Методические рекомендации и варианты контрольных работ для слушателей факультета заочного обучения и студентов факультета платных образовательных услуг по специальности 280705. 65 Пожарная безопасность Оглавление




Скачать 214.21 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации и варианты контрольных работ для слушателей факультета заочного обучения и студентов факультета платных образовательных услуг по специальности 280705. 65 Пожарная безопасность Оглавление
Дата публикации18.04.2014
Размер214.21 Kb.
ТипМетодические рекомендации
skachate.ru > Литература > Методические рекомендации


РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ

Методические рекомендации и варианты контрольных работ

для слушателей факультета заочного обучения

и студентов факультета платных образовательных услуг

по специальности 280705.65 – Пожарная безопасность

Оглавление
Требования, предъявляемые к содержанию, объему

и оформлению контрольной работы 4

Варианты контрольной работы 8


Вариант I 8

Вариант II 9

Вариант III 11

Вариант IV 12

Вариант V 13

Вариант VI 14

Вариант VII 15

Вариант VIII 16

Вариант IX 17

Вариант X 18

Литература 19

Приложение 1. Примерный план контрольной работы

^ Приложение 2. Перечень вопросов подготовки к

итоговому зачету по дисциплине «Русский язык и культура речи»

Требования, предъявляемые к содержанию, объему

и оформлению контрольной работы
Методическое пособие адресовано слушателям факультета заочного обучения и студентам факультета платных образовательных услуг, обучающихся по заочной форме с целью оказания помощи при выполнении и оформлении контрольной работы.

В соответствии Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования, учебным планом и рабочей программой учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» слушатели факультета заочного обучения и студенты факультета платных образовательных услуг, обучающиеся по заочной форме выполняют контрольную работу по данной дисциплине с целью овладения нормами зыка и речи как важнейшими средствами коммуникации. Вариант контрольной работы определяется по последней цифре номера зачетной книжки. Например, если номер зачетной книжки 3657, то следует выполнить вариант № 7. В том случае, если номер оканчивается на 0 , следует выполнять № 10. Всего 10 вариантов, содержащих один теоретический и два практических вопроса.

Первый вопрос включает в себя теоретические основы дисциплины. Полный и глубокий ответ на него достигается путем изучения учебно-научной литературы и изложения полученных знаний собственными словами, раскрывая и общенаучные подходы и личную точку зрения.

Второй вопрос связан с совершенствованием орфографической зоркости и пунктуационной грамотности. В этом виде задания предлагается текст, в который необходимо внести орфографические изменения (вставить пропущенные буквы, найти ошибки, раскрыть скобки), пунктуационные коррективы (расставить знаки препинания). К тексту дан ряд вопросов практического характера, связанных с стилистическими, лексическими особенностями материала.

Третий вопрос проверяет умение слушателя общаться, выступать перед аудиторией, работать с деловыми бумагами. К ответу на этот вопрос необходимо подходить творчески, тщательно продумывать, описывать и анализировать ситуацию.

В рекомендациях помимо самих вариантов контрольных работ приведены списки рекомендуемой литературы по вопросам варианта. Также прилагаются план контрольной работы и примерные вопросы по подготовке к зачету.

Объем контрольной работы должен составлять не менее 12 тетрадных листов.

Контрольная работа должна состоять из следующих разделов:

  1. план работы (перечисление вопросов варианта);

  2. развернутый план ответа на теоретический вопрос;

  3. выполненные теоретические задания;

  4. заключение в форме ответа-рассуждения на вопрос: Что изменилось в Вашем осознании роли языка и речи в повседневной и профессиональной деятельности при изучении данной дисциплины?

  5. список использованной литературы.

Тематическим планом предусмотрено распределение часов:

лекции - 10 часов;

практические занятия - 6 часов;

одна контрольная работа;

зачет.

Основной упор при изучении дисциплины приходится на самостоятельную работу слушателя. К сдаче зачета допускаются слушатели при условии постановки удовлетворительной оценки за контрольную работу. Не допускаются к сдаче зачета лица, контрольная работа которых не зачтена или не предоставлена к проверке в установленные сроки.

