена сторожевая служба...
Урок конференция по теме: «Имя в реке времени» iconУрок обобщающего повторения по теме «Отношения между родителями и детьми»
Моу сош №2 г. Глазова; Интегрированный урок по теме «Современная музыка», моу сош №11 г. Глазова, видеозапись, демонстрирующая работу...
Урок конференция по теме: «Имя в реке времени» iconУрока. I. Орг момент
Данный урок – урок обобщение знаний по теме сложение, вычитание, умножение, деление десятичных дробей на натуральное число
Урок конференция по теме: «Имя в реке времени» iconУрок алгебры в VIII классе по теме «Способы решения иррациональных уравнений»
Оборудование: проектор, слайды по теме урока, доска на три человека, карточки раздаточный материал
Урок конференция по теме: «Имя в реке времени» iconУрок по теме: «Информационные процессы. Обработка, защита, представление»
...
Урок конференция по теме: «Имя в реке времени» iconУрок в 8 классе по теме «Устройства ввода и вывода. Разрешающая способность монитора»
Оборудование: учебник, презентация по теме, задания для самостоятельной работы, компьютеры, мультимедийный проектор, экран
Урок конференция по теме: «Имя в реке времени» iconУрок экономики во 2-м классе по теме: "Сбережения"
Обучающая: формирование представления об экономии, воплощенной не только в денежном выражении. Повторение и обобщение основного учебного...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
skachate.ru
Главная страница