Домашняя контрольная работа №4




Скачать 205.56 Kb.
НазваниеДомашняя контрольная работа №4
Дата публикации09.07.2013
Размер205.56 Kb.
ТипКонтрольная работа
skachate.ru > Литература > Контрольная работа
ДОМАШНЯЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 4
Задание 1. Прочитайте текст. Составьте план-конспект данного текста.

Задание 2. Выполните фонетический разбор слов: самостоятельная, грамматические.

Задание 3. Выполните словообразовательный разбор слов: вспомогательный, противопоставление.

Задание 4. Выполните морфологический разбор слов: залог, самостоятельная, таких (предложение 1).

ГЛАГОЛ

Глагол – самостоятельная часть речи, выражающая значение ‘процессуальный, т. е. развивающийся во времени, динамический признак предмета’ в таких морфологических категориях, как вид, личность/безличность, залог, наклонение, время, лицо: Обе женщины ждали, на этот раз вполне веруя обещанию Разумихина; и действительно, он успел притащить Зосимова (Д.).

Разграничиваются три типа основных грамматических форм глагола: 1) инфинитив; 2) спрягаемые формы; 3) неспрягаемые формы.

Инфинитив (или неопределённая форма) – это «словарная» форма глагола, не имеющая морфологических категорий наклонения и времени, грамматических признаков лица, числа, рода, и характеризуется лишь категориями вида (несов. делать – сов. сделать) и залога (действ. умывать – страд. умываться).

Спрягаемым формам, помимо признаков вида и залога (несов. читал – сов. прочитал; действ, читает – страд, читается), свойственно изменение по наклонениям, временам, залогам, числам и лицам/родам (читал, читала, читало, читали; читаю, читаешь, читает, читаем, читаете, читают; буду читать, читай, читал бы и т. д.).

^ Неспрягаемые формы глагола представлены двумя разновидностями: причастиями и деепричастиями. Причастия – это особые глагольные формы, объединяющие грамматические признаки глагола и имени. Они изменяются по временам, залогам, родам, числам, падежам и по категории полноты/краткости (читавший, читанный, читающий, читаемый, читаемая, читаемое, читаемые, читан). Деепричастия – это неизменяемые формы глагола, имеющие ряд наречных и собственно глагольных грамматических признаков (читая, прочитав).

^ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИЕ РАЗРЯДЫ ГЛАГОЛОВ

1. Одним из наиболее существенных признаков является роль глагола в построении предложения; по этому признаку противопоставлены полнознаменательные и неполнознаменательные глаголы.

Неполнознаменательные глаголы называются также вспомогательными, поскольку они сами по себе не являются членами предложения.

1) связочные глаголы, которые используются при формировании составного именного сказуемого (быть, являться, становиться, делаться);

2) модальные глаголы – глаголы «желания, возможности» (хотеть, желать, мочь);

3)фазисные глаголы, обозначающие фазу совершения действия (начать/начинать, продолжить/продолжать, закончить/заканчивать);

4) глаголы-компенсаторы, которые восполняют в предложении недостающие грамматические смысловые элементы: ^ В саду собирают яблоки – ведётся сбор яблок; Спортсмены вынесли на стадион знамя – осуществили вынос знамени; Девушка красива – отличается красотой.

Полнознаменательные глаголы являются самостоятельными членами предложения: О, если б вы видели, как она страдает в борьбе с собою... но я её знаю... ещё несколько дней... и она погибнет! (Л.)

2. Глаголы делятся на переходные и непереходные. Переходность/непереходность – это грамматический признак глаголов, заключающийся в возможности подчинения глаголом управляемой беспредложной формы винительного падежа имени существительного (а при глаголах с отрицанием – формы родительного падежа) со значением объекта (любить книгу, не любить книги; написать монографию, не написать монографии).

Переходные глаголы обозначают действие, которое прямо направлено на предмет. Они могут иметь при себе прямое дополнение в винительном падеже без предлога, отвечающее на вопрос кого?/что? (писать статью, вязать свитер, петь песню). Переходные глаголы обладают возможностью образования форм страдательного залога: Монография была написана известным учёным; Книга, любимая многими.

