Поэмы Гомера «Илиада»




Скачать 399.37 Kb.
НазваниеПоэмы Гомера «Илиада»
страница1/4
Дата публикации07.01.2014
Размер399.37 Kb.
ТипРеферат
skachate.ru > Литература > Реферат
  1   2   3   4

Содержание




Введение 1

Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея» являются «первыми по времени известными нам памятниками древнегреческой литературы и вместе с тем вообще первыми памятниками литературы в Европе». Соответственно, как и положено «первым», они оказали колоссальное влияние на развитие всей европейской (и мировой) культуры в целом и литературы в частности. 1

 Лосев А.Ф. Гомер. 2-е изд. М.: Молодая гвардия, 2006. – С. 4. 1

Чтобы достаточно подробно осветить тему непреходящего значения, которое имело и имеет творчество Гомера для развития всей мировой литературы (и тем более – культуры в целом), понадобились бы, вероятно, многотомные и многолетние исследования. В настоящей работе я сосредоточила внимание: а) все-таки на литературе; б) а в этих рамках – на самых значительных ее произведениях. С другой стороны, в отличие от 99% других проблем, составляющих т.н. «гомеровский вопрос» и в течение веков вызывавших бурные споры между исследователями, конкретно данная тема принципиально недискуссионна (кому в здравом уме придет в голову оспаривать «мировое значение гомеровских поэм»?) – что дает мне возможность сконцентрироваться не столько на обсуждении проблемы в научной литературе, сколько на самих литературных источниках. 2

1.Гомер и античная литература 2

Гомер, как предполагается, жил и творил в районе восьмого века до нашей эры . Время Троянской войны, о которой рассказывает Гомер, тоже точно не установлено, но можно считать доказанным, что случилась она (если действительно случилась – во что историки все охотнее верят) на несколько столетий раньше гомеровского времени, вероятнее всего – около XII века прошлой эры. Легендарной причиной войны, как известно, стало похищение троянским царевичем Парисом Елены Прекрасной, жены царя Спарты Менелая. Брат Менелая Агамемнон, правитель могущественных Микен, собирает для карательной экспедиции на Трою мощный флот, в который вошли корабли из всех греческих государств. После десятилетней осады великая Троя пала… «Илиада» Гомера повествует о событиях последнего года осады. В центре внимания – конфликт между двумя вождями греков: «адмиралом» всего их флота Агамемноном и героем Ахиллесом. В итоге Агамемнон вынужден уступить, Ахилл возвращается в строй - и наносит решающий удар, убив величайшего из защитников Трои Гектора. Сюжет «Одиссеи» развертывается уже после войны. Ее главный герой возвращается из-под Трои домой, на остров Итаку. Как и осада Трои, возвращение Одиссея на Итаку растянулось на целое десятилетие, вместившее в себя множество фантастических и опасных приключений. В том числе путешествие в преисподнюю. В Аид…Это путешествие – один из стержневых и ключевых моментов поэмы и ее композиционный центр: не случайно и совершается оно практически «в центре», в одиннадцатой (из двадцати четырех) песни «Одиссеи». 2

Одиссей спускается в Аид, чтобы встретить там прорицателя Тиресия и узнать от него о новых опасностях, уготованных ему на пути домой. Здесь же герой встретил погибших боевых товарищей - Ахилла и Агамемнона, горько жалующихся ему на свою участь (обратим особое внимание на рассказ последнего, поскольку нам еще не раз придется его вспомнить: вернувшись из Трои, микенский царь был убит собственной женой Клитемнестрой), Патрокла, Аякса, Антилоха; видел Миноса, судью умерших; наблюдал страдания Сизифа и Тантала; повстречал даже «тень» Геракла – меж тем как сам Геракл, причисленный к сонму богов, наслаждается посмертным бессмертием на Олимпе. 3

Примечательно и замечательно, что все эти и еще очень многие персонажи, столь значимые для греческой и европейской культуры, впервые появляются уже у Гомера, в первых греческих - и европейских – произведениях. Гомер, в частности, упоминает – причем дважды: и в «Илиаде», и в «Одиссее», - ставшее позднее знаменитым приключение Геракла: 3

