Становление теории и практики физической культуры как самостоятельного учебного предмета в средних общеобразовательных учебных заведениях России во второй половине XIX начале XX вв




НазваниеСтановление теории и практики физической культуры как самостоятельного учебного предмета в средних общеобразовательных учебных заведениях России во второй половине XIX начале XX вв
страница1/10
Дата публикации26.02.2013
Размер2.02 Mb.
ТипАвтореферат
skachate.ru > Культура > Автореферат
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО «Глазовский государственный педагогический институт


имени В.Г. Короленко»


На правах рукописи


Наговицын Роман Сергеевич



Становление теории и практики

физической культуры

как самостоятельного учебного

предмета в средних общеобразовательных

учебных заведениях России

во второй половине XIX – начале XX вв.
13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования

Диссертация на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук


Научный руководитель:

доктор педагогических наук,

профессор М.А. Захарищева


^

Киров - 2008




Содержание


Введение....................................................................................................

3

Глава 1. Разработка вопросов обучения физической культуре в российской педагогике во второй половине XIX – начале XX в.




1.1. Основные понятия современной педагогической науки, описывающие феномен физической культуры…………………………….

13

1.2. Этапы становления теории и практики физической культуры как самостоятельного учебного предмета в средних общеобразовательных учебных заведениях России во второй половине XIX – начале XX в……


26

1.3. Анализ теоретических концепций обучения физической культуре во второй половине XIX – начале XX в…………………………………….


54

Выводы по I главе……………………………………………………………

75

ГЛАВА 2. Практика обучения физической культуре в средних общеобразовательных учебных заведениях во второй половине XIX – начале XX в.




2.1. Модели обучения физической культуре в средних учебных заведениях во второй половине XIX – начале XX в……………………….


78

2.2. Анализ программ обучения физической культуре во второй половине XIX – начале XX в………………………………………………..


105

2.3. Профессионально – педагогическая подготовка преподавателей физической культуры во второй половине XIX – начале XX в…………..


127

Выводы по II главе…………………………………………………………...

153

Заключение……………………………………………………………………………..

155

Библиография……………………………………………………………….

161



Введение

Проблема сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения была и остается одной из важнейших проблем человеческого общества. В настоящее время наблюдается ухудшение здоровья молодёжи и значительное сокращение количества граждан, годных к военной службе. Очевидно, необходимо реформирование предмета «Физическая культура» как дисциплины, направленной на поддержание здоровья обучающихся. В ходе исследования выявлены объективные противоречия, которые определяют актуальность темы исследования:

- между признанием ценности физической культуры для каждого члена общества и невысоким уровнем повседневной культуры здорового образа жизни;

- между глубоко проработанными концепциями физической культуры в теории педагогики и недостаточным их освоением педагогической практикой;

- между существующими многочисленными инновациями в обучающих технологиях и во многом традиционными занятиями физической культурой в школе;

- между богатым историко - педагогическим опытом в области физического развития подрастающего поколения и недостаточным осмыслением и освоением конструктивных идей в современной практике физической культуры подрастающего поколения.

Изучение опыта становления физической культуры в общеобразовательных заведениях России во второй половине XIX – начале XX в. дает возможность определить пути и перспективы развития физической культуры в образовательных учреждениях на современном этапе.

Исходя из этого, мы сформулировали тему нашего исследования: «Становление теории и практики физической культуры как самостоятельного учебного предмета в средних общеобразовательных учебных заведениях России во второй половине Х1Х – начале ХХ вв.»

Во второй половине XIX – начале XX в. проявилось несоответствие программ обучения в общеобразовательной школе России потребностям социально-экономического, культурного и военного развития страны. Это выдвинуло задачу реформы народного образования в число первоочередных. Прогрессивная общественность требовала не только радикальной перестройки всей школьной системы, но и существенного обновления содержания образования, изменения характера и средств учебно-воспитательной работы. Одним из вопросов, привлекавших внимание педагогической общественности, была физическая культура, которой вплоть до 1890-х годов не уделялось должного внимания в средних учебных заведениях.