^ Непереходные глаголы не обладают свойством переходности, не могут иметь при себе прямого дополнения: заниматься (чем?) спортом, разбираться (в чём?) в музыке, отказаться (от чего?) от помощи. Непереходные глаголы не имеют страдательных форм.

^ 3. Возвратные глаголы – это лексико-грамматический разряд непереходных глаголов с постфиксом -ся (учиться, перезваниваться, смеяться). Большинство таких глаголов (но не смеяться, улыбаться и т. п.) образовано посредством постфикса -ся от соответствующих невозвратных глаголов (готовить готовиться; брать браться).

Словообразовательный постфикс -ся в любом значении является дополнительным формальным показателем непереходности глагола (улыбаться, волноваться и т. п.); возвратных переходных глаголов не бывает.

От возвратных глаголов необходимо отличать формы страдательного залога. Например: ^ Гостиница строится «Строй-инвестом» — здесь словоформа строится выражает значение страдательного залога и входит в парадигму невозвратного глагола строить. Не являются возвратными и безличные формы невозвратных глаголов. Так, хочется – это безличная форма невозвратного глагола хотеть; работается – аналогичная форма невозвратного глагола работать.

^ МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ ГЛАГОЛА

Категория вида

Вид - морфологическая несловоизменительная категория глагола, выражающаяся в противопоставлении грамматических классов совершенного и несовершенного вида и служащая для обозначения различий в характере проявления процессуального признака (например, различий в протекании действия). Любой русский глагол является глаголом совершенного (прочитать, выиграть) или несовершенного (гулять, любить) вида; многие глаголы составляют видовые пары (зажечьзажигать; делать сделать).

Различия таковы:

1) глаголы несовершенного вида образуют все возможные формы времени (читал, читаю, буду читать, читающий), у глаголов же совершенного вида нет форм настоящего времени (прочитал, прочитаю, прочитанный);

2) у глаголов несовершенного вида форма будущего времени составная (буду строить), а у глаголов совершенного вида – простая (построю).

3) инфинитив глаголов совершенного вида никогда не сочетается с так называемыми фазисными глаголами (начать/начинать; продолжить/продолжать; и т. п.), указывающими на различные фазы осуществления действия, тогда как инфинитив любого глагола несовершенного вида без каких бы то ни было ограничений сочетается с фазисными глаголами (начинаю говорить, кончу пересказывать);

4) в силу особенностей своего значения глаголы совершенного вида не сочетаются со словами и оборотами ряда групп: а) показывающими неограниченную длительность (без конца, долго, нескончаемо, месяцами, сутками, часами и т. п.); б) обозначающими регулярную повторяемость (регулярно, периодически, ежедневно, ежевечерне, вечерами, каждый вечер, по вечерам и т. п.); в) имеющими значения модальные (бесполезно, бессмысленно, излишне, напрасно, не надо и т. п.) и негативно-оценочные (не люблю, не привык, избегаю, разучился и т. п.).

Инфинитив глагола несовершенного вида отвечает на вопрос что делать?, а совершенного вида – что сделать?

^ Видовой парой называют противопоставление двух глаголов, тождественных по лексическому значению и различающихся лишь грамматическим значением совершенного/несовершенного вида (решить решать; писать написать).

В современном русском языке существует и постоянно пополняется группа так называемых двувидовых глаголов типа велеть, женить, казнить, обещать, атаковать, организовать, исследовать, содействовать. В разных контекстах двувидовые глаголы обладают свойствами то совершенного, то несовершенного вида: В течение двух лет учёные исследуют этот вирус («что делают?» — несов.); Учёные в ближайшие две недели исследуют данную информацию и сделают соответствующие выводы («что сделают?» — сов.).