Наиболее типичные и часто встречающиеся ошибки:

  1. Недостатки, связные с выполнением теоретических вопросов:

    • наличие неправильных, ошибочных или устаревших сведений, не отвечающих современным научным взглядам;

    • поверхностное, схематическое написание работы без раскрытия темы, использования ссылок на используемые источники, адекватных содержанию примеров;

    • отсутствие ссылок при цитировании;

    • использование не переработанных своим пониманием материалов учебной литературы.

  1. Недостатки, связанные с нарушением структуры работы:

    • несоответствие объема предоставленной работы требованиям;

    • отсутствие одной из составных частей работы: плана всей работы; плана теоретической части; вступления, основного содержания и резюме при ответе на теоретический вопрос; заключения по всей работе; списка использованной литературы.

3. Недостатки, относящиеся к форме изложения материала:

    • несамостоятельное выполнение контрольной работы, загромождение ее цитатами,

    • стилистические ошибки.

4. Недостатки, связанные с неправильным оформлением контрольной работы:

    • выполнен другой вариант;

    • не указывается дата выполнения работы;

    • отсутствует нумерация страниц, поля;

    • неправильно оформлен титульный лист;

    • библиография оформлена не в соответствии с нормативными знаками.


Варианты контрольных работ

I вариант


  1. Начальный период в организации непосредственного общения оратора с аудиторией В.А. Кан-Калик назвал «коммуникативной атакой». Как Вы думаете, почему? Что должен «завоевывать» говорящий? Перечислите приемы привлечения внимания, выявляя их зависимость от типа аудитории.




  1. Познакомьтесь с фрагментами выступлений профессора А.П. Минакова по теоретической механике.

….Сила понятие дуальное. Такие понятия нам извес_ны из литературы. Мы г_в_рим одно слово дуэль дружба беседа любовь и т.д. а предп_лагаем уча_стие двух людей. Так и у студентов при слове сила всегда должно возникать предст_вление о двух силах. Сила (ни)когда (не) бывает одна а только (в) паре с другой силой. Действию всегда есть равное и против_положно направле_ое противодействие...

….Идея ср_внения вот (в) чем суть механики Лагранжа. Точка (не) двигается (не) потому что дейс_твует такая сила а потому что имеет_ся такая окрес_ность. Покой по Лагранжу это не покой а страшная (не)решительность. Представ_те себе что перед вами фея ра_ыпала билеты во все театры Москвы и все в первый ряд. Куда Вы пойдете? Наверное (ни)куда. Одинаково хочет_ся пойти по разным направлениям и остается покой. По Буридану осел и перед ним два ведра. Куда пойдет осел? (Ни)куда и умирает с голоду.

  • Перепишите текст, применяя знания орфографии и пунктуации.

  • Найдите в тексте средства выразительности, объясните их назначение.

  • Выпишите научную терминологию и абстрактную лексику. Объясните

значение этих терминов и понятий с помощью толкового словаря.

  1. Раскройте специфику текстов официально-делового жанра резюме. Составьте и в соответствии с нормативами оформите текст резюме.

II вариант


  1. Выделите важнейшие условия целостности текста: связность, логичность, тематическое единство, завершенность и другие. Опишите способы переработки текста для его лучшего понимания.

  2. Объясните, почему приведенные ниже словоупотребления являются ненормативными. Сгруппируйте их по типу неправильности ( по типам орфоэпических, лексических, грамматических, синтаксических ошибок), приведите свои 2-3 примера на каждую группу.

Смелый риск, военная оккупация, в анфас, моя автобиография, свободная вакансия, скульптура Пушкина, практический опыт, брЯцать оружием, крестное знамЕние, ЦСКА разгромила Черноморец, сторублевая банкнота, созданЫ резервы, инженерА пожарных установок, нет время, играть главную скрипку, тормозить развитию, белая тюль, полОжить в антресоль, ТАСС уполномочен заявить, во всем нужно проявлять упорность, притронулся до горячей плиты, самый прекраснейший, ждут каникулов, радовались красотой природы, пирожки с повидлой, принести с магазина.
3. Раскройте специфику текстов официально-делового жанра автобиографии. Составьте и в соответствии с нормативами оформите текст автобиографии.
^ III вариант

  1. В чем прослеживается взаимосвязь лексического уровня языка с системой функциональных стилей. Приведите по 10 примеров, относящихся к лексике пяти функциональных стилей. Дайте определение межстилевой нейтральной лексики.

