Российской федерации фгбоу впо «Глазовский государственный педагогический институт им. В. Г. Короленко»




Скачать 187.2 Kb.
НазваниеРоссийской федерации фгбоу впо «Глазовский государственный педагогический институт им. В. Г. Короленко»
Дата публикации22.02.2013
Размер187.2 Kb.
ТипДокументы
skachate.ru > Литература > Документы


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВПО «Глазовский государственный педагогический институт

им. В.Г. Короленко»

Факультет социальных коммуникаций и филологии

(факультет)
Утверждена

на заседании Совета факультета

«_22__»__июня________ 2012 г., протокол № ___8__
Декан факультета _______________ / Л.А. Богданова
Рассмотрена

на заседании кафедры _________________________

«_21_»_июня______ 2012 г., протокол № ___10____

Заведующий кафедрой___________ / Е.Ю. Богданова
Учебная программа дисциплины
История русской литературы XI – XVII веков

(название дисциплины)

Уровень основной образовательной программы

бакалавриат

Учебный план по направлению подготовки

050100 Педагогическое образование*

Профиль

Русский язык и литература

Форма обучения

очная

Кафедра

Русского языка, литературы и методики их преподавания

Семестр

2













Автор-разработчик программы _________________________________ / Т.А. Шуклина

Рецензент: _________________________________ /

Глазов 2012
1. Пояснительная записка

1.1. Цель и задачи изучения дисциплины

Цель изучения дисциплины: получить целостное представление о начальном периоде русской литературы (XI – XVII вв.), закономерностях его формирования, определивших ее национальное своеобразие и специфику художественно-публицистического отражения отечественной истории.

Задачи изучения дисциплины:

  • познакомиться с системой жанров древнерусской литературы, спецификой их формирования, поэтики и эволюции в истории русской литературы;

  • сформировать представления о значении древнерусской литературы в истории становления русской литературы, в формировании ее жанровой системы и национального своеобразия;

  • научиться применять полученные знания для решения задач профессиональной деятельности.

^ 1.2. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы по семестрам

Зачетные единицы

Часы

Общая трудоемкость

2

72

Семестр 2

Трудоемкость

2

72

Аудиторные занятия (всего)

1

36

В том числе:

Лекции

0,4

14

Лабораторные работы




Практические занятия

0,4

14

КСР, тестирование

0,2

8

^ Другие виды аудиторной работы







Самостоятельная работа (всего)

1

36

В том числе:

Чтение и анализ произведений

0, 4

18

Подготовка к семинарам

0, 2

7

Подготовка к тестам и экзамену

0, 2

7

Выполнение творческого задания

0, 2

4

Вид итоговой аттестации - экзамен









^ 1.3. Место дисциплины в структуре ООП

Федеральный государственный образовательный стандарт по направлению подготовки 0501000 «Педагогическое образование» 050100 (квалификация – бакалавр педагогического образования) предусматривает изучение дисциплины в составе профессионального цикла Б. 3, вариативная часть «Русский язык и литература» (модуль 2), в объеме 72 часов (2 зачетные единицы) в 2 семестре.

История русской XI - XVIII вв. (далее – древнерусская литература) хронологически открывает системное изучение основного литературоведческого цикла «История русской литературы» и является методологической основой изучения отечественного историко-литературного процесса за 1000 лет - с начала XI века до начала XXI века.

Дисциплина занимает важное место в системе курсов, ориентированных на изучение русского языка и литературы в их историческом развитии, соотнесении с отечественной и зарубежной культурой: «История русской литературы», «Старославянский язык», «Отечественная история», «Историческая грамматика русского языка» и других.

Для освоения данной дисциплины необходимы знания, полученные в средней школе: общее представление об истории и культуре XI – XVII вв., основах христианской культуры, особенностях функционирования языка и литературы в условиях средневековья. Большое значение приобретают знания, полученные в процессе одновременного с изучением данной дисциплины других курсов («Старославянский язык», «История зарубежной литературы средних веков и эпохи Возрождения») и позволяющие показать роль древнерусской литературы в контексте развития мировой литературы и культуры.

Курс древнерусской литературы, с одной стороны, дает представление об изначальных для отечественной словесности закономерностях и особенностях ее развития, с другой, – формирует профессиональные навыки в области филологического анализа произведений разных эпох и типов культуры.

