Культурно-творческое развитие режиссеров руководителей любительских театров в вузах и учреждениях культуры и искусств




Скачать 402.71 Kb.
НазваниеКультурно-творческое развитие режиссеров руководителей любительских театров в вузах и учреждениях культуры и искусств
страница1/3
Дата публикации08.05.2013
Размер402.71 Kb.
ТипАвтореферат
skachate.ru > Культура > Автореферат
  1   2   3


На правах рукописи

Соколова Надежда Николаевна

Культурно-творческое развитие режиссеров – руководителей любительских театров в вузах и учреждениях культуры и искусств

13.00.05 – теория, методика и организация

социально-культурной деятельности

Автореферат

диссертации на соискание учёной степени

кандидата педагогических наук

Москва 2008

Диссертация выполнена на кафедре культурно-досуговой деятельности Московского государственного университета

культуры и искусств
^ Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор

Жарков Анатолий Дмитриевич
Официальные оппоненты - доктор педагогических наук, профессор

Ярошенко Николай Николаевич
- кандидат педагогических наук,

^ Лидогостер Александр Борисович
Ведущая организация - Санкт-Петербургский государственный

университет культуры и искусств

Защита состоится «^ 22» декабря 2008г. 13:00 часов на заседании диссертационного совета Д 210.010.02 по защите диссертации на соискание учёной степени доктора наук при Московском государственном университете культуры и искусств по адресу: 141406, Московская область, г. Химки, ул. Библиотечная, д.7, корпус 2, зал защиты диссертаций.
С авторефератом и диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Московского государственного университета культуры и искусств.

Автореферат размещен на сайте www.mguc.org

Автореферат разослан «21» ноября 2008г.

Учёный секретарь

диссертационного совета

доктор педагогических наук, доцент Т.К. Солодухина

^ I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Современная социокультурная ситуация все острее выдвигает проблемы культурно-творческого развития режиссеров – руководителей любительских театров в вузах культуры и искусств в условиях диктата рынка и экспансии массовой культуры.

В этом контексте обращение к многоаспектной проблематике культурно-творческого развития режиссеров – руководителей любительского театрального коллектива – актуально по следующим причинам:

1. Значение театра в процессе воспитания молодежи велико, поскольку синтетическая природа театрального искусства увеличивает силу его воздействия, обогащая эмоциональную сферу молодого человека. Этот процесс определяется деятельностью режиссеров – руководителей любительских театров, способных к концентрации, перевоплощению, эмоциональному воздействию на слушателей и зрителей, владеющих аудиторией, увлекающих её собственным творческим примером.

Любительский театр дает возможность самореализации и апробирования многообразных социальных ролей, которые являются важнейшими возрастными характеристиками молодежи.

2. Удовлетворение значимых духовных потребностей молодежи в условиях досуга неотделимо от возможности актуализации личности в самодеятельном искусстве, в котором создается особое пространство для более свободного, демократичного, яркого проявления самостоятельных творческих стратегий и, в целом, для эффективного воспитательного процесса, формирования ценностных ориентаций молодежи. Исследователи отмечают, что любительский театральный коллектив отличает особая внутренняя потребность его участников в обогащении своих знаний в гуманитарной области, стремление к самопознанию, самооткрытию себя в искусстве, творческому самовыражению в игре на сцене (Г.- Г. Гадамер, К. Гросс, А. П. Ершова, М. В. Тендрякова и др.).

3. Любительский театр является импульсом вдохновения и развития профессионального театра, подпитывая его свойственными самодеятельному искусству энтузиазмом, максималистским требованием к точности, правдивости изображения, бескорыстной любовью к самому искусству театра.

4. Театральные формы досуга являются одной из наиболее существенных составляющих в деятельности учреждений культуры и искусств. Доказано, что любительское театральное творчество является одной из ведущих сущностных сторон жизнедеятельности человека и способствует его культурному развитию. В работах А.Д. Жаркова, Л.С. Жарковой, Н.Н. Ярошенко и др. раскрыты ведущие принципы современной эффективной организации культурного досуга; выявлено, что в настоящее время приходится констатировать значительное снижение уровня интеллектуально-духовных видов досуга.