… Так и отсюда был пса троеглавого должен 4

Я увести: уповал он, что будет мне труд не по силам. 4

Я же его совершил, и похищен был пес у Аида; 4

Помощь мне подали Эрмий и дочь громовержца Афина, - 4

- рассказывает Геракл Одиссею, и по иронии судьбы этот рассказ звучит там же, где происходили описываемые события, - в Аиде. (Еще примечательней и замечательней, что подавляющее большинство персонажей, столь значимых для греческой и европейской культуры, появляется как раз в одиннадцатой песни «Одиссеи», вообще весьма густонаселенной. Как Тиресий предсказывает здесь Одиссею его будущее, – так и для многих прочих героев одиннадцатая песнь намечает их дальнейшую литературную судьбу…) 4

У Гомера же впервые в западной литературе (впрочем, у него, как у родоначальника этой самой западной литературы, все «впервые») появляется и образ, противоположный образу преисподней, - т.н. Елисейские поля, «обещанные» Менелаю, в отличие от Одиссея: 4

Будешь ты послан богами в поля Елисейские, к самым
       Крайним пределам земли…
В этих местах человека легчайшая жизнь ожидает.
       Нет ни дождя там, ни снега, ни бурь не бывает жестоких.
       Вечно там Океан бодрящим дыханьем Зефира
       Веет с дующим свистом, чтоб людям прохладу доставить. 4

Что касается Геракла, то позднейшие предания приписали и ему поход на Трою и ее разрушение, совершенные якобы за поколение до Троянской войны. 5

Гомериды, киклики, Гесиод 5

Ближайшими последователями Гомера были т.н. гомериды (в буквальном переводе – «сыны Гомера» или «потомки Гомера»; в частности, именно при их прямом посредничестве гомеровский гекзаметр получил столь широкое распространение в древнем мире) - «корпорация (возможно, родовое объединение) древнегреческих эпических певцов-рапсодов, возводивших себя к Гомеру, исполнявших и истолковывавших его поэмы. В античное время термин «Г.» употреблялся по отношению ко всяким исполнителям, толкователям, подражателям и поклонникам Гомера». Однако бóльшую известность завоевало другое «объединение» - поэты-киклики (от греч. киклос, «круг»), чьи поэмы, «собранные в единое целое, охватывали мифологическое событие от начала до конца». Так, в самый известный из «циклов» - Троянский – вошли «Киприи», изображающие как бы «преамбулу» происходившего до Троянской войны, события после смерти Гектора освещались в «Малой Илиаде» Лесха и «Разрушении Илиона» Арктина, возвращение греков из-под Трои домой – в «Возвращении» неизвестного автора, а смерть Одиссея от руки собственного сына Телегона – в «Телегонии» Евгамона из Кирены. 5

 Тронский И.М. Гомериды // Краткая литературная энциклопедия. Т. 2. М.: Советская энциклопедия, 1964. – С. 47. 5

 Дилите Д. Античная литература. М.: Греко-латинский кабинет Ю.А. Шичалина, 2003. – С. 23. 5

Несколько особняком здесь стоит младший современник Гомера Гесиод. «Гомеровских» сюжетов, связанных с Троянской войной, он особо не касается (принадлежность перу Гесиода «Щита Геракла», который, «несомненно, есть подражание XVIII песни «Илиады» с ее знаменитым изображением щита Ахилла», современными учеными большей частью оспаривается, хотя «Щит Геракла» и продолжают публиковать в собраниях произведений Гесиода) – однако в его знаменитой «Теогонии», что переводится как «Происхождение богов», греческий пантеон, уже вполне сформированный и систематизированный в поэмах Гомера, получает дополнительное развитие: Гесиод детально разбирает родственные связи и фактически выстраивает генеалогическое древо, включившее все эллинские божества и установившее родственные связи между ними. Не всегда эта генеалогия совпадает с гомеровской, но в любом случае прав был Геродот, говоривший: «Гомер с Гесиодом создали грекам их богов»; и современная наука также, «прослеживая формирование того или иного мифа, начинает с Гомера и Гесиода». 5

 Лосев А.Ф. Гомер. 2-е изд. (Серия «Жизнь замечательных людей»). М.: Молодая гвардия, 2006. – С. 72. 6

 Цит. по: Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Биографии: В 12 тт.. Т. 4. - М.: Большая Российская энциклопедия. - С. 56 6

 Ярхо В.Н. Гесиод и его поэмы // Гесиод. Полное собрание текстов / Пер.: В. Вересаев, О. П. Цыбенко. М.: Лабиринт, 2001. – С. 9. 6

