Лекция №5 Тема: Современный методический стандарт обучения иностранному языку в школе




Скачать 55.02 Kb.
НазваниеЛекция №5 Тема: Современный методический стандарт обучения иностранному языку в школе
Дата публикации05.05.2013
Размер55.02 Kb.
ТипЛекция
skachate.ru > Культура > Лекция
Лекция № 5

Тема: Современный методический стандарт обучения иностранному языку в школе.
Вопросы:

  1. Компоненты, предполагающие содержание современного методического стандарта обучения иностранному языку в школе.

  2. Содержание обучения в рамках базового курса в основных средствах обучения – УМК (учебно-методических комплексах).




  1. Современный методический стандарт обучения иностранному языку в школе.


Методический стандарт – это общепринятая и закрепившаяся в практическом опыте норма (образец, эталон, модель) обучающей деятельности учителя, в которой есть типичные, характерные, повторяющиеся и соответствующие современным достижениям науки черты.
Методический стандарт вбирает в себя все целесообразное и ценное, что накапливается передовой наукой и практикой. Стандарт в обучении иностранным языкам – это все лучшее, что утверждается в самой широкой отечественной и зарубежной практике и становится характерным, общеприянятым и типичным в работе учителя.
Методический стандарт включает в себя:

  1. концепцию обучения;

  2. метод, принципы и приемы обучения;

  3. отбор речевого материала и учебной тематики;

  4. эффективность учебной работы.


Рассмотрим более подробно эти компоненты.

  1. Гуманизация образования – это индивидуальный подход к учащимся, работа учащихся над индивидуальными проектами с использованием альтернативных учебников и пособий, этот компонент (гуманизация образования) предполагает также максимальную реализацию творческого замысла учителя, сосредоточение его внимания на личности ученика, что ведет к раскрытию личностного потенциала ученика.

  2. Учет личностных запросов каждого школьника – важный компонент современного подхода к ученику и классу. Регулярное внимание учителем мнений, интересов и пожеланий учащихся встречается сегодня все чаще, становится привычным, т.е. превращается в стандарт.

  3. Индивидуальные консультации учителя – сегодня они все больше используются для того, чтобы полнее раскрыть индивидуальный потенциал личности каждого ученика, оказать ему необходимую помощь, дать консультацию и др.

  4. Существенный компонент- это выявление доступными учителю средствами психологического состояния ученика. Доверительная беседа, педагогическое наблюдение за учащимися, советы психолога – все это позволяет установить необходимый для обучения иностранному языку контакт с учеником и является важной составной частью современной педагогической культуры.

  5. Взаимодействие учителя и учащихся в учебной работе предполагает обмен мнениями и знаниями между учителем и учеником. Все более привычной становится ситуация, при которой не только ученик черпает знания от учителя, но и учитель (рассчитывает на информацию, получаемую от учащихся).

  6. Коммуникативно-ориентированный метод обучения иностранным языкам. (И.Л. Бим, Е.И. Пассов). Анализ методических концепций показывает, что коммуникативно-ориентированное обучение представляет собой модель процесса общения, готовит учащихся к практическому общению на иностранном языке, делает главным усвоение определенного содержания общения, а вспомогательным - усвоение изолированных речевых структур.


Принципы обучения, которые включают в себя современный методический стандарт.

Принципы представляют собой основные правила обучающей деятельности учителя иностранного языка, отражающие существенное и закономерное в методике. Не все методические принципы сегодня можно включить в методический стандарт, например, принцип устного опережения на определенном этапе развития методики считался стандартным и использовался не всегда.

Одним из важнейших принципов коммуникативно-ориентированного обучения иностранному языку является ситуативность. В соответствии с этим принципом упражнения для учащихся имеют ситуативную основу и усиливают мотивы школьников говорить, читать, слушать или писать на иностранном языке. Принцип ситуативности неотделим от принципа коллективного взаимодействия. В соответствии с этим принципом школьники работают в парах, небольших подгруппах или целым классом, решая при этом общую коллективную речемыслительную задачу. Этот принцип также означает создание особых, доверительных отношений между учащимися, взаимную помощь и поддержку.

Для организации и стимулирования коллективной работы важен принцип жизненной ориентации обучения, это означает, что выбор учебной тематики, приемов работы, характера заданий в соответствии с данным принципом должен отражать жизненный опыт учащихся.

Практически ориентированное обучение невозможно без реализации принципа соответствия заданий речемыслительной деятельности. Данный принцип означает, что обучение практическому общению будет тем успешнее, чем полнее в учебном процессе воплотятся особенности речемыслительной деятельности школьников.

Принцип вовлечения в речемыслительную деятельность. Реализация этого принципа во многом зависит от того, как предъявляется учебный материал, который должен предполагать градуированный особый характер заданий с постепенным нарастанием их речемыслительной сложности. Вовлечение учащихся в речемыслительную деятельность во многом зависит от того, насколько личностно-ориентированной является их самостоятельная работа.