^ Хронологические рамки исследования охватывают период 1889–1917 гг. Это объясняется тем, что в этот период наблюдаются существенные изменения в состоянии физического воспитания в общеобразовательных учреждениях. Ограничение исторического периода обусловлено двумя наиболее значимыми датами для процесса развития физической культуры: 1889 г. – год опубликования и массового внедрения первой программы по физической культуре, введение её как обязательной дисциплины в мужские учебные заведения; 1915-1917 гг. – милитаризация школы в связи с I мировой войной;

1917 г. хронологически завершил время целого периода в истории российского образования.

Степень изученности проблемы. Вопросы истории физической культуры в России стали предметом изучения в различные периоды истории.

В современной отечественной историографии ряд историко-педагогических исследований посвящен различным аспектам развития среднего образования, анализу его содержания: М. В. Богуславский (1993) [18], Г. Н. Козлова (1996) [91], З. И. Равкин (1994) [167], О. В. Савинова (2000) [181]. Вопросы развития теории и практики общей педагогики второй половины XIX – начала XX в. рассмотрены в работах историков педагогики: С. Н. Максимовой (2002) [119], В. Г. Пряниковой (1994) [163], Л. А. Степашко (1980) [196], Н. П. Юдиной (2004) [225]. Проблемами русской дидактики конца XIX – начала XX в. занимались С. Ф. Егоров (1987) [59] и И. Г. Машечкова (1995) [126].

Историю и философию образования дореволюционной и послереволюционной России отразили в своих научных трудах Б. М. Бим-Бад (1998) [14], Б. С. Гершунский (2002) [35], Э. Д. Днепров (1999) [54], М. А. Захарищева (2002) [95], Г. Б. Корнетов (1994) [97], В. Б. Помелов (2000) [155], З. И. Равкин (1996) [168], В. А. Сластенин (2000) [191].

Аксиологические приоритеты отечественного образования на основе историко-педагогического опыта рассматриваются в работах М. А. Захарищевой (1999) [94], С. Н. Максимовой (2002) [119], З. И. Равкина (1994) [167], Д. А. Разживиной (2005) [169], Н. М. Шкляевой (2005) [221].

В дореволюционный период историко-педагогические исследования А. Д. Бутовского (1914) [22], В. Е. Игнатьева (1912) [77] и др. посвящены отдельным аспектам истории физической культуры. И. А. Алешинцев (1912) [2], М. И. Демков (1891) [52], П. Ф. Каптерев (1905) [87] и С. В. Рождественский (1902) [171] проанализировали развитие среднего образования в свете происходивших в XIX веке образовательных реформ. Проблеме соотношения формального и реального компонентов содержания образования посвящены труды П. Ф. Каптерева (1905) [87], В. Я Стоюнина [199] и К. Д. Ушинского [203].

В советский период появились теоретические исследования: Е. Ю. Зеликсон (1940) [72], Д. А. Крадмана (1950) [99]; историко-педагогические: Р. А. Геворкяна (1975) [33], А. Е. Григорьева (1966) [41], Г. А. Дюперрона (1924) [57], А. В. Шушпанова (1975) [222]; исторические: Г. Д. Харабуги (1953) [210], К. В. Цуркана (1966) [219] и других.

Историко-педагогические исследования современного периода истории О. И. Васильевой (1996) [26], Е. А. Казановой (1996) [84] и Н. А. Поплутиной (1996) [157] посвящены анализу подготовки и профессиональной совершенствования учителей. В исторических трудах Д. Г. Ефимов (2000) [62] и С. А. Кашуба (2004) [88] рассматривают отдельные вопросы физической культуры и спорта.

Анализ историографии становления физической культуры в России во второй половине XIX – начале XX в. показывает, что, несмотря на наличие ряда исследований и монографий, позволивших выявить и накопить фактический материал, многие аспекты интересующей нас темы не получили должного внимания с позиции методологии современной педагогики. А именно, не изучено развитие теории и практики физической культуры в различных средних учебных заведениях России. Нуждается в дальнейшем изучении скаутское движение и «потешные полки» среди учащихся общеобразовательных школ.

Проблема исследования может быть сформулирована в виде вопроса «Как в процессе исторического развития разрешалось противоречие между теоретическим и программным обеспечением процесса развития физической культуры в средней школе и практической реализацией этого процесса в рассматриваемый период?»

Объект исследования – физическая культура как самостоятельный предмет учебного плана средней школы.

Предмет исследования – процесс становления теории и практики физической культуры как учебного предмета средней школы России во второй половине XIX – начале XX в.