Таким образом, в процессе изучения данного курса осуществляется формирование устойчивого интереса к выявлению специфики изучаемых явлений и процессов, установлению взаимодействия традиций и новаций, определению национального своеобразия отечественной литературы.
^ 1.4. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

А) Компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины
Общекультурные компетенции (ОК):

  • ОК-1: владение культурой мышления; способность к восприятию, анализу, обобщению информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;

  • ОК-2: владение нормами русского литературного языка и навыками практического использования научного стиля речи;

  • ОК-6: способность логически верно строить устную и письменную речь;

  • ОК-8: высокая мотивация к профессиональной деятельности; готовность использовать основные методы, способы и средства получения, хранения и переработки информации.



Общепрофессиональные компетенции (ОПК):

  • ОПК-1: осознание социальной значимости своей будущей профессии,

  • ОПК-2: способность использовать теоретические и практические знания в области русской филологии при решении профессиональных задач;

  • ОПК-3: владение основами речевой профессиональной культуры;


Изучение дисциплины направлено на формирование следующих компетенций

в области педагогической деятельности:

  • ПК-1: способность демонстрировать знание основных положений и концепций в области истории и теории литературы, филологического анализа и интерпретации текста, представление об основных этапах развития и системе жанрах древнерусской литературы;

  • ПК-2: владение базовыми навыками текстологического и других видов филологического анализа произведений, представляющих культурное наследие и изучаемых в школе с использованием современных методов и технологий;

  • ПК-10: умение готовить учебно-методические материалы для проведения занятий и внеклассных мероприятий на основе существующих методик;

  • ПК-11: готовность к распространению и популяризации филологических знаний в воспитательной работе с учащимися;


в научно-исследовательской деятельности:

  • ПК-5: способность применять полученные знания в области теории и истории литературы, филологического анализа и интерпретации текста в учебной научно-исследовательской деятельности;

  • ПК-6: способность проводить под руководством преподавателя учебные исследования в области средневековой литературы с аргументацией выводов;

  • ПК-7: владение навыками подготовки научных обзоров, аннотаций, составления рефератов и библиографий по тематике проводимых исследований,

  • ПК-8: владение навыками участия в научных дискуссиях, выступления с сообщениями и докладами, устного и письменного представления материалов собственных исследований;

в проектной деятельности:

  • ПК-15: владение навыками участия в разработке и реализации различного типа проектов в образовательных и культурно-просветительских учреждениях, в социально-педагогической и коммуникативных сферах.



^ Б) В результате освоения дисциплины студент должен

знать:

  • общий процесс исторического развития русской литературы; основные этапы формирования ее жанровой системы и стилей;

  • систему жанров ДРЛ, их функции, содержание и поэтику, а также предусмотренные учебной программой тексты произведений

  • базовые положения и концепции в области научного изучения русской литературы;

уметь:

  • раскрывать особенности содержания и формы изученных произведений в историко-литературном контексте с использованием основных понятий и терминов, приемов и методов анализа текстов, принятых в современном литературоведении;

  • пользоваться научной и справочной литературой, библиографическими источниками и современными поисковыми системами;

  • излагать устно и письменно свои наблюдения и выводы по вопросам теории и истории древнерусской литературы; создавать учебные тексты разного типа (комментарий, обзор научных источников, реферат, текстологический анализ текста)

  • применять полученные знания в научно-исследовательской и других видах деятельности;

владеть:

  • основными методами и приемами исследовательской и практической работы в области литературоведения

  • навыками практического применения полученных знаний при решении профессиональных задач.



^ 2. Содержание дисциплины по разделам (модулям)



Модуль 1. Возникновение, специфика и этапы развития

древнерусской литературы.



^ Раздел 1. Условия и причины возникновения древнерусской литературы.
Происхождение и специфика древнерусской литературы.

Роль фольклора и христианской культуры в истории древнерусской литературы

Периодизация развития русской литературы XI- XVII веков.


^ Раздел 2. Уникальные литературные памятники XI-XII веков.
«Повесть временных лет» как древнейший летописный свод.

«Слово о полку Игореве»: историческая основа, особенности жанра, композиции, языка, дискуссионные вопросы изучения в XIX-XX вв.


^ Модуль 2. Основные жанры и значение

древнерусской литературы в истории отечественной литературы

Раздел 1. Жанровая система XI-XVII вв.
А) Переводные христианские книги и жанры, связанные с христианской традицией.

Б) Публицистика. Жанр воинской повести.

В) Русская агиография.

Раздел 2. Эволюция жанров в XV-XVII вв.: традиции и новаторство

А) Публицистика и агиография.

Б) Бытовые и сатирические повести

В) Зарождение поэзии и драматургии

^ Раздел 3. Итоги развития древнерусской литературы к концу XVII века

Значение древнерусского этапа в истории отечественной литератур




^ Наименование раздела

Модуль 1.