В связи с выявленными факторами значимости любительского театрального искусства для воспитания молодого поколения возрастает роль высших учебных заведений культуры и искусств, которые готовят руководителей различных художественно-творческих коллективов, в том числе руководителей любительских театров. На каком культурном уровне подготовлены выпускники вузов культуры и искусств к выполнению своих профессионально-педагогических обязанностей в работе с самодеятельным театральным коллективом, какими творческими и педагогическими теориями и методами они овладеют в процессе учебы, будет зависеть эффективность и качество воспитательного процесса в любительских театральных студиях, кружках, студенческих самодеятельных театрах.

В современной социокультурной ситуации руководитель любительского коллектива не только становится организатором но выступает как педагог, способный объединить творческие индивидуальности в единый коллектив, сплоченный любовью к театру.

Проблема данного исследования вытекает из противоречия между потребностью общества в развитии любительского театра, возглавляемого режиссерами-руководителями высокого культурно-творческого уровня и отсутствием таковых на практике.

Именно поэтому и возникает необходимость научного осмысления указанных процессов – их специфики, механизмов, форм, методов, приемов, т.е. всей технологической цепочки, обеспечивающей степень научной разработанности проблемы.

Исследованию особенностей любительского творчества в сфере театрального искусства посвящены труды многих выдающихся теоретиков-искусствоведов и крупнейших театральных режиссеров. Среди них следует выделить работы французского режиссера А. Антуана1.

Для нашего исследования особенно важны работы, в которых любительский театр рассматривается как самостоятельное явление художественной культуры (К. Л. Рудницкий, Г. К. Вагнер и др.); интерес представляют работы: Л. Б. Шехтмана «Искусство миллионов» – в ней затрагиваются вопросы взаимодействия профессионального и самодеятельного искусства, В.С. Голикова «Школа университетской драмы», посвященная студенческому театру СанктПетербургского университета, в которой развивается мысль о студенческом театре как об особой школе педагогики, а также серии научно-популярных изданий «Мастера искусств  участникам художественной самодеятельности», «Библиотечка в помощь художественной самодеятельности», «Народные театры», «Народные театры России». Для теоретического анализа педагогических позиций в работе с любительским театральным коллективом существенны исследования, обращенные к проблематике актерской техники детского театра (Ю. И. Рубина, А. Г. Буров, Т. Ф. Завадская, З. Я. Корогодский, Э. А. Куруленко, В. П. Шильгави, А. Я. Михайлова и др.).

Особый вклад в развитие любительского театра внесли К.С. Станиславский, В.Э. Мейерхольд, А.Д. Попов и Б.Е. Захава. Именно их идеи необходимости поддержки «ансамблевости» в театральном коллективе, создания в момент творческого процесса истинно духовной атмосферы с опорой на соединение художественных достоинств спектакля с его глубоким содержанием, что оказывает позитивное влияние на эстетический вкус, опыт и в целом эстетическое сознание исполнителей и публики, являются педагогическим базисом подготовки будущих руководителей любительских театров в современных вузах культуры и искусств в России.

Существенным для теоретического обоснования данного исследования является положение о том, что театральная деятельность понимается как значимая часть духовной культуры человека, как одна из составляющих его творческого саморазвития и эстетического сознания (А. П. Ершова, Т.Г. Пеня, Л.П. Печко, Б.П. Юсов и др.).

В данном исследовании затрагивается круг проблем, высвечивающих вопросы культурно-творческого развития будущего режиссера-руководителя любительского театрального коллектива, его способности к педагогическому руководству, просветительской деятельности.

Анализ состояния проблемы позволяет отметить, что различным аспектам творческого развития личности посвящены труды многих отечественных исследователей - философов, педагогов, психологов, социологов, культурологов.

Среди них особый интерес представляют работы по психологии творчества и развития творческих способностей личности Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова, П.М. Якобсона, К. Роджерса, А. Маслоу и др. Обоснованию идеи развития личности в деятельности и рассмотрению человека в его целостности как носителя духовного начала, свободного творца и созидателя посвящены работы философов Н.А. Бердяева, В.С. Соловьева, П. А. Флоренского, А. Ф. Лосева, В. Франкла, Э. Фромма и др.

