Пояснительная записка Учебная программа составлена на основе учебного плана, в соответствии с Государственным образовательным стандартом рб и включает основные разделы курса «Латинский язык»




Скачать 156.64 Kb.
НазваниеПояснительная записка Учебная программа составлена на основе учебного плана, в соответствии с Государственным образовательным стандартом рб и включает основные разделы курса «Латинский язык»
Дата публикации23.02.2013
Размер156.64 Kb.
ТипПояснительная записка
skachate.ru > Литература > Пояснительная записка
Учреждение образования

«Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины»

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

УО «ГГУ им. Ф. Скорины»
________________ И.В. Семченко

(подпись)

____________________

(дата утверждения)

Регистрационный № УД-___________/баз.


ЛАТИНСКИЙ ЯЗЫК

Учебная программа для специальности

1-24 01 02 Правоведение

2010

Составитель:

С.Н. Бойкова – ассистент кафедры русского, общего и славянского языкознания УО «ГГУ им. Ф. Скорины».


Рецензенты:

Т. Е. Шевченко – старший преподаватель кафедры иностранных языков УО «Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации»;

Е.Н. Воинова – доцент кафедры белорусского языка УО «ГГУ им. Ф. Скорины», к.ф.н., доцент.

^ РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ:

кафедрой русского, общего и славянского языкознания УО «ГГУ им. Ф. Скорины»
(протокол № _8_ от _21_ __апреля___ 2010);
Методическим советом филологического факультета

УО «ГГУ им. Ф. Скорины»
(протокол № _9_ от __19_ __мая______ 2010);


Ответственный за редакцию: С.Н. Бойкова

Ответственный за выпуск: С.Н. Бойкова

Пояснительная записка
Учебная программа составлена на основе учебного плана, в соответствии с Государственным образовательным стандартом РБ и включает основные разделы курса «Латинский язык».

В университетском курсе подготовки студента-юриста латинский язык является дисциплиной, которая формирует умения и навыки грамматического анализа иноязычного текста, способствует лучшему усвоению основных юридических формул римского права, которое легло в основу современного западноевропейского права. Знакомство с латинской лексикой, составляющей основу интернационального словаря европейских народов (в том числе и русского), расширяет лингвистический кругозор студентов. Изучение грамматики этого древнейшего индоевропейского языка позволяет со всей очевидностью увидеть латинские словообразовательные элементы в русских словах, а знание их значений помогает объяснить семантику заимствования, не обращаясь к словарю.

Целью дисциплины является овладение студентами особенностями грамматического и синтаксического строя латинского языка, овладение его основным лексическим фондом.

Задачами дисциплины является:

- ознакомление студентов с основами грамматики и синтаксиса латинского языка;

- усвоение студентами основного лексического фонда;

- анализ текстов классических авторов;

- овладение навыками литературного перевода и грамматического анализа латинских текстов.

Дисциплина «Латинский язык» связана со многими дисциплинами учебного плана, предваряя или дополняя их: «Английский (немецкий, французский, испанский) язык», «Белорусский язык», «История римского права».

В результате изучения курса выпускник должен знать:

- парадигмы склонений и спряжений;

- не менее 100 непроизводных слов основного лексического фонда;

- не менее 50 крылатых латинских выражений;

- терминологию юридического профиля;

уметь:

- читать прозаические и поэтические тексты (гекзаметр, элегический дистих);

- объяснить значение латинских лексем, которые вошли в славянские, германо-романские языки;

- перевести со словарём текст классического автора (Цезарь, Цицерон) в объёме 300 знаков;

- использовать полученные знания в процессе изучения других дисциплин (русский язык, белорусский, иностранные языки, история римского права).

Изучение латинского языка способствует успешному овладению иностранными языками и более глубокому пониманию родного языка, а следовательно, и большей грамотности в нем.

Общее количество часов по дисциплине 28, из них 28 часов практических занятий. Дисциплина «Латинский язык» изучается студентами 1-го курса специальности «Правоведение». Форма отчёта: 1-й курс 2-й семестр – зачёт.
Примерный тематический план


№ п/п

Название темы

Лекции

Практические

Семинары

Лабораторные занятия

СУРС

Всего

1.
^

Сведения из истории латинского языка. Правила ударения. Фонетика и графика





4










4

2.

Имя существительное. Предлоги




10










10

3.

Имя прилагательное





4










4

4.