^ Цель исследования – представить в целостном виде процесс становления теории и практики физической культуры в средних общеобразовательных учебных заведениях России во второй половине XIX – начале XX в. и обобщить положительный историко-педагогический опыт, который может быть использован в современной школе.

^ Задачи исследования:

1. Определить основные этапы становления физической культуры как самостоятельного учебного предмета и подходы к обучению физической культуре во второй половине XIX – начале XX в.

2. Проанализировать ведущие теоретические концепции обучения физической культуре.

3. Охарактеризовать модели обучения физической культуре в средних учебных заведениях второй половины XIX – начала XX в.

4. Выявить этапы развития профессионально-педагогического образования по подготовке учителей физической культуры во второй половине XIX – начале XX в.

5. Обосновать конструктивные предложения по решению актуальных проблем развития физической культуры в средних учебных заведениях на современном этапе.

Теоретико-методологической основой исследования являются современные методологические подходы к изучению историко-педагогического процесса: аксиологический (М. А. Захарищева, З. И. Равкин), парадигмальный (М. В. Богуславский, Г. Б. Корнетов, З. И. Равкин), культурологический (М. М. Бахтин, В. С. Библер); философские концепции образования (Б. С. Гершунский, В. С. Розов, П. Г. Щедровицкий); методологические разработки по истории образования (М. В. Богуславский, С. Ф. Егоров, Г. Б. Корнетов); общедидактические теории определения содержания образования (В. В. Краевский, И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин); теоретико-методологические разработки в сфере физической культуры (Ю. М. Николаев, А. Д. Новиков, В. И. Столяров); антропологические концепции физического образования (Е. М. Дементьев, П. Ф. Лесгафт); исследования в области валеологии (В. В. Кузин, А. П. Матвеев, Б. А. Никитюк); социологические исследования в области физической культуры и спорта (Л. П. Матвеев, Н.И. Пономарев).

^ Методы исследования:

В исследовании используется комплекс общетеоретических методов (анализ, синтез, актуализация, систематизация) и историко-педагогических методов:

1. Сравнительно-сопоставительный – анализ процесса развития теории, методики и практики физической культуры на различных исторических этапах, раскрытие их специфики.

  1. Историко-структурный – выявление основных системообразующих компонентов концепций содержания физической культуры и курсов физического образования.

  2. Конструктивно-генетический – на основе изучения исторического опыта обучения физической культуре в дореволюционных средних учебных заведениях формулирование позитивных выводов, актуальных для развития современной физической культуры в средней школе.

^ Источниковая база исследования:

  1. Труды философов, педагогов и психологов по проблеме исследования (В. В. Гориневский, В. Е. Игнатьев, П. Ф. Каптерев, П. Ф. Лесгафт, И. А. Сикорский, К. Д. Ушинский и другие), исследования анатомов, физиологов, антропологов, медицинских работников в области физической культуры (Н. О. Гагман, Н. П. Гундобин, Е. Н. Залесова, П. И. Иванов, И. П. Павлов, Н. И. Пирогов, И. М. Сеченов, А. Н. Филиппов и другие).

  2. Официальные государственные документы (уставы и распоряжения по гимназиям, прогимназиям и реальным училищам Министерства народного просвещения, министерские постановления, планы, программы и инструкции).

  3. Материалы Государственного архива Российской Федерации (ГАРФ), Научного архива Российской Академии Образования (НАРАО), Российского Государственного Военно-исторического архива (РГВИА).

  4. Материалы педагогических съездов: материалы II съезда русских деятелей по техническому и профессиональному образованию (1895–1896 гг.), заседания комиссий по физическому воспитанию (1915 г.).

  5. Публикации периодической педагогической печати, отражающие состояние практической работы средних учебных заведений и обучения физической культуры во второй половине XIX – начале XX в.

  6. Труды педагогов-методистов современной России (В. К. Бальсевич, Ю. Н. Евсеев, В. С. Кузнецов, Л. П. Матвеев, Ю. М. Николаев, А. Д. Новиков, Н. И. Пономарев, Ж. К. Холодов и другие).

