Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы как условие развития творческой активности обучающихся




Скачать 98.19 Kb.
НазваниеПроектная деятельность на уроках русского языка и литературы как условие развития творческой активности обучающихся
Дата публикации13.03.2013
Размер98.19 Kb.
ТипУрок
skachate.ru > Литература > Урок
Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы как условие развития творческой активности обучающихся

Мы обязаны выполнять стандарты,

но учить стандартно нельзя.
Формирование компетентностей у обучающихся – важная задача, стоящая перед современной школой. Эту задачу я решаю, применяя метод проектов на своих уроках.

Общеизвестно, что по своей природе ребёнок отличается любознательностью, неутомимо открывая с помощью взрослых мир. Ничто так не убивает познавательный интерес, как пассивное слушание учебного материала без личной заинтересованности в его изучении. Тем более слабый ученик никогда не запомнит тот материал, который он не осознал. По результатам своей работы я пришла к выводу, что проектная деятельность не только доступна всем учащимся, но и крайне важна для развития личности ребёнка.

Проектная деятельность – педагогическая технология, ориентированная на применение знаний и приобретение новых путем самообразования. Этот метод дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает их сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе.

“Я знаю, для чего мне надо то, что я познаю. Я знаю, где и как эти знания применить”. Эти слова могут служить девизом для участников проектной деятельности.

Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности.

Данный метод позволяет каждому ученику иметь возможность выступать в различных коммуникативных ролях, что способствует развитию коммуникативной компетентности.
Каждый учащийся ставит для себя цель, планирует свою деятельность и отслеживает результат, участвует в создании исследовательских проектов, приобретая навыки проектной компетентности.
Находя нужную информацию, обрабатывая и используя ее для решения поставленных  задач, он развивает информационную компетентность.
Ученик работает в группе, взаимодействуя с другими учениками, анализируя и корректируя свою деятельность, принимает различные социальные роли. Это способствует развитию социальной и рефлексивной компетентностей

В своей работе я использую следующие типы проектов:   исследовательские, поисковые, творческие, игровые, ролевые, социальные. По количеству обучающихся, участников проекта: личностные, парные групповые. По времени работы над проектом: краткосрочные, средней продолжительности,  долгосрочные.


Типы проектов

Исследовательские

Поисковые

Творческие

Игровые, ролевые

Краткосрочные

5 класс «Басни Крылова в сопоставлении с притчами Леонардо да Винчи»

6 класс: «Куда ведет тропа?» по произведению М.М.Пришвина «Кладовая солнца» 

«Исследование образа русалки в русской литературе 19 века»

6 класс «Необычное значение обычного слова» (этимология слов) 

5 класс: «Создание книжек – малышек»



5 класс: «В гостях у сказки» (урок инсценирования сказок)
7 класс: урок – суд по рассказу А.П.Чехова «Злоумышленник»


Среднесрочные

9-10 класс: «Изображение «маленького человека» в русской литературе 19 века»,

Образ русской женщины в литературе 19 века»

10 класс

«Феврония Муромская и Соня Мармеладова»

(Сопоставительный анализ женских образов на христианской основе)

6 класс: «Ты скажись, добрый молодец, чей ты родом-племенем?»

(составление родословной своей семьи)

 8 класс: «История земли Иркутской»

11 класс: «Я иду устраиваться на работу» (создание пакета документов, необходимых при приеме на работу)

Долгосрочные

8 класс «Засоряют ли SMS-сообщеня русский язык?»

 

5-11классы «Настали Святки… То-то радость!»

5-11 классы: «Живой голос эпохи» (к 75-летию В.Распутина)



Работу над проектом начинаю с составления «Правил успешной проектной деятельности» и «Плана действий учащихся в проекте»

Правила успешной проектной деятельности

  • В команде нет лидеров. Все члены команды равны.

  • Команды не соревнуются.

  • Все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с другом и от того, что они вместе выполняют проектное задание.

  • Каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности в себе.

  • Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело. Не должно быть так называемых “спящих” партнеров.

  • Ответственность за конечный результат несут все члены команды, выполняющие проектное задание.

План действий учащихся в проекте

  • Выбор темы проекта (исследования).

  • Ставим цель. (Для чего я это делаю? Какого результата я хочу достичь? Записать ответы).

  • Если это исследование, то затем нужно выдвинуть предположение – гипотезу. (Сделай свое предположение о том, какой будет результат и почему? Записать ответы).

  • Выбираем метод. (Что нужно сделать, чтобы получить результат? (Записать план своих действий, время выполнения каждого шага).

  • Собираем данные (ставим эксперименты, собираем необходимую информацию, материал, оформляем его, сверяем свои действия по времени, которое определили для каждого шага).