Многие русские глаголы (стоить, спать и др.) не имеют видовой пары и являются одновидовыми. ^ Одновидовыми глаголами несовершенного вида являются: бытийные глаголы (быть, существовать, иметься); связочные и полусвязочные глаголы, глаголы отношения (являться, находиться, равняться, соответствовать); модальные глаголы (хотеть, желать, мочь); глаголы принадлежности (иметь, владеть, обладать, принадлежать); глаголы положения в пространстве (стоять, сидеть, лежать, висеть); глаголы со значением физического и психического состояния (спать, бодрствовать, страдать, гордиться, сердиться); глаголы интеллектуального и эмоционального отношения (знать, интересоваться, любить, уважать, восхищаться); глаголы со значением рода занятий (учительствовать, дирижировать, командовать); глаголы со значением проявления тех или иных свойств характера, внешности и т. п. (умничать, горячиться, буянить, кусаться, заикаться, хромать); глаголы неоднонаправленного движения (летать, плавать, бегать) и др.

^ Одновидовыми глаголами совершенного вида считаются

– глаголы с суффиксом -ану- (разг. махануть, толкануть – в их значении есть дополнительный экспрессивный оттенок значения, отсутствующий в производящих глаголах махать, толкать, и этим непарные глаголы типа махануть отличаются от парных по виду глаголов типа толкнуть);

– приставочно-(суффкксально-)постфиксальные глаголы типа раскричаться, встрепенуться и некоторые другие группы глаголов совершенного вида.

^ Категория личности/безличности

Служит для указания на то, есть ли в предложении главный участник сообщения, называемый лексемой в грамматической форме подлежащего.

Существует два вида спрягаемых глагольных форм – личных и безличных. Ср. соотносительные по смыслу конструкции с личными и безличными формами одного глагола: Он не читает сегодня. Ему сегодня не читается; Гость хочет уйти. Гостю хочется уйти.

Личные глагольные формы — это «стандартные», типичные по своей сочетаемости и словоизменительным характеристикам формы глагола: они сочетаются с формой именительного падежа в функции подлежащего (Студенты читают), изменяются по всем словоизменительным глагольным категориям, в том числе по лицам (читать читаю, читаешь и т. д.).

^ Безличные глагольные формы образуются от личных прибавлением словоизменительного постфикса -ся. Они не сочетаются с формой именительного падежа в функции подлежащего. Безличные формы отличаются своеобразием словоизменения:

1) они не изменяются по лицам (отсюда и название форм);

2) они образуют формы: инфинитива (Стало светать; Начнёт холодать), 3-го лица единственного числа настоящего (будущего) времени (знобит, завьюжит, будет недоставать) и среднего рода прошедшего времени и сослагательного наклонения (пуржило, следовало бы).

Не все глаголы могут образовывать безличные формы. Глаголы с отсутствующими безличными формами: связочные глаголы типа быть, являться, становиться; глаголы соотношения типа превосходить, преобладать, включать, составлять; переходные глаголы, обозначающие физическое, интеллектуальное, социальное действие, направленное на вполне определенный объект (Рабочий рубит дрова; Студент изучает грамматические свойства глагола; Директор открывает выставку) и др.

Глаголы с отсутствующими личными формами называются безличными. Они не образованы от личных форм, поэтому могут и не иметь постфикса -ся (холодает, стоит). Выделяется несколько групп таких глаголов, никогда не сочетающихся с подлежащим и обозначающих: различные физические состояния природы (вьюжит, пуржит; светает, смеркается, холодает); физиологические состояния живых существ (знобит, нездоровится, рвёт, тошнит); те или иные модальные состояния и отношения (надлежит, подобает, следует); меру наличия чего-либо (недостаёт, хватает, не хватает).

^ Категория залога

Залогом называется глагольная морфологическая словоизменительная категория, указывающая, благодаря противопоставлению форм действительного и страдательного залога, на смысловой «ранг» имен существительных, выражающих значение субъекта и объекта того действия, который назван глаголом. Данное грамматическое значение залог выражает в тесном взаимодействии с категорией падежа имени существительного; ср.: Автор подарил книги. Книги были подарены автором. Категория залога непосредственно связана с синтаксисом, поскольку залоговые формы глагола реализуются в активных и пассивных конструкциях предложения.

