Контрольные вопросы : Как раскрываются понятия «орфография»




Скачать 114.77 Kb.
НазваниеКонтрольные вопросы : Как раскрываются понятия «орфография»
Дата публикации13.06.2013
Размер114.77 Kb.
ТипКонтрольные вопросы
skachate.ru > Литература > Контрольные вопросы
4. Планы и УММ к семинарским занятиям

Вопросы и задания для самостоятельной работы при подготовке к практическим занятиям по дисциплине «Практикум по орфографии и пунктуации» (I семестр)

Тема 1. Общие сведения о русской орфографии. Диктант №1 (2 часа).

Контрольные вопросы:

  1. Как раскрываются понятия «орфография» и «орфограмма»?

  2. Краткая история становления русской орфографии.

  3. Принципы русской орфографии, их суть. Какой из них является ведущим принципом?

  4. В чем проявляется связь орфографического анализа с лексико-семантическим, этимологическим, морфемным и словообразовательным? Покажите эту связь на примерах: по-летнему (по летнему), винегрет, рассольник, перочинный.

Задания:

  1. Конспект вступительных статей «Принципы русской орфографии» и «Краткие сведения из истории русской орфографии» из учебного пособия А.И. Кайдаловой (см. п.10 настоящей Рабочей программы, №1).

  2. Распределите слова по группам в соответствии с принципом их написания: сады, возделать, Орел, жираф, осиновый, подыграть, вследствие, вокзал, сдвинуть, балл, домом, собака, цыган, циркуль. Словам с дифференциальным написанием подберите контрпримеры (противоположные примеры), например: компаниякампания.

  3. Принести тетрадь (объемом 18 листов, в линию) для диктантов и контрольных работ (не подписывать).


Тема 2. Правописание гласных в корне (2 часа).

Контрольные вопросы:

  1. Группы орфограмм, которые составляют безударные гласные в корне.

  2. Что может способствовать запоминанию слов с непроверяемыми безударными гласными?

  3. Условия выбора проверяемой безударной гласной в корне слова. Проиллюстрируйте ответ примерами: сторона, вратарь, молоко, младой.

  4. Каковы причины наличия в современном русском языке корней с чередующейся гласной.

  5. Чем объяснить особые затруднения в употреблении корней - равн- и -ровн-?

  6. К какому виду орфограмм относятся безударные гласные в корнях слов: примерять, примирять, умирать, помириться, промокать, мокрица, вычет, вычитка?

  7. Почему возможны ошибки в написании слов седок, седло, восседание, седалищный (нерв).

  8. Основные условия выбора чередующейся гласной в корне.

Задания:

  1. Объясните с помощью этимологического анализа написание слов: обаяние, обоняние, коричневый, багряный, палисадник. Капуста.

  2. Упр. 10-12 (№1). Графически объясните орфограммы.

  3. Составьте обобщающую таблицу (с примерами и исключениями) на орфограмму «Чередующиеся гласные в корне». В примерах графически объясните выбор орфограммы.

  4. Упр. 14-16 (№1). Графически объясните орфограммы.

  5. Анализ диктанта №1 (работа над ошибками).


Тема 3. Гласные поле шипящих (2 часа).

Контрольные вопросы:

  1. Случаи употребления после шипящих букв и, э, ю, я.

  2. Условия выбора гласных о/ё после шипящих под ударением. В какой части слова выбор о/ё не зависит от части речи? В каких частях слова часть речи является принципиальным условием выбора гласной?

  3. Как раскрываются понятия «отыменные существительные и прилагательные», «отглагольные существительные и прилагательные»? В каких случаях это разграничение - условие выбора о/ё после шипящих?

  4. Почему возможны ошибки в написании слов: дешевка, бечёвка, кошёлка; ночевка, сгущенка; смешон, лишен.

  5. Какой принцип лежит в основе написания слов: ожог и ожег, тушонка и тушенка, Сычев и Карандашов.

  6. В каких случаях после шипящей пишется е?

Задания:

  1. Составить алгоритм рассуждения при выборе о/ё после шипящей.

  2. Упр. 17-21 (№1). Графически объяснить орфограммы.


