Новые подходы в обучении на уроках русского языка и литературы




Скачать 245.9 Kb.
НазваниеНовые подходы в обучении на уроках русского языка и литературы
Дата публикации23.11.2013
Размер245.9 Kb.
ТипУрок
skachate.ru > Литература > Урок
Новые подходы в обучении на уроках русского языка и литературы

(из опыта работы Елеубековой Р. К. учителя русского языка и литературы СШ им.Н.Островского г.Державинск Жаркаинский район)



Новые подходы в обучении на уроках

русского языка и литературы.

Обучать — значит вдвойне учиться

Жозеф Жубер.

Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела. Пробивающие себе дорогу новые принципы личностно-ориентированного образования, индивидуального подхода, субъективности в обучении потребовали в первую очередь новых методов обучения. Школе потребовались такие методы обучения, которые:

- формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении;

- развивали бы в первую очередь обще-учебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, само оценочные;

- формировали бы не просто умения, а компетенции, т. е. умения, непосредственно сопряжённые с опытом их применения в практической деятельности

- были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся;

- реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью.

Поиски новых средств обучения учащихся привели меня к пониманию того, что мне нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы обучения.

Вопросы заставили меня в какой-то момент ответственнее взглянуть на дело, которому я отдаю годы. Мои любимые язык и литература... Это ведь далеко не всё, чему приходится сегодня учить детей. Мало того, в последние годы больше приходится учиться - так быстро всё меняется вокруг нас... И где в этом вихре я со своими намерениями, мои школьники с их жизненными целями, правила грамматики, мысли великих, русская речь и герои книг? Пришлось осознать, что всё перечисленное уже «разнесено» в пространстве и во времени, удалено друг от друга... Легче всего мне было признать, что недостаточно владеть разнообразными методиками преподавания, иметь наработанные приёмы, фирменный стиль общения с учениками... Мало быть грамотной и эрудированной. Это мы «прошли». Сейчас передо мной задача сложнее: стать современным учителем современного ученика, помочь детям выйти из школы в жизнь здоровыми, гуманными и компетентными, научить инструментарием моих учебных предметов познавать и изменять мир - и не просто, а к лучшему...

Новые подходы в преподавании и обучении позволяют так организовать учебный процесс, что ребёнку урок и в радость, и приносит пользу, не превращаясь просто в забаву или игру. И, может быть, именно о таком уроке говорил Цицерон, «зажгутся глаза слушающего о глаза говорящего». Ни для кого не секрет, что русский язык считается не только одним из самых трудных, но чуть ли не самым скучным и потому нелюбимым предметом школьного курса. Редко можно найти людей, интересующихся именно русским языком, а не литературой. Высокой целью многолетнего терпеливого труда учителя-словесника неизменно провозглашается воспитание любви к слову. Русский язык – один из самых сложных общеобразовательных предметов. Трудности восприятия лингвистических понятий и усвоения соответствующих умений и навыков учащимися связаны прежде всего с недостаточным уровнем сформированности интеллектуальной готовности к сложной учебной работе: низкой способности к концентрации внимания, умению анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, применять теоретические положения к конкретным практическим ситуациям, держать в памяти большой объем фактического материала и уметь ситуативно активизировать его конкретную часть. Именно в недостаточной интеллектуальной зрелости учащихся заключается причина трудностей становления филологического профиля. В своей работе я нередко сталкиваюсь с тем, что некоторые учащиеся не усваивают материал программы по русскому языку. Трудно определить причины отставания. Ясно только одно: ситуация такая складывается под влиянием внешних и внутренних факторов. Внешние факторы связаны с особенностями среды и условиями организации деятельности ребенка, а внутренние обусловлены психологическим складом ребенка. Мне пришлось немало поработать над тем, чтобы заинтересовать учащихся, предлагая им новую систему отношений учебного сотрудничества, уважения к окружающим, взаимопонимания. Важно было найти способ, который помог бы мне научить ребят мыслить, докапываться до самой сути, делать нужные выводы и обобщения. Передо мной стояла задача способствовать формированию самооценки личности через развитие стремления к самопознанию. Систематическое формирование потребности каждого ученика получить глубокие и прочные знания постепенно развивает определенные мыслительные операции, в частности, логическое и аналитическое мышление, тем самым повышая результативность обучения, сохраняя при этом у учеников интерес к предмету. И в этом мне помог курс третьего базового обучения по новым подходам.