Великие драматурги и Аристотель 6

Следующим поколением «потомков Гомера» можно назвать знаменитых греческих драматургов – Эсхила, Софокла и Эврипида. Имена всех троих изначально были тесно связаны в эллинском сознании с Саламинским сражением и победой греков в их многовековом противостоянии персам: Эсхил принимал участие в самом сражении, Софокл – в праздновании победы, а Эврипид, по легенде, родился в день сражения. Это было время, когда поэмы Гомера (посвященные самой первой исторической и/или легендарной победе греков над таким мощным противником, как Троя) признавались особенно «актуальными», если можно так выразиться: «Общеэллинский патриотический подъем, сопровождавшийся в Афинах расцветом культуры», весьма способствовал новому всплеску популярности Гомера – что не могло, конечно, не отразиться в тематике и поэтике произведений классиков данного периода. Достаточно вспомнить некоторые из этих произведений: трилогию Эсхила «Орестея» («Агамемнон», «Хоэфоры», «Эвмениды»), в которой автор разворачивает трагическую историю микенского царя – ту самую, часть которой сам Агамемнон в «Одиссее» уже вкратце поведал Одиссею, встреченному им в Аиде. Трагедия Агамемнона и проклятие «рода Атридов» остаются также центральной темой в творчестве Софокла («Электра») и Эврипида (еще одна «Электра», «Орест», «Ифигения в Тавриде», «Ифигения в Авлиде»); помимо того, «гомеровские» темы разрабатываются в драмах Эсхила «Аякс», «Филоктет» и Эврипида: «Андромаха», «Гекуба», «Троянки», «Елена», «Рес». Эсхил, как передавали, «назвал свои трагедии крохами с пиршественного стола Гомера»; С. Апт полагает, что понимать это следует так: «сюжеты для своих произведений Эсхил, как затем и другие трагики, черпал в мифологии, а самым обильным источником мифологических историй были «Илиада» и «Одиссея»… 6

Однако, возможно, еще более существенным фактором для развития всей дальнейшей литературы и культуры (не только европейской, но в значительной мере и восточной) стало то восхищение, которое вызывало творчество Гомера у одного из величайших мыслителей человеческой истории – у Аристотеля, который в XXIII книге своей «Поэтики», так и озаглавленной «Превосходство Гомера над другими эпическими поэтами», называет автора «Илиады» и «Одиссеи» «божественным». И который был учителем Александра Македонского… 8

 Аристотель. Поэтика / Пер. М. М.Позднева. — Книга сочинителя. — СПб.: Амфора, 2008. — С. 77. 8

2.Эллинистический мир и эллинистический Рим 8

Эпоха Александра и ранний эллинизм 8

«Происхождение Александра, - писал Плутарх, - не вызывает никаких споров: со стороны отца он вел свой род от Геракла через Карана, а со стороны матери - от Эака через Неоптолема». Александр, пожалуй, стал первым среди «сильных мира сего», кто вполне официально заявил претензии на происхождение от героев гомеровских поэм. Нет, речь в данном случае даже не о Геракле, хотя и «появившемся» впервые в «Илиаде»; дело в том, что в «Илиаде» же впервые появился и ее главный герой – Ахиллес, сын Эака и отец Неоптолема. Таким образом, именно от Ахилла ведет свой род Александр, как утверждают его биографы и как утверждал он сам. 8

 Плутарх. Александр и Цезарь // Плутарх. Плутарх. Избранные жизнеописания. В 2 томах. Т. 2. М.: Правда, 1987. - С.34. 8