^ Страдательный залог указывает на то, что объект (а не субъект) глагольного действия или отношения является смысловым центром данного высказывания. В подобных высказываниях объект выражен в виде подлежащего: Школа строится (построена) самими учащимися; Сын был любим родителями. Субъект при глагольных формах страдательного залога бывает выражен формой творительного падежа, указывающей на предмет второстепенного для данного высказывания смыслового «ранга» или же вообще может быть не назван: Школа строится (была построена) быстро.

^ Действительный залог указывает на то, что в данном высказывании объект не является смысловым центром. Позицию подлежащего в высказываниях с формой действительного залога обычно замещает форма именительного падежа с субъектным значением (Учащиеся строят школу; Родители любят ребёнка – субъект выражен подлежащим, объект – дополнением). Но действительный залог используется также и в высказываниях, называющих безобъектное действие: Учащиеся смеются или даже бессубъектное состояние: На улице вечереет, смеркается.

Все непереходные и безличные глаголы (типа идти, завидовать; знобить, нездоровиться), а также некоторые переходные глаголы (типа благодарить) не образуют форм страдательного залога.

При образовании залоговых форм исходной является форма действительного залога, от которой образуются формы страдательного залога.

Спрягаемые формы страдательного залога глаголов несовершенного вида образуются от форм действительного залога прибавлением словоизменительного постфикса -ся/-сь: Было время, когда воспевалась любовь к женщине... (Добр.) или (реже) сочетанием спрягаемых форм вспомогательного глагола быть с краткой формой страдательного причастия: Николай был уважаем, но нелюбим в обществе (Л. Т.); Он был бит ими (Л. Т.). Формы страдательного залога переходных глаголов совершенного вида составные: Кузьма не был вами допрошен (Ч.).

Противопоставление действительных и страдательных причастий выражается прежде всего словоизменительными суффиксами -ущ-/-ющ-, -ащ-/-ящ-, -вш-, -ш- в действительном залоге (ждущий, поющий, слышащий, говорящий, любивший, нёсший) и -ем-, -ом-, -им-, -нн-, -енн-, -т- в страдательном залоге (изучаемый, несомый, любимый, сыгранный, построенный, разбитый). Иногда страдательные причастия могут образовываться и прибавлением к действительному причастию постфикса -ся (одевавшийся матерью ребёнок, разносившаяся по утрам почта).

^ Категория наклонения

Наклонение – это морфологическая словоизменительная категория, характеризующая спрягаемые формы глагола и выражающая в противопоставлении изъявительного, повелительного и сослагательного наклонений значение реальности/ирреальности действия, обозначенного сказуемым, т. е. отношение действия к реальности.

^ Изъявительное наклонение указывает на реальность действия, состояния, отношения либо процессуального свойства в прошлом, настоящем или будущем: Ты ждал, ты звал... я был окован... (П.); «Барин сам увидит, что плоха избушка, и велит дать лесу», думает старушка (П.); Станок работает; Волга течёт; Икс равняется единице; Музыка успокаивает. Изменяемость по временам – отличительный формальный признак изъявительного наклонения.

Повелительное и сослагательное наклонения, в противоположность изъявительному, указывают на ирреальность процессуального признака предмета.

^ Повелительное наклонение – это глагольное наклонение, выражающее волеизъявление (приказ, просьбу, побуждение к совместному действию и т. п.): Работай лучше!; Пойдёмте в кино!; Пусть всегда будет солнце!

Повелительное наклонение представляет собой упорядоченную систему спрягаемых глагольных форм:

– формы 2-го лица единственного или множественного числа, связаны с обращением: Маша, неси тетрадь! или с личным местоимением 2-го лица: Вы идите налево, а вы прямо!, т. е. указывают на адресата сообщения. Формальные приметы форм такого рода – словоизменительные суффиксы -и, -0 (веди, тронь), -те (веди, ведите; тронь, троньте);

– составные формы типа пусть идёт (идут), разг. пускай напишет (напишут); такими формами выражается сложное, двойное побуждение: говорящий просит адресата, чтобы тот передал информацию о побуждении к действию третьему лицу;

– формы, когда субъектом предполагаемого действия является не только слушающий, но и сам говорящий: ^ Пойдём в кино!; Выйдемте из класса; Давай(те) напишем. Формы типа пойдем, споём омонимичны формам 1-го лица множественного числа настоящего (будущего) времени изъявительного наклонения; ср.: Споём песню/ (повелительное наклонение со значением совместного действия) – Завтра мы дружно споём песню (изъявительное наклонение);

– книжные составные формы типа Да возродится крестьянское хозяйство!; Да победит мир на земле!, которые выражают пожелание, а не приказ или просьбу.