Что же такое «новые подходы в преподавании и обучении» и в чём его особенности? Актуальность данной программы заключается в том, чтобы ученики научились тому, как учиться, и в результате могли стать независимыми, самомотивированными, увлеченными, уверенными, ответственными учениками с развитым критическим мышлением, умеющими свободно общаться на русском, казахском и английском языках и проявляющими компетентность в цифровых технологиях. Пажарес (1992) утверждал, что при выборе стиля преподавания, убеждения учителя имеют большее влияние, чем его знания, поскольку убеждения в процессе обучения влияют на все, что он делает в классе. Существенным фактором компетентного преподавания является исследование и оценка учителем самостоятельного постижения смысла учеником. Этот подход предполагает участие в процессе обучения и самого ученика. То есть ученик становится ответственным за свое обучение. Содержание программы основано на 7 модулях: новые подходы в преподавании и обучении, обучение критическому мышлению, оценивание обучения и оценивание для обучения, использование ИКТ, обучение талантливых и одаренных детей, преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников, управление и лидерство в обучении.

Для результативности обучения мне необходимо было обучить главным мыслительным операциям: анализу, обобщению, сравнению, конкретизации, систематизации. Критическое мышление - это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю. Особенности концептуальных подходов этой технологии заключаются в следующем:

- не объем знаний или количество информации является целью образования, а то, как ученик умеет управлять этой информацией: искать, наилучшим способом присваивать, находить в ней смысл, применять в жизни;

- не присвоение «готового» знания, а конструирование своего, которое рождается в процессе обучения;

- коммуникативно-деятельностный принцип обучения, предусматривающий диалоговый режим занятий, совместный поиск решения проблем, а также «партнерские» отношения между педагогом и обучаемыми;

- объективная оценка положительных и отрицательных сторон в познаваемом объекте.

Организация уроков русского языка и литературы в системе интеллектуального развития основана на следующих принципах:

1. Принцип разностороннего развивающего воздействия на интеллект ребенка. Учитель подбирает и составляет упражнения, задания, в процессе выполнения которых у учащихся формируются лингвистические знания, умения и навыки, вырабатывается и совершенствуется ряд интеллектуальных качеств: мышление, внимание, память, речь.

2. Принцип действенного подхода к обучению заключается в поиске детьми собственных, неординарных путей решения проблем, в максимальной степени активизируется мыслительная деятельность.

3. Принцип обоснованного ответа. Формируются задания таким образом, что школьники оказываются поставленными перед необходимостью обосновывать свою точку зрения, свой вариант решения проблемы.

4. Принцип сотрудничества, делового партнерства учителя и учащихся. Реализовать эти принципы на уроках русского языка лучше всего при изучении нового материала. Особенностью современного урока является то, что теоретические знания приобретаются активным путем, т.е. применяется поисковый путь познания или частично-поисковый метод.

Как сделать урок русского языка интересным, увлекательным? Как привить ученикам разумное отношение к предмету? Как выполнить социальный заказ, где доминирующей идеей компонента государственного образовательного стандарта по русскому языку является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся на всех ступенях обучения? Результатом школьного образования должно быть опережающее развитие: учащиеся должны понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения, формировать интересы и осознавать возможности. Продиктовано это тем, что обществу требуются специалисты, умеющие сравнивать, логически мыслить, отстаивать собственное мнение, правильно выражать свои мысли. В этом мне помогли подходы критического мышления, диалоговое обучение, ИКТ, позитивный настрой, тренинги, самооценивание учащихся и рефлексия. Подходы критического мышления используются в работе с учебными текстами (приемы «кластер», «инсерт», «таблицы», «синквейна» и др.).