Местоимения




2










2

5.

Глагол




6










6

6.

Словообразование и лексика




2










2




Итого




28










28





^

Содержание учебного материала



Тема 1. Сведения из истории латинского языка

Первые письменные памятники, создание литературного языка. Периодизация истории латинского языка. Крупнейшие представители римской литературы разных эпох. Понятие о «вульгарной» латыни и происхождение романских языков. Латинский язык и сравнительно-исторический метод языкознания. Роль латинского языка в истории европейской культуры (античность, Средние века и Возрождение, Новое время). Влияние латинского языка на формирование национальных языков Европы. Латинский язык на территории ВКЛ. Латинский язык как источник создания интернациональной научно-технической терминологии.
^ Фонетика и графика. Правила ударения

Фонемы и буквы латинского языка. Долгие и краткие гласные. Правила чтения. Дифтонги, их произношение и написание в античности и современной практике. Согласные. Диграфы. Произношение буквосочетаний. Слогораздел. Долгота и краткость слога.

Ударение. Музыкальный характер латинского ударения. Место ударения в слове и его зависимость от количества предпоследнего слога.

Основные законы исторической фонетики. Ротацизм, редукция кратких гласных и дифтонгов в средних слогах, переход конечного -i в -е; -о в -u в конечном закрытом слоге. Ассимиляция согласных.

^

Тема 2. Имя существительное. Предлоги


Грамматические категории имени существительного. Категория рода, числа. Латинская падежная система в сопоставлении с индоевропейской, старославянской и русской. Пять склонений латинских существительных, выделяемых в зависимости от окончаний родительного падежа единственного числа, и их отношение к древним и.-е. типам склонений, различавшимся в зависимости от окончаний исторической основы. Связь латинских типов склонения со старославянскими типами склонения существительных. Связь грамматического рода с исторической основой.

I склонение имён существительных. Историческая основа существительных на -ā, род, падежные окончания.

II склонение имён существительных. Историческая основа существительных на -о/-е, род, падежные окончания. Особенности склонения существительных среднего рода. Формы Vocatīvus singularis у существительных на -us и их генетическое родство с соответствующими флексиями в старославянском языке.

III склонение имён существительных. Историческая основа существительных на согласных, -i. Согласный, гласный и смешанный тип III склонения.Особенности склонения. Сигматический и асигматический типы образования именительного падежа единственного числа. Род существительных III склонения.

IV склонение, особенности склонения, род. Историческая основа на -u.

V склонение, особенности склонения, род. Историческая основа на -ē.

Сопоставительный анализ всех пяти склонений. Сравнение с системой склонения в старославянском и русском языках.

Предлоги, употребляющиеся с аблативом, с аккузативом, с двумя падежами. Послелоги causa и gratia.
^ Тема 3 Имя прилагательное

Прилагательные I и II склонений и их исторические основы на -ā и -о/-е. Наличие прилагательных с этими же основами в старославянском и русском языках. Словосочетание «сущ.+прил.». Склонение прилагательных.

Прилагательные III склонения с основой на -i и (реже) на согласный. Общая характеристика прилагательных III-го склонения. Образцы склонения прилагательных трёх, двух и одного окончаний.

^ Тема 4. Местоимения

Личные местоимения 1 и 2 лица. Склонение личных местоимений. Супплетивизм падежных форм местоимений как явление, присущее и другим индоевропейским языкам (старославянскому, русскому, древнегреческому).

Возвратное местоимение 3 лица и его склонение, совпадение форм единственного и множественного числа. Особенности употребления возвратного местоимения в латинском и современных европейских языках. Постпозиция предлога cum в сочетаниях с личными, возвратными и относительными местоимениями.

Притяжательные местоимения и их склонение. Родительный падеж указательных местоимений в функции притяжательного местоимения 3 лица.

Указательные местоимения и их склонение. Употребление указательных местоимений is, ea id в функции личных местоимений 3-го лица. Превращение некоторых указательных местоимений в личные местоимения 3-го лица в романских и славянских языках. Особенности склонения указательных местоимений.

Местоименные прилагательные. Особенности склонения местоименных прилагательных.

Местоимения – наиболее устойчивый слой лексики индоевропейских языков.