Глаголы в форме повелительного наклонения не изменяются по временам. Затруднено образование форм повелительного наклонения (особенно форм 2-го лица) от глаголов с лексическим значением непроизвольного действия или состояния (видеть, слышать; мочь, хотеть, лихорадить, вечереть, смеркаться в др.).

^ Сослагательное (условное) наклонение выражает ирреальность действия, возможного при определенных условиях. Формы сослагательного наклонения образуются прибавлением вспомогательного слова бы к форме прошедшего времени (читал бы, делал бы).

Сослагательное наклонение не имеет форм времени. Однако в единственном числе характеризуется изменением по родам, во множественном же числе родовые формы нейтрализованы (сказал бы, сказала бы, сказало бы, но сказали бы).

^ Категория времени

Словоизменительная категория времени выражает в противопоставлении форм настоящего, прошедшего и будущего времени отношение действия ко времени его осуществления.

Категория времени тесно связана с категориями вида и наклонения. Глаголы совершенного вида не имеют форм настоящего времени, глаголы несовершенного вида — имеют (говорит, говорящий). Противопоставление временных форм осуществляется только в рамках изъявительного наклонения: говорил, говорит, будет говорить (но не повелительного или сослагательного!).

Спрягаемые формы настоящего времени не имеют специальных формальных показателей, кроме совокупности личных окончаний: -у, -м (иду, ем), -ешь, -ишь, -шь (идёшь, ходишь, ешь), -ет, -ит (идёт, ходит), -ем, -им (идём, ходим), -ете, -ите (идёте, ходите), -ут/-ют, -ат/-ят (идут, ходят). Для причастных форм выделяются особые словоизменительные суффиксы настоящего времени действительного залога -ущ-/-ющ-, -ащ-/-ящ- (идущий, поющий, дышащий, говорящий) и настоящего времени страдательного залога -ем-, -им-, -ом- (читаемый, любимый, устар. несомый).

Прошедшее время обозначает отнесенность действия, состояния или отношения в план прошлого, т. е. представляет действие как предшествовавшее моменту речи или иной точке отсчета временных отношений: Два дня спустя я встретил её в многочисленной компании (Д.); Казалось, буря вёрсты крыла (М.); Затосковал я и дядюшке пишу письмо (М. Г.).

У спрягаемых форм прошедшего времени есть два грамматических показателя:

1) словоизменительный суффикс -л/-л' (у немногих глаголов непродуктивных классов в форме мужского рода единственного числа чередующийся с нулевым суффиксом прошедшего времени: нёс, пёк, высох);

2) неизменяемость по лицам и изменяемость по родам.

Причастные формы прошедшего времени образуются с помощью суффиксов -вш-, -ш- (действительные причастия типа игравший, нёсший), -нн-, -енн-, -т- (страдательные причастия типа прочитанный, растворенный, согнутый).

^ Будущее время характерно только для спрягаемых глагольных форм (причастия не имеют будущего времени).

Образование (а частично и значение) формы будущего времени зависит от вида глагола. Форма будущего времени глаголов несовершенного вида образуется сочетанием личных форм вспомогательного глагола быть с инфинитивом основного глагола (буду решать, будешь читать). Форма будущего времени глаголов совершенного вида простая (решу, прочитаю).

Основное значение будущего времени – отнесенность действия к плану будущего: ^ А ночью слышать буду я не голос яркий соловья... (П.); Поговорим о бурных днях Кавказа... (П.)

Категория лица

Словоизменительная категория лица характерна для глагольных форм настоящего и будущего времени изъявительного наклонения и для повелительного наклонения; эта категория выражается в противопоставлении форм трех лиц: 1-го (иду, хожу, ем; идём, ходим, едим), 2-го (идёшь, ходишь, ешь; идёте, ходите,.едите) и 3-го (идёт, ходит, ест; идут, ходят, едят).