Увеличение умственной нагрузки на уроках заставляет задуматься над тем, как поддержать интерес учащихся к изучаемому предмету, их активность на протяжении всего урока. А ведь ещё известный педагог К.Д. Ушинский говорил: «Ученье, лишённое всякого интереса убивает в ученике охоту к учению, без которой он далеко не уйдёт». Чтобы сохранить интерес к предмету и сделать учебно-воспитательный процесс качественным, на уроках русского языка и литературы активно использую информационные технологии. Сегодня внедрение компьютерных технологий в учебный процесс является неотъемлемой частью школьного обучения. Общепризнанно, что использование компьютерных технологий в образовании неизбежно, поскольку существенно повышается эффективность обучения и качество формирующихся знаний и умений. Применение компьютерных программных средств на уроках русского языка и литературы позволило мне не только разнообразить традиционные формы обучения, но и решить самые разные задачи: повысить наглядность обучения, обеспечить его дифференциацию, облегчить контроль знаний, повысить интерес к предмету, развивать познавательную активность обучающихся. В результате использования на уроках ИКТ повысилась учебная мотивация (по результатам анкетирования, проводимого психологом школы, 100% учеников отметили, что им хочется, чтобы подобные уроки проводились чаще), формируется эмоционально положительное отношение к предмету, внимание учеников остается устойчивым на протяжении всего урока, осуществляются межпредметные связи. На уроках литературы для лучшего освоения художественных произведений смотром фрагменты фильмов, что способствует не только нравственному, но и эстетическому воспитанию.

К. Д. Ушинский писал: «…дитя требует деятельности беспрестанно и утомляется не деятельностью, а её единообразием и односторонностью. Неосознанно ребенок тянется к той деятельности, которая сулит ему возможности развития». То есть ребенок тянется к той деятельности, в которой он порождает, а затем реализует собственную цель, таким образом, он становится субъектом этой деятельности. Субъекта деятельности можно сформировать только соответствующим методом педагогической деятельности. Таким методом является коллективный диалог.

Под коллективным диалогом мы будем понимать такой метод педагогической деятельности, при котором:

-педагогической целью является реализация ценностных связей между педагогом и ребенком;

- содержанием совместной деятельности являются постановка и решение общих задач, создание проблемных ситуаций;

- типом педагогической деятельности является лидерство: педагог-лидер, дети-соисполнители;

- стиль общения учителя с детьми характеризуется как доверительно-диалогический: доброжелательность, открытость, естественность, отзывчивость педагога в общении с детьми;

- педагогической формой является урок-наблюдение

Первое условие организации учебного диалога – это снятие факторов, охлаждающих и тормозящих общение педагогов с детьми. Учитель-диалогист хочет и умеет общаться с ребенком, он восприимчив к чужому мнению, т.е. стремиться не оценить, а услышать, понять и принять мнение ребенка. Побуждающий диалог – это «экскаватор» , который выкапывает проблему, вопрос, трудность, т.е. помогает сформулировать учебную задачу. А. Эйнштейн писал: «Формирование проблемы часто более существенно, чем её разрешение». В формировании проблемы (учебной задачи) помогают такие приемы, как стимулирующие, проблемные, открытые вопросы, рефлексивные задачи, провокации.

Если постановка учебной задачи проходит в форме побуждающего диалога, то её совместное решение – в форме подводящего диалога, который можно сравнить с локомотивом, движущимся к новому знанию, способу действия. Фронтальной дискуссии может предшествовать выдвижение и обсуждение гипотез в группах. Дети объединяются в группы, выслушивают друг друга, спорят, приходят к какому-то единому мнению. Затем каждая группа высказывает собственное мнение или присоединяется к мнению других. Желательно, чтобы каждая группа зафиксировала свою точку зрения на флипчарте и затем с комментариями представила её классу. В дальнейшем идет обсуждение выдвинутых группами версий. Данный подход имеет следующие преимущества: выше вовлеченность детей в совместную деятельность (во фронтальной работе часть детей все равно «выпадает»); выдвигаемые версии более «наглядны», продуманы и отточены, что позволяет более организованно провести этап обсуждения версий. Диалоговые ситуации – это ситуации, в которых учитель не преподает, а организует учебно-познавательную деятельность, а ребенок действует сам.

Таким образом, диалог, обеспечивает наиболее благоприятные условия для развития ребенка как субъекта.