Тема 4. Правописание согласных (4 часа).

Контрольные вопросы:

  1. На какие орфограммы делятся согласные буквы.

  2. Что может способствовать запоминанию слов с непроверяемыми корневыми согласными (глухими и звонкими, непроизносимыми).

  3. Каковы условия выбора проверяемых глухих и звонких согласных в корне. Чем может быть вызвана ошибка в слове свадьба?

  4. Какое языковое явление выступает как дополнительное условие разграничения ж и ш в корне (в суффиксе); основным условие разграничения щ и сочетаний жч, сч, стч, шч в корне, на стыке корня и суффикса; основным условием выбора ч перед суффиксами -н-, -ник-, -ниц-? Ответ проиллюстрируйте примерами: книжка, пропашка, дворняжка, стекляшка; дощатый, песчаный, веснушчатый, реснитчатый, резче; скучный, яичница.

  5. В каких частях заимствованных и исконных слов встречаются удвоенные согласные? Есть ли какая-то закономерность в сохранении в иноязычных словах удвоенной согласной при переходе их в русский язык?

  6. В каких случаях двойные согласные корня в производных не сохраняются?

Задания:

  1. С помощью этимологического анализа объясните написание слов ровесник, сверстник, яства.

  2. Подберите контрпримеры к словам изморозь, вперемежку, лоточник; косный, свистнуть, шефствовать; введение, обивать, колос. С помощью контекста объясните написание в образовавшихся парах.

  3. Упр. 1-6 (№1), упр. 86 (№2, С. 44). Графически объясните орфограммы.



Тема 5. -Н- и -НН- в разных частях речи (4 часа).

Контрольные вопросы:

  1. -Н- и -нн- в отыменных прилагательных.

  2. -Н- и -нн- в отглагольных прилагательных и причастиях.

  3. -Н- и -нн- в кратких прилагательных, причастиях и наречиях.

  4. -Н- и -нн- в существительных.

Задания:

  1. Изучив § 28 - 31, 41, составьте обощающую таблицу на орфограмму « -Н- и -нн- в разных частях речи».

  2. Упр. 51, 53 - 56, 60, 67 (№1).


Тема 6. Правописание приставок (2 часа).

Контрольные вопросы:

  1. На какие группы с точки зрения правописания делятся приставки?

  2. Есть ли разница в условиях выбора согласной в исконных и иноязычных приставках приставках, оканчивающихся на -з / -с?

  3. Каковы условия выбора приставок пре- и при-? На какие группы с точки зрения эти приставки можно разделить?

Задания: § 12 -14, упр. 32, 33 (№1).
Тема 7. Употребление на письме частиц не и ни (2 часа).

Контрольные вопросы:

  1. На что следует ориентироваться при разграничении частиц не и ни?

  2. В чем разница в выражении отрицания частицами не и ни?

  3. Способы разграничения одинаково звучащих сочетаний с не и ни: не один и ни один, не раз и ни разу, не кто иной (другой), как… и никто иной (другой), как…

  4. Что объединяет конструкции с риторическим вопросом, вопросительные предложения с частицами ли, разве, неужели, конструкции с двойным отрицанием, с элементами не без…, с частицами чуть не, чуть ли не, едва не, едва ли не? Ответ проиллюстрируйте примерами.

  5. Какое значение частицы ни реализуется в обобщенно-уступительных придаточных? Какие способы проверки данной конструкции существуют? Приведите пример.

Задания:

    1. Лингвистическая задача. Какую частицу следует писать в следующих конструкциях:


Где н… ступала нога человека!

Где н… ступала нога человека, везде она оставляла свой след.

Наверное, н… осталось места на Земле, где н… ступала нога человека.

Объясните выбор частицы.

  1. Упр. 97 (№1). Объясните употребление не или ни, указывая значение частицы и конструкцию, где реализуется это значение.

  2. Изучив материал из §54 (№1), составить обобщающую таблицу (с примерами) на орфограмму «Слитное и раздельное написание не с разными частями речи».

  3. Упр. 96 (№1), упр. 243 (№2).


Тема 8. Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи (4 часа).