Глагольные формы лица в предложении согласуются с соответствующими формами местоимений (я иду, ты идёшь...). В сочетании с существительными всегда используются формы 3-го лица глагола: Поезд идёт быстро; Дома будут строиться летом. Исключение составляет согласование глагольных форм 2-го лица с существительными в функции обращения: Товарищ, верь...(П.)

Формы 1-го лица указывают на то, что названный сказуемым глагольный признак характеризует говорящего (я говорю, читаю); формы 2-го лица указывают на то, что глагольный признак характеризует слушающего (ты говоришь, читаешь); формы 3-го лица указывают на отнесенность глагольного признака к «предмету речи», не являющемуся участником данного акта речи (он читает, пишет).

^ Категория числа

Для спрягаемых и причастных форм глагола характерна категория числа (иду идём; говорил говорили; будет рассказывать – будут рассказывать; скажи скажите; взял бы взяли бы; читающий – читающие; разбит разбиты).

Глаголы согласуются в числе с существительными и местоимениями. При сочетании глагола е существительным числовая форма глагола лишь дублирует соответствующую грамматическую характеристику существительного (ср.: спортсмен бежит ‘единичность субъекта действия’ – спортсмены бегут ‘расчлененная множественность субъектов действия’). При согласовании глагола с местоимением Вы глагольная форма множественного числа может указывать не на множественность, а на единичность предмета: Вы, Сергей Владимирович, хотели закончить отчёт к понедельнику (‘единичность + вежливость’).

^ Категория рода

Категория грамматического рода проявляется в формах прошедшего времени изъявительного и сослагательного наклонений спрягаемых форм глагола, а также в причастиях (стоял, стояла, стояло; был бы, была бы, было бы; играющий, играющая, играющее; принесён, принесена, принесено).

Глаголы согласуются в роде с существительными и местоимениями, дублируя грамматическую информацию о биологическом поле субъекта действия (ср.: мальчик пел ‘мужской пол’ – девочка пела ‘женский пол’). Спрягаемые глагольные формы среднего рода помимо указания на средний род существительного или местоимения, могут выражать значение безличности действия (вечерело, смеркалось бы).
^ ПРИЧАСТИЕ И ДЕЕПРИЧАСТИЕ КАК ОСОБЫЕ ФОРМЫ ГЛАГОЛА

Причастные и деепричастные формы сочетают грамматические свойства глагола и других частей речи – соответственно прилагательных и наречий.

1. Причастие является «гибридной» формой глагола (типа любящий, любимый), обладающей признаками глагола и прилагательного. Причастие проявляет себя как глагол благодаря категориям вида, залога времени, лексико-грамматическим признакам переходности и возвратности. Причастие также полностью сохраняет особенности глагольного управления (ср.: любить детей любящий детей; руководить заводом руководящий заводом). Именными свойствами причастия являются его изменяемость по родам, числам, падежам; наличие категории полноты/ краткости; согласование с существительным; синтаксические функции определения и именной части, составного сказуемого.

^ Полная форма причастия, подобно деепричастию, служит средством обозначения действия побочного, дополнительного по отношению к основному действию, названному глаголом в функции сказуемого. Ср.: Крестьянин работал и пел – оба действия представлены как равноправные; Работавший крестьянин пел – центральное действие названо формой пел, а сопутствующее – формой работавший; Певший крестьянин работал – центральное действие названо формой работал, а сопутствующее – формой певший.

От одного и того же глагола может быть образовано несколько грамматических типов причастий: действительные и страдательные (т. е. причастия действительного и страдательного залогов), настоящего и прошедшего времени. Количество причастных форм у того или иного глагола зависит от его грамматических характеристик – вида и переходности/непереходности:

1) от переходных глаголов несовершенного вида образуются действительные и страдательные причастия прошедшего и настоящего времени (читать – читающий, читавший, читаемый, читанный);

2) от переходных глаголов совершенного вида образуются действительные и страдательные причастия только прошедшего времени (прочитать прочитавший, прочитанный);

3) от непереходных глаголов несовершенного вида образуются действительные причастия настоящего и прошедшего времени (выходить – выходящий, выходивший);

4) от непереходных глаголов совершенного вида образуются только действительные причастия прошедшего времени (выйти вышедший).