  • Получаем результаты. (Если что-то не удалось – это тоже результат).

  • Анализируем результаты. (Сравниваем полученные с данной гипотезой).

  • Делаем выводы. (Планируем дальнейшую деятельность). Даем оценку действиям в группе.

  • Защищаем результат в коллективе. Получаем общую оценку результатов.

Эти памятки помогают учащимся успешно двигаться к достижению цели – созданию проекта.

На следующем этапе работы очень важно не только сформулировать тему и конечную цель проекта, необходимо подготовить реаллизацию проекта, а именно:

– разумно определить временные рамки;

– продумать, какие материалы и источники могут использовать учащиеся;

– выбрать оптимальную форму оформления результатов;

– составить и обсудить примерный план работы над проектом.

Предлагаю ученикам алгоритм подготовки к запуску учебного проекта можно представить в виде схемы:


Проблема проекта

"Почему?"

Актуальность проблемы - мотивация

Цель проекта

"Зачем?" (мы делаем проект)

Целеполагание

Задачи проекта

"Что?" (для этого мы делаем)

Постановка задач

Методы и способы

"Как?" (мы это можем делать)

Выбор способ и методов, планирование

Результат

"Что получится?" (как решение проблемы)

Ожидаемый результат


Совместно составляем «Визитную карточку» проекта:
Тема:  "Ты скажись, добрый молодец, чей ты родом племенем»?" (6 класс)

Тип проекта: творческий

Проблема

Мы плохо знаем свою родословную, историю своей семьи, своих предков

Почему?

Не интересуемся

Не сохранилось достаточно сведений

Отсутствие семейных традиций

Родители тоже плохо знают историю своей семьи

Что делать?

Изучить историю семьи

Как?

Изучить материалы по составлению родословной

Узнать у родителей, бабушек, дедушек, родственников сведения о семье

Изучить документы, фотографии


Что получить? (результат)

Познавательный (знания об истории семьи, предках)

Воспитательный (патриотическое, нравственно-духовное воспитание)

Развивающий (коммуникативная, информационная компетентность)

Составление родословной своей семьи


Тема: "Особенность лирики А.А.Фета" (10 класс)

Тип проекта: исследовательский

Проблема

Лирика Фета недостаточно глубоко понимается учащимися, они не всегда понимают непредсказуемость, значимость, выразительность поэтического слова, то, что слова не важны, важны чувства и мысли, которые скрываются под ними

Почему?

Недостаточно знаний о жизни и творчестве поэта

Поэзия Фета недостаточно изучается в средних классах

Что делать?

Изучить жизнь и творчество поэта в доступной, привлекательной для учащихся форме

Как?

С использованием дифференцированных групповых и индивидуальных заданий

Работа с дополнительной литературой (Через знакомство со статьями В. Брюсова, К. Бальмонта, Ю. Айхенвальда сформировать личностное отношение к высказываниям критиков об особенностях поэзии Фета)

Что получить? (результат)

Познавательный (знания о жизни и творчестве Тютчева)

Воспитательный (эстетическое, патриотическое воспитание)

Развивающий (коммуникативная, информационная компетентность, общеучебные, специальные навыки, исследовательские умения)

Сборник ученических эссэ “О, если б без слова сказаться душой было можно…”. (Особенности лирики А. Фета, мироощущения поэта.)


Вот некоторые примеры практических проектных работ учащихся, выполненные на уроках или дома.
1. Мини-проект – сочинение “Мое открытие” учащихся 5 класса.

В ходе изучения сказки А. Платонова “Неизвестный цветок” учащимся было предложено написать сочинение о каком-нибудь маленьком, но очень важном для них открытии, которое они сами совершили в своей жизни.
2. Учащимся интересно, когда нет готового однозначного ответа, потому что они активно включаются в общую работу.

Изготовление учебных пособий, составление кроссвордов, ребусов по теме – это умение применять на практике свои знания, обдумать и создать новый продукт – свой проект.
3. Проверяю, как понят учебный материал.

Например, после сообщения о гнездах однокоренных слов, учащиеся показывают сценку “Родственники” (это творческий мини-проект 3 учащихся).
Гусеница. Вы кто такие?

Гусь. Я Гусь, это моя супруга Гусыня, а это наши гусята.

Гусыня. А вы кто?

Гусеница. Я ваша родственница.

Гуси упали в обморок.

Гусеница обращается к классу: “Почему гуси упали в обморок?”

Ребята шутят, что между Гусями и Гусеницами нет внешнего сходства, нет общих предков. Лингвистически точный ответ: Эти слова не являются однокоренными, т.е. родственными.

