Российской федерации фгбоу впо «Глазовский государственный педагогический институт им. В. Г. Короленко» Педагогического и художественного образования




Скачать 214.01 Kb.
НазваниеРоссийской федерации фгбоу впо «Глазовский государственный педагогический институт им. В. Г. Короленко» Педагогического и художественного образования
Дата публикации20.03.2013
Размер214.01 Kb.
ТипПояснительная записка
skachate.ru > Литература > Пояснительная записка
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВПО «Глазовский государственный педагогический институт

им. В.Г.Короленко»
Педагогического и художественного образования

(факультет)
Утверждена

на заседании Совета факультета

Педагогического и художественного образования

«_21__»_______03____ 2012 г., протокол №_6____
Декан факультета ______________ / Л.В. Корнейчук
Рассмотрена на заседании кафедры

Музыкального образования

«__29_»________08___ 2011 г., протокол № 1___
Заведующий кафедрой____________ / В.Г. Касимов


Учебная программа дисциплины

Гигиена голосового аппарата

(название дисциплины)

Уровень основной образовательной программы

бакалавриат

Учебный план по направлению подготовки

050100. 62 - Педагогическое образование*

Профиль ………………..……………………………

Музыка_и Дополнительное образование

Форма обучения …………………………………….

очная

Кафедра……………………………………………….

_Музыкального образования_

Семестр(ы)……………………………………………

__2_________________________













Автор-разработчик программы: _Е.В. Кудрицкая,_канд. пед. наук, доцент /_____________

Рецензент: _З.В. Артамонова, канд. биол. наук, доцент / __________

Глазов 2011

  1. ^ Пояснительная записка

Повседневная педагогическая практика учителя, в особенности – учителя музыки, требует от него грамотного владения своим голосом как профессиональным инструментом. В связи с этим необходим поиск резервов повышения профессионального мастерства, в частности – совершенствование певческо-речевой подготовки.

Важнейшей ступенью в этом направлении является курс «Гигиена голосового аппарата», открывающий возможности и перспективы овладения голосом в ходе изучения механизма голосообразования. Курс содержит научные данные о певческом и речевом голосообразовании, раскрывает специфику профессионального владения голосом учителя музыки, включая критерии и условия формирования данного качества. Помимо вопросов профилактики и устранения заболеваний голосовых органов в курсе исследуются механизмы физиологической защиты голосового аппарата, исходя из его природных особенностей и основываясь на известных научных данных. Уделяется внимание и охране детских голосов в опоре на их физиологические особенности.

^ 1.1. Цель курса – формирование у студентов знаний, умений и навыков по профилактике нарушений деятельности голосового аппарата, сохранению его в рабочем состоянии в условиях активной профессиональной деятельности.

^ Задачи курса:

  • дать студентам понятие общих закономерностей, определяющих профессионализм владения голосом учителя музыки;

  • дать студентам понятие о физиологических основах фонации и физиологических механизмах защиты голоса;

  • выработать навыки профилактики заболеваний и гигиены голосового аппарата;

  • систематизировать их знания по технике владения голосом;

  • обучить методам преподавания данной дисциплины;

  • обеспечить подготовку будущей профессиональной деятельности бакалавра педагогического образования.


^ 1.2. Место дисциплины в структуре ООП.

1.2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы

Дисциплина «Гигиена голосового аппарата»

входит в вариативную часть профессионального цикла дисциплин, профиль 1 "Музыка" (Б3);

индекс по учебному плану Б3-3.3.6;

объем дисциплины 4 зачетных единицы, 144 часа, из которых 54 часа аудиторной нагрузки, 54 часа – самостоятельной работы студентов, 36 - экзамен.