Проблемы творческого саморазвития студентов, стимулирования их творческого мышления и стиля деятельности исследовали В.И. Андреев, Д. В. Вилькеев, Г.М. Коджаспирова, Ю.Н. Кулюткин, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, П.И. Пидкасистый, В.А. Сластенин и др. Развитие творческого потенциала личности рассматривали такие ученые, как Г.С. Альтшуллер, Дж. Гилфорд, В.В. Давыдов, Н.С. Лейтес, К. Тейлор, Е. Торренс и др.

Механизмам воздействия театрального искусства на духовный мир личности посвящены труды искусствоведов: Г. Н. Бояджиева, В. В. Власенко и др.; режиссеров: В.И. Немировича-Данченко, Н. П. Охлопкова, Б.А. Покровского, Г.А. Товстоногова, А.В. Эфроса и др.; философов: Н.В. Гармиза, Д. Н. Овсянико-Куликовский, Ю. Б. Борев, В. Данченко и др. Самореализация личности в досуговой деятельности и любительском творчестве рассматривалась в работах М.С. Кагана, Э.В. Соколова, С. Т. Шацкого и др.

Значительное число исследований связано с педагогическими аспектами проблемы. Воспитанием и формированием личности участников студийных коллективов занимались Д. И. Тимофеев, С. Л. Штейн, М. О. Кнебель, педагогическим руководством деятельностью участников любительского театра - Н. А. Селянина, С. Л. Простак, Е. Ю. Сазонов, Н. М. Лебедева, Н. Н. Шевелев и др.

В специальной литературе получили научное обоснование различные критерии творческой активности личности в условиях самодеятельного театрального коллектива в трудах Н.Ш. Владимировой, Т. А. Чеботаревской, Н. А. Хренова и др. Теоретические основания подготовки режиссеров любительских театров раскрыты в трудах Н. В. Бочкаревой, А. Н. Галагузова, Е. Р. Ганелина Б. Г. Голубовского, В.И. Зыкова, Н. А. Клименко, А. В. Крюковой, К. В. Куракиной, Л.М. Петровой, О.Г. Петровой, А. Ю. Ряпосова, М. Рехельса, Й. Свободы, В. Г. Сахновского и др.

Педагогические аспекты творчески развивающих возможностей процесса подготовки специалиста в области культуры раскрыты в трудах А.Ю. Бутова, Т.И. Баклановой, Н.К. Баклановой, А.Д. Жаркова, Л.С. Жарковой, А.С. Каргина, Н.А. Паршикова, Т.М, Смирновой, Ю.С. Стрельцова, Е.Ю. Стрельцовой, В.М. Чижикова, Н.Н. Ярошенко.

Однако, несмотря на столь представительный корпус работ, затрагивающих различные аспекты проблемы подготовки режиссеров любительских театров и культуры личности в целом, особенности разработки педагогической модели культурно-творческого развития будущих руководителей любительских театров в психолого-педагогической науке не получили достаточно глубокого теоретического обоснования.

Приходится констатировать, что такая востребованная область педагогики искусства, какой является творческая деятельность любительских театральных коллективов и особенно педагогические условия подготовки будущих специалистов – руководителей любительских театров, необходимые для их успешной продуктивной работы, пока еще не стали предметом специального научного исследования, а возможности любительского театра как сложного и многоаспектного направления в творческом развитии личности изучены довольно фрагментарно.

В связи с этим в данной работе рассматриваются психолого-педагогические аспекты работы в любительском театре, соединяющие в себе направленность на личностное развитие членов коллектива, на формирование у них способности трудиться в коллективе, совместными усилиями достигая высокого уровня взаимодействия, что, в свою очередь, обеспечивает творческий рост всех участников процесса.

Необходимость решения выдвинутой проблемы обусловила выбор темы исследования: «Культурно-творческое развитие режиссеров – руководителей любительских театров в вузах и учреждениях культуры и искусств».

Объект исследования – культурно-творческое развитие будущего специалиста любительского театрального творчества.

^ Предмет исследования – процесс культурно-творческого развития будущих руководителей любительских театров в вузах и учреждениях культуры и искусств.