^ Действительные причастия, соотносимые по значению с глаголом активных конструкций [ср.: любящий сын сын любит (родителей)], образуются:

1) прибавлением к основе настоящего времени словоизменительных суффиксов -ущ-/-ющ-, ащ-, -ящ- (причастия настоящего времени типа берущий, дающий, слышащий, видящий);

2) прибавлением к основе прошедшего времени словоизменительных суффиксов -вш-, -ш- (причастия прошедшего времени типа бравший, нёсший).

^ Страдательные причастия, соотносимые по значению с предикатом пассивных конструкций (ср.: любимый матерью сын сын любим матерью), образуются:

1) прибавлением к основе настоящего времени словоизменительных суффиксов -ем-, -им-, -ом- (причастия настоящего времени типа читаемый, любимый, устар. несомый);

2) прибавлением к основе прошедшего времени словоизменительных суффиксов ~нн-, -енн-, -т- (причастия прошедшего времени типа рисованный, привлечённый, гнутый).

Страдательные причастия могут выступать как в полной форме (привлечённый), так и в краткой (привлечён).

Иногда образуются страдательные причастия прибавлением постфикса -ся (такие причастия выступают только в полной форме): хорошо продающиеся книги; носившаяся два года куртка. Страдательные причастия с постфиксом -ся обычно являются менее употребительными залоговыми вариантами по сравнению с соответствующими суффиксальными формами (ср.: читаемый читающийся; читанный — читавшийся).

^ Система грамматических категорий причастий своеобразна. В ней отсутствуют специфические глагольные категории наклонения и лица. Категория залога формально обычно выражена в причастиях не постфиксом -ся, а различными словоизменительными суффиксами (см. образование действительных и страдательных причастий).

^ Категория времени представлена в причастиях лишь двумя формами – настоящего времени (только у причастий несовершенного вида (приносящий, приносимый) и прошедшего времени (характеризует причастия обоих видов (приносивший, принёсший, принесённый).

^ Категории рода, одушевленности/неодушевленности числа и падежа у причастий идентичны соответствующим категориям прилагательных. Краткие формы причастия не склоняются, а лишь изменяются по родам и числам, как и краткие формы прилагательного (любим, любима, любимо, любимы),

2. Деепричастие – это неизменяемая форма глагола, обозначающая действие (состояние, отношение) как сопутствующий признак другого действия (состояния, отношения): А из города уже выступало неприятельское войско, гремя в литавры и трубы (Г.); ...Блестя на солнце, снег лежит... (П.)

Деепричастие тредиционно определяется как «гибридная» форму, объединяющая свойства глагола (лексическое значение, категории вида и залога, глагольная сочетаемость (быстро читать книгу и быстро читая книгу) с грамматическими признаками наречия (неизменяемость по наклонениям, временам, лицам, числам и т. п.; синтаксическое примыкание к глаголу; называние признака действия).

В предложении деепричастие выступает в роли обстоятельства, причем у сказуемого и деепричастной формы предполагается один и тот же субъект. Поэтому в грамматическом отношении заведомо неправильными являются предложения типа Подъезжая к... станции... у меня слетела шляпа (Ч.) – конструкция используется автором в стилистических целях, для характеристики уровня интеллектуального развития персонажа (ср. с грамматически корректным: ...я потерял шляпу).

Образование деепричастия обусловлено видом глагола. ^ Деепричастия несовершенного вида образуются от глаголов несовершенного вида:

1) прибавлением к основе настоящего времени словоизменительных суффиксов -а/-я, реже – -учи/-ючи (несут неся; трещат – треща; идут – устар. идуч; жалеть жалеючи устар. и народно-поэтическое);

2) прибавлением к основе инфинитива (или прошедшего времени) суффиксов -в, -вши (ехать – разг. ехавши; есть/ ел евши).