Педагог включается в новую для него деятельность и овладевает ею точно так же, как ученик. Возникает необходимость «взращивания» рефлексивных способностей педагога, так как все компоненты учебной деятельности пронизаны рефлексией. Общение и диалог становятся основой всех уроков, способом жизни детей и взрослых. На мой взгляд, необходимо организовать рефлексивную деятельность, так как она позволяет ученику осознать свою «Я» – свою самобытность, индивидуальность и является важнейшим условием становления субъектности у школьников. Она может протекать только в обстановке , если, каждый ребенок имеет возможность говорить и знает, что его настроение, мнение, планы интересны взрослым и сверстникам. Таким образом, учителю нужно выстроить учебный процесс, в рамках которого ребенок чувствовал бы себя свободным.

Практика убеждает в том, что способы рефлексии могут быть однотипны. Дети, решая учебную задачу на уроках, отделяют «знаю» от «не знаю», Такие же задачи решает и педагог, определяя границы своих возможностей, действуя по формуле «я знаю, что я это умею или не умею».

Таким образом, я думаю, чтобы получить новое качество образования, педагогу необходимо проанализировать свой опыт работы с детьми: что делается хорошо, а что хотелось бы изменить. Это и есть оценка своих деяний как человека, как педагога. Без этого процесса – рефлексии – невозможно движение вперед как в жизни, так и в профессиональной деятельности. В современном мире, чтобы быть профессионально компетентным, педагог должен, с одной стороны, постоянно учиться, заниматься самообразованием, а с другой стороны, самореализовываться в педагогической деятельности. Основная функция учителя сегодня – направляющая. Обучающийся и преподаватель выступают при таком подходе в качестве равноправных партнеров образовательного процесса, происходит изменение стиля взаимоотношений между преподавателем и учащимся, переход от авторитарного к демократическому. Но, наверное, недостаточно просто провозгласить этот лозунг по изменению стиля. Важно понять, что стоит за этими словами: что должно измениться в подходах к постановке целей занятий, в подборе материала для занятий и приемов введения информации, в выстраивании взаимоотношений между преподавателем и учеником? Если учитель хочет воспитать творческую, самостоятельно думающую, сомневающуюся и умеющую принимать решения личность, то он должен поощрять это в своих учениках, давать возможность ошибаться, стимулировать самостоятельную работу учащихся, побуждать их к принятию решений, и ответственности за свои решения.


Приложение 1

^ Тема: «Тарас Бульба» Н.Гоголя как героическая повесть.

Цели: 1. Дать понятие о народном герое и героической повести,

2. развивать у учащихся умение анализировать литературное произведение и литературный образ,

3. воспитание патриотических чувств,формирование понятий «воля», «воинская доблесть».

^ Тип урока: усвоение новых знаний.

Оборудование: текст повести, репродукции, карточки, листы оценивания, интерактивная доска.

Ход урока.

Мотивирующий этап. ( видеоролик «Ценности» )

^ Беседа по опросу д/з

(прочитать свои мини-сочинения «Портрет друга»)

Структурированный обзор ( или изучение новой темы)

Посмотрите, ребята, на этот портрет. Перед нами Н.В.Гоголь-один из самых загадочных писателей в русской литературе. Вы видите его таинственный взгляд. Идут века,а его произведения не стареют. Каждое поколение читателей находит для себя что-то новое. А сейчас предоставим слово Регине,она подготовила нам презентацию по биографии.

Закрепление.

Мы,ребята, наш урок посвятим данной повести.

- беседа

-кем был Тарас Бульба?

-как он выглядел?

-кого еще мы видим в повести?

-одним из средств создания характеристики литературного героя является его высказывание. Какова и о чем его знаменитая речь?

Давайте прослушаем его речь ( можно аудиозапись)

-почему Тарас ,несмотря на успехи сыновей в воинском искусстве не был доволен? В чем он был убежден?

-работа в группах

3 группы ( дать ответы на флипчарте на вопросы и защитить

свою работу)

каждой группе даются вопросы,когда 1 группа

выступает другие оценивают по критериям,критерии

на столах.

-работа с текстом (наблюдение) ( индивидуальная работа)
(самооценивание)

^ Физминутка «Хомка»

-Работа в группе

3 группы работают по созданию флипчарта с образом

Тараса (характерные черты, портрет) + защита.

^ Итог урока

Заключительное слово учителя.