Цель исследования – на основании теоретического анализа психолого-педагогических, философских, культурологических, театроведческих исследований осуществить практическую разработку педагогической модели культурно-творческого развития будущих руководителей любительских театров в вузах и учреждениях культуры и искусств и внедрение её в деятельность любительских театров.

^ Цель определила задачи исследования:

– рассмотреть понятие «культурно-творческое развитие будущих руководителей любительских театров в вузах и учреждениях культуры и искусств;

– обосновать методологические основания культурно-творческого развития будущего руководителя любительского театра в процессе профессиональной подготовки в вузах и учреждениях культуры и искусств;

– выработать педагогические формы и содержание работы с творческим театральным коллективом; специфику подготовки режиссера в вузах культуры и искусств;

– разработать педагогическую модель культурно-творческого развития будущих руководителей любительских театров с опорой на ее психолого-педагогическую составляющую и выявить необходимые педагогические средства и условия работы в процессе подготовки будущих руководителей любительских театров;

– рассмотреть дидактическое обеспечение реализации педагогической модели культурно-творческого развития будущих руководителей любительских театров;

– рассмотреть содержательно-методические рекомендации создания педагогических условий для продуктивного процесса культурно-творческого развития студентов - будущих руководителей любительских театров, а также апробировать в эксперименте педагогическую модель.

^ Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что эффективность культурно-творческого развития режиссеров – руководителей любительского театра – значительно повысится, если студенты осознают, что их будущая деятельность является важнейшей частью культурного досуга, пересмотрят представления о задачах этой профессии как исключительно постановочной деятельности, что и будет способствовать формированию у будущих специалистов соответствующей педагогической направленности.

При продуктивном взаимодействии таких направлений в подготовке студентов – будущих руководителей любительских театров, как раскрытие для студентов педагогического потенциала профессии, поэтапное формирование художественных знаний, умений и навыков театрального дела на основе внедрения в учебно-творческий процесс новейших технологий развития креативных способностей и раскрепощения творческого потенциала личности, самостоятельная творческая деятельность студентов в условиях взаимодействия с различными учреждениями культуры и искусства, взаимосвязь традиционных и инновационных методов педагогической подготовки будущих руководителей любительских театров будет достигнут необходимый профессиональный уровень специалистов, соответствующий новейшим достижениям в области педагогики и психологии самодеятельного художественного творчества.

Созданная на этой основе педагогическая модель культурно-творческого развития будущего руководителя любительского театра будет опираться на гармоничное сочетание профессиональных (режиссерских и актерских качеств) с развитыми педагогическими навыками и умениями, причем педагогическая составляющая личности станет ведущей.

^ Методологическую основу исследования составили:

- концепции гуманистической педагогики (Ш.А. Амонашвили, Я.А. Коменский, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский).

- философские концепции включения гуманистического идеала цельной и творчески развитой личности в повседневную социальную практику (Л. Н. Толстой, И. Ф. Гербарт);

- представления о творческом развитии личности как активном, «животворящем начале» в культурном синтезе (А. Ф. Лосев, Н. А. Бердяев, П. А. Флоренский);

- фундаментальные исследования, научно-теоретические положения о закономерностях творческого и личностного развития человека (А. Г. Асмолов, Л.С. Выготский, М.С. Каган, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов); исследования по философии и психологии творчества (А. Бергсон, Дж. Гилфорд, В. В. Давыдов, И. Я. Лернер, П. К. Энгельмейер и др.); концепции диалогического характера творческого развития (Платон, М.М. Бахтин, М. Бубер, В.С. Библер и др.);

- положения об универсальности воздействия и педагогическом потенциале театрального искусства (К.С. Станиславский, М.А. Чехов, В.Э. Мейерхольд); педагогические аспекты теории креативности (Д. Б. Богоявленская, Я.А. Пономарев, Е. Б. Торренс и др.); теории организации культурного досуга (Л.С. Жаркова, А. Д. Жарков, А.С. Каргин, Ю.А. Стрельцов, Е.Ю. Стрельцова).

В основу исследования была положена научная концепция доктора педагогических наук, профессора А.Д. Жаркова о «ценностно-ориентированном, активно-деятельностном подходе к целостному единому технологическому процессу как последовательному и систематизированному воплощению на практике смоделированного характера коллективных действий субъектов и объектов»2.