Гуси. Ребята, найдите наших родственников.
4. “Мозговой штурм” применяю на уроках, когда необходимо еще раз вспомнить и проанализировать творчество писателя или характер героя, события его жизни.

Примеры “мозгового штурма”:

Предложите идею создания герба помещиков Манилова, Ноздрева, Собакевича, Коробочки, Плюшкина;

Представьте себе, что вы можете встретиться с Онегины и Ленским за день до дуэли: что бы вы сказали им? Попробуйте предсказать их реакцию на ваши аргументы (можно разыграть беседу по ролям);

Отец Чичикова учил Павлушу беречь и копить копеечку. А чему учил отец Молчалина?

Представьте себе, что вы – художники. Нарисуйте отношения Сони Мармеладовой и Раскольникова
5. В качестве домашнего задания учащимся предлагаются мини-проекты: написать сочинение, сочинить сказку по теме, приготовить викторину в картинках, создать наглядное пособие и другие.
6. Учащиеся старших классов выполняют более серьезные проекты: создают наглядные пособия, пишут рефераты, научно-исследовательские работы.

Работа над проектами ставит уровень преподавания на более высокую ступень. Учащиеся 5 - 7 классов обогащают словарный запас, совершенствуют речемыслительную деятельность, коммуникативные умения и навыки. Школьники учатся выделять главную и второстепенную информацию, выбирать уместный тон речи при чтении вслух. При говорении они уже не только доказательно отвечают на вопросы учителя, но и сами выдвигают тезисы, аргументируют свою позицию, соблюдают правила ведения диалога.

Метод проектов помогает учащимся видеть и понимать межпредметные связи. Они научились передавать с помощью рисунков языковые явления, иллюстрировать художественные произведения. Творчески подходят к достижению целей, поставленных перед выполнением проекта. Внеурочная деятельность приобрела для них новый смысл: не просто развлечения, а новые открытия. 

Старшеклассники, получившие опыт работы над проектами в средней школе, овладели научными методами исследования. Они научились самостоятельно искать, отбирать, анализировать и использовать информацию из разных областей знаний. Члены научного общества приобрели способность понимать причины и логику развития языковых процессов, получили возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. 
Изучая языковые явления, учащиеся научились выдвигать гипотезы, определять цели и задачи проекта, выбирать методы исследования, создавать план, программу, организовывать деятельность по реализации проекта. Такая работа служит развитию коммуникативной, языковой, лингвистической, культуроведческой компетенций, то есть формированию компетентности личности. 

Похожие:

Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы как условие развития творческой активности обучающихся iconН. С. Упировец Мельнично Поселковая сош
Икт на уроках русского языка и литературы как средство развития познавательной активности обучающихся
Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы как условие развития творческой активности обучающихся iconНовые подходы в обучении на уроках русского языка и литературы
Елеубековой Р. К. учителя русского языка и литературы сш им. Н. Островского г. Державинск Жаркаинский район
Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы как условие развития творческой активности обучающихся iconСловарная (лексическая) работа на уроках русского языка в средней школе как
Автор: учитель русского языка и литературы гбоу сош №420 Колпинского района г. Санкт
Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы как условие развития творческой активности обучающихся iconНа уроках русского языка и литературы с использованием новых технологий обучения
Активизация познавательной деятельности на уроках русского языка и литературы с использованием новых технологий обучения
Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы как условие развития творческой активности обучающихся iconСамостоятельная работа как средство развития профессиональной и творческой активности студентов
Нальной подготовки обучающихся. Самостоятельная работа студентов выступает как важнейшее средство повышения профессионально- познавательной...
Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы как условие развития творческой активности обучающихся iconПрименение новых информационных технологий на уроках русского языка
На уроках русского языка компьютер обладает достаточно широкими возможностями для создания благоприятных условий работы по осмыслению...
Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы как условие развития творческой активности обучающихся iconИнновационного педагогического опыта
Моу сош №1 им. М. М. Пришвина, учитель русского языка и литературы, руководитель гмо учителей русского языка и литературы
Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы как условие развития творческой активности обучающихся iconТворческий отчет учителя русского языка и литературы Бараховой Т. С
Проблемное обучение как способ активизации мыслительной деятельности обучающихся
Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы как условие развития творческой активности обучающихся iconЕ. В. Похилько моу сош №12, г. Нижнеудинск
Балльно-рейтинговая технология в оценивании устных и письменных работ у обучающихся на уроках русского языка
Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы как условие развития творческой активности обучающихся iconВыступление на гмо учителей русского языка и литературы
Учителя русского языка и литературы нашей школы с 2006-2007 учебного года работают по программам и учебникам авторов -составителей...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
skachate.ru
Главная страница