  2. Перепишите текст, устранив грамматические ошибки и неточности. Ответьте на вопросы после текста.


1.В одно прекрас _ ное утро на лужайке (не)далеко от _краины

которая за ср _ внительн (не)большой отрез _ к врем_и до (не)узнаваемост_ пр _ образилас_ ш _ роко разв _рнулись прения и целый ряд ораторов выступил с взв _ лнова __ ыми речами где были пр _ ведены яркие факты упорн _ й бор _ бы имен существительных против шаблона. Получалас_ любопытная картина которая (не) могла оставить (не)_ згл _ дим__ вп _ ч _ тления. Собравшиеся раз __ шлись только тогда когда наступил ясный (пол)день будем наде _ т _ ся что эта мо _ ная волна протеста против одн образия прилагательных дойдет до литераторов и они твердой поступ_ ю пойдут по пути улу__ения свое_о языка.

2.Наибольшую опас_ность при пожарах в ж_лых домах в особе__ости многоэтажных пред_ставляет паника. Извес_ны случаи когда при во_никновени_ даже (не)значительного возг_рания люди пр_увеличивая опас_ность бросались к выходам вызывая общее см_тение. Ра_тер_ность страх (не)обдума_ость действий пр_сущи человеку в период опас_ности. Прав_льные и умелые действия помогут пред_твратить распр_странение пожара и сохранить жизнь.

У детей напротив отсутствует та защитная реакц_я которая свойстве_а взрослым. Они обычно пряч_тся под кроватями в шкафах укромных уголках комнат. От_скать же их в задымле_ых помещениях порой (не)ле_ко.
*Найдите речевые штампы, образованные «парными» словами.

*Найдите средства выразительности текстов, объясните их назначение.

Как их особенности отражают специфику стиля текста?

  1. Раскройте специфику текстов официально-делового жанра должностной инструкции. Составьте и в соответствии с нормативами оформите текст должностной инструкции (для Вашей специализации).


^ IV вариант


        1. В чем взаимосвязь дисциплин культура речи, стилистика и риторика. Чем различаются объекты исследования данных дисциплин. Как и почему связаны риторика и демократическое устройство общества? Что имеют в виду, утверждая, что риторика – дитя демократии?




        1. Перепишите тексты, устранив грамматические ошибки и неточности. Ответьте на вопросы после текста.


1. Мощ _ность отражен_ого сигнала при радиолокаци планет (ни)

чтожно мала. Представ _те себе что чайник кипятк_ вылили в океан а (где) нибудь за тыс_чи километров вычерпнули из моря стакан воды. (По) идее вылитый кипяток немного нагрел мировой океан. Так вот избыт_чная тепловая энергетика в произвольно вычерпнутом стакане воды того (же) порядка что и энергетика пр_нятого сигнала отраж_н_ого от Венеры.

2. Нельзя забывать что уже близок во всех смыслах жаркий сезон время торфя_ых и лесных пожаров. Больш_е ма_ивы залегания торфа а так(же) высокая посещаемость лесов часто ст_новит_ся причин__ пожаров. В этой связи подготовительные мероприятия были проведены еще зимой определен круг задач_ создана специальная гру__ировка налажено оперативное взаимодействие с МВД. Проведена воздушная разведка в ходе которой был использован тепловизор позволяющий точно определить точки подземного г_рения которое в отдельных местах продолжается (до) (сих) пор.

Пр_в_нтивные меры а так (же) новые совреме_ые технологии которые мы внедряем сегодня позволят снизить уровень ущерба и самое главное избежать человеческих жертв.

* Определите место ударения в подчеркнутых словах.

* Найдите случаи лексических погрешностей в текстах и объясните их.

* Сделайте стилистический анализ одного из текстов, определив его целевую установку, тезис, аргументы, особенности.

  1. Представьте себе, что Вы – экскурсовод музея «Техника пожаротушения». Определите вид вашей речи, свою позицию в ходе экскурсии, приемы привлечения и поддержания внимания слушателей. Составьте текст выступления.