Известно, что Аристотель осуществил специальное издание Гомера для своего царственного ученика. Известно также, что «Александр от природы был склонен к  изучению  наук  и  чтению
книг. Он считал, и нередко говорил об этом, что изучение «Илиады» – хорошее средство для достижения  военной  доблести.  Список  «Илиады»,  исправленный
Аристотелем и известный под названием «Илиада из шкатулки», он  всегда  имел
при себе, храня его под подушкой, вместе с кинжалом…» Александр, которого – видимо, с легкой руки его воспитателя – с детства называли «вторым Ахиллом», всю свою жизнь посвятил тому, чтобы оправдать это прозвище. Даже свой прославленный поход на Восток он начал, в подражание великим «предкам» Гераклу и Ахиллу, с покорения Трои – т.н. «эллинского Илиона», где, как считалось, сохранились еще развалины древней Трои, которую штурмовали когда-то Геракл и Ахилл. «Прибыв к  Илиону,  Александр  принес  жертвы  Афине  и  совершил
возлияния героям. У надгробия Ахилла он, согласно  обычаю,  умастил  тело  и
нагой состязался с друзьями в беге вокруг памятника; затем, возложив  венок,
он сказал, что считает Ахилла счастливцем, потому  что  при  жизни  он  имел
преданного друга, а после смерти - великого глашатая своей славы…» Впрочем, себя он тоже мог бы назвать счастливцем: у него был друг не менее преданный, чем предан был Ахиллу Патрокл, - Гефестион, с которым они вместе посетили могилы Патрокла и Ахилла… и – какая горькая ирония судьбы – который, как и Патрокл, погиб и смерть которого была для Александра не менее тяжелым ударом, чем для Ахилла гибель Патрокла. «Глашатай славы» для Александра тоже нашелся: его придворный летописец Каллисфен, племянник Аристотеля. Разделив при жизни воинскую славу Ахиллеса, после смерти Александр в значительной степени разделил с ним и литературную славу. Пусть Каллисфен был не так велик, как Гомер, но приписываемый ему «Роман об Александре», или «Псевдо-Каллисфен», оказался, подобно гомеровски поэмам, «одним из наиболее популярных романов древности» и послужил прообразом великого множества т.н. «Александрий», на протяжении веков писавшихся представителями самых разных наций и на самых разных языках. «Образ Александра Македонского, - писал известный востоковед Е.Э. Бертельс, - издревле поражал воображение всех народов, до которых в той или иной форме доходили слухи о его необычайных походах. Литературные произведения, посвященные этому полководцу, сложились и на Востоке, и на Западе в своеобразный жанр «Александрий» (романов об Александре), продолжавших возникать даже еще и в XVIII веке…» 9

 Костюхин Е.А. Александр Македонский в литературной и фольклорной традиции. М.: Наука, 1972. – С. 22. 10

 Бертельс Е.Э. Роман об Александре и его главные версии на Востоке М.: Изд-во АН СССР, 1948. – С. 3. 10

И вот что характерно. Поэтика «Александрий», чьим героем стал так почитавший Гомера Александр (как героем «Илиады» стал его «предок» Ахилл), поразительно напоминает поэтику тех же гомеровских поэм: описание военных походов Македонского демонстрирует множество параллелей с героическим эпосом «Илиады», тогда как в «мирных» эпизодах, полных самых фантастических подробностей о путешествиях царя в экзотические земли, легко заметить сходство с аналогичными эпизодами «Одиссеи». В частности, Александр, подобно Одиссею, спускается в подземное царство, но не чтобы узнать будущее, а в поисках «источника бессмертия» - поскольку он, как и Ахилл, знает, что ему суждено прожить великую, но недолгую жизнь. «Сказочные реминисценции отчетливо проглядывают в описаниях путешествия в Страну мрака, в поисках живой воды, в вошедших позднее в роман эпизодах об испытаниях Александром небесной высоты и морской глубины…» 10

Главным результатом действительно недолгого, но такого насыщенного событиями и плодотворного периода правления Александра оказалось становление культуры, которую принято называть «эллинистической» (период ее господства также называют «эллинистическим», или «эллинизмом»); основная ее суть – в синтетическом характере этой культуры, в которой причудливо смешались черты культуры западной и восточной. Однако, при всем своеобразии эллинистической литературы, главным и непревзойденным образцом для нее все еще остается Гомер. Возьмем для примера самое прославленное произведение раннего эллинизма, хорошо известное и сегодняшнему читателю, - «Аргонавтику» Аполлония Родосского, посвященную плаванию Ясона на «Арго» за Золотым руном. Сюжетные параллели с «Одиссеей» можно перечислять практически бесконечно: как и ее персонажи, герои «Аргонавтики» побывали на острове сирен и во владеньях Цирцеи, гостили у дружелюбных феакийцев и продирались между Сциллой и Харибдой… и если даже в самой «Аргонавтике» отсутствует такая важная для «Одиссеи» сюжетная нить, как путешествие в Аид, в числе аргонавтов – Геракл и Орфей, в активе которых подобные путешествия, тоже широко известные, имеются… 11

Однако у нас на очереди – еще один великий литературный шедевр, практически полностью «вдохновленный» Гомером. 11