Для решения поставленных задач и проверки исходных положений исследования были использованы следующие методы: метод теоретического анализа работ отечественных и зарубежных педагогов, психологов, культурологов, социологов, философов, театроведов в аспекте проводимого исследования; системное изучение образовательного процесса вузов культуры и искусств; экспериментальная апробация теоретических моделей подготовки будущих руководителей любительских театров; эмпирические методы (наблюдение, тестирование, опросы, видеозаписи, фотографии); метод экспертной оценки творческих работ студентов – будущих руководителей любительских театров; статистические методы обработки материалов тестирования, анкетирования, интервьюирования; ретроспективный анализ собственной педагогической практики автора в качестве преподавателя в вузе культуры и искусств.

^ Исследование осуществлялось в три этапа.

Первый этап (1999-2001 гг.) – изучение работы любительских театров, а также студенческих театральных коллективов в свете изучаемой проблемы. Изучение и анализ педагогической, психологической и театроведческой литературы, освещающей типологические и специфические особенности работы руководителей любительских театров, а также проблемы творческого развития личности средствами театрального искусства. В этот период осуществлялось обоснование проблемы исследования, изучение степени ее разработанности, формирование программы эксперимента, определение направлений теоретического анализа проблемы. Выявлялся уровень реализации современных технологий обучения режиссеров – руководителей любительских театров в вузах культуры и искусств, намечались условия проведения социально-педагогического эксперимента, способствующие культурно-творческому развитию студентов. Составлена программа констатирующего и формирующего эксперимента, определены формы, методы и сроки проведения эксперимента, обобщены результаты изучения проблемы в современных условиях.

^ Второй этап – опытно-экспериментальный (2002-2005 гг.) – носил констатирующий характер. На этом этапе проводилось изучение объективных возможностей использования культурно-творческого потенциала в развитии будущих режиссеров-руководителей любительских театров в вузах и учреждениях культуры и искусств. Кроме этого, велась работа по раскрытию воспитательного потенциала работы руководителя любительского театра. Давалось научное обоснование, проводилась разработка и апробация педагогических технологий и методик творческого развития студентов – будущих руководителей любительских театров; диагностика, сопоставление данных констатирующего и формирующего экспериментов.

Была разработана и внедрена в деятельность кафедры режиссуры и мастерства актера Московского государственного университета культуры и искусств и учреждений культуры Москвы и Московской области авторская педагогическая программа, разработанная на основе научной концепции профессора А.Д. Жаркова.

^ Третий этап (2006-2008 гг.) – обобщение и систематизация эмпирических данных, результатов опытно-экспериментальной работы, теоретического анализа проблемы культурно-творческого развития будущих руководителей любительских театров. Оформление результатов диссертационного исследования.

Были разработаны методические рекомендации по оптимизации процесса культурно-творческого развития режиссеров – руководителей любительских театров в вузах и учреждениях культуры и искусств.

^ Опытно-экспериментальной базой исследования являются театрально-режиссерский факультет Московского государственного университета культуры и искусств (МГУКИ); театральные студии «Импульс» (г. Балашиха Московской обл.), «НЕОД» (г. Москва), театральные кружки в ГОУ СОШ № 354 (г. Москва), №1194 (г. Зеленоград), ЦО № 1462 (г. Москва). В экспериментальной работе было задействовано 150 студентов – будущих руководителей и 342 участника любительских театральных коллективов, 12 преподавателей и группа независимых экспертов из 13 человек. Контрольной группой эксперимента стали студенты факультета социокультурной деятельности МГУКИ (124 человека).

^ Научная новизна данного исследования заключается в теоретическом обосновании педагогической модели культурно-творческого развития будущих руководителей любительских театров, определении условий и принципов ее реализации в учебном процессе вузов культуры и искусства и во взаимодействии с учреждениями культуры. Дано определение культурно-творческого развития студентов - будущих руководителей любительских театров – как процесса, в котором созданы условия для продуктивной интеграции освоения культуры, научных знаний и духовного опыта; для формирования у студентов мотивации на становление себя как «человека культуры»; для реализации различных форм творческой активности на основе освоения высших гуманистических ценностей культуры, обогащения эстетического сознания, эстетического и эмоционального опыта, активизации самостоятельной творческой деятельности, становления художественного восприятия.