^ V вариант
1. Раскройте сущность процесса подготовки текста публичного выступления. Какие этапы пути от мысли к слову включены в риторическую подготовку текста? Какова роль каждого из них?
2. Перепишите текст, устранив грамматические ошибки и неточности. Ответьте на вопросы после текста.
Выст _ вка посвяще _ ая (300)летию (р)осийского морско_о флота в рамках культурной програ_ы Мосаэрошоу была предл _ жена музеем Баженова с 12 по 18 августа. Выст _ вка ра _ пол _ жиласкь в (не) совсем обычном для себя месте в (танц)зале ДК. Но то что смогли увидеть посетители _бширно по материалу и весьма (не)обычно.

Предпол _ гается вновь открыть выст _ вку дополнив ее

новыми эксп _ натами например из (Санкт)П _ т _ рбурга должны при _ ти чертежи парусников. Лена Илизарова директор Баженовского музея и организатор выставки прод _ лжает _тбор мат _ риалов и работу над ними. Итак что (же) могли увидеть посетители? Развернутая в документах история Чесменского боя под руководством графа Алексея Орлова. Именно их корабли еще в (18) веке когда Англия владычица морей мутила воду возле (р)осийских берегов ра _ били турецкий флот обуче _ ый англичанами в (с)редиземном море. Открытие Бер_нгова пролива Бер_нгом. Карта Антарктиды которую сост _ вили и зафиксировали Лазарев и Беллинсгаузен. Эксп _ зиция сквозного плавания по Ледовитому океану специальными кораблями типа (т)аймыр. Так (же) были пред _ ставлены материалы одним из потомков уча _ стника этого похода альбом фотографии дневники вещи.
*Определите стилистическую принадлежность текста. Докажите свою мысль примерами из текста и теоретическими положениями.

*Объясните специфику использования средств выразительности.


        1. Раскройте специфику текстов официально-делового жанра протокола. Составьте протокол (тематика по выбору слушателя) в его нормативном виде.


^ VI вариант


  1. Какие требования предъявляются к речи человека в современных условиях. Охарактеризуйте систему коммуникативных качеств речи (ясность, логичность, точность и др.). Почему основным качеством принято считать целесообразность.




  1. Познакомьтесь с фрагментами выступлений разных авторов.


1. Английский язык может служить прекрас _ ным и могучим средством передачи интерес_ной яс _ ной и соверше _ о точной информации. Я уверен что то (же) самое верно для француз _ ого японского или ру _ кого языков. Для автора текста так (же) важно (не)пр _ нужде __ о пользоват_ся этим инструментом как для хирурга свободно владеть скальп__м (П.Халмош).

2. Наконец следует уп _ мянуть о том что по логике вещей а так(же) с легкой руки А.Г.Куроша и других алгебраистов возникали (много)числе _ ые пост _ новки проблем бернсайдовского типа. Желание охватить их все увело (бы) нас в слишком далекие сферы. Поэтому мы с _ знательно избрали достат _ чно бли_кие окрес _ ности и наши прогулки «вокруг Бернсайда» строго ограничены рамками теории конечных гру_ и теории алгебр Ли (А.И.Кострикин)

3. Средства ма_овой информац_ в течен_ двух недель говорили о страшных пожарах в (я)ку_кой школе и (школе)интернате в городе Махачкал_. Все пыта_тся найти причину виновников. Об_яснений много учителя (не) научили детей как вести себя в подобных ситуац_ях пожарные приехали с оп_зданием еще и без воды и пены у Водоканала (не)было воды в гидрантах мес_ные власти вовремя (не) _делали ремонт в школах в (электро)сети перепад электричества.
* Перепишите тексты, устранив грамматические недостатки.

* Найдите в текстах средства выразительности. Как Вы объясните их функцию и стилистические особенности.

* Выпишите из текста стилистически маркированную лексику, дайте толкование этим словоупотреблениям с помощью толкового словаря.
3. В чем заключается специфика процессов публицистического и делового выступлений. В процессе публичного выступления Вы допустили ошибку. Как следует себя вести, если в процессе публичного выступления Вы допустили ошибку и она обнаружена? Если ее не заметили в аудитории? Предположите варианты ошибок и способов разрешения ситуации.

^ VII вариант
1. На каких фонетических явлениях базируется свод орфоэпических норм русского языка? Охарактеризуйте известные Вам акцентологические и произносительные нормы.
2. Выполните грамматические задания:

а) к данным словам подберите определения, правильно согласуя их с существительными: например: рефери – строгий рефери (м.р., ед. ч.)