^ Тема 5. Глагол

Основные грамматические категории глагола. Категории лица, числа, времени, залога, наклонения глагола. Основные формы глагола и три глагольные основы. Распределение глаголов по типам спряжения в зависимости от окончания основы инфекта. Противопоставление времен системы перфекта и инфекта и их отношение к виду. Личные и неличные формы глагола. Стандартные и нестандартные глаголы.

Времена, залоги, наклонения. Личные окончания действительного и страдательного залогов. Суффиксы времен и наклонений. Генетическая близость личных окончаний действительного залога в индоевропейских языках. Понятие об основных формах глагола, правильных и неправильных глаголах.Три глагольные основы и образование от них личных и неличных глагольных форм.

Образование форм рraesens indicativi activi et passivi. Modus imperativus. Infinitivus praesentis passivi.

Синтаксис падежей при страдательном залоге (ablativus instrumenti et аuctoris). Imperfectum indicativi activi et passivi. Futurum I indicativi activi et passivi. Глагол esse в системе инфекта.

^ Тема 6. Словообразование и лексика

Важнейшие префиксы: a-, abs-, ab-, ad-, con-, de-, e-, ex-, in-, ob-, per-, prae-, pro-, sub-, trans-, re-, se-, dis-, abm-.

Важнейшие суффиксы существительных: -tor, -sor, -tio, -sio; -tus, -sus; -ium; -mentum; прилагательных: -eus; -osus; -atus; -icus; -alis, -inus; -bundus, -ax; -ilis, -bilis.

Ассимиляция префиксов. Продуктивность некоторых латинских префиксов и суффиксов в русском и современных европейских языках. Интернациональные аффиксы. Конверсия: адъективация, субстантивация, адвербиализация.

Латинская лексика – основа интернациональной терминологии (социальной, лингвистической, литературоведческой, технической, медицинской и т.д.). различные способы усвоения латинской терминологии новыми языками: 1) заимствование; 2) заимствование с переосмыслением; 3) создание новейших терминов на основе латинских и греческих корней и словообразовательных аффиксов.

Минимальный объем лексических сведений по латинскому языку у студента должен составлять 100 непроизводных слов основного лексического фонда и не менее 50 латинских поговорок и крылатых выражений.

^

Информационно-методическая часть




Примерный перечень практических занятий


  1. Сведения из истории латинского языка. Правила ударения. Фонетика и графика

  2. Имя существительное. Предлоги

  3. Имя прилагательное

  4. Местоимения

  5. Глагол

  6. Словообразование и лексика



^

Рекомендуемые темы контрольных работ


1. 1 -2 склонение, времена системы инфекта, синтаксис простого предложения.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
ОСНОВНАЯ

1 Боровский, Я.М. Латинский язык / Я.М. Боровский, Болдырев А.В. – М.: «Высшая школа», 1975.

2 Гончарова, И.А. Латинский язык / И.А. Гончарова. – Мн.: Университетское, 1986.

3 Зайцев, А.И. Латинский язык / А.И. Зайцев [и др.]. – Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1974.

4 Козаржевский, Н.И. Латинский язык: учебное пособие / Н.И. Козаржевский – Мн.: Университетское, 1985.

5 Мирошенкова, В.И. Учебник латинского языка / В.И. Мирошенкова, Н.А. Федоров. – М.: Изд-во Московского университета, 1986.

6 Покровская, З.А. Учебник латинского языка / З.А. Покровская, Н.Л. Кацман. – М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2001.

7 Сборник упражнений и текстов по латинскому языку: учебное пособие / сост. А.А.Станкевич, Н.А.Старостенко. – Мн.: Университетское, 1978.

8 Станкевіч, А.А. Лацінская мова / А.А. Станкевіч, С.А. Лін. – Мн.: Унiверсiтэцкае, 1999.

9 Ярхо, В.Н. Латинский язык / В.Н. Ярхо [и др.]. – М.: Просвещение, 1983.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

10 Казаченок, Т.Г. Крылатые латинские изречения: тематический сборник / Т.Г. Казаченок. – Мн.: Вышэйшая школа, 1993.

11 Гончарова, Н.А. Из античной мудрости / Н.А.Гончарова, И.М. Щербакова. – Мн.: Вышэйшая школа, 1995.

12 Латинский язык: практикум / сост. С.Н. Бойкова, И.В. Крюкова, И.В. Серикова, Т.Е. Шевченко: в 2 ч.– Гомель: УО «ГГУ им. Ф. Скорины», 2004.Ч. I. – 68 с.