Римская литература 11

Начать с того, что и римская литература, как предшествовавшая ей греческая, «началась» с «Одиссеи» - а если точнее, с ее перевода на латинский, сделанного Ливием Андроником и считающегося первым известным нам крупным произведением на латинском языке. По сути, вся римская литература – наследница гомеровских традиций (как пишет Л. Сумм во вступительной статье к произведениям Вергилия: «Римская литература питалась переводами»); и особенно это касается величайшей латинской поэмы величайшего римского поэта – «Энеиды» Вергилия. Но тут необходимо сделать краткий экскурс в предысторию. 11

Если Александр возводил свое происхождение к герою «Илиады» Ахиллесу, то троянец Эней, сын Афродиты и второстепенный персонаж у Гомера, почитался римлянами как прародитель всего римского народа. Считалось, что, покинув Трою с небольшим отрядом спасшихся соотечественников, он приплыл в Италию, где его потомки Ромул и Рем основали город, названный Римом. Прямым потомком этого рода официально признавались также Юлий Цезарь и усыновленный им его внучатый племянник Император Гай Юлий Цезарь Октавиан Август. Вергилий (возглавлявший литературный кружок при императорском дворе, протежируемый самим Императором и посвятивший ему свою поэму) как раз и рассказывает в «Энеиде» историю Энея и его потомков. При этом вся поэма была изначально задумана как подражание поэмам Гомера: первые 6 ее песен (странствия Энея) подражают «Одиссее», оставшиеся 6 (войны в Италии) – «Илиаде». Подчеркнуть этот подражательный характер призваны многочисленные, буквально рассыпанные по песням аллюзии, намеки и цитаты, часто почти дословные. Центральное – и «пространственно» (по расположению в тексте поэмы: 6-я глава из 12), и по идейной значимости - место, как и в «Одиссее», отдано путешествию героя в загробное царство: Одиссею в этом путешествии помогала Цирцея, Энею – Кумская Сивилла. Но если внимание Гомера сосредоточено на преисподней с ее ужасами, а Элизий (Елисейские поля) упоминается лишь мельком, - Энею суждено именно здесь узнать от отца о будущем своем и Рима. 12

Итак, мы рассмотрели «начала начал» европейской литературы – и увидели, насколько мощным оказалось влияние самого первого европейского автора, Гомера, на ее становление и первоначальное развитие. К сожалению, предполагаемый объем работы не позволяет так же подробно проследить, как проявлялось это влияние на всем протяжении истории ее развития; дальше я ограничусь лишь самыми, на мой взгляд, показательными примерами из истории западной (и частично восточной) литературы. 13

3.Средние века и Возрождение 13

Средние века 13

Европейские средние века не очень жаловали античную культуру, опасаясь ее «языческого» влияния на массовое сознание. Исключение составлял Вергилий, в котором видели некоего предхристианского пророка, поскольку он в Четвертой эклоге своих «Буколик» предсказал якобы рождение Христа. Как ни парадоксально, античное наследие сохранил Европе Восток – в первую очередь Персия (Иран), куда при Хосрове I Ануширване переселились последние неоплатоники из разогнанной в Афинах приказом византийского императора Платоновской Академии. Гомера же европейцы «в средние века не знали». И тем не менее, даже «не зная» Гомера, литераторы Европы вновь и вновь воспроизводят классические гомеровские темы, сюжеты, схемы и алгоритмы – в первую очередь, конечно, благодаря близкому знакомству с творчеством Вергилия, тоже когда-то их старательно воспроизводившего. В самой Европе средневековая литература представлена двумя основными направлениями: героическим эпосом, большей частью народным, и рыцарским романом. О последнем здесь достаточно сказать, что самыми первыми примерами данного жанра стали опять же «Роман об Александре» (средневековая версия, в которой Александра посвящает в рыцари царь Соломон), а также «Роман об Энее» и гигантский «Роман о Трое» Бенуа де Сент-Мора. Что касается эпоса, то он, в частности, тоже был представлен в двух наиболее значительных версиях – французского «каролингского» цикла, воспевающего подвиги Карла Великого и его рыцарей, и цикла бретонского, персонажами которого были король Артур и рыцари Круглого стола. Пара интересных фактов, напрямую связанных с нашей темой: во-первых, несмотря ни на что, т.н. «баронская жеста», входящая в состав каролингского цикла, раз за разом очень явно воспроизводит сюжетную схему «Илиады», у Вергилия отсутствующую: как Ахилл, «бароны» ссорятся со своим господином (Карлом) – но в кульминационный для битвы момент присоединяются к нему и вместе побеждают врагов. И второе. Народы, которым принадлежит «авторство» циклов, подобно римлянам, возводят свою эпическую родословную к героям Вергилия (а в конечном-то счете – Гомера!): и Карл, и бретонцы (т.е. британцы: в то время еще практически не разделяли понятия Britannia Magna – Англия – и Britannia Minor, т.е. Бретань) произошли, согласно этой легендарной родословной, из «рода Гектора и Энея». Карл – потомок сына Гектора Астианакса, британские короли, в т.ч. Артур, - сына Энея Брута… 13