Возникновение, специфика и этапы развития древнерусской литературы


Формы изучения и контроля успеваемости

студентов

1. Условия и причины возникновения

древнерусской

литературы

Происхождение и специфика древнерусской литературы.
Роль фольклора и христианской культуры в истории древнерусской литературы.
Периодизация развития русской литературы XI – XVII вв.


Конспектирование лекций и учебной литературы, тесты и подготовка реферата




2. Уникальные памятники XI-XVII веков

«Повесть временных лет» как первый летописный свод.
«Слово о полку Игореве»: историческая основа,
особенности жанра, композиции, языка, дискуссионные

вопросы изучения

Изучение учебника и текстов, контр. работа

- перевод и анализ 1 летописи, фрагмента «Слова»


^ Наименование раздела



Модуль 2. Основные жанры и значение
древнерусской литературы в истории отечественной
литературы.

Формы изучения и контроля успеваемости

студентов


1. Жанровая система XI-XVII вв


А) Переводные христианские книги и жанры, связанные с хри-стианской традицией.
Б) Публицистика. Жанр воинской повести.
В) Русская агиография.



Конспектирование лекций и учебной литературы. Тесты. Семинары. Тв. раб. – . анализ 1 произведения


2.Эволюция жанров в XV-XVII вв.: традиции и новаторство


А) Публицистика и агиография.
Б) Бытовые и сатирические повести
В) Зарождение поэзии и драматургии


Изучение и анализ текстов, тв. работа, тест

Подготовка и выступление с рефератом

3. Итоги развития древнерусской литературы к концу XVII века


Значение древнерусского этапа в истории отечественной литературы

Итоговая контрольная работа, тест, экзамен




^ 3. Методические рекомендации для преподавателя


А) Тематическое планирование и последовательность изучения тем:


  1. Условия и причины возникновения ДРЛ

  2. Особенности ДРЛ в сравнении с литературой XVIII-XX веков..

  3. Переводная христианская литература. Библия. Апокрифы. Жития.

  4. "Повесть временных лет" как древнейший летописный свод, ее фольклорные и исторические источники.

  5. Идейно-композиционный анализ "Повести временных лет". Микроанализ 1 сюжета по выбору студента.

  6. Публицистические жанры ДРЛ. "Слова о законе и благодати" митрополита Иллариона. «Поучение Владимира Мономаха».

  7. Проблематика и поэтика "Моления Даниила Заточника".

  8. История открытия и изучения "Слова о полку Игореве". Текстологические проблемы "Слова" и особенности переводов.

  9. Проблема подлинности текста и проблема авторства "Слова".

  10. Особенности композиции, роль пейзажа, стилистика «Слова о полку Игореве».

  11. Фольклорные традиции в "Слове". Анализ плача Ярославны. Влияние "Слова" на поэтику "Задонщины" и другие произведения ДРЛ.

  12. Произведения о татаро-монгольском нашествии: "Повесть о разорении Рязани Батыем", "Слово о погибели Русской земли".

  13. Развитие жанра жития в XI - XVI веках. Стиль "плетение словес" в "Житие Стефана Пермского" и "Житие Сергия Радонежского".

  14. Жанровые особенности "Хождения за три моря" А Никитина

  15. "Повести о Петре и Февронии Муромских": традиции фольклора и жития.

  16. Публицистическая направленность и художественное своеобразие переписки Ивана Грозного с князем Андреем Курбским.

  17. Проблематика и поэтика сатирических повестей XV -XVII веков.

  18. Особенности жанра бытовой повести в XV - XVII веках.

  19. Новаторство Аввакума в жанре жития.

  20. Итоги развития и достижения ДРЛ к концу XVII века.


Б) Рекомендации методологического характера:

  • обучая анализу древнерусского текста, учитывать специфику поэтики средневековой литературы, ее жанровую систему, христианский и фольклорный компоненты;

  • характеризуя значение древнерусского этапа в истории русской литературы, привести конкретные примеры заимствований и традиций в творчестве писателей и поэтов XIX-XX веков, особо выделяя произведения, изучаемые в школе;

  • учитывая методологические концепции современной медиевистики, познакомить студентов с новыми гипотезами, классификацией жанров и этапов развития древнерусской литературы, ее историографией.


^ В) Методические рекомендации:

  • в рамках лекционного курса целесообразно рассматривать темы, связанные с аналогичным изучением их в школе, чтобы обеспечить теоретическую подготовку выпускника к планированию и проведению уроков литературы, посвященных отдельным произведениям XI-XVII веков; на практические занятиях - осваивать методику анализа произведений древнерусской литературы, изучаемых в школе; на самостоятельное изучение предложить темы, не изучаемые в школе и подробно характеризуемые в учебных пособиях;

  • учитывая дискуссионный характер ряда изучаемых тем, целесообразно использовать интерактивные формы организации учебного процесса (круглый стол, дискуссия и др.), а также - мультимедийные материалы (учебные, документальные и художественные фильмы, аудиовизуальный материал и т.п.)