тюль, шампунь, жюри, коммюнике, атташе, авеню, пенальти, киви, кольраби, Онтарио, Дели, Сочи, мозоль, кофе, табель, шимпанзе, толь, банкнот.

б) от следующих существительных образуйте форму родительного падежа множественного числа: например: башкиры - башкир

болгары, грузины, цыгане, узбеки, якуты, гусары, минеры, сапоги, ботинки, амперы, микроны, граммы, гектары, лимоны, мандарины, помидоры, томаты, комментарии, ясли, заморозки.

в) исправьте написание следующих организаций и учреждений в соответствии с нормами русского языка.

прокуратура российской федерации, всемирный совет мира, совет безопасности, европейский банк по реконструкции и развитию, правительство российской федерации, российский государственный педагогический университет имени А.И.Герцена, дом актера, государственный академический большой театр, государственный стандарт.
3. Составьте письмо в какую-либо организацию в соответствии со структурой документа и требованиями официально-делового стиля. Выделите черты, отличающие этот документ от других текстов официально-делового стиля.

^ VIII вариант
1. Что является предметом исследования морфологии? Охарактеризуйте известные Вам морфологические нормы для употребления имен существительных, прилагательных, числительных, местоимений и глаголов.
2. Сравните варианты отрывка из рассказа А.П. Чехова «Учитель». Укажите их различия. Над какими качествами речи работал при правке художник.
Комнатные сумерки Швейцарские виды на шторах бел_снежные салфетки на столе герань олеографии тонко пореза__ая колбаса на тарелках все это выглядело (по) девически сент_ментально точно во всем этом отражался сам хозяин квартиры маленький добродушный немец с круглым животиком и с масле_ыми глазками.
Комнатные сумерки Швейцарские виды на шторах бел_снежные салфетки на столе герань тонко пореза__ая колбаса на тарелках глядели наивно девически сент_ментально и все это отражающееся было похоже на самого хозяина квартиры маленького добродушного немца с круглым животиком и с масле_ыми ласковыми глазками.

*Перепишите тексты, Используя правила орфографии и пунктуации.
3. Раскройте специфику текстов официально-делового жанра рапорта. Составьте текст рапорта (проблематика по усмотрению слушателя).
IХ вариант
1. Как соотносятся синтаксис и пунктуация? Охарактеризуйте известные Вам синтаксические нормы (на уровне словосочетания, предложения, абзаца, текста) .
2. Прочитайте текст. Перепишите его, применяя знания правил орфографии и пунктуации. Выполните задания после текста.

Чистое сер_це это наше богат_во наша слава наша красота. Чему ещ_ можно уп_добить чистое сер_це Плам_еющему огню. Как в огне очищает_ся золото осв_б_ждает_ся от ржавчины мета_ п_крытый ею так и в чистом сер_це _г_рают греховные и_кушения и с_блазны. (Не)редко от одного общения с носителем чистого сер_ца перер_ждает_ся и_порче_ая грязная душа и ст_новит_ся на путь новой хр_ст_анской жизни.

Ещ_ какое ср_внение может быть для чистого сер_ца Оно подобно чистой воде чистая вода (не) имеет в себе (н_)какой скверны она освежает каждого жажду_щего она приятна и сла_ка тому кто ее жаждет. В чистой воде ясно отражают_ся небо и со_нце. И чистое сер_це влеч_т к себе и мы к нему тянемся.

* Определите функциональный стиль текста, ответ обоснуйте, указав на его цель, тезис, аргументы, особенности лексического наполнения и средств образности.

* Выпишите средства, которые, по замыслу автора, должны оказать воздействие на аудиторию. Охарактеризуйте эти средства.

3. Поставьте существительное из скобок в нужную грамматическую форму. Если необходимо – употребите предлоги. Укажите возможные варианты согласования и особенности их употребления.