Автор рассказывает о Тарасе с большим сочувствием. Он ценит в нем любовь и преданность родине, ненависть к врагам, мужество и героизм, с которым он переносит страшные муки и смерть. Литературоведы пишут: «Тарас Бульба » -героическая повесть. Героическая повесть предполагает изображение подвигов во имя великой цели-защиты родины, спасения людей, утверждения правды, то есть какой-то общей идеи справедливости. Слово «героический» соотносят с действиями, выдающимися по своему общественному значению, отвечающими интересам многих людей и требующими от человека личного мужества, стойкости, готовности к самопожертвованию. Повесть вполне можно назвать героической, так как в ней идет речь о мужественной борьбе украинцев против засилья польской шляхты и католической веры. Воплощение героического народного духа мы находим в трагической гибели Тараса Бульбы. Подвиг его – подвиг во имя того, чтобы вечно процветала русская земля, чтобы свято соблюдался «основной закон товарищества». Герои не погибают- они обретают бессмертие, ибо убеждены, что « не погибнет ни одно великодушное дело». Умирая, казаки понимают, что борьба не закончена, что смерть их не напрасна, а нужна для будущей победы. В этой вере в бессмертие народа- подлинный оптимизм повести, ее героический пафос, народное, жизнеутверждающее начало.

Рефлексия.

-что было нового,интересного?

-какой вид работы понравился,что удалось?

- какой вывод для себя вы сделали?

^ VII. Дом.задание. Тв.зад.3 стр. 78


Тема: Тарас Бульба и его сыновья.

Цели:

1. Через образы главных героев- Тараса,Остапа и Андрия охарактеризовать время, в котором они жили;

2. сопоставить характеристики героев и понять,что дает это нам для раскрытия основной идеи произведения;

3. воспитывать чувство патриотизма, гордости за свою страну, учиться толерантности.

Оборудование: текст повести,репродукции к повести, ИКТ, критерии для оценивания.

^ Ход урока.

І. Эмоц.настрой: звучит отрывок из песни «Родительский дом»

ІІ. Беседа.

-как проявляется родительская любовь по отношению к вам?

- как они встречают вас после долгой разлуки?

- как вы думаете, что они вам желают?

- конечно, они любят вас, желают только благополучия. Подобно Тарасу Бульбе, который по случаю приезда своих сыновей из бурсы созывает гостей и говорит сыновьям такие слова:

^ На доске эпиграф: « Боже благослови! Будьте здоровы, сынки: и

ты, Остап, и ты, Андрий!»

- Тарас Бульба просит божьего благословения для обоих сыновей одинаково, никого из них не выделяя. Но как вы знаете, по воле отца они поедут в Сечь, где каждый найдет свою смерть. В Сечи они оказались по воле отца, значит в их смерти виновен сам Тарас. Любил ли он сыновей? Что было мерилом его любви? Может, для Тараса было что-то более важное, чем любовь к своим детям?

ІІІ. Работа с текстом в паре.

(Каждой паре дается вопрос, они обдумывают и отвечают. Затем друг друга оценивают, критерии на доске.)

ІV.тренинг «Буратино» или вежливые слова.

V. Работа в группе.

( 3 группы работают над образами Тараса, Остапа и Андрия. Создают флипчарт, защита и взаимооценивание)
^ VІ. Индивидуальная работа

(Каждый в тетради заполняет таблицу, таблица на доске.)

Образы сыновей

Остап

Андрий

Портрет







Отношение к родителям







Отношение к учебе







Поведение







Сцена гибели









^ VІІ. Интерактивная игра в группе.

(3 группы. Каждая составляет синквейн по образам Тараса, Остапа и Андрия. Затем взаимооценивание по данным критериям.)

^ VІІІ. Заключительное слово учителя.

Жизнь человека XV века во многом определяла война. Воспитанные суровой средой,люди не представляли себе иной жизни,кроме военных походов и набегов. Так живут Тарас Бульба и его сын Остап. Младший же сын –Андрий –отказался от тех моральных ценностей,которые внушал ему отец, он выбирает другой путь и это говорит о том,что в историческом сознании постепенно происходит слом. Время воин уходило в прошлое, и их место занимали дипломатия и переговоры. Однако мужество, честь, отвага людей сохранились в памяти народной.

- Так что было выше родительской любви?

Конечно, долг перед Родиной, честь,доблесть, преданность отчизне.