Контрольные вопросы:

  1. С какими условиями связано написание НЕ?

  2. Правописание НЕ- с существительными , прилагательными, наречиями.

  3. Правописание НЕ с глаголами и деепричастиями.

  4. Правописание НЕ с причастиями.

Задания:

  1. Изучив материал § 54 (№1), составьте обобщающую таблицу с примерами на орфограмму «Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи»

  2. Упр.99-101


Тема 9. Контрольная работа №1. Диктант (2 часа).
Тема 10. Употребление ъ и ь (2 часа).

Контрольные вопросы:

  1. Употребление разделительных ъ и ь.

  2. Употребление Ь для обозначения мягкости согласного.

  3. Употребление Ь после шипящих.

Задания:

  1. Составьте алгоритм рассуждения при выборе разделительных ъ и ь.

  2. Составьте сопоставительную таблицу на орфограмму «Ь после шипящих».

  3. Упр. 25, 26, 37, 38, 52, 63 (№ 1).


Тема 11. Правописание суффиксов существительных и прилагательных (2 часа).

Контрольные вопросы:

  1. Суффиксы существительных, которые всегда пишутся одинаково.

  2. Условия выбора суффиксов -ек- / -ик-; -ец- / -иц-; -енк- / -инк-; -ев- / -ив-; -чик- / -щик-.

  3. Суффиксы прилагательных, которые всегда пишутся одинаково.

  4. Условия выбора суффиксов -ск-, -ов- / -ев-.

Задания:

  1. § 38 - 40, упр. 65, 66 (№ 1).

  2. § 33, упр. 58 (№ 1).

  3. Составьте орфографический диктант «Суффиксы существительных и прилагательных».


Тема 12. Правописание глагольных суффиксов и суффиксов причастий (2 часа).

Контрольные вопросы:

  1. Условия выбора суффиксов глагола -ова- (-ева-) / -ива- (-ыва-); -е- / -и- в глаголах с приставками -обез- / -обес- и -ене- / -ени-.

  2. Условия выбора гласной суффикса в глагольных формах: прошедшего времени перед суффиксом -л-; деепричастиях перед суффиксами деепричастий; в причастиях прошедшего времени перед суффиксами причастий.

Задания: § 17, 23, 24; упр. 39, 40, 45, 49, 50 (№ 1).
Тема 13. Правописание окончаний имён существительных (2 часа).

Контрольные вопросы:

  1. Склонение имён существительных.

  2. Гласные Е/И в окончаниях существительных разных склонений.

  3. Окончания существительных родительного падежа множественного числа.

  4. Окончания собственных имён существительных.

Задания: § 35-38. Упр. 61-64 (№ 1).
Тема 14. Правописание сложных слов (2 часа).

Контрольные вопросы:

  1. Общие правила правописания сложных слов.

  2. Слитные и дефисные написания сложных прилагательных.

  3. Сложные и дефисные написания сложных существительных.

Задания: § 46-48. Упр. 82-85, 88, 90 (№ 1).
Тема 15. Правописание наречий (2 часа).

Контрольные вопросы:

  1. С какими приставками соотносится выбор суффиксов наречий -а-, -о-, -у- ?

  2. Какие группы по образованию составляют наречия, пишущиеся через дефис?

  3. Каков основные тенденции слитного и раздельного написания наречий?.

Задания: § 42, 44, 45. Упр. 68-81 (№ 1).

Тема 16. Правописание предлогов и союзов. Слитное и раздельное написание одинаково звучащих слов и сочетаний слов (4 часа).

Контрольные вопросы:

  1. Отличие производных предлогов от однозвучных существительных с предлогами и деепричастий при помощи семантического анализа и синонимической замены.

  2. Слитное и раздельное написание предлогов.

  3. -Е / - и на конце предлогов.

  4. Приёмы разграничения союзов и их омофонов: семантический и функциональный анализ, синонимическая замена.

Задание: § 49, 50; упр. 93, 94 (№ 1).
Тема 17. Употребление прописных букв (2 часа).

Контрольные вопросы:

  1. Принципы употребления прописных букв.

  2. Прописные буквы в начале текста и предложения.