Согласно (приказ)

Не получил (разрешение)

Вопреки (ошибка)

Уплатить (счет)

Дай (карандаш)

Контроль (выполнение приказа)

Четыре дня (пройти)

Управляющий (контора)

Благодаря (принятые меры)

Несмотря (трудности)

Оплатить (проезд)

Ждать (поезд)

Потребность (средства)

Отзыв (дипломная работа)



^ Х вариант
1. На каких лексических явлениях базируются требования лексических норм? Охарактеризуйте свойства сочетаемости слов, избыточности и недостаточности речи, точности словоупотребления.
2. Напишите рецензию на предложенный текст. Помните, что рецензия – это особый жанр, включающий в себя краткую информацию о содержании, общественной проблематике, силе произведения; в рецензии обязательна критическая оценка анализируемого текста.
Город на Неве

Преклоненные ангелы со светильниками окружают византийский купол Исаакия. Три золотых граненых шпиля перекликаются через Неву и Мойку. Львы, грифоны и сфинксы там и здесь – оберегают сокровища или дремлют. Скачет шестерка Победы над лукавою аркою Росси. Сотни портиков, тысячи колонн, вздыбленные лошади, упирающиеся быки…

Какое счастье, что здесь ничего уже нельзя построить! – ни кондитерского небоскреба втиснуть в Невский, ни пятиэтажную коробку сляпать у канала Грибоедова. Ни один архитектор, самый чиновный и бездарный, употребив все влияние, не получит участка под застройку ближе Черной речки или Охты.

Чуждое нам и наше самое славное великолепие! Такое наслаждение бродить теперь по этим проспектам! Но, стиснув зубы, проклиная, гния в пасмурных болотах, строили русские эту красоту. Косточки наших предков слежались, сплавились, окаменели в дворцы – желтоватые, бурые, шоколадные, зеленые.
3. Представьте ситуацию Вашего трудоустройства. Спрогнозируйте ход беседы с работодателем, продумайте приемы самопрезентации. Пропишите реплики вашего диалога с учетом всех этикетных и официально-деловых требований.
Литература:

  1. Берков В.Ф., Яскевич Я.С. Культура диалога.   М.: Новое знание, 2002.   234 с.

  2. Введенская Л.А, Павлова Л.Г. Русский язык и культура речи: учеб. пособие для вузов.   Р/нД: Феникс, 2002.   468 с.

  3. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура речи и риторика.   Р/нД: Феникс, 2008.   576 с.

  4. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Русский язык и культура речи: учеб. пособие для вузов.   Р/нД: Феникс, 2008.   512 с.

  5. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи для инженеров.   Р/нД: Феникс, 2004.   384 с.

  6. Вербицкая Л.А. Давайте говорить правильно: пособие по русскому языку.   М.: Высш. шк., 2003.   239 с.

  7. Волгина Н.С., Розенталь Д.Э. Современный русский язык.   М.: Логос, 2008.   436 с.

  8. Волкова Е.В. Словарь терминов коммуникативной культуры.   Екатеринбург: УрИ ГПС МЧС России, 2007.   64 с.

  9. Данцев А. Русский язык и культура речи для технических вузов. Р/нД: Феникс, 2005. – 312 с.

  10. Ипполитова Н.А., Князева О.Ю. Русский язык и культура речи: учеб пособие.   М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2006.   320 с.

  11. Культура русской речи: учебник для вузов /Отв. ред. Л.К. Граудина, Е.Н.Ширяев.   М.: Норма, 2004.   550 с.

  12. Русский язык и культура речи: практикум / под ред. В.И. Максимова.   М.: Гардарики, 2008.   304 с.

  13. Русский язык и культура речи: учеб. пособие /Под ред. В.И. Максимов.   М.: Гардарики, 2005.   413 с.

  14. Черник В.Б. Русский язык и культура речи: сборник практических заданий.   Екатеринбург: УрИ ГПС МЧС России, 2004.   84 с.

  15. Черник В.Б. Типология речевых ошибок.   Екатеринбург: УрИ ГПС МЧС России, 2007.   42 с.

  16. Черник В.Б., Иванов В.Е. Основы профессионально-ориентированного общения сотрудников ГПС МЧС России: учебное пособие.   Часть 1.   Екатеринбург: УрИ ГПС МЧС России, 2011.   142 с.

Словари и справочники

  1. Ватутин Ю.Ю. Словарь трудностей русского языка.   Минск: Книжный дом, 2003.   411 с.

  2. Горбачевич К.С. Словарь трудностей современного русского языка.   СПб.: Норинт, 2003.   576 с.

  3. Горбачевич К.С. Орфоэпический словарь русского языка.   М.: Астрель: АСТ, 2009.   476 с.

  4. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и и фразеологических выражений.   М.: ООО «Издательство ЭЛИПС», 2003.   944 с.