Доказано, что одним из наиболее существенных условий культурно-творческого развития будущих руководителей любительских театров является интеграция направлений, включающих раскрытие для студентов педагогического потенциала профессии, поэтапное формирование художественных знаний, умений и навыков театрального дела на основе внедрения в образовательный процесс новейших технологий развития креативных способностей и раскрепощение творческого потенциала личности, самостоятельная творческая деятельность в условиях взаимодействия с различными учреждениями культуры и искусства.

Выявлены условия реализации этих направлений. Среди них наиболее значимы: адекватность содержания образования современным требованиям психолого-педагогической науки и театральной педагогики; создание в вузе пространства активного профессионального общения с действующими режиссерами любительских театров; поддержка в определении студентами индивидуального стиля руководства любительским коллективом; гибкое использование традиционных и инновационных методов обучения с учетом психологических особенностей личности студентов.

Разработаны критерии: психолого-педагогическая и научно–теоретическая готовность; нравственная зрелость и устойчивость ценностной системы; поведенческо-волевая готовность; профессиональная и социокультурная компетентность. Установлено, что каждый критерий культурно-творческого развития проявляется на различных уровнях: высокий (системный, творческий); средний (достаточный, сознательный), низкий (бессистемный, ситуативный). Для каждого критерия и уровня выделен ряд показателей культурно-творческого развития будущих режиссеров – руководителей любительских театров.

^ Теоретическая значимость исследования характеризуется установлением потенциальных возможностей и внутренних ресурсов личности будущего специалиста – руководителя любительского театра, основанных на интенсификации творческого начала студентов, их полноценной самореализации в учебной и профессиональной деятельности в качестве режиссеров, что в целом обусловливает необходимость изучения функциональных компонентов и средств культурно-творческого развития личности будущего руководителя любительского театра в условиях образовательного процесса в вузе культуры и искусств и взаимодействия с учреждениями культуры.

Обоснованы теоретико-методологические положения подготовки специалистов к профессиональной деятельности, где в качестве основной цели выступает требование усилить психолого-педагогическую составляющую образовательного процесса, когда все его компоненты должны быть направлены на развитие у будущих режиссеров гуманистических убеждений, рефлексивной позиции, эмоциональной отзывчивости. В структуре образовательного процесса будущих режиссеров-руководителей любительских театров – выделено несколько взаимосвязанных компонентов: мотивационный, включающий педагогические ситуации и задания, стимулирующие студентов на развитие и саморазвитие творческого потенциала, обучение и профессиональное совершенствование; когнитивный (задания на приобретение необходимой теоретической и практической базы для культурно-творческого развития будущих режиссеров любительских театров), креативный (активное использование инновационных педагогических технологий, методов культурно-творческого развития), коммуникативный (задания, направленные на развитие коммуникативной компетентности будущего режиссера любительского театра).

В исследовании установлено, что среди эстетических, этических, творческих, эмоциональных и коммуникативных проявлений культурно-творческого развития студентов для профессиональной деятельности в качестве руководителей любительских театров наиболее существенны: стремление к созданию эстетически наполненной педагогической среды, готовность к совместному продуктивному творчеству, способность к диалогическому общению в процессе творческой деятельности, ориентация на выразительность коллективного театрально-художественного образа, быстрота включения в творческий процесс и др.

^ Практическая значимость исследования заключается в том, что для реализации разработанной модели создана система развивающих тренингов с опорой на принцип интеграции изучения дисциплин психолого-педагогического цикла в сочетании с основами театральной педагогики и активным профессиональным общением, обучением приемам саморегуляции, выработкой индивидуального стиля руководства творческим коллективом любительского театра. Обоснованы направления педагогической работы по подготовке специалистов – будущих руководителей любительских театров, включающие особенности содержания и форм проведения занятий; описаны традиционные и инновационные методы подготовки будущих руководителей любительских театров (методы развития межличностного общения в коллективе, активизации творческой деятельности студентов, создания развивающей эстетической среды средствами театра и диалогического пространства для продуктивного эстетического общения в любительском театральном коллективе, инновационный метод использования интерактивного обучения). Раскрыто значение использования методов развития способности к реализации психотерапевтических – адаптационных и реабилитационных возможностей театрально-художественной деятельности на основе овладения навыками арттерапии и построения процесса подготовки участников любительских коллективов на принципах театра спонтанности. Результаты данного исследования могут быть использованы при подготовке студентов педагогических факультетов творческих вузов, а также на курсах повышения квалификации в системе дополнительного образования.