Таблица: Структура, объем и виды учебной работы по дисциплине

^ Вид учебной работы по семестрам

Зачетные единицы

Часы

Общая трудоемкость

4

144

Семестр _2__

Трудоемкость

4

144

Аудиторные занятия (всего)

1,5

54

В том числе:

Лекции




20

Практические занятия / Семинары




20

КСР




14

^ Самостоятельная работа (всего)

1,5

54

В том числе:

Работа с рабочими тетрадями




10

Подготовка к коллоквиуму




10

Подготовка к «круглым столам»




6

Работа над презентационными проектами по курсу




10

Вид промежуточной аттестации - экзамен

1

36

^ 1.2.2. Междисциплинарные связи дисциплины с другими дисциплинами ООП



^ Наименование обеспечиваемых дисциплин

Индекс по учебному плану

Семестр

Раздел дисциплины (раздел/тема тематического плана)

1/1

1/2

1/3

1/4

1/5

2/1

2/2

2/3

Возрастная анатомия, физиология и гигиена

Б 3-3.1.4

1

+

+







+

+







Класс сольного пения

Б 3-3.2.2

1-8

+

+

+

+













Концертно-исполнительский практикум

Б 3-3.3.1

10




+

+










+




Теория и методика музыкального образования

Б 3-3.1.7

5

+







+




+

+

+

Методика преподавания сольного пения

Б 3-3.1.8

8

+

+

+

+

+










Практикум по школьному репертуару

Б 3-3.3.2

2










+







+




Хороведение и хоровая аранжировка

Б 3-3.3.3

6

+

+



















Основы медицинскмх знаний и здорового образа жизни

Б 3-3.1.5

9

+

+




+

+

+







Хоровой класс и практикум работы с хором

Б 3-3.2.3

1-10

+

+

+
















Практика сольного пения

Б 3-3.4.4

9-10

+

+

+




+











^ 1.3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Компетенции выпускника в дисциплине, требования к уровню их освоения.


Индекс компетенции по ФГОСТ

Содержание компетенции

Требования к уровням освоения ⃰

Знает

(З-1, З-2, З-3)

Умеет

(У-1, У-2, У-3)

Владеет

(В-1, В-2, В-3)

ОК-3

способен понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества

Теоретические основы профессионального владения голосом учителя музыки (З-1); физиологические основы фонации (З-2); механизмы физиологической защиты голосового аппарата (З-3).

Правильно сочетать речевой и певческий режим работы голоса (У-1);

создавать оптимальные условия для работы своего голосового аппарата (У-2); обеспечивать благоприятные условия для развития и охраны голоса учеников (У-3).

Навыками:

- профилактики заболеваний и гигиены голосового аппарата (В-1);

- систематизации знаний по технике владения голосом (В-2);

- развития собственной познавательной активности в области охраны голоса и активизации голосовой функции (В-3).

ОПК-1

осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности

ПК-2

готов применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения

ПК-4

способен использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса

ПК-7

готов к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности



^ 2. Содержание дисциплины по разделам (модулям1)


Модуль 1. _Вокальная подготовка_

Раздел 1. Физиология пения и охрана голоса

Содержание раздела

^ ТЕМА 1. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ГОЛОС УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ

Предмет, цели и задачи курса. Основные задачи, стоящие перед учителем музыки общеобразовательной школы. Вокально-технические и художественно-исполнительские навыки учителя музыки. Профессиональное владение голосом: самоконтроль; переключение голоса с пения на речь; оптимальный режим голосовой деятельности; тренировочное распевание; актерское мастерство; знания о гигиене голоса.
^ ТЕМА 2. ФИЗИОЛОГИЯ ПЕНИЯ

Влияние науки на развитие теории фонации. Краткий исторический обзор ее становления. Современная теория голосообразования. Строение и функциональное значение голосового аппарата.
^ ТЕМА 3. МЕХАНИЗМЫ ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ ГОЛОСОВОГО АППАРАТА

Понятие вокальной техники. Механизмы защиты: прикрытие и округление звука; импеданс; вибрато; помехоустойчивость; резонанс; артикуляция и дикция; дыхание и опора; автоматизация; самоконтроль; системность.
^ ТЕМА 4. ДЕТСКИЙ ГОЛОС

Особенности физиологии и развития детского голосового аппарата.
ТЕМА 5. ПРОФИЛАКТИКА И СПОСОБЫ УСТРАНЕНИЯ ЗАБОЛЕВАНИЙ ГОЛОСОВОГО АППАРАТА

Гигиенические требования при обучении пению. Профессиональные и инфекционные заболевания голосового аппарата, способы их устранения.