13 Методические материалы к учебным текстам по латинскому языку / сост. А.А. Станкевич, Н.А. Старостенко. – Гомель: УО «ГГУ им. Ф. Скорины», 1987.

14 Методические указания и контрольные работы по латинскому языку для студентов заочного факультета /Автор-составитель Н.А. Старостенко. – Гомель: УО «ГГУ им. Ф. Скорины», 1990.

15 Учебные тексты по латинскому языку / сост. А.А. Станкевич, Н.А. Старостенко. Ч I-II. – Гомель: УО «ГГУ им. Ф. Скорины», 1986.

^ ПРОТОКОЛ СОГЛАСОВАНИЯ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ

ПО ИЗУЧАЕМОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

С ДРУГИМИ ДИСЦИПЛИНАМИ СПЕЦИАЛЬНОСТИ


Название

дисциплины,

с которой

требуется согласование

Название

кафедры

Предложения

об изменениях в содержании учебной программы

по изучаемой учебной

дисциплине

Решение, принятое кафедрой, разработавшей учебную программу (с указанием даты и номера протокола)


























































Похожие:

Пояснительная записка Учебная программа составлена на основе учебного плана, в соответствии с Государственным образовательным стандартом рб и включает основные разделы курса «Латинский язык» iconПояснительная записка Учебная дисциплина «Русский язык и культура речи»
«Менеджмент». Разработаны в соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом Высшего профессионального образования,...
Пояснительная записка Учебная программа составлена на основе учебного плана, в соответствии с Государственным образовательным стандартом рб и включает основные разделы курса «Латинский язык» iconПояснительная записка Программа государственного междисциплинарного...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Пояснительная записка Учебная программа составлена на основе учебного плана, в соответствии с Государственным образовательным стандартом рб и включает основные разделы курса «Латинский язык» iconПояснительная записка Учебная дисциплина «Инвестиции»
«Финансы и кредит». Разработаны в соответствии с Государственным образовательным стандартом Высшего профессионального образования,...
Пояснительная записка Учебная программа составлена на основе учебного плана, в соответствии с Государственным образовательным стандартом рб и включает основные разделы курса «Латинский язык» iconПояснительная записка Учебная дисциплина «Электротехника, электроника и схемотехника»
Разработаны в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования, содержат...
Пояснительная записка Учебная программа составлена на основе учебного плана, в соответствии с Государственным образовательным стандартом рб и включает основные разделы курса «Латинский язык» iconПояснительная записка Учебная дисциплина «Вычислительная математика»
Информатика. Разработаны в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом Высшего профессионального образования,...
Пояснительная записка Учебная программа составлена на основе учебного плана, в соответствии с Государственным образовательным стандартом рб и включает основные разделы курса «Латинский язык» iconПояснительная записка Учебная дисциплина «эвм и периферийные устройства»
Разработаны в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования, содержат...
Пояснительная записка Учебная программа составлена на основе учебного плана, в соответствии с Государственным образовательным стандартом рб и включает основные разделы курса «Латинский язык» iconПояснительная записка Учебная дисциплина «Безопасность жизнедеятельности»
«Менеджмент». Разработаны в соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом Высшего профессионального образования,...
Пояснительная записка Учебная программа составлена на основе учебного плана, в соответствии с Государственным образовательным стандартом рб и включает основные разделы курса «Латинский язык» iconПояснительная записка Учебная дисциплина «Налоги и налогообложение»
«Финансы и бухгалтерский учет». Разработаны в соответствии с Государственным образовательным стандартом Высшего профессионального...
Пояснительная записка Учебная программа составлена на основе учебного плана, в соответствии с Государственным образовательным стандартом рб и включает основные разделы курса «Латинский язык» iconРабочая учебная программа по дисциплине «Информатика» разработана...
Информатика [Текст]: рабочая учебная программа. Тюмень: гаоу впо то «тгамэуп». 2011. – 28 с
Пояснительная записка Учебная программа составлена на основе учебного плана, в соответствии с Государственным образовательным стандартом рб и включает основные разделы курса «Латинский язык» iconРабочая учебная программа по дисциплине «Эконометрика» разработана...
Эконометрика [Текст]: рабочая учебная программа. Тюмень: гаоу впо то «тгамэуп». 2011. – 24 с

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
skachate.ru
Главная страница