В образе Тараса Бульбы отражен национальный, общечеловеческий характер героического человека, для которого любовь к родине выше родительской любви.

ІХ. Рефлексия. ( на стикерах)

-какие общечеловеческие вопросы поднимаются в пр-ии

-к каким выводам они приводят читателей

- какие качества героев мы можем принять для себя?

^ Х. Д/З подготовиться к письм. работе «Два сына- две судьбы.»

Тема: Образование страдательных причастий настоящего времени.

Цели: 1. Повторение и систематизация изученного о причастии;

2. Знакомство с образованием и правописанием страдательных

причастий настоящего времени , формирование навыка

правописания данной морфемы;

3. Работа над развитием устной и письменной речи.

Оборудование: карточки, таблица, оценочный лист.

Тип урока: усвоение знаний.

Ход урока.

^ I . Орг.момент. Поэтическая минута. (стих на доске)

II. Проверка д/з

  1. Из дом.упр (проверить)

  2. Тест- самопроверка (на доске критерии)

III. Объяснение нового материала

  1. –Ребята , мы с вами умеем образовывать действительные причастия настоящего и прошедшего времени.

Посмотрите на запись (стих) на доске.

Какие слова вам неясно написание? (срываемый, гонимый) какое

правило нужно употребить,как вы думаете?

-Темы нашего урока….

-Какова цель нашего урока?

2. Заполнение таблицы ЗУХ

Знаю

Умею

Хочу знать




  1. Обратимся для этого в учебник стр. 42, параграф 12

- Итак, я к какому выводу вы пришли?

- От чего зависит выбор гласной е-и в ^ стр.причастий (от спряжения)

4. Рассмотрим алгоритм рассуждения ( на доске)

IV. Закрепление.

  1. Работа с учебником( трениров.упр)

Упр. 80 (образовать от глагола причаст. выдел.суф.прич.)

Упр. 83( записать образ.суф.прич)

-Физминутка
2. Распределительный диктант (работа в паре)

Из упр.81 ам – ем. (взаимопроверка)

3.Работа с текстом – групповая работа. (посмотр.на портрет Л.Толстого и в тексте найти страд.причастия настр.вр.,выдел.суф) ( самопроверка)

^ V. Д/з упр. 82, стр. 43 ( выполнить по образцу)

VI. Итоги урока. Тест. (взаимопроверка, ключ на доске)

Тема: Образование страдательных причастий прошедшего времени.

Цели: 1. Дать понятие об образовании страд.причастий пр.вр.;

2. способы образования страд.прич.прош.вр.;

3.Воспитание интереса к слову, литературе.

Оборудование: ИКТ, лист оценивания, флипчарты, тесты, карточки.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Ход урока.

  1. Орг.момент.

Видеоролик «Позитивная мышление»

  1. Проверка д/з.

  1. Тест

  2. Самопроверка д/з (на доске) (ответы)

  1. Объяснение нового материала Беседа – скажите , пожалуйста, о какой части речи мы говорили на прошлом уроке? (о причастии)

- А какие еще части речи вы узнаете?

-Я не случайно об этом вас спросила . Посм.на доску.

Устно объяснить правила написания.

А теперь проверьте себя

А почему 2 слова обозначены красным цветом?

(причастие)

- Назовите разряд причастия

( страдат.причастие)

Итак, какова тема и цель урока.

Как же все-таки сформулируем правило к данным словам? (Обратитимся к учебнику) стр. 44, параграф 13

Работа в паре ( составить кластер по параграфу) защита 1 по желанию

  1. Закрепление.




  1. Тренировочное упр. 86

Засеять – засеянный

  1. Работа в группе с текстом.

(прочитать текст, найти страд. причастия пр. вр.)

(взаимопроверка по слайду на доске)

  1. Физминутка.

(на доске слайд)

  1. Синтаксическая минутка

2 ученика (одар дети) на доске выполняют разбор предлож. – все пишут под диктовку)

  1. Выборочный самодиктант.

(на доске строки М.Лермонтова) выписать слова с данной орф-ой . Самопроверка.

  1. Рефлексия на листочках .

  2. д/з стр. 45,упр 88

Тема: Краткие страдательные причастия.