^ 3. Методические рекомендации для преподавателя
Подготовка студентов к вокальной работе должна пронизывать весь учебный процесс в классе сольного пения на музыкально-педагогическом факультете. Поэтому особое внимание нужно уделять усвоению ими научно обоснованных практических приёмов воздействия на голосовой аппарат, направленных на организацию правильной вокальной функции и устранение недостатков голосообразования.

В процессе обучения студентов используются различные виды учебных занятий (аудиторных и внеаудиторных): лекции, семинарские и практические занятия, консультации, самостоятельная работа и т.д. На первом занятии по данной учебной дисциплине необходимо ознакомить студентов с порядком ее изучения, раскрыть место и роль дисциплины в системе наук, ее практическое значение, довести до студентов требования кафедры, ответить на вопросы. Преподаватель объясняет студентам характер и режим учебной работы, а также применяемую балльно-рейтинговую систему на первом занятии.

В процессе чтения лекционного курса рекомендуется проводить фронтальный опрос, начиная со второй лекции, задавая вопросы студентам по содержанию предыдущей лекции для проверки усвоения лекционного материала.

На лекционных и семинарских занятиях рекомендуется использовать наглядность в виде таблиц, картин и фотографий, видеосюжеты и видеофильмы.

На некоторых семинарских занятиях рекомендуется просмотр видеофильмов (видеосюжетов) с последующем обсуждением (методы работы: диалоговое педагогическое общение, коммуникативный, дискуссионные формы работы).

При подготовке к семинарам приветствуется поиск информации в Интернет и презентация ее на занятиях.
См. Раздел 5.1. УМК
^ 4. Общие методические рекомендации для студентов
Выступления и доклады на семинарах, рефераты, эссе должны соответствовать указанным в УМК дисциплины темам. Если тема предлагается студентом, то она должна удовлетворять проблематике читаемой дисциплины.
^ См. Раздел 5.2. УМК
Рекомендации и задания для самостоятельной работы студентов

Самостоятельная работа студентов по курсу ГИГИЕНА ГОЛОСОВОГО АППАРАТА включает в себя:

- повторение и закрепление теоретического материала по конспектам лекций;

- изучение музыковедческой и методической литературы;

- самостоятельный подбор и отработку тренировочных упражнений;

- подготовку к зачету.

^ ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Раздел 1.

ТЕМА 1. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ГОЛОС УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ

Проработать следующую литературу:

  • Апраксина О.А. Современные требования к учителю музыки и задачи музыкально-педагогических факультетов // Музыка в школе, 1983, №1. С. 30-35.

  • Урбанович Г. Певческий голос учителя музыки // Музыкальное воспитание в школе. Сб. статей. Сост. О.А. Апраксина. Вып. 12. – М.: Музыка, 1977. – С. 23-33.

^ ТЕМА 2. ФИЗИОЛОГИЯ ПЕНИЯ

Проработать следующую литературу:

  • Багадуров В.А. Очерки по истории вокальной педагогики. – М., 1956.

  • Дмитриев А.Б. Основы вокальной методики. – М., 1968.

  • Стулова Г.П. Хоровой класс. – М., 1988.

^ ТЕМА 3. МЕХАНИЗМЫ ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ ГОЛОСОВОГО АППАРАТА

1. Проработать следующую литературу:

  • Вокальный словарь. / Сост. И. Кочнева, А. Яковлева. – Л., 1986.

  • Луканин В.М. Обучение и воспитание молодого певца. 2-е изд., перераб. - Л.,1977.

  • Назаренко И.К. Искусство пения. – М., 1968.

  • Соловьева А.А. Мой опыт работы с начинающими певцами / Вопросы вокальной педагогики. Вып. 4. – М., 1969.

  • Тронина П.Л. Из опыта педагога-вокалиста. – М., 1976.

  • Яковлева А.С. Умберто Мазетти и его педагогические взгляды / Вопросы вокальной педагогики. Сб статей. Вып. 5. – М., 1976.

  • Ярославцева Л.К. О способах регуляции певческого выдоха / Вопросы вокальной педагогики. Вып. 5. – М., 1976.

2. Составить комплекс вокальных упражнений на отработку артикуляции и дикции.