^ 4. Общие методические рекомендации для студентов

1. Требования к студентам на занятиях:

Записи лекций должны быть полными и грамотными, с выделенными ключевыми фразами и терминами. Студент обязан изучить соответствующий теме лекции раздел учебника и сделать дополнения в форме цитаты, конспекта или другой формы (таблицы, плана и др.). Качество записи и дополнения лекций оценивается в конце семестра.

^ Подготовка к практическим занятиям должна соответствовать плану: студент обязан отразить результаты подготовки в форме тезисов ответа по каждому пункту плана и письменно выполнить задания по анализу изучаемых произведений.

^ Самостоятельная работа студента должна быть отражена в форме читательского дневника, тезауруса с конкретными примерами из хрестоматии, кратких ответов на вопросы для самоконтроля и подготовки к зачету.
^ Формы контрольных мероприятий и рекомендации по подготовке к ним:

На каждом практическом занятии проводится контрольная работа, проверяющая качество подготовки к занятию и формирование навыка анализа фольклорных произведений (пословицы, загадки, сказки, былины, лирической песни, частушки). Тесты проводятся по завершении изучения модуля во время аудиторных занятий по КСР. Они включают вопросы на владение терминологией, определение специфики жанров и навыки филологического анализа.

^ Итоговый тест, включающий основные вопросы теории и практики дисциплины, проводится в конце семестра перед экзаменом.

Рефераты по проблеме национальной самобытности ДРЛ (модуль 1) и ее значении в истории русской литературы (модуль 2) предполагают изучение студентом 3-4 источников и самостоятельное изложение результатов в форме сообщения на 7-10 мин.
^ Оценка знаний (общие положения и требования по балльно-рейтинговой системе)

В процессе изучения дисциплины студент выполняет различные виды учебных заданий, которые могут быть максимально оценены в 100 баллов. Из них:

14 баллов – посещение и запись лекции (по 1 баллу за каждый час лекции)

14 баллов – работа на практических занятиях

15 баллов – выполнение 3-х контрольных работ по анализу пословиц, сказки, былины

20 баллов – выполнение 2-х тестов после изучения модуля (по 10 баллов – каждый).

10 баллов – выполнение итоговой контрольной работы или теста.

27 баллов – выполнение форм самостоятельной работы студента (дополнение лекций, читательский дневник, заполнение примерами тезауруса, рефераты и др.).

В соответствии с «Положением о балльно-рейтинговой системе оценке знаний в ГГПИ» студенты, набравшие более 70% (т.е.70 баллов из 100), оцениваются как успешно освоившие дисциплину. Они могут получить экзаменационную оценку автоматически, после представления всех видов самостоятельной работы по дисциплине.
^ 5. Лабораторные работы (не предусмотрены по учебному плану).

6. Материально-техническое обеспечение дисциплины

В процессе изучения дисциплины используются:

  • специализированные аудитории, оснащенные мультимедийным оборудованием (ауд. 306, ауд. 320 «Центр русской словесности»);

  • фонд учебных пособий и методических материалов кабинета русского языка и литературы (ауд. 319 а);


^ 7. Рекомендуемая основная литература

1. Травников С.Н., Ольшевская Л.А. История русской литературы: Древнерусская литература. – Учебное пособие для вузов. – М.: 2007.

2. Лихачев Д.С. История русской литературы XI - XVII вв. – М.: 1980 и последующие изд.

3. Кусков В.В. История древнерусской литературы. М., 1977 и последующие издания.

4. Древняя русская литература: Хрестоматия./ Сост. Н.И. Прокофьев. М.: 1980.

5. Хрестоматия по древней русской литературе / Сост. М.Е. Федорова, Т.А. Сумникова. М., 1985. Тексты в этой хрестоматии на современном русском языке.

6. Древнерусская литература: Книга для чтения в 5-9 кл. М., Школа-Пресс, 1993 и др.

^ 8. Рекомендуемая дополнительная литература
1. Литература Древней Руси: Биобиблиографический словарь. / Под ред. О.В.Творогова.

М.: 1996.

2. Лихачев Д.С. Великое наследие. М., 1975 и др. изд. Конспект глав о «Повести временных лет» и «Слове о полку Игореве».