Ренессанс 14

Эпоха Возрождения дает очень богатый материал, демонстрирующий непреходящее значение гения Гомера для человеческой культуры. Я кратко рассмотрю, в качестве очень наглядного примера, три величайших поэмы итальянского Возрождения – раннего, позднего и периода его кризиса и «перехода» в Контрреформацию: это «Божественная комедия» Данте Алигьери, «Неистовый Роланд» Лудовико Ариосто и «Освобожденный Иерусалим» Торквато Тассо. 14

Итальянских переводов Гомера еще не существовало, однако Возрождение уже «знает» Гомера – в том смысле, в каком его «не знали» средние века. В частности, Данте называет его «l’altissimo poeta» и помещает в Лимб – первый круг своего Ада, где пребывают души некрещеных младенцев и праведных язычников. Сам сюжет «путешествия в загробный мир» напрямую заимствован у Вергилия, напрямую заимствовавшего его у Гомера. Вергилий выступает и как проводник Данте в путешествии по Аду и Чистилищу, - в Рай ему, как не-христианину, хода нет, в Раю поэта сопровождает его возлюбленная Беатриче. 15

Ариосто в поэме «Неистовый Роланд» развивает темы каролингского эпоса, в частности знаменитой французской эпической поэмы «Песнь о Роланде». Ариосто, служивший у феррарских герцогов д’Эсте, сюжетообразующим фактором поэмы делает опять же эпическую генеалогию: Карл и его племянник Роланд (ит. Орландо) принадлежат к роду Гектора и Энея, но к этому же роду принадлежат, оказывается, и патроны поэта - д’Эсте, чье происхождение возводится к кузену Орландо Ринальдо. Еще любопытней, что при таком раскладе «родней Энея и Гектора» оказывается сам Ариосто, поскольку когда-то одна из прародительниц его собственного рода Липпа породнилась с кланом д’Эсте… Крупнейший исследователь творчества поэта М.Л. Андреев пишет: «Ариосто давно уже искал подступы к большой эпической форме, которая дала бы ему возможность, по примеру «Энеиды», героизировать современность через изображение героического прошлого»; и именно это стремление воплотилось в создании «Неистового Роланда». 15

Но имеется факт и еще более любопытный – странные совпадения в судьбе Ариосто и «сменившего» его при феррарском дворе Тассо, автора третьей великой поэмы. Ариосто служил «потомкам Гектора» герцогу Альфонсо I и кардиналу Ипполито I, Тассо - герцогу Альфонсо II и кардиналу Ипполито II. Свою первую поэму «Ринальдо» Тассо написал под непосредственным влиянием Ариосто, а в поэме «Освобожденный Иерусалим» «нетрудно заметить влияние эпической структуры «Илиады» и «Энеиды». Однако подражание античным эпопеям переплетается в поэме Тассо с воздействием «Неистового Роланда» 15

 Алексеев М.П., Жирмунский В.М., Мокульский С.С, Смирнов А.А. Ук.соч. – C. 99. – С. 224. 16

Эпоха крестовых походов акцентировала восприятие современниками Ариосто и Тассо Троянской войны как первого в истории военного противостояния «Запада» (греков) и малоазиатской, т.е. «восточной», Трои. С течением времени наблюдается инверсия ролей: «потомки троянцев» стали европейскими народами, которые сами теперь противостоят мусульманскому Востоку. Именно такая «расстановка сил» выступает стержневым компонентом сюжетов как «Неистового Роланда», так и «Освобожденного Иерусалима». 16