^ Достоверность исследования обеспечена методологической обоснованностью теоретических положений, применением методов, адекватных предмету, цели и логике исследования, положительными результатами внедрения разработанной автором педагогической модели творческого развития будущих специалистов – руководителей любительских театров в вузах и учреждениях культуры, успешной апробацией разработанных критериев и показателей творческого развития студентов и их готовности к профессиональной театрально-педагогической деятельности.

^ Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в следующих формах:

а) непосредственная педагогическая деятельность в качестве преподавателя Московского государственного университета культуры и искусств, научного консультанта театральных студий «Импульс» (г. Балашиха Московской области; руководитель И. Б. Янчук); «НЕОД» (г. Москва; руководитель Г. И. Хоситашвили); театральных кружков в школах № 1194 (г. Зеленоград; учитель Е. А. Кондратьева); №354 (г. Москва; учитель Е. П. Олесина); центре образования № 1462 (г. Москва; учитель И. Б. Шульгина);
  1   2   3

Похожие:

Культурно-творческое развитие режиссеров руководителей любительских театров в вузах и учреждениях культуры и искусств iconФормирование артистизма у художественных руководителей хореографических...
Диссертация выполнена на кафедре педагогики и психологии Московского государственного университета культуры и искусств
Культурно-творческое развитие режиссеров руководителей любительских театров в вузах и учреждениях культуры и искусств iconРазвитие художественно-творческого потенциала вокалистов в вузах культуры и искусств
Диссертация выполнена на кафедре педагогики и психологии Московского государственного университета культуры и искусств
Культурно-творческое развитие режиссеров руководителей любительских театров в вузах и учреждениях культуры и искусств iconФормирование иноязычной компетенции будущих специалистов сферы туризма...
Формирование иноязычной компетенции будущих специалистов сферы туризма в вузах культуры и искусств
Культурно-творческое развитие режиссеров руководителей любительских театров в вузах и учреждениях культуры и искусств iconФормирование иноязычной компетенции будущих специалистов сферы туризма...
Формирование иноязычной компетенции будущих специалистов сферы туризма в вузах культуры и искусств
Культурно-творческое развитие режиссеров руководителей любительских театров в вузах и учреждениях культуры и искусств iconXvii фестиваль франкофонных любительских театров – программа

Культурно-творческое развитие режиссеров руководителей любительских театров в вузах и учреждениях культуры и искусств iconXviii фестиваль франкофонных любительских театров – программа
Жило-было дерево (по произведениям Жюля Ренара, Жана Тардьё, Робера Десноса и др.)
Культурно-творческое развитие режиссеров руководителей любительских театров в вузах и учреждениях культуры и искусств iconТворческо – досуговая деятельность
Светлоградского муниципального учреждения культуры «Центральный Дом культуры» является предоставление населению разнообразных услуг,...
Культурно-творческое развитие режиссеров руководителей любительских театров в вузах и учреждениях культуры и искусств iconXx фестиваль франкофонных любительских театров – программа
Только Бог имеет право меня будить (по произведению Эрика-Эммануила Шмитта «Оскар и Розовая дама»)
Культурно-творческое развитие режиссеров руководителей любительских театров в вузах и учреждениях культуры и искусств iconXvi фестиваль франкофонных любительских театров – программа
Красная шапочка, Белоснежка, Кот в сапогах, Людоед, который пытается разбудить спящую красавицу (свободная вариация)
Культурно-творческое развитие режиссеров руководителей любительских театров в вузах и учреждениях культуры и искусств iconФормирование патриотизма у студентов вузов культуры и искусств в...
Диссертация выполнена на кафедре педагогики и психологии Московского государственного университета культуры и искусств

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
skachate.ru
Главная страница