3. Составить комплекс вокальных упражнений на укрепление певческого дыхания.

4. Подобрать музыкальные примеры на преодоление регистровых скачков.

5. Подобрать музыкальные примеры, включающие дикционные трудности.

6. Подобрать музыкальные примеры с колоратурой.

7. Продемонстрировать образец разучивания с учениками фрагмента вокального произведения (объяснение, показ, анализ исполнения).

^ ТЕМА 4. ДЕТСКИЙ ГОЛОС.

1. Проработать следующую литературу:

  • Добровольская Н.Н., Орлова Н.Д. Что надо знать учителю о детском голосе. – М., 1972.

  • Менабени А.Г. Методика обучения сольному пению. – М., 1987.

  • Стулова Г.П. Хоровой класс. – М., 1988.

2. Подобрать комплекс вокальных упражнений для детей на отработку артикуляции и дикции.

3. Подобрать комплекс вокальных упражнений для детей на укрепление певческого дыхания.

4. Составить репертуарный список детских вокальных произведений, отвечающий физиологическим возможностям детей младшего школьного возраста (начальный этап обучения).

^ ТЕМА 5. ПРОФИЛАКТИКА И СПОСОБЫ УСТРАНЕНИЯ ЗАБОЛЕВАНИЙ ГОЛОСОВОГО АППАРАТА.

1. Составить перечень средств первой медицинской помощи, применяющихся при заболеваниях горла.

2. Составить перечень средств первой медицинской помощи, использующихся для преодоления сухого кашля.

3. Составить перечень средств первой медицинской помощи для лечения простудных заболеваний носоглотки.

4. Составить перечень средств первой медицинской помощи для лечения простудных заболеваний ушей.

Раздел 2.

  1. Составить свой комплекс упражнений для тренировки фонационного дыхания.

  2. Составить свой комплекс упражнений для установки правильного звукообразования.

  3. Составить свой комплекс упражнений для тренировки дикции.

  4. Составить собственный план самостоятельных занятий по технике речи.

  5. Разучить с группой комплекс тренировочных упражнений на отработку различных элементов техники.


^ ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ
ТЕМА 1. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ГОЛОС УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ

  1. Какие задачи стоят перед учителем музыки в общеобразовательной школе?

  2. Перечислите необходимые для учителя музыки вокально-технические навыки.

  3. С какими художественно-исполнительскими навыками связаны вокально-технические навыки?

  4. Обоснуйте, почему учителю музыки необходимо знать устройство своего голосового аппарата.

  5. Что включает в себя понятие «профессиональное владение голосом» учителя музыки?

^ ТЕМА 2. ФИЗИОЛОГИЯ ПЕНИЯ

  1. С именами каких ученых и исследователей связан процесс создания теории фонации?

  2. Как изменялось со временем представление о роли и принципе работы голосовых складок в фонации?

  3. В чем суть миоэластической теории?

  4. В чем заключаются особенности нейрохронаксической теории?

  5. На чем основывается резонансная теория искусства пения?

  6. Что представляет собой фонационный аппарат?

  7. Опишите систему хрящей, составляющих основу гортани.

  8. Какова роль различных групп мышц в процессе голосообразования? Что дает певцу владение вокальной техникой?

^ ТЕМА 3. МЕХАНИЗМЫ ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ ГОЛОСОВОГО АППАРАТА

  1. От какого механизма физиологической защиты голосового аппарата зависит ровность звучания голоса во всем диапазоне? Почему?

  2. Какой механизм защиты уравновешивает излишнее подскладочное давление и каким образом?

  3. Благодаря каким качествам голоса обеспечивается его устойчивость к помехам? Как это связано со слуховой системой человека?

  4. Что дает голосу тренировка артикуляционного аппарата?

  5. Каким должно быть оптимальное певческое дыхание? Почему?

  6. Почему учителю музыки необходима «физкультура голоса» и в чем ее суть?

  7. Докажите, что «искусство пения есть искусство резонирования».

  8. Докажите, что человеческий голосовой комплекс является саморегулирующейся системой.

^ ТЕМА 4. ДЕТСКИЙ ГОЛОС.