3. Лихачев Д.С. Человек в древнерусской литературе. М.: 1972 и последующие издания.

4. Творогов О.В. Литература Древней Руси: Пособие для учителя. М., 1981 и др изд.

5. Творогов О.В. Древняя Русь: события и люди. СПб., 1994 и др. изд.

Список обязательных для изучения текстов:
1. Сюжеты из Библии, изучаемые в школе: о сотворении мира и человека, о всемирном потопе, о разделении земли сыновьями Ноя, притчу о блудном сыне, притчу о сеятеле,

прочитать Новый Завет полностью.

2. Апокрифы: Как сотворил Бог Адама. Хождение Богородицы по мукам.

3. Повесть временных лет (по хрестоматии):

Легенда о посещении русской земли апостолом Андреем. Предание об основании Киева. О славянских племенах. О призвании варягов. О походе Олега на Царьград. О смерти Олега. О походе Игоря на Царьград. О смерти Игоря. О мести Ольги древлянам. Правление Ольги и ее крещение. О походах и правлении Святослава. О правлении Владимира и крещении Руси. Сказание о Кожемяке. Сказание о белгородском киселе. Убийство Святополком братьев Бориса и Глеба.

4 – 6. Публицистика XI –XIII вв.:

"Слово о Законе и Благодати" митрополита Иллариона. «Поучение Владимира Мономаха». «Моление Даниила Заточника».

7. Слово о полку Игореве.

8 – 10. Воинские повести: «Повесть о разорении Рязани Батыем». «Слово о погибели Русской земли». «Задонщина».

11 – 14. Жанр жития в ДРЛ.:

Житие Стефана Пермского. Житие Сергия Радонежского. Повесть о Петре и Февронии Муромских. Житие протопопа Аввакума.

15. "Хождение за три моря" Афанасия Никитина.

16. Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским.

17 – 19. Бытовые повести:

Повесть о Горе-Злочастии. Повесть о Савве Грудцыне. Повесть о Фроле Скобееве.

20 – 21. Сатирические повести:

Повесть о Ерше Ершовиче. Повесть о Шемякиной суде.

22. Силлабические вирши С. Полоцкого.


Похожие:

Российской федерации фгбоу впо «Глазовский государственный педагогический институт им. В. Г. Короленко» iconРоссийской федерации фгбоу впо «Глазовский государственный педагогический...
Фгбоу впо «Глазовский государственный педагогический институт им. В. Г. Короленко»
Российской федерации фгбоу впо «Глазовский государственный педагогический институт им. В. Г. Короленко» iconРоссийской федерации фгбоу впо «Глазовский государственный педагогический...
Фгбоу впо «Глазовский государственный педагогический институт им. В. Г. Короленко»
Российской федерации фгбоу впо «Глазовский государственный педагогический институт им. В. Г. Короленко» iconРоссийской федерации фгбоу впо «Глазовский государственный педагогический...
Фгбоу впо «Глазовский государственный педагогический институт им. В. Г. Короленко»
Российской федерации фгбоу впо «Глазовский государственный педагогический институт им. В. Г. Короленко» iconРоссийской федерации фгбоу впо «Глазовский государственный педагогический...
Фгбоу впо «Глазовский государственный педагогический институт им. В. Г. Короленко» историко-лингвистический факультет
Российской федерации фгбоу впо «Глазовский государственный педагогический институт им. В. Г. Короленко» iconРоссийской федерации фгбоу впо «Глазовский государственный педагогический...
Фгбоу впо «Глазовский государственный педагогический институт им. В. Г. Короленко» историко-лингвистический факультет
Российской федерации фгбоу впо «Глазовский государственный педагогический институт им. В. Г. Короленко» iconРоссийской федерации фгбоу впо «Глазовский государственный педагогический...
Фгбоу впо «Глазовский государственный педагогический институт им. В. Г. Короленко» историко-лингвистический факультет
Российской федерации фгбоу впо «Глазовский государственный педагогический институт им. В. Г. Короленко» iconРоссийской федерации фгбоу впо «Глазовский государственный педагогический...

Российской федерации фгбоу впо «Глазовский государственный педагогический институт им. В. Г. Короленко» iconРоссийской федерации фгбоу впо «Глазовский государственный педагогический...

Российской федерации фгбоу впо «Глазовский государственный педагогический институт им. В. Г. Короленко» iconРоссийской федерации фгбоу впо «Глазовский государственный педагогический...

Российской федерации фгбоу впо «Глазовский государственный педагогический институт им. В. Г. Короленко» iconРоссийской федерации фгбоу впо «Глазовский государственный педагогический...


Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
skachate.ru
Главная страница