  3. Прописные буквы в именах собственных.

  4. Прописные буквы в аббревиатурах.

Задания:

  1. § 14-16. Упр. 115, 116 (№2)

  2. Проанализируйте употребление прописной буквы на материале местного СМИ (один номер любого издания)


Тема 18. Контрольная работа № 2. Диктант (2 часа).
Вопросы и задания для самостоятельной работы при подготовке к практическим занятиям по дисциплине «Практикум по орфографии и пунктуации» (II семестр)

Тема 1. Краткие сведения о русской пунктуации (2 часа).

Контрольные вопросы:

  1. Принципы русской пунктуации.

  2. Разновидности знаков препинания.

  3. Обязательные, факультативные, вариативные знаки препинания.

  4. Понятие об авторской пунктуации.

Задания:

  1. Подобрать примеры обязательного, факультативного и вариативного употребления знаков препинания.

  2. Подобрать примеры авторского употребления знаков препинания.


Тема 2. Употребление тире между членами предложения (2 часа).

Контрольные вопросы.

  1. Тире между подлежащим и сказуемым.

  2. Тире в неполном предложении.

  3. Соединительное тире.

Задания: § 46, 47; упр. 282, 283 (№2).

Тема 3. Знаки препинания при однородных членах предложения (2 часа).

Контрольные вопросы.

  1. Знаки препинания при однородных членах, связанных бессоюзной и союзной связью.

  2. Однородные и неоднородные определения.

  3. Обобщающие слова при однородных членах.

Задания: § 48 - 52; упр. 288, 292, 295, 297 (№ 2).
Тема 4. Знаки препинания при обособленных определениях и приложениях (2 часа).

Контрольные вопросы.

  1. Обособление согласованных определений.

  2. Обособление несогласованных определений.

  3. Обособление приложений.

Задания: § 53, 54; упр. 305, 308, 309 (№ 2).
Тема 5. Обособление обстоятельств и дополнений (2 часа).

Контрольные вопросы:

  1. Обособление обстоятельств - деепричастных конструкций: деепричастный оборот, два одиночных деепричастия, одиночное деепричастие.

  2. Обособление обстоятельств, выраженных существительными в формах косвенных падежей с предлогами.

  3. Обособление дополнений. Обороты с подчёркнутым значением исключения, включения и замещения.

Задания: § 55, 56; упр. 310, 311, 312 (из данного упражнения нужно выписать предложения с обособленными дополнениями) (№ 2).
^ Тема 6. Знаки препинания в предложениях с уточняющими, пояснительными и присоединительными членами (2 часа).

Контрольные вопросы.

  1. Уточняющие члены предложения: обстоятельства места, обстоятельства времени, обстоятельства образа действия, пределения.

  2. Пояснительные конструкции.

  3. Присоединительные конструкции.

Задания: § 56; упр. 315, 316 (№2).
Тема 7. Пунктуация при словах, грамматически не связанных с члена предложения (4 часа).

Контрольные вопросы.

  1. Вводные сова и словосочетания. Вводные слова в составе обособленных оборотов. Вводные слова по соседству с союзами. Разграничение вводных слов и членов предложения.

  2. Вводные предложения.

  3. Вставочные конструкции.

Задания:

  1. § 57; упр. 319, 322, 325 (№2).

  2. § 58; упр. 326, 327 (№2).

Тема 8. Контрольная работа № 1. Диктант (2 часа).

Тема 9. Пунктуация в сложносочинённом предложении (2 часа)

Контрольные вопросы:

  1. Какими союзами связываются части сложносочинённого предложения (ССП)

  2. Отсутствие запятой между частями ССП.

  3. Точка с запятой в ССП.

  4. Тире в ССП.

Задания: § 61, 62; упр. 341, 343 (№2).
Тема 10. Пунктуация в сложноподчинённом предложении (СПП) (2 часа).

Контрольные вопросы.

  1. Употребление запятой, тире и двоеточия в СПП.

  2. Отсутствие запятой между придаточными.

  3. Запятая на стыке двух союзов.

Задания: § 61, 62; упр. 349, 350 (№2).
Тема 11. Пунктуация в конструкциях со словом как (2 часа).