  1. Как с возрастом изменяются характеристики детского голоса?

  2. Почему голоса детей до 7-10 лет характеризуются бедностью тембровых красок и относительной узостью звуковысотного диапазона?

  3. Как вы объясните тот факт, что мальчики с плохой интонацией встречаются чаще, чем девочки?

  4. Какие упражнения способствуют преодолению перелома в голосе при переходе из одного регистра в другой? Приведите примеры.

  5. Почему детям нецелесообразно постоянно петь чистым фальцетом?

  6. Раскройте этапы последовательной работы по развитию детского голоса, обеспечивающей его охрану.

  7. Назовите основной критерий правильного использования звуковысотного и динамического диапазона в работе с детскими голосами.

^ ТЕМА 5. ПРОФИЛАКТИКА И СПОСОБЫ УСТРАНЕНИЯ ЗАБОЛЕВАНИЙ ГОЛОСОВОГО АППАРАТА.

  1. Какие изменения в голосовом аппарате и в голосе происходят под воздействием табака и алкоголя?

  2. Вследствие чего возникают профессиональные заболевания голоса?

  3. В чем заключается суть форсировки голоса? Каковы ее последствия?

  4. Каковы причины функциональных заболеваний голосообразующих органов?

  5. Как можно провести выступление на сцене с наименьшими потерями для себя и для публики?

  6. В чем заключается профилактика инфекционных заболеваний голоса человека, имеющего профессиональные голосовые нагрузки?


^ 5. Лабораторные работы – не предусмотрены
6. Материально-техническое обеспечение дисциплины
Кабинет музыки (18 ауд.) - телевизор, видеомагнитофон, муз. центр, проигрыватели, дом. кинотеатр, фортепиано.

^ 7. Рекомендуемая основная литература


  1. Вокальный словарь / Сост. И. Кочнева, А. Яковлева. – Л.: Музыка, 1986.

  2. Дмитриев А.Б. Основы вокальной методики. – М.: Музыка, 1996.

  3. Менабени А.Г. Методика обучения сольному пению. – М.: Просвещение, 1987.


^ 8. Рекомендуемая дополнительная литература
Васина-Гроссман В. Мастера советского романса – М., 1980.

Вокальный словарь / Сост. И. Кочнева, А. Яковлева. – Л., 1986.

Вопросы вокальной педагогики. = Вып. 1-7. М., 1962 – 1984.

Воспитание музыкального слуха: Сборник статей. - М., 1977.

Оголевец А.С. Слово и музыка в вокально-драматических жанрах. - М., 1960.

Ровнер В. Исполнительская традиция вокальных ансамблей в русской музыкальной культуре. – Л., 1988.

Ручьевская Е.А. Слово и музыка. - Л., 1960.

Тронина П.Л. Из опыта педагога-вокалиста. – М., 1976.

Урбанович Г. Певческий голос учителя музыки // Музыкальное воспитание в школе. Сб. статей. Сост. О.А. Апраксина. Вып. 12. – М., 1977.
Рекомендательная и методическая литература:
Кудрицкая Е.В. Алгоритм самостоятельного освоения произведения в вокальном классе. // Проблемы школьного и дошкольного образования: Материалы Восьмой региональной науч.- практ. конф. «Достижения науки и практики в деятельности образовательных учреждений» - Глазов: Изд-во Глазов. гос. пед. ин-та, 2006. – С.66 - 67.

Кудрицкая Е.В. Развитие речевого голоса учителя музыки. // Вестник педагогического опыта. Вып. 13. Серия музыкальное образование. – Глазов: Изд-во Глазов. гос. пед. института, 2000. – С. 25 – 28.

Кудрицкая Е.В. Современная вокальная музыка, как фактор профессиональной готовности студентов музыкально-педагогического факультета педвуза. Новые подходы к организации муз. образования: Материалы науч. – практ. конференции. Глазов: Изд-во Глазов. гос. пед. института, 2002 – с 27-30.

^ Кудрицкая Е.В. Специализированная педпрактика студентов в вокальном классе педвуза. Новые педагогические технологии в системе музыкального образования. Материалы региональной науч. – практ. конф. – Глазов: Изд-во Глазов. гос. пед. института, 2002. – С. 7-9.