Принцип личностно-ориентированной самостоятельной работы значительно повышает ее эффективность, становится важным методическим ориентиром в работе учителя.

Вновь возвращается принцип филологизации обучения иностранному языку. Учебные пособия все чаще предусматривают лексические игры, систематизацию лексико-грамматического материала, работу с фразеологическими единицами языка. А современные тестовые задания все чаще ориентируют учащихся на знание вокабуляра, фразовых глаголов, фразеологических оборотов, грамматических конструкций. Принципы обучения, включенные в методический стандарт обучающей деятельности учителя иностранного языка реализуется в методических приемах.

    1. Прием ролевого общения. Сегодня ролевое общение становится методически общепринятым и характерным признаком современного урока. В ролевом общении всегда присутствует проблемность, которая может стимулировать также и дискуссионное общение. Прием дискуссионного общения означает, что вовлечение учащихся в проблемное обсуждение сегодня считается обязательным компонентом процесса обучения иностранного языка.

    2. Прием формирования ориентировочной способности учащихся на уроках иностранного языка – сегодня достаточно типичен в обучении. Без этого приема говорение остается формальным воспроизведением заученного и недостаточно содействует практическому овладению иностранного языка.

    3. Прием систематизации языковых знаний предусматривает знакомство с речевыми образцами, формулирование собственных выводов, знакомство с правилами, речевые действия «по правилам» и языковое наблюдение за собственной речью.

В методический стандарт включается также стандартизированный контроль в форме тестов, эффективность обучения, т.е. степень достижения обязательного уровня знаний, который наиболее полно описан во Временном государственном образовательном стандарте по иностранному языку (см. проект данного стандарта в журнале ИЯШ – 1993 - №5, 1994 - №2).

Эффективность обучения как компонент методического стандарта означает, что в достижении поставленных учителем целей взаимодействуют усилия и возможности как учителя, так и ученика.

Итак, в современный методический стандарт учителя иностранного языка включены следующие компоненты.

  1. концепция;

  2. метод;

  3. принципы и приемы;

  4. отбор материала;

  5. эффективность обучения.


Содержание компонентов:

  1. познавательные способности;

  2. коммуникативные умения;

  3. языковые знания, умения, навыки;

  4. социокультурные знания, умения, навыки;

  5. отношение к изучаемой культуре.



Литература:

  1. Современный методический стандарт обучения иностранного языка в средней школе // ИЯШ, № 1, 1996. с. 5-12.

  2. Бим И.Л. Содержание обучения немецкому языку в базовом курсе // № 2, 1996.

  3. Новые учебно-методические комплексы под ред. И.Л.Бим, Л.В. Садомова.

Похожие:

Лекция №5 Тема: Современный методический стандарт обучения иностранному языку в школе iconЛекция №1 Тема: Методика обучения основному иностранному языку как...
Научно-теоретические основы методики обучения иностранного языка в средней школе
Лекция №5 Тема: Современный методический стандарт обучения иностранному языку в школе iconПрограмма по русскому языку 3 класс
Курс русского языка в начальной школе – часть единого непрерывного курса обучения, поэтому он ориентирован на предмет и цели обучения...
Лекция №5 Тема: Современный методический стандарт обучения иностранному языку в школе iconЛекция №7 Тема: Контроль знаний, умений навыков по иностранному языку
Требования к проведению контроля знаний, умений, навыков учащихся по иностранному языку
Лекция №5 Тема: Современный методический стандарт обучения иностранному языку в школе iconПсихолого-педагогические основы взаимосвязанного обучения аудированию...
Исследуя проблему обучения иностранному языку, ученые1 выделили следующие психолого-педагогические принципы, способные обеспечить...
Лекция №5 Тема: Современный методический стандарт обучения иностранному языку в школе iconРабочая программа составлена на основе программы «Русский язык»
Курс русского языка в начальной школе – часть единого непрерывного курса обучения, поэтому он ориентирован на предмет и цели обучения...
Лекция №5 Тема: Современный методический стандарт обучения иностранному языку в школе iconПримерная программа основного общего образования по иностранному языку
Стандарт среднего (полного) общего образования по иностранному языку (базовый уровень)
Лекция №5 Тема: Современный методический стандарт обучения иностранному языку в школе iconРабочая учебная программа дисциплина Теория и методика обучения иностранному...
Программа имеет цель формирования знаний методических основ преподавания иностранного языка на младшей ступени обучения, а также...
Лекция №5 Тема: Современный методический стандарт обучения иностранному языку в школе iconПрограмма дисциплины «Теория и методика обучения иностранному языку»...
Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки учителей информатики и английского языка...
Лекция №5 Тема: Современный методический стандарт обучения иностранному языку в школе iconТема Научный
«Слуховые невербальные опоры как средство обучения учащихся основной школы иностранному языку»
Лекция №5 Тема: Современный методический стандарт обучения иностранному языку в школе iconТребования к государственному экзамену дисциплина Основной иностранный...
Основной иностранный язык (английский), теория и методика обучения иностранному языку

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
skachate.ru
Главная страница