«Восточное Возрождение» 16

А на Востоке тем временем продолжают развиваться традиции «Александрий» - восходящие, в свою очередь, к традициям «Илиады» и «Одиссеи». Конечно, жанр «Александрий» продолжает присутствовать и развиваться и в европейской культуре; однако именно на Востоке он вылился в процесс, который, пусть «неофициально», часто называют «восточным Возрождением»: к такому мощному выплеску шедевров привела здесь приверженность этому жанру. Впрочем, применительно к Востоку их скорее следовало бы называть «Искандериадами», по имени, которое носит главный герой восточных «Александрий». Я ограничусь простым перечислением основных авторов данного направления – этого будет достаточно, чтобы удостовериться в том, что речь идет именно о выдающихся произведениях мирового уровня и значения, которые до сих пор остаются «на слуху» и, как и их европейские «собратья», продолжают влиять на современный литературный процесс: 16

1.«Шах-наме» Фирдоуси, в состав которой входит поэма о путешествии Искандера (Александра Великого) к краю земли. 17

2.«Пятерица» Низами: «главной» среди пяти книг, составляющих знаменитую «Пятерицу», стала «Искандер-наме» («Книга Искандера»). В ней Низами часто ссылается на Фирдоуси – но и его собственное произведение, в свою очередь, породило множество т.н. «назире» («ответов», т.е. подражаний) – в их числе: 17

3.«Десятерица» Дехлеви, включающая в себя «Искандерово зерцало». 17

4.«Семь корон» («Созвездие Большой Медведицы») Джами, среди которых – «Книга мудрости Искандера». 17

5.«Пятерица» Навои (здесь – «Искандерова стена»). 17

«На Востоке эта тема получила несколько иную окраску, чем на Западе. Если в Европе романы об Александре вылились в русло рыцарского романа, центром тяжести стали походы в далекие фантастические страны, рыцарские подвиги и борьба со всякими диковинными народами и чудовищами, то Восток обратил внимание в значительной степени на связь Александра с Аристотелем. Популярность этого философа в странах Востока была исключительно велика, влияние его веками ощущается в мусульманской философии. Таким образом, сочетание имен Александр – Аристотель давало возможность объединить вопросы управления страной, военного дела с вопросами философскими, с онтологическими, гносеологическими, этическими учениями». 17

Вместо заключения: Гомер – «праотец» постмодерна? 18

В этот краткий обзор не попала (и не могла попасть, как раз в виду его краткости) подавляющая часть произведений, даже из числа наиболее известных, чья «вдохновленность» Гомером – или, как минимум, Вергилием, «вдохновленным» Гомером, - не вызывает сомнений. Как тут не вспомнить, например, о Гете, который сам причислял себя к «гомеридам»… о гениальных «Гамлете» и «Леди Макбет» гениального Шекспира, сюжет которых навеян трагической историей Агамемнона… но постараюсь не увлекаться и сразу перейти к вопросу, вынесенному в заголовок. Вопрос, конечно, риторический. Гомер, как «праотец» всей западной литературы, является соответственно и «праотцом» любого жанра и любого произведения, созданного в ее рамках. Однако в данном случае имеется в виду конкретное произведение, которое, с одной стороны, почти через три тысячелетия после написания «Одиссеи» Гомера вновь отсылает читателя к ее структуре, поэтике и проблематике, хотя и творчески переработанных с совершенно новых и даже неожиданных позиций; и которое, с другой стороны, само положило начало новому направлению в литературе – модернизму и постмодернизму. 18

Речь, конечно, об «Улиссе» Джеймса Джойса. «Улисс» называют «главным романом ХХ века» - как гомеровские поэмы, «прямым потомком» которых через тысячи лет выступает «Улисс», остаются «главными» в истории литературы. 18

Список литературы 18

Источники 19

1.Античная драма: Пер. с древнегреч. и лат. — М„ 1970. 19

2.Ариосто Л. Неистовый Роланд. М.: Наука, 1993. 19

3.Аристотель. Поэтика / Пер. М. М.Позднева. — Книга сочинителя. — СПб.: Амфора, 2008.  19

4.Вергилий. Буколики. Георгики. Энеида. Сер.: Б-ка всемирной лит-ры. М.: Эксмо, 2007. 19

5.Гесиод. Полное собрание текстов / Пер.: В. Вересаев, О. П. Цыбенко. М.: Лабиринт, 2001. 19

6.Гомер. Илиада. М.: Художественная литература, 1985. 19

7.Гомер. Одиссея. М.: Художественная литература, 1986. 19

8.Плутарх. Александр и Цезарь // Плутарх. Плутарх. Избранные жизнеописания. В 2 томах. Т. 2. М.: Правда, 1987. 19