Цели:

1. Дать понятие о кратких причастиях , их синт.роли , повторить краткие прилагательные;

2.Развивать навыки правописания кратких страдат.причастий;

3.Привитие интереса к познанию рус.языка.

Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока.

  1. Орг. момент Видеоролик «Мудрые слова»

  2. Опрос Д/з

  3. Тест ( взаимопроверка)

  4. Изучение нового материала

Беседа- Посмотрите на предложение ( на доске) .

Сегодня утром увидел, что над ветлой мелкие ветви разбросаны только с одной стороны. ( Ф.Нестеров)

- 1. Дайте хар-ку предложению.

-2. Назовите главное и придаточ.предл

-3. Какие это части речи?

-От какого слова обр-но причастие?

-4. Перестройте полные прилаг. в краткие :

красные, опасный, великолепный, ясный.

-Точно также и причастия имеют полную и краткую форму.

Обратимся к учебнику параграф 15 , стр. 17 .

^ Работа в паре. Составление кластера..

А теперь обратимся к алгоритму рассуждения на доске.

  1. Закрепление.

Запись на доске.

На письменном столе лежали фразы , вырезанные аккуратно из разных газет. Статья была аккуратно вырезана.

-Найдите причастие.

-Каким чл.предл.являются полное и краткое?

Работа с учебником. Упр. 93, стр. 48.

В это время 2 уч-ка работают у доски с карточками.

^ Физминутка «Переправа»

Тренировочные упр. 95 (стихи Тютчева) Упр.96 ( устно рассм.табл)

Словарная работа (самопроверка)

Интеллигентный человек- интеллигентен

Неиссякаемая энергия-неиссякаем

Уникальный голос- уникален

Самодиктант по вариантам (обр-ть краткое прич.-м.ж.ср.р.-мн.ч.)


I

II

III

Внедрить

создать

Просветить

начать

Взять

испечь


Н-р. Внести –внесенный, внесен, внесена, внесено, ( взаимопроверка)

  1. Итоги. Рефлексия. (на стикерах)

Я узнала о…

Я узнаю о…

Мне понравилось…

Мне не понравилось…

  1. Д/з параграф 15, упр. 97.

Тема: Образ мальчика в повести «Белый пароход»

Цель: 1. Вместе с уч-ся осмыслить пр-е;

2.Обучить характеристики героя через взаимоотн. и отн. к миру;

развивать эмоционально-образное мышление;

3.Формировать интерес к нравственным вопросам.

Ход урока

I.Эмоц.настрой. Видеоролик.

^ II. Опрос д/з

Беседа- «Вопрос-ответ»

-Чье творчество мы изучаем?

- Какое пр-е мы изучаем?

- О чем это произ-е?

- Кто главный герой?

-Обращение к высказыванию писателя ( на доске)

- Что вы считаете главным в жизни?

(быть добрым, любить людей и Родину, жить честно, беречь природу и т.д).

^ III. Изучение темы.

-А теперь давайте обратимся к героям повести «Белый пароход»

Что же для них было главным?

  1. Работа в группе.

(каждая группа работает по хар-ке образов : Момуня,Оразкула, мальчика, выбирая ресурсы подходящие для этого образа)

  1. Презентация флипчартов.

  2. Вывод учителя.

Мальчик в 7 лет познал что такое добро и зло, осознал, что явл-ся главным в челов.жизни, он остался верен своей жизни. В начале урока вы отвечали на вопрос что главное в жизни. Могли бы вы дополнить еще свой ответ. ( Да. Это совесть)

Да,ребята,совесть- это чувство ответственности перед людьми за свои поступки . У каждого человека есть внутр.голос. Это наз-ся совестью. Совесть объединяет в человеке добро, сердечность, веру и надежду. Кто следует голосу совести, тот не будет сожалеть о своих проступках.

  • Взаимооценивание.

  • Сейчас , ребята, оцените работы каждой группы. От группы 1 стикер,

на ктр *** +1

- Теперь оцените себя, внутри каждой группы, напротив имени ставите баллы:

3б.

2б.

1б.

^ IV. Итоги урока. Оценки.

V. Д/З ТВ.зад2 стр. 224

VI. Рефлексия.

На этой ноте, под звуки водопадов, ребята,напишите рефлексию урока. Давайте , ребята, встанем все в круг радости, возьмемся за руки, и пожелаем друг другу пожелания.Спасибо.