^ Научная новизна исследования: предложена внутренняя периодизация развития рассматриваемой проблемы; обозначены доминирующие подходы в обучении физической культуре и её цели на каждом этапе развития; определены модели обучения физической культуре в средних общеобразовательных учебных заведениях во второй половине XIX – начале XX в.; выявлена воспитательная цель обучения физической культуре в учебных заведениях как доминирующая, в многочисленных программных и законодательных документах, включая программы «потешного» и бойскаутского движений; обоснованы конструктивные идеи для разработки физической культуры в образовательных учреждениях на современном этапе.

^ Теоретическая значимость исследования: обобщение процесса развития теории и практики физической культуры в школе во второй половине XIX – начале XX в. вносит вклад с позиции аксиологической проблематики в историю педагогики; уточнено для терминологической определенности содержание основных понятий («физическая культура», «физическое воспитание», «физическое (физкультурное) образование»); представлен в целостном виде исторический процесс развития теории и практики физической культуры как самостоятельного учебного предмета в школе во второй половине XIX – начале XX в.; раскрыто содержание основных понятий интересующей нас проблемы; результаты исследования влияют на объективную оценку периода второй половины XIX – начала XX в. в истории отечественной педагогики.

^ Практическая значимость исследования определяется тем, что исследование содействует уточнению представления о содержании физической культуры; позволяет систематизировать передовой опыт по данной проблеме. Материалы исследования используются в курсе истории педагогики и физической культуры, составляют основу спецкурса и спецсеминара для студентов физкультурных и педагогических вузов и могут быть использованы в системе подготовки и переподготовки педагогических кадров.

^ Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечиваются исходными непротиворечивыми методологическими позициями автора; выбором комплекса методов исследования; опорой на принципы историзма, объективности; соответствием принципиальных положений, полученных научных результатов и выводов диссертации целям и задачам проведённого исследования; широтой и разнообразием привлечённых источников.

^ На защиту выносятся следующие положения:

1. Внутренняя периодизация становления физической культуры как самостоятельного учебного предмета в средних общеобразовательных учебных заведениях предполагает наличие трёх этапов: первый – гимнастический (1889–1900 гг.); второй – игровой (1900–1910 гг.); третий – спортивный – (1910–1917 гг.) и доминирующих подходов в обучении физической культуре: традиционно-классический, массово-оздоровительный и креативно-прикладной.

  1. Анализ теоретических концепций позволил выявить основные идеи в сфере физической культуры во второй половине XIX – начале XX в.:

а) индивидуализация и дифференциация учащихся на уроке физической культуры на основе медицинских и антропометрических исследований способствуют достижению высокого уровня здоровья и физического развития учащихся в средней школе (Д. Д. Бекарюков, Н. В. Вяземский, Н. П. Гундобин, Е. М. Дементьев, П. И. Иванов, Е. А. Покровский и другие);

б) занятия физической культурой в школе содействуют формированию телесной эстетики и правильному пониманию физической культуры как особого вида искусства (Н. О. Гагман, Е. Н. Залесова и другие);

в) образование и приобщение учащихся к духовным ценностям средствами физической культуры является главным условием формирования целостной гармонично развитой личности (П. Ф. Каптерев, Д. И. Писарев, К. Д. Ушинский и другие);

г) физическая культура в школе оказывает влияние на функционирование внутренних органов и психические процессы, связанные с эмоциями, быстротой мыслительных процессов, волевыми качествами и т. п. В результате тренировок с использованием физических упражнений растёт выносливость организма, улучшается быстрота и точность движений (И. П. Павлов, Н. И. Пирогов, И. М. Сеченов и другие);

д) занятия физической культурой в учебных заведениях содействуют развитию интеллектуального потенциала личности (В. В. Гориневский, П. Ф. Лесгафт, И. А. Сикорский и другие);

е) воспитание уравновешенного, энергичного, стойкого, сильного духом и телом человека средствами физической культуры в школе способствует развитию в нём будущего полезного члена семьи, общества, гражданина и защитника Отечества (А. Д. Бутовский, М. И. Драгомиров, А. Н. Филиппов и другие).

3. В развитии физической культуры в средних учебных заведениях сложились четыре основные модели обучения физической культуре: общественнонаправленная, индивидуально-дифференцированная, здоровьесберегающая и здоровьеразвивающая.