Деепричастия совершенного вида образуются от основы инфинитива (или прошедшего времени) глагола совершенного вида прибавлением суффиксов -в, -вши, -ши (разобрать разобрав; рассмеяться рассмеявшись; вытрясти вытрясши).

Некоторые глаголы имеют вариантные формы деепричастия (идтиидя и устар. идучщ; озябнуть озябнув и устар. озябши; увидеть увидя и увидев).

Вид – единственная полноценная категория деепричастных форм. Любое деепричастие проявляет грамматические признаки совершенного или несовершенного вида.

Деепричастие обычно выступает в форме действительного залога.

Противопоставления временных форм деепричастий па играя игравши нерегулярны и воспринимаются как пережиток предшествующих состояний глагольной системы.

^ СЛОВОИЗМЕНЕНИЕ ГЛАГОЛОВ

Термин спряжение иногда понимается широко: как глагольное словоизменение, т. е. изменение по залогам, наклонениям, временам, лицам (в отличие от именного словоизменения – склонения). Но чаще под спряжением понимается изменение глагольных форм настоящего (или простого будущего) времени по лицам.

Типом спряжения называется класс глаголов, имеющих одинаковые личные окончания. В русском языке два основных типа спряжения:

^ I спряжение – с окончаниями -у/-ю, -ешь, -ет, -ем, -ете, -ym/-ют (иду, идёшь, идёт, идём, идёте, идут);

II спряжение – с окончаниями -у, -ишь, -ит, -им, -ите, -am/-ят (кричу, кричишь, кричит, кричим, кричите, кричат).

Глаголы бежать, хотеть, чтить (а также глаголы, образованные от данных приставочным способом) являются разноспрягаемыми, т.е. они используют окончания обоих спряжений: бегу, бежишь, бежит, бежим, бежите (II спр.), но бегут (I спр.); хочу, хочешь, хочет (I спр.), но хотим, хотите, хотят (II спр.); чту, чтишь, чтит, чтим, чтите, чтят (II спр.) и чтут (I спp.).

Глаголы дать, есть (а также глаголы, образованные от данных приставочным способом) называют глаголами особого (архаического) спряжения: дам, дашь, даст, дадим, дадите, дадут; ем, ешь, ест, едим, едите, едят.

Похожие:

Домашняя контрольная работа №4 iconКонтрольная работа по математике» для студентов, обучающихся по специальности «ддоу»
Домашняя контрольная работа по математике: Практикум. – Уфа: рио багсу, 2011 – 15 с
Домашняя контрольная работа №4 iconДомашняя контрольная работа

Домашняя контрольная работа №4 iconДомашняя контрольная работа по Английскому языку для студентов V...
Домашняя контрольная работа по Английскому языку для студентов V курса отделения заочного обучения
Домашняя контрольная работа №4 iconКонтрольной работы
Домашняя контрольная работа выполняется на листах формата А4 и оформляется в папку
Домашняя контрольная работа №4 iconДомашняя контрольная работа №2
Задание По двум русским синонимам определите соответствующее им по смыслу слово иноязычного происхождения
Домашняя контрольная работа №4 iconДомашняя контрольная работа №3
Задание По двум русским синонимам определите соответствующее им по смыслу слово иноязычного происхождения
Домашняя контрольная работа №4 iconДомашняя контрольная работа в форме эссе на одну из следующих тем
Основные составляющие системы стратегического управления (стратегического менеджмента)
Домашняя контрольная работа №4 iconДомашняя контрольная работа №2 морфемика, словообразование
Синий, синенький, синеватый, синь, синева, синяк, синячок, синеть, посинеть, посинение, синить, синька, синеглазый, синеглазка
Домашняя контрольная работа №4 iconДомашняя контрольная работа №1 фонетика, орфоэпия, графика срок выполнения...
Перепишите текст, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания
Домашняя контрольная работа №4 iconМетодические рекомендации по написанию домашних контрольных работ...
Домашняя контрольная работа (далее – контрольная работа) как разновидность самостоятельной работы слушателей, является одной из форм...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
skachate.ru
Главная страница