  5. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка.   М.: Айрис-пресс, 2005.   832 с.

  6. Cловарь-справочник по культуре речи / авт-сост. А.А. Евтюгина, И.В. Родионова, И.К. Миронова.   Екатеринбург: У-Фактория, 2004.   334 с.

  7. Фразеологический словарь.   Екатеринбург: У-Фактория, 2008.   456 с.
^

Нормативная (нормативно-правовая) литература


  1. Федеральный закон Российской Федерации от 1 июня 2005 г. N 53-ФЗ.

  2. Приказ МЧС от 01 декабря 2008 года № 735 «Об утверждении временной инструкции по делопроизводству».



Приложение № 1
Примерный план контрольной работы

(первая страница работы)

Вариант № 11

1 вопрос. Перечислить общие рекомендации ведения спора

Введение

    1. Понятие спора как одной из форм коммуникации

    2. Отличия разных видов споров

    3. Основные принципы ведения спора

    4. Аргументация при ведении спора

    5. Уловки и приемы споров

Резюме по вопросу
2 вопрос. Исправив грамматические ошибки, сделать стилистический анализ текста.
3 вопрос. Написать рецензию на статью Дмитриева О.Л. «Как сокращать слова»
4 вопрос. Заключение
Список используемой литературы

Приложение № 2

Перечень вопросов подготовки к итоговому зачету по дисциплине «Русский язык и культура речи»
Теоретические вопросы:

Раздел 1.

  1. Язык как знаковая система

  2. Соотношение понятий «язык» и «речь», функции языка и речи.

  3. Виды речи: описание, повествование, рассуждение.

  4. Формы речи – устная и письменная: особенности, сравнение, функции.

  5. Основные уровни в системе языка.

  6. Понятие нормы, виды норм.

  7. Виды словарей, особенности составления и понимания словарных статей.

  8. Язык как отражение менталитета нации.

  9. Структура национального языка.

  10. Литературный язык как основа государственного языка.

  11. Орфоэпические и акцентологические нормы.

  12. Лексические нормы.

  13. Средства выразительности речи – риторические фигуры и тропы.

  14. Грамматические нормы.

Раздел 2.

  1. Соотношение понятий «общение» и «коммуникация», функции общения и коммуникации.

  2. Структура коммуникативной ситуации.

  3. Коммуникативные качества речи и их взаимосвязь.

  4. Общая характеристика функциональных стилей.

  5. Понятие текста.

  6. Научный стиль речи.

  7. Официально-деловой стиль речи.

  8. Публицистический стиль речи.

  9. Стилистика. Стилеобразующие факторы.

  10. Разговорный стиль речи.

Раздел 3.

  1. Понятие спора. Виды споров, требования к ним.

  2. Этапы подготовки к публичному выступлению.

  3. Оратор и аудитория – приемы эффективного взаимодействия.

  4. Монолог, диалог, полилог.

  5. Правила выступления перед аудиторией.

  6. Приемы воздействия на слушателя.

  7. Эффективность слушания.

  8. Устное деловое общение: служебная беседа, совещание.

  9. Правила телефонного делового общения.

  10. Научное выступление перед аудиторией, виды докладов и презентаций.

  11. Основные понятия этикета.

  12. Речевые дистанции и табу.

Практические задания:

    1. Анализ словарной статьи.

    2. Расстановка и комментарий вариантов ударений в словоформах.

    3. Определение и комментарий лексических ошибок.

    4. Определение и комментарий морфологических ошибок.

    5. Определение и комментарий синтаксических ошибок.

    6. Функциональный анализ публицистического текста.

    7. Функциональный анализ официально-делового текста.

    8. Функциональный анализ научного текста.

    9. Написание в соответствии с ведомственными нормами делопроизводства текста объяснительной (докладной) записки.

    10. Написание в соответствии с ведомственными нормами делопроизводства текста характеристики.

    11. Написание в соответствии с ведомственными нормами делопроизводства текста приказа.

    12. Написание в соответствии с ведомственными нормами делопроизводства текста протокола.

    13. Написание в соответствии с ведомственными нормами делопроизводства текста делового письма.

    14. Составление аннотации научного текста.

    15. Написание научной статьи профессиональной тематики.

    16. Написание публицистической статьи профессиональной тематики.

    17. Составление текста публичного выступления профессиональной тематики.