Контрольные вопросы.

  1. Употребление запятой в конструкциях со словом как.

  2. Отсутствие запятой в конструкциях со словом как.

Задания:

  1. На основе § 61 составить две таблицы с примерами на употребление и отсут-ствие запятой в конструкциях со словом как.

  2. Упр. 356, 357 (№ 2).

Тема 12.Пунктуация в бессоюзном сложном предложении (БСП) (2 часа).

Контрольные вопросы.

  1. Употребление запятой и точки с запятой в БСП.

  2. Употребление двоеточия в БСП.

  3. Употребление тире в БСП.

Задания.

  1. На основе § 67 - 69 составить обобщающую таблицу со схемами и примерами «Пунктуация в бессоюзном сложном предложении» (№2).

  2. Упр. 363, 366 (№2).

  3. Упр. 369, 374 (№2).


Тема 13. Пунктуация при прямой речи и цитатах (2 часа).

Контрольные вопросы.

  1. Знаки препинания при прямой речи, стоящей в разных позициях по отношению к словам автора. Знаки препинания при диалоге.

  2. Знаки препинания при цитатах. Кавычки при цитатах. Многоточие при цитатах. Прописные и строчные буквы при цитатах.

Задания:.

  1. § 71; упр. 382, упр. 385 (№2)

  2. Процитируйте несколько авторов, используя разные способы цитации.


Тема 14. Контрольная работа № 2. Диктант (2 часа).

Похожие:

Контрольные вопросы : Как раскрываются понятия «орфография» iconНекоммерческие организации Вопросы и ответы
Раскрываются понятия и признаки некоммерческих организаций, особенности государственной регистрации и контроль деятельности некоммерческих...
Контрольные вопросы : Как раскрываются понятия «орфография» iconНегосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Если номер оканчивается на 0, то выбирается вариант №10. Теоретические вопросы подробно раскрываются на 2-3 страницах. Практические...
Контрольные вопросы : Как раскрываются понятия «орфография» iconРабочая программа и контрольные задания по дисциплине «маркетинг»
«Маркетинг», перечень литературных источников, контрольные вопросы к зачету, а также индивидуальные контрольные задания и методические...
Контрольные вопросы : Как раскрываются понятия «орфография» iconЭкзаменационные вопросы к разделам «Фонетика. Орфоэпия. Фонология. Графика. Орфография.»
Предмет фонетики. Фонетические единицы: фраза, синтагма, фонетическое слово, слог, звук. Взаимосвязь пунктуационных норм и членения...
Контрольные вопросы : Как раскрываются понятия «орфография» iconСтатья в научный журнал «Вестник тюи» на тему: «Понятие и характеристика...
В статье раскрываются понятия информационного общества,а также дается характеристика его современного состояния
Контрольные вопросы : Как раскрываются понятия «орфография» iconВопросы к зачету по дисциплине «логика»
Общая характеристика понятия. Признаки предмета. Познавательная ценность понятий. Содержание и объём понятия
Контрольные вопросы : Как раскрываются понятия «орфография» iconСамостоятельная работа №1 Лексикология Лексикология как наука, раздел...
Гужва Ф. К. Современный русский литературный язык: в 2 ч. – Ч. 1: Введение. Фонетика и фонология. Орфоэпия. Графика и орфография....
Контрольные вопросы : Как раскрываются понятия «орфография» icon3. задания на контрольные работы студенты выполняют три контрольные...
Студенты выполняют три контрольные работы, в которых необходимо решить три задачи и ответить на вопросы для самопроверки. Номера...
Контрольные вопросы : Как раскрываются понятия «орфография» iconМедицинское право
Введение должно содержать основные задачи исследования, проблематику и актуальность темы. В главах или параграфах работы раскрываются...
Контрольные вопросы : Как раскрываются понятия «орфография» iconКонтрольные вопросы по курсу "Компьютерная графика" (1996-1998)
Как изменятся коэффициенты A, B, C, d в уравнении плоскости при изменении направления оси z на противоположное (т е при смене ориентации...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
skachate.ru
Главная страница