^ Кудрицкая Е.В. Технологии освоения современной вокальной музыки в педвузе: Методическое пособие по специальности 030700 «Музыкальное образование». - Глазов: Изд-во Глазов. гос. пед. института, 2006 – 40 с.

Смирнова Л.П. Некоторые приёмы в вокально-технической работе со студентами на уроках сольного пения // Вестник педагогического опыта. Вып. № 21. Серия: музыкальное образование. – 2003. – С. 15 – 19.

Смирнова Л.П. Рекомендации начинающим педагогам-вокалистам на первом этапе обучения студентов. Глазов 2000 г.

Чикурова С.Е. Класс сольного пения: Учебная программа для студентов по специальности 030700 - Музыкальное образование / Сост. С.Е. Чикурова. – Глазов: Изд-во Глазов. гос. пед. ин-та, 2002. – 9 с.

^ Чикурова С.Е. Некоторые особенности формирования навыков сольного пения у студентов музыкально-педагогического факультета // Совершенствование подготовки учителя музыки и пения. Республиканский сборник. Вып. 1. Науч. тр. сб. 258. – Свердловск: СГПИ, 1975. – С. 109 – 118.

Чикурова С.Е. Претворение принципа единства художественного и технического развития певца на занятиях со студентами музпедфака // Вестник педагогического опыта. Вып. 21. Серия: музыкальное образование. – 2003. – С. 78 – 79.


1 Модуль – совокупность частей учебной дисциплины (курса) или учебных дисциплин (курсов), имеющая определенную логическую завершенность по отношению к установленным целям и результатам воспитания, обучения.

Похожие:

Российской федерации фгбоу впо «Глазовский государственный педагогический институт им. В. Г. Короленко» Педагогического и художественного образования iconРоссийской федерации фгбоу впо «Глазовский государственный педагогический...

Российской федерации фгбоу впо «Глазовский государственный педагогический институт им. В. Г. Короленко» Педагогического и художественного образования iconРоссийской федерации фгбоу впо «Глазовский государственный педагогический...

Российской федерации фгбоу впо «Глазовский государственный педагогический институт им. В. Г. Короленко» Педагогического и художественного образования iconРоссийской федерации фгбоу впо «Глазовский государственный педагогический...

Российской федерации фгбоу впо «Глазовский государственный педагогический институт им. В. Г. Короленко» Педагогического и художественного образования iconРоссийской федерации фгбоу впо «Глазовский государственный педагогический...

Российской федерации фгбоу впо «Глазовский государственный педагогический институт им. В. Г. Короленко» Педагогического и художественного образования iconРоссийской федерации фгбоу впо «Глазовский государственный педагогический...

Российской федерации фгбоу впо «Глазовский государственный педагогический институт им. В. Г. Короленко» Педагогического и художественного образования iconФгбоу впо «Глазовский государственный педагогический институт им....

Российской федерации фгбоу впо «Глазовский государственный педагогический институт им. В. Г. Короленко» Педагогического и художественного образования iconРоссийской федерации фгбоу впо «Глазовский государственный педагогический...
Фгбоу впо «Глазовский государственный педагогический институт им. В. Г. Короленко»
Российской федерации фгбоу впо «Глазовский государственный педагогический институт им. В. Г. Короленко» Педагогического и художественного образования iconРоссийской федерации фгбоу впо «Глазовский государственный педагогический...
Фгбоу впо «Глазовский государственный педагогический институт им. В. Г. Короленко»
Российской федерации фгбоу впо «Глазовский государственный педагогический институт им. В. Г. Короленко» Педагогического и художественного образования iconРоссийской федерации фгбоу впо «Глазовский государственный педагогический...
Фгбоу впо «Глазовский государственный педагогический институт им. В. Г. Короленко»
Российской федерации фгбоу впо «Глазовский государственный педагогический институт им. В. Г. Короленко» Педагогического и художественного образования iconРоссийской федерации фгбоу впо «Глазовский государственный педагогический...
Фгбоу впо «Глазовский государственный педагогический институт им. В. Г. Короленко» историко-лингвистический факультет

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
skachate.ru
Главная страница