    18. Составление текста – описания, повествования, рассуждения по произведениям искусства (картина, скульптура).



Составители: Нестерова Ю.В., Черник В.Б.


^

РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТКРА РЕЧИ



Методические рекомендации и варианты контрольной работы

для слушателей факультета заочного обучения

и студентов факультета платных образовательных услуг

по специальности 280705.65 – Пожарная безопасность
Корректура М.И. Бруевой

Подписано в печать Формат 30х42 1/8. Тираж

Объем печ.л. Печать офсетная. Бумага писчая
Отпечатано в копировально-множительном бюро

Уральского института ГПС МЧС России
Екатеринбург, ул. Мира, 22





Похожие:

Методические рекомендации и варианты контрольных работ для слушателей факультета заочного обучения и студентов факультета платных образовательных услуг по специальности 280705. 65 Пожарная безопасность Оглавление iconМетодические рекомендации и варианты контрольной работы для слушателей...
«Информационные технологии», предназначены для слушателей факультета заочного обучения и факультета платных образовательных услуг...
Методические рекомендации и варианты контрольных работ для слушателей факультета заочного обучения и студентов факультета платных образовательных услуг по специальности 280705. 65 Пожарная безопасность Оглавление iconКонтрольная работа
Текст]: Методические указания и варианты контрольной работы для слушателей факультета заочного обучения и студентов факультета платных...
Методические рекомендации и варианты контрольных работ для слушателей факультета заочного обучения и студентов факультета платных образовательных услуг по специальности 280705. 65 Пожарная безопасность Оглавление iconМетодические указания, рекомендации и варианты контрольных работ...
Дисциплина История России изучается на 1 курсе факультета заочного обучения. По итогам обучения слушатели сдают экзамен
Методические рекомендации и варианты контрольных работ для слушателей факультета заочного обучения и студентов факультета платных образовательных услуг по специальности 280705. 65 Пожарная безопасность Оглавление iconМетодические указания и варианты контрольной работы для слушателей...
Философия: Методические указания и варианты контрольной работы для слушателей факультета заочного обучения по специальности 280705...
Методические рекомендации и варианты контрольных работ для слушателей факультета заочного обучения и студентов факультета платных образовательных услуг по специальности 280705. 65 Пожарная безопасность Оглавление iconМетодические указания и варианты контрольных работ для слушателей...
История пожарной охраны: Методические указания и варианты контрольных работ для слушателей 1 курса факультета заочного обучения –...
Методические рекомендации и варианты контрольных работ для слушателей факультета заочного обучения и студентов факультета платных образовательных услуг по специальности 280705. 65 Пожарная безопасность Оглавление iconМетодические рекомендации и варианты контрольных работ для слушателей...
Уральский институт государственной противопожарной службы министерство российской федерации
Методические рекомендации и варианты контрольных работ для слушателей факультета заочного обучения и студентов факультета платных образовательных услуг по специальности 280705. 65 Пожарная безопасность Оглавление iconМетодические рекомендации по выполнению контрольной работы для слушателей...
Киселев Я. С., Бушнев Г. В. Пожарная безопасность технологических процессов: Методические рекомендации по выполнению контрольной...
Методические рекомендации и варианты контрольных работ для слушателей факультета заочного обучения и студентов факультета платных образовательных услуг по специальности 280705. 65 Пожарная безопасность Оглавление iconОбщие методические указания по изучению курса дисциплины «Теплотехника»...
Теплотехника: Задания и методческие указания к контрольной работе для слушателей факультета заочного обучения, по специальности 280705...
Методические рекомендации и варианты контрольных работ для слушателей факультета заочного обучения и студентов факультета платных образовательных услуг по специальности 280705. 65 Пожарная безопасность Оглавление iconМетодические указания и варианты для выполнения контрольной работы...
Кология. Методические указания и варианты для выполнения контрольной работы слушателями факультета заочного обучения по направлению...
Методические рекомендации и варианты контрольных работ для слушателей факультета заочного обучения и студентов факультета платных образовательных услуг по специальности 280705. 65 Пожарная безопасность Оглавление iconМетодические указания и контрольные задания для слушателей факультета...
Методические указания и контрольные задания для слушателей факультета заочного обучения по специальности 280104. 65 – Пожарная безопасность...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
skachate.ru
Главная страница