4. В истории становления физической культуры как самостоятельного учебного предмета в средних учебных заведениях по характеру и форме образовательной деятельности нами выявлены четыре этапа в развитии профессионально-педагогического физкультурного образования: создание научно-теоретических основ профессионально-педагогической физкультурной подготовки (1889–1900 гг.); становление системы профессионально-педаго­гической подготовки кадров для физкультурного образования молодёжи (1900–1905 гг.); развитие системы специализированных учебных заведений по подготовке кадров для частных, средних и низших учебных заведений (1905–1910 гг.); спортивная переориентация подготовки специалистов для физической культуры в сфере профессионально-педагогического образования (1910–1917 гг.).

5. Сравнительно-сопоставительный анализ этапов развития исследуемой проблемы позволил обосновать конструктивные педагогические идеи, актуальные для современной физической культуры в школе:

а) мониторинг индивидуального развития каждого учащегося, практиковавшийся в средней школе во второй половине XIX – начале XX в., позволил бы решить проблемы обучения физической культуре в современной школе;

б) на примере организации учебного процесса в средней школе второй половины XIX – начала XX в., современная общеобразовательная школа может создать условия для систематических занятий физической культурой и спортом;

в) воспитательный потенциал физической культуры в аспекте патриотического и гражданского воспитания, как показывает исторический опыт, может быть значительно богаче по сравнению с его реализацией в современной школе;

г) урок физической культуры может стать содержательно более разнообразным, обогащенным современными видами спорта, что сделает его более привлекательным для подростков.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Похожие:

Становление теории и практики физической культуры как самостоятельного учебного предмета в средних общеобразовательных учебных заведениях России во второй половине XIX начале XX вв iconПлан Вступление. Политика России на Дальнем Востоке во второй половине...
Развитие отношений России и Америки во второй половине XIX в а) Роль России в период Гражданской войны в сша(1861-1865 гг.) б) Историография...
Становление теории и практики физической культуры как самостоятельного учебного предмета в средних общеобразовательных учебных заведениях России во второй половине XIX начале XX вв icon«Органы местного самоуправления в России в середине XIX века»
Реферат по спецкурсу «местное самоуправление в россии во второй половине XIX – начале XX века» на тему
Становление теории и практики физической культуры как самостоятельного учебного предмета в средних общеобразовательных учебных заведениях России во второй половине XIX начале XX вв icon  Научно-методическое обеспечение физического воспитания учащейся...
Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры
Становление теории и практики физической культуры как самостоятельного учебного предмета в средних общеобразовательных учебных заведениях России во второй половине XIX начале XX вв iconОтечественная история
Внешняя политика России на Дальнем Востоке во второй половине XIX — начале XX вв
Становление теории и практики физической культуры как самостоятельного учебного предмета в средних общеобразовательных учебных заведениях России во второй половине XIX начале XX вв iconВ средних общеобразовательных учебных заведениях
Рекомендовано Ученым советом Национальной академии образования им. Ы. Алтынсарина (протокол №5 от 26 мая 2010 года)
Становление теории и практики физической культуры как самостоятельного учебного предмета в средних общеобразовательных учебных заведениях России во второй половине XIX начале XX вв iconПлан глава Политические и социально-экономическое развитие России...
Политические и социально-экономическое развитие России в начале XIX в. 3
Становление теории и практики физической культуры как самостоятельного учебного предмета в средних общеобразовательных учебных заведениях России во второй половине XIX начале XX вв iconСпортивно ориентированное физическое воспитание учащихся 10-11 лет...
Работа выполнена на кафедре теории и методики физической культуры Чайковского государственного института физической культуры
Становление теории и практики физической культуры как самостоятельного учебного предмета в средних общеобразовательных учебных заведениях России во второй половине XIX начале XX вв iconРеферат Япония во второй половине XIX начале XX века
В конце 60-х годов XIX века в Японии произошли события, круто изменившие ход исторического развития этой страны. В официальной японской...
Становление теории и практики физической культуры как самостоятельного учебного предмета в средних общеобразовательных учебных заведениях России во второй половине XIX начале XX вв iconВеликая реформа и рождение нового предпринимательства во второй половине XIX начале XX века

Становление теории и практики физической культуры как самостоятельного учебного предмета в средних общеобразовательных учебных заведениях России во второй половине XIX начале XX вв iconСодержание
Эволюция промышленного капитализма во второй половине xix–начале XX в. Вторая технологическая революция 9

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
skachate.ru
Главная страница