^ Тема: Ч. Айтматов. Реальное и мифологическое в повести « Белый пароход»

Цель:

1. Познакомить с творчеством Ч.Айтматова;

2. Анализ пр-я, выявить соотношение реального и мифологического мира в повести, раскрыть символику названия повести;

3. Воспитание бережного отношения к природе.

Ход урока

  1. Мотивация.

  2. Видеоролик « Вечные ценности»

  3. Слово учителя


-Сегодня, ребята, мы переходим к изучению творчества киргизского писателя Ч.Айтматова , а именно, повесть «Белый пароход» . Толчком к написанию этой повести стала поездка писателя на Иссык-Куль, в Сан-Ташские леса, где он встретил одного водителя, ктр рассказал, что зашли сюда два марала одного убили, а другой ушел и теперь уже не вернется. И показал дом лесника. Основа повести – легенда о племени бугу, о котором писал еще Ч. Уалиханов.
- Чтение легенды стр. 223

Давайте обратимся к творчеству писателя.

- Презентация ( делаем записи в тетрадях)


  1. Закрепление.

1. Посмотрим легенду по повести в фильме «Белый пароход.»

2.Краткое изложение повести.

3.Работа в группах

- по тексту, ответить на вопросы

4. Ответьте на мой вопрос

А) где раскрывается в повести реальное и миф-е?

Б) в чем заключается символика названия?

В) кто в повести олицетворяет добро и зло?

IV. Рефлексия.

Неоконченное предложение

V.Оценки и д/з стр. 224 вопросы.

VI. Итоги.

Основа повести- легенда . Она объясняет зарождение племени бугу, в ней воплощены проблемы добра и зла. Через образ мальчика мы видим нравственную оценку всех героев. В этом особенность этого произведения .Главная задача-это способность сопереживать ,откликаться на чужую боль, не быть равнодушным.

Похожие:

Новые подходы в обучении на уроках русского языка и литературы iconСловарная (лексическая) работа на уроках русского языка в средней школе как
Автор: учитель русского языка и литературы гбоу сош №420 Колпинского района г. Санкт
Новые подходы в обучении на уроках русского языка и литературы iconНа уроках русского языка и литературы с использованием новых технологий обучения
Активизация познавательной деятельности на уроках русского языка и литературы с использованием новых технологий обучения
Новые подходы в обучении на уроках русского языка и литературы iconПрименение новых информационных технологий на уроках русского языка
На уроках русского языка компьютер обладает достаточно широкими возможностями для создания благоприятных условий работы по осмыслению...
Новые подходы в обучении на уроках русского языка и литературы iconНа уроках русского языка в начальных классах
Этимологический анализ как методический прием при обучении орфографии на этапе изучения словарных слов
Новые подходы в обучении на уроках русского языка и литературы iconИнновационного педагогического опыта
Моу сош №1 им. М. М. Пришвина, учитель русского языка и литературы, руководитель гмо учителей русского языка и литературы
Новые подходы в обучении на уроках русского языка и литературы iconПроектная деятельность на уроках русского языка и литературы как...
Формирование компетентностей у обучающихся – важная задача, стоящая перед современной школой. Эту задачу я решаю, применяя метод...
Новые подходы в обучении на уроках русского языка и литературы iconВыступление на гмо учителей русского языка и литературы
Учителя русского языка и литературы нашей школы с 2006-2007 учебного года работают по программам и учебникам авторов -составителей...
Новые подходы в обучении на уроках русского языка и литературы iconН. С. Упировец Мельнично Поселковая сош
Икт на уроках русского языка и литературы как средство развития познавательной активности обучающихся
Новые подходы в обучении на уроках русского языка и литературы iconМетодика преподавания русского языка (дпп. 02) 1
Образовательно-воспитательную значимость знаний и практических умений, которыми овладевают младшие школьники на уроках русского языка,...
Новые подходы в обучении на уроках русского языка и литературы icon«Новые подходы в обучении и повышении квалификации специалистов Госкорпорации...
«Новые подходы в обучении и повышении квалификации специалистов Госкорпорации «Росатом»

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
skachate.ru
Главная страница