Дополнительная литература 19

1.Алексеев М.П., Жирмунский В.М., Мокульский С.С, Смирнов А.А. История западноевропейской литературы. Средние века и Возрождение. М.: Academia, 1999. 19

2.Андреев Л.М. Ариосто и его поэма // Ариосто Л. Неистовый Роланд. Песни I – XXV. М.: Наука, 1993. 19

3.Апт С. Античная драма // Античная драма: Пер. с древнегреч. и лат. — М„ 1970. 19

4.Бадак А.Н., Войнич И.Е., Волчек Н.М. и др. Всемирная история в 24 томах. Том 3. Век железа. Мн.: Харвест, 2003. 19

5.Бертельс Е.Э. Роман об Александре и его главные версии на Востоке. М.: Изд-во АН СССР, 1948. 19

6. Дилите Д. Античная литература. М.: Греко-латинский кабинет Ю.А. Шичалина, 2003. 20

7.Костюхин Е.А. Александр Македонский в литературной и фольклорной традиции. М.: Наука, 1972. 20

8.Лосев А.Ф. Гомер. 2-е изд. (Серия «Жизнь замечательных людей»). М.: Молодая гвардия, 2006. 20

9.Нудельман Р. Загадки Троянской войны. М.: ООО «Феникс», 2007. 20

10. Сумм Л. Lacrima rerum // Вергилий. Буколики. Георгики. Энеида. Сер.: Б-ка всемирной лит-ры. М.: Эксмо, 2007. 20

11. Тронский И.М. Гомериды // Краткая литературная энциклопедия. Т. 2. М.: Советская энциклопедия, 1964. 20

12. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Биографии: В 12 тт. Т. 4. - М.: Большая Российская энциклопедия. 20

13. Ярхо В.Н. Гесиод и его поэмы // Гесиод. Полное собрание текстов / Пер.: В. Вересаев, О. П. Цыбенко. М.: Лабиринт, 2001. 20

20

20

Список литературы …………………………………………………………….. 21




  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Поэмы Гомера «Илиада» iconНиколай Кун Легенды и мифы Древней Греции Всемирная мифология Кун...
Мифы о богах и их борьбе с гигантами и титанами изложены в основном по поэме Гесиода "Теогония" (Происхождение богов). Некоторые...

Поэмы Гомера «Илиада» iconСеминар по теме «Древнегреческий эпос. «Илиада» и «Одиссея» Гомера»
Одиссей у Калипсо, гнев Посейдона, женихи в доме Пенелопы, Телемах едет искать отца; реализация сюжетов «возвращение мужа» и «сын...

Поэмы Гомера «Илиада» icon1. Ответы на вопросы: История создания поэмы "Мертвые души". Что...
Ответы на вопросы: История создания поэмы "Мертвые души". Что мы узнали о Чичикове из первой главы поэмы?

Поэмы Гомера «Илиада» iconЗалось, что она давняя приятельница Анны Андр. Вы знаете, что одно...
Анны Андр. Вы знаете, что одно из посвящений «Поэмы без героя» Ахматовой — Ольге Аф и она наравне с автором является героиней поэмы....

Поэмы Гомера «Илиада» iconГомер Илиада. Одиссея
Трои и о жестокостях победителей. Когда рассказ доходит до страданий старой царицы Гекубы – у нее на глазах осатаневший от злобы...

Поэмы Гомера «Илиада» iconАстрология и Мифология четыре германа татьяна Йорданова (София, Болгария)...
Притча “постоянно соответствует”, потому что она урок по добродетели – семейной, гражданской, национальной, гуманной. Такие мифы...

Поэмы Гомера «Илиада» iconМахабхарата
Настоящая книга — первый выпуск в серии переводов из великой индийской эпической поэмы «Махабхарата», возникшей в середине I тысячелетия...

Поэмы Гомера «Илиада» iconКонтрольная работа состоит из двух этапов: 1-й. Выполняете задания...
Выполняете практические задания в перечне заданий. Гомера заданий, которые нужно выполнить располагаются под каждым

Поэмы Гомера «Илиада» iconПримерный список нотной рекомендуемой литературы
Свиридов Г., слова С. Есенина "Поет зима", "Ночь по Ивана Купала". Хоры из поэмы "Памяти С. Есенина"

Поэмы Гомера «Илиада» iconВсероссийская олимпиада школьников Школьный этап русский язык
...


Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
skachate.ru
Главная страница